языке, в кон. 1739 г.- «Письмо о правилах российского стихотворства» (опубл. в 1778) с изложением принципов силлабо-тонического стихосложения, а также написанную 4-стопным ямбом «Оду… на взятие Хотина» (опубл. в 1751 в новой редакции, исходный текст не сохр.), т. о. решительно продвинув реформу рус. стихосложения, начатую В. К. Тредиаковским. Летом 1739 г. переехал во Фрайберг (Саксония), где обучался химии, металлургии и минералогии у проф. И. Ф. Генкеля. В мае 1740 г. после острого конфликта самовольно ушел от него. 6 июня (н. с.) того же года в церкви реформатской общины Марбурга зарегистрировал брак с дочерью своей бывшей квартирной хозяйки Елизаветой Христиной Цильх (1720-1766; в Россию приехала в 1743 с 4-летней дочерью и братом, получила имя Елизавета Андреевна; из 3 детей Л. выжила только дочь Елена (1749-1772), в замужестве Константинова). Во 2-й пол. 1740 г. Л. посетил Голландию и ряд городов Германии, в июне 1741 г. вернулся в С.-Петербург. Вся последующая жизнь Л. связана с АН. С янв. 1742 г.- адъюнкт физического класса. 25 июля 1745 г. получил звание профессора химии (одновременно с Тредиаковским, профессором элоквенции; они стали первыми рус. академиками АН). В окт. 1748 г. после продолжительных хлопот Л. при АН была открыта 1-я в России химическая лаборатория. В нач. 1750 г. Л. познакомился и сблизился с фаворитом имп. Елизаветы Петровны И. И. Шуваловым, получив в его лице влиятельного покровителя, к-рый мог способствовать практической реализации его идей. Наряду с императрицей и Шуваловым Л. по праву считается основателем Московского университета (1755). С февр. 1757 г.- член («советник») Академической канцелярии, высшего адм. органа АН, чью деятельность Л. оценивал негативно, постоянно конфликтуя с членами канцелярии с нач. 40-х гг. XVIII в. (см. его «Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей…», 1764, опубл. в 1865). С марта 1758 г. возглавлял Географический департамент АН, в к-ром организовал составление «Атласа Российского»; с янв.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

В Кирилловом Белозерском мон-ре новое здание церкви над мощами основателя обители и в его честь (1781-1785, действующая) характерно для позднего провинциального барокко. Оформление фасадов подражает Успенскому собору (разделение стен на прясла, пояса узорной кладки с применением изразцов, перспективные порталы). Теми же чертами отличается и массивная, архаичная монастырская колокольня (1757-1761, каменщик Спасо-Прилуцкого мон-ря Ф. Жуков). Колокола, в т. ч. главный весом более 19,5 т (1755, мастер Иван Гаврилов, Москва), не сохранились. В те же годы подвергся перестройке и собор обители, появились 4-скатная кровля, барочная глава, паперти. Позднебарочные черты характерны для действующих церквей В. е.: Покровской в дер. Аксёново близ Кириллова (1782), Крестовоздвиженской в Грязовце (1794), Богоявленской в Белозерске (1787). В XVIII в. началось каменное строительство в Вытегорском крае, были возведены церкви Никольская в Кондушах (не сохр.), Спасская в Вытегорском погосте (1780). В архитектуре храмов этого района также присутствуют барочные и древнерус. элементы (ступенчато расположенное луковичное пятиглавие над основным кубическим объемом). Аналогичные черты отличают выразительную по силуэту Спасскую ц. бывш. Спасо-Нуромского мон-ря (1795-1816, колокольня в стиле классицизма) и были характерны для Рождества Богородицы собора в Грязовце (2-я пол. XVIII в., не сохр.). Наличием классицистических элементов отличается Воскресенский собор в Вытегре (1796-1800, частично сохр.). Архиерейский двор в Вологде. Вид на Воскресенскую ц., колокольню и Софийский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Архиерейский двор в Вологде. Вид на Воскресенскую ц., колокольню и Софийский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) На рубеже XVIII-XIX вв. в церковном строительстве В. е. сочетались традиции барокко (особенно в декоре) и классицизма, напр. Антипиевская ц. в Вологде (не ранее 1777), ц. Св. Троицы в Покровском-Черенском погосте (1800, не сохр.), соборная ц. свт. Николая в Николо-Моденском мон-ре (после 1671, перестроена в 1802, не сохр.); иногда на периферии воспроизводились и архаичные древнерус.