П.В. Долгоруков Князья Дадианы-Мингрельские Происхождение фамилии нынешних Князей Дадианов-Мингрельских описано в статье о Князьях Дадиановых, бывших владетелями Мингрелии до 1695 года (см. часть вторую). Князь Григорий Дадиан вступил, с землёю своею, в подданство России 2-го декабря 1803 года. Он умер в 1805 году, оставив, от брака с царевною Грузинскою Ниною Георгиевною, двух сыновей: Левана (см. далее) и князя Георгия Григорьевича, женатого на графине Пален. Князь Леван Григорьевич наследовал отцу, под опекою матери своей; пришед в совершенный возраст, принял бразды правления, имел чин русского генерал-лейтенанта, и скончался в 1845 году, оставил, от брака с княжною Марфою Зурабовною Церетели, трёх сыновей: Давыда (см. далее); князя Григория Левановича, генерал-майора, женатого на княжне Терезие Мамиевне Гуриели, и князя Константина Левановича. Старший, генерал-майор Давыд Леванович наследовал отцу, и скончался 30 августа 1853 года, оставив, от брака с княжною Екатериною Александровною Чавчавадзе, несколько сыновей, из коих старший ныне владетель Мингрелии под опекою родительницы своей. отцовский КОЛЕНО I: Кацо Чикуани, сванетский дворянин, потом владетельный князь (Дадиан) Мингрелии КОЛЕНО II: Князь Георгий Иессей КОЛЕНО III: Князь Кацо † 1715 Бежан † 1728 Манучар Антоний, митрополит КОЛЕНО IV: Князь Отия † 1744 Антоний Георгий † 1734 Княжна Мария, за Имеретинским Царём Александром Князь Манучар Гавриил, митрополит † 1728 КОЛЕНО V: Князь Кацо, женат: 1) на Царевне Елисавете Грузинской; 2) на княжне Анне Цулукидзе Князь Антоний, епископ † 1799 Георгий Княжна Дария, за Царём Грузинским Ираклием II Князь Бежан КОЛЕНО VI: Князь Григорий † 1804; женат на Царевне Грузинской Нине Князь Бессарион, митрополит † 1828 Князь Иоанн, епископ Князь Манучар Князь Георгий Князь Тариель † 1802 Княжна Мария, за Царём Имеретинским Соломоном II Княжна Тамарь, за князем абхазским Сафир-Беем Шервашидзе Князь Николай Георгиевич, российский генерал-майор Княжна Кекела, за князем Соломоном Агияшвили

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Лит.: Сб., посвященный С. М. Лукьянову. СПб., 1905; Сюзор Г. П. Ко дню LXXV юбилея Имп. уч-ща правоведения, 1835-1910 гг.: Ист. очерк. СПб., 1910; Гос. совет: Портреты и биографии. Пг., 19152; Флоровский Г. Молодость В. Соловьёва//Путь. П., 1928. 9. С. 83-88; [Некролог]//Советский врачебный журнал. Л., 1936. 3; Весёлкин П. Сергей Михайлович Лукьянов: (К 25-летию со дня смерти)//Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 1960. Т. 4. 6; 75 лет Ленинградского гос. ордена Ленина Ин-та усовершенствования врачей им. С. М. Кирова (1885-1960). Л., 1960; Грекова Т. И. С. М. Лукьянов - ученый, литератор, гос. деятель//Актуальные вопросы биологии и медицины. Л., 1989. Сб. 1. С. 142-155; она же. «Странная» карьера//Наука и религия. 1990. 5. С. 15-17; Носов А. А. «Большой и бескорыстный труд»: С. М. Лукьянов - биограф В. С. Соловьёва// Лукьянов С. М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. М., 1990. Кн. 3. Вып. 2. С. 297-380; он же. Лукьянов С. М.//Русские писатели, 1800-1917. 1994. Т. 3. С. 408-409; Первый в России исследовательский центр в области биологии и медицины: К 100-летию ин-та экспериментальной медицины, 1890-1990 гг. Л., 1990; Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи: Главы высших и центр. учреждений, 1802-1917 гг. СПб., 2002. С. 386-390; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х - 1918 гг.). М., 2002; Рожков В., прот. Церковные вопросы в Гос. Думе. М., 2004. (МИЦ; 23). Прот. А. Берташ Рубрики: Ключевые слова: ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель

http://pravenc.ru/text/2110883.html

Петр Великий посещал Соловецкую обитель дважды, именно в 1694 г. 7 июня, и 1702, 10 августа; во второй раз вместе с царевичем Алексеем Петровичем. В память первого, его прибытия построена на берегу, где государь пристал, часовня и ныне существующая; и внутри светлых врат, на перекладинах, помещены две модели тех кораблей, на которых Петр приезжал. – В Июне 1844 посетил обитель Верный Князь Константин Николаевич и на память пребывания его водружен пред вратами крест. Для поклонений св. мощам Соловецких Угодников стекается сюда со всех концов России до 8-т. богомольцев, ежегодно. Владения Соловецкого монастыря заключают в себе и ныне 640 квадр. верст; к нему, кроме Соловецкого острова, принадлежит еще 5: Анзерский, два Муксамских и два Заячьих. В числе угодий находится более ста озер, изобилующих рыбой, а особенно сельдями. – Вне монастыря, на островок, рассеяны в чаще лесов, 7 пустынь или скитов, в которых 4 церкви и 12 часовен. Из скитов замечательнейшие: АНЗЕРСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, на острове Анзерском, лежащем посреди Онежской губы, в 20 верстах от Соловецкого монастыря. Скит этот основан Преподобным Елеазаром, в 1628 году. В нем соборная церковь Живоначальной Троицы, с приделом св. Михаила Малеина, построена сперва деревянная Препод. Елеазаром, а нынешняя каменная сооружена в 1744 на сумму, пожалованную императрицею Елизаветою Петровною, с присоединением вкладов и других доброхотных дателей. В этом храме почивают мощи основателя, Преподобного Елеазара. –Каменные двухэтажные кельи существуют с 1803 года. 2) РАСПЯТСКИЙ, также на острове Анзерском. в 3 1/2 верст. от Анзерского скита, на горе, называемой Голгофою. Церковь во имя Распятия, построена в 1715, иждивением царицы Параскевы Феодоровны, царевича Алексея Петровича и царевны Наталии Алексеевны. Ныне около сей церкви бывших келий уже нет и служение в ней отправляют по праздникам приезжающие из Соловецкого монастыря иноки. КРЕСТНЫЙ, муж. 2 класса, на острове Кии, в заливе Белого моря, в 8 верст. от материка и в 15 вер. от города Онеги; находится под управлением архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

В 1725 г. В. Г. Григорович-Барский писал, что прежде К. п. м. был серб. мон-рем, «ныне же с греки смесишася», а службы ведутся на болг. и греч. языках ( Григорович-Барский. 1885. Т. 1. С. 247). По словам путешественника, монастырь был так же «убог», как и соседний Пантелеимонов, но имел «своя кораблеця и мрежа» (Там же). Во время посещения К. п. м. в 1744 г. Григорович-Барский снова отмечает его оскудение, упоминает о большом долге и о том, что иноки «от нужды разбегошася», кроме 3-4 чел. ( Он же. 1887. С. 292). Ок. 1776 г. за долги у мон-ря была отобрана драгоценная утварь и 5775 пиастров. Незадолго до 1784 г. долг достиг 25 тыс. пиастров. К. п. м. был одним из афонских мон-рей, к-рый после долгого периода особножительства перешел на общежительный устав (1784). Первым игуменом после этого преобразования был избран иером. Паисий Кавсокаливит, к-рый уговорил богатого к-польского торговца Д. Сканависа помочь мон-рю с уплатой долгов. Игум. Паисий при помощи ризничего Констанция и архим. Захарии отремонтировал мон-рь и расширил его территорию в сев.-зап. направлении. Игум. Паисий сделал мон-ри Преображения Господня и св. Иоанна Предтечи на о-ве Скопелос подворьями К. п. м. Он также обогатил монастырскую б-ку своей коллекцией книг и передал К. п. м. мощи, большая часть которых была подарена ему Александром Маврокордатом, сыном господаря Николае Маврокордата. Когда в 1803 г. Пантелеимонов мон-рь тоже был преобразован в общежительный, его игуменом был избран иером. Савва из ксенофонтского скита Благовещения Пресв. Богородицы. Др. ксенофонтский постриженик, иером. Кирилл, в 1809 г. возглавил мон-рь прп. Дионисия, к-рый в 1805 г. стал киновией. В османском документе 1815 г. упомянуты подворья К. п. м. в Каламарии и на п-ове Касандра, близ совр. городка Касандрия, владения на п-ове Ситония (чифтлик и виноградник в Айос-Николаос и расположенное недалеко от них пастбище, зимнее пастбище в Сикье, 2 виноградника в Никити и еще один - к северу от этой деревни, а также церковь в Метангици), рыбные садки в Комице, рядом со Св. Горой, зимнее пастбище и подворье с башней в окрестностях Иерисоса, земельный участок и виноградник в Извороне (ныне Стратоники) на п-ове Халкидики, владения на Лемносе ( Chryssochoïdis. 1999. Р. 31).

