Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию: »Оставили Меня, источник жизни« 1767 , а также: »Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, и народ Меня не разумеет« 1768 . Также еще: «Солгал Мне, и не помянул Меня, и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце своё; и Я, увидев тебя, презираю» 1769 . И через Осию: »Меня забыли« 1770 и далее: »Обручу тебя в правде и вере, и узнаешь Господа« 1771 , а также: »Ты отверг ведение, и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною« 1772 , и: »Горе им, трусливым, что отдалились от Меня« 1773 ; и опять же через Иеремию увещает Он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно «тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» 1774 . И через Давида: »Помедлите успокойтесь и познайте, что Я – Бог» 1775 . Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению 1776 и восклицает, что «забыл Израиль Создателя своего« 1777 , а другой говорит, что »переходят от одного зла к другому и Бога не знают» 1778 . И снова: «Не захотели знать Бога» 1779 . Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: «Просветите себе свет ведения« 1780 ; и [слова] Давида: »Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» 1781 , «приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» 1782 , и продолжает он: «Я познал, что велик Господь« 1783 , и: »Дивно ведение Твоё для меня, – выше сил моих [постигнуть] его!« 1784 , и исповедуется Богу в том, что »буду насыщаться в узрении славы Твоей» 1785 и что «возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» 1786 , и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня 1787 , чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и тем самым более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность Чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Около 1758 г. Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии Художеств, затем с 1779 г. преподавал в портретном классе Академии Художеств. За портреты архитектора А.Ф.Кокоринова (1769) и откупщика Н.А.Сеземова (1770), представленные на выставке в Академии художеств в 1770 г., Левицкому было присвоено звание академика. В 1770-е гг. Левицкий по заказу Екатерины II создал серию портретов воспитанниц Смольного института. Изображенные танцующими, музицирующими, разыгрывающими пастораль в театральных костюмах, юные смолянки пленяют обаянием молодости, естественностью грации и чувств. В 1780-е гг. Левицкий создал блестящие по выразительности исполнения работы – портреты светской красавицы Урсулы Мнишек (1782), итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1783), портрет-аллегория Екатерина II – законодательница в храме Правосудия (1783), портрет дочери Агаши в русском костюме (1785) и другие. В поздние годы Левицкий написал портреты И.И.Дмитриева, А.С.Протасовой, Я.И.Билибина, отмеченные яркой выразительностью. После 1800 г. полуослепший художник почти не работал. Д.Г.Левицкий скончался в 1822 г. в Петербурге. Также сегодня мы вспоминаем театрального художника А.Я.Головина (1863-1930). Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля 1863 г. в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении, потом на живописном, в классах И.М.Прянишникова, В.Е.Маковского и В.Д.Поленова. Усовершенствовал мастерство в Париже. В 1890-е гг. Головин участвовал в деятельности абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом. Помимо этого, Головин был членом объединения «Мир искусства», занимался дизайном интерьеров, мебели. Вместе с другом К.А.Коровиным оформлял российский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900 г. и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-03 гг. В 1912 г. Головин избран действительным членом Академии художеств. Головин наиболее известен как театральный художник. В 1900 г. к нему пришел первый успех в Большом театре, где он оформил оперы «Ледяной дом» и «Псковитянка». Помимо этого, Головин создавал колоритные пейзажи и натюрморты, создавал книжные иллюстрации, занимался станковой живописью и графикой.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/de...

