6 Во втором случае издание подготовлено совместно с И. Ю. Крачковским. Подробная информация о самих изданиях — ниже, в списке работ А. А. Васильева. 7 См.: Г. М. Бонгард-Левин, И. В. Тункина . М. И. Ростовцев и А, А. Васильев... с. 174. 8 Полное описание издания — ниже в библиографическом списке 9 Ныне Тартуского (в Эстонии). 10 Официальное название учреждения, ставшего несколько позже Институтом археологии Академии наук. РАИМК — Российская Академия Истории материальной культуры; ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры. 11 Г. М. Бонгард-Левин, И. В. Тункина . М. И. Ростовцев и А А Васильев... с. 170. 12 Об обстоятельствах, приведших к отъезду А. А. Васильева, см.: Г. М. Бонгард-Левин, И. В. Тункина . М. И. Ростовцев и А. А. Васильев... 13 См. подробно: И. В. Куклина . А. А. Васильев: «труды и дни» ученого в свете неизданной переписки. В кн.: Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1995, с. 318. 14 Даже по письмам А. А. Васильева видно, что все проблемы с его трудоустройством в Ленинграде могли быть разрешены в случае его возвращения в Ленинград. См. указанную в предыдущем примечании статью, с. 317 : «...в АИМК я не утвержден членом до моего возвращения». 15 По собственному признанию А. А. Васильева, он в жизни много времени отдавал женщинам, временами даже слишком много (И. В. Куклина . А. А. Васильев: «труды и дни» ученого в свете неизданной переписки. С. 335). Анализ этой стороны его жизни лежит за пределами наших возможностей и интересов. 16 Судя по всему, А. А. Васильев не любил касаться этих тем, однако же в письме Ф. И. Успенскому от 9 января 1926 г. из Америки можно прочесть следующее признание: «В последнее время в России я был очень угнетен именно состоянием любимого нами дела византиноведения. Но не было возможности работать» (см.: И. В. Куклина . А. А. Васильев: «труды и дни» ученого... с. 314, прим. 8). 17 Ср. ниже, в первой главе, примечание научного редактора о неожиданном изменении взглядов А. А. Васильева на сочинение Ю. А. Кулаковского по истории Византии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

169    Меммий Регул Гай — консул 63 г. 170    Пусть следят консулы… — (лат.) — начало формулы, объявлявшей о введении чрезвычайного положения и наделении консулов экстраординарными полномочиями. 171    Римский мир, римскую империю (лат.) 172    См. «Одиссея», XI, 488—491. 173    Байи — известный курортный город в Кампании (к западу от Неаполя), излюбленное место отдыха римской знати. Неподалеку от него располагался городок Бавлы . 174    Лемурии — день лемуров (духов усопших); отмечался 9 мая. 175    Т.е. Аидом (греч. Hades), богом смерти и царством мертвых. Такая клятва считалась нерушимой. 176    Аполлоний, философ-пифагореец из г. Тианы в М. Азии, жил в I в. н.э. и прославился как маг и прорицатель. Вокруг его личности сложилось множество легенд, послуживших основой для обширного романа «Жизнь Аполлония Тианского» греческого писателя III в. н.э. Флавия Филострата. 177    Лампадарий — раб-факелоносец. 178    Трибун — должностное лицо, защищавшее интересы плебеев и обладавшее правом вето в сенате; Виниций был, по-видимому, военным трибуном, одним из шести высших командиров легиона. 179    Несчастный я! (лат.) 180    Горе мне, несчастному! (лат.) 181    Эреб — в греческой мифологии персонификация мрака, сын Хаоса и брат Ночи. Геката — древнее божество малоазийского происхождения; в греческой мифологии — богиня мрака, ночных видений и чародейства. Изображалась со змеями в волосах и факелом в руках. Римляне отождествляли Гекату с Тривией — «богиней трех дорог», изображение которой в виде трех фигур часто устанавливали на перекрестках. 182    сверхчеловеческой радостью (лат.) 183    Ирида — в греческой мифологии олицетворение радуги, вестница богов. 184    Волатерры и Цере — древние города в Этрурии, соответственно в 200 и 40 км к северо-западу от Рима. 185    Фонтей Капитон — консул 59 г., наместник Нижней Германии, где он и погиб в 68 г. 186    Клазомены — город на западном побережье М. Азии. 187    Скопас с о. Парос — известный греческий скульптор и архитектор 1-й пол. IV в. до н.э.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

