В 1778-1784 гг. К. Д. подвизался в мон-ре Евангелистрии на Скопелосе, но незадолго до смерти вернулся в Ксиропотам. В эти годы были изданы «Похвальные слова в простых стихах в похвалу различных святых» (Λγοι πανηγυρικο ες πλος στχους ες γκμιον διαφρων γων. Ενετα, 1778), «Духовная трапеза» (Τρπεζα πνευματικ. Ενετα, 1778, 17802), «Перлы трех святителей» (Μαργαρται τν τριν Ιεραρχν. Ενετα, 1779), «Псалтирь пророка и царя Давида» (Ψαλτριον το προφτου κα βασιλως Δαβδ. Ενετα, 1780). Последней работой К. Д. стал «Исторический каталог знаменитых мужей» (Ιστορικς κατλογος νδρν πισμων, изд.: Σθας. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 71-200 (2-я паг.)), содержащий сведения о К-польских, об Александрийских, Антиохийских, Иерусалимских патриархах и о других видных представителях духовенства, правителях России, господарях и политических деятелях Дунайских княжеств за 1700-1784 гг. В 1795 г., вскоре после смерти К. Д., в Вене было напечатано стихотворное «Изъяснение Божественной литургии» (Εξγησις τς θεας λειτουργας. Βιννη, 1795. Αθναι, 1996). Неизданными остаются его «Гимны» (Υμνοι, 1754), «Светильник жен» (Θανριον τν γυναικν, 1764, изд. фрагменты, напр. поэма «Княгиня Ольга, или История крещения Россов»), «Царский театр» (Θατρον Βασιλικν, 1767), включающий истории разных государей, «Мысленные цветы» (Ανθη νοητ, 1768), «Книга царств» (Ββλος Βασιλειν, 1770-1774, по мнению Г. Кехайоглу - Κεχαγιγλου. 2009. Σ. 49) в 2 томах, охватывающая историю от основания г. Византия до 1453 г., «Географическая история» (Ιστορα γεωγραφικ, 1781-1782) и др., гл. обр. агиографические, произведения. М. Паизу-Апостолопулу доказала, что соч. «Хронограф», или «История происшествий» за 1648-1704 гг. ( Σθας. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 3-70 (2-я паг.)), принадлежит не К. Д., а Димитрию Радаманису ( Παζη-Αποστολοπολου. 2007. Σ. 87-111). К. Д. переводил не только с древнегреч., но и с итал. языка (напр., «Метаморфозы» Овидия). Он переписал значительное число манускриптов. Напр., рукопись РНБ. Собр. еп. Порфирия (Успенского). 253 содержит скопированные К. Д. грамоты господарей Молдавии и Валахии и бояр, переписку Александрийских патриархов Парфения I и Герасима II Паллады , К-польского Дионисия IV Серогланиса и Халкидонского митрополита Гавриила с московским двором и патриархом, а также краткие жития 28 греч. новомучеников и 2 преподобных, живших в 1520-1745 гг. (Александрийская Патриархия/Сост.: архим. Порфирий (Успенский). СПб., 1898. Т. 1. С. 211-231; Медведев. 2004. С. 500-517; Πασχαλδης. 2012. Σ. 175-306). Кроме того, К. Д. исправил тексты служебных Миней, впосл. его правка была учтена Центральной церковной комиссией К-польского Патриархата при издании Миней в 1843 г. (К-поль, типография А. Коромиласа).

