Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет Перед нами сюжет, повествующий о свершившемся первом убийстве: «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его… И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» ( Быт. 4:2-8 ). Считается, что Каин принес свой дар Богу не от чистого сердца. Затем он не прошел испытания завистью и гневом, и случилось непоправимое, и прежде совершенно немыслимое – первая смерть на Земле произошла через убийство. Описание Как истинный представитель классицизма, Лосенко изобразил Каина подобно этюду обнаженного натурщика. Мы видим Каина в момент, когда уже свершилось убийство его младшего брата Авеля. Взлохмаченные волосы, грубые черты лица с выражением отчаяния и злобы одновременно свидетельствуют о поврежденности души грехом зависти и гордости, которые впоследствии и привели первенца Адама и Евы к тяжкому преступлению. Каин изображен художником сидящем на ступени жертвенника, где оба брата приготовили Господу свои дары. Мрачный пейзаж, беспокойно бегущие тучи, заволакивающие небо мрачной пеленой, передают настроение Каина. В данной картине сказалось не только умение художника точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре. История В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. В этот период Лосенко много внимания уделял живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768 г.). Эта отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1770 году. Судя по рапортам А.П. Лосенко, писалась в Риме, с марта по сентябрь 1768 года. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/kain-losenko/

Затем прошло много поколений до того времени, когда явился один царь по имени Булан, бывший мудрым и богобоязненным, праведным 1758 и всем сердцем доверялся Создателю. Царь этот истребил колдунов и язычников в стране своей и искал защиты под тень божьего крыла 1759 . Тогда показался ему во сне ангел и сказал ему: «О Булан! Бог послал меня к тебе сказать: о сын мой! Я услышал твою просьбу и смотри! Я благословляю тебя и сделаю тебя плодородным и очень многочисленным, государство твое укрепится до тысячного поколения и всех твоих врагов передам в твои руки». На завтрашний день он встал и благодарил Бога и оказывал ему еще больше благоговения и покорности 1760 . Тогда явился к нему ангел во второй раз и сказал ему: «О сын мой! Я видел твое поведение и мне нравятся твои поступки; я знаю, что ты покорился мне всей душой и всей силой, а потому я хочу тебе дать законы и постановления, когда ты исполнишь мои приказания и законы (то я тебя благословлю и умножу)» 1761 . Он ответил ангелу, сообщившему ему это: «О Господин мой! Ты ведь знаешь помыслы моего сердца, и ты исследовал мои почки, что я доверяюсь только тебе, но народ, над которым я царствую – язычники 1762 , так что я не знаю, поверят ли они мне или нет. Если ты смилостивишься надо мной, то явись также NN, великому князю их 1763 , который послужит мне помощью в этом деле 1764 . Господь (будь имя Его благословенно!) исполнил его желание и явился тому человеку во сне и когда тот на следующий день утром проснулся, то пришел к царю и рассказал ему (об этом). Вслед затем государь собрал всех князей, служащих 1765 и весь народ и объяснил им все дело, вследствие чего народ принял еврейскую веру и стал под крылом божьего величия 1766 . Это совершилось 340 лет тому назад 1767 . Затем явился ангел к нему еще раз и сказал ему: «О сын мой! Хотя небо и земля не могут обнимать меня, я все-таки хочу, чтобы ты выстроил храм ради имени моего, где я буду пребывать». На это он ответил: «О Господь вселенной! Ты ведь знаешь: я не имею ни золота, ни серебра, чем же мне строить?» На это сказал он (ангел) ему: «Будь мужественным и не падай духом! Возьми твой народ и все войско твое и иди по дороге 1768 Даралон 1769 в стране Ардавил 1770 . Я поселю в сердцах их жителей страх и боязнь пред тобою и передам их в твои руки. Там я приготовил для тебя два сокровища, из которых одно – золотое, а другое серебряное 1771 , ты это возьмешь, и я буду с тобой, защищу тебя и помогу тебе, так что ты эти деньги 1772 благополучно принесешь (на твою родину) и выстроишь из них храм ради имени Моего». И он доверял Богу и исполнил его приказания. Он пошел и вел много войн, из которых с помощью Всемогущего вышел победителем, разрушил (неприятельскую) страну 1773 , взял деньги, воротился благополучно домой и выстроил 1774 шатер (скинию), ковчег