Опочка. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь, Зимняя церковь Лукинского прихода /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:не позже 1871. Год утраты:1941 (сгорела) Адрес: Псковская обл., Опочецкий р-н, г. Опочка, ул. Набережная, Координаты: 56.707481, 28.662309 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Зимняя церковь лукинского прихода, сооружённая, вероятно, во 2-й пол. XVIII в. и перестроенная в 1871 г. купцом А.И. Селюгиным. Одноглавый четверик с декором в русско-византийском стиле. Стояла с юга от Лукинского храма. Сгорела в 1941 г. в ходе боевых действий. http://svyatayarus.su/church/detail/50667/ Церковь святого апостола и евангелиста Луки. Деревянная, на каменном фундаменте церковь построена в 1769 году опочецким купцом Даниилом Порозовым. После гибели в пожаре 1774 года Преображенского собора она была самой древней церковью в Опочке. Предположительно, одновременно с ней рядом, примерно в 3 саженях, как придел Лукинской церкви, была построена также деревянная на каменном фундаменте церковь Святого Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Возможно, эту церковь также строил купец Порозов. В документах начала XX века речь о них идет одновременно и как о двух престолах, и как о двух церквах. В 1877 году церковь отремонтирована на средства церковного старосты опочецкого купца Александра Ильича Селюгина. В документах начала XX века отмечалось, что «храм тверд, приличен и в поддержании не нуждается на долгое время». То же было сказано и о Сергиевской церкви-приделе. Сергиевская церковь была капитально отремонтирована купцом Селюгиным в 1871 году. Престолов в церкви было два. Кроме главного, был престол Святого Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. В церкви находились древние иконы: Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, святого апостола Луки, Успения Божией Матери и Святого Мученика Уара. Икона Успения Божией Матери прежде находилась в церкви Опочецкого Успенского женского монастыря. Здесь же хранился синодик и рукописная служба святому апостолу Луке. Считалось, что синодик написан дьячком Феодором Никитиным по указанию священника Лукинской церкви о. Димитрия Илларионова. В 1880 году опочецкий помещик Петр Москвитин пожертвовал капитал в пользу церкви. Колокольня также была деревянная, построена в связи с церковью над её притвором. На ней было пять колоколов, самый большой колокол весил 20 п. 24 ф., вес остальных колоколов неизвестен. Надписей на них не было. Указом Псковской духовной консистории от 30 мая 1879 года Лукинская церковь приписана к Успенской церкви. С этого времени служба в ней совершалась причтом Успенской церкви. Указом Святейшего Синода от 11 декабря 1907 года Лукинская церковь вновь стала самостоятельной. В приходе были две земские школы и одна частная.

