Глл. 1 – 2. Языческая эллинизация Иудеи и восстание Маттафии. После краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и разделении его монархии между полководцами писатель сразу же переходит к описанию религиозного гонения Антиоха IV Епифана (175 – 164 гг. до Р. Х.). История иудеев в годы 324 – 176, то есть в период подчинения египетским Птоломеям (324 – 198 гг. до Р. Х.), а также в первые десятилетия подчинения Селевкидам (198 – 175) опускается. Автор начинает повествование с религиозно-нравственной характеристики иудеев накануне восстания. Согласно его описанию, в иудейском обществе в период языческой эллинизации, предшествовавшей восстанию, в Иудее появилось много людей, которые вместе с греческим образованием принимали языческие нравы и религию. В Иерусалиме открылось греческое училище; многие иудеи оставили обрезание. Когда же воцарился Антиох IV Епифан (175 – 164), он решил совсем уничтожить иудейскую религию и вообще все негреческие религии в своей огромной монархии. Возвращаясь из похода на Египет в 170 г., Антиох IV занял Иерусалим и разграбил сокровища храма (170 г. до Р. Х.), а через два года посланный им в Иерусалим начальник податей неожиданно взял крепость Давидову, а город предал грабежу и убийству. Иерусалим опустел, храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха IV Епифана о введении единой греческой религии у всех подвластных ему народов. Многие из иудеев, изменив закону Моисееву, приняли языческие обычаи, и царские надзиратели стали по всем городам воздвигать алтари греческим богам. Наконец, в 15-й день хаслева 168 г. был осквернен жертвенник Иерусалимского храма и сам храм Иеговы обращен в капище Зевса Олимпийского (1, 10–64). В это время в Модине, небольшом городке к северо-западу от Иерусалима, на защиту Закона восстал священник Маттафия вместе с пятью сыновьями.: Иоанном, Симоном, Иудою (прозванным «Макав» – молот), Елеазаром и Ионафаном. Когда в Модин явились царские офицеры с целью принудить народ к идолопоклонству и по их приказанию был воздвигнут жертвенник в честь Зевса, престарелый священник Маттафия отказался от предложения подать пример языческого жертвоприношения, громко исповедал свою верность закону Иеговы, и, как повелевал Закон ( Втор. 23, 6, 9 ), умертвил на месте иудея-ренегата, дерзнувшего принести жертву Зевсу, убил царского посланца и разрушил жертвенник. Обратившись с воззванием к народу, Маттафия скрылся со своими сыновьями в горах и вместе с другими патриотами и хасидеями (благочестивыми) начал партизанскую борьбу в северных пределах Иудеи в защиту Закона, наказывая отступников веры и Закона (2, 1–48). После нескольких месяцев ожесточенной борьбы Маттафия умер, завещав своим сыновьям продолжать дело защиты Закона и Отечества; Симона он назначил советником, а Иуду – военачальником (2, 49–69).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Место Маккавейских книг в Библии В греческой Библии книги Маккавейские помещаются в разделе Исторических книг, после Товита и Иудифи, в славянской и еврейской Библии, также как и в Вульгате, они занимают предпоследнее место среди ветхозаветных книг. 16. Первая книга Маккавейская Разделение и содержание книги Первая книга Маккавейская повествует о борьбе палестинских иудеев под предводительством Маккавеев против языческого государства Селевкидов, Антиоха IV Епифана и его преемников, в период времени, обнимающий 41 год (175–134 гг. до Р.Х.) Содержание книги можно разделить на четыре части: в первой (1–2 главы) описывается языческая эллинизация Иудеи и восстание Маттафии; во второй (3:1–9,22) – подвиги Иуды Маккавея; в третьей (9:23–12 главы) – подвиги Ионафана Маккавея; в четвертой (13–17 главы) – правление Симона Маккавея. Языческая эллинизация Иудеи и восстание Маттафии (1–2 главы) После краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и разделении его монархии между полководцами писатель сразу же переходит к описанию гонения Антиоха Епифана (175–164 гг. до Р.Х.) История иудеев в годы 324–176 гг. до Р.