Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание М. М. Тучкова. Портрет. 1820–1826 гг. (Музей-заповедник «Бородинское поле») (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 2.01. 1780, Москва - 29.04.1852, Бородинский мон-рь), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря . Старшая дочь в большой семье подполковника в отставке Михаила Петровича Нарышкина (1753-1825) и его супруги Варвары Алексеевны, урожд. кнж. Волконской (1760-1827). В 1798 г. была выдана замуж за отставного прапорщика лейб-гвардии Измайловского полка Павла Михайловича Ласунского (1777-1829). Брак продлился лишь неск. месяцев и в 1804 г. по причине неверности супруга был расторгнут. В 1805 г. вышла замуж за полковника Александра Алексеевича Тучкова (Тучков 4-й; род. 7 марта 1777, с 1808 генерал-майор), младшего сына ген.-поручика, действительного тайного советника А. В. Тучкова (1729-1799). В браке с Тучковым родилось трое сыновей: в 1806 г.- мертвый младенец, в 1808 г.- Михаил ( 1809 или 1810), в 1811 г.- Николай ( 1826). После окончания военных действий на территории Финляндии (русско-швед. война, 1808-1809) Тучковой было Высочайше позволено отправиться к мужу, с которым она не виделась «другой уже год» (РГВИА. Ф. 26. Оп. 1/52. Д. 432. Л. 146; Семенищева. 2012. С. 83-84). Весной 1809 г. Тучкова приехала в г. Або (ныне Турку, Финляндия), где квартировался Ревельский мушкетерский полк, шефом к-рого являлся ее супруг. С этого времени и до начала Отечественной войны 1812 г. она не расставалась с мужем. За год до начала войны, «в дни счастья», она получила откровение. ««Ton sort finira a Borodino» (Твоя судьба будет кончена в Бородине),- раздалось в душе... томило... до события ужасного»,- сообщала она в 1828 г. в письме митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) . 1 сент. 1812 г. Тучкова узнала о героической гибели супруга в сражении под Бородином (26 авг. 1812). В кон. окт. 1812 г., после оставления неприятелем Московской губ., она в сопровождении казначея Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря иером. Иоасафа приехала на Бородинское поле, чтобы найти тело мужа. Поиски оказались безрезультатными, но по просьбе Тучковой иеромонах творил над павшими заупокойные молитвы.

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Е. восстановил тобольский кафедральный Софийско-Успенский собор. В 1826 г. в процессе подготовки к реставрации необходимо было устранить трещину в стене собора. Чтобы осмотреть глубину трещины в фундаменте и устранить ее, необходимо было потревожить гроб почитаемого Сибирского митрополита св. Иоанна (Максимовича) , перезахороненного в 1753 г. в алтаре придела свт. Иоанна Златоуста. Е. испросил у Синода разрешение на перенос захоронения на другое место. При этом было предписано перезахоронение совершить без огласки. В склепе Е. обнаружил останки святителя, к-рые покоились в совершенно целом гробу, клобук и мантия также оказались нетронутыми временем. Ок. 3 лет Е. вел переписку со строительным ведомством о разрешении перебрать часть стены собора, исправить свод, перекрыть крышу. Благодаря ген.-губернатору Зап. Сибири И. А. Вельяминову удалось добиться разрешения. 19 сент. 1831 г. Е. совершил освящение собора. В 1828 г. Синод поручил Е. ревизовать свою епархию на правах постороннего ревизора. С 18 мая по 7 июля и с 1 авг. по 1 окт. Е. обозревал Тобольскую губ. (кроме Берёзовского края), Томскую губ. и Омскую обл., проехав 6 тыс. верст. Летом 1829 г. посетил Берёзовский край, это путешествие совершалось по воде. Составленный заранее маршрут пути был известен в каждом селении при содействии губернаторов и земской полиции. Люди могли встретиться с преосвященным и передать ему лично просьбу или жалобу. Результаты обзора епархии Е. изложил в донесении Синоду. В дневнике Е. отметил: «Работал без отдыху, до упаду, но приехал здоров». При обозрении епархии Е. разочаровало состояние миссионерства. В Тобольской епархии проживало большое количество неправосл. инородцев. По отзыву Е., мн. жители, ранее крестившиеся в Православие, «не только не имеют понятия о началах христианской религии, но даже не знают имени Иисуса Христа и пребывают в идолопоклонничестве». Е. испросил у Синода дозволение лично заняться миссионерской деятельностью: оставив на 5-6 лет управление епархией, поселиться среди неправосл.

