170 А. Harnack, Mission und Ausbreitung des Christentums in der ersten drei iahrhunderten. Leipzig, 1902, s. 78. 171 «Подробности см. у Ревилля «Религия в Риме при Северах». Москва. 1898. Буассье. Римская религия от Августа до Антонина. Москва. 1878. 173 Plut. Ер. 7. Д. 392: Που θ αγο« ρας, Πλα» των φ θ αρτον τη " ν φυχη " ν ε " λεγον (Klebba, cit. op. 206). Сведение неверное, но важное, как свидетельство о существовании этих идей во времена Плутарха. 174 Epist. Diss. 1, 12. 26; 1, 9. 6; Diss. II, 19. 27 (Трубецкой-48. 49). Термины «Бог», «обожествление», встречающиеся даже чаще в греческой и латинской литературе, чем в христианской, нужно понимать, конечно, cum grano salis. Для наивной веры язычника переступить грань, отделяющую человека от Бога, было очень легко. Боги Греции и Рима сходили на землю, а равно и герои человечества становились богами. В Риме очень рано вошло в обычай обожествлять умерших (Cicero, de leg. II, 11. Gorat. 2, 21). Сам Цицерон в порыве скорби обоготворил свою дочь Пуллию (Fragm. de cons ad At. XII, 36); умершая жена военачальника в одной надписи предстает, как богиня (Orestius, Inscript, Bat. collect., Tur. 1828, 4530). От обожествления умерших до обожествления живых оставался один только шаг. Императоры римские первые стали почитаться, как воплощенные божества и некоторые из них серьезно рассматривали себя, как богов. Домициан официально распорядился, чтобы во всех документах именовали его: deus et dominus noster (Бог и Господь наш). В некоторых философских школах учителя почитались за божество, именно в епикурейской школе. Эпиктет заявляет (Moral 16), что Диоген и Гераклит по справедливости назывались богами. В первом и во втором столетии выступало не мало людей с притязанием на божественность или на обладание высшей божественной силой, как Симон Маг или Аполлоний Тианский. Учение христианских писателей об обожествлении не представляло, таким образом, ничего странного для того времени. Оно обозначало у них большею частью состояние человека после воскресения с бессмертным и нетленным телом, проникнутого, так сказать, божественными силами, хотя начатки этого состояния некоторые люди могли переживать и здесь на земле. Обладая божественными свойствами нетления и бессмертия, человек, однако оставался ограниченным существом и если обладал божественными силами, то только по благодати, а не по существу. Учение об обожествлении людей не заключало в себе, поэтому, никакого многобожия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Начальство семинарии, наблюдая за образом жизни воспитанников на вольнонаемных квартирах, обращает, вместе с тем, постоянное внимание на благонадежность, в нравственном отношении, лиц, отдающих квартиры, и других живущих с ними. (§ 167). В случае сомнений в благонадежности этих лиц, начальству семинарии предоставляется требовать от родителей немедленного перемещения их детей на другие квартиры и вообще указывать родителям людей, известных Правлению семинарии. (§ 168.) Казеннокоштные ученики семинарии, в случае выхода из духовного звания и ведомства в гражданское до окончания учебного курса или после него, обязываются возвратить сумму, употребленную на их содержание. Правлению семинарии предоставляется рассрочивать, с утверждения Епархиального Архиерея, взыскиваемую уплату. (§169.). Содержание всей семинарии определяется приложенным к уставу штатом 272 . (§ 170.) 13 О правах и преимуществах семинарий Семинарии имеют собственные печати, большую и малую, с изображением Государственного герба и с надписью: «печать Правления такой-то семинарии.» Примечание. Большая печать хранится у ректора, а малая – у секретаря Правления. (§ 171.) Семинарии свободны от платежа весовых денег за отправляемые по делам их и за их печатью бумаги и посылки, когда последние весом не более пуда. (§ 172). Семинарии свободны от гербового сбора, от платежа крепостных и иных пошлин по совершаемым от имени их актам и вообще по всем касающимся до них делам. (§ 173). Семинарские здания свободны от квартирной повинности, как постоем, так и деньгами, а равно и от денежных в пользу города сборов. Правило это не распространяется на те из принадлежащих семинариям зданий, которые приносят доход посредством отдачи их в наем. (§ 174.) Права и преимущества служащих при семинарии лиц определяются особым положением 273 . (§ 175.) Ученики, окончившие полный курс учения в семинарии по первому разряду, получают звание студента. (§ 176). Студенты семинарии, при определении на епархиальную или духовно-училищную службу, пользуются преимуществами пред не получившими этого звания; в случае же поступления на гражданскую службу, определяются в нее, без различия состояния, с чином четырнадцатого класса. (§ 177.