Х., т.е. в период подчинения египетским Птоломеям (324–198 гг. до Р.Х.), а также в первые десятилетия подчинения Селевкидам (198–175 до Р.Х.) опускается. Автор начинает повествование с религиозно-нравственной характеристики иудеев накануне восстания. Согласно его описанию, в иудейском обществе, в период эллинизации, предшествовавший восстанию, появилось много людей, которые вместе с греческим образованием склонны были принять языческие нравы и религию. В Иерусалиме образовалось греческое училище; многие оставили обрезание. Когда же воцарился Антиох IV Епифан (175–164 до Р.Х.), он решил совсем уничтожить все негреческие религии в том числе иудейскую в своей огромной монархии. Возвращаясь из похода на Египет, он занял Иерусалим и разграбил сокровища храма (170 гг. до Р.Х.), а через два года в Иерусалим явился военачальник Антиоха, неожиданно взял крепость Давидову, а город предал грабежам и насилию. Иерусалим запустел, храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха Епифана о введении единой греческой религии у всех подвластных ему народов. Многие из иудеев, изменив Закону Моисееву, приняли языческие обычаи, а надзиратели стали по всем городам воздвигать алтари греческим богам. Наконец, в 15 день хаслева 168 г. был осквернен жертвенник иерусалимского храма и сам храм Иеговы обращен был в капище Зевса Олимпийского (1:10–64).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

п/п События Годы до Р.Х. 336–224. Предатель Иасон восхищает первосвященство у брата своего Онии. Прибытие царя Антиоха в Иерусалим ( 2Мак. 4:7–22 ). 176–175. Смещение первосвященника Иасона в пользу Менелая, и убиение первосвященника Онии. Казнь первосвященника Лизимаха и суд над Менелаем ( 2Мак. 4:23–50 ). 172–170. Страшные воздушные знамения. Взятие Иерусалима первосвященником Иасоном, произведенное им кровопролитие и бесславная смерть его в изгнании ( 2Мак. 5:1–10 ). 170–168. 168–167. 168–167. 167–166. Раздраженный Антиох Епифан собирает новую армию на Иудеев, но внезапно отправляется в Персию для пополнения своей истощенной казны ( 1Мак. 3:27–37 ). 166–165. 166–165. 166–165. 165–164. 165–164. Начало царствования Антиоха Евпатора. Победы Иуды Маккавея над Идумеями. Вторичное поражение Тимофея( 2Мак. 10:9–38 ). Поражение громадной Лисиевой армии. Мир, заключенный между Антиохом Евпатором и Иудой. Письма Лисия, Евпатора и Римлян ( 2Мак. 11 ). Здесь кончается вторая книга Маккавейская. Затем первая книга Маккавейская повествует: О союзе, заключенном Иудой Маккавеем с Римлянами (гл. 8). О смерти Иуды Маккавея и начале правления брата и преемника его Ионафана (гл. 9). 161–158. О славных делах Ионафана (гл. 12). 153–144. О смерти Ионафана и свержении языческого ига в правлении Симона (гл. 13). Об утверждении Симона в достоинстве архиерея и вождя (гл. 14). О столкновении Симона Маккавея с царем Антиохом Сидетом (гл. 15). 141–139. О смерти Симона Маккавея и начале правления Иоанна Гиркана (гл. 16). 138–135. Последовательное чтение Третьей Книги Маккавейской Часть первая. Повод к гонению на Иудеев от Птоломея Филопатора. Глава 1. Намерение Птоломея проникнуть во святилище храма а) Филопатор намеревается идти войной против Антиоха, отнявшего многие местности в его владениях (ст. 1). б) Заговор Феодота на жизнь Птоломея, разрушенный Досифеем (ст. 2–3). в) Арсиноя, сестра Птоломея, воодушевляет его воинов и содействует победе над Антиохом (ст. 4–5). г) Филопатор посещает на возвратном пути города и капища (ст. 6–8). д) Принесение им жертвы в Иерусалиме, удивление великолепию храма и намерение проникнуть в самое святилище храма (ст. 9–13). е) Молитвенный вопль священников и всего народа Иерусалимского о недопущении язычника осквернить святыню храма (ст. 14–18). ж) Намерение некоторых ревностных граждан взяться за оружие, удержанное старейшинами и священниками (ст. 19–20). з) Безуспешные попытки приближенных царя отклонить его от принятого намерения и всеобщее уныние Иерусалимлян (ст. 