В 1763 – 1764 она провела секуляризацию земель (поместья монастырей поступили в фонд государства). В 1764 упразднено гетманство на Украине, а в столице основано первое женское учебное заведение при Смольном монастыре. В интересах дворянства учредила в 1765 Вольное экономическое общество, призванное содействовать свободному обсуждению крестьянского вопроса, год спустя началось генеральное межевание российских земель. Переписывалась с Вольтером и французскими энциклопедистами, подкрепляя дружбу щедрыми денежными подарками. Взгляды императрицы совмещали практически несовместимое: либеральные воззрения и самодержавно-крепостнические устремления, при этом сама она осуждала крепостничество, но понимала, что укрепившееся дворянство не потерпит сокращения своих владельческих прав. В 1767 ею была созвана Уложенная комиссия – «для сочинения проекта» реформирования правовой системы. «Наказ» для нее был скомпилирован из сочинений просветителей (Монтескье, Беккариа). Оказавшаяся неуправляемой, а посему неугодной, комиссия была в 1768 распущена под предлогом войны с Турцией. До середины 1770 -х абсолютизм Екатерины был «просвещенным». Модернизировав аппарат управления, она создала благоприятные условия для свободы предпринимательства, развития финансовой системы. Велевшая докладывать обо всех новостях науки, самодержица первой в стране в 1767 сделала прививку оспы себе и сыну, дав пример подданным, в 1786 подписала указ о создании народных училищ. Распространение в последний год ее правления дворянских уездных и губернских собраний было шагом к становлению гражданского общества. Испытанием для «просвещенности» ее самодержавия стало восстание Е.И.Пугачева 17731775 . Во избежание нового бунта, она провела в 1775 реформу местного управления, обеспечив в силу увеличения числа губерний «контроль над умами» в самых отдаленных провинциях. Нарастание революционного движения в Европе , рост передовой общественной мысли в России обусловили обострение реакционного курса, направляемого ею лично.

http://drevo-info.ru/articles/14119.html

Опыт воспитательной деятельности лег в основу педагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате “Мысли о воспитании” (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции (где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии (где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате “славной революции” стал английским монархом). Вернувшись в 1689 на родину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственных должностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в доме леди Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основное произведение “Опыт о человеческом разумении” начал писать в 1671, опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого, им написаны “Послание о веротерпимости” (1689), “Два трактата о правлении” (1690), “Разумность христианства” (1695) и др. 84 ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715 – 71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве. Считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: “Об уме” (1758), “О человеке” (1773, посмертно). 85 СТЮАРТ Дугалд (Дугальд) Англия. Родился 22 ноября 1753 г., Эдинбург. Умер 11 июня 1828 г., Эдинбург. Философ и экономист. Почетный член РАН с 29 октября 1795 г. 86 Синклер Б. ФЕРГУСОН. Автор книги “В поисках Божьей воли.” 87 ШЕЛЛИНГ, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ (Schelling, Friedrich Wilhelm Joseph) (1775—1854), немецкий философ, родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта. В 1792 получил степень магистра философии в Тюбингенском университете. Увлекался революционными идеями, характерными для того времени В 1803 Шеллинг — профессор философии Вюрцбургского университета, в 1806 — штатный член Баварской академии наук в Мюнхене, где он обосновался на 35 лет (с перерывом на семь лет, когда был профессором в Эрлангенском университете).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3034...