завета, подсвечник, стол, алтарь и священную посуду 1775 . По милости Божией и по всемогуществу Господа все эти вещи хранятся у меня и по сие время 1776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образ ветви, отсекаемой и сжигаемой в огне, перекликается со словами Иоанна Предтечи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ; Лк.3:9 ). Согласно словам Иисуса, отсечение бесплодных ветвей совершает не Он, а Отец – Виноградарь, в чьем винограднике Иисус – лоза, а Его ученики – ветви. Тем не менее в беседе на Тайной вечере отсечение и сожжение бесплодных ветвей – побочная, а не главная тема. Главной же темой является единство Церкви с ее Главой – единство, наиболее полно реализуемое в Евхаристии 50 . Об этом единстве Иисус возвещает тем, кто уже «очищены» через Его слово и, следовательно, должны быть способны воспринять то, что Он говорит. Образ лозы и ветвей имеет прямое отношение к Евхаристии. Об этом свидетельствует сходство формулировок между тем, что Иисус говорит на Тайной вечере, и беседой о небесном хлебе 51 . Притча о виноградаре. Роспись Богоявленской (Никольской) церкви в Нерехте. 1768–1769 гг. Слова «кто пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.15:5 ) напоминают то, что Иисус говорил иудеям: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Образ ветвей, питающихся от лозы, напоминает слова: «Ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). На Тайной вечере Иисус говорит о наивысшей любви, когда «кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ), а в беседе о небесном хлебе говорит о Своей Плоти, которую отдаст «за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Наконец, сама диада определений «Я есмь хлеб жизни» ( Ин.6:48 ) и «Я есмь истинная виноградная лоза» ( Ин.15:1 ) напоминает формулы, которые, согласно синоптикам, Иисус произнес, преподавая ученикам хлеб и вино: «Сие есть Тело Мое» – «Сие есть Кровь Моя» ( Мф.26:26, 28 ; Мк.14:22, 24 ; Лк.22:19–20 ). В другом месте, говоря о Себе и Своих учениках, Иисус использовал образ пастыря и стада ( Ин.10:1–16 ). Однако образ лозы и ветвей выражает идею единства более полно. Пастырь и стадо при всем том, что связывает их (овцы слушают голос пастыря и идут за ним, пастырь называет овец по имени и идет перед ними, пастырь полагает жизнь свою за овец), остаются иноприродны друг другу: пастырь – человек, овцы – животные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию: »Оставили Меня, источник жизни« 1767 , а также: »Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, и народ Меня не разумеет« 1768 . Также еще: «Солгал Мне, и не помянул Меня, и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце своё; и Я, увидев тебя, презираю» 1769 . И через Осию: »Меня забыли« 1770 и далее: »Обручу тебя в правде и вере, и узнаешь Господа« 1771 , а также: »Ты отверг ведение, и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною« 1772 , и: »Горе им, трусливым, что отдалились от Меня« 1773 ; и опять же через Иеремию увещает Он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно «тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» 1774 . И через Давида: »Помедлите успокойтесь и познайте, что Я – Бог» 1775 . Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению 1776 и восклицает, что «забыл Израиль Создателя своего« 1777 , а другой говорит, что »переходят от одного зла к другому и Бога не знают» 1778 . И снова: «Не захотели знать Бога» 1779 . Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: «Просветите себе свет ведения« 1780 ; и [слова] Давида: »Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» 1781 , «приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» 1782 , и продолжает он: «Я познал, что велик Господь« 1783 , и: »Дивно ведение Твоё для меня, – выше сил моих [постигнуть] его!