В субботу пред этим днем и установлено поминовение с тою, конечно, мыслью, да и души умерших молитвами церкви и благодати Св. Духа очистятся, и явятся достойными сосудами благодати Св. Духа. Суббота дмитриевская и 29-е августа назначены собственно для поминовения православных воинов и всех за веру и отечество убиенных. Поминовение в Дмитриевскую субботу установлено в XIV веке при великом князе Дмитрие Иоанновиче Донском, по одержании победы над Мамаем на Куликовом поле. Поминовение 29 августа установлено в 1769 г. при Екатерине II во время войны с Турками и Поляками. Впрочем в дмитриевскую субботу христиане обыкли поминать не только воинов, но и родителей своих и всех православных христиан почивших. Творится также поминовение об усопших в понедельник или вторник Фоминой недели. День этот называется в просторечии радоницею. Христиане, молясь в сей день за умерших, как бы приветствуют их с живоносною радостью воскресения Христова. Часть Третья. Примеры и правила веры и нравственности, избранные из Священного Писания и Священного Предания Примеры и правила веры и нравственности. Избранные из Священного Писания и Священного Предания Твердость в вере во время искушения У Авраама был единственный сын Исаак. От него Господь обещал возрастить многочисленное потомство. Авраам любовался своим сыном за его покорность и послушание к отцу и матери. Но вот Господь явился Аврааму и сказал: Авраам! возьми сына своего Исаака и поди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую я укажу тебе. Испытание тягчайшее для родительского сердца. Но Авраам так твердо верил воле Божией, всегда благой и совершенной, что и здесь не поколебался в вере. Не открывая никому своего намерения, встал он рано утром, оседлал своего осла, взял двух рабов своих и Исаака сына своего; наколол дров для всесожжения и отправился в путь. Три дня были они в пути. Наконец он увидал гору на которой надлежало ему принести сына в жертву. Под горой он оставил своих рабов с ослом, а сам с Исааком пошел на гору, взял в руки огонь и нож, а на Исаака возложил дрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Затем прошло много поколений до того времени, когда явился один царь по имени Булан, бывший мудрым и богобоязненным, праведным 1758 и всем сердцем доверялся Создателю. Царь этот истребил колдунов и язычников в стране своей и искал защиты под тень божьего крыла 1759 . Тогда показался ему во сне ангел и сказал ему: «О Булан! Бог послал меня к тебе сказать: о сын мой! Я услышал твою просьбу и смотри! Я благословляю тебя и сделаю тебя плодородным и очень многочисленным, государство твое укрепится до тысячного поколения и всех твоих врагов передам в твои руки». На завтрашний день он встал и благодарил Бога и оказывал ему еще больше благоговения и покорности 1760 . Тогда явился к нему ангел во второй раз и сказал ему: «О сын мой! Я видел твое поведение и мне нравятся твои поступки; я знаю, что ты покорился мне всей душой и всей силой, а потому я хочу тебе дать законы и постановления, когда ты исполнишь мои приказания и законы (то я тебя благословлю и умножу)» 1761 . Он ответил ангелу, сообщившему ему это: «О Господин мой! Ты ведь знаешь помыслы моего сердца, и ты исследовал мои почки, что я доверяюсь только тебе, но народ, над которым я царствую – язычники 1762 , так что я не знаю, поверят ли они мне или нет. Если ты смилостивишься надо мной, то явись также NN, великому князю их 1763 , который послужит мне помощью в этом деле 1764 . Господь (будь имя Его благословенно!) исполнил его желание и явился тому человеку во сне и когда тот на следующий день утром проснулся, то пришел к царю и рассказал ему (об этом). Вслед затем государь собрал всех князей, служащих 1765 и весь народ и объяснил им все дело, вследствие чего народ принял еврейскую веру и стал под крылом божьего величия 1766 . Это совершилось 340 лет тому назад 1767 . Затем явился ангел к нему еще раз и сказал ему: «О сын мой! Хотя небо и земля не могут обнимать меня, я все-таки хочу, чтобы ты выстроил храм ради имени моего, где я буду пребывать». На это он ответил: «О Господь вселенной! Ты ведь знаешь: я не имею ни золота, ни серебра, чем же мне строить?» На это сказал он (ангел) ему: «Будь мужественным и не падай духом! Возьми твой народ и все войско твое и иди по дороге 1768 Даралон 1769 в стране Ардавил 1770 . Я поселю в сердцах их жителей страх и боязнь пред тобою и передам их в твои руки. Там я приготовил для тебя два сокровища, из которых одно – золотое, а другое серебряное 1771 , ты это возьмешь, и я буду с тобой, защищу тебя и помогу тебе, так что ты эти деньги 1772 благополучно принесешь (на твою родину) и выстроишь из них храм ради имени Моего». И он доверял Богу и исполнил его приказания. Он пошел и вел много войн, из которых с помощью Всемогущего вышел победителем, разрушил (неприятельскую) страну 1773 , взял деньги, воротился благополучно домой и выстроил 1774 шатер (скинию), ковчег завета, подсвечник, стол, алтарь и священную посуду 1775 . По милости Божией и по всемогуществу Господа все эти вещи хранятся у меня и по сие время 1776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образ ветви, отсекаемой и сжигаемой в огне, перекликается со словами Иоанна Предтечи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ; Лк.3:9 ). Согласно словам Иисуса, отсечение бесплодных ветвей совершает не Он, а Отец – Виноградарь, в чьем винограднике Иисус – лоза, а Его ученики – ветви. Тем не менее в беседе на Тайной вечере отсечение и сожжение бесплодных ветвей – побочная, а не главная тема. Главной же темой является единство Церкви с ее Главой – единство, наиболее полно реализуемое в Евхаристии 50 . Об этом единстве Иисус возвещает тем, кто уже «очищены» через Его слово и, следовательно, должны быть способны воспринять то, что Он говорит. Образ лозы и ветвей имеет прямое отношение к Евхаристии. Об этом свидетельствует сходство формулировок между тем, что Иисус говорит на Тайной вечере, и беседой о небесном хлебе 51 . Притча о виноградаре. Роспись Богоявленской (Никольской) церкви в Нерехте. 1768–1769 гг. Слова «кто пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.15:5 ) напоминают то, что Иисус говорил иудеям: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Образ ветвей, питающихся от лозы, напоминает слова: «Ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). На Тайной вечере Иисус говорит о наивысшей любви, когда «кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ), а в беседе о небесном хлебе говорит о Своей Плоти, которую отдаст «за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Наконец, сама диада определений «Я есмь хлеб жизни» ( Ин.6:48 ) и «Я есмь истинная виноградная лоза» ( Ин.15:1 ) напоминает формулы, которые, согласно синоптикам, Иисус произнес, преподавая ученикам хлеб и вино: «Сие есть Тело Мое» – «Сие есть Кровь Моя» ( Мф.26:26, 28 ; Мк.14:22, 24 ; Лк.22:19–20 ). В другом месте, говоря о Себе и Своих учениках, Иисус использовал образ пастыря и стада ( Ин.10:1–16 ). Однако образ лозы и ветвей выражает идею единства более полно. Пастырь и стадо при всем том, что связывает их (овцы слушают голос пастыря и идут за ним, пастырь называет овец по имени и идет перед ними, пастырь полагает жизнь свою за овец), остаются иноприродны друг другу: пастырь – человек, овцы – животные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию: »Оставили Меня, источник жизни« 1767 , а также: »Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, и народ Меня не разумеет« 1768 . Также еще: «Солгал Мне, и не помянул Меня, и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце своё; и Я, увидев тебя, презираю» 1769 . И через Осию: »Меня забыли« 1770 и далее: »Обручу тебя в правде и вере, и узнаешь Господа« 1771 , а также: »Ты отверг ведение, и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною« 1772 , и: »Горе им, трусливым, что отдалились от Меня« 1773 ; и опять же через Иеремию увещает Он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно «тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» 1774 . И через Давида: »Помедлите успокойтесь и познайте, что Я – Бог» 1775 . Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению 1776 и восклицает, что «забыл Израиль Создателя своего« 1777 , а другой говорит, что »переходят от одного зла к другому и Бога не знают» 1778 . И снова: «Не захотели знать Бога» 1779 . Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: «Просветите себе свет ведения« 1780 ; и [слова] Давида: »Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» 1781 , «приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» 1782 , и продолжает он: «Я познал, что велик Господь« 1783 , и: »Дивно ведение Твоё для меня, – выше сил моих [постигнуть] его!