У самых ворот Рима — речь идет о перевороте 1923 г., который совершил Муссолини. 163 Хэнвел — сумасшедший дом в Миддлэссексе, недалеко от Лондона. Слаф — сумасшедший дом в городе Слаф. 164 Джеймс Босвелл (1740–1795) — друг доктора Джонсона, записывавший беседы с ним. 165 Таскал по Сассексу — графство Сассекс, лежащее на самом юге Англии (подразделяется на Западный Сассекс и Восточный), очень красиво, туда переселялись из Лондона многие писатели (Киплинг, Бэринг, Леонард и Вирджиния Вулф, сэр Гарольд Никольсон и его жена Вита Сэквелл–Уэст. Как мы увидим, жил здесь и покинувший Америку Генри Джеймс. Элоди и Хилер Беллок окончательно переехали в Сассекс в 1905 г. После смерти жены (1914) Беллок остался там и жил до самой смерти (1953). 166 Мэри Кольридж (1861–1907) — английская романистка и поэтесса. Стихи написаны для романа «Двуликий король» (1897). Морис Бэринг считал, что эти шесть строк заменят и остальные строки, и весь роман. 167 Генри Джеймс (1843–1916) переехал из США в Англию в 1875 г. В сассекском городке Рай жил с 1898 года. Рядом с ним Честертоны проводили лето 1908 г. Визит Беллока состоялся 2 августа. 168 Оберон Томас Герберт, 8–й барон Льюкас (1876–1916) — английский политический деятель. 169 «Барабаны Дрейка» — песня на стихи сэра Генри Джона Ньюболта (1862–1938). Сэр Фрэнсис Дрейк (ок. 1540–1596) — английский мореплаватель. Командовал флотом, победившим испанскую Армаду (1588). Король Эдуард VII, сын Виктории, род. в 1841 г., правил в 1901–1910 гг. 170 Сэр Джеймс Мэтью Барри (1860–1937) — автор «Питера Пэна» и многих пьес. 171 Уильям Арчер (1856–1924) — критик и переводчик. 172 Сэр Эдвард Эльгар (1857–1934) — английский композитор. 173 Графство Бакс — графство Бекингемшир, расположенное к северо–западу от Лондона. 174 Дизраэли … все–таки жил — Бенджамен Дизраэли (1804–1882), глава партии консерваторов, пользовался большим расположением королевы Виктории. Она дала ему графский титул в 1875 г., а Гладстона (см.), главу либералов, тоже занимавшего иногда пост премьер–министра, не сделала не только пэром, но и сэром. Действительно, Дизраэли с 50–х гг. жил в замке Хэгенден, и титул «Биконсфилд» выбрал из глубокого почтения к Эдмунду Берку (1729–1797), политическому деятелю и мыслителю, который жил там и похоронен. 175

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

1117 г. ( Порфирьев. 1877. С. 16). Д. п. з. постоянно (вплоть до «Кирилловой книги». М., 1644) фигурируют (под названием «Двенадцать Яковлич») в древнерус. «Списках книг истинных и ложных», в разделе отреченных книг ( Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 38, 44, 163, 165-168, 170, 172, 174, 176-179, 181, 187, 194, 198, 201, 224, 228, 233). В рус. рукописной традиции представлены списками в составе Палей - Толковой (старший список - РНБ. Собр. СПбДА. А.1.119, 2-я пол. XIV в.) и хронографической (старший список - ГИМ. Барс. 619 (см.: Барсовская Палея ), 10-е гг. XV в.) - и с XV в. самостоятельно, в различного рода сборниках (напр., в сборнике посл. четв. XV в. кирилло-белозерского книгописца Евфросина как Завет Завулона - РНБ. Кир.-Бел. 9/1086. Л. 270 об.- 272). В Толковой Палее содержится сокращенная редакция Д. п. з., в хронографической - пространная. Текстология самостоятельных (вне Палеи) списков памятника изучена недостаточно, однако для большинства из них можно предполагать вторичный по отношению к Палеям характер. Поскольку в Палее Д. п. з. помещены после рассказа о смерти Иосифа Прекрасного, то последовательность их изменена: цикл начинается с Завещания Иосифа. Эта структурная особенность характерна для большинства рус. списков памятника. В 3-й четв. XV в. Д. п. з. были включены в Архивный список т. н. Хронографа Иудейского (РГАДА. Ф. 181. 