http://pravenc.ru/text/2462145.html

http://www.citywalls.ru/house2577.html Собор прп. Сергия Радонежского всей артиллерии До 1932 на месте, где ныне возвышается серо-казенное здание в конструктивистском стиле, стоял красивый белоснежный храм с большим куполом и двухъярусной колокольней, портал которого украшал ионический портик. Двенадцать колоколов ежедневно созывали верующих на молитву. В престольный праздник здесь собирались для торжественного богослужения служащие артиллерийского ведомства. История храма связана с возникшим в 1713 Литейным двором, где отливали пушки для русской армии. Неподалеку от него Синод в 1721 разрешил выстроить часовню, а в августе 1729 для мастеровых деревянную церковь, освященную 13 мая 1731 во имя прп. Сергия. До этого мастеровые молились в тесном „лазаретном покое“. Простояв всего шесть лет, церковь сгорела и была заново отстроена по проекту И. Я. Шумахера, но в 1743 ее пришлось перенести в дворцовые слободы, ибо была она „маловместительная“. Летом 1744 по замыслу того же Шумахера начались работы по возведению каменного храма на средства артиллерийского управления. Освящение этого храма с приделом свт. Николая и одноярусной колокольней произвел архиепископ Феодосий 24 сентября 1746. Трехъярусный иконостас изготовил Л. А. Добрынин, а московские иконописцы и грек Папафило написали в нем образа с золотым фоном. Перед клиросом, под резным золоченым балдахином, были сделаны царские места, обитые алым сукном. Так как приделы в храме были холодными, то в нем в 1762–1763 был сооружен дополнительный теплый – во имя Архангела Михаила. В 1796 был одобрен проект Ф. И. Демерцова и начато строительство нового храма в виде базилики с тремя приделами, двухъярусной колокольней и большим куполом. Составленная смета равнялась 26,7 тыс. руб. Уже 25 сентября 1798 в церкви был освящен придел свт. Николая, a 5 июля 1800 митрополитом Амвросием – главный. Входы были отмечены ионическими портиками. Стены здания были внутри оформлены каннелированными коринфскими пилястрами с золочеными капителями. Позже этот интерьер хвалили „за простоту и строгое изящество“. В 1803 храм стал собором, а в 1832 передан в военное ведомство.

