47 Франц-Ладислав Челяковский, поэт панславист (1799–1852), издал, между прочим, книжку: «Мудрость славянского народа в пословицах» Mudroslovi slovanskeho uarodu п prislovich). Около 1830 года его, вместе с Шафариком и Ганкою, приглашали па кафедру слав, наречий в Россию, но это дело расстроилось. 48 Малиновский, Александр Федорович (1762–1840), начальник моек, глав­ного архива, министерства иностр, дел. В трудах Общ. Ист. и Др. (которого он был председателем после А. Л. Писарева ) помещено несколько составлен­ных им жизнеописаний русских канцлеров. 52 «Улей» – периодический сборник, изданный Анастасевичем (2 части. 4 кни­ги, Спб. 1811 и 1812) и наполненный преимущественно его трудами. 54 Дивен, князь Карл Андреевич (1767–1844) был попечителем Дерпт­ского учебного округи, а потом (1828–1833) – министром народного просве­щение. 56 Торжественное празднование 75-летие московского университета происходил 21 июня 1830 г. Здесь, между прочим, Снегирев читал речь; на латинском» языке. De origine, statu et incrementis Caes. Univ. Mosq., inde ab anno 1754 ad 1762, в которой сделан обзор истории университета за первое семилетие его суще­ствование. 57 Лебедев, Николай Степанович, чиновник архива м. ин. д., ум. 1848. Оставшиеся после него бумаги были куплены П. М. Строевым. 58 Аполлон (Андрей Дмитриевич Байбаков), малороссп (1745–1801), учил­ся в моск. академии и в университете и быль корректором университетской типографии. Потом был ректором семинарии, академии, архимандритом Заиконоспасского монастыря, потом – воскресенского Новоиерусалимского, епископом орловским и архангельским. Был также членом российской академии. Извес­тен, как автор множества сочинений духовного и светского содержание, пе­речисление которых можно найти в словаре Геннади, I ,38. Биография его – в Ист. Рос. Академии М. И. Сухомлинова, !, 198      280. 59 «Новый Магазин Естественной Истории, физики, химии и сведений экономических» издавался с 1820 по 1841 год (132 книжки, с рисунками), про­фессором моек. упив. Иваном Алексеевичем Двигубским (1771–1839).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Бедственное положение Оранского монастыря доходило до таких размеров, что приходилось закладывать книги, иконы и украшения к иконам на приобретение хлеба. А во время Екатерины II, когда у монастыря были отобраны все земли, которыми он владел, не осталось совсем средств к существованию, и монастырь должен был либо закрываться, либо пропитываться за свой счет, превращаясь в заштатный семибратский. К тому времени братии было 19 человек, и она не унывала и не желала оставлять это место, освященное столь многими дивными чудесами и явно покровительствуемое Богоматерью. И действительно, не прошло и 6 лет, как открылся богатый источник содержания обедневшей обители. Причиной послужило то, что при моровой язве 1771 г. произошло чудесное избавление Нижнего Новгорода от язвы с принесением чудотворной иконы Оранской; ежегодные постоянные крестные ходы в Нижний, Павлово и Арзамас дали обители обильные доходы и навсегда обеспечили самостоятельное существование Оранской обители. В начале XIX в. началось большое строительство. В течение нескольких лет (с 1801 по 1837 гг.) были сооружены большой летний Собор Владимирской иконы Божией Матери, теплая церковь трехпрестольная пятикупольная, однопрестольная церковь в трапезном корпусе во имя святых апостолов Петра и Павла, пять каменных корпусов, каменная часовня над источником, конный каменный двор и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря с оставлением на общежительных правах и вверен в непосредственное управление Епархиальному архиерею. К 1896 г. Оранский монастырь имел следующие владения: 1. Земля, занимаемая церковными монастырскими зданиями — 3 десятины 200 сажен. 