« 1784 , и исповедуется Богу в том, что »буду насыщаться в узрении славы Твоей» 1785 и что «возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» 1786 , и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня 1787 , чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и тем самым более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность Чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Несходства южно-русских изданий богослужебных книг с северно-русскими московскими изданиями продолжались даже и во второй половине XVIII столетия. И против этого церковная администрация предпринимала соответствующие меры. Нам известен указ Святейшего Правительствующего Синода от 1772 г. июня 26 дня в Синодальную Московскую типографию по поводу несходств, усмотренных Синодом в книгах, изданных в Киеве, с подобными книгами московской печати, а именно: в Апостоле 1768 г., Ирмологии 1769 г., Требнике 1769 г., Псалтири 1769 г., Требнике 1769 г. (осьмушечный в отличие от первого дестевого), в Следованной Псалтири 1768 г., в Октоихе 1768 г., в Псалтири 1768 г. и др. Вот этот подлинный, весьма интересный по содержанию указ и неизвестный еще в печати: «По указу Ее Императорского Величества московская Святейшего Правительствующего Синода контора, слушав полученного Ее Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода указа, коим объявляя о присланных в Святейший Правительствующий Синод сего 1772 г. июня 26 дня из оной типографской конторы, при доношении, выписках учиненных, в силу посланного из Святейшего Синода в оную типографию указа, типографскими корректорами и справщиками, оказавшихся в напечатанных в Киево-Печерской Лавре и в Черниговской типографии, в том доношении показанных книгах (кроме Патерика Печерского) с таковыми же в Московской типографии печатными книгами не сходятся. А как-де, по справке в канцелярии Святейшего Синода мая 7 и 11 чисел сего года, определениями велено как напечатанные, так и впредь печатаемые Киево-Печерской Лавры и в Черниговской типографиях книги, на основании насланных из Святейшего Синода указов, посылать из типографии прямо в контору Святейшего Синода, которой отсылать для свидетельства в Московскую типографию от себя и в случае неисправности, есть ли что неважное, чинить об них надлежащее рассмотрение и определение и в народную продажу употреблять дозволить, а за известие в Святейший Синод рапортовать, а ежели ж в тех книгах, по свидетельству той конторы, окажутся каковые в текстах важные сумнительства об них конторе представлять со мнением своим на рассмотрение Святейшему Правительствующему Синоду, о чем в синодальную и в оную типографскую контору, также в Киево-Печерскую Лавру и в Черниговскую епархию указы тогда ж посланы». (Настоящий указ извлечен нами из приходо-расходной книги Московской Синодальной типографии за 1772 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Потёмкин, представлявший их интересы на заседаниях Комиссии. Кроме того, Григорий Александрович являлся членом Комиссии духовно-гражданской, которой предстояло разработать свод законов о положении Церкви и правах духовенства, а также участвовал в заседаниях Большой и Дирекционной комиссий. Это были первые уроки его практической деятельности по определению основ государственного строительства, которые в последующем, безусловно, сыграли свою роль в формировании его личности государственника. Успешная работа в Комиссии вновь обратила внимание на него Екатерины II. 22 сентября 1768 года по случаю годовщины ее коронации он был произведен в действительные камергеры (чин генерал-майора) и отчислен из Конной гвардии, как состоящий при дворе. И все же, как ни старалась Екатерина II, приобщить его к придворной службе, Г.А. Потемкин не показывал особого рвения. Было очевидно, что придворная служба с ее интригами и борьбой за место у трона его интересовали мало. Рамки дворца для него были узкими, ему необходим был простор для его кипучей энергии и стремления к подвигам. Он рвался туда, где действительно вершились великие дела. Возможность проявить себя предоставила разразившаяся 25 ноября 1768 года первая в царствование Екатерины русско-турецкая война (1768 – 1774 годы). Война прервала заседания Комиссии по Уложению, так как большинство ее депутатов убыли к месту службы. 18 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о прекращении пленарных заседаний Уложенной комиссии. Примеру убывших в армию депутатов Комиссии последовал и Г.А. Потемкин. 2 января 1769 года маршал комиссии А.И. Бибиков объявил депутатам, что «господин опекун от иноверцев и член Комиссии духовно-гражданской Григорий Потемкин… отправился в армию»28. Принимая это решение, Г.А. Потемкин считал, что пребывание вне боевых действий, не позволит ему добиться больших успехов. Поэтому с началом войны, в январе 1769 года, он отпросился у Екатерины в действующую армию «волонтером». Это было верным решением. Уже на фронте он проявил себя как человек смелый, думающий, обладающий талантами командира и военачальника.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/22/u_nego...