279), переписанный, по всей вероятности, в Слуцке. Менее вероятно, что это произошло на этапе создания архетипа данного хронографического свода в XIII в. (ок. 1262) в Галицко-Волынской Руси, поскольку в др. его списках (Варшавском и Виленском) текст «заветов» отсутствует. В кон. XV - 1-й трети XVI в. в Западнорусской митрополии предпринимались опыты по превращению Д. п. з. в духовно-назидательное и даже уставное чтение. Ок. рубежа XV и XVI вв. они вошли в состав юго-зап. редакции Измарагда (старший список - Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 240. Л. 586-612, нач. XVI в.) в качестве глав 323-334, по расположению «заветов» совпадающих с Палеей, без общего заголовка (см.: Добрянский Ф.

http://pravenc.ru/text/171468.html

11:21. Антиох IV Епифан (174–164 гг. до н. э.). Антиох IV, брат Селевка, был политическим заложником в Риме и вернулся домой (из Афин), когда произошло убийство его брата. Он ставил перед собой цель превратить Иерусалим в центр греческой культуры и привить иудеям греческий образ мыслей и привычки, чтобы они стали настоящими греческими гражданами. Он был вовлечен в многочисленные интриги, но главную его заботу в Иерусалиме составляло высшее священство (см. ниже). В данном тексте он назван презренным, что и соответствует действительности. Присвоенное им сакральное имя «Епифан» по-гречески означает «явленный бог», но люди предпочитали называть его за глаза «Епиман», т. е. «сумасшедший». Хотя он, несомненно, принадлежал к царской династии, его престол должен был перейти к сыну Селевка, Деметрию (который, однако, был политическим заложником в Риме вместо Антиоха). Еще одна интрига была связана с престолом. Он был соправителем своего малолетнего племянника, который был убит через несколько лет. 11:22. Вождь завета. Антиох арестовал первосвященника Онию III, а между тем брат Онии Иасон организовал заговор, чтобы занять его место. Он заплатил Антиоху крупную сумму и предложил свое сотрудничество в эллинизации Иудеи (внедрение греческой культуры ценой отречения от иудейских религиозных обычаев). Три года спустя Менелай, вероятно, при поддержке клана Товии, предложил более крупную взятку и, поскольку прецедент уже существовал, получил эту должность через голову Иасона. Согласно 2 Мак., Ония был убит около 171 г. до н. э. Многие отождествляют его с «вождем завета», но ряд исследователей приписывают этот титул Птолемею VI (см. ниже). Под «всепотопляющими полчищами», вероятно, подразумеваются противники Антиоха. К таковым относились и внутренние политические противники, и враждебно настроенные иудеи, и внешние враги, среди которых наибольшую опасность представлял Египет. 11:25. Первая египетская война, 169 г. до н. э. Мечты Антиоха о присоединении Египта к своему царству стали обретать реальные очертания в 169 г. до н. э. Его вторжению в Египет способствовала растущая враждебность со стороны Египта, хотя, возможно, это был ответ на египетскую военную акцию, поскольку первое столкновение (в ноябре 170 г. до н. э.) произошло в период между битвами при Пелусии и Газе. Тем не менее Антиоху удалось захватить город Мемфис и заставить Птолемея VI сдаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Господствовавшее прежде между учеными мнение, по которому комментарий Зонары был составлен раньше комментария Аристина (именно в первой четверти XII в.) 167 , в последнее время нашло себе противников, доказывающих, что Аристин писал раньше Зонары. Защитником последняго взгляда в нашей литературе впервые выступил проф. Павлов, представивший в своей брошюре 168 , написанной в 1875 году (по поводу издания Московским Обществом любителей духовного