2. Прибавочная земля для сада, отданная крестьянами села Оранки по соглашению. 3. Пахотная земля в Княгинском уезде. 4. Рыболовное озеро Ланово Балахнинского уезда. 5. Мукомольная мельница на реке Вадок. 6. Лесной участок на даче Волчихинской Горбатовского уезда. 7. Лесной участок в полуверсте от монастыря — 416 десятин.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

Для большего успеха в приобретении членов своей секты, Василий Аллакин в 1767 году устроил в своём доме, на опушке чёрного леса, часовню; в 1810 году построена в Зарожном и особая часовня. В 1801 году было раскольников в Зарожном 49 муж. и 42 жен., в Тетлеге 8 муж. и 8 жен., в Кочетке 2 муж. и 3 жен.; в 1819 году в первых двух было 116 душ мужеска и 125 женска, в Кочетке 6 муж. и 6 жен. Очень много обуздал своеволия раскольников майор Александр Щербаков, бывший начальник 3 поселенного дивизиона 1818 – 1829. По его влиянию, не только остановлены совращения Православных в раскол, но многие из недавно совращённых возвратились в Православие и все дети были крещены священником. Приходский священник того времени, Михаил Мухин, встретил упорное противуборство при пастырском увещании; но по прошествии 6 лет обращено от раскола к Православию мужеска 11, женска 44 лица. По увещаниям преемника Мухину, священника Аксененкова, из числа 61 раскольника 35 обратились к Святой Церкви; за смертию 11, остались в расколе только 5 человек обоего пола, все престарелых лет. БОЛЬШАЯ БАБКА На речке Бабке, в 22-х верстах от Чугуева. С именем села, по Чугуевской переписке, упоминается в 1674 и 1676 годах. Ныне существующий деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1771 году. Храм бедный. К Покровскому храму приписана церковь Песчаного селения, во имя Святой Мученицы Параскевы. По Чугуевским переписям 1710 и 1712 годов видим и этот храм, но при нём и тогда был только один священник без причетников, что указывает на бедность прихода и храма. В переписке 1674 года Песчаное называется ещё деревней, а в 1687 году селом. Ныне существующая Пятницкая Песчанская церковь построена в 1763 году старанием прихожан. В 1825 году она приписана была к Покровской церкви, по бедности и по малому числу прихожан; а потом в 1845 году, по ветхости, совсем закрыта. Но в последнее время, по ходатайству военного начальства, разрешено исправить её и она исправлена на счёт добровольных пожертвований.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вслед за сим вызван по именному повелению 29 августа 176З года для обучения в законе Божием наследника престола вел. кн. Павла Петровича. 1766 г. июля 16 посвящен в архимандрита Сергиевой лавры, 1768 года сделан членом святейшего синода, 1770 года 12 октября наречен архиепископом тверским и в сем сане 1771 года руководствовал в догматах православной церкви нареченную невесту вел. князя Наталию Алексеевну, а в 1776 г. вторую супругу его высочества Марию Феодоровну. В 1775 г. поставлен архиепископом в Москву; 1785 г. июня 29 пожалован митрополитом, a 15 сентября 1801 года удостоен чести совершить помазание священное на всероссийский престол блаженныя памяти Александра Павловича. Император Павел I возложил на него ордена: св. Андрея Первозванного и