В книге протоиерея О. Пэнэжко «Город Покров. Храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области», 2005 г. приведены собранные им сведения о храме. «Село получило название по речке Воспушке, на которой оно стоит. С середины 18 в. здесь стояла деревянная церковь, построенная местной помещицей Короваевой. В 1771 г. церковь сгорела, и владелец села Андрей Дмитриевич Сабуров построил каменный храм с главным престолом, освящённым во имя Иерусалимской иконы Божией Матери и с приделом (во втором этаже) святителя Николая Мирликийского. А. Д. Сабуров похоронен у западных дверей трапезной части. В 1842 г. пристроен южный придел прп. Иоанна Многострадального. Особенно чтились прихожанами храмовая икона Иерусалимской Божией Матери и резное изображение распятия. С 1884 г. в селе была церковно-приходская школа. В конце 19 - начале 20 вв. усадьбой владел Николай Агискритович Балин, известный благотворительной деятельностью, более 30 л. он был директором-распорядителем «Товарищества мануфактуры А. Я. Балина»... До революции 1917 г. церковь выполняла функции ЗАГСа повсеместно. В любом приходе велись Метрические книги. Они состояли из 3-х частей: часть 1. О раждающихся; часть 2. О бракосочетающихся; часть 3. Об умерших. Во Владимирском архиве сохранились книги прихода в селе Воспушка за 1801, 1804-1815, 1832-1838, 1848, 1857 гг. С 1828 по 1833 гг. священником прихода Иерусалимской иконы Божией Матери был отец Пётр Ефимов, дьяконом – Ефим Фёдоров. С 1833 по 1838 гг. в книгах стоят подписи отца Иоанна Давыдовского (иногда написано Давидовского) и дьякона Ефима Фёдорова. Записи велись постоянно. В конце года подсчитывалось число родившихся, венчавшихся, умерших по приходу в целом, с указанием по сословиям. Метрические книги с. Воспушка 1801 г. Запись о браке в начале 19 в. была совсем простой. «20 января. Вотчины графа Салтыкова д. Кобяков крестьянин Степан повторным браком понел (через «ять») девку той же вотчины д. Санина Федосью Петрову». Женихи назывались «крестьянин» и «отрок».

http://sobory.ru/article/?object=04412

13 . Киевская Академия за все это время может указать только на двух мужей воспитанников своих, сделавших вклад в библейскую науку нашу. Это – 1) Ученик, учитель и ректор Киевской Академии Архимандрит Ириней (Фальковский), впоследствии Епископ Чигиринский, написавший Толкование на послания Апостольские, из коих впрочем, изданы только толкования на послания к Римлянам и Галатам (1806 – 7г.). 2) Воспитанник Невской Академии, впоследствии Архиепископ Курский, Феоктист (Мочульский), издавший (1808) сочинение под заглавием: Драхма от сокровища божественных Писаний В. и Н. Завета, т. е, сокращение правил, при чтении Св. Писания к знанию потребных. – К ним присоединить разве еще одного киевского воспитанника Ивана Тодорского, издавшего Священную Географию, собранную из разных писателей, с картами (1800 г). 14 Невская Семинария и потом Академия в рассматриваемое время также немного дала трудов по толкованию Писания и библейской науке. Воспитанник Невской Семинарии, впоследствии Протопресвитер, Сергий Краснотеков написал и издал Сокращенное изъяснение послания Ап. Павла к Римлянам (1801 г). Ректор Петербургской (прежней) Академии Архимандрит Антоний (Знаменский), в последствии Епископ Ярославский, написал и издал Compendium Hermenevticae (Р. 1806 г). К ним присоединить разве еще ректора Петербургской Семинарии Архимандрита Иннокентия (Смирнова) , впоследствии Епископа Пензенского, написавшего толкование на 1-й и 2-й псалмы, и учителя Невской Семинарии, потом священника Петра Вигилянского, написавшего и издавшего свящ. Географию (СПБ. 1808 г.) 15 И вне этих центров движения и развития богословской и библейской науки были люди, потрудившиеся, и некоторые много, над толкованием Библии и оставившие замечательные труды по этой части. 