21–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И как воины мира сего и прочии, в чины и ранги входящии, обещаются и обещание свое присягою утверждают, что монарху и обществу имеют служить верою и правдою (сия есть сила присяги); тако КРЕСТЯЩИИСЯ записываются в службу Христову и обещаются Ему со Отцем и Духом верно работать, повеления Его слушать и исполнять, без чего верная служба быть не может; и тое обещание свое троекратно, как и отрицание, повторяют, чего и знамение на себе носят, т. е. нарицаются «христианами», от Христа, Царя своего (3:36) (также 4:175, см. КРЕЩЕНИЕ , 442). Христианин обещался в крещении Богу работать, но грехами оставляет Бога и пристает к врагу (5:338, см. ГРЕХ , 282). Христианин лжет, если не работает Богу, как обещался в крещении (4:176, см. ЛОЖЬ , 451) (4:176, см. ОБЕТЫ , 618). Христианин должен хранить ОБЕТЫ КРЕЩЕНИЯ Обеты, учиненные Богу при крещении, хранить. «Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может» ( 2Тим. 2, 13 ). Как приемлет в милость Свою верующих в Него, так и во веки содержать в милости обещается: «яже от Мене к тебе милость не оскудеет» ( Ис. 54, 10 ). И на прочиих Святаго Писания местах тоежде глаголется нам во утешение наше. Должно убо и нам верными быть, и быть до смерти, да получим Его милостивое обещание по реченному: «буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» ( Апок. 2, 10 ) (3:37). С христианина Господь взыщет обеты крещения (4:175, см. КРЕЩЕНИЕ, 443). Нарушающие обеты солгали Богу, хотя и ходят в храм (5:164, см. ЦЕРКОВЬ , 1156). Христианин, живущий в грехах, и к Церкви не принадлежит, хотя и крещеный Что христиане, бесстрашно живущии, ПОКАЯНИЯ и плодов его не творящии, по ЦЕРКВИ святой не надлежат, хотя и крещены во имя Святыя Троицы, понеже веры не имеют. Без веры бо удом церкви святыя быти невозможно (3:33) (также 3:28, см. ЦЕРКОВЬ , 1157). Христианин должен жить свято, как Церковь свята Святии Апостоли везде в Посланиях своих так сильно увещавают и поощряют христиан к святому житию и к взаимной любви и миру. Примечай сие, христианине, когда хощешь удом церкви святыя быти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Чтобы преподобный нарочито занимался распространением веры между туземцами — не замечено. В другом известии сказано, что Герасим скончался в 1178 г., марта 4-го (Карамз. 4. Прим. 117 Хлынов. лет. у Карамзина. 3. 34. Изд. 2-е См. статью: «Откуда коренные жители Лифляндии первоначально получили христианство». Москвит. 1843. 7 «...Послав, крести множество корел, мало не все люди.» П. собр. р. лет. 1. 191 Kojal. Hist. Lithv. 1. 69 Stebelsk. ¯ywot. ŒŒ. Ewfros. Parask. 147 Narbut. Dz. star. nar. Lit. 3. 307–316 ПСРЛ. 2. 164 Ник. лет. 2. 202, 350 Степ. кн. 1. 309 Татищ. 3. 441 Снес.: о нападении половцев на Полонный. П. собр. р. лет. 1. 154; 2. 104 П. собр. р. лет. 2. 115 П. собр. р. лет. 3. 42 А влияние волхвов на народ видно из того, что владыка Новгородский Илия определил епитимию для женщин, которые обращались к ним в случае болезни детей (Пам. росс. слов. XII в. С. 202 Комментарии В источниках нет точной даты прибытия митр. Константина в Киев. Вероятнее всего, это случилось летом 1156 г., так как весной этого года Новгородский епископ Нифонт уже ожидал его в Киеве, да и навигация по Днепру не затягивалась до глубокой осени. Даты прибытия митр. Феодора в Киев и его кончины даны в Ипатьевской летописи по ультрамартовскому стилю (Бережков Н. Г. Хронология. С. 172, 175–176, 334. Прим. 110), т. е. правильные даты: 1160 и 1162 гг., что не снимает, однако, противоречия, на которое указывает митр. Макарий в прим. 24 к т. 3. Поэтому, учитывая некоторую неопределенность формулировки в сообщении о смерти митрополита («Тогда же [вместо обычного: «того же лета» или т. п.] и Федор митрополит преставися»), кончину митрополита Феодора следовало бы со всей осторожностью отнести к 1161–1162 гг. А. Поппэ не поясняет, откуда взята им дата «июнь 1163 г.» (Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305 гг.)//Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 198). Вероятно, в 1163 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 176). Упоминание Ипатьевской летописью под 1172 г. казни митрополитом Константином Феодорца Ростовского относится в действительности к 1169 г., под этим годом оно содержится в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