Сперва Архиереи оного именовались Санкт-Петербургскими и Шлиссельбургскими, потом, с 1770 года, Архиепископ титуловался Санкт-Петербургским и Ревельским по 1775 год, а в сем году начал писаться Новгородским и Санкт-Петербургским; с 1799 года преемник его Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским; с 1801 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским, а с 1803 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. В 1745 году та же Государыня Императрица учредила Епископство Галицкое и Костромское, продолжающееся доныне под названием Костромского и Галицкого. В 1764 году, Января 13, в помощь Московскому Митрополиту учреждена Викарная СЕВСКАЯ Епархия, в которой Епископы сперва именовались Севскими и Брянскими, а потом, с 1788 года, Севскими и Орловскими; но в том же 1788 году Епархия сия сделана самоместной под именованием Орловской и Севской, а Викарию Московскому положено именоваться Дмитровским (см. ниже). В 1775 году учреждена Епархия СЛАВЕНСКАЯ. Первый и второй Архиепископ именовались Славенскими и Херсонскими, третий с 1786 года Екатеринославским и Херсониса Таврического, а с 1789 года ещё и Блюстителем Молдо-влахийской Ексархии. Четвёртый был с 1792 года Митрополит, а с 1799 года Архиепископы и именовались Новороссийскими и Днепровскими, а с 1803 года – Екатеринославскими и Херсонскими и Таврическими. В 1783 году по трактату с Грузией присоединена к России Екзархия Грузинская, и Католикос оной пожалован навсегда Членом Святейшего Синода. В 1785 году, Июля 27, учреждена Епархия НОВГОРОДОСЕВЕРСКАЯ. Епископу велено именоваться Новгород-Северским и Глуховским. Епархия сия в 1799 году по состоявшемуся штату упразднена. В том же 1785 году учреждена быть Викарной Митрополита Киевского Епархия ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ, с наименованием Епископа оной Переяславским и Бориспольским (смотри выше и ниже). В 1787 году учреждена Епархия ФЕОДОСИЙСКАЯ, Викарная Екатеринославская, но в 1799 году упразднена. Епископы оные именовались Феодосийскими и Мариупольскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1. Киевская (988 г.). 2. Черниговская (992 г.). 3. Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4. Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5. Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515—1616, 1639—1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в1848—1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6. Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733—1785 годы –самостоятельная, в 1785—1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7. Полоцкая (1104 г., в 1596—1620, 1661—1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8. Смоленская (1137 г.). 9. Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10. Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11. Холмская (1233, 1650—1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12. Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена). 13. Тверская (1271 г.). 14. Суздальская (1347 г., в 1788 году упразднена). 15. Коломенская (1353 г., в 1799 г. упразднена). 16. Пермская (1383 г., кафедра в Усть-Выме, с 1472 года – в Вологде, 1556 года переименована в Вологодскую, с 1799 года восстановлена с кафедрой в Перми). 17. Московская (с 1325 года Москва – резиденция Киевского митрополита, с 1461 года – митрополия Московская и всея Руси, с 1589 по 1721 годы – патриаршаяобласть, с 1721 по 1742 годы – синодальная область, с 1742 года – Московская епархия). 18. Казанская (1555 г.). 19. Вологодская (с 1472 года – кафедра Пермской епархии, с 1556 года – Вологодская). 20. Псковская (1589 г.). 21. Астраханская (1602 г.). 22. Тобольская (1620 г.). 23. Могилевская (1632 г.). 24. Вятская (1657 г.). 25. Белгородская (1667 г., в 1787 году переименована в Курскую). 26. Нижегородская (1672 г.). 27. Воронежская (1682 г.). 28. Тамбовская (1682 г., в 1699 году упразднена, в 1758 году восстановлена). 29. Холмогорская (1682 г., в 1731 году переименована в Архангельскую). 