В случаях ссор и недоразумений с настоятелями из-за работ и повинностей, они обращались с жалобами к епархиальным епископам. Не говорим уже о том, что они иногда прибегали к самосуду над монастырскими властями. Сохранились сведения о столкновениях такого рода в Задонском монастыре с архимандритом Варсонофием в 1752 г. 341 в Алексеевском монастыре 1762 г. 342 , и в Донецком монастыре. В этом монастыре после продолжительного управления архим. Иасафа (†1737 г.) и кратковременного настоятельства архим. Питирима (†1739 г.), не почетную славу снискал архим. Петр – из казначеев Воронежского Архиерейского Дома. Большую часть жизни он проводил вне монастыря, в разъездах по монастырским вотчинам и в Москве на подворья, иногда без разрешения епископа. Главною причиной таких отлучек он выставлял хлопоты по восстановлению нарушенных владельческих прав Донецкого монастыря. Преосвящ. Феофилакт, считал его сутягой и нетрезвым человеком, только растрачивающим монастырское имущество. Между прочим, в один переезд из Москвы в рязанскую вотчину у него из саней выкрали все документы на монастырские земли 343 . Проезжая в 1747 г. по епархии и не заставши на месте архимандрита, преосв. Феофилакт увидел, что главные заботы по монастырю и по вотчинному хозяйству лежат на благочинном монастыря архим. Феодосии. «Точию как видно, что полной власти над братией и над вотчинными крестьянами, опасаясь помянутого по приказом бродячего архимандрита, иметь не смеет, – того ради приказал оному благочинному иером. Феодосию отныне как по Духовному Донецкому Правлению, так и по монастырю Донецкому в указных отправах и прочих текущих делах именоваться и писаться старостою поповским и келарем того монастыри без всякого от того архимандрита Петра опасения» 344 . Но такое назначение не понравилось монастырским крестьянам. 11 октября 1747 г. они пришли в монастырь к келарю иером. Феодосию, кричали на него, называли разорителем монастыря, говорили, что «им якобы в работе учинил отягощение, и едва в тот час бить не хотели, и сказали: ты де, келарь, отныне над наши власти не имей, у них де есть кроме тебя свой казначей иеросхимонах Феодосий, того де будем слушать, а ты де, келарь, знай только одну церковь » 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

1136 Порфирий. История Афона. Ч. III. С. 5, 199; Странствования Василия Григорьевича Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. Изд. Православного Палестинского об-ва. Ч. III. С. 282–283. 1140 Порфирий. Об актах, находящихся в обителях Горы Афонской//ЖМНП. Ч. LV. С. 42; Müller. Verzeichniss der in den Athosklöstern aufbewahrten Urkunden; Miklosich. Slavische Bibliothek. В. I. S. 150. 1143 Там же. С. 186; Он же. Об актах, находящихся в обителях Горы Афонской//ЖМНП. Ч. LV. С. 42; Müller. Op. cit. S. 151; Muralt. Essai de chronographie byzantine. T. II. S.-Pétersb., 1871. P. 6. 1147 Он же. Об актах, находящихся в обителях Горы Афонской//ЖМНП. Ч. LV. С. 42; Müller. Op. cit. S. 151; Muralt. Op. cit. T. I. P. 43. 1149 Порфирий. Описание Афонских монастырей//ЖМНП. Ч. LVIII. С. 58; Он же. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. I. Отд. 1. С. 75. 1171 Порфирий. Указатель актов, находящихся в обителях св. Горы Афонской//ЖМНП. Ч. LV. С. 58; Muralt. Op. cit. T. I. P. 73; Müller. Op. cit. S. 153. 1176 Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. С. 51 и далее. 1177 В описи в числе железных вещей показаны: чапов (садовая лопатка) – 10, дакилей – 15, ножниц садовых – 6; в числе одежды значится 8 ряс, кожаных хорзанов 15; из посуды перечисляются: тарелок – 24, ложек – 40 связок... 