http://sobory.ru/article/?object=41712

В 1616 г. приписан к Казанскому архиер. дому. Упразднен в 1764 г. В нем было 2 церкви св. Троицы, перенесенная на кладбище гор. Елабуги, и Успения Богородицы, тоже перенесенная в село Танайки. Рычков, посетивший Чортово Городище в 1769 г., уже не нашел никаких следов от монастыря. “Истор. Росс. Иер.», IV, 82; Рычков, “Дневн. Зап. 1769 г.», 47; “Памят. кн. Вятск. губ., на 1870 г.», Отд. V, 115; “Вят. губ. вед.», 1847 г., 35 (Акаевщина, опис. мон.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 809, 13; “Акты юридич.», 385 (Ставленная гр. 1637 г. о поставленви в священники старца Иосифа); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., прилож., XX, IV (митроп. Казан. Тихон завещал игумену домового Троиц.-Ялабужского м-ря образ Сергиево видение и параманд бархатный); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 836 (дозорная книга 1619 г. вотчинной земли м-ря Камен. Городища на Елабуге в пустоши на рч. Анзирке); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1838 г., XXX, смесь, 23 (предание о Елабуж. Чортовом городище); “Древности, Труды Москов. Археолог. Общ.», 1871 г., т. III, вып. 2, 183 (Елабужские древности). 1269. Троицкий – Кондинский или Кодинский, неправильно Колоцкий, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Тобольской губ., Березовского округа, при селе Кондинском, в 215 вер. к юго-юго-вост. от Березова, окружен водами р. Большой Оби, близ впадения въ нее рч. Кондушки, с правой стороны. Основан по просьбе Остяцкого князя Алачева и по благословению архиеп. Тобольского Симеона в 1656 г. для распространения христианской веры между остяками и для призрения старых, увечных и сирых. Но это едва ли справедливо, и известие относится, вероятно, к возобновлению м-ря, который существовал ранее, что видно из грамоты 1608 г., в которой говорится о переводе из Кодского острога в Березов игумена Евстратия. Здесь сохранился образ Страшного Суда Христова, присланный в дар царем Феодором Алексеевичем в 1671 г. По малочисленности монашествующих в последнее время управлялся священниками из белого духовенства. При м-ре находится училище на 20 остяцких мальчиков, содержимое на счет казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1871–1881 гг. Фотография. Кон. XIX в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1871–1881 гг. Фотография. Кон. XIX в. Объемно-пространственное построение собора Д. м.- двусветность нижнего храма, его сочетание с бесстолпным верхним - уникально. Объяснить эти особенности можно, если предположить, что он задумывался как традиц. для XVII в. одноэтажный 4-столпный собор, а решение о возведении верхнего храма было принято в процессе строительства. Единственный пример 2-этажного столпного храма - Спасо-Преображенский собор в Тамбове (верхний храм здесь 6-столпный, как и нижний), и его композиция возникла из-за изменения замысла в процессе строительства. Верхний храм Д. м. в большей степени, чем нижний, ориентирован на новый, нарышкинский стиль: вместо полуциркульных апсид граненые, венчание сделано по образцу собора Св. Троицы в Верхотурье (1703-1709). Архитектура собора Д. м. претерпела многочисленные изменения. Во время пожара 1742 г. погибли все его деревянные элементы. Гульбище и главы были восстановлены, а вместо деревянной паперти 2-го этажа была возведена крестообразная трапезная. В 70-х гг. XVIII в. снова проводились ремонтные работы: возведение новых глав «вместо прежних неумеренно великих», причем по углам четверика были поставлены 4 дополнительные главки. В 1769-1774 гг. была построена 9-главая барочная Покровская ц. в Туринске, ставшая одним из главных архитектурных образцов для храмов Урала и Зап. Сибири, и, вероятно, именно под ее влиянием громоздкие главы собора (судя по всему, укр. типа) были заменены девятиглавием. В тот же период было создано живописное убранство собора (не сохр.). В 1752-1755 гг. тобольскими мастерами был выполнен иконостас Успенского храма, в 1766-1768 гг.- его стенопись (художники Илья Асламов и Михаил Козмин), в 1768 г.- иконостас придела прп. Димитрия Прилуцкого (худож. Асламов). В 1771-1773 гг. Матвей Волков из Тобольска и Александр Шапочников из Верхотурья расписали деревянную трапезную верхнего храма, они же работали в нижнем храме. Менее ответственные художественные, а также столярные работы выполняли местные мастера, из к-рых выделяется иером. Владимир.