АПОСТОЛЫ. Божественная сила Иисуса Христа в призывании Апостолов. I, 242–245. Желание первенства было первою причиною нарушения мира между ними. 369, 370. Состояние их при вознесении Господнем. II, 67. Они не понимали действия в них Духа Святого, доколе Он видимо не сошел на них. I, 176. Апостолы – пример послушания слову Христову. 246. Наставления Апостолов – закон для Христиан. II, 37. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ . Его свидетельство о силе и действенности слова Божия. III, 59. Б БЕЗМОЛВИЕ. Для всякого полезно и всегда удобно. II, 512, 513. Плоды любви к безмолвию. 512, 513. Свидетельство Исаака Сирина о достоинстве безмолвия. 513. См. Молчание. БЕССМЕРТИЕ ДУШИ. В нем уверяет нас сущность души, противоположная тленности тела. I, 213, 214. Стремление души к бессмертию есть предвестие ее бессмертия. 216. Целые народы служат свидетелями бессмертия души. 214. О нем говорят и бессловесная природа. 215. Почему некоторые отвергают оное? 214, 215. БЛАГО. Все блага естественные суть дары Творца. III. 350, 351. Суетность благ земных. I, 48. Благами мира должно пользоваться осторожно. II , 539. Попечения о них не должно простирать до забвения благ небесных. III, 503. Вредные следствия привязанности к земным благам. I, 49, 296. Пристрастный к ним не способен последовать Христу. 347. Неправильное употребление их вредно для души. II, 542. БЛАГОВЕЩЕНИЕ. Важность благовестия Архангельского Деве Марии в деле воссоздания падшего человека. I, 454, 455. В минуту совершения оно неведомо никому, кроме Девы Марии. 413, 414. Причина и свойство смущения Мариина от благовествования Архангела. 447, 448. Оружия, употребленные Девою Мариею против сего смущения. 449, 450. Сила ответа Ее на благовещение Архангела. 423. В принятии благовещения обнаружились высокие качества Девы Марии. 411, 412. БЛАГОДАТЬ. Что то такое благодать в общем и частном смысле? 485, 486. Свойства, сила и действия благодати. 164–169, II, 91, 178, III, 56, 57. Благодать предваряющая. I, 117, 265. Благодать призывает человека ко спасению чрез Откровение, III, 174, 175, или вразумляя его посредством бедствий, 176–179, и другими способами, 170 и слд.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Хроника Скилицы-Кедрина имеет большую важность, потому что вся она, начиная с истории Василия II, 160 составлена по сочинениям, до нашего времени не дошедшим. Автор усердно эксплуатирует эти сочинения, по-видимому, не изменяя фразеологии, однако же, судя по некоторым признакам, воспроизводит их не вполне, но с пропусками, особенно в отделе до Константина Мономаха. 161 Исторический материал до Константина Мономаха расположен в строгом хронологическом порядке, с Константина Мономаха хронологическая последовательность ослабевает. 5) История Иоанна Зонары, 162 византийского сановника XII в., 163 поступившего потом в монахи, написана по просьбе монахов около сер. XII в. 164 и обнимает события от сотворения мира до Алексея Комнина включительно; простираться далее Зонара считает преждевременным, очевидно, потому что пришлось бы говорить о живом государе. 165 В предисловии автор предупреждает, что он с целью не растягивать сочинения обходит разногласия, встречаемые у разных историков, а то, что несомненно, заносит в историю буквально, пользуясь выражениями своих источников, если же делает перифраз или дополнения, то приноравливается к стилю источников. Из собственных указаний Зонары и исследований ученых 166 известны почти все источники его истории до Василия II. Для времени, начиная с Василия И, ученые 167 считают источниками Зонары Михаила Пселла и Иоанна Скилицу, согласно с собственным показанием автора, который в истории Исаака Комнина ссылается на «многоязычного Пселла» и «фракисийца». 