1178 Монастырь св. Пантелеимона находился на юго-западной стороне Афона, немного ниже его хребта. Он был построен в первое же время после утверждения монахов на Афоне каким-нибудь фессалоникийцем. Этот монастырь считался первым между второстепенными (Порфирий. Описание Афонских монастырей//ЖМНП. Ч. LVIII. С. 137). 1179 Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. С. 71. 1183 Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона на св. Горе Афонской. М., 1886. С. 17. 1184 Странствования Василия Григорьевича Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. Изд. Православного Палестинского об-ва. Ч. III. С. 255.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Продолжала оставаться должность ключника 3163 , материального приемщика 3164 . Появилась новая должность келлиарха. Келлиарх – с 1781-го года иеромонах Павел, в 1788-м году отпущен на обещание в Киево-Печорскую Лавру, из которой был взят 3165 . С 1785-го года он был назначен, присутствующим в Канцелярии 3166 . Прекращено замещение должности конюшего иеромонахами. Конюший, иеромонах Каллистрат (Кармаза) назначен был в 1753-м году строителем Староладожского Монастыря 3167 , после него был конюшим иеромонах Афанасий Коломенский 3168 . В октябре 1758-го года состоялось такое постановление: «понеже на-пред сего при Александро-Невском Монастыре на конюшенном дворе конюшими находились из светских монастырские слуги, тако ж и из отставных унтер-офпцеров, а потом, за неимением таковых, определялись и ныне находятся из монашествующих, каковым, по рассуждению Канцелярии, в таком звании быть весьма носпособно и неприлично, того ради находящиеся ныне при конюшенном дворе конюшего, иеромонаха Варлаама (Барвинского), за прописанными резоны, сменить, а на его место конюшим быть находящемуся при Монастыре гвардии отставному капралу Андрею Гусеву» 3169 . Продолжали: существование «крестовые» или «крестовой при его преосвященстве службы» иеромонахи: Стефан, Александр 3170 . В Староладожском Николаевском Монастыре строителями были иеромонахи: по 1745-й год Митрофан (Доминин), с 1745-го по 1747-й Корнилий (Томчевский) 3171 , в 1747-м–1750-м годах Варфоломей (Приставский) 3172 , после него Иаков 3173 , в 1753-м году иеромонах Варнава 3174 . 10-го июля 1753-го года он, за неисправность, уволен от должности и на его место назначен конюший, иеромонах Каллистрат (Кармаза) 3175 . После него были в 1754-м году Порфирий (Поморский), скончавшийся в декабре 1755-го года 3176 , после него с 1756-го года Варлаам (Пермский) 3177 . Вследствие его болезни, в октябре 1757-го года назначен строителем Илларион (Молчановский) 3178 , после него иеромонах Илларион (Максимович) 3179 с января 1759-го года, а с его назначением в декабре 1759-го года казначеем – иеромонах Илларион Московский 3180 . В 1761-м году иеромонах Сергий (Шпаковский), а с 1764-го года Илларион (Козакевич) 3181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1747-м году уволен в Киево-Софийский Монастырь на обещание иеромонах Каллистрат (Цупровский), бывший в Александро-Невском Монастыре с 1741-го года и последний год занимавший должность эконома 3056 . В 1748-м году, по старости, уволены в свой Свинский Монастырь, приписной к Киево-Печерскому, иеромонах Иона, бывший в Невском с 1720-го года 3057 , и Свинский же иеромонах Мелхиседек, бывший с 1735-го года, в Московский Златоустов Монастырь 3058 . За истечением 5-ти летнего срока, в 1747-м году просили об отпуске в свои Монастыри 5 иеромонахов, 1 иеродиакон и 3 монаха. Но преосвященный Феодосий не признал возможным дать им отпуск до прибытия на их место других, 10-и человек, из Малороссийских Монастырей. Святейшим Синодом было отпущено 6 человек, уже неспособных, по дряхлости или болезням к послушаниям 3059 . В 1753-м году были уволены на обещание, по собственным просьбам, иеромонахи Переяславского Вознесенского Монастыря Варфоломей (Приставский), Глуховского