просвещения, в русском переводе, церковных правил с толкованиями 169 , в пользу своего мнения весьма веские доказательства. Взгляд проф. Павлова разделяют и немецкие ученые Гирш 170 и знаменитый Цахариэ фон-Лингенталь в упомянутой нами выше статье о каноническом Синопсисе 171 , а из русских ученых профессоры Н. С. Суворов 172 и Μ. А. Остроумов 173 . Рассмотрим доводы, приводимые той и другой стороной. Точных хронологических данных, на основании которых следовало бы утверждать, что толкования Зонары появились раньше комментария Аристина, мы не имеем. Об Аристине, на основании оглавления лучших списков Аристинова Синопсиса, можно сказать, наверное, только одно, что он написал свои толкования на сокращенный текст церковных правил во времена и по непосредственному приказанию императора Иоанна Комнина (1118–1142) 174 . Правда, есть указания и на то, что Аристин жил во второй половине XII века 175 ; но для нас важно не то, до какого времени дожил тот или другой толкователь, а то, когда каждый из них писал свои толкования. Ученые, утверждающие, что Зонара писал свои толкования на Синтагму раньше Аристина (около 1118 года), основываются единственно на том, что другой литературный труд Зонары, именно его хроника доведена им до 1118 года, т. е. до смерти императора Алекея Комнина, произвольно заключая отсюда, что, по окончании этого труда, Зонара прожил недолго 176 . Проф. Павлов доказывает ошибочность этого взгляда. Из доводов, приводимых почтенным профессором в пользу того мнения, что Аристин писал свои толкования раньше Зонары, наиболее важными являются следующие: 1) То обстоятельство, что хроника Зонары доведена им до 1118 года, еще не доказывает, что автор не мог продолжать ее дальше того года, на котором он остановился.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

147 . Если Самодостаточный и Нелицеприятный 174 не принимал пришедшего с даром к алтарю до тех пор, пока он не примирился с ближним, огорчающимся на него ( Мф.5:23–24 ), то заметь, сколь великой должна быть [внутренняя] бдительность и различение 175 , чтобы мы могли кадить благоприятным Богу фимиамом на духовном жертвеннике. 148 . Не будь словолюбивым и славолюбивым, иначе не только «на хребте» твоём, но и на лице твоём будут делать грешницы 176 ( Пс.128:3 ). И будешь ты во время молитвы посмешищем для них, увлекаемый и обольщаемый ими на чудовищные помыслы. 149 . Внимание, взыскующее молитву, её и обретёт, ибо как раз молитва , а не иное что, следует за вниманием, и именно ею и следует ревностно заниматься 177 . 150 . Как зрение лучше всех чувств, так и молитва божественнее всех добродетелей. 151 . Похвала молитве – не одно количество, но и качество. Это показывают вошедшие в храм помолиться ( Лк.18:10 ) и слова: «А молясь, не говорите лишнего» ( Мф.6:7 ) и последующее 178 . 152 . До тех пор, пока ты обращаешь внимание на соответствующее [молитве положение] тела, а ум твой печётся об удобствах [телесной] скинии, ты ещё не узрел места молитвы и далеко отстоишь от блаженного пути сего. 153 . Когда, предстоя в молитве, ты окажешься превыше всякой другой радости, тогда действительно обретёшь, наконец, молитву. 1 Как отмечает И. Хаусхерр, на Западе, начиная с блаж. Августина и вплоть до Фомы Аквината, Лия была образом жизни деятельной, активной, а Рахиль – образом жизни созерцательной. На христианском Востоке это тропологическое толкование восходит, вероятно, к Оригену . См.: Hausherr I. Les leçons d " un contemplatif. Le Traité de l " Oraison d " Evagre le Pontique. P., 1960, p. 9. – 76. 