Идеи Лейбница получили весьма широкое распространение в нем. школьной философии XVIII - нач. XIX в., однако в это же время у мн. авторов намечаются выраженные тенденции отказа от строго метафизического и логического представления об И. Так, школьная логика не выходила за пределы лейбницианских представлений об И.; напр., Х. Вольф (1679-1754) предлагал следующее определение: «Единичное сущее (ens singulare), или индивид, есть то, что всесторонне (omni mode) определено» ( Wolff Chr. Philosophia prima, sive Ontologia. Francofurti; Lipsiae,1736. P. 188), по сути, следуя учению Лейбница о «полном понятии». Вместе с тем у нем. романтиков формируются представления об И., тесно связанные с усиливающейся во 2-й пол. XVIII в. антропологизацией этого понятия, c тенденцией к его преимущественному применению по отношению к человеку. У И. Г. Гердера (1744-1803) индивидуальность объявляется «глубочайшим основанием» человеческого существования (см.: Herder J. G. Vom Erkennen und Empfinden der menschlichen Seele. Riga, 1778. S. 55), однако основанием таинственным и непостижимым, на что указывают знаменитые слова И. В. Гёте (1749-1832): «Индивид невыразим» (Individuum est ineffabile; см. письмо Гёте И. К. Лафатеру от 20 сент. 1780: Goethes Briefe und Briefe an Goethe. Münch., 1988. Bd. 1. S. 325). Эти слова являются секуляризованным вариантом христ. положения о невыразимости Бога, место Которого у ряда мыслителей Нового времени начинает занимать человеческий И. В сочинениях мн. нем. романтиков, в частности Ф. Шлегеля (1772-1829), вновь появляются возрожденческие представления об И. как микрокосме, заключающем в себе весь универсум: «Человек есть микрокосм, с характеристикой индивида связана характеристика универсума» (Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe/Ed. E. Behler. Münch., 1958. Bd. 18. S. 229). Верно и обратное: мир также есть И. (die Welt ein Individuum ist - Ibid. 1958. Bd. 12. S. 42). Как мировой И., так и человеческий И. постоянно развиваются и меняются, «индивид есть некое постоянное становление» (Ibidem), поэтому он не может быть строго научно определен и «схватывается» лишь в интуитивном творческом постижении: «Всякая индивидуальность поэтична» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/389563.html

mss., cum graecis tum latinis, 1732, задался целью реставрировать тексе из древнейших кодексов греческих и латинских. – И. А. Бенгель (1687–1752) в 1834 г. издал Novum Testamentum graece… Tubingae; под строкой отметил пять классов разночтений: а) чтения достоверные, б) лучшие в тексте, в) равные по достоинству чтениям текста, г) вероятные и д) неверные. – Очень ценное издание И. Ветстения: Η αινη Διαϑηη. Novum Testamentum graecum editionis receptae cum lectionibus variantibus codicum MSS., editionum aliarum versionum et partum nec non commentario pleniore ex scriptoribus veteribus Hebraeis, Graecis et Latinis historiam et vim verborum illustrante opera et studio I. I. Wetstenii. Amstelaedami, 1751–1752, Vol. 1–2. Текст у Ветстения принят Елзивирский, новые же им одобренные чтения приводятся внизу текста. Этот Ветстениевский текст потом неоднократно перепечатывался. Критический аппарат заимствовал по б. ч. от Ветстения и И. Грийзбах (1745–1812), издавший 1774–1777 г. Novum Testamentum graece (Halae); но Грейзбах, впрочем, и сам прибавил немало разночтений (разночтения из славянских списков собирал для Грийзбаха И. Добровский, между прочим, из рукописей Моск. Синод. библиотеки). Второе издание Нов. Завета Грийзбаха вышло – Vol. 1, 1796 г., Vol. 2, 1806 (Halae), с более богатым, против 1-го издания, критическим аппаратом. В 1827 г. еще новое издание исполнено Д. Шульцем в Берлине; вышел том I-й. После Грийзбаха до Лахманна должны быть названы труды по изданию Нового Завета Маттея, Бирха, Алтера и Шольца. Хр. Маттей (Christianus Fridericus Matthaeius, 1744 † 1811), професор московский, издал 1782–1788 Novum Testamentum в 12 томах, на греч. и латинском языках. Греческий текст заимствовал Маттей из кодексов поздних, но произведенные им сличения кодексов Нового Завета (в том числе многих московских) и Златоуста заслуживают всякой похвалы. Второе издание Маттея, меньшее, с опущением перевода вульгаты, вышло в 1803–1807 гг. в трех томах. А. Бирх (Andreas Birchius, 1758 † 1829) издал в 1788 году «Qvatuor evangelia Graece cum variantibus a textu lectionibus codd.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