http://pravenc.ru/text/168668.html

В честь П. К. составлены 3 службы на 29 июня (день апостолов Петра и Павла). Самая ранняя сохранилась в сб. «Сербляк» 3-й четв. XVI в. из мон-ря Хиландар (Ath. Chil. 479. Л. 73а - 88б) с указанием о переносе дня празднования с 29 на 27 июня (из-за празднования апостолам Петру и Павлу), а также в списке 1769 г. (Ath. Chil. 799). В ней были выявлены текстологические параллели со слав. переводом службы прп. Антонию Великому и со службой прп. Симеону Мироточивому, к-рая была составлена свт. Саввой I , архиеп. Сербским († 1237), и является 1-м серб. гимнографическим произведением. Отличается от более поздних серб. агиографических произведений, что может указывать на ее создание вскоре после кончины П. К. одним из его последователей ( Шnaдujep. 2014). Впосл., вероятно, иером. Феодосий привез текст службы в Хиландар, в архиве к-рого она представлена в неск. списках ( Она же. 2015. С. 79). Вторая служба была составлена иером. Феодосием Хиландарцем согласно Иерусалимскому уставу (с малой и великой вечерней и утреней), сохранилась в списке 1668 г. (Хорватия. Цавтат. Музей Б. Богишича. 11б; Mo š in V. Izveštaj o radu na ureenju Bogišieva arhiva u Cavtatu//Ljetopis HAZU. Zagred, 1954. Knj. 59. S. 16-40). Позднее была составлена совместная служба П. К. и апостолам Петру и Павлу, к-рая является компиляцией и основана на службе иером. Феодосия Хиландарца. Ее текст фрагментарно сохранился в Коришском помяннике 70-80-х гг. XVI в. (САНУ. 123). Ист.: С. Живот српског испосника Петра Коришког//ГСУД. 1871. 29. С. 308-346; он же (Novakovi S.). Teodosija mniha Hilandarca djelo o Petru Koriškom//Starine JAZU. Zagreb, 1884. Knj. 16. S. 9-34; [Леонид (Кавелин), архим.] Житие и жизнь св. и прп. отца нашего Петра иже в Хвостьне, Корише, постившегося//ТКДА. 1871. 2. С. 408-431; Coлobjeb А. цара Душана о мemoxuju св. Петра Коришког//ГСНД. 1927. 2. С. 25-36; Teoдocuje Хиландарац, иером. Жumuje и подвизи св. и прп. оца нашега Петра у Kopuшkoj гори испосника/Изд.: Д. 1970. 406. Св. 1. С. 69-90; То же// Он же. Жumuja. Београд, 1988. С. 263-288; Мошин В. Служба и Жumuje св. Петра Коришког с Коришким помеником у рукопису Српске akaдeмuje наука и уметности бр. 123//Старине Косова и Memoxuje. Приштина, 1971. 4/5. С. 151-159; Т. Жumuje Петра ucmopuja. Београд, 1980. Год. 12. 48. С. 635-681; Т., Шnaдujep И. Зajeдhuчka служба светим апостолима Петру и Павлу и св. Петру Кошишком//АрхПр. 1987. 9. С. 157-179; Шnaдujep И. Два преписа Пролошког жumuja св. Петра Коришког//Там же. 1997. 19. С. 211-216; она же. Св. Петар Коришки у cmapoj cpnckoj Београд, 2014; Хризостом еп. Молебни канон преподобном и богоносном оцу Петру Коришком. Алхамбра, 1992.

