Вёшенская. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Свято-Михайло-Архангельский приход станицы Вёшенской существует с середины XVIII века. В 1786 году был освящен главный престол храма. Историк И.М. Сулин в 1894 году указывал на богатую утварь и перечислял хранившиеся в ней древности: Евангелие 1744 года, требное Евангелие 1701 года, «Триодь Цветную» 1695 года, Евангелие толковое 1707 года и серебряный потир с прибором 1777 года. В разное время приход Архистратига Божия Михаила принадлежал разным духовным правлениям. Так, в начале XIX века приход подчинялся Хоперскому духовному правлению, располагавшемуся до 1803 года в станице Мигулинской, а затем в Зотовской станице. После 1804 года благочиние располагалось в станице Усть-Хоперской. Впоследствии центр благочиния находился в станицах Казанской и Вешенской. Много поколений сменилось за более чем два столетия существования храма. Много было и служителей на приходе. Случались в Свято-Михайло-Архангельском приходе далеко не ординарные служители церкви. Свыше шестидесяти лет непрерывно прослужил в нашем храме протоиерей Василий (Василий Андреевич Евсеев). Сын священника Казанской станицы, он в 1837 году окончил Воронежскую духовную семинарию, а в следующем году был рукоположен архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием в сан священника и стал настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода. Много раз ему предлагали более видные места, но он остался служить здесь. Молодые годы он посвятил церковной школе, в которой сам занимался в собственном доме около 10 лет. Затем 25 лет прослужил в должности благочинного. В 1860 году Новочеркасский статистический комитет избрал Евсеева в члены-корреспонденты. Он был прост, умен, честен и трудолюбив, причем, по словам современника, не поддавался " человеческой немощи и в старческих летах». Тот же современник, называя жизнь Евсеева «непостыдной жизнью», замечал, что «за всю 60-летнюю службу он не соблазнил своих прихожан худыми делами, не изменял данному им слову и ни с кем не враждовал; показываясь иногда строгим на словах, он на деле всех любил, всем от души желал добра».

http://sobory.ru/article/?object=10098

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРДЕР [нем. Herder] Иоганн Готфрид (25.08.1744, Морунген, Вост. Пруссия (совр. Моронг, Польша) - 18.12.1803, Веймар), нем. писатель, философ и богослов. Жизнь Род. в благочестивой протестант. семье. Мать происходила из семьи сапожника, отец был церковным кантором, звонарем, школьным учителем. Стесненность материальных условий усугублялась для Г. проявившимся в 5-летнем возрасте хроническим заболеванием глаза, к-рым он страдал в течение всей жизни. По окончании школы Г. служил в доме диак. Себастиана Трешо в качестве переписчика. Юношеским лит. дебютом Г. стала анонимно опубликованная в 1761 г. ода «Gesanges an Cyrus» (Песнь Киру) на восшествие на престол российского имп. Петра III (в ходе Семилетней войны 1756-1763 территория Вост. Пруссии была занята рус. войсками). В 1762 г. благодаря совету и покровительству рус. военного медика Г. отправился в Кёнигсбергский ун-т с намерением изучать медицину, однако медицинскому фак-ту он вскоре предпочел теологический. В Кёнигсберге слушал лекции И. Канта по логике, метафизике, моральной философии и физической географии, брал уроки англ. и итал. языков у И. Г. Гамана ; оба учителя приняли участие в судьбе юноши и оказали определяющее влияние на формирование его философских взглядов. Портрет И. Г. Гердера. 1785 г. Худож. А. Графф (Литературный музей Хальберштадта) Портрет И. Г. Гердера. 1785 г. Худож. А. Графф (Литературный музей Хальберштадта) Окончив в 1764 г. ун-т, Г. при посредничестве Гамана получил должность учителя школы при кафедральном соборе в Риге; после успешной сдачи в 1765 г. богословского экзамена одновременно служил проповедником. В Риге Г. изучал сочинения Ж. Ж. Руссо , Ш. Л. Монтескьё, А. Г. Баумгартена, Г. Э. Лессинга , И. И. Винкельмана , Д. Юма , А. Э. Купера, гр. Шефтсбери . В первых литературно-критических опытах «Fragmente über die neuere deutsche Literatur» (Фрагменты о новой немецкой литературе, 1766-1768) и «Kritischen Wäldern» (Критические леса, 1769) он заявил себя противником слепого подражания античным лит.