Александра Невского, а Александр I пожаловал его кавалером ордена князя Владимира. Скончался в устроенном им недалеко от Сергиевой лавры Вифанском монастыре, где и погребен, имея от роду 75 лет 4 месяца 11 дней, – в 1812 г. 11 ноября. Сочинения преосв. Платона составляют более 20 томов; напечатаны с 1780 по 1806 год в Москве. Сверх многих поучительных слов достойны примечания следующие его сочинения: 1) Увещание к раскольникам 1766 г.; 2) Инструкция благочинным 1775 года; 3) Православное учение или сокращенное христианское богословие для вел. кн. Павла Петровича 1765 г.; 4) Рассуждение о Мелхиседеке 1774 г.; 5) Российская церковная история в 2-х частях 1805 года. 39) Арсений Верещагин, кашинский уроженец, обучался в Тверской семинарии, впоследствии был ее ректором и вместе архимандритом Калязинского монастыря. Отселе поставлен епископом в Архангельск 22 декабря 1773 г.; перемещен в Тверь в 1775 r., а в 1783 г. 22 сентября в Ростов. В 1786 г. 3 марта по высочайшему повелению пребывание ростовским архиепископом назначено в Ярославле. Преосв. Арсений скончался в С.-Петербурге в 1799 г., a погребен, no завещанию его, в Калязинском монастыре, в соборной церкви. 40) Иоасаф Заболоцкий, уроженец Владимирской губ. села Заболотья, в светском звании Иоанн, учился в Лаврской семинарии и по окончании курса вытребован в учителя Новогородской семинарии, где был впоследствии учителем словесности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Козельщанский женский монастырь Рождества Богородицы — православный женский монастырь Кременчугской епархии Украинской Православной Церкви. Главная святыня обители — Козельщанская икона Божией Матери. При монастыре имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Предыстория [ править править код ] По одним данным, Козельщина основана в 1-й четверти XVII в. и с 1654 г. входила в состав Кобелякской сотни Полтавского полка; по другим – Козельщину основал в 1-й четверти XVIII в. Кобелякский сотник Павел Козельский. Его отец, войсковой товарищ Полтавского полка Степан Козельский, считается начальником украинского казацко-старшинского рода Козельских. Старший сын Павла, Иаков, служил Полтавским есаулом, а младший, также Иаков, стал известным философом и математиком. Сын старшего из сыновей Павла, Федор, был поэтом и мемуаристом (собрание его сочинений издавали в 1769-1771 и 1778 гг.). Последним из рода владел Козельщиной предводитель дворянства Кобелякского уезда Полтавской губернии Павел Козельский (†1879), завещавший это имение Софии Капнист– дочери математика Михаила Остроградского(1801-1861) и жене графа Владимира Капниста (потомок поэта и общественного деятеля Василия Капниста, †1823). В нач.1880 г. семью Капнистов постигло горе – тяжкий недуг 15-летней дочери Марии, которая училась в Полтавском институте благородных девиц. Годы спустя Мария вспоминала: «Училась хорошо. Была общей любимицей… Любимым моим занятием было прыгать по лестнице, по ступенькам сверху вниз. Сначала через две, потом через три. А раз перепрыгнула через пять. И впервые почувствовала боль в ступне ноги. Сначала скрывала эту болезнь. Но она становилась все острее… Воспитательница обратила внимание, пригласила врача, и оказали первую помощь. Но боль не унималась. Появилась опухоль, стало выкручивать ногу… Забинтовали в гипс. Так пролежала до Св. Пасхи… Вторую ногу стало выворачивать… Я пережила новые мучительные боли… И вторую мою ногу залили в гипс».

http://azbyka.ru/palomnik/Козельщанский_...