168 Это неоспоримый факт. Действительно, Зонара, излагая историю от Василия II до воцарения Алексея I Комнина, обильно черпал из этих двух источников, прежде всего и более всего из Скилицы, 169 хроника которого в полном ее составе давала автору богатый материал, 170 затем в меньшей степени из записок Пселла (обеих частей). 171 Но этими двумя источниками он не ограничился. Есть несомненные следы пользования Атталиотом, а именно в истории Исаака Комнина 172 и Константина Дуки. 173 Впрочем, пользование Атталиотом весьма слабое. Наконец, у него обнаруживаются заимствования еще из какого-то для нас не известного источника, по которому он частью восполняет и объясняет сведения, взятые у Скилицы, Пселла и Атталиота, частью вносит совершенно новые данные. 174 По характеру своему, данные такого рода, что происхождение их не может быть объяснено иначе, как только заимствованиями, тем более что сам автор местами 175 прибегает к способу выражений, указывающему на заимствования из письменного источника. Данные эти отличаются от тех вставок, замечаний и дополнений, которые автор делает от себя, частью основываясь на знакомстве с церковными канонами 176 и топографией Византии/частью выводя их из сопоставления свидетельств Скилицы и Пселла. 177 Пользование сочинениями предшественников прекращается у Зонары с Алексея Комнина. С истории вступления на престол Алексея у него начинается самостоятельная часть, не заимствованная из других источников. 178

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Головко А. Б. 58 Голубинский Е. Е. 20, 46, 90 Гомер, древнегреческий поэт (вероятно, VIII в. до н. э.) 202 Гонорий Августодунский (Отёнский), полигистор (перв. пол. XII в.) 88 Гораций Флакк Квинт, римский поэт (ум. в 27 г. до н. э.) 147, 147, 301 Горский А. А. 26–29 Гослен из Шони, участник французского посольства к киевскому кн. Ярославу Мудрому (сер. XI в.) 102 Готфрид (Жоффруа) V Плантагенет, гр. анжуйский, герц, нормандский (ум. в 1151 г.) VII Готье, еп. Мо (сер. XI в.) 102 «Градичанские (Опатовицкие) анналы» (сер. XII в.) 263 Григорий I Великий, п. римский (590–604) 53, 262 Григорий V (в миру – Бруно), п. римский (996–999) 163–164 Григорий VII, п. римский (1073–1085) 50, 111–113, 112, 157, 209 Григорий Турский , еп., франкский историограф (ум., вероятно, в 593/4 г.) 102 Гримольд, гражданин Регенсбурга (1170-е гг.) 275 Грот К. Я. 252, 263–264 Грушевс(ь)кий М. С. 46, 311 Гунхильд, ж. датского кор. Свена I Вилобородого 130 Гунхильд (Кунигунда), ж. германского кор. Генриха III, д. английского и датского кор. Кнута Могучего (ум. в 1038 г.) II, VII, 118, 230, 230 Гурк, воин венгерского кор. Гезы II 370 Гюнтер, гр. шварцбургский (посл. четв. XI в.) 231, 231, 233 Гюнтер, аб. херсфельдский (втор. пол. X в.) 109, 116 Давид, царь израильский (ум. в 965 г. до н. э.) 23 Давид, с. венгерского кор. Эндре I (ум. после 1091 г.) V, 357, 358 Давыд Игоревич, кн. волынский, затем дорогобужский (1099–1112) IXa, 176, 210, 360–361 Давыд Святославич, кн. черниговский (1097–1123) IXa, 339 Дагоме (?), христианское имя польского кн. Мешка I (см.) Дамиани Петр, см. Петр Дамиани Даниил Романович, кн. галицкий (1238–1264) IXb 325, 372, 372 Даниил, еп. пражский (1148–1167) 261, 265, 265 Дарий I, царь персидский (521/2–486 до н. э.) 306, 306 Дарий III, царь персидский (336–330 до н. э.) 307, 307 Даркевич В. П. 194 Даттон, один из предводителей антивизантийского восстания в Южной Италии (нач. XI в.) 165 Деди, мгр. нижнелужицкий (Саксонской восточной марки) (1046–1075) 120, 120 Дедон, гр. дитмаршенский (сер. XI в.) 339, 340

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