http://pravenc.ru/text/1684265.html

Ближайшие церкви: Ржано-Поломская в 8, Просницкая в 15, Кырмыжская в 17 и Чепецко-Ильинская в 10 в. Опись церковного имущества с 1816 г. Копии с церковных метрических книг с 1778 г. Исповедные росписи с 1791 г. ЦГАКО ф. 237 оп. 70 д. 521 В описи церковного имущества, составленной в 1826 г., говорится, что основание села относится к 1673 г., в котором получена грамота на построение первой деревянной церкви во имя Сретения Господня с приделом Апостолу Андрею Первозванному. В 1718 г. преосвященным архиепископом Вятским Дионисием дано разрешение от 20 ноября на освящение Чепецкого стана Ильинской Волменской волости новопостроенной церкви во имя Сретения Господня (подлинный указ 1718 г. хранится в архиве Кафедрального собора г. Вятки). В 1771 г. Дана храмозданная грамота от 19 сентября за 1074 на построение, вместо обветшавшей деревянной Сретенской церкви, вновь деревянной церкви в то же проименование с приделом в честь Св. Апостола Андрея Первозванного. Церковь построена в 1772 г. Престолы освящены: главный Сретенский – 24 июня 1774 г., а придельный Андреевский – 25 июня 1774 г. В 1775 г., за построением и освящением вновь построенной церкви, старую церковь указом Вятской духовной консистории от 7 сентября за 2286 позволено разобрать. В 1813 г. возбуждено ходатайство о заготовлении материалов на построение каменной церкви, вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви. В 1820 г. разрешено каменную церковь построить по плану и фасаду Атарской церкви. В 1834 г. указом Вятской духовной консистории от 19 декабря за 144 старую деревянную церковь разрешено разобрать. Настоящая церковь каменная, построенная в 1825 г. по храмозданной грамоте, выданной в сентябре месяце 1820 г. Престолов в церкви три: в холодной – во имя Сретения Господня, освящен в 1830 г., в теплой – южный в честь Апостола Андрея Первозванного, освящен 18 октября 1825 г., северный в честь Рождества Иоанна Предтечи, освящен в 1841 г. В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 13/1774 (освящение церкви и придела), 464/1777, 444/1786, 921/1813 (построение каменной церкви), 990/1817, 792, 1068/1818, 69, 71, 897/1820, 844/1824, 973/1825 (освящение придела), 295/1829, 1171/1834 (разобрание церкви), 981/1835, 710/1837, 448/1839, 1465, 1865/1841, 680/1873. Метрические книги с 1749 г. Примечание. Иерархия протоиерея Никитникова, С. 21. Дела архива Вятской духовной консистории: 89/1770, 523/1775, 921/1813, 62/1820, 1171/1834 и дело по описанию сел Вятской епархии 1910 г. Приложение. Храмозданные грамоты 1771, 1820 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=34228

Весной 1747 г., при ректоре архим. Дамаскине (Аскаронском; впосл. епископ), в ун-т при С.-Петербургской АН были отобраны 10 способных и знающих лат. язык учащихся из «школ» философии и риторики (ОДДС. Т. 28. 36). В янв. 1748 г. архим. Дамаскин был уволен из ДС из-за конфликта с воспитанниками, а новый ректор, архим. Иосиф (Ямницкий), приступивший с нач. 1748/49 уч. г. к чтению курса богословия, 30 дек. 1748 г. скончался. Богословский класс ДС был вновь открыт лишь в 1750 г. новым ректором - архим. Иоасафом (Миткевичем, 1750-1756; впосл. епископ). При нем состоялся и ее 1-й выпуск: в 1754 г. полный курс окончили 28 студентов, 4 из к-рых стали епископами (свт. Тихон Задонский - в 1761; Антоний (Ферапонтов) - в 1767; Симон (Лагов ; впосл. архиепископ, в 1759-1761 ректор ДС) - в 1769; Иоанникий (Микрицкий) - в 1775). Тимофей Яковлев, рукоположенный в 1755 г. во священника к посольской церкви в Стокгольме, в 1761-1769 гг. служил законоучителем Морского корпуса в С.