Петро-Павловокого Гурий, Киево-Печерского – Герман (Лотвиновский) 3060 , а также Ипатий, иеродиакон Гавриил 3061 . Был случай, что уволенный в 1753-м году после 12-и лет службы в Невском Монастыре в Переяславский кафедральный Монастырь иеромонах вернулся в Петербург и жаловался в Святейшем Синоде, что ему никакого награждения не учинено и он отправлен из кафедры в Переяславский Михайловский Монастырь, где ему не дано даже «подлежащей келлии». Это быль иеромонах Варфоломей. В Святейшем Синоде его спросили, какой он желает себе избрать для жительства Монастырь. Он выбрал Густииский Троицкий и был туда послан 3062 . В 1754-м году уволены за старостью и болезнями в Киево-Печерскую Лавру, в больницу, иеромонах Аммос, бывший в Невском с 1741-го года 3063 , и в Густынский Троицкий Монастырь иеромонах Иоанникий (Мощанский), бывппй с 1742-го года 3064 . В том же году уволен постриженник Невского Монастыря 1745-го года, монах Филарет (Черкасов) в Козловский Троицкий Монастырь, Воронежской епархии, в косм и отоц его был пострижеии 3065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

504 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син., XXVI, 84, стр. 158. В. Крылов, Материалы для истории камчатских церквей, стр. 15 и 19. В 1747 г. в Иркутской епархии было свободно 5 протопопских мест, 1 – ключаря, 19 священических, 13 дьяконовских, 61 место дьячков и пономарей. 507 Там же XXVI, 84, стр. 183. В приходе Успенской церкви Нижне-Камчатского острога имелось 5 острожков вниз по р. Камчатке на 40 и в две стороны на 80 вер., обывателей в острогах 1033 об. пола; Ключевская Троицкая церковь при Камчатке – от Ниж. острога 86 вер., при ней парохия – вверх по Камчатке на 140 вер., да через р. Еловку по Укинскому берегу до олюторских острожков 1010 вер., острожков при ней 20, обывателей 1255 чел. об. п.; от Ключевской до Верхне-Богоявленской церкви 402 вер., при последней парохия (приход) вниз по р. Камчатке на 292 вер., вверх на 160 вер. и в две стороны на 562 вер., обывателей в 8 острожках – 1376 об. п.; от Верхней до Большерецкой Успенской церкви 325 вер., при последней парохия – вверх по р. Большой 115 вер., вниз по той же реке и до Курильской Лопатки 202 вер., да по Пенежскому берегу – 70 вер., обывателей в ней при 9 острожках 1293 чел. об. п., Петропавлоская Рождественская Богородицкая церковь от Верхнего острога прямым трактом 320 вер., от Большерецка – 185 вер., при ней парохия – по берегу Бобрового моря 307 вер., обывателей обоего пола в 10 острожках – 1291 чел. об. п., Ичинская Вознесенская цер. от Большерецка по Пенженскому берегу 235 вер. и до Тигильского прихода 206 вер., при ней в 11 острожках обывателей обоего пола 1786 чел., Тигильская Христорождественская цер. от Ичинской 345 вер., а Нижне-Камчатской 403 вер., при ней парохия по берегу Пенженской губы на 520 вер. обывателей обоего пола в 13 острожках 1295 чел. Сведения относятся к половине 60-х годов XVIII в. Топографическое и географическое положение названных приходов по рекам см. Академический атлас карта XVIII и генеральная. 510 Там же, стр. 151. По ведомости 1747 г. в Иркутской епархии на лицо было 1 ключарь, 93 священника, 10 дьяконов, 81 дьячков, 87 пономарей, да не доставало 5 протопопов, 1 ключаря, 19 священников, 1 протодьякона, 17 дьяконов, 33 дьячков и 28 пономарей. Таким образом в Иркутской епархии в половине XVIII в. при всех церквах должно быть 5 протопопов, 2 ключаря, 111 священников, протодьякон, 27 дьяконов, дьячков 114, пономарей 115. Такое количество духовенства могло быть не менее как при 100 церквах. Любопытно, что Иркутская епархия переживала протопопский кризис. Очевидно не находилось достойных для возведения в протоиереи. Впрочем, удивительного в этом не было