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Церковь Вознесения Господня над св. вратами Свияжского Успенского мон-ря. 1-я пол. XVIII в. Фотография. Нач. ХХ в. В XVIII в. архитектурная ситуация в К. и Т. е. объяснялась преобладанием купеческого (в городе) и помещичьего (в окрестностях) заказа. По образцу Петропавловской ц. в 20-30-х гг. возникли многочисленные (сравнимые по количеству с Москвой или В. Устюгом) церкви типа восьмерик на четверике, имевшие сильно вытянутые по вертикали пропорции. В Казани они, как правило, были украшены скромным петровским декором, напр. Ильинская ц. Никольского монастыря (1736, не сохр.) или ц. Московских чудотворцев на подворье Раифского мон-ря (1739). Эти храмы имели ярусные колокольни, напр. по-провинциальному громоздкая Успенская ц., возведенная среди руин древнего Болгара (1732-1734), имела шатровую колокольню. Многочисленные церкви Свияжска сохраняли очень качественный рельефный нарышкинский декор, замечательные образцы к-рого были представлены на Никольской ц. «в Жильцех» (1734, не сохр.). Немало было возведено храмов, в уменьшенном виде повторявщих формы Петропавловской ц. и совершенно скупых по внешнему убранству. Это особенно характерно для построек, возведенных на средства И. А. Михляева и его вдовы Е. И. Михляевой: ц. Параскевы Пятницы на месте деревянного храма сер. XVI в. (1728), предназначенная для рабочих суконной фабрики Михляева; ц. прмц. Евдокии (по приделу, главный престол - Нерукотворного образа Спасителя, 1734) с одноярусной колокольней, упрощенными наличниками окон и 8-гранным окном на сев. и юж. фасадах (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 27, 71; Фролов. 2005. С. 36-39). К тому же типу храмов относятся ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1731, в Ст. Татарской слободе, ныне - центр крещено-татарских приходов); ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Суконной слободе (освящена в 1738), возведенная на средства Е. И. Михляевой, в виде бесстолпного четверика с высокой полусферической кровлей, поставленного на подклет; ц. Смоленской иконы Божией Матери с приделом во имя прп. Варлаама Хутынского (ок. 1726, не сохр.) (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 59, 70; Фролов. 2005. С. 39-40, 61, 67-68). В новых формах перестраивались старинные и строились новые храмы в Свияжске: в 1-й пол. XVIII в. появился грушевидной формы купол на барабане свияжского Успенского монастырского собора, пощипцовое покрытие заменено, а на фасадах поставлены декоративные аттики сложной формы, призванные скрыть неровности новой кровли; выстроен из кирпича надвратный храм в честь Воскресения Господня на месте Борисоглебской ц. ок. 1600 г. ( Яблоков. 1906. С. 39). Из кирпича возвели церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1735, с 1740 - во имя Софии Премудрости Божией, не сохр.) и Благовещения (1755, не сохр.; Остроумов, Чумаков. 1971. С. 56).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи Ширкова погоста Тверской обл. 1694 г. Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи Ширкова погоста Тверской обл. 1694 г. К древней разновидности многоярусных храмов относятся храмы из неск. срубов с 8-скатными покрытиями, поставленных друг на друга; до наст. времени сохранилась только ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Ширкова погоста в Тверской обл. (1694). Под влиянием каменных храмов нарышкинского стиля возникли восьмериковые ярусные храмы, наиболее эффектные из к-рых имеют 3 и более яруса (церкви прор. Илии в Белозерске (1690), Вознесения в Торжке (1717) и др.); этот тип получил дальнейшее развитие - церкви прор. Илии в с. Цыпине близ Кириллова (1755, сохр. частично), Сретения погоста Пески в Московской обл. (2-я пол. XVIII в., 1858), Рождества Богородицы в с. Поповка (Каликино) Вожегодского р-на Вологодской обл. (1783, не сохр.) и др. Вершинами развития русского деревянного зодчества стали многоглавые многоярусные храмы (в основе - восьмерик от земли с 4 прирубами), архитектура к-рых отражала представления об образе Небесного Иерусалима ( Шургин. 