« 1784 , и исповедуется Богу в том, что »буду насыщаться в узрении славы Твоей» 1785 и что «возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» 1786 , и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня 1787 , чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и тем самым более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность Чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Поскольку говорится, что Он был в повиновении у отца Своего и Матери Своей (Лк. 2:51). И на кресте [сказал] ученику: се, Матерь твоя! И Матери Своей: се, сын Твой (Ин. 19:26-27).    Уважать старших весьма угодно Богу и похвально у человеков. И должную честь воздавать старикам подобно же — Богу приятно, нам же — хорошо и полезно. Потому что если и мы доживем до того же самого возраста, то, конечно же, будем иметь такое же воздаяние. Но если и преждевременно уйдем отсюда, то будем иметь воздаятелем Господа. И в том и в другом случае то же самое воздаяние будет сопутствовать в старости ли или в юности [если рано умрем], и Воздаятель — Тот же. Ибо говорится: «Как ты поступал, так будет и с тобой» (ср. Тов. 4:16). Первым же Мои сей заповедует, говоря: Пред лицем седого вставай и почитай [Col. 1769] лице старца (Лев. 19:32). Иов же: Во мнозем времени премудрость, во мнозе же житии ведение (Иов. 12:12). И другой:Венец старцем многоразличное искусство, и похваление их страх Господень (Сир. 25:8). И Апостол к Тимофею: Старца не укоряй, но увещевай, как отца (1 Тим. 5:1). Но ты мне, конечно же, скажешь в ответ: «Следует же, чтобы и старцы были бдительны, степенны, здравы в вере, в любви (Тит. 2:2), по Апостолу. Ибо, по Писанию, не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости (Прем. 4:8-9)». Однако об этом судить не наше дело, но испытующего сердца наши (1 Фес. 2:4) Бога. Наше же дело — всем воздавать должное: кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7), и не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет. 2:18). И быть братолюбивыми друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждать (Рим. 12:10). Ибо написано: Сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч. 9:12). Также и Петр: младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5:5-6). Посему подобает, чтобы все христиане воздавали должное, поскольку этому мы научаемся у Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо ради Своего неизреченного к нам снисхождения Он не посчитал чем-то недостойным прийти к Иоанну, чтобы креститься от Него. Тот же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Владыка же [ответил] рабу: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:14-15). Ему же слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет Перед нами сюжет, повествующий о свершившемся первом убийстве: «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его… И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» ( Быт. 4:2-8 ). Считается, что Каин принес свой дар Богу не от чистого сердца. Затем он не прошел испытания завистью и гневом, и случилось непоправимое, и прежде совершенно немыслимое – первая смерть на Земле произошла через убийство. Описание Как истинный представитель классицизма, Лосенко изобразил Каина подобно этюду обнаженного натурщика. Мы видим Каина в момент, когда уже свершилось убийство его младшего брата Авеля. Взлохмаченные волосы, грубые черты лица с выражением отчаяния и злобы одновременно свидетельствуют о поврежденности души грехом зависти и гордости, которые впоследствии и привели первенца Адама и Евы к тяжкому преступлению. Каин изображен художником сидящем на ступени жертвенника, где оба брата приготовили Господу свои дары. Мрачный пейзаж, беспокойно бегущие тучи, заволакивающие небо мрачной пеленой, передают настроение Каина. В данной картине сказалось не только умение художника точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре. История В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. В этот период Лосенко много внимания уделял живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768 г.). Эта отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1770 году. Судя по рапортам А.П. Лосенко, писалась в Риме, с марта по сентябрь 1768 года. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/kain-losenko/