http://pravenc.ru/text/2580404.html

Архангельская Основана 09.03.1682 (выделена из Новгородской епархии). Местопребывание – в г. Холмогоры, с 26.03.1762 – в г. Архангельск. Архиепископия в 1682–1759 гг. (с перерывами). Именовалась: Холмогорская и Важская (Титов A. А. Летопись Двинская. M., 1889. С. 43); с 16.06.1731 – Архангелогородская и Холмогорская; с 15.03.1787 – Архангельская и Олонецкая; с 16.10.1799 – Архангельская и Холмогорская; с 06(19)04.1985 – Архангельская и Мурманская; с 14(27)12.1995 – Архангельская и Холмогорская, паки. Викарные кафедры: Кемская, Пинежская. 18.03.1682 06.09.1702 03.12.1703 02.01.1704 11.03.1705 09.1707 21.03.1708 05.11.1711 24.08.1712 08.10.1730 02.05.1731 25.07.1735 28.12.1735 07.05.1738 18.02.1739 30.06.1740 Савва Шпаковский 13.07.1740 08.11.1759 02.12.1761 01.05.1769 10.10.1770 09.07.1773 Антоний Герасимов-Зыбелин (Забелин?) 22.12.1773 01.04.1775 Арсений Верещагин 01.04.1775 26.10.1798 Вениамин Краснопевков-Румовский (Разумовский?) 26.10.1798 14.05.1801 29.06.1801 16.04.1809 Евлампий Введенский 06.06.1809 22.07.1819 09.11.1819 03.07.1821 Иосиф Величковский 15.08.1821 08.06.1825 14.02.1826 16.08.1830 16.08.1830 30.06.1845 Георгий Ящуржинский 30.06.1845 04.12.1854 Варлаам Успенский 17.09.1854 15.02.1855 18.12.1854 20.07.1857 Антоний II Павлинский 17.11.1857 13.09.1860 Александр Павлович 13.09.1860 16.08.1871 Нафанаил Савченко 17.08.1871 25.12.1876 Иувеналий Корюков 25.12.1876 23.05.1879 Макарий Миролюбов 23.05.1879 06.03.1882 Нафанаил II Соборов 01.06.1882 16.02.1885 Серапион Маевский 16.02.1885 03.06.1890 03.06.1890 16.04.1893 30.09.1892 16.04.1893 16.04.1893 10.02.1896 Никанор Каменский 10.02.1896 07.02.1901 07.02.1901 31.10.1908 31.10.1908 17.04.1912 Михей Алексеев 17.04.1912 27.12.1919(09.01.1920) в/у Павел Павловский 05(18)01.1931 01(14)12.1927 16(29)07.1931 04(17)01.1933 19.10(01.11)1933 23.05(05.06)1937 23.05(05.06)1937 30.01(12.02)1944 23.04(06.05)1944 09(22)01.1953 15(28)01.1953 01(14)07.1953 03(16)11.1953 04(17)02.1956 26.04(09.05)1956 03(16) 03.1961 03(16)03.1961

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В апр. 1771 г. П. вступил в число попечителей Воспитательного дома, открытого в 1763 г. в Москве и с 1770 г. имевшего отд-ние в С.-Петербурге. В 1772-1780 гг. носил звание «заопекуна». 1 окт. 1788 г. участвовал в освящении церкви Воспитательного дома; 4 окт. того же года Опекунскими советами Москвы и С.-Петербурга был принят в «почетные благотворители». В 1794 г. по причине болезни не служил, только 5 апр. исповедовал императрицу во внутренних апартаментах Таврического дворца. Погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры вместе с женой Лукией Васильевной (1730 - 13 авг. 1772). П. принадлежал дом, построенный в 1776-1777 гг. на углу Невского проспекта и Екатерининского канала, на месте к-рого в 1902-1904 гг. выстроен дом компании «Зингер» (Невский проспект, 28/21). Дочь Варвара (1751-1818) в 1777 г. вышла замуж за М. К. Бороздина. Похоронена с мужем и сыном Константином Матвеевичем Бороздиным в Саввином Вишерском монастыре , в восстановлении которого с 1769 г. участвовали Бороздины как родственники его основателя, прп. Саввы (Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 100). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 68. Д. 11, Д. 83; ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 150. Д. 5. Ист.: ОДДС. Т. 50. Стб. 95-96. 72; Камер-фурьерский церемониальный журнал 1770 г. СПб., 1857. С. 36; То же 1774 г. СПб., 1864. С. 167; То же 1779 г. СПб., 1883. С. 175. Доп. С. 42; То же 1788 г. СПб., 1887. С. 196, 300-301; То же 1789 г. СПб., 1888. С. 134; То же 1794 г. СПб., 1893. С. 249. Лит.: Топильский С. С., прот. Морской Богоявленский Николаевский собор в С.-Петербурге. СПб., 1871. С. 40, 79-87; Из бумаг прот. Иоанна Памфилова: Мат-лы//РА. 1871. Вып. 2. Стб. 201-240; Из бумаг прот. Панфилова//ВЕ. 1874. Т. 6. С. 293; Горчаков М., прот. Панфилов И. И.//РБС. 1902. Т. 13. С. 273-285; Петербургский некрополь. СПб., 1912. Т. 3: (М-Р). С. 353; Карташёв А. В. Очерки по истории Рус. Церкви. М., 1991. Т. 2. С. 494-495; Художественное надгробие в собр. Гос. музея городской скульптуры: Науч. кат. СПб., 2006. Т. 3: Некрополь XVIII в. С. 220.

