августа 1 до основания сгоревшей; а также для ректора устроил каменные кельи; сверх того, на содержание бедных учеников академических завещал своих 73 тысячи рублей серебром положить в Московский опекунский совет для получения процентов. Сумма сия в 1812 году, по переводу на ассигнации, составила уже 200 тысяч рублей. Но при нем в 1780 г. февраля 29 академия лишилась важнейшего своего сокровища, многочисленной библиотеки, состоявшей из редких печатных и рукописных книг и грамот, через 150 лет собранных и почти без остатка погибших от пожара. Потерю сию старались вознаградить многие Преосвященные Великороссийские, и Малороссийские, и некоторые ученые, воспитывавшиеся в сей академии, завещанием оной своих библиотек, из коих составилась нынешняя до 4000 книг простирающаяся. 63 . САМУИЛ Миславский родился Глуховского полка в селе Полошках от священника именем Григория 1731 г. мая 24, как написано на портрете его в Киево-Софийском Соборе и при крещении наименован Симеоном, обучался в Киевской академии, монашество принял в Киевософийском монастыре июня 1754 г., в иеромонаха посвящен 6 января 1756 г. и проходил учительские звания в той же академии при разных нижних классах; с 7 ноября 1757 г. определен префектом философии, а с 1759 г. сентября 4 Богословия учителем. В 1762 г. февраля 10 посвящен в архимандрита Киевобратского училищного монастыря с наименованием ректора академии и члена Киевской консистории. Богословие преподавал он до вакации 1764 г.; потом по болезни оставил и паки обучал сей класс с 1766 г. по 1768 г., в коем по указу св. Синода от 12 августа переведен в Киевский Пустыннониколаевский монастырь и в ту же осень вызван на череду священнослужения в С.-Петербург, где по именному Высочайшему указу пожаловал того же года епископом в Белгород и 28 декабря в С.-Петербурге посвящен; в 1771 г. указом 24 сентября переведен в Москву на Крутицкую епархию с пожалованием в члены Синодальной конторы и поручено ему было доканчивать обновление Московских соборов. За сии труды пожалован он от императрицы, бывшей тогда в Москве, 1775 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Аполлос, епископ Архангельский и Холмогорский (Байбаков Андрей Дмитриевич) Родился в 1745 году в Малороссии. С 1759 по 1767 год учился в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1767 году поступил в Московский университет на философский факультет. В 1770 году, окончив курс, поступил на должность корректора при университетской типографии. В 1772 году определен учителем поэзии в Московскую духовную академию. В 1774 году пострижен в монашество и назначен катехизатором и преподавателем риторики. С апреля 1775 года – ректор Троицкой духовной семинарии. В 1782–1783 годы был наместником Троице-Сергиевой лавры. 17 декабря 1783 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной академии. В декабре 1785 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. В 1786 году назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 5 июня 1788 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. 26 октября 1798 года переведен на Архангельскую кафедру. С 16 октября 1799 года именовался Архангельским и Холмогорским. Скончался 14 мая 1801 года. Погребен в Холмогорском Преображенском соборе. Епископ Аполлос принадлежал к славной плеяде выдающихся учеников знаменитого митрополита Платона (Левшина ; †1812) и был известен в свое время как хороший проповедник, плодовитый писатель. Его произведения очень многочисленны и разнообразны. Кроме переводов и сочинений богословского характера он написал несколько руководств по теории словесности и др. В 1786 году Российская Академия наук единогласно избрала его своим членом. Труды: Правила пиитические российского и латинского стихотворения. – М., 1774, и 10-е изд. – М., 1826. Иеффай. Священная трагедия. – М., 1778; 2-е изд. – М., 1782. Натура и благодать, или некоторые существенные различия между чувствованиями натурального человека и человека духовного, в рассуждении вечного спасения, с приложением таблиц о должностях и качествах человека. – М., 1785. Христианский календарь на лето от Рождества Христова 1784 г. с присовокуплением нужных рассуждений для чтения на каждый день, наставления, как читать Священное Писание , и многих весьма любопытных известий. – М., 1784.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Богородицы муж. мон-ря , и иеродиак. Никодиму (Пученкову), ректору С.