30. Великоустюжская (1682 г., в 1788 году упразднена). б) епархии, открытые в Синодальную эпоху:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Со второй половины XVIII века польское влияние на наше церковное пение уступило свое место итальянскому влиянию . В 1735 году по приглашению русского двора в Петербург прибыл с большой оперной труппой итальянский композитор Франческо Арайя (1709-ок. 1770), который в продолжение 25 лет руководил Придворной капеллой. После него в должности придворных капельмейстеров служили Галунна (1706-1785), Сарти (1729-1802) и другие итальянские маэстро. Все они благодаря своим блестящим дарованиям, учености и прочному придворному положению пользовались авторитетом корифеев музыкально-певческого искусства в России. Занимаясь преимущественно оперной музыкой, они в то же время писали и духовную. И так как самобытный дух и характер исконно православного распевного фольклора им был далек и чужд, то их творчество в области церковного пения заключалось лишь в составлении музыки на слова священных песнопений, и почти единственной формой для произведений такого характера были концерты. Так было положено начало новому, слащавому, сентиментально-игривому, оперно-концертному итальянскому стилю в православном церковном пении, который не изжит у нас и до сего дня. Однако итальянцы воспитали музыкально и много серьезных последователей, в полной мере раскрывших свои таланты в церковном композиторстве. У Сарти учились А. Л. Ведель (1767-1806),С. А. Дегтярев (1766-1813) С. И. Давыдов (1777-1825),  И. Турчанинов (1779-1856); Д. С. Бортнянский (1751-1825) был учеником Б. Галуппи (1706-1785); у Цоппи, бывшего придворным композитором в 1756 году, и Мартини-Солёр (1754-1806) учился М. С. Березовский (1745-1777). Эти талантливые воспитанники итальянцев в свою очередь вырастили плеяду второстепенных церковных композиторов, которые, следуя по стопам учителей, сочиняли многочисленную церковную музыку концертного типа в вычурной театральной манере, не имевшую ничего общего с церковным осмогласием и древними распевами. Впрочем, нельзя не отметить, что итальянская музыка имела и свое благотворное влияние на общее дело нашего церковного пения. Оно выразилось и в развитии музыкально-творческих сил русских талантов, и главным образом в пробуждении ясного сознания, что свободные духовные сочинения, не имеющие непосредственной связи с древними православными распевами, не есть образцы православного церковного пения и никогда таковыми быть не могут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

713 Мелхиседек (Стефанеску, †1892), епископ Романский, член Румынской академии наук (1871), магистр богословия. 31.12.1862 г. хиротонисан во епископа Хушского. Епископ Нижнедунайский (1865–1879), епископ Романский (1879–1892). Известный педагог и составитель учебных пособий для румынских духовных школ, автор и переводчик многочисленных научных трудов. См.: Некролог преосвященного Мелхиседека, еп. Романского/Церковный вестник. 1892, 23. С. 366–368; Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 10. С. 353–371; 11. С. 382–391. 714 Магистр – вторая ученая степень после кандидата, присваивавшаяся в высших учебных заведениях России. Обычно работа на степень магистра представляла собой монографию, которую соискатель должен был опубликовать за свой счет. 716 См.: Стадницкий А. Положение православного духовенства в Румынии/Кишиневские ЕВ. 1889. C. 755–770; C. 816–830; C. 850–860; C. 903–925. B 1890 г. работа вышла отдельной брошюрой. 717 См.: Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 9. С. 302–322; 10. С. 353–371; 11. С. 382–400; 12. С. 436–447. 718 Гавриил (Банулеско-Бодони Григорий, 1746–1821), митрополит Кишиневский (1813–1821). Родился в г. Быстрице (Трансильвания). Слушал лекции по богословию в КДА (до 1770 г.). Изучая греческий язык, провел некоторое время на островах Хиосе и Патмосе, в Смирне и на Афонской горе. С 1776 г. преподавал латинский язык в Ясском княжеском училище. В 1778 г. принял монашество. В 1782–1785 гг. в России, преподаватель Екатеринославской ДС. В 1785 г. вернулся в Яссы и был возведен в сан архимандрита. С 1788 г. – в России, ректор Екатеринославской ДС. В 1791 г. хиротонисан во епископа Белоградского и Бендерского. В 1792 г. Императрицей Екатериной II был назначен митрополитом Молдо-Влахийским, однако молдавский князь Мурузи отказался признать митрополита Гавриила и, арестовав, отправил в Константинополь, где он был освобожден по требованию русского правительства. Митрополит Екатеринославский (1793), митрополит Новороссийский и Днепровский (1797), митрополит Киевский и Галицкий (1799). С 1803 г. на покое. С 1808 г., во время русской оккупации Дунайских княжеств, – экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии. После окончания в 1812 г. русско-турецкой войны переехал в Кишинев. С 1813 г. управлял образованной Кишиневской и Хотинской