http://sobory.ru/article/?object=34187

В 1840 г. киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) (1779–1857/8) начал работы по обновление фресок церкви Успения XI в. в Киево-Печерской лавре. К сожалению, история реставрации ансамбля фресок XI в. в Софии Киевской свидетельствует о несовершенстве методов той эпохи. Реставрация иконостаса кафедральной церкви Успения в московском Кремле была более успешной: Николай Иванович Подключников (1813–1877) разработал новые технические средства реставрации икон 2477 . К cep. XIX в. появляются обобщающие исследования, которые ставят вопросы стилей и художественных школ в русской иконописи. Одним из первых был профессор Московского университета Иван Михайлович Снегирев (1793–1869) 2478 , знаток церковной истории и топографии Москвы 2479 , искусства и археологии Византии и Древней Руси 2480 . Вместе с архитектором и археологом Алексеем Алексеевичем Мартыновым (1818–1903) Снегирев опубликовал сборник планов и рисунков памятников русской архитектуры, в том числе документов, найденных в церковных архивах 2481 . Для изучения икон многое сделал Иван Петрович Сахаров (1807–1863) 2482 . Эти исследователи попытались решить сложные проблемы хронологической классификации икон, выявления характерных черт стиля иконописи различных периодов, идентифицировать региональные школы. Задача трудная, в особенности потому, что многие иконы были покрыты позднейшими записями и составить представление о стиле первоначальной живописи едва ли было возможно. Важную работу проделал Дмитрий Александрович Ровинский (1824–1895) 2483 , юрист по образованию и коллекционер. Он написал серьезный труд, в котором собрал множество точных сведений об иконах, коллекциях и иконописцах, выявив свыше 600 имен мастеров 2484 . Коллекционеры. Одной из самых старых частных коллекций было собрание Павла Федоровича Коробанова (1767–1851), включавшее иконы, сосуды и другие предметы церковного и частного быта вв. 2485 Многие коллекционеры икон и средневековых рукописей принадлежали к сословию сановников, вельмож, аристократов. Среди них – канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1754–1826), его коллекцию рукописей, в которой были редкие Евангелия с миниатюрами вв., описал известный филолог и палеограф Александр Христофорович Востоков (1781–1864) 2486 . Президент Академии художеств граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744–1817) вошел в историю русской культуры в связи с находкой рукописи «Слова о полку Игореве». Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794–1882) в течение многих лет, с 1837 no 1874 г., был председателем Российского общества истории и древностей и одним из основателей Археологической комиссии. Известными коллекционерами и исследователями были граф Дмитрий Николаевич Шереметев (1803–1871), граф Федор Андреевич Толстой (1758–1849) и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо Бенгеля, хилиастическую линию в протестантской теологии разрабатывал также его соотечественник, пиетист Иоахим Лянген (1670–1744). От Бенгеля, оставившего после себя целую школу в протестантской теологии, начинается история новейшего хилиазма. Последователями Бенгеля были такие протестантские теологи, как Оберлен (1824–1864), Лянге (1802–1884), Гофман (1810–1877), Лютард (1824–1900) и мн. др. В начале XIX в. одновременно с оживлением пиетизма в Европе вновь возникли массовые хилиастические движения. Не прошли они и мимо Германии. Там центром хилиастических движений был все тот же Вюртемберг, где пиетизм пустил глубокие корни. Под влиянием сочинений Бенгеля, Штиллинга среди вюртембергских пиетистов идея скорого наступления тысячелетнего царства Христова была весьма популярна. Вюртембергские пиетисты ожидали, что в 1836 г. последует второе пришествие Спасителя и наступит тысячелетнее царство. По этой причине вюртембергские пиетисты сильно возжелали отправиться на Восток, чтобы там им было бы удобно стать участниками в ожидаемом блаженстве. Предпринимались и практические попытки реализовать это намерение на практике. В основе этих хилиастических движений и подвижек среди вюртембергских пиетистов лежал и такой мотив, как непримиримость к местной вюртембергской церкви и стремление к сепаратизму. Так, один местный крестьянин Георг Рапп еще с 1785 г. стал проповедовать хилиастические идеи и, имея большой успех у населения, возглавил группу вюртембергских хилиастов. В 1803 г. он переселился в Америку, где продолжил пропаганду хилиазма и основал даже колонию с названием «Гармония» с устройством наподобие раннехристианских общин. Об американском периоде истории этого движения мы расскажем ниже. Рапписты были убежденными хилиастами, полагая скорое наступление тысячелетнего царства. Специфичным в этом хилиастическом учении было то, что его последователи считали, что не только избранные, но весь род человеческий будет спасен, а те, кто успел к этому времени вступить в брак, вынуждены будут подвергнуться процедуре очищения. 150