Жена — Прасковья (Параскева) Дмитриевна, приблизительно 1828 года рождения. У Михаила Ивановича и Прасковьи Дмитриевны было 10 детей Виктор — старший сын Другие дети: Елизавета, приблизительно 1848 года рождения 6], в 1884 г. в замужестве за урядником Ефимом Михайловым ; Анна, приблизительно 1850 года рождения 9], в 1884 г. в замужестве за коллежским регистратором Иваном Сисюкиным ; Александра, приблизительно 1852 года рождения, в 1884 г. в замужестве за урядником Иваном Лесниковым . Ещё дети: Борис, приблизительно 1859 года рождения, в 1984 г. женат на дочери урядника Пелагее Сизякиной; Матвей, приблизительно 1861 года рождения, в 1884 г. женат на дочери казака Параскеве Нефедовой, дочери их Ирине полтора года . Младшие дети: Василий, Марфа, Евдокия, Иван, приблизительно 1863, 1865, 1868, 1872 годов рождения соответственно Дед Виктора Михайловича — дьячок Христорождественской церкви станицы Нижне-Кундрюческой Иван Фёдоров, приблизительно 1802 года рождения. Был определён к Христорождественской церкви «по приказу Войсковой канцелярии 4 октября 1820 года», в 1823 г. служил в Христорождественской церкви пономарём . Был женат на Ирине Гавриловой (Ирине Гавриловне), которая в 1840 г. в возрасте 38 лет была уже вдовой . Родителями Ирины Гавриловой были дьячок Христорождественской церкви Гавриил Сергиев (Гавриил Сергиевич), приблизительно 1754 года рождения , , , и Пелагея Степанова (Пелагея Степановна), приблизительно 1771 года рождения Л. 50 об.; 5. Л. 58 об.]. Михаил был старшим сыном в семье, имел брата Фёдора (приблизительно 1829 года рождения), который в 1840 и в 1841 годах обучался вместе с Михаилом в Новочеркасском духовном училище Прадед Виктора Михайловича — Фёдор Евсигнеевич Евсигнеев, отец Ивана Фёдорова, приблизительно 1780 года рождения, «священнический сын, казачьего происхождения, в училищах не обучался». С 10 декабря 1801 г. — пономарь, с 15 июня 1805 г. — дьякон Христорождественской церкви станицы Нижне-Кундрюческой, «а 1817-го года сентября 28-го дня Преосвященным Епифанием посвящён в священника» 15–18]. В 1847 г. «по представлению Преосвященнейшего Игнатия, Архиепископа Донского, и удостоению Святейшего Синода Высочайше пожалован фиолетовой бархатной скуфьей» . Продолжал служить священником Христорождественской церкви по крайней мере до 1852 г. . Был женат на Ксении Андриановне, приблизительно 1779 года рождения. Кроме Ивана в семье были и другие дети: Татьяна, приблизительно 1799 года рождения; Анна, приблизительно 1807 года рождения; Афанасия, приблизительно 1812 года рождения; Василий, приблизительно 1819 года рождения 15–18]. Вдова Ивана Фёдорова, Ирина Гавриловна, жила в 1840 и 1841 годах в доме свёкра Фёдора Евсигнеева на его «пропитании», а её сыновья Михаил и Фёдор обучались в Новочеркасском духовном училище, находясь на содержании деда. В 1848 г. Ирина Гавриловна продолжает жить в доме свёкра на пропитании свёкра и сына Михаила, а в 1852 г. живёт уже целиком на пропитании сына

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

Князь Владимир-Прокопий Михайлович родился 8 июля 1761 года, скончался 17 июня 1845 года, схоронен в московском Новодевичьем монастыре. 73 Село Павловское под Петербургом было подарено Екатериной II наследнику Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне в 1777 г. по случаю рождения у них сына Александра (будущего Александра I). Мария Федоровна поселилась здесь, решив воссоздать родной ей парк Этюпа, поместье своих родителей (по рождению она – принцесса Вюртембергская София-Доротея-Августа-Луиза; 1759–1828). Позднее стал здесь жить и Павел, а село получило название города Павловска (с 1796 г.). 74 Речь идет о Григории Ивановиче Вилламове (1771–1842). Сначала он служил переводчиком в Иностранной коллегии; в 1801 г. получил назначение «быть у исправления дел» при императрице Марии Федоровне; в 1828 г. стал ее статс-секретарем (высшее гражданское почетное звание) по IV отделению собственной ее императорского величества канцелярии, составив в конце концов книгу «Хронология деяний (...) императрицы Марии Федоровны в пользу состоявших под высочайшим ее покровительством заведений» (СПб., 1836). 