-Петербургской семинарии, подготовить новое издание Четьих-Миней Д. Редакторы славянизировали язык «Книги житий...», сделали ряд цензурных исправлений, купюр и вставок. Издание вышло в сент. 1759 г. в Киеве. Позднее Четьи-Минеи Д. печатались в Московской Синодальной типографии, реже в Киево-Печерской лавре. Несмотря на довольно регулярное переиздание, спрос на «Книгу житий...» в XVIII в. превышал предложение. Известен ряд списков отдельных томов, напр.: ЯМЗ. 105 по каталогу В. В. Лукьянова (сент.-нояб., 1-я пол. XVIII в.), РГБ. Овчин. 268 (март-май, 1775 г.), не говоря об отдельных житиях в составе сборников. На рус. язык труд Д. не был переведен, существует выполненная под ред. В. О. Ключевского переработка: «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых». М., 1903-19112. 12 кн. Сент.-авг. Кн. доп. 1-2: Сент.-дек. М., 1908; Янв.-апр. М., 1916 (М., 1991-1994р. 12 кн., 2 доп.). " Келейный летописец " свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. 957. Л. 1. об. - 2) " Келейный летописец " свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. 957. Л. 1. об. - 2) Перу Д. принадлежат неск. служб святым. В 1694 г. по просьбе патриарха Адриана святитель написал службу 9 Кизическим мученикам для построенного в их честь в Казани в июле 1688 г. храма и при нем монастыря («Врачевство безмездное святых девяточисленных иже в Кизику мученик»), святитель также составил Слово в день памяти Кизических мучеников (29 апр.). По просьбе жителя Вел. Устюга И. Ф. Протодиаконова, окончившего в 1703 г. строительство в Вел. Устюге Георгиевского храма с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, Д. написал канон преподобным Антонию и Феодосию (1-е изд.: Канон прп. Антонию и Феодосию Печерским//ХЧ. 1859. Июнь. С. 427-435). Проповеди Уже на Украине Д. прославился как проповедник. Варлаам (Ясинский) в 1693 г.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Уфа. Церковь Троицы Живоначальной. Смоленский собор /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной , Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1651 - 1700. В кон. 1790-х пристроена новая колокольня, в 1816-1824 - новая трапезная. Год утраты:1956 (взорвана) Ссылки:   Адрес: Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, Первомайская пл., на месте Монумента Дружбы Координаты: 54.711667, 55.963333 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По поверьям, за 20 лет до строительства храма на этом месте произошло явление лика Божьей Матери, таким образом, храм обеспечил себе главенствующее положение еще на долгие времена. В то время большинство сооружений строились с оборонительной целью, церкви не исключение. Крепкие и толстые стены собора могли выдержать любой вражеский натиск. Собор имел кубическую форму, с пятью куполами и алтарь, состоявший из трех частей: в центре располагался престол, слева жертвенник, справа ризница. Внутри церковь украшали фрески, пол, уложенный каменными плитами и замурованные в стены глиняные голосники для более лучшей акустики. В 1824 году к приезду императора Александра I, церковь была перестроена и обновлена. Деревянный храм снесли, а вместо него построили кирпичную церковь, сохранив в неизменном виде лишь центральную часть, отдельно стоящую колокольню. Много легенд связано со Смоленским собором. Во время крестьянской войны (1773–1775 гг.), когда вражеские силы подвергали Уфу осаде, в храме во время службы постоянно слышался колокольный звон. Самое удивительное, что на тот момент колокольни уже не существовало, после пожара в 1759 году ее еще не восстановили. Из-за этого неоднократно прерывалась служба, и люди, испугавшись выбегали в ужасе из храма. Об этом странном обстоятельстве было доложено в Москву, откуда пришел приказ осмотреть церковь и по надобности её разобрать и заново собрать. Но даже это не помогло. Вследствие чего было принято совершить крестный ход вокруг города, после чего удивительный гул прекратился. После революции 1917 года в здании храма располагались склады, кинотеатр и даже тюрьма. Несмотря на сложное отношение между церковью и властью, неоднократно поднимался вопрос о реставрации церкви как памятника архитектуры. Но в 1933 году церковь была закрыта, а спустя 20 лет снесена. В 1957 году на месте Смоленского собора установили памятник дружбы в честь 400-тия присоединения Башкирии к России. http://imhomir.com/blog/Ufa/8020.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36597