1999. C. 82-85). Все они расположены на Онежском оз. или недалеко от него: 21-главый (первоначально, возможно, 25-главый) Покровский храм в с. Анхимове Вытегорского р-на Вологодской обл. (1708, сгорел в 1963), 22-главая Преображенская ц. Кижского погоста (1714), а также построенная по их образцу 12-главая Никольская ц. Оштинского погоста Вытегорского р-на Вологодской обл. (1791, не сохр.). Деревянные колокольни имеют в основе столбовую конструкцию. Известны всего 2 колокольни с открытыми столбами - в с. Кимжа Мезенского р-на АО (1763, не сохр.) и в с. Ракула Холмогорского р-на АО, имевшая уникальное 5-шатровое завершение. Обычно же каркас из столбов был скрыт срубом колокольни - в с. Цивозере Красноборского р-на АО (1658) и из с. Кулига-Дракованово, ныне в музее «Малые Карелы» (XVII в.). Завершались деревянные колокольни шатрами, с XVIII в. также купольными покрытиями. Колокольня в с. Цивозере Архангельской обл. 1658 г.

http://pravenc.ru/text/171732.html

Шатровые колокольни могли располагаться над кровлей трапезной, как в церкви из с. Фоминского, или в виде 8-гранного (реже 6-гранного) столпа на низком четверике примыкать с запада, как в ц. арх. Михаила (1681) в урочище Муромцево Галичского р-на (не сохр., ИИМК РАН. Фототека). Уникальную конструкцию имела ц. Преображения (1713) из с. Спас (Спас-Вёжи, перевезена в МДЗ, утрачена в 2002). Ее объем был поднят на дубовых сваях, охвачен закрытой галереей-гульбищем с опорой на консольные бревна. Изначально храм был связан переходом с 8-гранной шатровой колокольней, также стоявшей на сваях. Церковь арх. Михаила в с. Архангельском на Волу. 1755 г. Фотогафия. Нач. ХХ в. Церковь арх. Михаила в с. Архангельском на Волу. 1755 г. Фотогафия. Нач. ХХ в. Под влиянием каменных бесстолпных храмов изменился облик клетских церквей. Их стали завершать 4-скатной кровлей, основное пространство перекрывать имитированным в дереве 8-дольным сводом со световым барабаном, представлявшим поздний вариант «неба», как в церквах во имя прп. Ефрема Сирина (1728) на погосте Ефремье (Ширь) Парфеньевского р-на и Воскресения Господня (1755) в Леонтьеве Судиславского р-на. Особой монументальностью отличается композиция ц. свт. Николая Чудотворца (1741) в с. Андреевском Сусанинского р-на, с высоким подклетом и галереей, опирающейся на выступающие с запада выпуски венцов сруба. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Берёзовец на Ноле. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Берёзовец на Ноле. Фотография. Нач. XX в. О шатровых храмах известно из письменных источников. В Костроме в нач. XVII в. было не менее 6 церквей подобного типа. Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи на Брагиной ул. имела усложненную композицию с закомарами «на каменное дело» - вероятно, бочками в основании шатра; ц. свт. Николая Чудотворца на Нижнем посаде была 5-шатровой; собор Воскресенского мон-ря в Соли Галицкой имел «вверху на полатях на правой стороне придел» (Переписная книга. 1999. С. 72). К шатровым принадлежали ц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Известны благословенные грамоты свт. Митрофана, в к-рых определен внешний вид церквей, формы их завершений, размер и устройство алтарей, порядок местных икон в иконостасах (грамота 1700 на строительство Покровской ц. в Беломестной слободе Воронежа). К рубежу XVII-XVIII вв. сформировалась структура городских приходов в древней части Воронежа и пригородной слободе Чижовке, на высоких надпойменных холмах и у берега р. Воронеж. Спасская церковь в Воронеже. 