европ. народов. Истоки единой европ. гуманитарной культуры К. находил в духовных процессах, связанных со сменой картины мира в период позднего Ренессанса и Реформации. По словам К., «эпоха Возрождения создала для европейских народов новое, преодолевающее все национальные границы единство, поскольку она задала им общее направление к свободному и мирскому идеалу образования (Bildungsideal)» (Ibid. S. 1). На примерах деятельности и взглядов М. де Монтеня (1533-1592), Эразма Роттердамского († 1536), М. Лютера (1483-1546), У. Цвингли (1484-1531) и др. деятелей XVI в. К. стремился показать постепенную трансформацию человека средневековья, подчиненного авторитету гос-ва, об-ва и Церкви, «католического», т. е. всецело общественного, в свободного и способного к самоопределению человека Нового времени (ср.: Troelsch. 1917. Sp. 369). Если «освобождение жизни» связано с Ренессансом, то «освобождение разума» К. соотносит с фигурой Лейбница, который, по его мнению, первым уверенно заявил об «основном чувстве нового мира»: о свойственном индивиду-монаде «пафосе чистого познания», об уверенности в безграничности познающей силы разума, «не признающего над собой никакого высшего судьи» (см.: ECassW. Bd. 7. S. 30-31). Освобождаясь как индивид, человек одновременно начинает осмыслять себя как существо творческое,- так появляется анализирующая и обосновывающая культурный мир эстетика XVIII в., представленная Г. Э. Лессингом (1729-1781), И. Г. Гердером (1744-1803), И. И. Винкельманом (1717-1768) и др. авторами, анализу к-рой К. посвящает среднюю часть трактата. Эстетика, согласно К., впервые обосновала представление об индивиде как о свободном творце формы, которая есть разумный закон самоограничения свободы; с этого времени «проблема формы и проблема свободы смешиваются между собой и вытекают одна из другой» (Ibid. S. 99). Кроме того, в эстетике дух оказывается неразрывно связан с чувственностью: с помощью «чувственных знаков» (sinnlische Zeichen) понятия духа соотносятся с материей, которая становится посредником в выявлении понятийных отношений (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1681289.html