Старову назначено было вознаграждение в 1.000 рублей в год, Мелентьеву – 200 рублей 3599 . Иван Егорович Старов, сын диакона Московской епархии, родившийся в 1743-м году, бывший с 1770-го года профессором архитектуры в Академии Художеств и членом Комиссии строения императорских дворцов и садов, скончался в 1808-м году 3600 . В Конторе строения служил комиссар Илья Васильев, а в 1767-м году, вместо него, назначен Иван Степанович Бровцын 3601 , в 1771-м году бывший надворным советником 3602 . В 1774-м году он был произведен из титулярных советников в коллежские ассесоры и ему назначено жалованье в 600 рублей 3603 . Присутствующим в Конторе строения Монастыря был статский советник Александр Гаврилович Окунев, живший в деровянном доме за Монастырем 3604 . В Контору строения Сенат опредлил в ноябре 1766-го бывшего в кавалергардах капитаном Михаила Долгово-Сабурова, на место взятого в Сенат в экзекутора майора Окунева, каллужским ассесором 3605 . В июне 1768-го года Долгово-Сабуров был назначен воеводой в Новую Ладогу 3606 . Не лишне привести сохранившиеся в Архиве отрывки сведений по части живописного дела в Монастыре. В 1742-м году преосвященный Никодим тотчас по приезде в Петербурге, поручал купить или заказать в Москве 10 икон Святой Троицы и Александра Невского, «понеже в Петербурге толь искусных иконников, каковы в Москве бывают, отнюдь не имеется» 3607 . В 1766-м году в списках иеромонахов значится Даниил живописец 3608 . В 1759-м году, по его требованию, было куплено золото и другие материалы «к живописному художеству» 3609 . В 1753-м году требовал красок для работ к Александрову дню 3610 . В 1775-м году нарисован был для Конторы строения Монастыря портрет Государыни живописного цеха мастером Иваном Колокольниковым 3611 . Описывая Лавру, архимаидрит Амвросий, в своей книге, изданной в 1810-м году, говорит: «Лавра своими зданиями составляет четвероугольный неправильный, равносторонний однако ж, замок, вкруг коего свободный обход по галлереям за стеклами на внутреннюю сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Иеромонах Исаия (Германовский) был родом Малороссиянин, принял монашество в Черниговском Борисо-Глебском Монастыре в 1753-м году и был в Черниговской Семинарии учителем. В 1759-м году вызван в Александро-Невскую Семинарию и определен учителем Риторики, а потом и Философии. В 1765-м году, 28-го ноября, произведен во архимандрита Староладожского Николаевского Монастыря, с оставлением в Семинарии. В 1770-м году назначен настоятелем Нежинского, Назарет именуемого, Монастыря, отсюда в 1775-м году переведен в Киево-Михайловский, в списках коего и показывается до 1777-го года 3631 . Ректора, архимандрита Исаию сменил префект, иеромонах Вениамин, произведенный в том же 1770-м году во архимандрита и ректора. Новый ректор известен с тремя фамилиями: Кастровский, Краснопевков и Румовский. В архимандрита Стародадожского Монастыря он произведен 19-го ноября 1770-го года, а 2-го декабря, за упразднением обители, вмест с братией, переведен в Зеленецкий Монастырь. Отсюда 16-го января 1774-го года переведен в Петергофскую Сергиеву Пустынь. 13-го июля 1774-го года он был хиротонисан во епископа Олонецкого, викария Новгородской епархии, в 1798-м году в Нижний Новгород, где и скончался 16-го марта 1811-го года, будучи с 1804-го года архиепископом 3632 . 20-го июля 1774-го года назначен ректором учитель Философии, иеромонах Иоанникий (Орловский), назначенный учителем 2-го марта 1774-го года из ректоров Рязанской Семинарии. 8-го сентября он был произведен во архимандрита Зеленецкого Монастыря. Он заканчивал свой класс Философии и в класс Богословии перешел только чрез 2 года. В 1782-м году, «за долговременные в ректорском звании труды», он был назначен архимандритом, «по неимению других вакансий», «на первый случай, во второклассный Солотчинский Монастырь», Рязанской епархии, причем был обнадежен Святейшим Синодом, что будет определен «на настоятельскую вакансию высшей степени». Но он не дождался определения на высшую степень и скончался в 1788-м году 3633 . Затем ректоры уже следовали без перерыва.