-Петербурге. В 1761-1767 гг. ректором ДС был архим. Лаврентий (Баранович), в 1767-1770 гг.- архим. Дорофей, в окт. 1770 - янв. 1774 г.- «ученейший муж» архим. Транквиллин. При введении в 1764 г. штатов митр. Димитрий (Сеченов) смог обеспечить ДС самым высоким окладом (8285 р. в год), но не обошлось без задержек с финансированием. В окт. 1767 г. по ходатайству митр. Димитрия имп. Екатерина II разрешила совершать постриги в семинариях ради пополнения «ученого монашества» (преподавательских и адм. кадров); в Новгороде они начали регулярно совершаться лишь с полноценным замещением в 1775 г. вдовствовавшей архиерейской кафедры (в периоды межархиерейства постриги приостанавливались: в частности, с этим была связана 4-летняя задержка с принятием монашества окончившими ДС в 1754). В дек. 1768 г. учащиеся ДС донесли в Синод «о чинимом им Новгородским семинарским правлением во всем неудоволствии, как то в одежде и пище». Была затребована денежная отчетность, но рассмотрение не состоялось, а в нач. 1770/71 уч. г. архим. Дорофей был смещен с поста ректора. В 1769 г. Синод вызвал 2 семинаристов для обучения «лекарской науке» на коште ДС у синодального лекаря И. Фукса, к-рый устроил их «волонтирами» при С.-Петербургском генеральном сухопутном госпитале для прохождения теоретического и практического курса. Один из них, Стефан Калинин, удостоился аттестата лекаря от Медицинской коллегии и 7 нояб. 1774 г. был определен Синодом к исправлению лекарской должности в Новгородской ДС (РГИА. Ф. 796. Оп. 50. Д. 263).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

общественной жизни кон. XVII в. Ему принадлежит ряд историко-полемических трудов и огромное эпистолярное наследие. По инициативе Досифея в Яссах и в 80-90-х гг. XVII в. в Бухаресте действовали типографии, печатавшие антилат. пропагандистские сочинения. Патриарх Хрисанф, получивший блестящее образование в европ. ун-тах, был автором ряда трактатов историко-географического содержания, продолжал книгоиздательскую деятельность Досифея ( Лебедев. 1896-1901. Т. 2. С. 674-695; Померанцев. 1908. С. 9-17, 23-25, 28-29; Каптерев. 19142. С. 223). С 1735 г. в Палестине действовала школа Иакова Патмосского - одно из ведущих образовательных учреждений восточноправосл. мира. Среди преподавателей и выпускников школы были Иерусалимские патриархи Ефрем II (1766-1770/71), Софроний (1770/71-1774) и Анфим (1788-1808), оставившие также ряд богословских трудов ( Соколов. 1909. С. 501-522). Нек-рые святогробские клирики XVIII - нач. XIX в.- патриарх Парфений Афинянин (1737-1766), Максим Симский (глава Иерусалимского уч-ща; † 1810), Прокопий Назианзин (драгоман патриархии; † 1822), секретари Святогробского братства Неофит Кипрский († после 1843) и Анфим Анхиальский († после 1833) - оставили сочинения по истории ИПЦ, о перипетиях борьбы за св. места, о текущих событиях палестинской церковной и политической жизни. Культура правосл. арабов Палестины составляла единое целое с общеараб. правосл. культурой, основные центры к-рой находились в Сирии и Ливане. Тексты арабо-христ. книжников имели широкое хождение в Палестине, однако собственное лит. творчество и книгописание палестинских христиан, за исключением региона Акко, почти не развивались ( Панченко. 2006. С. 45-46). 30 сент. 1808 г. в храме Гроба Господня произошел сильный пожар, уничтоживший значительную часть внутреннего убранства церкви, деревянные конструкции и тканые занавеси. Пожар начался на арм. участке ц. Константина и Елены, что дало грекам повод обвинить армян в умышленном поджоге с целью получить от Порты право на восстановление храма.