Писания относится и теория Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803). Гердер всего более обращал внимание на поэтические черты Библии. В своём замечательном труде „о еврейской поэзии” он весьма часто выказывает своё восхищение пред поэтическими картинами древней восточной жизни и истории. Все те, которые лишают св. Писание восточной яркости красок и теплоты чувств, навлекают на себя негодование Гердера. Он осуждал Михаелиса за его критику почтенных и богодарованных книг. Критические труды рационалистов он сравнивал с выжатым лимоном, а в Библии, которую они предлагали, не находил „ничего, кроме сухой скорлупы”. Он совершенно отвергал научное чтение Библии и с жаром доказывал, что простое, доверчивое чтение её делает нас более близкими к Богу. Мы должны призвать на помощь всю силу своего воображения, чтобы представить себе и понять живые сцены восточной жизни, нарисованные в боговдохновенных книгах. Всё множество многоучёных критиков новейших классов не способны к правильному пониманию св. книг. Они думают одним росчерком пера лишить Библию её поэтических красот, тогда как их нужно ещё более возвышать, как полезные и назидательные для жизни последующих поколений. По мнению Гердера, большинство рационалистов не обладают в должной мере восприимчивостью к дивным красотам библейской поэзии, без которой невозможно правильное понимание языка и учения св. книг. Рационалисты, следовательно, не имеют достаточно средств для верного суждения о Библии: только хороший поэт делается хорошим экзегетом. Однако более тщательная оценка взглядов и суждений Гердера приводит к заключению, что он любил Библию не потому, что почитал её книгой боговдохновенной, а потому, что видел в ней высшее, древнейшее и безыскусственное поэтическое произведение Востока. В лице Гердера пред нами выступает тот же рационализм, только облечённый в идеальную греческо-гуманистическую одежду. Свой взгляд на Библию Гердер высказывает в следующей евионитической формуле: „Библия есть самая человеческая из всех книг, поэтому читать её должно по-человечески” (die Bibel sei das menschlichste aller Bucher, daher müsse man sie menschlich lesen) 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Варвара-София, рождение 1725 † 1750, за Иоанном Лёвёнштерна Адам-Лудвиг, рождение 29 августа 1757 † 8 октября 1823; женат 1) на Екатерине Бенкендорф, рождение 16 августа 1749 † 20 ноября 1785; 2) на графине Вильгельмине Стенбок, рождённой баронессе Тизенгаузен (от каждого брака по 3 сына и по 2 дочери) Генриетта, за Багговутом Екатерина, за майором Германом Бенкендорф Германн, эстляндский ландрат, рождение 4 марта 1744 † 22 января 1815; женат на Софие-Доротее ф. Курсель, рождение 1 февраля 1753 † 24 декабря 1829 Пётр, эстляндский ландрат, рождение 17 января 1745 † 28 января 1812; женат на Елене-Гертруде ф. Курсель, рождение 10 ноября 1751 † 18 марта 1819 Иоанн, эстляндский ландрат, рождение 16 июня 1749 † в октябре 1802; женат на Анне-Елисавете Сталь ф. Голштейн † 1824 Лудвиг-Карл, майор, рождение 20 мая 1757 † 11 февраля 1828; женат 1) на Генриетте ф. Дюкер † 1794; 2) на Елеоноре ф. Врангель (все дети от 1-го брака) Екатерина-Гертруда, за бароном Арндтом-Дитрихом Паленом Христина-Елисавета, за Германом Бенкендорф КОЛЕНО IV: Иоанн, рождение 11 февраля 1776 † 21 февраля 1807; женат на Графине Вильгельмине-Юлие Стенбок Лудвиг-Рейнгольд, майор, рождение 10 февраля 1777 † 23 июня 1808; женат на графине Елисавете Стенбок Христофор, генерал-майор, рождение 16 августа 1779; женат 1) на Наталие де-Гастоди † 1799; 2) на Шарлотте Багговут (от 1-го брака сын; от 2-го брака дочь) София, за Корсаковым Елисавета, за графом Магнусом Стенбок Пётр-Магнус-Карл, полковник Вильгельм-Германн, майор, рождение 1791 † 1832 Адам-Лудвиг-Магнус, статский советник, рождение 1-го марта 1798; женат на Юлие Вальтер Христина-Августина Амалия, за генерал-майором Александром ф. дер-Ховен Пётр-Георг, рождение 1769 † 1772 Германн, 25 ноября 1770 † 10 января 1790 Пётр-Георг, генерал-майор, рождение 31 марта 1773 † 1850; женат на Люцие Дьякевич Мориц-Лудвиг, генерал майор, рождение 1 августа 1774 † 25 июля 1803 Карл-Адам, рождение 1776 † 1780 Христофор-Генрих, женат на Каролине Цвейг Бернгард, рождение 22 декабря 1781 † 5 января 1801

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛЬБЕРГ [нем. Dalberg] Карл Теодор Антон Мария фон (8.02.1744, Вормс - 10.02.1817, Регенсбург), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель. Сын камергера, члена тайного совета. С 1754 г. воспитывался в ДА г. Майнца и г. Вюрцбурга. В 1761 г. окончил юридический фак-т Гейдельбергского ун-та. После путешествия по Италии, Франции, Нидерландам с 1762 г. приступил к гос. службе в курфюршестве Майнц. С 1772 г. управлял Эрфуртской епархией, занимался широкой просветительской и благотворительной деятельностью, принимал участие в реформе Эрфуртской академии, к-рая вновь открылась в 1774 г. после 20-летнего перерыва. В издававшихся академией «Актах» появилось сочинение Д. «Размышление о вселенной» (1777). С 1780 г. Д.- ректор ун-та г. Вюрцбурга. В 1781 г. он вступил в масонскую ложу иллюминатов и стал участником движения за свободу нем. католичества от Рима. 5 июня 1787 г. при поддержке имп. Иосифа II был избран на должность коадъютора Майнца. В 1803 г. архиепископ г. Регенсбурга. В 1806 г. назначен Наполеоном I Бонапартом примасом Рейнского союза. В 1810 г. уступил Регенсбург Баварии, в обмен получил княжество Фульда, графство Ханау и титул великого герцога. Отрекся от престола в 1813 г. Был другом И. В. Гёте, Ф. Шиллера, К. М. Виланда, поддерживал постоянную переписку с И. Г. Гердером. Эссе Д. «Мысли в связи с определением моральной ценности» (1782) стало одним из первых в истории философии Нового времени исследованием по аксиологии (философская дисциплина, занимающаяся теорией ценностей). В основу системы нравственности, по мнению Д., должно быть заложено комплексное изучение добродетелей и пороков на уровне точности, достигнутой в естествознании. Возможность выражения моральной ценности количественно (напр., во сколько раз «благородные» поступки больше «великих») Д. обосновывал ссылками на уголовное право, где по совокупности малые правонарушения равны одному большому. Ступени поступков он представлял соответствующими количеству страстей, выражая «ценности поступков и их степеней» по образцу геометрической прогрессии, различая при этом установку на совершение поступков и сами поступки. Пределом поступков с «негативной» ценностью является уподобление человека диаволу (через принесение ближних в жертву своим интересам); добродетельных поступков - самоотверженность Богочеловека.