(далее - Ал. В.) (нач. 30-х гг. XVIII в.- 8 февр. 1772), младший брат А. В., с 1747 г. работал под началом Н. Жирара, Растрелли, с кон. 50-х гг. XVIII в.- С. А. Волкова. С 1757 г. гезель. В 1758 г. он перешел из Канцелярии от строений под начало А. Ф. Виста в Сенат. С 1763 г. до своей кончины он возглавлял архитектурную часть новоучрежденной Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы, с апр. 1763 г. пожалован званием «заархитектор». Ему принадлежит проект планировки центральной части С.-Петербурга, между Невой и Мойкой, Синим мостом и Мошковым пер. (1762, Отд. рисунков ГЭ, см.: Петров. 1961. С. 240), к-рый отличался большей «геометричностью» по сравнению с предыдущим проектом П. М. Еропкина. В 1763 г. Комиссией о каменном строении была опубликована конкурсная программа составления генерального плана С.-Петербурга с целью его дальнейшего благоустройства - первый в России конкурс со строго регламентированными условиями. В процессе работы конкурсной комиссии был создан план реконструкции ансамбля городских площадей, в т. ч. центральной - Дворцовой пл. С.-Петербурга, выполненный Ал. В., к тому времени произведенным в чин архитектора (с мая 1764), и утвержденный 8 февр. 1765 г. По его же плану, одобренному в 1769 г., предусматривалось создание на месте бастионов вокруг здания Адмиралтейства ансамбля соединенных между собой площадей (Там же. С. 258). Ал. В. был автором «образцовых» проектов «обывательских домов» в столице и провинции, по которым осуществлялась рядовая застройка в период раннего классицизма. Работы Ал. В. определили развитие архитектурного центра столицы на последующий период (Петербург и др. новые рос. города. 1995. С. 104, 214, 221). Неосуществленные проекты «команды» Ал. В. сохранились на аксонометрическом плане С.-Петербурга, выполненном П. А. де Сент-Илером. Во время т. н. городовой реформы имп. Екатерины II Комиссией о каменном строении под рук. Ал. В. были разработаны проекты 24 городов, составлены генеральные планы застройки Астрахани, Ярославля (1768-1769, см.: Там же. С. 268, 269; см. также: ПСЗ. Книга чертежей и рисунков: (Планы городов). Л. 30, 405), Н. Новгорода, Казани (1768) и Твери (после пожара 1768 г., 1768 - 80-е гг. XVIII в., совм. с М. Ф. Казаковым, П. Р. Никитиным), к-рые отличались четкостью градостроительных концепций в духе классицизма и строгой регулярностью, иногда представляющейся совр. исследователям чрезмерной. Комиссия рассматривала также проекты городов Новгородской (Боровичи, Валдай, Тихвин) и Тверской губ. (Вышний Волочёк), городов Белого, Козлова (ныне Мичуринск), Ливен, Тары. Комиссия утвердила планы 11 городов и первые варианты урегулирования планов Дорогобужа, Тобольска, Харькова. В последних по времени проектах комиссия стремилась учитывать исторически сложившиеся планировки центров старых рус. городов.

http://pravenc.ru/text/1684019.html

«Если грузинцы овладеют краем Черного моря». Имеретинский владелец, или царь, как у нас привыкли называть, Соломон еще с 1755 года боролся с турками за независимость, и боролся довольно удачно, пока не нашел врагов в собственных вельможах, которые с помощию турок выгнали Соломона и возвели на престол двоюродного брата его Теймураза. В исходе 1766 года Соломон прислал императрице просьбу дать ему убежище в России вместе с некоторыми князьями и дворянами или заступиться за него при Порте. И то и другое было тогда отклонено из опасения повредить мирным отношениям к Турции. Несмотря на то, Соломон, загнанный в горы, отправил в 1768 году кутаисского митрополита Максима в Петербург с просьбою о помощи; но еще до получения ответа из России ему удалось взять верх над врагами и схватить соперника своего Теймураза. Так как теперь церемониться с турками было не нужно более, то императрица решила отправить к Соломону небольшой воинский отряд, могший показать имеретинцам все преимущества порядочного войска, послать четыре пушки, два единорога и 50000 денег. От ноября 1768 года дошла до нас любопытная записка, показывающая, как занимало Екатерину Закавказье; императрица переслала в Иностранную коллегию следующие вопросы: «1) По какой причине выезжал сюда отец Ираклия (царя грузинского)? 2) Нет ли в коллегии карты исправнее печатной и вернее, и как грузинские владения лежат и к каким соседные? 3) Имеют ли грузинские владетели морские порты на Каспийском или Черном море? 4) Тифлис стоит на одних картах на Черном, а на других на Каспийском море, а в иных и в среде земли. О всем сем, в коллегии Иностранных дел выправяся, прислать ко мне. NB. Несколько времени тому, как был слух, что Ираклий принял католицкий закон; имеется ли о сем подлинное известие?» Панин писал Соломону, чтоб он постарался уговорить грузинского (карталинского и кахетинского) царя Ираклия действовать вместе против турок. Соломон сам отправился к Ираклию в Тифлис, и оба царя отправили в Петербург знатных послов с объявлением своей готовности вступить в войну с турками; а между тем осенью 1769 года Екатерина назначила действовать в Грузии против турок известного нам графа Тотлебена, который умолил императрицу принять его снова в русскую службу; Тотлебен, двинувшись из Моздока, перешел Кавказские горы долинами Терека и Арагвы и расположился на зимних квартирах в Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Апогеем противостояния между К. и франц. и испан. Бурбонами стал конфликт вокруг герцогства Парма, где правил племянник испан. и франц. королей Фердинанд I. С 1764 г. премьер-министр Г. дю Тийо, сторонник идей Просвещения, ратовавший за ликвидацию светской власти папы Римского, начал проводить в Парме антиклерикальные реформы, направленные на уничтожение налоговых и судебных иммунитетов католич. Церкви. 