2 Здесь речь идёт o двух образах («тропосах») молитвы, которые соответствуют двум взаимосвязанным этапам духовной жизни: духовному деланию («практике») и созерцанию («теории»). Подобное различие слов πρακτικς и θεωρητικς восходит к философии Аристотеля. См. об этом в обширном предисловии к изданию: Evagre le Pontique. Traité pratique ou le Moine, t. 1. Introduction par A. Guillaumont et C. Guillaumont (Sources chrétiennes, 170). P., 1971, p. 40–41. – 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Кроме того, еще во время составления старого Кодекса Юстиниан издал 50 решений спорных пунктов в праве (Liber quinquaginta dectisiomun). Издание Дигест, Институций и особенно этих 50 решений вызвало нужду пересмотреть Кодекс и применить его содержание к названным изданиям. Пересмотренный и дополненный новеллами, обнародованными после первого издания, Кодекс был опубликован в 534 году (16 ноября) 665 . Этот Кодекс второго издания (Codex repetitae praelectionis) и есть тот самый, который сохранился до нашего времени. Он содержит постановления императоров от Адриана до Юстиниана (117–534). В противоположность Феодосию, поместившему законы по делам церковным в самом конце Кодекса, Юстиниан honoris causa поместил их в самом начале: они составляют первые тринадцать титулов первой книги 666 . Новым изданием Кодекса закончилась Юстинианова кодификация: Институция, как введение к изучению права и законов, Дигесты, как система права юристов (jura), и Кодекс, как система императорских законов (leges), составили полный свод законов Юстиниана, все части которого должны были иметь равное значение, как части одного целого. Поэтому справедливо в XII в. все части Юстиниановского свода в совокупности стали называться Corpus juris civilis. 5. Новеллы Юстиниана. – После издания Кодекса Юстинианом было издано множество новых постановлений по разным случаям 667 . Властарь насчитывал 170 новелл, изданных Юстинианом 668 . В настоящее время изданы 174 669 . Адресовались они большей частью или на имя преторианского префекта Востока, или на имя патриарха Константинопольского, при чем они рассылались также и всем другим восточным патриархам 670 . Адресованные патриархам, конечно, касались дел церковных, и в самых разнообразных отношениях, а потому, без сомнения, издавались при участии патриархов (Епифания, Мины, τϑαμεν παρ Μην) 671 . По мысли Юстиниана его новеллы должны были составлять особый сборник (congregatio) в дополнение к Кодексу 672 . Они действительно регистрировались в государственном архиве 673 , но официального сборника их при жизни Юстиниана издано не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Святотатцев, по свидетельству Петрея, сажали на кол, и когда преступник умирал, тело его снимали, выносили за городские ворота и здесь, предав сожжению, засыпали пепел землей. 169 Вообще иностранцы заметили, что к смертной казни в Москве прибегали редко; Олеарий замечает, что за воровство совсем никогда не казнят смертью в Московском государстве; гораздо охотнее употребляли батоги и кнут. 170 Иностранцы с ужасом говорят о жестокости этих наказаний и о равнодушии, с каким относились к ним Москвитяне. Батоги были самым обыкновенным и употребительным наказанием, которому одинаково подвергались и простые и сановные люди, за важные и неважные нарушения закона. По замечанию Таннера, в Москве редкий день проходил без того, чтобы кого-нибудь не били на площади батогами. 171 Часто употреблялся и кнут, который иностранцы описывают как самое жестокое и варварское наказание. Обыкновенно ему подвергались за воровство. Вора, попавшегося в первый раз, во время Олеария били кнутом, ведя его от ворот Кремля до большого рынка, где резали ему одно ухо и запирали на два года в тюрьму. За вторичное воровство повторяли то же наказание и держали в тюрьме до тех пор, пока набиралось достаточное число таких преступников, после чего их ссылали в Сибирь, где они должны заниматься звериной охотой в пользу казны. Олеарий видел в 1634 году в Москве, как наказывали кнутом 9 преступников, воровски продававших табак и водку; между ними была одна женщина. 