75 Граф Μ. Ф. Каменский (1738–1809), будучи при Екатерине II в чине генерала, навлек на себя немилость императрицы, коснувшись вопроса о растрате казенных сумм в штабе Г. А. Потемкина, и вышел в отставку; но уже 26 ноября 1796 г. Павел I произвел его в генералы от инфантерии, в 1797 г. наградил его орденом св. Андрея Первозванного, а в день своей коронации (5 апреля 1797 г.) произвел Каменского в генерал-фельдмаршалы и возвел его в графское достоинство. 77 Этот дом P. Е. Татищев отдал своей дочери Елизавете Ростиславовне, бывшей в замужестве за князем Сергеем Сергеевичем Вяземским; она отдала его своей дочери Варваре Сергеевне Ершовой, которая и продала его г. Катуару. 79 Подробности о жизни преосвященного Феодосия Яньковского см. в книге Чистовича « Феофан Прокопович и его время». Об этом периоде жизни бывшего польского шляхтича Федора Яньковича, будущего Феодосия Яньковского, И. Чистович писал: «По какому побуждению вступил он в монашество, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Марьинское. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь,Свято-Воскресенский храм /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Христова , Николая Чудотворца , Илии Пророка Год постройки:не ранее 1777. Год утраты:Не установлен. Адрес: Костромская область,Нерехтский район,село Марьинское. Координаты: 57.47961, 40.71561 Проезд:По дороге из Нерехты на Волгореченск до деревни Александровка,чуть подальше село Марьинское. Храм утрачен в середине 1970-х годов.На месте церкви построен продовольственный магазин. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Документально известно, что со старинным селом Марьинским с близлежащими деревнями,находящимся всего в нескольких километрах от Нерехты, тесно связаны имена таких славных дворянских родов, как Сумароковы, Овцыны, Тухачевские, Елагины, Якушкины, Шиповы, оставивших заметный след в истории не только Костромского края, но и всей России. Именно их попечением в селе Марьинском и был возведён в 1777 г. величественный храм Воскресения Христова с приделами во имя Николая Чудотворца и св.Илии Пророка, простоявший здесь до начала 60-х гг. 20 столетия. Уже в начале 18 в. часть села Марьинское с деревнями находилось во владении стольника Василия Тимофеевича Сумарокова. После его кончины имение это было передано " на прожиток " его дочерям Прасковье и Марии Сумароковым. В 1741 г. Прасковья свою часть имения продала родному племяннику капитану Андрею Васильевичу Сумарокову, на чьи средства и средства г-жи Овцыной и прапорщика Петра Бизеева и была выстроена в селе каменная церковь в честь Воскресения Христова. Дочь этого А.В. Сумарокова- Александра Андреевна впоследствии вышла замуж за секунд-майора Афанасия Фёдоровича Тухачевского, участника Крымского похода 1771 г. и будущего Костромского губернского предводителя дворянства в 1801-1805 гг. (родственника Маршала СССР М.Н. Тухачевского) и им принадлежали несколько деревень у Марьинского. Тухачевские - старинный дворянский род, известный ещё с 16 века, расселившийся со временем из Тухачевского стана Московского уезда по многим уездам страны, в том числе с 18 в.

http://sobory.ru/article/?object=23574

Иова Деруги, жителя почепского) 1775 года, месяца августа 31 дня), род болховского купца Антона Жучкова (вписася 1776 оду, месяца сентября 5 дня), род Иоанна Поликарпова, жителя села Супонева (вписася 1776 году, месяца сентября 5 дня), род Вере Сорокини, города Трубчевска (вписася 1776 году, месяца сентября 10 дня), род Григория Власова, города Болхова (вписася 1777 года, сентября 23 дня), род Ирины Гавриловны Комаровой, город Брянска (вписася 1778 года, априллиа 15 дня), род Сергиа Утинкова, купца брянского (вписася 1778 года, 29 дня). Л. 60 Род Петра Константинова Жеруле, города Брянска (вписася 1778 года, априллиа 29 дня). Род Афанасия Мамонова, города Брянска (вписася 1778 года, августа 4 дня), род Евфросинии Шевердины. города Рославля 1778 г., род Кондрата Алексиева краснорожского жителя, род Емилияна Крохина, панамара села Городца, 1779 г., род Иоакима Аршинова, купца города Бранска, 1779 г., род Иоанна Ельчинского, города Вязма, 1771 г. Дальнейшия записи опускаем. 