ничего, когда от иркутских архиереев и камчатских миссионеров постоянно слышались жалобы на «превеликую скудость» в священно-церковнослужителях. Во многих случаях даже ссыльные из духовенства были желательными кандидатами для замещения свободных священнослужительских мест в Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В деле возрождения прихода огромную роль сыграл его настоятель – Сергей Прейман, который одновременно был епископским викарием и руководителем Русского пробства Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии в России (ЕЛЦИР) (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии). Сергей Робертович родился 30 октября 1956 г. в поселке Чихачёво Псковской области. Его предками были крепостные крестьяне из Эстляндии, перевезённые под Санкт-Петербург в начале 19 века. Уверовав еще в юные годы, Сергей Робертович не имел возможности получить высшее образование и сменил немало рабочих специальностей. Однако это не помешало ему заниматься самообразованием и в дальнейшем сочетать в себе редкие качества одарённого проповедника и мастера на все руки. 648 28 ноября 2003 г. Господь призвал в Свои обители настоятеля собора св. Михаила пастора Сергея Робертовича Преймана. После скоропостижной смерти о. Сергея Преймана Русское пробство было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского пробства. 649 С 2003 г. настоятелем прихода является о. Сергей Татаренко. Он также возглавляет Санкт-Петербургское пробство ЕЛЦИР. 650 В большинстве своем прихожане собора святого Михаила – русские. В приходе регулярно проводятся богослужения, причем там разрешено проведение служб и представителям других конфессий – адвентистам седьмого дня, методистам, последователям церквей «Часовня на Голгофе» и «Виноградник». 651 В истории общины св. Михаила были тяжелые времена, но она выдержала испытания временем. И сегодня, как и прежде, высокий готический шпиль кирхи является украшением Васильевского острова. Приложение. Пасторы, служившие в приходе: Tobias Plasching (1732–1747) Hilarius Hartmann Henning (1747–1792) Ludwig Jeremias Hoffmann (1794–1801) Heinrich Conrad Heinemeyer (1801–1803) August Friedrich Hirscfeld (1803–1829) Carl Friedrich Rosental (1823–1827) David Flittner (1830–1859) Adolf Stierin (1859–1860) Karl Masing (1860–1878) Paul von Loesch (1869–1877) Guido Ottomar Pingoud (1878–1914) Karl Beldan (1903–1908)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Антипой и с мч. Харалампием), святых Прокопия и Иоанна Устюжских с мч. Иоанном Воином, великомучениками Георгием и Димитрием и блгв. кн. Александром Невским. В клейме под местной иконой «Три святителя» находилось необычное изображение хора, поющего по нотной партитуре 2 стиха из гл. 1 Книги Песни Песней Соломона на латыни. В Димитриевском приделе Предтеченского собора местный чин составляли золотофонные образа «превосходной Устюжской живописи» 1-й пол. XVIII в., писанные темперой. Икона «Отечество» для местного ряда иконостаса, вероятно, была написана прот. городского Успенского собора А. В. Аленевым, освящавшим в 1777 г. Димитриевский придел. На иконах 2-го яруса были изображены новопрославленные святые и небесные покровительницы устроительниц придела: свт. Иннокентий Иркутский и прп. Аполлинария, свт. Митрофан Воронежский и мц. Мария. В приделе свт. Льва в 3-ярусном иконостасе находился местный чин «очень хорошей устюжской кисти, современной построению придела». Все иконы Трехсвятительского иконостаса были написаны в XVIII в. Собор Рождества св. Иоанна Предтечи. 1695, 1740–1747 гг. Фотография. 