http://pravenc.ru/text/186977.html

Приход здесь образовался, надо полагать, во второй половине XVIII столетия. Своё название он получил от храма, построенного во имя Вознесения Господня. В настоящее время в состав прихода входят село Вознесенское (116 двор.; 911 душ); д.д. Беловская – в 10 вер. от села (136 дв., 1 109 душ), Камышская – в 7 вер. (113 дв., 923 души), Езовская – в 5 вер. (105 двор., 850 душ), Заозёрная – в одной версте (29 двор., 248 душ), Параткульская – в 4 вер. (167 двор.; 1 356 душ), Сараткульская – в 7 вер. (73 двор., 573 души) и Новостроющевская – в 7 вер. (29 двор., 248 душ). Всего в приходе числится 6 154 души, в числе их раскольников – 248 душ. Жители все коренные русские, занимаются земледелием, катают на домах «пимы» или торгуют на стороне холстом, орехами, ягодами и лошадьми, скупаемыми на ярмарках в Сибири. Нынешний каменный храм села Вознесенского по счёту второй. Первоначально в деревне Панафидиной (ныне Вознесенское село) была только деревянная часовня. В 1753 году построена была деревянная церковь , а в 1829 году была заложена каменная церковь с приделом в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В 1837 году кладка была окончена. Тогда старый деревянный храм был продан в с. Потанинское Шадринского уезда. В том же 1837 году был освящён придельный храм во имя св. Иоанна Богослова. Сюда же был перенесён из деревянного храма иконостас, который и по ныне стоит в этом приделе. В 1884 г. иконостас перекрашен тёмно-красной краской, а рамы и иконы снова вызолочены. В 1846 г., 24 октября, освящён престол главного храма с благословения архиепископа Аркадия. Иконостас сюда был сделан за 2 285 р. 71 к. московским цеховым мастером Ст.Дан. Голышевым. Каменная колокольня храма устроена над папертью. Храм обнесён каменною оградою, покрытою железом. В приходе Вознесенской церкви имеется 6 часовен. Первая – на местном кладбище, построенная в честь Всех Святых крестьянином Ив. Вас. Тугановым. Вторая построена в честь св. Николая в 1883 г. в д. Беловой местными крестьянами Василием и Филиппом Тугановыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и Рябинина – в 7 в. Прихожан числится 2 678 д. м. п. и 2 799 ж. п. Все прихожане государственные крестьяне, православные. В прежнее время чистота веры прихожан села Ольховского неоднократно подвергалась опасности. Так, в 1868 году сюда явился из Баранчинского завода, будто бы для приискания заработка, крестьянин Василий Михаилов Попов, последователь известного Ильина, и стал распространять своё еретическое учение. Он имел при себе все еретические книги Ильина и символические картины. Но стараниями священника Иоанна Мизерова Попов был обращён на путь истины. Он отказался от своих заблуждений, а также отдал и книги в полное распоряжение о. Иоанна Мизерова. Около этого же времени из села Ольховское-озеро стало проникать с особенною настойчивостью распространявшееся там, во время отсутствия у единоверцев пастыря, лжеучение о наступлении царства антихриста. Но при помощи Божией, стараниями местных пастырей, семена, посеянные было расколоучителями, были вырваны с корнем. Главным занятием прихожан служит земледелие, а некоторые из них занимаются ещё пимокатством и приготовлением телег и саней. До построения настоящей церкви в с. Ольховском было 3 деревянных, каждая во имя Рождества Христова: первая в начале XVIII столетия сгорела, а вторая обветшала. Третья церковь была заложена в 1753 году, а окончена постройкою в 1759 году. В 1786 году к главному храму был пристроен придельный, в честь Ап. Петра и Павла. Нынешняя церковь каменная, одноэтажная. Она начата была постройкою в 1822 году, и строилась 11 лет. В 1829 году был освящён придельный храм, во имя Ап. Петра и Павла. В 1840 г. был освящён и летний храм, в честь Рождества Христова. В 1846 г. церковь обнесена каменною оградой. В 1861 году зимний придел был расширен по плану, утверждённому Пермским Строительным Комитетом. В 1885 и 1886 г.г. храм летний был украшен стенною живописью. В 1891 г. был заложен левый придел, в честь Воздвижения Честнаго Креста. На постройку взято было 1 000 р. из церковных сумм и 1 642 р. 94 к. из средств Попечительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ахмат. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Каменная церковь Воскресения Христова в Ахмате, являющаяся ярким примером русского архитектурного стиля, была построена на средства генерала Обольянинова и освящена в 1839 году. Здание стоит на возвышенности и видно издалека как со стороны дорог, ведущих в село, так и с проплывающих по Волге кораблей. Сегодня закрытый в годы советской власти храм находится в заброшенном состоянии. Внутреннее убранство полностью утеряно, однако само здание разрушений избежало. http://saratovregion.ucoz.ru/index.htm Воскресенская церковь в селе Ахмате построена в 1829 г. на средства генерала от инфантерии Обольянинова, каменная, крепкая, холодная, с двумя, кроме главного, престолами: в правом приделе – во имя Архистратига Михаила, в левом – во имя Святителя Николая Чудотворца; утвари в церкви не вполне достаточно. Зданий, принадлежащих к церкви, кроме сторожки, никаких нет. В приходе две школы; земская, существующая с 1863 г. в самом селе, и школа грамоты в деревне Студенке, открытая в 1894 г. графом Дмитрием Адамовичем Олсуфьевым. Земли при церкви усадебной не имеется, пахотной 60 дес. и сенокосной 6 дес. Дома у причта общественные, построенные на крестьянской земле; отопление свое; жалованья от казны положено: священнику 141 руб. 12 коп. и псаломщику 35 руб. 28 коп. в год. Священник Сергий Траецкий и псаломщик Иоанн Князевский. Прихожан при церкви числится обоего пола душ 2859, дворов 672; деревни: Обольяниновка в 20 и Студенка в 12 верстах. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В 1751 г. в селе построили первую деревянную православную церковь с одним престолом во имя Архангела Михаила, освящённым в 1753 г. В 1797 г. император Павел I пожаловал Ахмат генерал-лейтенанту П. Х. Обольянинову. В 1827 г. стоявшую на берегу Волги старую церковь, к тому времени трёхпрестольную с приделами во имя Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского, разобрали и продали в Красный Яр Новоузенского уезда. Новый храм, теперь уже каменный, возвели в стороне от подверженного оползням берега, где на месте престола старого храма поставили часовню.