16 Сюда принадлежат: Евгений Булгар, родом грек (по предкам болгарин), получивший образование в иностранных университетах, с 1771 года русский подданный, в последствии Архиепископ Славянский и Херсонский. Он написал, между прочим, Размышления или примечания на пять книг Моисеевых, на греческом языке напечатанные в Вене (1801 г), перевел с французского на греческий трактат Безобра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727, Москва - 22.07.1801, Москва), прот., писатель, публицист, лексикограф, брат свящ. Иоанна Алексеева . Род. в семье причетника. В 1752 г., после окончания неполного курса Славяно-греко-латинской академии , рукоположен во диакона к Архангельскому собору Московского Кремля, в 1757 г.- во священника. С 1759 г. преподавал Закон Божий в Московском ун-те. В 1764 г. вследствие сокращения доходов в Архангельском соборе переведен в Успенский собор . В 1771 г. назначен протоиереем Архангельского собора и членом Московской духовной консистории , имел тяжбу по вотчинным делам с причтом Архангельского собора. В 1775 г. был выведен из состава духовной консистории. В 1797 г. награжден Павлом I Петровичем орденом Анны 2-й степени. С 1771 г. член Вольного российского собрания, с 1783 г. действительный член имп. Академии наук А. был противником монашества, вел полемику с митр. Московским Платоном (Левшиным), настаивая на праве белого духовенства избираться на архиерейские кафедры. В конфликте с митр. Платоном он находил поддержку в светском об-ве благодаря своей научной известности и связям с влиятельными лицами (А. был духовником кн. Г. А. Потёмкина). А.- автор богословских, канонических и церковно-исторических сочинений, публицистических произведений, переводов, проповедей и речей. Основной его труд - «Церковный словарь» выдержал 4 издания и явился по существу основой для создания «Словаря» имп. АН. В «Церковном словаре» А. не ограничился этимологическим объяснением церковнослав. слов, выражений из Библии и церковных сочинений, а дал свод исторических, филологических и этнографических знаний, к-рый содержит данные по диалектной лексике, обширную источниковую базу и истолкование многочисленных языковых реалий, характерных для XVIII в. Соч.: Речь о достоинстве и пользе катехизиса. [М., 1759]; Православное исповедание веры Петра Могилы: [C примеч.]. М., 1769; Слово благодарственное е.

http://pravenc.ru/text/64522.html

В самые первые годы существования обители от Оранской Владимирской иконы происходили чудесные знамения и исцеления, которых было более 500. Молва о чудотворной иконе распространилась повсеместно, и большое количество богомольцев посещали обитель. В XVIII ст. при архимандритах Афанасии и Иоакиме монастырь был перестроен. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, возвели каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вблизи церкви была устроена каменная колокольня, а около монастыря — каменная стена. В стене над Святыми вратами была устроена небольшая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла. Для настоятеля и братии построены каменные кельи. В 1720 г. указом Петра I была приписана к монастырю Кресто-Маровская Воздвиженская пустынь, находившаяся в Василевском уезде на берегу реки Имзы близ села Быковка. Эта пустынь из-за бедственного состояния монастыря не была упразднена, а существовала под ведением Оранского архимандрита до 1771 г., когда она была разграблена и сожжена Пугачевым. Во время правления Екатерины II, когда у монастыря были отобраны все земли, братии было 19 человек. В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное избавление Нижнего Новгорода через чудотворную икону «Оранская». После этого ежегодные постоянные крестные ходы в Нижний, Павлово и Арзамас дали обители обильные доходы и навсегда обеспечили самостоятельное существование Оранской обители. В начале XIX в. началось большое строительство. С 1801 по 1837 г.