1911 г. (РГБ) был возведен в 1695 г., но, судя по дате освящения антиминса для Предтеченского престола (1690), его строительство могло начаться и ранее. В 1740-1747 гг. была сооружена новая паперть с 2 приделами; тогда же, по-видимому, было сделано новое завершение восьмерика основного храма с полуглавиями и главой на малом восьмерике. Иоанно-Предтеченский собор был 2-этажным, с вытянутыми по оси «запад-восток» (здание имело в длину ок. 47 м, в ширину более 23 м) притвором, трапезной, основным объемом и алтарной апсидой. Это один из первых в Вел. Устюге наряду с Никольской ц. (строительство начато в 1682) 2-этажных храмов с теплой нижней церковью. Апсида теплого этажа, что характерно для периода формирования типа 2-этажного храма, была значительно глубже и выступала за вост. стену верхней апсиды. Основной объем храма был возведен массивным 2-ярусным восьмериком от земли. В. П.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Описание это сохранилось менее чем наполовину и прерывается на упоминании о морском пути от Кипра до Сидона. Вторая часть рукописи была утрачена, по-видимому, ещё в XVIII веке. Оба паломника были из числа братии Рыхловского монастыря Черниговской епархии 66 . «От Родоса поишедши, – говорится в «Описании», – за несколько дней пришли до острова Кипрского, идеже святий Лазарь четверодневный епископом был. Под тим городом полтора дня стояли, и мы в том городе были и ходили, где ли потребно было. Були в церкви святого Лазаря, во имя его созданной, идеже гроб его и доныне есть, и мы все гажии лазили у гроб Лазарев и тамо знаменовалися гробу святого Лазаря в церкве по правой стороне за престолом; а имя городу тому Констанция (Ларнака). Оттуду пошедши от Кипрского острова приидохом до города Сидон, что в Евангелии вспоминается: «Отрадно будет Тиру и Сидону… " » 67 . Деятельность на Кипре В. Г. Барского (1726–1736 гг.) Одним из следующих «хождений» были странствования во второй четверти XVIII века Василия Григорьевича Барского (1701–1747 гг.). В. Г. Барский (Плака-Албов), уроженец Киева, большую часть своей жизни провёл в путешествиях по Востоку, продолжавшихся почти четверть века (1723–1747 гг.). В марте 1725 года он вступил в пределы Османской империи. Он побывал в Солуни, на Афоне, на Кипре, обошёл почти всю Палестину. Предки Барского были жителями города Бара, который в XIX веке был заштатным городом Подольской губернии Могилёвского уезда. Паломник называл себя Барским по городу Бару, месту жительства предков, а Плака или Албов – это перевод на греческий и латинский языки фамилии Беляев. В. Г. Барскому довелось побывать на Кипре трижды: в 1726, 1727 и 1734–36 годах. Его первое посещение острова было кратким и почти случайным. «Имеяше же корабль наш неколико душ в Кипр грядуших, сего ради, отпущения ради их и взятия новой воды, сьвратихом от пути к брегу» 68 , – так объясняет Барский причину своего первого визита на Кипр. 19 сентября 1726 г. вместе с иноками-греками, направлявшимися в Иерусалим, он ступил на берег острова. Вместе со своими попутчиками Барский «ходих до двох церковь христианских, иже суть зело простого от камене, но крепкого и старого строения» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Александр Сумароков Сумароков Александр Петрович (1717–1777) – поэт, драматург. Третий из знаменитой троицы русского классицизма, Александр Сумароков был самым младшим и самым знатным из них. В молодости начал писать стихи в Сухопутном шляхетском корпусе, подражая Тредиаковскому, но в 1744 году на поэтическом турнире трех поэтов выступил со своей ямбической одой, поддержав тем самым Ломоносова. Тредиаковский со своим хореем остался в гордом одиночестве. Но уже в 1747 году опубликовал статью с резким осуждением стопосложения Ломоносова и в 1750е годы был его основным оппонентом. Через два десятилетия с ним – «отцом российского стихотворства» (так он будет называть сам себя), повторится та же самая история. А в 1816 году молодой Пушкин