http://pravenc.ru/text/164675.html

Церкви военного ведомства 25) Церковь св. пророка Илии, что на охтенском пороховом заводе Охтенский пороховой завод отстоит от центра Петербурга в 7½ верстах, а от границы его в 4-х. Церковь его прилегает, с востока и юга, к реке Малой Охте (иначе Лупе), с севера – к парку, где находятся пороходельные фабрики, с запада – к Большой Охте. Местность, где ныне находится церковь , до 1715 г. была покрыта лесом, а вблизи ее находились старые шведские кирпичные заводы. К 1715 г. должно отнести учреждение порохового завода. При Петре Великом стольник Иван Ляпунов, по царскому указу, и по наказу петербургской губернской канцелярии, отправился к рекам Большой и Малой Охте, осмотреть местность, по указанию посланного от артиллерии поручика Моисея Гусева, и построить, на порогах тех рек, две пороховые мельницы, с поселением, для производства на них работ, 50 человек мастеровых. Первая церковь , деревянная, во имя пророка Илии, была устроена здесь в 1720 году; к 1742 г. она так изветшала, что служить в ней было не безопасно. Поэтому, согласно представлениям священника Евтихия Ильина, последовал, из канцелярии главной артиллерии и фортификации, указ Сената, на имя заведовавшего заводом капитана Гулидова, 22 февраля 1742 г. о разборе церкви и о построении, вместо нее, новой деревянной, на каменном фундаменте, по чертежу архитектора Шумахера. Длина церкви, с алтарем, назначена в 10½ саж., ширина в 4 саж. Постройка церкви возложена была на асессора канцелярии главной артиллерии и фортификации Половинкина, а 649 р. асс. на постройку отпущено было из казны, с тем, чтобы на уплату ее обращены были деньги, собранные в пользу церкви от доброхотных дателей. Некоторые иконы, как-то: Тайная Вечеря, 4 местные, 6 в царских вратах и 6 икон праздничных, писаны иконописцем Иваном Поспеловым за 108 р. асс. Церковь окончена была в 1744 г. В 1760 г., к ней пристроен придел во имя св. Димитрия Ростовского , освященный 27 декабря. В 1779 г., в полуверсте от этой церкви, устроена была третья церковь , деревянная, во имя великомуч. Георгия, но в 1803 г. от взрыва пороховой сушильни, она была повреждена, и потому в августе 1811 г. запрещено было в ней служение; потом она уничтожена, а ковчег и церковная утварь перенесены из нее в церковь пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИЯ НАУК (АН), высшее научное учреждение России. Проект указа имп. Петра I об основании АН был составлен 22 янв. 1724 г., 28 янв. 1724 г. последовал именной указ Сенату «Об учреждении Академии наук и художеств». Постановление об учреждении АН вышло 21 дек. 1725 г., торжественное открытие состоялось 27 дек. 1725 г. Первоначально называлась АН, с 1747 г.- имп. Академия наук и художеств, с 1803 г.- имп. АН, с 1836 г.- имп. С.-Петербургская АН, с февр. 1917 г.- Российская АН, с июля 1925 г.- АН СССР, с 21 нояб. 1991 г.- Российская АН. Первоначально АН состояла из 3 «классов» (отд-ний) - математики, физики и гуманитарных наук, к-рые подразделялись на кафедры. Академия наук (Кунсткамера). С.-Петербург. 1737 - 1744 гг. Академия наук (Кунсткамера). С.-Петербург. 1737 - 1744 гг. По своей структуре и направлению деятельности АН отличалась от западноевроп. академий: она создавалась как гос. учреждение, обеспечивавшее научно-техническое обслуживание потребностей гос-ва и соединявшее научно-исследовательские функции с обучением. Для подготовки научных кадров при АН были учреждены ун-т, состоявший из юридического, медицинского и философского фак-тов, и гимназия (существовала до 1805). Из-за недостатка средств и незначительного числа слушателей лекции в академическом ун-те читались с перерывами и к 1732 г. фактически прекратились; занятия возобновились в 1751 г., тогда же были введены экзамены, лучшие студенты по окончании ун-та переводились в адъюнкты АН; ун-т был закрыт в 1760 г. АН возглавлял президент, назначавшийся императором. В состав АН входили ординарные профессора-академики и адъюнкты, в 1726 г. введена должность экстраординарного академика. В первый состав АН вошли приглашенные иностранные ученые (всего 11, среди них: математики Л. Эйлер, братья И. и Д. Бернулли, натуралист И. Г. Гмелин, историк Г. Ф. Миллер ). АН имела физический кабинет, лабораторию, астрономическую обсерваторию, анатомический театр, типографию, граверную школу, оптическую мастерскую, инструментальную палату, б-ку и архив. В ее распоряжение была передана Кунсткамера. В 1748 г. М. В. Ломоносов создал первую химическую лабораторию.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛЬБЕРГ [нем. Dalberg] Карл Теодор Антон Мария фон (8.02.1744, Вормс - 10.02.1817, Регенсбург), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель. Сын камергера, члена тайного совета. С 1754 г. воспитывался в ДА г. Майнца и г. Вюрцбурга. В 1761 г. окончил юридический фак-т Гейдельбергского ун-та. После путешествия по Италии, Франции, Нидерландам с 1762 г. приступил к гос. службе в курфюршестве Майнц. С 1772 г. управлял Эрфуртской епархией, занимался широкой просветительской и благотворительной деятельностью, принимал участие в реформе Эрфуртской академии, к-рая вновь открылась в 1774 г. после 20-летнего перерыва. В издававшихся академией «Актах» появилось сочинение Д. «Размышление о вселенной» (1777). С 1780 г. Д.- ректор ун-та г. Вюрцбурга. В 1781 г. он вступил в масонскую ложу иллюминатов и стал участником движения за свободу нем. католичества от Рима. 5 июня 1787 г. при поддержке имп. Иосифа II был избран на должность коадъютора Майнца. В 1803 г. архиепископ г. Регенсбурга. В 1806 г. назначен Наполеоном I Бонапартом примасом Рейнского союза. В 1810 г. уступил Регенсбург Баварии, в обмен получил княжество Фульда, графство Ханау и титул великого герцога. Отрекся от престола в 1813 г. Был другом И. В. Гёте, Ф. Шиллера, К. М. Виланда, поддерживал постоянную переписку с И. Г. Гердером. Эссе Д. «Мысли в связи с определением моральной ценности» (1782) стало одним из первых в истории философии Нового времени исследованием по аксиологии (философская дисциплина, занимающаяся теорией ценностей). В основу системы нравственности, по мнению Д., должно быть заложено комплексное изучение добродетелей и пороков на уровне точности, достигнутой в естествознании. Возможность выражения моральной ценности количественно (напр., во сколько раз «благородные» поступки больше «великих») Д. обосновывал ссылками на уголовное право, где по совокупности малые правонарушения равны одному большому. Ступени поступков он представлял соответствующими количеству страстей, выражая «ценности поступков и их степеней» по образцу геометрической прогрессии, различая при этом установку на совершение поступков и сами поступки. Пределом поступков с «негативной» ценностью является уподобление человека диаволу (через принесение ближних в жертву своим интересам); добродетельных поступков - самоотверженность Богочеловека.

