План и внешнее убранство собора, возможно, стали прототипом архитектуры ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских в г. Василькове Киевской обл. (1756-1758, ныне городской собор, строительство атрибутируют С. Д. Ковниру). Четырехстолпный, квадратный с массивными полуциркульными в плане ризалитами по сторонам, он завершен 5 куполами, поставленными по диагонали. В числе приписываемых А. В., начиная с Ф. Ф. Горностаева, церковных построек - Трехсвятительская ц. в с. Лемеши Козелецкого у. Черниговской обл., сооруженная над могилой Г. Я. Розума, отца Разумовских, в 1755 г. (см.: Ceлibahoba Н., А. М. Церква Трьох Cbяmumeлib на Чephiribщuhi//З icmopiï украïнськоï pecmabpaцiï. К., 1996. C. 161-166). Церковь представляет в плане тетраконх, увенчанный массивным куполом и декорированный в формах тосканского ордера. В постройке этой церкви (как и собора в Козельце) мог принимать участие И. Г. Григорович-Барский. Существует документально не подтвержденное предположение о возможном проектировании А. В. церкви (собора) Успения Пресв. Богородицы («Спас на Сенной») в С.-Петербурге (1753-1765, разрушена в 1961, имеется проект воссоздания). Пятиглавый храм с 3-ярусной колокольней над притвором был одним из выдающихся памятников барокко в С.-Петербурге. По мнению А. Н. Петрова, во время приезда А. В. из Малороссии в С.-Петербург в 1755 г. им была спроектирована для гр. А. Г. Разумовского церковь в его имении Гостилицы недалеко от Петергофа (окончена в 1764, однако Новаковская сомневалась в причастности А. В. к проектированию гостилицкой усадьбы). В 3-частной в плане ц. Св. Троицы (восстанавливается с 1994) присутствуют классицистические черты (2-колонные портики, отделенные от стены и перекрытые треугольными фронтонами, круглые и арочные проемы 2-го яруса без наличников) и барочные элементы (закругленные углы здания, обработка рустованными лопатками, фигурные наличники окон 1-го яруса, люкарны в куполе колокольни). В поздний период деятельности А. В. строил магистрат (ратушу) (до 1771) в Нежине, здание земского суда в Остре (1774, сохр. собственноручно выполненный и подписанный А. В. чертеж фасадов и плана) и др. здания судебного ведомства. В Глухове он выстроил дом для П. А. Румянцева-Задунайского, президента Малороссийской коллегии. Здание коллегии в Глухове возводилось под рук. А. В. в 1768-1777 гг. (не сохр.). Оно имело богатый барочный декор: скульптуры античных божеств, ораторов и философов, а также гетманов в национальных одеждах, воинскую и растительную орнаментику.

http://pravenc.ru/text/1684019.html

Нижний Ландех. Храмовый комплекс. Церкви Троицы Живоначальной и Рождества Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Ивановская область, Пестяковский район, с. Нижний Ландех Координаты: 56.660029, 42.424226 Проезд:От Пестяков до Нижнего Ландеха асфальтовое шоссе (16 км) Изменить описание объекта Постройки комплекса: Карта и ближайшие объекты В состав комплекса входят шесть прекрасно сочетающихся построек: зимняя Троицкая церковь (1768) и летняя Рождества Богородицы (1805), колокольня, въездные ворота, Саввинская часовня (XVIII в.) и торговая палатка. «Обе церкви возведены на месте их деревянных предшественниц и величаются местными жителями за их монументальность «соборами», вот почему мы часто весь архитектурный ансамбль называем соборным» (из книги «Ландех» Д.А. Иванова) В Нижнем Ландехе есть ещё несколько культовых строений: кладбищенская церковь Животворящего Креста (1807), Ильинская (XVIII в.) и Николаевская (1768) часовни. НИЖНИЙ ЛАНДЕХ. ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ И ТРОИЦЫ, сер.