епархией, усиленно заботясь об ее устройстве; основал Кишиневскую ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАКОВ Родион Родионович (1758, Москва - 27.02.1803, там же), рус. архит. эпохи классицизма, ученик и последователь В. И. Баженова и М. Ф. Казакова . Характеристика творчества К. затруднена из-за слабо документированной биографии. Большую сложность создает и тот факт, что К. был однофамильцем одного из своих учителей: их работы начали путать, вероятно, еще при жизни зодчих. К. самостоятельно работал на рубеже XVIII и XIX вв. в стилистике зрелого классицизма. Творческой манере К. приписывают напряженный драматический пафос, характерный для эпохи романтизма. Однако собственных проектов архитектора немного, достоверно известны лишь 3 его постройки, сохранилось 2; ему приписывают множество других, но не все атрибуции вызывают доверие. К. (в документах упом. как Родион Родионов) был сыном отставного прапорщика архитектуры в команде Д. В. Ухтомского. Первоначальные знания по архитектуре получил у отца. В июле 1770 г., выдержав экзамен, поступил учеником в Экспедицию кремлевского строения к Баженову. В сент. 1770 г. К. в числе прочих работал над моделью Кремлевского дворца. В 1774 г. направлен в команду к М. Ф. Казакову на строительство деревянного Пречистенского дворца. Здесь К. участвовал в выполнении лепных работ. В 1776 г. К. создал 1-й самостоятельный проект дворца на Воробьёвых горах (не реализован, не сохр.). В дек. 1777 г. К. получил звание архитекторского помощника и вместе с начальником и учителем М. Ф. Казаковым отправился в Коломну, где они были заняты снятием плана города и осмотром «ветхостей» Коломенского кремля. В февр. 1778 г. К. получил чин 14-го класса. С 1776 г. К. помогал своему учителю в строительстве подмосковной усадьбы Н. А. Демидова Петровское (Княжищево). Сохранилось документальное свидетельство (окт. 1780) совместного пребывания М. Ф. Казакова и «архитектора Родиона Родионова» на строительстве в усадьбе. В янв. 1781 г. К. был уже поручиком архитектуры. С дек. 1781 г. К. определен в команду К. И. Бланка на строительство Екатерининского дворца в Лефортове, тогда же ездил в С.-Петербург с его планами. В 1783 г. параллельно с М. Ф. Казаковым послан в Могилёв к Г. А. Потёмкину. В 1785 г. от начальника Экспедиции кремлевского строения М. М. Измайлова К. получил аттестат о работе в Крыму и в Херсоне, где предположительно был занят сооружением ворот крепости.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Кроме того, на территории Польши имелось некоторое количество церквей и монастырей, принадлежавших к Киевской митрополии и в документах XVII и XVIII вв. именовавшихся «заграничными монастырями и общинами». Назначенный в 1700 г. с резиденцией в Переяславле викарий-коадъютор Киевского епископа управлял большей частью епархии на днепровском Левобережье и вскоре обнаружил стремление к самостоятельности, т. е. к непосредственному подчинению Святейшему С 1743 г. Киевские епископы снова получили сан В 1751 г. митрополит Тимофей Щербацкий (1748–1757) счел необходимым подать ходатайство в Святейший Синод о восстановлении всех своих привилегий. Однако Святейший Синод объявил себя высшей инстанцией во всех делах церковного управления и суда и, следовательно, лишил Киевского митрополита гарантированного ему договором права вынесения безапелляционных (т. е. не подлежащих обжалованию) приговоров. «Таким образом, к половине XVIII в. Киевский митрополит по своим правам окончательно сошел на степень обыкновенного епархиального Для «заграничных» монастырей и церквей, т. е. рассеянных на широком пространстве некогда существовавших епархий (Пинской и др.), в 1785 г. было учреждено Слуцкое епископство, подчиненное непосредственно Святейшему Синоду. Тем самым эти части Киевской епархии оказывались de facto отделены от Со времени митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770) и Гавриила Кременецкого (1770–1783) Киевское епархиальное управление шаг за шагом перестраивалось по великорусскому образцу. Этот процесс был завершен при митрополите Самуиле Миславском Под давлением правительства и Святейшего Синода постепенно исчезали и те особые привилегии («вольности»), за которые так упорно держалось и высшее и низшее киевское духовенство. В 1767–1768 гг. Святейший Синод получил от Киевского митрополита, Переяславского епископа, духовенства Киево-Печерской лавры и Черниговского епископа подробные «пункты», предназначавшиеся для Комиссии по составлению нового законоуложения. Эти «пункты», главным образом о шляхетских вольностях украинского духовенства и церковном землевладении, находившемся под угрозой секуляризации, последствий не имели, но они свидетельствуют об оппозиции, на которую наталкивались здесь меры Святейшего Синода (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОС (Байбаков Андрей Дмитриевич; 1737 г., с. Зметаево (Зметнево?) Черниговского полка - 14.05.1801, Архангельск), еп. Архангельский и Холмогорский. В 1757-1767 гг. учился в московской Славяно-греко-латинской академии , с 9 февр. 1768 г. по 26 марта 1770 г.