г. были сооружены большой летний собор Владимирской иконы Божией Матери, теплая церковь трехпрестольная пятикупольная, однопрестольная церковь в трапезном корпусе во имя святых апостолов Петра и Павла, пять каменных корпусов, каменная часовня над источником, конный каменный двор и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря с оставлением на общежительных правах и вверен в непосредственное управление епархиальному архиерею. В это же время при монастыре было училище для сирот - детей священнослужителей. Все учащиехся и учителя находились на монастырском содержании.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Архиепископы и Епископы Могилевские и Витебские (с 1803 до 1833 г.): Анастасий Братановский 1797–1805. Архп. с 1801. Варлаам Шишацкий 1805–1813. Архп. с 1808. Даниил Натток-Михайловский 1813–1821. Архп. с 1816. Иоасаф Сретенский 1821–1827. Архп. Павел Павлов (Морев) 1827–1831. Могилевские и Мстиславские (с 1833 г.): Гавриил Городков 1831–1837. Архп. с 1833. Смарагд Крыжановский 1837–1840. Архп. Исидор Никольский 1840–1844. Архп. с 1841. Анатолий Мартыновский 1844–1860. Архп. с 1853. Евсевий Орлинский 1860–1882. Архп. Виталий Гречулевич 1882–1825. Сергий Спасский 1885. Павел Вильчанский 1892–1892. Ириней Орда 1892–1893. Евгений Шерешило 1893–1896. Мисаил Крылов 1896–1904. Стефан Архангельский 1904–1911. Константин Булычев 1911. Гомельское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Митрофан Краснопольский 1907. Московская 31 Кафедра в Москве Митрополиты Московские и всея Руси: Феодосий Бывальцев 1461–1464. Филипп 1464–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима Бнадатый 1490–1494. Симон 1495–1511. Варлаам 1511–1521. Даниил 1522–1539. Иоасаф Скрипицын 1539–1542. Макарий 1542–1563. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп Колычев 1566–1568. Кирилл 1568–1572. Антоний 1572–1581. Дионисий 1581–1586. Иов 1586–1589 . Патриархи Всероссийские: Иов 1589–1605 . Игнатий (грек) 1605–1606 (не был признан). Гермоген 1606–1612. (Междупатриаршество 7 лет). Филарет Романов 1619–1633. Иоасаф I 1634–1640. Иосиф 1642–1652. Никон Минин 1652–1666. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким Савелов 1674–1690. Адриан 1690–1700 (последний патриарх). Стефан Яворский , блюститель патриаршего престола, 1701–1721. Архиепископы 32 : Иосиф Волчанский 1742–1745. (С 1745–1748 управлял Крутницкий 33 еп. Платон). Платон Малиновской 1748–1754. Тимофей Щербацкий 1757–1767. Митр. Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771. (С 1771 по 1775 управлял Крутицкий еп. Самуил Миславский). Московские и Коломенские (с 1799 г.): Платон Левшин 1775–1812. Митр. с 1787. Августин Виноградский 1818–1819. Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ираклий II особенно заботился о заселении Н. е. и возрождении здесь сельского хозяйства ( Гильденштедт. 2002. С. 88). Царский указ от 1771 г. запрещал брать крестьян, принадлежавших Некреси, в течение 2 лет в малые походы из-за ведущегося в мон-ре строительства; разрешалось привлекать их только в походы в чужие страны или на Ахалцихе; также запрещалось взимать в течение 2 лет гос. налоги с продовольствия и вина. Эти подати некресели должен был направлять на нужды церкви ( Какабадзе 1967. С. 223). Вслед. участившихся набегов лезгин паства Н. е. сильно сократилась. К кон. XVIII в., как явствует из пояснения католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони ; 1788-1811) к ген. К. Ф. Кноррингу, власть некресели распространялась на 14 селений и 5 князей (ПГП. 1970. С. 1114; Наличный состав Грузинского Патриархата//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 531). Еп. Амвросий перенес архиерейскую резиденцию из разоренного мон-ря Некреси в Шилду, в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы ( Шилдели. 