Ср.: Мф. 17:14–18: «Когда они пришли к народу, подошел к Нему (Иисусу) человек и, преклоняя перед Ним колена, сказал: «Господи, помилуй сына моего; он в новолуния беснуется, тяжко страдает, часто бросается в огонь и часто в воду»... И запретил ему (бесу) Иисус, и вышел бес, и отрок исцелился в тот же час». 2934 Ср.: Мк. 5:6–9: «И увидев Иисуса, (дух) вскричал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего... не мучь меня!»... Иисус сказал: «Выйди, дух нечистый, из этого человека!» И спросил его: «Как тебе имя?» И он сказал: «Легион имя мне, потому что нас много»». Мф. 8:29: «И вот они (два бесноватых) закричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий, зачем Ты пришел сюда прежде времени мучить нас?»» Устрашения и заклинания можно видеть в словах: «Дух немой и глухой, повелеваю выйти из него и впредь не входить... И сотрясши его...» Мк. 9:25. 2939 См. выше рассказ о том, как садовник Мида принесен был на кровати к чародею-вавилонянину... потом встал, взял свою постель и пронес ее через весь сад. Тот же Zahn (Op. cit.) указывает на евангельскую параллель в исцелении расслабленного: «Тебе говорю: встань, возьми свою постель и ходи. Он тотчас встал, взял свою постель и вышел перед всеми» (Мк. 2:11–12, ср.: Мф. 9:6; Лк. 5:24). 2949 Krebs. De malicioso Luciani consilio, religionem christianam scurrili dicacitate vanam et ridiculam reddendi. 1769 . Цитаты у: Deeleman. De morte Peregrini. Utrecho, 1902 – одно из самых ценных сочинений по вопросу об отношении Лукиана к христианству. 2950 Стадий – мера длины в античности. Греко-римский стадий – 176,6 м, олимпийский стадий – 192,28 м, дельфийский – 177,55 м. 2953 Тот же Кребс в отмеченном сейчас описании приведенных из созвездия Стрельца воинов признает переделку описания херувимов у пророка Иезекииля. Иезекииль созерцает облако, клубящийся огонь и сияние вокруг него, и из среды его видно было подобие четырех животных; облик у них был как у человека... и у них ноги прямые и ступни ног, как ступни у тельца (Иезек. 1:5–7).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

89, 588–589 —603— Латинское название TLG (2021) 89, 596–597 Армянские тексты Латинское название TLG (2021) Sermo de Antichristo Sermones varii: 3793/a–b Oratio de imagine Edessena 3793/a Homiliae 3793/b Литургика Латинское название TLG (2021) 43,1285–1328 Fragmenta precationis et exorcismi [Sp.] 43, 537–538 Anaphora Graeca (fragmenta) [Sp.] Anaphora aethiopica (эфиоп.) —604— Гомилии грузинские Латинское название TLG (2021) Homilia de conceptione Annae Гомилии коптские Латинское название TLG (2021) Sermo de Christo nato (fragmentum) De epiphania (част. издано) Гомилии арабские Латинское название TLG (2021) Homiliae arabicae, Tractatus contra Iudaeos Fragmenta arabica Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) 119–124 (К-польский 431 (только 7 правил: 852–853 Р. п. частичный. С. 592 – 594. —606— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) Русский перевод Собор 814 г.) 2=1; 3=2; 4=3; 9=4; 12=5; 13=6; 16=7) Canones 2–4=правила 39–41; 9=42; 12–13=43–44; 16=45. 124–128 (1–37) (=Cotelerius 1686, 445–450) (дата неизвестна) 427–431 (1–37, +38) 856–860 С. 574–592 (правила 1–38) Ex canonibus Nicephori (ex ecclesiasticis Constitutionibus) (1, 6, 9, 16, 17, 19, 29, 56, 66) 1556 129 (дата неизвестна) 431 a–b (=Cotelerius 1686, 451–453) 860–861 Р. п. частичный. с. 594–595. Сапоп 1=правило 46; 9=47; 16=48; 56=49. —607— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) Русский перевод [Canones] Nicephori patriarchae 129–132 (дата неизвестна) 861–864 Epistula canonica канонических вопросов и ответов] [Spurium] 431 g–i (=Cotelerius 1686, 453) Epistula ad monachum quemdam Theodosium, et inclusum Corinthi, contens quarumdam quaestionum solutionem [Spurium] 1559 V (1855), 399–401 1061–1064 Ejusdem ad eumdem [Spurium] V (1855), 401–402 —608— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) Русский перевод Ejusdem ad eumdem [Spurium] De VI primis oecumenicis conciliis 317–320 320–327 —609— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павловский Михаил Андреевич. 