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Феодосий, епископ Коломенский и Каширский (Михайловский Прокофьев Андрей) Родился в 1723 году в городе Михайлове Рязанской губернии в семье причётника. С 12 сентября 1740 года обучался в Рязанской духовной семинарии. С сентября 1745 по 1749 год обучался в Московской духовной академии. В апреле 1749 года приехал в Рязань и был определён учителем Рязанской духовной семинарии. В 1755 году в Рязанском Духовском монастыре пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен префектом семинарии. С 1758 года – присутствующий в семинарской конторе. В 1759 году освобождён от присутствия в конторе и в том же (или следующем) году возведён в сан архимандрита Духова монастыря. В 1761 году определён ректором Рязанской семинарии и архимандритом Рязанского Богословского монастыря. В 1763 году переведён в Солотчинский Рождество-Богородичный монастырь той же епархии. 28 декабря 1763 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского в придворной церкви в присутствии императрицы Екатерины II. Скончался 30 января 1787 года. В период управления епископом Феодосием Коломенской епархией учреждена Коломенская консистория (1764), построены Тихвинский собор в Коломне и загородный архиерейский дом. В 1775 году епископ Феодосий встречал императрицу Екатерину II и принимал её в архиерейских покоях. Литература: Марков Н., священник. Коломенская епархия//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1886. отд. 3, стр. 229. Макарий, архимандрит. Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии. – Новгород, 1864. Агнцев Д. История Рязанской духовной семинарии, Рязань, 1889. С-сов I, священник. Описание Богословского общежительного. монастыря Рязанской епархии. М. 1894. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 116. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 422, 425, 1033. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896. 116. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 47. Исторический вестник. СПб., 1894, ноябрь, стр. 470. Исторический вестник. СПб., 1895, апрель, стр. 546–547. Русская старина. СПб., 1873, октябрь, стр. 84. Русский архив. М. 1889. Кн. 2, стр. 348. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911, т. 12, стр. 361. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г., т. 2, стр. 1411. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Церковь существовала до 1776 г. В 1759 г. прихожане с приезжавшими в Архангельск устюжанами обратились к епархиальному начальству с просьбой вместо деревянных церквей, уже обветшавших, построить каменную двухэтажную, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, на что и было дано разрешение в следующем году. Благовещенскую церковь разобрали, оставив только трапезу для отправления в ней треб и совершения утренних и вечерних богослужений на время строительства. Нижний этаж закончен в 1763 г.; он был покрыт тесом, и 16 февраля того же года Преосвященным Иоасафом освящен главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а 28 октября 1775 г. Преосвященным Вениамином - северный придел в честь вмч. Димитрия. В 1802 г., старанием и иждивением архангельского купца Алексея Ивановича Попова и его сыновей с помощью великоустюжских купцов был надстроен верхний каменный этаж с колокольней над папертью, а на южной стороне нижнего этажа устроен придел в честь трех святителей Петра, Алексия и Ионы. Престол в верхнем храме в честь правв. Прокопия и Иоанна Устюжских освящен 8 июля 1802 г., а святительский придел в нижнем храме - 20 мая 1802 г. Преосвященным Евлампием. В 1829-1837 г.г. было много сделано для благоустройства храма. Это было время льгот и привилегий, дарованных архангельскому купечеству Александром II, по случаю посещения им г. Архангельска 28 июля 1819 г.: купечество на 20 лет было освобождено от взноса гильдейских повинностей и по набережной Двины было разрешено строить деревянные дома (до этого разрешались только каменные). В 1826 г., в первый год своего 9-летнего служения церковным старостой, архангельский купец Афанасий Иванович Амосов испросил у Преосвященного Аарона разрешение для сбора пожертвований на утройство нового иконостаса в главном Благовещенском храме и причтового дома. Сбор был успешным. Были устроены: иконостас в 1500 руб., причтовый дом в 3600 руб. ассигн., железная крыша над церковью (вместо деревянной) на 3455 руб., деревянная ограда и много другое, а также куплены утварь и принадлежности для ризницы.