http://pravenc.ru/text/2578896.html

Письма архиепископа Иерофея печатаются в настоящем издании по сохранившимся в личном архиве А.Н. Муравьева русским переводам (греческие оригиналы не публикуются). 233 Норов Авраам Сергеевич (1795–1869) – государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 г., министр народного просвещения в 1854–1858 гг. С 20 августа 1834 г. по 17 сентября 1835 г. был «уволен в отпуск для поклонения Гробу Господню, с поручением, при проезде через Александрию, войти в непосредственное сношение с генеральным консулом полковником Дюгамелем о способах к выгоднейшему приобретению и доставлению из тех мест в Россию некоторых аптечных материалов и сделать по этому предмету подробный доклад» (с выдачей на расходы 3 тыс. руб.). Результатом поездки стала книга «Путешествие по Святой Земле в 1835 году» (СПб., 1838). 234 Имеются в виду епитропы Патриарха Иерусалимского, которые в его отсутствие управляли церковными делами в Иерусалиме. 235 Царица Грузинская Мария Георгиевна (урожд. княжна Цицианова; 1769–1850), жена последнего грузинского царя Георгия XII (ум. 1800). 236 Родофиникин Константин Константинович (1760–1838) – дипломат, государственный деятель. Из семьи греческого происхождения. На военной службе в 1783–1786 и 1788–1789 гг. В Коллегии иностранных дел с 1803 г. Директор Азиатского департамента МИД – с 1819 г. (с момента создания) до 1837 г. Член Совета Министерства иностранных дел (с 1832 – с момента создания). Временно управлял Министерством (в 1832, 1833, 1835, 1837 и 1838 гг.). Сенатор (1832). Член Государственного совета (1838). 237 Патриарх Константинопольский Григорий VI (1798–1881). Занимал патриарший престол дважды (1835–1840 и 1867–1871). В августе 1871 г. сам отказался от кафедры в связи с греко-болгарским церковным кризисом. 238 О посылке книг для русских монахов, подвизавшихся в Лавре преп. Саввы Освященного, см. документ 1 в томе 2-м настоящего издания. 242 Речь идет о разрешении отпустить в Иерусалим архимандрита Арсения, основателя Иерусалимского подворья в Москве, с 1823 г. томившегося в монастырской тюрьме Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