1744–1755 гг. Фотография. 2005 г. Спасская церковь в Воронеже. 1744–1755 гг. Фотография. 2005 г. Каменное строительство началось в посл. трети XVII в. прежде всего в Воронеже (за исключением нек-рых мон-рей, напр. Троицкого в Лебедяни (совр. Липецкая обл.)). Провинциальными мастерами из среднерус. земель первой была возведена ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, Акатова мон-ря (1674, перестроена в 1746-1755 и 1796-1798, снесена в 1879) - небольшой бесстолпный храм с трапезной и шатровой колокольней, отличавшийся предельной простотой форм (4 арки звона вместо 8 традиц., низкий шатер с 4 «слухами») и декора. Из Москвы, владимиро-суздальских и костромских земель в В. е. могли приглашать артели каменщиков. При свт. Митрофане в крепости Воронежа был возведен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1684-1690) - 5-главый, вероятно, 4-столпный, с низкой 4-скатной кровлей (известен по схематичному изображению на плане Воронежа 1690 и панораме города, выполненной голл. путешественником К. де Брюином в 1703), рядом сформировался комплекс архиерейского двора с деревянными собором во имя апостолов Петра и Павла (вероятно, построен в связи с пребыванием в Воронеже имп. Петра I) и колокольней с ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (не сохр.). Был возведен каменный храм Успенского мон-ря (1694, 1699 или, менее вероятно, 1703) - кубический, 2-столпный, с низким 3-частным алтарем, 4-скатной кровлей и 5 главами, с 5 пряслами на фасадах, разделенными лопатками и завершенными декоративными закомарами, килевидными наличниками простых очертаний.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЩИН Икона Божией Матери «Одигитрия». Василий Никитин Вощин. 1755 г. (Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина мон-ря в Костроме) Икона Божией Матери «Одигитрия». Василий Никитин Вощин. 1755 г. (Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина мон-ря в Костроме) [Шунецкий, Чудовский] Василий Никитин (8.04.1691, с. Шунга близ Костромы - после 1759?), костромской иконописец; происходил из известной с 1-й пол. XVII в. семьи потомственных иконописцев и стенописцев с. Шунга, вотчины московского Чудова мон-ря (сын иконописца Никиты Герасимова (Макарова) Чудовского, отец Якова Васильева Вощина). В. работал для храмов и мон-рей Костромы и костромских земель: в ц. в честь Рождества Христова в Костроме (икона «Св. Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с деяниями», 1714, Гос. музей палехского искусства), в Геннадиевом мон-ре (1716, вместе с Василием Андреевым и Яковом Васильевым), в Богородицко-Игрицком Песоченском мон-ре (в 1729 вместе с сыном писал иконы для местного ряда иконостаса), в ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1745-1755), в Ипатьевском мон-ре (1757, иконы местного и праздничного рядов иконостаса Троицкого собора), в ц. во имя свт. Николая в с. Сидоровском (икона «Свт. Димитрий Ростовский», 1759, КГОХМ). Занимался поновлением древних икон: храмового образа «Св. Владимир, Борис и Глеб в житии» (1717) в Борисоглебской ц. в Костроме, иконы «Св. Иоанн Предтеча» (1741) в одном из храмов посада Б. Соли, иконы «Спас Вседержитель с припадающими Иоанном Богословом и Димитрием Солунским» (1687) письма Гурия Никитина Кинешемцева (?), находившейся в местном ряду иконостаса ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (КИАХМЗ; живопись В. снята при реставрации иконы, сохр. автограф). В 1745 г. вместе со священником ярославской ц. во имя вмч. Димитрия Солунского Иоанном Андреевым поновил древнюю костромскую святыню - чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери . Впосл. мастер и его сын создали большое количество мерных списков с этого образа.