http://sobory.ru/article/?object=34247

63 . Арсений 2-й, Воронов, из архимандритов Вологодского Прилуцкого монастыря, в 1737–1738 годах, очень недолго. 64 . Амвросий Дубневич, из архимандритов Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, бывший ректор Киевской академии, вызванный в 1739 году в Троицкий монастырь с целию открытия в нем семинарии, но, прежде чем успел это сделать, поставленный в 1742 году в епископы Черниговские. 65 . Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66 . Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит Киевский) 207 . 67 . Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68 . Гедеон Криновский , из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69 . Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 год 208 . Архиепископы и митрополиты: 70 . Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин позднее 209 ; учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в ризнице) 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

32) Андроник – до 1759 г. 33) Пахомий – по 1761 г. По доносу братии на какие-то злоупотребления был выслан в Новгород и оттуда уже не возвращался. 34) Варсонофий – до 1763 г. При нем в Свирском монастыре была учреждена кафедра епископов Олонецких и Каргопольских. 35) Александр II – по 1775 г. При нем были епископы Олонецкие и Каргопольские: Иоанн, Антоний и Вениамин. 36) Иринарх – до 1780 г. При нем учреждена в монастыре Олонецкая семинария. Епископом Олонецким был Иоанникий. 37) Варлаам – до 1790 г. При нем были епископы: Виктор и Амвросий (Серебрянников). В 1786 г. епископская кафедра в Свирске была закрыта, а Олонецкая епархия присоединена к Архангельской. 38) Парфений I – до 1800 г. в последствии епископ Архангельский. 39) Иосиф – до 1816 г. При нем учреждено в монастыре духовное училище. 40) Товия – до 1819 г. 41) Парфений II – до 1820 г. При нем Свирский монастырь посетил Император Александр Благословенный. 42) Макарий – до 1827 г. При нем учреждена в Петрозаводске самостоятельная епископская кафедра. 43) Варсонофий (Морев) до 1853 г. 44) Иезекииль – до 1855 г. 45) Павел (Смирнов) до 1869 г. 46) Антоний – до 1870 г. 47) Даниил – до 1872 г. Епископы: С 1873 г. настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским и учреждено наместничество. Нынешний настоятель монастыря преосвященный Ионафан. Наместник его архимандрит Савватий. 2. В Писцовой книге 1563 года, между прочим, значится следующее: ... " Монастырь Александрова пустыня: пашни под монастырем восемь четей в поле, в дву потомуж; сена нет, а к монастырю архиепископ бывший Макарий дал пожен: на Коневом острову косят тридцать копен, пожня на Великом острову, – сена косят двадцать копен, пожня на Гумбарне наволоке, – сена косят тридцать копен, да у тоеж пожни Александр сам вычистил тоню и ловят в осень лососи и сиги, да у них же поставлен двор на р. на Рудое становой монастырской и в нем живут старцы и слуги, – сена косят на Рудое двадцать копен. Да архиепископ дал Александру пожен, да под монастырем две мельницы водяных безоброчно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010