http://pravenc.ru/text/168674.html

(Jahrbücher für protestantische Theologie, 1875 г. I.Heft. p.49) 5 Так именно смотрел на природу в своих юношеских произведениях Гете (1759–1832), один из выдающихся представителей периода гениальности. Единство природы он созерцал в постепенном, генетическом возвышении ее форм, и явлений, начиная с самых низших, несовершенных и кончая самыми высшими, духовными. Это было пантеистическое миросозерцание, но отличное однако от прежних форм пантеизма, так как связь мирового целого у Гете понималась как процесс, как история, в которой природа достигает до формы сознания; сдед., миросозерцание Гете приближалось к пантеизму Гегеля (Dilthey. Leben Schleiermachers, 1870 г. p. 171). В близком родстве с Гете стоял другой представитель того же периода Гердер (1744–1803 г.). Он принял на себя решение задачи генетического понимания человека и человеческой истории из связи с мировым целым. Это было основной темой почти всех работ Гердера, и здесь вполне и всесторонне раскрылось его глубокое чувство ко всему человеческому во всех его формах. Человек, по учению Гердера, есть средоточный пункт всего миробытия (универса): с одной стороны, он замыкает собою цепь органических произведений, как высшее и последнее звено ее, а с другой, начинает цепь высшего рода существ, как низшее звено ее. В своем земном историческом развитии он следует общему с природой закону противоположности двух сил притяжения и отталкивания, самообогащения и самопожертвования – через взаимодействие которых, как в природе, из хаоса образуются закон, мера, порядок, так и в человеческой истории из беспорядка грубых сил и влечений вырабатываются разум, справедливость, гуманность. Насколько человек и все человеческое для Гердера было центром миробытия, можно заключать из того, что он считал возможным всю философию свести на антропологию (Jahrb. für prot. Theologie, 1875 r. I. p. 58. Ibid. IV. p. 681 и д.). В разных местах своих сочинений Гердер касался и религии, и хотя не дал точного определения ее, однако общий взгляд его тот, что „религия есть дело сердца, внутреннего сознания“, вера; религиозные же догмы суть только мнения рефлектирующего на религию духа; они не существенно необходимы в религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

40 Челпанов, ibid. стр. 179–181, а также: Comptes Rendus d. l’Ac. d. Sciences, 1877, t. 84, pp. 362–364; 419–423; «Les Mondes» 1877, 12. 41 Avenarius, Philosophie als Denken der Welt nach dem Princip des kleinsten Kraftmasses, 1876; Mach, Die Mechanik in ihrer Entwickelung. 1901, 4 Кар., § 4, S. 510. Интересно, что Мопертюи, открывший начало наименьшего действия в 1744 году, воспользовался им для философского доказательства бытия Божия (Oeuvres de M-r de Maupertuis 1756, t. 4). 43 Насколько тяжело признание наличности этого для иных из наиболее горячих, хотя уже и запоздалых, сторонников отмирающего позитивизма, можно судить, напр., по тому, что один из маститых русских естествоиспытателей в пылу защиты до сих пор еще очаровывающей его теории Дарвина, пытался, между прочим, объяснить глубоко-философский поворот современного немецкого естествознания от Дарвина к Ламарку следующим, далеко не философским мотивом: «В Германии, – говорит он, – все антипатии (после 1870 года) перешли с французского народа на английский, как не единственный, стоящий будто бы на пути к осуществлению мании всемирного владычества, охватившей известные сферы немецкого народа. И вот между учеными новейшей имперской формации стало условием хорошего тона отрицать «дарвинизм», объявлять, что он находится «при последнем издыхании» и за неимением чего-нибудь своего, оригинального подогревать «ламаркизм»... (Тимирязев, «Основные черты развития биологии в 19 ст.», 1908, сноска стр. 78). Если такая точка зрения справедлива, то положительно трудно предугадать: к какому научному авторитету склонится, теперь, немецкая научная мысль. 44 Анонимное сочинение его: «Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels» появилось в 1755 году. 46 Первое издание его сочинения: «Exposition du Système du Monde“, появилось в 1796 году, но в окончательном виде гипотеза Лапласа была установлена не ранее 1803 года. 47 Заметим, кстати, что кроме «изначального» движения Лапласу пришлось еще признать и «изначальную», крайне высокую температуру своей «изначальной» туманности, дабы объяснить сгущение ее постепенным охлаждением. Впоследствии это предположение было исключено Гельмгольцем путем его контракционной теории, по которой вышло наоборот, что именно от сжатия (сгущения) холодной (–200° С.) туманности начала концентрироваться теплота, достигающая в настоящее время на солнце 6000–7000°. Установленный к этому времени закон сохранения энергии привел, таким образом, к противоположному, но, по-видимому, более справедливому выводу, так как развитие тепла при сжатии газа представляет собою общеизвестный факт.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rel...