http://sobory.ru/article/?object=21555

Данило Павлович был стольником при Петре Великом. Тридцать четыре Морковых и Марковых владели населёнными имениями в 1699 году. Иван Никифорович († 5 декабря 1778), от брака с Прасковьею Фёдоровною Кутузовой (рождение 19 октября 1711 † 1774), имел трёх сыновей, из коих средний, Аркадий Иванович (рождение 6 января 1747 † 29 января 1827), один из умнейших людей и из самых знаменитых дипломатов своего времени, был, при Екатерине Великой, посланником в Голландии; временным посланником в Париже, где споспешествовал миру 1783 года между Франциею и Англиею; потом членом коллегии иностранных дел, тайным советником, кавалером святого Александра Невского и святого Владимира 1 степени и возведён, вместе с братьями своими, Императором Германским Францом II, 2/13 июня 1796 года, в Графское Римской Империи достоинство. Граф Аркадий Иванович имел в то время большое влияние на дела дипломатическая. В последствии, с ноября 1796 года по 1801 год он жил в отставку в деревне. Император Александр I, вскоре по восшествии своём на престол, принял его в службу действительным тайным советником и назначил послом в Париж где, в двух летнее пребывание свое (18011803), граф Морков, один из всех дипломатов, в Париже в то время находившихся, умел держать в почтении пылкого и дерзкого Наполеона I. В это время он получил Андреевскую ленту, а в последние годы жизни своей находился членом государственного совета. Он женат не был, и Высочайшим указом 29 апреля 1801 года 273 Император Александр I дозволил воспитаннице его, Варваре Аркадьевне, наследовать его имя, графский титул и имение: Она вышла за князя Сергия Яковлевича Голицына. Старший брат его, граф Николай Иванович (рождение 2 октября 1743 † 9 мая 1811), служил генерал-майором и от брака с Прасковьею Васильевною Скворцовою (рождение 2 мая 1755 † 14 октября 1800) оставил двух дочерей: графиню Прасковью Николаевну († 14 июля 1832), за генерал-майором князем Андреем Михайловичем Оболенским, и графиню Варвару Николаевну, за Михаилом Петровичем Римским-Корсаковым. Младший брат, граф Ираклий Иванович (рождение 2 ноября 1753 † 26 марта 1829), блистательный сподвижник Суворова, находясь майором преображенского полка и генерал-майором, получил, в 1794 году, Георгиевскую звезду 2-й степени. При Императоре Павле он был генерал-лейтенантом и инспектором кавказской инспекции. В 1812 году, избранный московским дворянством в начальники московского ополчения, граф Ираклий Иванович снова отличился на поле ратном и получил Александровскую ленту. С воинскими способностями, с мужеством беззаветным, он сочетал благороднейшее сердце, характер прямой, бескорыстный и был истым витязем без страха и без упрёка. Он женат был на графине Наталие Антоновне Миних; имел трёх сыновей, из коих двое старших скончались холостыми: 1) граф Ираклий Ираклиевич († 1841); 2) граф Николай Ираклиевич (рождение 1798 † 1818) и 3) граф Аркадий Ираклиевич 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Родился храмосоздатель П.И. Сафонов 15 августа 1753 года. Военную службу проходил в С-Петербурге и Смоленске. В1800 году избирался предводителем орловского дворянства. Имел богатое потомство, о чем свидетельствует " Алфавит духовный, список относящийся к истории рода " . Умер Петр Илларионович в 1829 году октября 30 дня. Похоронен в церкви во имя Живоначальной Троицы под алтарем, в пещерке, своими руками приготовленной. Под алтарем в дальнейшем был фамильный склеп. Затем церковь была под пристальным вниманием его сына Николая Петровича. За захоронениями тщательно ухаживали, священников почитали особо. В надлежащем состоянии продолжал поддерживать храм и Петр Николаевич Сафонов – внук Петра