скит Артемиева Веркольского мон-ря, на берегу Святого оз. (основан в 1885, закрыт в 1920-1922); Николаевский муж. скит, на Югорском Шаре, приписной к Артемиеву Веркольскому мон-рю (основан в 1890, к 1893 насельники погибли от цинги); Сурский во имя святого апостола Иоанна Богослова , в с. Сура Пинежского р-на (жен., основан прав. Иоанном Кронштадтским в 1899 как жен. община, закрыт в 1920-1922, возрожден постановление Свящ. Синода от 4 окт. 2012 г.); Ямецкий, в Онежском у. (учрежден в авг. 1908 как жен. община, закрыт в 1920-1922). Архиереи: архиеп. Афанасий (Любимов; 18.03.1682 - 6.09.1702), митр. Парфений (Небоза ; назначен 3.12.1703, † 2.01. 1704 на пути в епархию), архиеп. Сильвестр (Крайский ; 11.03.1705-1707), еп. Рафаил (Краснопольский; 21.02.1708 - 4.11.1711), архиеп. Варнава (Волатковский; 24.08.1712 - 8.10.1730), архиеп. Герман (Концевич; 2.05.1731 - 25.07. 1735), еп. Аарон (28.12.1735 - 7.05. 1738), еп. Савва (Шпаковский; 18.02. 1739 - 30.07.1740), архиеп. Варсонофий (13.07.1740 - 6.11.1759), еп. Иоасаф (Лисянский; 2.12.1761 - 1.05.1769), еп. Антоний (Герасимов-Зыбелин; 10.10. 1770 - 9.07.1773), еп. Арсений (Верещагин; 22.12.1773 - 1.04.1775), еп. Вениамин (Краснопевков-Румовский; 1.04. 1775 - 26.10. 1798), еп. Аполлос (Байбаков ; 26.10.1798 - 14.05.1801), еп. Евлампий (Введенский ; 29.06.1801 - 16.04. 1809), еп. Парфений (Петров; 6.06. 1809 - 22.07.1819), еп. Иосиф (Величковский; 9.10.1819 - 3.07.1821), еп. Неофит (Докучаев-Платонов; 15.08.1821 - 8.06.1825), еп. Аарон (Нарциссов ; 14.02. 1826-1830), еп. Георгий (Ящуржинский ; 16.08.1830 - 3.06.1845), еп. Варлаам (Успенский; 30.06.1845 - 4.12. 1854), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Фёдоров; 17.09.1854 - 15.02.1855, временно управлял епархией), еп. Антоний (Павлинский ; 18.12.1854 - 20.06. 1857), еп. Александр (Павлович ; 17.11. 1857 - 13.09.1860), еп. Нафанаил (Савченко; 13.09.1860 - 17.08.1871), еп. Ювеналий (Карюков; 17.08.1871 - 25.12. 1876), еп. Макарий (Миролюбов ; 25.12. 1876 - 23.05.1879), еп.

http://pravenc.ru/text/76432.html

792 В Древн. Рос. Госуд. Отд. III. стр. 121: «Два гнезда томариков чипрасовых; одно гнездо маленько, ушки и накосточки серебряные, золочены, резные. перье белохвосцовое, под перьем и пониже перья и повыше наконечников перевито золотом». – «Два томара, один маленькой, ушки и накосточки рыбей зуб, перье белохвосцовое». – В Букваре иером. Кариона Истомина (1694 г.) есть стих: «В дому потребен токмак (колотушка, пест), томар стрельный»; в нем изображен и самый томар. 798 Историческому исследованию о старинных русских знаменах и подробной описи их посвящен большой труд Лук. Яковлева под заглавием «Русския старинныя знамена. Москва. 1865». – Много сведений собрано также А. Висковатовым в «Историческом описании одежды и вооружения Российских войск. ч. I. стр. 110–172 и прилож. стр. LXXXVI-CLIV». 801 В Синопсисе (Киев, изд. 2-е, 1823) читаем на стр. 115: «утвердивши полки; прииде под свое чермное знамя и ссед с коня, совлече с себе приволоку царскую и в иную облечеся, и на иного коня всяде. Того же коня даде под Михаила Андреевича, любимого своего, и ту приволоку царскую на него возложи. Повеле же и знамя свое рындалю своему над ним возити». На стр. 122: «Князь же Владимир ста под чермным знамением, и не обрете в полку брата своего, великаго князя Димитрия. 802 «Повеле государь (Иван Васильевич, под Казанью) херугви христианския развертити, сиречь знамя». Царств. кн. СПб. 1769. стр. 264. 803 При осаде Луцка (1149 г.), братья Андрея Боголюбского «стяг его видяхут не взволочен, не величаву бо ему сущю на ратный чин». Летоп. по Лавр. сп. изд. 1872. стр. 307. – «Завед Кунуй пешце (1096 г.) напя стяг Володимер». Там же, стр. 231. 804 «Выступи полк (Суздальский) из загорья, вси во бронях яко во всяком леду, и подъяша стяг. Там же, стр. 357. – «Половци взасошася, от страха не взмогоша и стяга поставити». Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 186. – Изяслав (Мстиславич) «постави стяги Галичския, и поидоша Галичане под своя стяги». Там же, стр. 322. 805 «Бысть сеча зла (1169 г.), и потяша стяговника нашего, и челку стяговую сторгоша с стяга». Летоп. по Лавр. сп. стр. 342.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010