http://pravenc.ru/text/168674.html

Большая Таволожка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1908. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Саратовская область, Пугачёвский район, с. Большая Таволожка Координаты: 52.100718, 49.050799 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Русское село Таволжанка (Большая Таволжанка) было основано беглыми раскольниками в начале XVIII века. По другим данным, возникло поселение несколько позже, в 1744 году. Православная часть села была заселена в 1760-е годы государственными и монастырскими крестьянами, переведёнными за теснотой земли на Иргиз из Вольского уезда. Несмотря на то, что большинство жителей Таволожки продолжали придерживаться старообрядчества, в 1803 году в селе тщанием прихожан была построена православная церковь. Здание её было деревянным, имело колокольню и один престол во имя Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил. В 1839 году в Большой Таволожке открылось мужское училище 1-го разряда, впоследствии получившее статус земско-общественного. В 1872 году Михаило-Архангельская церковь была перестроена. В 1901 году храм установили на каменный фундамент и оборудовали отоплением. Внутри церковь была оштукатурена, вмещала она до тысячи прихожан. Церковная территория находилась за каменной с железными решётками оградой, при храме имелась деревянная сторожка. Новый антиминс был дан в 1904 году. В причт церкви входили священник, диакон и псаломщик, библиотека насчитывала 155 изданий (в том числе и периодических). Помимо старейшей в селе мужской школы, размещавшейся в общественном доме, к этому храму была также приписана открытая в октябре 1894 года церковно-приходская школа, занимавшая небольшой дом рядом с церковной сторожкой и оградой храма.