Иллариновича. Об этом свидетельствует письмо последнему от Ерлампия – епископа Орловского и Севского от 30 ноября 1843 года: " Указом из Святейшего Правительствующего Синода от 10 сентября 1843 года за 12156-м, предписано мне объявить Вам благословление Святейшего Синода за расписание на собственное Ваше иждивение, в приходской означенного села Вышней Любовши церкви, в алтаре настоящего храма, стен приличными иконами, покрытие наружных стен всей церкви, по обивке и вытерке красным кирпичом, розовою краской, а также исправление попортившихся карнизов, на что употреблена Вами сумма 286 рублей 50 копеек серебром " . С 1898 года при храме действовала церковно-приходская школа. В начале 30-х годов прошлого века церковь была закрыта. В послевоенные годы здание храма служило зернохранилищем. Новейшая история храма началась в 2002 году, когда был создан приходской совет при храме. К 20 января 2003 года было получено благословение Митрополита Орловского и Ливенского Паисия и оформлены все документы на храм Григория Богослова. В 2004 году представителями приходского совета при участии местной администрации у частного лица была выкуплена икона Боголюбской Божией Матери, которая до разрушения храма была главной его святыней. В 2005 году от Управления культуры и искусств администрации Орловской области получено разрешение на проведение противоаварийных работ на храме Григория Богослова. Разработка проектно-сметной документации на реставрацию храма поручена Научно-проектному предприятию " СИМАРГЛ " .

http://sobory.ru/article/?object=12358

Владимир-Волынский. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор, Мстиславов храм Добавить фотографии Фото из альбома «Дубенский форт-застава», 1941 г. Подпись: «1941. UKRAINE. Deutsche Besetzung Hilfspost Wladimir-Wolynsko» («1941. УКРАИНА. Немецкий оккупационный медпункт Владимир-Волынский») - ошибочна. Елена Григорьева 1 июня 1910 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенский собор (Мстиславов храм), 1160 г. (ул. Пограничная).  Единственный дошедший до наших дней памятник древнерусского зодчества Волыни. Расположен на холме рядом с древними городскими валами. Вместе с епископским домом и колокольней составляет своеобразный комплекс так называемого «замочка» — укрепленной резиденции волынских епископов. Построен по велению Владимир-Волынского, а позднее великого Киевского князя Мстислава Изяславича приднепровскими мастерами. Его конструкции, техника кладки и архитектурные формы близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве и других построек этого типа.На протяжении всей своей истории памятник многократно горел и восстанавливался. В 1753 г. к западному фасаду пристроен большой двухэтажный портик, сделан фронтон, часть древних окон заложена, другие растесаны, прорублены новые. В середине XVIII в. с южной стороны апсиды пристроены двухэтажные кельи. Во второй половине XVIII в. проводились дальнейшие перестройки собора. Памятник долго пребывал в запустении, использовался как «казенный магазин» (склад) и постепенно разрушался. В XIX в. следуют многочисленные ремонты — 1803, 1804, 1808, 1818, 1819 гг. Однако к 1829 г. храм совсем превращается в руины — обвалились остатки сводов и купол. В 1886 г. проф. А. В. Прахов проводит археологические исследования остатков собора. Храм обмерен, зарисованы фасады, разрезы, раскрыты фрески. В 1896 г. принят проект реставрации сооружения (архит. Г.И. Котов). В 1896-1900 гг. собор восстанавливают в формах XII в. Храм каменный, шестистолпный, крестовоку- польный, трехнефный, трехапсидный, одноглавый. Его архитектурные формы просты и лаконичны. Фасады расчленены пилястрами и полуколоннами, украшены аркатурным поясом.