напишет о его полемике с Ломоносовым: …Ему ли, карлику, тягаться с исполином? Ему ль оспоривать тот лавровый венец, В котором возблистал безсмертный наш певец, Веселье россиян, полунощное диво?.. Нет! в тихой Лете он потонет молчаливо, Уж на челе его забвения печать, Предбудущим векам что мог он передать? Впрочем, и Пушкин оказался прав лишь отчасти. Тягаться с Ломоносовым Сумарокову действительно оказалось не под силу, но забвения печать его всетаки миновала… Своим высшим достижением он считал стихотворные трагедии. Его «Гамлет» (1747), «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774) открыли этот новый для русской литературы жанр. Сумароковские басни, идилии, эклоги тоже входят в число первых. Предбудущим векам он передал и свои духовные оды, молитвы – одни из самых лучших во всей русской молитвенной поэзии. Молитвы I Отче наш, небесный Царь, Коему подвластна вся на свете тварь, Коему послушна суша, море, реки, Горы и леса, Солнце и луга, звезды, небеса. Да Твое святится, Боже, имя в веки, Да приидет царствие Твое, И в Твоей да будет воле Все селение сие, И Тебя увидят на Твоем престоле; Хлеб насущный дай нам днесь И оставь нам долги здесь, Яко мы своих должников прощаем: И не отомщаем;

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Нет сомнения, что он вёл беседы и с другими раскольниками, жившими в той местности. В том же (1747) году во время пребывания в доме отца его постигла столь тяжкая болезнь, что отец его, „ради страха смертного“, исповедал его и святых Таин приобщил 3722 . Живя в доме родительском, он решил использовать досуг свой для опровержения раскольнических заблуждений не только словом, но и писанием на бумаге. Как прежде он посвящал свои богатые способности на защиту „раскольнических статей“, так теперь он решился посвятить их (способности) на защиту православной церкви. Это он задумал, можно положительно утверждать, ещё в монастыре; там собрал материалы для своих работ. В этом, наверное, помогал ему и Григорий Яковлев, а мо- —128— жет быть, если не отдал, то дал ему для пользования свои многочисленные выписки, которые он собрал в Москве. Есть основание думать, что некоторые из своих сочинений он начал писать, ещё живя в Выгореции. В доме же своего отца он написал следующие сочинения: „Беседословие о российском расколе через взыскания и отсловия сочиненное: взысканьми убо некая о новопечатных книгах мнения показующее, отсловиями же оная (мнения) яко суетная отражающее. Лето от сотворения мира 7255, от воплощения же Слова Божия 1747 3723 . К беседословию приложен реестр правил апостольских и соборных, и обычаев церковных, яже бяше и содержахуся во своя времена, по сих же властию православно-кафолическия церкве прпменишася, та же счисление пременений, яже обретаются в старопечатных книгах, в молитвах церковных, и возгласах и прочиих славословиях“. Всех таких пременений“ в рукописи синодального архива – 100 3724 . —129— 2 . Слово похвальное о святей, православней, кафоличестей вере, обличительное же на раскольническое суеверие 3 . О Антихристе. Последнее – коротенький трактат, в котором он, на основании Священного Писания и толковании Св. Отец, излагает истинное учение об Антихристе. —130— VI. С этими-то сочинениями, как доказательствами его искреннего и нелицемерного раскаяния, Алексей Родионов во второй половине февраля 1748 года отправился в Новгород к преосвященному Стефану, Архиепископу Новгородскому. Но, узнав, что Преосвященного нет в Новгороде, что он уехал в Тихвинский монастырь и возвратится только на третьей неделе великого поста, Родионов решился отправиться в Петербург, куда и прибыл в марте месяце. 14-го марта он явился в Св. Синод и подал прошение следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010