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

169 Это издание представляло собою таким образом нечто совершенно отдельное от книги общих молитв, что и продолжалось до 1552-го года. Впрочем и тогда уже можно было предвидеть, что самостоятельное существование «чина посвящения» в качестве отдельной книги продолжится не долго и что недалеко то время, когда он неизбежно должен будет слиться с книгою общих молитв. Этого требовало самое содержание чина: в нём излагался порядок лишь одного из богослужебных священнодействий, – рукоположения, а так как все остальные священнодействия реформированной англиканской церкви совмещались в одной книге общих молитв, то не было, конечно, никакого основания делать в этом отношении исключение для «чина посвящения». По-видимому, даже и при первом печатании этого чина уже имелось в виду, что ему предстоит быть присоединенным к книге общих молитв, так как он напечатан был одинаково с этою книгой и сохранилось до нас несколько экземпляров, где он переплетен вместе с нею. 170 Практика таким образом уже присоединила «чин посвящения» к «книге общих молитв», а вскоре это сделано было и законодательным постановлением. Год спустя вступила на английский престол ревностная католичка и почитательница папской власти королева Мария, а вместе с тем и всё, что было доселе сделано в интересах церковной реформы, обрекалось на уничтожение. Первый же парламент Марии отменил целый ряд статутов, постановленных в царствование Эдуарда. 174 Само собою разумеется, что в перечне уничтоженных статутов мы находим и все те, которыми утверждался реформированный богослужебный порядок, а именно статуты: о первом издании книги общих молитв (Stat. 2–3 Edw. VI, ch. 1), о чине посвящения (Stat. 3–4 Edw. VI, ch. 12) и о втором издании книги общих молитв с присоединением к ней этого чина (Stat. 5–6 Edw. VI, ch. 1). Итак, с начала царствования Марии, т. е. с 1553-го года, установленный при Эдуарде «чин посвящения» был уничтожен; но прошло пять лет и сторонники реформы снова торжествовали свою победу. На престол вступила Елизавета и одною из первых мер её парламента было, как известно, восстановление реформированного богослужебного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

«Христианская теория божественной природы», по словам Обе, «сделала новый шаг с Афинагором и определилась яснее.... Его учение о Слове составляет прогресс в развитии христианской теории о божественной природе» 169 . Указывая на вышеприведенное нами место из 12 главы Апологии Афинагора, Обе говорит: «такого воображения отношений трех божественных лиц, такого желания определить эти отношения с точностью не встречается ни у св. Иустина, ни у Татиана» 170 . Против учения Афинагора о Слове 171 так же существуют возражения со стороны рационалистов. По словам Фреппеля: Вашро, Журье и др., обращая внимание на некоторые выражения Афинагора, например, «Слово существовало как идея и как действенная сила» и под., утверждают, что Слово, по Афинагору, является личностью только в период творения мира и, что прежде оно существовало, как безличная идея Отца. – Но эти и подобные выражения, употребляемые Афинагором, вовсе не означают того, что видят в них рационалисты. Апологет не говорит тут о существе Слова, о Его личном или безличном (как думают рационалисты) существовании; здесь вопрос, как мы уже и видели это – о внешней деятельности Слова, как первообраза и как причины всего существующего. Говоря, что рождение было не во времени, Афинагор не делает различия между бытием Слова до сотворения Им мира и после творения; из