-2-я пол. 18 в.; 1-я треть 19 в.; кон. 19 в. Расположен в центре села, на большом участке в форме прямоугольной трапеции, ограниченном четырьмя улицами. Та из них, которая подходит к участку с восточной стороны, расширяется, образуя перед комплексом небольшую площадь. Три его главных сооружения - церковь Троицы (1755-63), построенная вместо сгоревшего деревянного храма, церковь Рождества Богородицы (1785-1805) и колокольня (1774-75) - составляют уникальный, редкий по красоте ансамбль барочных зданий. Пространственную композицию и декор храмов в значительной мере определяют реминисценции нарышкинской архитектуры. В 1-й трети 19 в. была сооружена ограда (не сохр.) с воротами в стиле раннего классицизма, а в кон. 19 в. построены церковноприходская школа и часовня - обе в формах эклектики, как и небольшая пристройка к Троицкой церкви. Все здания комплекса кирпичные, Рождественская церковь и колокольня оштукатурены, остальные побелены по обмазке. Церкви Рождества и Троицы, поставленные, соответственно, в северной и южной частях участка, обращены апсидами к воротам — в сторону входа на территорию комплекса. Необычно расположение колокольни со стороны алтарных апсид храмов, с легким сдвигом к югу. С западной стороны между храмами находится небольшое здание церковноприходской школы, а слева от ворот на восточной границе участка - часовня. Храмы и колокольня, разные по объемам и силуэтам, эффектно открыты в сторону подъездной дороги. Храмовый комплекс Нижнего Ландеха - самый яркий по архитектуре культовый ансамбль области. Особую ценность имеют также сохранившиеся уникальные элементы внутреннего убранства храмов.

http://sobory.ru/article/?object=06071

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЕВСКИЙ Василий Иванов (ум. после 1768), московский иконописец Синодальной конторы, работал в 20-60-х гг. XVIII в. Поляк или украинец по происхождению. По сведениям Я. фон Штелина, В. выполнил в 1729 г. 2 иконы местного ряда иконостаса Петропавловского собора в С.-Петербурге («Вседержитель на престоле», «Богоматерь на престоле»). Писал иконы для иконостасов церквей: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в С.-Петербурге (1731; вместе с А. М. Поспеловым, не сохр.), Спасо-Преображенской в Усолье Пермской губ. по заказу графов Строгановых (1750-1765, вместе с И. Я. Поспеловым, не сохр.), святых Кира и Иоанна на Солянке и вмц. Екатерины на Ордынке в Москве (1767, вместе с Д. Г. Левицким, не сохр.). Под его рук. в 1760 г. изготовлялись иконостасы для 3 церквей в Пруссии. В 1751 г. В. с И. Я. Поспеловым возглавляли работы по поновлению росписи в Успенском соборе Московского Кремля. В 1759 г. по указу Синода освидетельствовал изъятые в московских иконных лавках неискусно написанные иконы. Синод также рекомендовал всем московским иконописцам учиться у В. Писал на заказ для А. П. Волынского иконы для его детей Анны, Петра и Марии («Зачатие Пресвятой Богородицы», 1723. ГИМ; «Изведение апостола Петра из темницы», 1727. Тамбовский художественный музей; «Мария Египетская», 1746. ГМИР), для Н. И. Тишинина - образ по случаю бракосочетания («Свт. Николай и прп. Ксения с Христом Вседержителем», 1755. Рыбинский историко-художественный музей). Ранние работы мастера отличает приверженность к традициям изографов Оружейной палаты («Лонгин Сотник», 1730. ГРМ), однако уже в них можно отметить склонность к живописной манере письма, проявившуюся в поздних работах («Митрополит Алексий», 1759. ГИМ). Лит.: Скворцов Н. А. Архив Моск. Св. Синода Конторы: Мат-лы по Москве и Моск. епархии за XVIII в. М., 1914. Т. 2. С. 660-665; Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий. М., 1964. С. 67, 85-88, 345, 349-350; Молева Н. М. , Белютин Э. М. Живописных дел мастера. М., 1965. С. 193, 245; Малиновский К. В. Якоб фон Штелин и его записки по истории рус. живописи XVIII в.//Русское искусство барокко: Мат-лы и исслед./Под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1977. С. 184, 202-203; Записки Я. Штелина об изящных искусствах в России. М., 1990. Т. 1. С. 53-54, 66, 99, 104; Словарь рус. иконописцев XI-XVII вв./Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 110-112. Н. И. Комашко Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец

http://pravenc.ru/text/150471.html

частично) в Тобольске, соединившей традиц. тобольскую композицию «кораблем» с с.-петербургским барокко Б. Ф. Растрелли . Шедевром тобольского барокко был Покровский храм в Туринске (1769 - после 1774; датируется по: Гос. учреждение Тюменской обл. Гос. архив в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 2. Д. 2042. Л. 3), известный только по фотографии низкого качества. Это был одноэтажный храм, четверик к-рого был перекрыт высоким сводом с изломами и увенчан 9 главами. Боковые главы имели постаменты прихотливых рокайльных очертаний: полуглавия (по сторонам света) и люкарны (по диагонали). Центральная глава возвышалась на невысоком восьмерике с круглыми окнами. Колокольня, намного превосходившая храм по высоте, состояла из 3 вытянутых четвериков с барочным завершением со шпилем. Близкой к Покровской ц. была, по всей видимости, 2-этажная Ильинская ц. в с. Усенинове (1774-1779; датируется по: Архив ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 6890. Л. 1-1 об.), известная только по описанию. Туринская Покровская ц. послужила образцом для неск. храмов, построенных к западу от Туринска, на р. Нейве (Алапаевский р-н). Самым ярким из них является заводская ц. Преображения в Н. Синячихе (1794-1823) - укороченный 2-этажный вариант образца. В скромной Петропавловской ц. Сусанского завода (ныне пос. Нейво-Шайтанский; 1797-1821) образец редуцирован до одноглавого варианта, в Троицкой ц. Алапаевского завода (с 1912 собор; 1793-1841) - до 5-главого, но в грубой классицистической трактовке. Собор во имя вмц. Екатерины в Екатеринбурге. 1758-1768 гг. Фотография. Нач.. XX в. Собор во имя вмц. Екатерины в Екатеринбурге. 1758-1768 гг. Фотография. Нач.. XX в. Храм св. Анны в Екатеринбурге, заложенный в 1733 г., был разобран в 1735 г. по приказу В. Н. Татищева, так что 1-м каменным храмом города стал т. н. Малый Златоуст (по приделу) - ц. Сошествия Св. Духа (1755-1768, не сохр.) - скромная, достаточно архаичная нарышкинская постройка типа восьмерик на четверике, не характерная ни для приуральской, ни для тобольской традиции. Проект горного собора св.

http://pravenc.ru/text/189617.html

свт. Николая Чудотворца (1594) с. Сухорукова, Троицкая ц. (1628) в с. Сандогора Костромского р-на, Троицкая ц. (1666) в Варнавине (ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.). В XVIII в. распространение получали храмы ярусного типа с одним или неск. восьмериками на четверике, напр. ц. прор. Илии (1-я пол. XVIII в.) из с. В. Берёзовец Солигаличского р-на (МДЗ), поставленная на подклете «кораблем», с 2 восьмериками, увенчанными луковичной главкой на 8-дольной купольной кровле с полицами. Своеобразием отличались утраченные храмы 50-70-х гг. XVIII в. в Варнавинском у. (ныне Нижегородская обл.), известные по фотографиям нач. ХХ в. По пропорциям они близки к храмам Вологодской губ., для них были характерны вытянутые, иногда до 3/4 высоты здания, четверики с 3 осями проемов, увенчанные низким восьмериком (ц. свт. Николая Чудотворца в Белышеве, 1752, не сохр.; Троицкая ц. в с. Турань, 1760, в руинах; ц. св. Иоанна Предтечи, 1759, и ц. Вознесения, 1768, в Вознесенском на Ветлуге) или 2 восьмериками (ц. прп. Макария Желтоводского в с. Притыки, 1767; ц. прор. Илии в Ильинском на Чебоксарке, 1775). К храму в Ильинском, вероятно, в нач. XIX в. была пристроена колокольня в стиле классицизма, увенчанная шпилем. В этой группе храмов 2-ярусная ц. сщмч. Харалампия Магнезийского (1751) в Белышеве и 3-ярусная ц. арх. Михаила (1755) в Архангельском, что на Волу, завершены 5-главием, скомпонованным по укр. образцу - по сторонам света; аналогичная постановка глав была использована в храмах совр. Галичского р-на - в ц. в честь Воскресения Господня (1783) типа «восьмерик на четверике» в урочище Ст. Георгий (близ дер. Коптево; не сохр.) и в ц. свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XVIII в.) в с. Берёзовец на р. Ноле, пирамидальную композицию к-рой формировали примыкающие к 2-ярусному 8-гранному объему 4 пониженных прируба, завершенные бочками, и П-образная 2-ярусная открытая галерея с навесами на колоннах. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Благовещенском. 1858, 1898 гг. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Ветковский р-н), в с. Холочье (совр. Чечерский р-н), в с. Кузьминичи (совр. Добрушский р-н). В 1-й пол. XVIII в. не было удовлетворено ни одно ходатайство православных о строительстве в Гомеле храмов. В 1768 г. в Гомеле был сооружен деревянный костел в честь Вознесения Девы Марии (не сохр.). 40-50-е годы XVIII в. отмечены рядом восстаний в Посожье, зачастую имевших характер протеста православных против притеснений со стороны католиков: в 1743 г. произошло выступление жителей с. Любячи Мозырского повета против панов Кембровских, в 1745 г.- выступление жителей Горваля против католич. Виленского капитула, владевшего Горвалем, в 1754-1756 гг. против властей Виленского капитула восставали крестьяне Каменецкой и Стрешинской волостей (центром сопротивления стало с. Словечна). Возрождение Православия на белорус. землях, в т. ч. в Посожье, связано с деятельностью Могилёвского еп. св. Георгия (Конисского) . Во время его управления Могилёвской кафедрой (1755-1795) были открыты правосл. школы в Быхове, Гомеле (начала работу в 1781), Мстиславле, Орше, Рогачёве и др. белорус. городах. Во 2-й пол. XVIII в. в Гомельском повете было построено ок. 14 правосл. церквей. Гомельские земли в составе Российской империи, затем Советского государства: 1772-1924 гг. Церковь во имя свт. Николая Мирликийского в дер. Волотовой. 1805-1817 гг. Фотография. 2005 г. Церковь во имя свт. Николая Мирликийского в дер. Волотовой. 1805-1817 гг. Фотография. 2005 г. В 1772 г. гомельские земли (кроме зап. части, присоединившейся к России в 1793) в результате 1-го раздела Речи Посполитой вошли в состав Российской империи, в 1793 г. стали частью новоучрежденной Минской, Изяславской и Брацлавской епархии (см. Минская и Слуцкая епархия ). С 1773 г. Гомель являлся центром уезда Рогачёвской пров., в 1777 г. стал местечком Белицкого у. В 1774 г. город с уездом и 11 тыс. крестьян был пожалован имп. Екатериной II Алексеевной в ознаменование заключения Кючюк-Кайнарджийского мира гр. П. А. Румянцеву-Задунайскому, к-рый покровительствовал в своих владениях не только православным, но и католикам и старообрядцам.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1871–1881 гг. Фотография. Кон. XIX в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1871–1881 гг. Фотография. Кон. XIX в. Объемно-пространственное построение собора Д. м.- двусветность нижнего храма, его сочетание с бесстолпным верхним - уникально. Объяснить эти особенности можно, если предположить, что он задумывался как традиц. для XVII в. одноэтажный 4-столпный собор, а решение о возведении верхнего храма было принято в процессе строительства. Единственный пример 2-этажного столпного храма - Спасо-Преображенский собор в Тамбове (верхний храм здесь 6-столпный, как и нижний), и его композиция возникла из-за изменения замысла в процессе строительства. Верхний храм Д. м. в большей степени, чем нижний, ориентирован на новый, нарышкинский стиль: вместо полуциркульных апсид граненые, венчание сделано по образцу собора Св. Троицы в Верхотурье (1703-1709). Архитектура собора Д. м. претерпела многочисленные изменения. Во время пожара 1742 г. погибли все его деревянные элементы. Гульбище и главы были восстановлены, а вместо деревянной паперти 2-го этажа была возведена крестообразная трапезная. В 70-х гг. XVIII в. снова проводились ремонтные работы: возведение новых глав «вместо прежних неумеренно великих», причем по углам четверика были поставлены 4 дополнительные главки. В 1769-1774 гг. была построена 9-главая барочная Покровская ц. в Туринске, ставшая одним из главных архитектурных образцов для храмов Урала и Зап. Сибири, и, вероятно, именно под ее влиянием громоздкие главы собора (судя по всему, укр. типа) были заменены девятиглавием. В тот же период было создано живописное убранство собора (не сохр.). В 1752-1755 гг. тобольскими мастерами был выполнен иконостас Успенского храма, в 1766-1768 гг.