Как «побудитель к заведению» собрания, М. был избран его председателем, М. В. Приклонский - «наместником» (т. е. заместителем), А. А. Барсов - секретарем. Членами собрания стали кнг. Е. Р. Дашкова, Н. И. Новиков, позднее А. П. Сумароков, В. Г. Рубан, М. Н. Муравьёв, Фонвизин, А. М. Кутузов, П. Г. Демидов, А. А. Нартов, Потёмкин-Таврический, Н. П. Рычков, Херасков, М. М. Щербатов, др. литераторы, всего 51 чел. В «Опыте трудов Вольного Российского собрания» (1774-1783. Ч. 1-6) публиковались материалы по рус. истории XVII - нач. XVIII в., оригинальные и переводные статьи, стихи. Здесь были напечатаны речь М., произнесенная при открытии собрания (1774. Ч. 1), а также перевод М. из Вольтера - «Опыт перевода с французского. Вопросы человека, ничего не знающего» (1775. Ч. 2), речи Барсова, С. Г. Зыбелина. В 70-х гг. XVIII в. М. выполнил стихотворные переводы на нем. язык од поэта И. А. Верещагина: «Ода на торжество заключенного мира между Россиею и Оттоманскою Портою» (Кючук-Кайнарджийского мира 1774 г.; Ode auf die Feier des zwishen dem Russischen Reiche und Ottomanischen Pforte abgeschlossenen Friedens; отд. изд.: 1775) и «Ода, которою… Московский университет изъявляет свою радость о благополучном возвращении из чужих краев первого своего учредителя и куратора… Ивана Ивановича Шувалова» (Ode mit welcher die kais. Universitat zu Moskau uber die gluckliche Zuruckkunft ihres ersten Stifters und Kurators… Iwan Iwanovitch Schuwalov… ihre unterhanige Freude bezeugt; отд. изд.: 1777). Собрание издало «Церковный словарь…» (1773-1779. Ч. 1-3), подготовленный прот. П. А. Алексеевым, печатало работы Муравьёва, Ф. Н. Голицына. 15 дек. 1778 г. по инициативе Хераскова и М. при ун-те был основан Московский благородный пансион - закрытое учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей. Секретарь М., воспитанник Московского ун-та А. А. Прокопович-Антонский, через своего начальника впоследствии ходатайствовал о передаче пансиону бывшего дома Межевой канцелярии, что и было осуществлено в 1790 г., и с 1791 г.

http://pravenc.ru/text/2562888.html

Из уст подобных дворян-космополитов, почвы, на которой, собственно, и выросло масонство, нередко можно было услышать: «Я не знаю русского языка. Покойный батюшка его терпеть не мог, да и всю Россию ненавидел; и сожалел, что он в ней родился; полно, этому дивиться нечему; она и подлинно этого заслуживает» (Трутень. Лист 3). Новиков презирает и ненавидит подобных дворян. Его симпатии на стороне простого русского народа, и прежде всего крестьян, которых он показывает трудолюбивыми и добродетельными, страдающими от притеснения дворян-космополитов. Очевидно, что Новиков стоит на позиции реформирования русской жизни на национальных основах. Именно для этого им издаются сборники произведений древней русской литературы «Древняя российская вивлиофика» (1773–1775), которые свидетельствуют о величии духа русских людей. В предисловии Новиков писал: «Не все у нас еще, слава Богу! заражены Франциею; но есть много и таких, которые с великим любопытством читать будут описания некоторых обрядов, о сожитии предков наших употреблявшихся; с не меньшим удовольствием увидят некое начертание нравов и обычаев и с восхищением познают великость духа их, украшенного простотою». Участие Новикова в работе масонской организации – трагедия его жизни. Масонские конспираторы использовали политическую наивность Новикова, убедив и его, что в рамках масонских лож он сможет реализовать свои просветительские замыслы, обещав ему помощь и поддержку. Руководители вольных каменщиков использовали Новикова и его широкую просветительскую деятельность в качестве ширмы для своих преступных планов. Он был приглашен вступить в ложу «Астрея» в 1775-м, в возрасте 31 года, хотя, безусловно, имел такие возможности и раньше (в то время абсолютное большинство представителей правящего класса вступало в ложи в возрасте 18–25 лет). Как справедливо отмечал исследователь творчества Новикова Г.П. Макогоненко, в масонском ордене Новиков сразу же «занял независимую позицию», ополчившись в своих статьях против самих идеологических основ антиобщественной философии масонства. «На этой почве между Новиковым и руководителями русских розенкрейцеров – мистиком Шварцем, а позже политическим авантюристом Шредером – завязалась борьба, а между ним и остальными “братьями” возникла “холодность”. Попав вскоре даже в число руководителей московского ордена розенкрейцеров, Новиков сумел тем не менее не только отстоять свою независимость от орденских начальников, отстраниться от мистических исканий “братьев”, от нелепой обрядности, но и на какое-то время использовать средства ордена для своих просветительских целей». За 1779–1792 годы Новиков создает в Москве просветительскую организацию со своими типографиями, которая издает сотни трудов по отечественной истории, сочинения русских авторов, переводы западноевропейской классики, сочинения по педагогике, экономике, грамматике и сотни различных учебных пособий, букварей и др. Конечно, все это не могло понравиться зарубежным руководителям масонского ордена.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/17/...