http://pravenc.ru/text/293788.html

69 Ювеналий Смирнов с 1774 г. игумен Зилантова монастыря, Казанской епархии; с 1775 г. префект Казанской дух. семинарии; в 1779 г. определён законоучителем Кадетского корпуса в Петербург (Ист. Росс, иерархии, ч. 1, стр. 583. – История Казанской дух. семинарии, А. Благовещенского), Казань, 1881 г., стр. 44); 18 мая 1786 года переведён с саном архимандрита в Ростовский Богоявленский монастырь. Отсюда переведён 16-го мая 1793 г. в Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь, Пермской еп. Умер в Цареконстантиновском монастыре, Владимирской еп. в 1804 г. 71 Богословия библейская архимандрита Ювеналия, кажется, не была напечатана; по крайней мере её нет в каталогах печатных книг. 72 Самуил (в мире Симеон Миславский) родился 24 мая 1731 г. в малороссийском городе Глухов; получил образование в Киевской академии. По окончании наук, принял монашество и проходил в академии постепенно разные учительские и начальнические должности. В 1763 г. декабря 23 дня рукоположен во епископа Белгородского; в 1771 г. переведён в Москву на Крутицкую епархию; с 17 марта 1776 г. епископ Ростовский; 1777 г. сентября 22 дня архиепископ; 1783 г. сентября 22 дня митрополит Киевский и с 10 апреля 1786 г. архимандрит Киево-Печерской Лавры. 1796 г. января 5 дня скончался. 74 Варлаам Милославский 10 авг. 1784 г. из Ростовского Борисоглебского монастыря переведён в Киево-Братский монастырь и определён ректором академии († 30 июля 1791 г.). 76 Платон (Пётр Левшин) сын причетника села Чашникова, Московской еп.; родился 29 июня 1737 г. Образование получил в Московской академии. По окончании курса, в 1759 г. был определён наставником риторики в Лаврскую семинарию и тогда же принял монашество; в 1760 г. назначен префектом, а в следующем году – ректором семинарии. 1766 г. архимандрит Лавры и с 1768 г. член Св. Синода; 1770 г. архиепископ Тверской; 1775Московский; 1787 г. – митрополит. Сконч. 11-го ноября 1812 г. 77 Иннокентий Нечаев, родился в 1722 г.; учился в Московской академии, и по окончании учения, там же проходил учительские должности, а с 1759 г. был префектом академии, в 1761 г. определён наместником Троицкой Лавры; 23 февраля 1763 г. рукоположен во епископа Кексгольмского, викария Новгородской еп.; 27 мая того же года назначен епископом Тверским, а 4-го окт. переведён на кафедру Псковскую, пробывши в Твери не более 4-х месяцев; в 1770 г. возведён в сан архиепископа; 1798 г. окт. 9-го уволен на покой; 23 янв. 1799 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Синода при Екатерине II в 1768–1774 гг. 58 Гавриил (Шапошников–Петров Петр Петрович; 1703–1801), митрополит, духовный писатель. В 1763 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. С 1770 г. архиепископ Санкт–Петербургский и Ревельский; с 1775 г. именовался «Санкт–Петербургский и Новгородский». С 1783 г. митрополит. С 1799 г. митрополит Новгородский и Олонецкий. В 1800 г. за отказ от принятия католического мальтийского креста уволен на покой. 61 Хованский Василий Алексеевич (1755–1830), князь, обер-прокурор Святейшего Синода в 1797–1799 гг. 62 Платон (Левшин Петр Гаврилович; 1737–1812), митрополит. В 1770 г. хиротонисан в архиепископа Тверского и Кашинского. С 1775 г. архиепископ Московский и Калужский. С 1787 г. митрополит Московский. С 1811 г. на покое. 64 Димитрий Ростовский (Туптало Даниил Саввич; 1651–1709), святитель, известный церковный деятель, писатель, оратор. Митрополит Ростовский и Ярославский с 1702 г. Автор и составитель сборников житий святых (наиболее известный в четырех книгах – Четьих- Миней), проповедей, драм, стихов. 65 Тихон, Задонский чудотворец (Соколов Тимофей Савельевич; 1724–1783), святитель, епископ Воронежский в 1763–1767 гг. 68 Голицын Александр Николаевич (1773–1844), князь, обер-прокурор Святейшего Синода в 1818–1824 гг. 70 Иннокентий (Смирнов Иларион Дмитриевич; 1874–1819). В сентябре 1813 г. архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт–Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В марте 1819 г. хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. 