- его стенопись (художники Илья Асламов и Михаил Козмин), в 1768 г.- иконостас придела прп. Димитрия Прилуцкого (худож. Асламов). В 1771-1773 гг. Матвей Волков из Тобольска и Александр Шапочников из Верхотурья расписали деревянную трапезную верхнего храма, они же работали в нижнем храме. Менее ответственные художественные, а также столярные работы выполняли местные мастера, из к-рых выделяется иером. Владимир.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Димитриевская церковь в Рузе. 1792 г., 1848 г. Фотография. 2014 г. Димитриевская церковь в Рузе. 1792 г., 1848 г. Фотография. 2014 г. Наиболее распространенными оставались продольные 3-частные композиции и храмы кораблем с основой в виде восьмерика на четверике, как правило, 2-светном. Образцами такой композиции могут служить церкви, построенные по типовому проекту И. Г. Шеделя, с безордерными фасадами (типа ц. Спаса на Болвановке в Москве, 1749-1755): Никольская ц. в Домодедове (1731-1738, архит. Д. Янков, заказ Дворцового ведомства) и Тихвинская ц. в Титовском Сергиево-Посадского р-на (1758, заказчицы Е. А. Киреевская, А. А. Квашнина и Ф. А. Муравьёва) с архаичной шатровой колокольней. Более нарядны Богоявленская ц. в Верее Наро-Фоминского р-на (1777, заказчик купец М. Е. Седельников; колокольня 1782-1786 гг.); ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (1763-1768, 1786, заказчики Ф. К. Макаров, А. И. и И. А. Толчёновы) и ц. прор. Илии (1778-1783, заказчик П. С. Толчёнов) - обе в Дмитрове, с фасадами, украшенными пилястрами. Популярны были 3-частные храмы с основой в виде четверика, с 3-осевыми фасадами и граненым куполом, с малым восьмериком или главкой: Успенская ц. в Жилине (городской окр. Люберцы; 1754, заказчик Н. А. Сезёмов; трапезная и колокольня 1852 г.); выстроенные по сходным проектам ц. Вознесения (1766-1779) и ц. прор. Илии (1765-1773) - обе в Сергиевом Посаде. Часто строили 2-этажные, вытянутые по оси «запад-восток» храмы (зимний внизу, летний наверху): ц. Спаса Всемилостивого в Спасском-Телешёве в Солнечногорске (1759, заказчик П. А. Лопухин) по проекту архитекторов круга Бланка (ГНИМА. P-I-728; Яковлев. 2013). Классическим примером такого восьмерика на четверике является Спасская ц. в усадьбе Киёво-Спасское в Лобне (1764-1769, архит. Бланк, заказчик гр. Воронцов); по тому же проекту, но в стилистике раннего классицизма были выстроены: Успенская ц. в Свитине в Троицком адм. окр. Москвы (1779, заказчик гр. Воронцов; не сохр.) и Владимирская (Никольская) ц. в усадьбе Семёновское-Отрада в с. Семёновском Ступинского р-на (1778-1780, архит. И. И. Бабакин, заказчик гр. В. Г. Орлов). Выразителен несколько громоздкий 2-этажный «корабль» Троице-Тихвинской ц. в Дмитрове (1793-1801, заказчики Г. И. Ложкин, А. С. Фуфаев) с купольным четвериком и 3 ярусами одинаковых арочных окон; возможно, копия ц. вмч. Никиты во Владимире (1762-1765).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