1765 г. из философии – свящ. с. Васильевскаго (Арх. Суз. кон. 1765 г., ИЗ). Палиновский Василий Иван. Поступил 1755 г. 1764 г. из риторики «за непонятностью» исключён и назначен диаконом в Михайлову Сторону, Сузд. окр. (Арх. Суз. кок. 1764 г., 234. Палиновский Фёдор Вас. 1788 г. обучался в философии 1780 г. из богословии – свящ. в Михайлову сторону, Суз. окр. (Арх. Суз. кон 1789 г., 965). Иван Никифор. Поступил в семинарию 1763 г. 1769 г. обучался в философии Парвицкий Иван Семёнович. Поступил в семинарию 1763 г. 1772 г. из философии свящ. в с. Кляземский городок (Арх. Суз. кон. 1772 г. в 1778 г. отсюда был изгнан приходскими людьми, но в 1779 г. возвращён назад (Там же, 1779 г., Парсков Василий Стеф. Поступил 1767 г. 1769 г. обучался в аналогии и вскоре из семинарии вышел. Пашков Михаил, 1778 г. из поэзии уволен для определения к делам Межевой канцелярии (Арх. Суз. кон. 1778 г., Пеликанов Алексей Петрович. 1788 г. обучался в риторике. 1793 г. из богословии – в Московскую медицинскую академию (Арх. Суз. кон, 1793 г., 212). Пеликанов Михаил. 1772 г. взят в семинарию. 1776 г. исключён и пономарём Гавриловской непашенной слободы (Арх. Суз. кон. 1776 Пельский Матвей Филип. Поступил в семинарию 1767 г. 1769 г. обучался в аналогии и вскоре вышел из семинарии. Пенкин Николай. 1771 г. обучался в аналогии. 1774 г. – в бегах. См. выше, стр. 137. Пенков Алексей. 1773 г. дьячком с. Красного (Арх, Суз. кон. 1773 г. Оп., Петровский Василий Вас. Поступил 1770 г. 1774 г. числился в аналогии и состоял в бегах. См. выше, стр. 137. Петровский Иван Семен. Поступил в семинарию 1763 г. 1709 г. обучался в синтаксиме. Петропавлов Иван. 1788 г. обучался в школе грамматики и назначен был к исключению. Петропавлов Матвей. 1788 обучался в школе грамматики. 1792 г. из синтаксимы в с. Сельцо, Суз. окр., пономарём. (Арх. Суз. кон. 1792 г. Оп. 2, 197). Переборовский Игнатий Петр, Поступил в семинарию 1767 г. 1769 г. из грамматики в с. Переборово, Опольской десятины, пономарём (Арх. Суз. кон. 1769 г., 189).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несходства южно-русских изданий богослужебных книг с северно-русскими московскими изданиями продолжались даже и во второй половине XVIII столетия. И против этого церковная администрация предпринимала соответствующие меры. Нам известен указ Святейшего Правительствующего Синода от 1772 г. июня 26 дня в Синодальную Московскую типографию по поводу несходств, усмотренных Синодом в книгах, изданных в Киеве, с подобными книгами московской печати, а именно: в Апостоле 1768 г., Ирмологии 1769 г., Требнике 1769 г., Псалтири 1769 г., Требнике 1769 г. (осьмушечный в отличие от первого дестевого), в Следованной Псалтири 1768 г., в Октоихе 1768 г., в Псалтири 1768 г. и др. Вот этот подлинный, весьма интересный по содержанию указ и неизвестный еще в печати: «По указу Ее Императорского Величества московская Святейшего Правительствующего Синода контора, слушав полученного Ее Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода указа, коим объявляя о присланных в Святейший Правительствующий Синод сего 1772 г. июня 26 дня из оной типографской конторы, при доношении, выписках учиненных, в силу посланного из Святейшего Синода в оную типографию указа, типографскими корректорами и справщиками, оказавшихся в напечатанных в Киево-Печерской Лавре и в Черниговской типографии, в том доношении показанных книгах (кроме Патерика Печерского) с таковыми же в Московской типографии печатными книгами не сходятся. А как-де, по справке в канцелярии Святейшего Синода мая 7 и 11 чисел сего года, определениями велено как напечатанные, так и впредь печатаемые Киево-Печерской Лавры и в Черниговской типографиях книги, на основании насланных из Святейшего Синода указов, посылать из типографии прямо в контору Святейшего Синода, которой отсылать для свидетельства в Московскую типографию от себя и в случае неисправности, есть ли что неважное, чинить об них надлежащее рассмотрение и определение и в народную продажу употреблять дозволить, а за известие в Святейший Синод рапортовать, а ежели ж в тех книгах, по свидетельству той конторы, окажутся каковые в текстах важные сумнительства об них конторе представлять со мнением своим на рассмотрение Святейшему Правительствующему Синоду, о чем в синодальную и в оную типографскую контору, также в Киево-Печерскую Лавру и в Черниговскую епархию указы тогда ж посланы». (Настоящий указ извлечен нами из приходо-расходной книги Московской Синодальной типографии за 1772 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010