- на философском фак-те Московского ун-та. С 1770 г. работал корректором при университетской типографии, с 1772 г.- учителем поэзии в Славяно-греко-латинской академии. В 1774 г. пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором. С апр. 1775 г. ректор Троицкой ДС, в 1782-1783 гг. исполнял обязанности наместника ТСЛ. По благословению архиеп. Московского Платона (Левшина) в 1778 г. А. разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства. 17 дек. 1783 г. возведен в сан архимандрита Заиконоспасского мон-ря и назначен ректором академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал. В дек. 1785 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 1786 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря , составил записку о памятниках мон-ря, в том же году избран членом Российской академии. 5 июня 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, 26 окт. 1798 г. переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Погребен в холмогорском Преображенском соборе. Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский А.- автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей. Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, к-рое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины правосл. вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию (см. Х. Вольф ), А.

http://pravenc.ru/text/75690.html

Храмы занимали весьма скромное место в архитектурном процессе, хотя строилось их немало. По качеству своей архитектуры протестантские храмы превосходят католические, поскольку строительство последних активно не поощрялось, в то время как на протестантские выделялись государственные средства. В первые десятилетия XVIII b., после принятия в 1707 г. специального акта парламента И. (подобный акт был принят и в Лондоне в 1711) возводится сразу несколько церквей в Дублине. Они имеют типичный протестантский план — основное пространство окружено галереями с 3 сторон и небольшим алтарем с востока. Фасад ц. св. Вербурги (1715, Томас де Бург, Гл. инспектор 1700–1730), утратившей деревянный купол и шпиль, возможно принадлежит Галилеи. Неоконченная ц. св. Анны (1720, Исаак Уиллс) имеет удачный интерьер в рим. духе. В 20-е гг. XVIII в. строится сразу 5 храмов в быстро растущем Корке; среди них следует отметить ц. св. Анны Шендон (1722) с ее квадратной массивной зап. башней, дополненной в 1749 г. 3 ярусами, вероятно, по образцу минарета Большой мечети в Кайруане, Тунис ( Craig. 1982. Р. 207). Среди храмов др. городов стоит отметить ц. в Мойре, гр. Даун (1723) с ее зап. башней и несколько наивным палладианским фасадом, крестообразную ц. в Кнокфреда близ Белфаста (1737, Р. Касселс), со скругленными рукавами трансепта, и ц. в Балликасле, гр. Антрим (1756), со строгими палладианскими деталями из натурального камня. Неоклассицизм . Большое значение для И. имело возведение нескольких построек по проектам одного из крупнейших архитекторов англ. неоклассицизма («стиль Роберта Адама») Уильяма Чемберса — Чарлмонт-хауса в Дублине (1763), очаровательного казино в Марино близ Дублина (1759- до 1770) и актового зала (1787) и капеллы (1798) дублинского Тринити-колледжа, с ее элегантным колонным портиком. По проекту др. известного англ. архит. Джеймса Уайета был построен дворец Касл-Кул, в гр Фермана (1789–1798). Крупнейшими представителями неоклассицизма собственно в И. были Томас Кули — автор ротондальной Биржи (1769–1779, ныне городская ратуша), а также зданий Таможни (1781–1791) и Четырех судов (1786–1802),— и его ученик Джон Гэндон, окончивший два последних здания, а также реконструировавший Парламент (1785–1789) и начавший строить Королевский суд (1795–1816, после 1808 — Генри Арон  Бейкер). Гэндону принадлежит проект однонефной ц. в Кулбанагер, гр. Лиишь (1785).

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010