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

6. Калужской Епархии Лихвинский Покровский, именуемый Добрый Настольной грамотой Июля 1763 года, данной Амвросием, Архиепископом Сарским (или потом Крутицким), новопроизведённому Архимандриту Симеону, дозволено было служить в шапке, с набедренником и полицей, на ковре, иметь посох с четырьмя сребропозлащёнными яблоками и носить мантию со скрижалями. По штату 1764 года Архимандрия там упразднена, а в 1799 году возобновлена третьеклассная. И в 1807 году, Февраля 6, определением Святейшего Синода дозволено Архимандриту носить на мантии камлотовые зелёные бархатные скрижали. 7. Калужской Епархии и Перемышльской Троицкой Лютиков Архимандриты издавна, до штатов 1764 года, служили на ковре. В 1807 году, Февраля 6, определением Святейшего Синода дозволено Архимандриту носить на мантии камлотовой скрижали зелёные бархатные. 8. Тамбовской Епархии Козловский Троицкий Настольной грамотой Преосвященного Пахомия, Епископа Тамбовского, Сентября 1761 года, данной Троицкого Козловского монастыря Архимандриту Исаакию, после переведённому в Нижеломовской монастырь, дозволено было служить в шапке, с набедренником и полицей, на ковре, иметь и носить крест, также жезл с четырьмя яблоками сребропозлащёнными. 9. Вологодский Спасо-Каменский 10. Иркутский Вознесенский 11. Галицкий Пансеин 12. Пензенский Спасо-Преображенский По определению Святейшего Синода, последовавшему в 1803 году, Декабря 17, Архимандритам в сих третьеклассных монастырях исправляющим должности Ректора и Богословия учителя при Семинариях, и поступающим на их места, если будут заниматься таковыми должностями, носить мантии камлотовые с зелёными бархатными скрижалями. 13. Оренбургской Епархии Уфимский Успенский На основании вышенаписанного определения Святейшего Синода в 1805 году, Марта 6, дозволено Архимандритам таковые же мантии носить. Статья III. Монастыри Малороссийские А) Ставропигиальный 1. Бывший Киево-межигорский Издавна Архимандриты отправляли служение на коврах, а с 1744 года Архимандрит Герасим и с рипидами. Грамот же на сии отличия в монастыре не отыскано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Церкви военного ведомства 25) Церковь св. пророка Илии, что на охтенском пороховом заводе Охтенский пороховой завод отстоит от центра Петербурга в 7½ верстах, а от границы его в 4-х. Церковь его прилегает, с востока и юга, к реке Малой Охте (иначе Лупе), с севера – к парку, где находятся пороходельные фабрики, с запада – к Большой Охте. Местность, где ныне находится церковь , до 1715 г. была покрыта лесом, а вблизи ее находились старые шведские кирпичные заводы. К 1715 г. должно отнести учреждение порохового завода. При Петре Великом стольник Иван Ляпунов, по царскому указу, и по наказу петербургской губернской канцелярии, отправился к рекам Большой и Малой Охте, осмотреть местность, по указанию посланного от артиллерии поручика Моисея Гусева, и построить, на порогах тех рек, две пороховые мельницы, с поселением, для производства на них работ, 50 человек мастеровых. Первая церковь , деревянная, во имя пророка Илии, была устроена здесь в 1720 году; к 1742 г. она так изветшала, что служить в ней было не безопасно. Поэтому, согласно представлениям священника Евтихия Ильина, последовал, из канцелярии главной артиллерии и фортификации, указ Сената, на имя заведовавшего заводом капитана Гулидова, 22 февраля 1742 г. о разборе церкви и о построении, вместо нее, новой деревянной, на каменном фундаменте, по чертежу архитектора Шумахера. Длина церкви, с алтарем, назначена в 10½ саж., ширина в 4 саж. Постройка церкви возложена была на асессора канцелярии главной артиллерии и фортификации Половинкина, а 649 р. асс. на постройку отпущено было из казны, с тем, чтобы на уплату ее обращены были деньги, собранные в пользу церкви от доброхотных дателей. Некоторые иконы, как-то: Тайная Вечеря, 4 местные, 6 в царских вратах и 6 икон праздничных, писаны иконописцем Иваном Поспеловым за 108 р. асс. Церковь окончена была в 1744 г. В 1760 г., к ней пристроен придел во имя св. Димитрия Ростовского , освященный 27 декабря. В 1779 г., в полуверсте от этой церкви, устроена была третья церковь , деревянная, во имя великомуч. Георгия, но в 1803 г. от взрыва пороховой сушильни, она была повреждена, и потому в августе 1811 г. запрещено было в ней служение; потом она уничтожена, а ковчег и церковная утварь перенесены из нее в церковь пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010