1895. С. 6-7). Эпиграфические памятники Шилды свидетельствуют об активной хозяйственной и строительной деятельности еп. Амвросия (Там же. С. 6; Барнавели. 1961. С. 133-134). По утверждению историка XIX в. П. И. Иоселиани, еп. Амвросий скончался в Тбилиси в 1799 г. ( Иоселиани. 1936. С. 258). Однако источники доказывают, что еп. Амвросий дожил до 1815 г. ( Нижарадзе. 2008. С. 31-32). В прошении жителей с. Агдгома в Шихиани на имя царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) от 14 окт. 1799 г. Некресским епископом назван Григорий (Нодаришвили) (ПГП. 1985. Т. 8. С. 577). Некресели Амвросий был, видимо, на нек-рое время по неясным причинам смещен с кафедры, но вскоре восстановлен. В 1801 г., после присоединения Грузии к Российской империи, царевич Давид предпринял попытку отстранить еп. Амвросия, обвинив его в «согласии с мятежниками» (Письмо от царевича Давида к католикосу Антонию от 7 февр. 1801 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 323), но, видимо, безуспешно. В 1802 г. еп. Амвросий вместе с тавадами (князьями) и иерархами Кахети подписался под прошением на Высочайшее имя о восстановлении Царского дома в Вост.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

После смерти Макария Патмосского в 1737-1740 гг. схолархом (начальником школы) был иером. Герасим Византийский, в 1740-1773 гг.- мон. Василий (Куталинос). В 1769 г. в школе был проведен ряд преобразований, в т. ч. вместо одного дидаскала назначено 2: один - для преподавания философских, другой - филологических наук. Первую должность сохранил за собой мон. Василий (Куталинос), а на другую был определен его ученик мон. Даниил (Керамевс; † 1801). В 1773 г., после смерти мон. Василия, даровитый филолог и блестящий оратор Даниил (Керамевс) стал его преемником, уступив место 2-го дидаскала мон. Мисаилу (Маргаритису; схоларх в 1801-1809). Из др. выдающихся преподавателей следует назвать иеродиак. Паисия (Карапатаса; схоларх в 1809-1817), иером. Неофита Византийского, иером. Иерофея (Флоридиса), И. Сакеллиона, М. Маландракиса, иеродиак. Александра (Дипланаса) и др. В 1772-1775 гг. в Патмиаде обучался принявший постриг в И. Б. м. буд. К-польский патриарх сщмч. Григорий V . Помимо Григория V из числа воспитанников Патмиады было поставлено более 70 епископов и 5 патриархов: К-польский Анфим IV (1840-1841, 1848-1852), Иерусалимский Ефрем II Афинянин (1766-1770 или 1771), Александрийские Парфений II (1788-1805), Феофил II (Панкостас; 1805-1825) и Иаков II Патмосец (1861-1865). Окончивший Патмиаду этномартир Дорофей (Проиос), митр. Филадельфийский и затем Адрианопольский († 1821), ученик Даниила (Керамевса), возглавил открывшуюся в 1804 г. в К-поле новую Школу нации (1804-1807). Из др. воспитанников Патмиады следует отметить Александра из Тырнова, дидаскала Бухарестской школы, Иерофея с Итаки, дидаскала Смирнской школы, Киприана из Александрии, возглавлявшего Афониаду, Неофита Кавсокаливита, преподававшего в Афониаде, Хиосской и Бухарестской школах, кефалонийца Герасима Григориниса, дидаскала Бухарестской школы, Димитрия Галаноса, философа и знатока восточных языков, Неофита Бамву, друга А. Кораиса , возглавлявшего новую Хиосскую школу, Григория Сафариса, основателя школы в Кидонии (ныне Айвалык, Турция).