172 Кнут был из воловьей жилы и имел на конце три хвоста, острые как бритва, из невыделанной лосиной кожи. Преступникам дали по 25 ударов, преступнице 16. Надо быть москвитянином, замечает Штраус, чтобы выдержать четвертую долю такого наказания и остаться живым. При наказании присутствовал подьячий с бумагой в руках, где означено было число ударов для каждого преступника; всякий раз, как заплечный мастер отсчитывал предписанное число ударов, подьячий кричал: «полно». После того преступников связали попарно, продававшим табак повесили на шею по рожку с табаком, а продавцам водки по склянке с этим напитком и в таком виде повели всех по городу, хотя некоторые не могли уже стоять на ногах; при этом их продолжали бить кнутом. Прошедши с полмили, их повели опять на место наказания и тут отпустили. Часто наказание кнутом оканчивалось смертью наказанного. За употребление табаку во время Олеария рвали ноздри. Таннер описывает виденное им в Москве и сильно поразившее его наказание женщины за убийство мужа. Завязав преступнице руки назад, ее (denudatam) закопали по пояс в землю; в таком положении она должна была пробыть трое суток, не подвергаясь далее никакому наказанию. 173 На ее беду напали на нее голодные собаки, во множестве бродившие по городу, и после отчаянного сопротивления несчастной, защищавшейся зубами, растерзали ее, выкопали из земли и разнесли по кускам. Все это происходило перед глазами многих зрителей, которые не смели подать помощь преступнице. 174

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

559 См.: Duckworth Η. Т. F. Greek Manuals of Church Doctrine. Здесь анализируются четыре греческих катехизиса XIX в. 560 См.: Duckworth Η. Т. F. Greek Manuals of Church Doctrine. Здесь анализируются четыре греческих катехизиса XIX в. 562 См.: Ware T. Eustratios Argenti. P. 101–102, 170–172; VillerM. Nicodeme l " Agiorite et ses emprunts д la litterature spirituelle occidentale//Revue d» ascetique et de mystique. 1924. Vol. V. P. 174–177. 564 Спор о крещении блестяще представлен в кн.: Ware Μ. Eustratios Ar-genmi. P. 65–107. О Кирилле V главным нашим источником является «Хроника» Сергия Макрея, часть I (Sathas. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Т. ΙΠ. Σ. 203–237). См. также: Papadopoullos Т. Η. Op. cit. P. 159–264. 565 См.: Hadjimichali A. Aspects de l " organisation economique des Grecs dans l " Empire Ottoman//Le Cinqcentieme anniversaire de la prise de Constantinople. L " Hellenisme contemporain. Fascicule horsserie. 1953. P. 264–268; Svoronos N. G. Commerce de Salonique au XVIIIe siecle. P. 250; Sicilianos D. Μακριντξα και τ Πλιον. Σ. 92–94. 566 О торговле мехом см.: Hadjimichali A. Op. cit. P. 272–275; Mertsios C. Monuments de l " histoire de la Macedonie. P. 209 ff. 567 См. отчеты французских консулов Араси, де Жонвилля и Божура в кн.: Lascaris Μ. Salonique д la iin du XVIIIe siecle; Svoronos N. G. Op. cit. P. 261 – 264. 568 О морской торговле в пределах Османской империи в XVII в. см.: Mantran R. Istanbul dans la seconde moitie du XVIIe siecle. P. 425 if., особенно p. 487–492. О роли греков в ней см.: Eremiya Qelebi Kцmьrciiyan. Istanbul Tarihi: XVII asirda Istanbul/Trans. H. D. Andreasyan. P. 47 (свидетельство современника, армянского путешественника); Mantran R. Op. cit. P. 55–57. О торговле на Эгейских островах XVIII в., когда жители островов держали в своих руках большую часть торговли на Леванте, нет хорошего обобщающего исследования. Согласно Bartholdy L. S. Voyage en Grece fait dans les annees 1803–1804. Vol. II. P. 63, островам Идра, Спетсы, Псара и Хиос принадлежали от 300 до 400 судов. Об Идре самой лучшей монографией до сих пор является: Kriezis G. D. Ιστορα της Νσου " Yδρας προ της Επαναστσεως το 1821. О привилегиях, которыми пользовались острова см. также: Stephanopoli J. Ζ. Les lies de Γ Egee: leurs privileges, passim.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010