в Елгомском погосте, 1643, не сохр.); крещатые шатровые храмы (Вознесенская ц. в дер. Пияла, 1651; Успенская ц. в с. Варзуга и др.); шатровые храмы типа восьмерик от пошвы с прирубами (Никольская ц. в с. Панилове (ныне дер. Карьеры Нижние), XVII в., не сохр.; Владимирская ц. в Белой Слуде (ныне дер. Б. Слудка), 1642, не сохр.) и др. В это время распространяется и значительно более сложный тип шатровой постройки - восьмерик на четверике с трапезной (трапезная и сени покрыты 2-скатной кровлей, восьмерик на четверике имеет шатровое завершение, алтарь обычно перекрыт бочкой). Наиболее ранний памятник этого типа - Никольская ц. в Троицком Муезерском мон-ре (1602). В течение XVII в. в Обонежье, Каргополье и на Сев. Двине строятся десятки храмов, имеющих подобную структуру. Возможно, еще в XVII в. на новгородских землях появились и многошатровые храмы (Воскресенская ц. в с. Сельце на р. Емце (ныне дер. Погост), 1673, не сохр.). Значительное распространение шатровых храмов на Новгородской земле, прежде всего на Рус. Севере, не находит аналогий в каменной архитектуре Новгорода XVII в., где подобные формы завершения храмов неизвестны. С сер. XVII в. строили церкви кубоватого типа, в основном распространившиеся в районе Беломорья (Пятницкая ц. в с. Шуерецком, 1666, не сохр.; Климентовская ц. в дер. Пияла, 1685, не сохр., и др.), а также многоглавые храмы (9-главая Ильинская ц. в с. Чухчерьма, 1657, не сохр.; собор арх. Михаила в Шенкурске, 1681, не сохр., и др.). Образцами для этих церквей были каменные многоглавые постройки. Уже в нач. XVII в. сформировалась мощная обонежская региональная традиция деревянного храмостроительства: в 1600 г. построен Петропавловский собор в Повенце, в 1605 г.- ц. Богоявления в Чёлмужах. После Смуты строительная история отмечена возведением церквей Флора и Лавра в Мегреге (1613) и Петра и Павла на Лычном о-ве (1620). В Присвирье одновременно в 1630 г. возводятся Никольская ц. на о-ве Брусно, Воскресенская в Важинах и Никольская в Олонце. Постройкой в 1634 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Изящество храма подчеркнуто тонкими шеями глав с ажурными крестами, а также угловыми парными пилястрами, по высоте равными четверику от цоколя до карниза. Нарядность также придает широкое использование полихромных рельефных изразцов, редких для вологодского зодчества. Церковь во имя Св. Троицы в Зеленской (Рыбачьей) слободе в Тотьме. 1768–1772, 1780–1788 гг. Фотография. 2004 г. Элементы раннего барокко и древнерус. формы сочетает 2-ярусная бесстолпная ц. св. Иоанна Предтечи (1738-1740), черты нарышкинского стиля прослеживаются в Воскресенской ц. в Тотьме (1744-1749). Замечательными образцами барокко в Вологде были не сохранившиеся до наст. времени Воскресенская ц. на Ленивой площадке (1762-1763) и ц. Преображения Господня на Болоте. Основной кубический объем храмов завершали ступенчато расположенные 5 глав на 2-ярусных барабанах. Упрощенным завершением отличалась ц. свт. Леонтия Ростовского (1758, не сохр.). Изящные ярусные колокольни были завершены восьмериками с высокими фигурными шпилями. Наиболее часто в Вологде эпохи позднего барокко строились 3-частные храмы с колокольнями над притвором, основной объем к-рых, близкий к кубическому, имел ярусное завершение в виде 2 вытянутых восьмериков, увенчанных луковичной главкой, напр. церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дюдиковой пуст. (1748, не сохр.), в честь Владимирской иконы Божией Матери (1759-1764), свт. Николая на Сенной пл. (1713-1777; использованы элементы архитектуры раннего классицизма, не сохр.), Успения Пресв. Богородицы (50-е гг. XVIII в., действующая), прп. Зосимы и Савватия Соловецких (1759-1773), вмч. Екатерины во Флоровке (1776, не сохр.), Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (на Числихе), в центре княжеской части города, с шатровой колокольней (1778-1780, действующая), арх. Гавриила (1780), Богородицкая на Верхнем долу (не сохр.), Преполовения Господня в Устюжне (1800, не сохр.). Нарядный Владимирский храм, 2-светный, ярусный, с 5-гранным алтарем и небольшой трапезной, перекрытый куполом со световым восьмериком, имеет зубчатые карнизы и разорванные фронтоны наличников, соответствующие традициям XVII в., но плоские спаренные пилястры напоминают о петровском барокко. К этим памятникам была близка по архитектуре Петропавловская ц. в Новинках (1772, частично сохр.).

http://pravenc.ru/text/155162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010