http://pravenc.ru/text/155400.html

19 июня 1728 г. К. было поручено составить чертежи и смету для постройки в Кронштадте, в центре новой площади, «деревянной на каменном фундаменте» ц. в честь Богоявления Господня (1732; не сохр.). По проекту К. к прямоугольному в плане основному объему с запада примыкала 52-метровая 7-ярусная колокольня. Два нижних четверика служили основанием для 5 прорезанных арками восьмериков. Нижний ярус был декорирован колоннадой и скульптурами в нишах. Колокольня завершалась малой луковичной главкой с крестом, вокруг к-рого вращалась золоченая фигура архангела. Богоявленская ц., первая самостоятельная постройка К., стала важнейшей градостроительной доминантой в застройке о-ва Кронштадт, кроме того, ее колокольня служила маяком. Ярусное построение и силуэт церкви напоминали аналогичные композиции московских колоколен и церквей XVII в. ( Иогансен. 1997. С. 200) и указывали на связь творчества К. с национальными традициями. Для рабочих Адмиралтейства К. построил деревянную ц. в честь Вознесения Господня (1728-1729) с приделом во имя мч. Иоанна Воина в «переведенских слободах» за Глухой речкой (ныне угол канала Грибоедова и Вознесенского проспекта; заменена каменным зданием, построенным в 1755-1769, разрушено в 1936); для камергера П. Ф. Балк-Полева - дом (1728; совр. Миллионная ул., 6), в котором в 1738 г. была освящена ц. во имя ап. Иоанна Богослова (закрыта после 1755). К. выполнил проект триумфальных ворот (1731; на пересечении совр. Невского проспекта и набережной р. Мойки), к-рые построили для встречи имп. Анны Иоанновны. В их строгом убранстве важная роль принадлежала колоннаде коринфского ордера и скульптуре в верхней части. По сторонам ворот были устроены тканевые «обвесы» из красного сукна. 30-е годы XVIII в. стали временем творческого расцвета К. Он реконструировал здания Адмиралтейства, самого обширного производственно-крепостного комплекса петровского времени: мазанковые корпуса были заменены каменными (1728-1732), создана башня со шпилем (1732-1738). В центре юж. фасада гигантского 3-этажного П-образного здания, обращенного в сторону Невы, находились главные ворота с ветхой деревянной башней со шпилем (1718-1719; архит.