http://sobory.ru/article/?object=52767

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

П.В. Долгоруков Князья Дадианы-Мингрельские Происхождение фамилии нынешних Князей Дадианов-Мингрельских описано в статье о Князьях Дадиановых, бывших владетелями Мингрелии до 1695 года (см. часть вторую). Князь Григорий Дадиан вступил, с землёю своею, в подданство России 2-го декабря 1803 года. Он умер в 1805 году, оставив, от брака с царевною Грузинскою Ниною Георгиевною, двух сыновей: Левана (см. далее) и князя Георгия Григорьевича, женатого на графине Пален. Князь Леван Григорьевич наследовал отцу, под опекою матери своей; пришед в совершенный возраст, принял бразды правления, имел чин русского генерал-лейтенанта, и скончался в 1845 году, оставил, от брака с княжною Марфою Зурабовною Церетели, трёх сыновей: Давыда (см. далее); князя Григория Левановича, генерал-майора, женатого на княжне Терезие Мамиевне Гуриели, и князя Константина Левановича. Старший, генерал-майор Давыд Леванович наследовал отцу, и скончался 30 августа 1853 года, оставив, от брака с княжною Екатериною Александровною Чавчавадзе, несколько сыновей, из коих старший ныне владетель Мингрелии под опекою родительницы своей. отцовский КОЛЕНО I: Кацо Чикуани, сванетский дворянин, потом владетельный князь (Дадиан) Мингрелии КОЛЕНО II: Князь Георгий Иессей КОЛЕНО III: Князь Кацо † 1715 Бежан † 1728 Манучар Антоний, митрополит КОЛЕНО IV: Князь Отия † 1744 Антоний Георгий † 1734 Княжна Мария, за Имеретинским Царём Александром Князь Манучар Гавриил, митрополит † 1728 КОЛЕНО V: Князь Кацо, женат: 1) на Царевне Елисавете Грузинской; 2) на княжне Анне Цулукидзе Князь Антоний, епископ † 1799 Георгий Княжна Дария, за Царём Грузинским Ираклием II Князь Бежан КОЛЕНО VI: Князь Григорий † 1804; женат на Царевне Грузинской Нине Князь Бессарион, митрополит † 1828 Князь Иоанн, епископ Князь Манучар Князь Георгий Князь Тариель † 1802 Княжна Мария, за Царём Имеретинским Соломоном II Княжна Тамарь, за князем абхазским Сафир-Беем Шервашидзе Князь Николай Георгиевич, российский генерал-майор Княжна Кекела, за князем Соломоном Агияшвили