[итал. Archetti] Джованни Андреа (11.09.1731, Брешиа - 5.11.1805, Асколи-Пичено), кард.-еп., папский нунций в Варшаве. Учился в папском ун-те Сапиенца, в 1754 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права. Хотя только в 1775 г. А. стал священником, еще в 1756 г. он был назначен вице-легатом папы в Болонье, в 1775 г., имея титулярный сан еп. Халкидонского,- папским нунцием в Речи Посполитой. Прибыв в Варшаву, выступил против реформ, проводимых Комиссией народного образования, в частности против прекращения деятельности иезуитских колледжей и роспуска ордена Святого гроба , все имущество к-рого предполагалось передать Краковскому ун-ту. В 1783-1784 гг. А. находился с дипломатической миссией в С.-Петербурге с целью урегулирования церковных проблем на бывш. землях Речи Посполитой, отошедших к России после первого раздела страны при российской императрице Екатерине II Великой . Среди важнейших задач миссии были определение статуса униатской греко-католич. Церкви и вопрос о продолжении деятельности в России ордена иезуитов , распущенного в 1773 г. папой Климентом XIV . Итогом миссии стало образование Могилёвского католич. архиеп-ства (1783), объединившего католиков на всей территории Российской империи. Архиепископом был назначен Станислав Богуш-Сестренцевич , коадъютором - Я. Бениславский . Также было создано Полоцкое греко-католич. архиеп-ство, к-рое возглавил предложенный Екатериной II Ираклий Лисовский . Папский престол вынужден был утвердить измененную формулу присяги католич. епископов в России, из к-рой исключалась фраза о борьбе «против еретиков и схизматиков». В 1784 г. при содействии Екатерины II А. стал кардиналом. После возвращения в Рим он был назначен легатом Болоньи (1785), в 1795 г. стал епископом Асколи-Пичено. В дек. 1799 - марте 1800 г. А. участвовал в заседаниях конклава, избиравшего нового папу Римского Пия VII , затем был возведен в сан кардинала-епископа рим. ц. Санта-Сабина, сохранив за собой управление Асколи-Пичено. В 1805 г. он отказался от предложенной ему Наполеоном I епископской кафедры Брешии.

http://pravenc.ru/text/76078.html

1749 Сего ради подобает... воздержанием себе хранити. – Ни у Саделера, ни у Вондела этого предписания нет. 1750 ...достиже до страны Кампанейской... – Кампания, область на западном побережье Южной Италии, славившаяся плодородием, маслиновыми рощами, виноградниками. Зимовка 216–215 гг. в Кампании оказалась роковой ошибкой Ганнибала: бездействие и роскошь подточили мужественный дух, дисциплину и закалку воинов. «В Капую на зимовку он привел одно войско, а вывел его другим» (Ливий. Римская история от основания города. XXIII. 45. 2–6). 1757 И не точию, аще на тя беда, но аще той благоденствие и славу обрящет, и тогда тя знати не хощет и тя воспросит: «Кто еси ты?» – Дополнения Виниуса. 1760 ...некоего Каллия. – По-видимому, Каллий Богатый (ок. 450–370 до н. э.), представитель знатного афинского рода, сын Гиппоника, шурин Алкивиада, ученик софистов, друг Сократа (см.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Гл. «Алкивиад», XIII). 1766 Но горе таковым... ибо сами тяжкий суд от Господа Бога восприимут. – Эмоциональное решение Виниуса. В списках I вида – такий суд. 1771 Посем осел дан бысть кожевнику... – В «Театре» 1608 г. последовательность владельцев иная: кожевник был вторым, тогда как третьим – «свинцовых дел мастер». Судя по «Саду» Вондела, традиционная последовательность восстановлена переизданием «Театра». 1773 И потом, раскаявшеся, в недоумение и во отчаяние впадают, проклинающе свое непостоянство. – Дополнения Виниуса, в «Театре» нет. 1775 «Да во благополучении пребудеши на долгая лета!». Он же вопроси ю о вине глагол сих. – Этого парадоксального пожелания нет ни в «Театре», ни в «Саде», однако оно присутствует в подобном же рассказе «О держателе злобнем» в «Фацециях», где сюжет не привязан к каким-либо исторический лицам и завершается христиански просветленным преображением тирана: «Слыша сие, оный держатель в страх Божий прииде и нача добродетелно жити» (См.: Державина О. А. Фацеции. М., 1962. С. 54 и 112). Возможный источник прилога – Валерий Максим. Слова и дела, достойные упоминания. VI. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1194 Он говорит 2. А. 1865. S. 78: «написание Апокалипсиса апостолом, т. е. писателем Евангелия и посланий Иоанновых, по меньшей мере в высшей степени невероятно»; на стр. 95 он выражается определеннее, говоря, что «критика имеет право и долг утверждать, что Апокалипсис не написан апостолом и евангелистом Иоанном, в только, как вероятная догадка, может быть высказано мнение о тожестве писателя Апокалипсиса Иоанна с одноименным ему пресвитером Иоанном». 1196 Ferd. Hitzig (Ueber Iohannes Marcus und seine Schriften, oder: Welcher Iohannes hat die Offenbarung verfasst? Zürich 1843. S. 504. Anmerk. 1) без всяких внезапных оснований, в противоречие даже внутренним и внешним, признает писателем Апокалипсиса евангелиста Марка, на основании одно сторонней оценки некоторых мнимо-внутренних признаков, которые с одинаковым удобством могли бы быть приложены и ко всякому другому писателю. (Что дает Гитцигу право говорить о «евангелисте Марке», существование которого основывается не на лучших свидетельствах, чем и апостола Иоанна, – об этом он умалчивает). Взгляд (который еще гораздо прежде был высказан Германом Гардтом) основательно оценен и опровергнут Ебрардом Das Evangel. Iohannis 1845. S. 140; Lücke Einleit. 2. A. S. 778–769; срав. Guericke Zeilschr. für d. lutherische Theologie. 1843. H. 2. S. 149. 1197 Diss, theol. d. auctore apocalypseos. 1767; также Verlheidigung der Offenbarung Iohannis gegert D. Semler. 1772. 1198 Neue Apologie der Offenbarung Iohannis. 1783. Ueber den Zweck der Evangelischen Geschichten und der Briefe Iohannis 1786. s. 70. 83. 163. 1199 C. F. Schmidt Kritische Untersucliung, ob die Offenbarung Iohannis ein ächtes götlliches Buch ist. 1771. Historia antiqua et vindicatio canonis sacri. 1775. p. 468 sqq. F. A. Knittel Beitrag zur Kritik über Iohannis Offenbarung 1773. Luderwald Bemuhungen zur grundlichen Beurtheilung und Erkenntniss per Offenbarung Iobannis. 1778. 2. Thle. Hartwicb Apologie der Apokaiypse wider falscben Tadel und falscben Lob. 1781–83. 4 Thle. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Мы перечислим здесь эти труды по авторам их, о которых мы имеем, по большей части, лишь весьма скудные сведения. 2. Евстафий патриций Ромейский. – Из одной новеллы Василия Болгаробойцы (или, может быть, из вставленной в нее схолии) видно, что Евстафий происходил из знаменитой византийской фамилии Малеинов и был сын патриция Константина Малеина ( Mαλενος) 1764 . Вероятно еще в царствование Никифора Фоки (936–969) он уже был судьей (λιτς κριτς) 1765 . Затем он постепенно приобретает звания: экзактора 1766 , квестора 1767 , протоспафария 1768 , мистика 1769 и, наконец, магистра 1770 и патриция 1771 . Евстафий дожил до глубокой старости и умер, вероятно, в царствование Константина. Он был отличным юристом своего времени. От него многое сохранилось в схолиях к Василикам. Сборник, называемый Пερα, как мы знаем, выбран из его судебных решений и мнений. К многочисленным его «памятям» или памятным запискам, излагающим его мнения и решения, относится и мнение о браке двух двоюродных братьев с двумя двоюродными сестрами (πμνημα περ δο ξαδλφων λαβντων δο ξαδλφας). Мнение это подписано судьями и потому имеет характер официального решения. Составлена эта записка в 1025 году 1772 . 3. Димитрий Синкелл, митрополит Кизический. – Димитрий был сначала членом квесторского суда в Константинополе, когда в нем председателем был Евстафий патриций, в качестве Мистика, как это видно из одного трактата, надписанного именем Димитрия, где между прочим находится следующее выражение: δκα γρ κα πτ τη κοιαστωρι ντι ξυπηρετσαμεν τ μακαρτ κυρ μου τ Μυ στικ (Εвстафию) 1773 . Конечно на основании этих слов Цахариэ утверждал, что трактат этот принадлежит составителю Пиры, а не Димитрию синкеллу 1774 . Но на основании этого же места проф. Павлов гораздо справедливее предполагает, что именно Димитрий, в качестве члена суда, и составил Пиру, выбрав ее из мнений и решений Евстафия 1775 . Действительно, если составителем Пиры был автор упомянутого трактата, а трактат подписывается именем Димитрия, митрополита Кизического, то отсюда прямо следует, что автором Пиры был не кто иной, как Димитрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Первоначально коптские надписи публиковались несистематически в ряде издании 1771 . § 3. Иные виды эпиграфических источников Как своеобразный вид эпиграфических источников можно рассматривать надписи на печатях (которые в древности часто привешивались на шнурке к документам – sigilla pendentia, но также существовали и в виде оттиска на плавких субстанциях – воске, сургуче и т.