Чарторыйский Адам (1770—1861) — польский политический деятель. Мои национальные предубеждения против России быстро развеялись, когда я ближе ознакомился с нею. Занимаясь исследованием английского устройства и земельной системы в Индии, я мало нашел в них того, что было бы неизвестно в русской общине, где учреждения Запада сошлись с Востоком. Я представлял себе русских полуварварами, пожирателями сальных свечей, деморализованными, живущими под железной тиранией, ненавидящими всех иноземцев, и к своему удивлению нашел их довольными, самостоятельными, гостеприимными, расположенными к иностранцам и англичанам. Что касается их языка, он чрезвычайно богат, мягок и в то же время силен, основан на чисто научных законах. Поллен Джон — английский дипломат, XIX в. Характерными национальными чертами славянских народов являются веселый, музыкальный нрав, милосердие, гостеприимство, любовь к свободе. Славяне никогда не стремились к порабощению других народов, по своей природе это народ глубоко миролюбивый. Другие же народы совершали по отношению к ним несправедливость, пытаясь их завоевать. Гердер Иоганн (1744—1803) — немецкий философ и писатель Положительные свойства русского народа: пластичность и в связи с ней гуманность, гибкость ума, искренность, свобода мысли и нравов, энергия и смелость мысли. Отсутствие чувства меры, реализм и здравый смысл, терпение и единство цели; в русском человеке сочетаются Петр Великий, князь Мышкин и Хлестаков. Бэринг Морис (1874—1945) — английский поэт Русские наименее дисциплинированный народ в Европе, но народ этот отличается смутным влечением к высшему, и это, по-своему, — глубокая религиозность, более мистическая, чем во Франции. Основные свойства русского народа: природное изящество, обаятельность, гостеприимство, мягкость, любовь к детям, женственность, ловкость, ум, способность к публичной речи, любовь к пассивным удовольствиям, гуманность, доброжелательность, жалость к страдающим, широкая натура, щедрость, неорганизованность. Легра Жюль — французский ученый, ХХ в.

http://pravoslavie.ru/1794.html

38. Исайя (VIII b. до н. э.) – один из библейских пророков. 39. Николай Кузанский (1401–1464) – крупнейший немецкий мыслитель, философ, теолог, ученый-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. – Примеч. ред. 40. Софокл. Антигона. Пер. Ф. Ф. Зелинского. 41. Cм. E. Cassirer, 1932, и C. L. Becker, 1946; я писал (E. Fromm, 1961) о том, как гуманистическая философия продолжается в социалистическом гуманизме. 42. Томас Джефферсон (1743–1826) – один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США (1801–1809), один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. – Примеч. ред. 43. Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) – немецкий писатель и теолог, историк культуры, поэт; один из ведущих деятелей позднего Просвещения. – Примеч. ред. 44. Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781) – немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель; основоположник немецкой классической литературы. – Примеч. ред. 45. И. В. Гёте, Ифигения. Пер. Н. А. Бочарова. 46. Иоганн Якоб Хоттингер (1783–1860) – швейцарский историк. – Примеч. ред. 47. Карл Маркс. Экономическо-философские рукописи. 48. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель, языковед. – Примеч. ред. 49. Карл Маркс. Экономическо-философские рукописи. 50. Нибур Рейнгольд (1892–1971) – американский протестантский теолог, социальный философ, политолог. – Примеч. пер. 51. Мартин Хайдеггер (1889–1976) – крупнейший немецкий философ. – Примеч. пер. 52. Cм. E. Fromm, Man for Himself and Inquiry into the Psychology of Ethics, pp. 38–50; The Sane Society, pp. 22–66; и особенно E. Fromm and Ramon Xirau, eds., The Nature of Man, pp. 3–23. 53. Публий Теренций Афр (195–159 до н. э.) – древнеримский драматург. – Примеч. пер. 54. Аббат Пьер (Анри Антуан Груэ, 1912–2007) – французский общественный деятель, участник Сопротивления, католический священник. – Примеч. пер.

http://predanie.ru/book/220497-meyster-e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010