http://pravenc.ru/text/471591.html

Киевская Академия за все это время может указать только на двух мужей, воспитанников своих, сделавших вклад в библейскую науку нашу. Это – 1) Ученик, учитель и ректор Киевской Академии Архимандрит Ириней (Фальковский), впоследствии Епископ Чигиринский, написавший Толкование на послания Апостольские, из коих впрочем изданы только толкования на послания к Римлянам и Галатам (1806–7 г.) 2) Воспитанник Киевской Академии, впоследствии Архиепископ Курский, Феоктист (Мочульский), издавший (1808) сочинение под заглавием: Драхма от сокровища божественных Писаний В. и Н. Завета, т. е., сокращение правил, при чтении Св. Писания к знанию потребных. – К ним присоединить разве еще одного киевского воспитанника Ивана Тодорского, издавшего Священную Географию, собранную из разных писателей, с картинами (1800 г.) 22 . Невская Семинария и потом Академия в рассматриваемое время также не много дала трудов по толкованию Писания и библейской науки. Воспитанник Невской Семинарии, впоследствии Протопресвитер, Сергий Краснопевков написал и издал Сокращенное изъяснение послания Ап. Павла к Римлянам (1801 г.). Ректор Петербургской (прежней) Академии Архимандрит Антоний (Знаменский), впоследствии Епископ Ярославский, написал и издал Compendium Hermenevticae (Р. 1806 г. ). К ним присоединить разве еще ректора Петербургской Семинарии Архимандрита Иннокентия (Смирнова) , впоследствии Епископа Пензенского, написавшего толкование на 1-й и 2-й псалмы, и учителя Невской Семинарии, потом священника, Петра Вигилянского, написавшего и издавшего свящ. Географию (СПБ. 1808 г.) 23 . И вне этих центров движения и развития богословской и библейской науки были люди, потрудившиеся, и некоторые много, над толкованием Библии и оставившие замечательные труды по этой части 24 . Сюда принадлежат: Евгений Булгар, родом грек (по предкам болгарин), получивший образование в иностранных университетах, с 1771 года русский подданный, впоследствии Архиепископ Славенский и Херсонский. Он написал, между прочим, Размышления или примечания на пять книг Моисеевых, на греческом языке напечатанные в Вене (1801 г.), перевел с французского на греческий трактакт Безобра О достоверности книг Евангельских и свидетельства Евангелистов, и с латинского на греческий – трактат Кальмета Соглашение двух Евангельских родословий И.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/b...

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится датированный 1863 г. черновик письма М. П. Погодина к митрополиту Филарету (НИОР РГБ. Пог. I, к. 46, ед. хр. 5, л. 1). На днях я видел во сне В[аше] В[ысоко] П[реосвященство]. Вы благосл[овил]и меня св[ятою] (иконою?). Тотчас хотел я ехать к Вам, но была ночь и было известно о Вашем нездоровье]. Прошу теперь письменно, в дни прощения (дни подготовки к Великому посту, который начался в 1863 г. 11 февраля. – Прим. сост.), Вашего архипа[сты]р[ского] благослов[ения], и если позволите, явлюсь лично. Хотя я считал себя, по недоразумени[ю], под гневом Вашим, но никогда не извинялся, а ныне пробил час (прощения?). – Прим. сост. 160 Алексей Кириллович Разумовский (1748–1822), граф. Попечитель Московского университета (1807–1810), министр народного просвещения (1810–1816), инициатор создания Лицея в Царском Селе (1810). – Прим. сост. 162 Федор Яковлевич Репнинский, отставной капитан, и его родственница Е. С. Герард († 