п., наложенных на писчий материал) и монетах, которые дают возможность датировать события, определять имена и титулы 1772 и т.д. Древние печати уцелели в большом количестве (за исключением епископских печатей, коих дошло немного), так что они могут быть и предметом статистических наблюдений. Дошло также множество средневековых печатей, включая епископские и папские. На печатях встречаются изображения Христа и Богоматери, определенных святых – патронов городов (благодаря наличию изображения таких святых можно установить место жительства хозяина печати), надписи и проч. Впервые сфрагистика 1773 предстает как самостоятельная научная дисциплина в работах французского бенедиктинца из аббатства Сен–Жермен Жана Мабийона, известного по своей активной научной деятельности в конгрегации мавристов, прежде всего – в его монографии De re diplomatica (1681). Среди первых работ по сфрагистике необходимо отметить монографии пастора из Галле Иоганна Михаэля Гейнекциуса (1674–1722) 1774 – «второго отца» этой вспомогательной исторической дисциплины, и немецкого историка и архивиста Германна Гротефенда (1845–1931) 1775 , известного также своим замечательным пособием по исторической хронологии (оно позволяет приводить древние, средневековые и даже некоторые более близкие к нам даты – например, даты календаря Французской революции, – к современной системе летосчисления) – эта книга, выдержавшая ряд переизданий, в «научном просторечии» подчас называется просто «Гротефенд» 1776 . Не чужд сигиллографии был известный французский историк и нумизмат, специализировавшийся по истории крестовых походов и Византии, член Академии надписей Гюстав Леон Шлюмберже (1844–1929) 1777 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Число купцов среди новых старообрядческих поселенцев Новороссии было так велико, что в 1773 г. из 3098 купцов – 1318, то есть 50,2 процента, были раскольники 1247 . Они захватили в свои руки почти все главные отрасли торговли, откупа, казенные строительные подряды, торговали вином, строили сахарные, текстильные и кирпичные фабрики 1248 . Такие видные купцы из раскольников, как Красноглазов, Сушалин, Масленников, входили в число богатейших предпринимателей Новороссии. Иностранцы отмечали их трудолюбие, трезвость, строгость жизни и хозяйственные успехи 1249 . Администраторы Новороссии Румянцев и Потемкин всячески поддерживали трудолюбивых и предприимчивых новообретенных сынов родины и делали все возможное со своей стороны для облегчения их не только материального, но и духовного положения. Движение в пользу единоверия, то есть предоставления официальной церковью священников в раскольнические общины для служения по старому обряду, было делом и самих старообрядцев, и Румянцева с Потемкиным. С 1763 г. Синод официально позволил давать старообрядцам священников, а в 1775 г. разрешил печатать книги по-старому 1250 . В 1782 г. по инициативе Потемкина начались переговоры о выделении старообрядцев в особую организацию, подконтрольную официальной церкви и получившую ее благословение 1251 . Жившие долгие годы под властью католиков и под давлением Польши старообрядцы-реэмигранты были настроены гораздо терпимее и примирительнее, чем их великорусские одноверцы, и легче возвращались в лоно православной церкви. Так, например, если в XVIII веке почти все православные приходы Одессы и Елизаветграда были еще единоверческими и состояли из перешедших в единоверие раскольников, то в XIX веке почти все они слились с православными и разделение во всей Новороссии на единоверцев и никониан почти стерлось 1252 . До екатерининских реформ русской и малороссийской администрации, уничтоживших своеобразие управления гетманской Украины, стародубские старообрядцы пользовались очень широкой, фактически почти полной автономией.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010