http://pravenc.ru/text/2458725.html

ц. во имя прп. Феодосия Печерского (1698-1700), большую, 3-частную, с 3 куполами вдоль оси здания, на средства киевского полковника Войска Запорожского К. Мокиевского. Тем же ктитором в том же районе была сооружена Воскресенская ц. (1696-1698) - небольшой кирпичный одноглавый храм с 3 апсидами на месте деревянного (до 1786 принадлежал Киево-Печерской лавре). На средства Мазепы был возведен Никольский (Николо-Пустынный, Новый Никольский) монастырь с большим оригинальным 3-нефным 5-купольным собором (позднее собор назывался «Военно-Никольский» или «Большой Никола»; 1690-1693, архит. Старцев, разрушен вместе с колокольней в 1934, см.: Там же. С. 69). На его территории кн. Д. М. Голицыным была построена еще одна церковь во имя свт. Николая Чудотворца (т. н. Малый Никола, 1715) - 3-частная, одноглавая (не сохр.). Синтез древнерус. и укр. особенностей проявился в архитектуре Троицкой ц. Китаевской во имя Св. Троицы пуст. (1763-1767, архит. С. Д. Ковнир) - обители, основанной к югу от Печерска как скит Киево-Печерской лавры (ныне Голосеевский р-н К.). Церковь прор. Илии. 1692 г. Фотография. 2013 г. Церковь прор. Илии. 1692 г. Фотография. 2013 г. Районом активной застройки с кон. XVII в. стал Подол (5-купольная крестообразная в плане Воскресенская ц., Борисоглебская ц. (1692, не сохр.), заложенная на деньги полковника Г. К. Коровки-Вольского). Полковая старшина активно участвовала в храмоздании. Нек-рые храмы, возможно, строили по типу укр. деревянных церквей: напр., ц. прор. Илии (1692), сооруженная на средства П. Гудимы, соответствует типу 3-срубного здания. Декор ее фасадов выполнен в традициях рус. архитектуры XVII в., что может свидетельствовать об участии в работе московских мастеров (перестроена в 1755). К крестообразным в плане одноверхим укр. храмам восходит архитектурный тип и детали декора ц. свт. Николая Чудотворца (Притиска) (1695-1707): поясок поребрика на уровне хоров напоминает подобное членение в деревянных храмах. В 1738-1741 гг. на Подоле греч. диаспорой К.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

в Бестужеве на р. Устье (1763, утрачена после 1978), Димитриевская ц. в В. Уфтюге (1784; 8-гранный шатер на низком восьмерике составляет больше половины высоты здания храма), Петропавловская ц. в Пучуге (1788, не сохр.), Успенская ц. в Н. Уфтюге (не сохр.). Уникальной композицией с пирамидальным шатром обладала Никольская ц. из с. Новинки, перенесенная в 1987 г. в с. Даниловское близ Устюжны (1700 или 1717, сгорела в 1996). Классический образец наиболее распространенного типа 8-гранной рубленой колокольни, завершенной низким шатром (1658), представлен в с. Цивозере. Переходный тип от клетских к ярусным храмам являли утраченные церкви округи Красноборска (совр. Архангельская епархия), к-рые завершались невысокими четвериками с бочкой и главкой: Успенская ц. в Черевкове (1661), Никольская ц. в Кулиге-Дракованове (1719, 1748; сохранившаяся шатровая колокольня - в музее «Малые Карелы»), Георгиевская ц. в Среднепогостском (1685). В архитектуре Георгиевской ц. в Пермогорье (1664-1665) необычно сочетаются крещатый, увенчанный бочками верх и трехглавие. Церковь во имя прор. Илии в Белозерске. 1690–1696 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прор. Илии в Белозерске. 1690–1696 гг. Фотография. 2004 г. Единственная сохранившаяся в Белозерске деревянная одноглавая столпообразная Ильинская ц. (1690-1696) - самая ранняя из построек ярусного («ступенчатого») типа. Ее объем включает поставленные друг на друга 2 четверика (вместо восьмерика на четверике) и восьмерик, увенчанный большой луковичной главой на удлиненной шее. Иконостас кон. XVII в. (141 икона) был вывезен в КБМЗ в 1954 г. Наиболее распространен был тип четверика, несущего 2 яруса восьмериков: Афанасиевская ц. в Белой Слуде (1753), Никольская ц. в Подмонастырском (1758), Преображенская ц. в Спасском (1759), Богоявленская ц. в Николо-Моденском мон-ре (1770), церковь в В. Кокшеньге (1798), ц. Рождества Богородицы в Корневе (1793, 3 восьмерика на четверике) - все не сохранились, Ильинская ц. в с. Цыпине Кирилловского р-на близ Ферапонтова (1755, утратила 4 верхних восьмерика, нижний ярус законсервирован).

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010