1851), благочестивые москвичи, друзья митрополита Филарета. – Прим. сост. 165 Александр Петрович Толстой (1801–1873), граф, обер-прокурор Святейшего Синода (1856–1862), член Государственного совета. – Прим. сост. 166 Даниель Юм (Hume), шотландец, известный в то время спирит, которым увлекались в Петербурге. – Прим. сост. 167 Онуфрий Крайнев, отставной солдат, утверждавший, что в сонном видении ему открылось место, где скрыты мощи митрополита Крутицкого Феодора. – Прим. сост. 171 Петр Васильевич Хавский (1771–1876), действительный статский советник, законовед и исследователь русской хронологии, автор работ о церковной хронологии, пасхалии и генеалогии. – Прим. сост. 172 Елизавета Ростиславовна Вяземская, урожденная Татищева (внучка историка В. Н. Татищева (1786–1860)), княгиня, известная общественная деятельница, попечительница благотворительных комитетов. Помогала способным ученикам-сиротам. – Прим. сост. 174 Г. Е. Головина и Е. П. Головина (письма к ней см. на с. 199), представители рода Головиных, в имении и на средства которых был устроен в 1852–1854 гг. Спасо-Влахернский женский монастырь. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Софроний Хижняков 1776 перев. из Глинской пустыни, а 1779 – обратно. Феодосий Маслов определён 12 янв. 1779, из игум. Тисманского монастыря, в Валахии; в 1787 возведён в архим-та; † 9 дек. 1802. Герман Ингул , в 1803–5. Исихий Карманов , в 1806 и 7. Иоасаф Волошин , 1807–14. Варлаам Зенович-Кащенко определён 8 июля 1815; с 25 янв. 1838 игум.; в авг. 1840 перев. в Обоянский Знаменский. Макарий Иващенко определён 2 мар. 1841; с 25 дек. 1844 архим.; † 28 апр. 1846. Арсений , игум., 1846–69. 17 Глинская Богородицкая пустынь, от Путивля в 40 верстах, основана, вероятно, в исх. XVII века. Ныне заштатная. [III, 696.] Строители Арсений , до 1766. Севастиан , в 1767 и 8; уволен на покой. Гаий , 1768–73, перев. в Одрин Николаевский мнтрь, но чрез три месяца тут же †. Софроний Хижняков , c 1773–76, перев. в Софрониеву пустынь. Пантелеймон , преемник. Арсакий перев. из Карачевского Одрина; в 1779 удалён. Софроний (паки), из Софрониевой пустыни, с 1779; † 4 сент. 1781. Вениамин , в 1781–84. Поликарп , в 1784 – (четыре месяца). Гавриил определён 11 февр. 1790; в 1792 отказался. Александр , с 1792; в 1798 перев. в Обоянский Знаменский. Тихон , в 1798–1800, перев. в Оренбургскую епархию. Александр (вторично)... (Была большая путаница). Парфений , с 1 мая 1809; ... удалился на покой. Филарет определён 11 мая 1817; находился ещё в 1837. Иоасаф , игум., 1858–62. Ювеналий Поливцев , игум., определён 10 нояб. 1861, а в авг. 1862 перев в Коренную пустынь (sic). Иннокентий , игум., 1863–69. Требует большего исправления. 18 Волновский Троицкий основан в 1685 г.; упразднён. [III, 609.] Строит. Алфимий , 1685–92. – Феофан , 1694. – Феодосий , 1697. Игум. Ефрем , 1709. – Иларион , 1729 и 30. – Варлаам , 1765. 19 Белгородского Рождественского (Богородицы) [III, 472]: Игуменьи Парасковия , строит-ца, 1635. Таисия Волкова , 1765–71. Вирсавия , 1771–80. Анфия 1801 перев. из Борисовской пустыни. Елисавета , 1840–49. Рафаила Черемисова , 1850–64. Людмилла Мясоедова , 1864–68. 20 Борисовская, Тихвинской Богородицы, пустынь, от Белгорода в 30 верстах, у слободы Борисовы, на иждивении гр. Шереметевых, основана гр. Б. И. Шереметевым в 1714 г. [III, 414.] Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010