520). 158 Св. Ипполит объясняет это место следующим образом: привязуяй к лозе жребя (в сл. изд.: осля своё) своё – этими словами указывается на призвание сущих от обрезания, – и к винничию жребца осляти своего – указывается на призвание язычников (сл. св. Иппол. об ант., стр. 18). В Палее оставлена без объяснения вторая половина стиха: «и к винничию осличище своё», или, собственно, объяснение второй половины стиха перенесено на первую, а о призвании иудеев умалчивается. 159 Св. Ипполит объясняет это так: первой половиной стиха указывается на благодать Св. Духа, от Отца исшедшую на Иордане: под кровью грозди разумеется кровь и вода, истекшие из ребра Христа: ими омываясь, очищаются народы, которые, суть одеяние Его. Сл. Иппол., стр. 18–19. 160 По толкованию св. Ипполита, «очами патриарх называет здесь пророков, которые, видя Его (Христа) страдания, духовными очами радовались ( Ин.8:56 ); белы зубы – означают исходящие из уст Христа заповеди чистые, как млеко» (стр. 19–20). 164 Заветы 12-ти патриархов на греч. языке в лат. перев., изд. Фабрицием: Codex psevdogr. Vel. Test. Edit. 1722, p. 519–718. 166 Этот отдел Толковой Палеи напечатан в «Житии святого пророка Моисея» – Великих Четий-Миней митрополита Макария. Сентябрь, изд. Археол. Комм., вып. 1, стр. 161–212. 171 В Соловецкий список вошло из апокрифа со слов: «Моисей... прииде до горы Хоривския и виде купину», и далее, до рассказа о казнях: опущено со слов: «и ныне сниду изъять их»... до: «рече Моисей Господу: что есмь аз», – затем со слов: «аз иду к сыном Израилевым…» до: «рече Господь: поверзи жезл» (стр. 45–46 в «Пам». Пып.); опущены, далее, подробности первого прихода Моисея и Аарона к Фараону: о встречи ими двух львов пред воротами и подробности состязания Моисея и Аарона с волхвами. (Пыпина стр. 16–18). 172 Нужно, кажется, читать: иные же глаголют, – чти видно из сопоставления этого места со словами бл. Феодорита. 176 Примеч.: евангельского рассказа об излечении слепорождённого и замечания о чудесах при мощах святых в Толковой Палее Рум. сп. нет; сравн. Пыпина, стр. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Так, толкует дальше физиолог, и мы покинули Творца своего, и Он покинул нас и предоставил смерти. Потом, однако, сжалился над нами подобно матери, и пролил кровь свою за нас (Корнеев. Физиолог. – Изд. Императорск. Общества Любителей древн. письменности. 1890 г., стр. 185–192, вып. III, стр. 343–344:377). Паралелль, проводимая в физиологах между пеликаном, кормящим своею кровью своих птенцов, и Спасителем, пролившим кровь Свою для сиасения грешного рода человеческого, и послужила основанием к введению подобных сюжетов в круг иконописных, ювелирных, резьбы по дереву и других искусств. 129 Автор здесь имеет в виду колокол, называемый «Балык», который и доселе находится на лаврской колокольне и весит 200 пуд. 138 Этот случай Павел Алеппский поясняет так: «у них от патриарха, государя и простого человека слова эти – «мужик» – большая брань, они означают: «ты, братец, глупый!» (вып. IV, стр. 126). 149 «Все боятся его (Никона), говорит архидиакон Павел, и, бывало, постоянно просят нашего владыку, чтобы он похвалил их пред патриархом, когда с ним свидится» (вып. II, стр. 122). 150 Н. Рождественский. «Макарий, патр. Антиохийск., в России в 1654–1656 г.г.». Документы Посольского приказа, 52, стр. 33. 162 Если в церкви присутствует архиерей, то священник и дьякон, после того как войдут в алтарь, облачаются и, выйдя, сделают несколько земных поклонов пред иконами Господа и Владычицы, по всегдашнему обыкновению, подходят к нему под благословение (вып. II, стр. 162). 164 «Свете тихий» до Стоглавого собора у нас обычно читали во время всенощного бдения, что можно видеть из вопроса царя к отцам Собора. «Коея ради вины в нашем царстве на Москве и во всех московских пределах в соборных церквех и в приходных кроме монастырей по воскресеньским вечерням, и по праздничным и великим святым... святыя славы не поют... речью говорят» (Стогл. 33 вопр., стр. 71–72) 171 У архидиакона Павла такой счет часов: с наступлением ночи и до утра, и с утра до наступления ночи. 176 Прот. Никольский К. «Пособие к изучению Устава Богослужения Прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010