85 Сишодик Свенского монастыря XVIII в. Рукопись в листъ, всего 12 листов, полууставом и скорописью, в разбитом переплёте, оклеенном по редкой холстине оригинальной цветной бумагой. Вписана (за здравие) императрица Екатерина Алексеевна, цесаревич, Павел Петрович и «вся их палатныя, правоверно жывущиа, митрополит Тимофей. Помянуты за здравие архиепископы, архимандриты, наместники, иеромонахи и остальная братия обителей печерских. Поминуты за упокой – российские патриархи. цари с Иоаниа Васильевича, императоры, императрицы и царицы, царевичи и царевны, митрополиты, архиепископы, епископы и братия монастыря. Отдельные роды приведены: иеромонаха Никанора Стефановича Домбровного Белоцерковца, киевопечерского монастыря архимандрита Иннокентия, иеромонаха Иоиля постриженца Мгарского, бывшего архимандритом во Пскове. 86. Помянник 1801–1842 г. Ркп, 4, полууст. и скороп. 22 л., без переплёта; 3 виньетки, по листам – бордюр. Полное заглавие рукописи следующее: «Тетрадь, в которую вписываются для поминовения о здравии и упокоении имена тех, кои при собирании на монастырь записываются в книгах доброхотными дателями для всегдашего поминовения по их желанию». Вписаны роды местных и московских благотворителей Свенской обители: Олениных, князей Горчаковых, Голицыных; Яковлева, Глинкиной, Хлапонина, Гладковой; графа Дмитрия Николаевича Шереметева; Перской, Бухтеевой; графа Потемкина, Барсукова, Ефремова; Курсакова, Шостакова, Нарышкиной, Мельгуновой, Сурниной, Головачевых, Петровской, Хвощинского, Потрисова, Жабиной, орловских, карачевских, болховских и рославльских купцов и мещан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

О. д. к. перестала функционировать в 1792 г.: было решено произвести новое церковно-адм. устройство края. За время ее деятельности в христианство было обращено 8199 чел. (2142 чел.- в 1745-1769; 6057 чел.- в 1771-1792 - История груз. иерархии. 1853. С. 77); были открыты часовни для осетин в Кизляре и Моздоке, а в 1785 г. для кистинцев - часовня и церковь на берегу р. Байсу (НА Грузии. Ф. 492. Оп. 1. Д. 57). Миссионерская деятельность на Северном Кавказе между периодами работы О. д. к. В 1793 г. в составе Астраханской епархии было создано Моздокское викариатство , среди задач которого было окормление новообращенных горцев и распространение Православия среди горских народов. Значительную роль в просвещении Сев. Кавказа на рубеже XVIII и XIX вв. сыграл еп. Моздокский и Маджарский Гаий (Такаов) . В его попечении была моздокская школа, вместе с П. Генцауровым он на основе кириллицы составил осет. азбуку, издал в Москве на осет. языке Молитвослов (1795) и «Начальное учение человекам, хотящим учиться книг Божественного Писания» (катехизис) с параллельным церковнослав. текстом (1798). При поддержке Кавказского ген.-губернатора И. В. Гудовича еп. Гаий на берегу р. Терек основал Преображенский муж. мон-рь, при к-ром предполагалось открыть ДУ. В 1797 г. еп. Гаий перенес из Куртатинского ущелья в Моздок чудотворный Моздокский список Иверской иконы Божией Матери , для к-рого была построена Успенская ц. и позже основан жен. мон-рь. 16 окт. 1799 г. Моздокское вик-ство было упразднено (вошло в состав Астраханской епархии), еп. Гаий переведен на Саратовскую кафедру. Миссионерская деятельность в регионе сошла на нет, часть горцев вернулась к прежним верованиям. Второй этап деятельности О. д. к. После присоединения восточногруз. царства Картли-Кахети к России (1801) и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (30 июня 1811; введена в качестве Грузинского Экзархата в состав РПЦ) правительство вновь вернулось к вопросу об обращении кавказских горцев. 15 сент. 1814 г. Синод издал указ о возобновлении работы О.

http://pravenc.ru/text/2581603.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010