14 янв. 1768 г. герц. Фердинанд I издал подготовленный Тийо декрет, объявлявший об установлении в Парме права regium exequatur в отношении документов Папского престола, для чего была создана должность особого чиновника, которому поручалось изучать поступавшие в герцогство папские послания и документы Римской курии. В послании от 30 янв. 1768 г. К. объявил о незаконности к.-л. посягательств на свободу, привилегии и юрисдикцию Церкви, а также напомнил о суверенных правах папы Римского на герц-ство Парма (оно считалось вассалом Папского престола). В ответ на это послание герцог издал декрет об изгнании из его владений иезуитов (3 февр. 1768). Монархи Франции, Испании и Неаполитанского королевства сочли послание папы оскорбительным. В июне с целью оказать давление на К. франц. и неаполитанские войска оккупировали анклавы, относившиеся к Папскому гос-ву (Авиньон, Беневенто и Понтекорво), а в авг. Испания заявила о разрыве дипломатических отношений с Папским престолом. При посредничестве имп. Марии Терезии и имп. Иосифа II между К. и Бурбонами велись переговоры: от папы потребовали предоставить суверенитет герц-ству Парма, признать права Франции и Неаполитанского королевства на занятые территории, отправить в отставку гос. секретаря кард. Л. Торреджани, однако главным требованием стало упразднение ордена иезуитов. Попытки папы предложить к.-л. уступки в др. вопросах были отвергнуты Бурбонами, к-рые в янв. 1769 г. еще раз заявили папе через послов Испании, Франции и Неаполитанского королевства, что роспуск иезуитов является обязательным условием для нормализации отношений. К. отказался пойти на это и назначил на 3 февр. 1769 г. проведение консистории кардиналов для составления отрицательного ответа, однако в ночь на 2 февр. он скончался.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

Софрония не отправили в Черногорию, боясь, как видно, увеличить им число «авантурьеров». Но и выбор Иностранной коллегии оказался неудачным. Еще летом 1768 года отправлен был советник русского посольства в Вене Мерк на Черную Гору с увещательною грамотою к тамошним жителям, чтоб не верили самозванцу. От 9 августа Мерк прислал донесение, что ехать на Черную Гору, не подвергая себя смерти, никак не мог, ибо черногорцы необыкновенно привязаны к Малому. Екатерина написала на его донесении: «Если б капитан гвардии был послан с грамотою к черногорцам, то бы письмо несумненно отдано было; но сей претонский политик возвратился с ней, не сделав, окроме преострые размышления; я советую его из Вены отозвать, ибо видно, что он способность великую имеет здесь употребленну быть в важнейших делах, а там на него изойдет лишь лишняя коллегии издержка». На Черную Гору с грамотою, возбуждавшею христиан против турок, с порохом и свинцом отправился генерал-майор кн. Юрий Владимир. Долгорукий под именем купца Барышникова. Но для удобства сношений с Черною Горою нужно было соглашение с Венецианскою республикою. С первого раза казалось, что Венецию, исстари враждебную к Порте, нетрудно привлечь на русскую сторону; но Венеция не была уже прежняя отважная владычица южных морей; это был разлагавшийся труп. Венецианское правительство боялось всякого движения, ибо всякое движение могло болезненно потрясти и даже разрушить дряхлое государственное тело. Венеция боялась всех и всего, боялась Турции, Сардинии, Австрии, теперь сильно боялась России, боялась движения, вносимого последнею в славяно-греческий мир, боялась потому восстания своих славянских и греческих подданных. С 1768 года русским поверенным в делах при Венецианской республике был маркиз Маруцци. Он должен был внушать венецианскому правительству, как ему выгодно вступить в союз с Россиею против общего врага, что все завоевания достанутся Венеции, потому что Россия их не хочет и не может иметь в такой дали. Но Маруцци писал Панину, что венециане страшно боятся турок: все войны с последними были гибельны для республики; Россия далеко, не может подать помощи. Маруцци достиг одного: сенат постановил открыть черногорцам сообщение с морем. Относительно Черной Горы Маруцци писал, что владыка Савва – главный виновник смуты и кредита Степана Малого, который уверяет, что настоящая война России с Портою начата единственно из-за него, что его хотят сделать владетелем страны между Скутари и Рагузою. В сентябре 1769 года Маруцци переслал в Россию известие, что кн. Долгорукий успел проникнуть на Черную Гору, захватил Степана Малого и потребовал от проведитора каттарского позволения провезти самозванца чрез венецианские владения для отсылки в Россию; проведитор обратился к сенату, и тот велел пропустить; при этом Маруцци писал, что венецианское правительство обрадовалось аресту Малого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010