http://sobory.ru/article/?object=08955

Половецкое. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Половецкое, при речке Смородиновке, находится в 27 верстах от уездного города и в 150 от губернского. Село в 1623 г. царем Михаилом Федоровичем пожаловано было Переславскому Никитскому монастырю. Церковь в Половецком существовала ранее пожалования его в Никитский монастырь. В писцовых книгах 1628 – 29 гг. отмечено, что в селе место церковное, что была церковь св. пр. Илии, сгорела в Литовское разорение, а это могло быть не позднее 1611 г. На этой церковной пустовой земле в 1679 г. уже на монастырские средства построена была новая церковь, перевезенная из монастырского же села Филимонова; новая церковь была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По описи 1702 г. это была довольно бедно украшенная деревянная церковь, при ней даже не было особой колокольни, а на 2 столбах висели 2 колокола. В 1711 г. эта церковь была перестроена и освящена затем в честь того же праздника. В 1770 г. церковь перестраивалась вновь; в новой церкви устроено два престола: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в приделе - во имя св. пр. Илии. При этой церкви устроена была и деревянная колокольня. В 1819 г. на средства прихожан вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм с такою же колокольнею. Престолов в этой церкви три: в холодной - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах теплых - во имя св. пр. Илии и св. еванг. Луки. Над престолом в холодной церкви устроена сень. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На главных иконах ризы серебряные; в церковном архиве сохранились: инструкция благочинным 1753 г. и выпись о церковной земле 1756 г. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1779 г., исповедные росписи с 1829 г. Особый причт при церкви существует с 1876 г., состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается: процентов с причтового капитала в 950 руб. - 38 руб.; от земли пахотной и сенокосной 100 руб.; от служб и треб 500 руб.; от хлебного сбора 75 руб., а всего 713 руб. в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный. Земли при церкви: усадебной 1 десятина 500 кв. саж., пахотной и сенокосной 36 десятин; план и межевая книга на землю имеются. Приход состоит из села и деревень: Скоморохова, Акулова, Поляны и сельца Андреевского, в которых по клировым ведомостям числится 603 души муж. пола и 676 жен.; все православные. В селе есть земская народная школа. Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01802

В.Березин, В.Добронравов Третий благочиннический округ В состав этого округа входят церкви следующих сел: Афанасова, Березовиков, Биликина, Воскресенского-Прозоровских, Клементьева, Лежнева, Маслова, Михалева, Назарьева, Петропавловского пог., Смердова, Хомутова, Хозникова и Чернцов-Воротынских. Афанасово Село Афанасово расположено на реке Вязьме и находится от уездного города в 50 вер., а от Владимира в 80 верст. Время первоначального основания в селе церкви неизвестно; но, несомненно, она существовала в селе уже в XVII столетии; точные же исторические известия о церкви относятся лишь к началу XVIII столетия, а именно: в церкви до настоящего времени сохранились расписки причта в получении денег из Суздальского Казенного Приказа и письма от священников села Лежнева на повенчание браков от 1707, 1709, 1716 и 1719 годов на имя «попа Архангельской, в селе Афанасьеве, церкви Василия,» – от 1784, 1787, 1738, 1739 и 1743 годов – на имя «попа той же церкви Ивана» и от 1753 по 1765 год включительно – на имя «попа Ивана Тарасьева». – В 1756 году в селе построена была новая деревянная церковь и существовала до 1832 года; в означенном же году тщанием помещика, капитана Ивана Степановича Меркулова и прихожан построена ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольнею. Престолов в церкви два: в честь Архангела Михаила и в приделе – в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Из св. икон в церкви замечательны по древности: 1) икона Спасителя, 2) Тихвинской Божией Матери, 3) Святые Живоначальные Троицы, 4) Успения Пресвятые Богородицы, 5) Преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца, 6) Святителя и Чудотворца Николая и 7) икона Архангела Михаила. Последняя икона почитается чудотворною и на поклонение ей является много богомольцев из ближних и дальних селений, а жители соседних приходов: Лежневского, Назарьевского, Воскресенского и Петровского, с 1862 года, с разрешения Святейшего Синода, принимают сию икону каждогодно в свои дома и служат перед ней молебствия. 60 Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных записей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1878 г. и хранится в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010