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

С.В. Шумило Сокращения ГАЧО – Государственный архив Черниговской области. ЦГИАК Украины – Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев. Список иллюстраций Ил. 1. Прп. Паисий Величковский (1722–1794). Ил. 2. Портрет Кошевого атамана Запорожской Сечи П. Калнышевского (1691–1803). Ил. 3. Печать Драгомирнского монастыря на письмах прп. Паисия к П. Калнышевскому, 1768 г. Ил. 4 и 5. Монастырь в Драгомирне. Современный вид. Ил. 6. Запорожская икона Покрова Богородицы с изображением в правом нижнем углу молящегося атамана П. Калнышевского. 2-я пол. XVIII в. Ил. 7 и 8. Монастырь в Драгомирне. Современный вид. Ил. 9. Запорожская Сечь. Реконструкция. Ил. 10. Запорожская Сечь. Реконструкция. Ил. 11. Внутренний вид монастырского храма в Драгомирне. Современное фото. Ил. 12. Первая страница письма прп. Паисия Величковского к П. Калнышевскому, июнь 1768 г. Ил. 13. Подпись прп. Паисия Величковского на письме к П. Калнышевскому. Ил. 14. Конверт от письма прп. Паисия Величковского к П. Калнышевскому. Ил. 15. Прп. Паисий Величковский (1722–1794). Ил. 16. Изображение молящегося атамана П. Калнышевского на Запорожской иконе Покрова Богородицы. 2-я пол. XVIII в. Ил. 17. Икона святого праведного Петра Калнышевского. Ил. 18. Икона святого праведного Петра Калнышевского, утверждённая Священным Синодом УПЦ. Ил. 19. Портрет прп. Паисия, висевший в парадной архондарика основанного им Ильинского скита на Афоне. Ил. 20. Портрет прп. Паисия из музея монастыря Нямц. Ил. 21–23. Фотокопии страниц с показаниями иеродиакона Иоасафа (Петренко). Дело Черниговской духовной консистории. Март-апрель 1760 г. Публикуется впервые. Ил. 24. Портрет прп. Паисия. Гравюра из книги «Sfantul Paisie De La Neamt. Cuvinte Si Scrisori Duhovnicesti», 1817 г. Ил. 25. Монастырь Симонопетра. Современный вид. Фото Юрия Лациса. Ил. 26. Монастырь Симонопетра, 1744 г. Рис. В. Григоровича-Барского. Ил. 27. Монастырь Симонопетра. Французский художник Поль Альфред де Кюрзон (1820–1895), графика. Ил. 28. Монастырь Симонопетра. Фото начала ХХ века.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Стародуб. Церковь Николая Чудотворца. Старо-Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Старо-Николаевская церковь (ул. Евсеевская, 23) расположена на холме недалеко от центра города. С XVII в. известна деревянная церковь, последний раз возобновлявшаяся в 1691 г. на средства стародубского полковника М.А. Миклашевского “с товарищи”. Вместо неё в 1802-03 гг. построена нынешняя, в стиле зрелого классицизма. В советское время закрыта. Ныне действует и вычинена. Первые упоминания о храме во имя Святителя Николая в городе Стародубе относятся к 1617 году. В 1677 году храм сильно пострадал от пожара, вследствие чего в 1692 году был заново отстроен. Но в 1744 году снова сгорел. В 1802-1803 годах вместо сгоревшего деревянного храма был построен каменный, который был освящен во имя Святителя Николая. После большевистского переворота 1917 года храм был закрыт. Здание использовалось под склад. С 1987 года в храме возобновились Богослужения. Сведения взяты из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) Расположена на холме недалеко от центра города, замыкает перспективу ведущей из Заречья ул. Фрунзе. С 17 в. здесь известна деревянная церковь, которая неоднократно горела. Последний из деревянных храмов был сооружен в 1691 г. на средства стародубского полковника М.А. Миклашевского " с товарищи " . Вместо нее построена в 1802-03 гг. нынешняя, кирпичная и оштукатуренная. Один из интереснейших в области памятников архитектуры зрелого классицизма с подчеркнуто монументальными и строгими формами, принадлежащий к типу бесстолпных купольных храмов с симметричным трехчастным построением. В объемной композиции доминирует основной массивный куб с четырехколонными портиками тосканского ордена по бокам, увенчанный крупным восьмериком с пологим куполом и цилиндрическим световым барабаном с главкой. По продольной оси к кубу примыкают более узкие прямоугольные алтарь и трапезная с таким же портиком, над ними поставлены аналогичной формы, но глухие барабаны с главками. Предельно " лаконичный декор фасадов здания состоит из тяг на уровне окон обоих ярусов, завершающего нижний ярус антаблемента и простого карниза у восьмерика. Над входами внутри портиков, а также вверху боковых стен трапезной и алтаря размещены крупные полуциркульные окна. Грани восьмерика с выступами по сторонам света прорезают большие арочные окна без обрамлений. Узкие полукруглые в плане ниши расположены по сторонам боковых входов; плоские арочные ниши украшают барабаны боковых глав. В интерьере развитое вверх основное помещение храма восьмигранной формы перекрыто сомкнутым восьмигранным сводом со световым фонарем; сомкнутые своды имеют также открытые в храм алтарь и трапезная. Простая штукатурная отделка стен помещении соответствует строгости внешней архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=00670

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010