71 «Сионский вестник» – ежемесячный религиозно-нравственный журнал с мистическим направлением, издавался А.Ф. Лабзиным в 1806 и 1817–1818 гг. в Санкт–Петербурге. 73 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757–1843), с 19 июня 1821 г. митрополит Новгородский, Санкт–Петербургский, Эстляндский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. 76 Мещерский Петр Сергеевич (1778–1857), князь, российский государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода в 1818–1833 гг. 77 Нечаев Степан Дмитриевич (1792–1860), историк, археолог, обер-прокурор Св. Синода в 1833–1836 гг. 83 Николай II Александрович (1868–17.07.1918); святой страстотерпец, император российский в 1894–1917 гг. 84 Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич; наст. фамилия Конобеевский; 1805–1866), архиепископ, богослов, патролог, историк и библеист. В 1935–1841 гг. ректор Московской духовной академии. С 1841 г. занимал Рижскую, с 1848 г. Харьковскую, с 1859 г. Черниговскую кафедры. Читать далее Источник: Иларион (Троицкий), архим. Исторический очерк существования Православной Церкви в России за время с 1613 года по настоящий момент//Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II(34). С. 93-121. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

1755. Троицкий С. Учение афонских имябожников и его разбор. — Русский инок 1914. С. 618–619. 1756. Там же. С. 620. 1757. Там же. С. 620–621. 1758. Там же. С. 621- 622. 1759. См., в частности: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 92–95. 1760. Троицкий С. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и»относительное»поклонение. (Ответ С. Н. Булгакову). — Итоги жизни 17, 1914. С. 8. Сведения о магометанском учении об именах Божиих Троицкий мог почерпнуть из исследования известного российского ученого, переводчика Корана на русский язык, Г. Саблукова. См: Саблуков Г. Сличение мохамедданского учения о именах Божиих с христианским о них учением. Казань, 1872. 1761. Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 95. 1762. Там же. С. 140–141. 1763. В частности, архиепископ Серафим (Соболев) именно на нем построил главы своей книги»Новое учение о Софии Премудрости Божией»(София, 1935), посвященные имяславию. 1764. Ср., в частности, выражение Булатовича»Самое существо Божие именуется словом Господь»(Апология. С. 141) и аналогичные выражения Евномия, опровергаемые св. Григорием Нисским (Против Евномия 6; PG 45, 736 А). Подробнее об этом см. в.: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 7. 1765. Ср.: Булгаков С. Н. Смысл учения св. Григория Нисского об именах. — Итоги жизни 12–13, 1914. С. 21. 1766. Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 57. 1767. Исх. 3:15. 1768. Ис. 56:5. 1769. Пс. 71:17. 1770. Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 67. 1771. Лосев А. Ф. Спор об именах в IV веке и его отношение к имяславию. — Начала 1–4, 1995. С. 229. 1772. Ср.: Антоний (Булатович), иеросхшюнах. Апология. С. 141 («Самое существо Божие именуется словом»Господь» " ); Там же. С. 23–24 («Все имена Божий, которыми мы именуем Его, равно именуют неименуемую сущность Сущего»). 1773. Троицкий С. Афонская смута. С. 170–171. 1774. Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 60–61. 1775. Антоний (Булатович), иеросхшюнах. Апология. С. 188. 1776. Характерны в связи с этим воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова) о беседе с Троицким в вагоне поезда:«Шел у нас с ним разговор об имяславии и имябожии. Между прочим, он спрашивает меня:«Почему это вы (он разумел не одного меня, конечно!) так интересуетесь этим вопросом? Я — не пойму». — «Вот этото и удивительно, что вы — один из самых активных борцов в этом деле, а не задумывались над тем, почему многие так горячо заинтересованы в нем». — «Всякому известно, что в корне различных споров лежит прежде всего какаянибудь психология! И ее непременно нужно уяснить прежде всего. А тогда понятнее будет и та философия, которая оттуда взяла корни свои». Такой разговор произвел на меня безотрадное впечатление! Борется против имени Божия, а сам (нужно думать) молитвы Иисусовой не творил!». Цит. по: Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. — Начала 1–4, 1998. С. 123.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

61 Ист. Моск. академии, стр. 277 и 257. Указание автора сей истории на дела архива св. синода не совсем согласно с делами о посылки студентов за границу. Из дела видно, что студенты посланы были тогда не в один Геттинген, а и в другие заграничные города для образования. 62 Житие м. Платона 1831 г. ч. 1. стр. 30 и 31. В приложениях к сему житию помещено мнение о наказе Императрицы Екатерины II, при письме Иннокентия, Гавриила и Платона к графу Безбородко. См. стр. 89–95. 64 Взято из записок Антония Знаменского и Платона Шишкина. Ср. Сын. отеч. 1830 г. ХХУП. Слов. достоп. люд. Б.-Каменского ч. 1. стр. З. 68 Полн. собр. зак. Т. XVlII. 12, 948 и след. История царствов. Екатерины II, соч. Лефорта ч. II. стр. 112. 69 В рукоп. книге, в лист, поступившей после м. Гавриила в библиотеку С.-Петербургской духовной академии и находящейся здесь между рукописями под 415. В этой книге преосв. Гавриила, содержащей в себе бумаги. относящиеся до депутатства его в законодательной комиссии. хранится вчерне составленный доклад его о неприсоединении духовенства к среднему сословию. 71 О монахе Евфимии известно, что он жил в Москов. Чудове монастыре и был сотрудником Епифания Славеницкого. Исправление пролога в XVlI в., вероятно, произведено самим Евфимием, хотя и не упоминается о сем у м. Евгения в словар. ист. о дух. писателях Т. 1, стр. 171, 172. 72 Дело об исправлении пролога в синод, архиве 1765 года под Избранные поучения на все воскресные и праздничные дни изданы в трех частях, С. Петеб. 1775, М. 1776 т. Преосв. Гавриил принимал живое участие и в исправлении кормчей, как видно из дела об этом за 1766 год в синод. архиве под 6. По этому делу, ему поручено было св. синодом в 1770 году 1 марта рассмотреть и исправить триодь постную, переведенную в 1745 г. 3амечания об исправлении сей триоди представлены в св. синоде пр. Гавриилом в 1774 году, когда он был уже на кафедре С. Петербургской. 73 Григорий Теплов, из воспитанников Невской семинарии, был известен императрице Елисавете Петровне и определен, по ее выбору, воспитателем Кирилла Григорьевича Разумовского; а потом служил при дворе Екатерины II статс-секретарем, скончался сенатором в 1779 году. Словар. светских писателей м. Евгения Т. II, стр. 206. Христ, чтен. за декабрь 1855 г. стр.487.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В этом, слове митрополит говорит об обязанности святителей блюсти священные каноны и о замеченных им, нестроениях в отечественной Церкви, потом, излагает правила Владимирского собора и в заключение обращается к собору иереев и убеждает их достойно проходить своё высокое служение. 71 Учительные послания митрополита Даниила помещены в особом сборнике. Содержание посланий разнообразное. В одних посланиях он раскрывает учение о монашестве, в других учение о целомудрии и чистоте, о страхе Божием, о пастырских обязанностях и проч. 73 От Максима-грека осталось много нравоучительных сочинений. Одни из них относятся ко всем христианам, другие только к известным классам общества, именно к властям предержащим и инокам, а третьи обращены к отдельным лицам. В своих сочинениях он обличает общественные распри, придворные смуты, неправый суд, притеснения сильными слабых, разврат, пьянство, внешнюю набожность, недостатки в жизни монашествующих. 74 Максим-грек написал несколько статей против иудеев и жидовствующих, слова обличительные на эллинскую прелесть, слова на магометан, слова на арменское зловерие и 7 статей против латинян. Статьи против латинян писаны по поводу сочинений в пользу латинства некоего Николая Булева или Люева, главного врача при великом князе Василии III. 75 Мощи Михаила и Феодора в 1572 году из Чернигова перенесены в Москву. Они были положены под спудом в соборной церкви черниговских чудотворцев, находившейся в Кремле, близ Тайницких ворот. По упразднении этого собора в 1770 г. перенесены в Сретенский собор на сенях, откуда в 1774 г. перемещены в Архангельский собор. 76 Русские брали с собою иконы при поездках в чужие края, при выступлении в поход, при заключении договоров. Особенно чествовались иконы чудотворные. Когда они привозились в Москву, их встречала вся Москва и на месте встречи были устрояемы храмы. 77 Домострой написан Благовещенским попом Сильвестром. В Домострое излагаются религиозные обязанности всех членов семьи и вместе с нравственными правилами даются различные наставления относительно экономии и хозяйства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Троицкий С. Учение афонских имябожников и его разбор. — Русский инок 1914. С. 618–619. 1756 Там же. С. 620. 1757 Там же. С. 620–621. 1758 Там же. С. 621- 622. 1759 См., в частности: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 92–95. 1760 Троицкий С. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и»относительное»поклонение. (Ответ С. Н. Булгакову). — Итоги жизни 17, 1914. С. 8. Сведения о магометанском учении об именах Божиих Троицкий мог почерпнуть из исследования известного российского ученого, переводчика Корана на русский язык, Г. Саблукова. См: Саблуков Г. Сличение мохамедданского учения о именах Божиих с христианским о них учением. Казань, 1872. 1761 Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 95. 1762 Там же. С. 140–141. 1763 В частности, архиепископ Серафим (Соболев) именно на нем построил главы своей книги»Новое учение о Софии Премудрости Божией»(София, 1935), посвященные имяславию. 1764 Ср., в частности, выражение Булатовича»Самое существо Божие именуется словом Господь»(Апология. С. 141) и аналогичные выражения Евномия, опровергаемые св. Григорием Нисским (Против Евномия 6; PG 45, 736 А). Подробнее об этом см. в.: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 7. 1765 Ср.: Булгаков С. Н. Смысл учения св. Григория Нисского об именах. — Итоги жизни 12–13, 1914. С. 21. 1766 Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 57. 1767 Исх. 3:15. 1768 Ис. 56:5. 1769 Пс. 71:17. 1770 Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 67. 1771 Лосев А. Ф. Спор об именах в IV веке и его отношение к имяславию. — Начала 1–4, 1995. С. 229. 1772 Ср.: Антоний (Булатович), иеросхшюнах. Апология. С. 141 («Самое существо Божие именуется словом»Господь» " ); Там же. С. 23–24 («Все имена Божий, которыми мы именуем Его, равно именуют неименуемую сущность Сущего»). 1773 Троицкий С. Афонская смута. С. 170–171. 1774 Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 60–61. 1775 Антоний (Булатович), иеросхшюнах. Апология. С. 188. 1776 Характерны в связи с этим воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова) о беседе с Троицким в вагоне поезда:«Шел у нас с ним разговор об имяславии и имябожии. Между прочим, он спрашивает меня:«Почему это вы (он разумел не одного меня, конечно!) так интересуетесь этим вопросом? Я — не пойму». — «Вот это-то и удивительно, что вы — один из самых активных борцов в этом деле, а не задумывались над тем, почему многие так горячо заинтересованы в нем». — «Всякому известно, что в корне различных споров лежит прежде всего какая-нибудь психология! И ее непременно нужно уяснить прежде всего. А тогда понятнее будет и та философия, которая оттуда взяла корни свои». Такой разговор произвел на меня безотрадное впечатление! Борется против имени Божия, а сам (нужно думать) молитвы Иисусовой не творил!». Цит. по: Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. — Начала 1–4, 1998. С. 123. 1777

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010