его учения видно, что Слово пребывало таким же до творения, каким Оно было и после, т. е. вечно одним и тем же по своему существу. Учете Афинагора о Слове вполне безукоризненно с православной точки зрения и представляет так же, как и учение Иустина, попытку философствующего ума, как можно яснее представить тайну божественной жизни. § IV. Такую попытку, уже заметную у св. Иустина и более обнаруживаемую у Афинагора, мы видим и у св. Феофила Антиохийского , христианского апологета конца II века 172 . По словам Люи-Шуази, Феофил Антиохийский представляет резюме всех предшествовавших ему систем о Логосе и формулируем их. В его системе можно верно определить путь, пройденный догматом в смысле его спекулятивного развития 173 . Как мы сейчас увидим, св. Феофил не говорит о воплощении Слова, Его чудесном рождении от св. Девы, Его искупительной смерти, воскресении и вознесении; «все свои усилия», по словам Обе, «он посвящает на точное определение богословского догмата в собственном смысле этого слова, путем ли положительного учения или критикой противоположных (философских) доктрин» 174 . Учение св. Феофила о Слове находится в его книгах к Автолику о вере христианской 175 и, главным образом во II книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

В 1812 г. в чине корнета лейб-гвардии Конного полка служил ординарцем генерала М.А. Милорадовича. 165 К началу сражения под Красным 3-й армейский корпус Великой армии насчитывал около 5,5 тыс. человек. В Оршу маршал Ней привел, по разным данным, от 800 до 1500 человек. 166 Кроссар (Кроссард, de Krossard) Жан Батист Людовик де – французский эмигрант с 1791 г. До августа 1812 г. служил в австрийской армии. В октябре в чине полковника принят на русскую службу в свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской части. Участвовал в боевых действиях осенью 1812 г. Мемуарист. 167 Киржене – Кирженер (Kirgener) Франсуа Жозеф барон де Планта (1766–1818), дивизионный генерал. В 1812 г. в чине бригадного генерала командовал инженерами Императорской гвардии. 168 Друо (Drouot) Луи Антуан (1774 – 1847 ) – граф. В 1812 г. в чине полковника командовал артиллерией 3-й дивизии пехоты Императорской гвардии. 169 Булар (Boulart) Жан Франсуа (1776 – 1842) – барон, бригадный генерал. В 1812 г. в чине полковника командовал артиллерией 1-й бригады 3-й дивизии пехоты Императорской гвардии. Мемуарист. 170 Бонневаль – Боннвиль (Bonneville), шеф батальона. В 1812 г. командовал 6-м батальоном 12-го линейного полка 3-й дивизии пехоты 1-го армейского корпуса Великой армии. Мемуарист. 171 Гардемарины – В состав Итальянской королевской гвардии 4-го армейского корпуса Великой армии входила рота гвардейских моряков численностью 102 человека. 172 Кудашев Николай Данилович (1784 – 1813) – князь, полковник. Зять М.И. Кутузова. В первый период войны состоял при его штабе. С сентября командовал армейским партизанским отрядом, с которым потом вошел в корпус атамана М.И. Платова. В декабре произведен в генерал-майоры. 174 Речь идет о дивизии пехоты Итальянской королевской гвардии 4-го армейского корпуса Великой армии. 179 Карпов (Карпов 2-й) Аким Акимович (1762, или 1764, или 1767 – 1837) – генерал-лейтенант. В 1812 г. в чине генерал-майора командовал казачьим отрядом. 180 Из 5 тыс. человек 4-го армейского корпуса, вышедших из Смоленска (еще 6 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Ст. 166 Режим в изоляторах специального назначения, проводя в наибольшей степени действительное изолирование содержащихся в них заключенных от внешнего мира, должен строиться на общих принципах труда и культурно-просветительной работы. Ст. 167. В изоляторах специального назначения заключенные могут состоять лишь в одном начальном разряде; с зачислением постановлениями распределительной комиссии в средний разряд они переводятся в исправительно-трудовые дома, где содержатся на общих основаниях. Ст. 168. Содержащиеся в изоляторах на работы вне территории места заключения ни в коем случае не выводятся. Ст. 169. Заключенным, содержащимся в изоляторах, никакие отпуска и командировки не разрешаются. Ст. 170. В изоляторах заключенные пользуются правом свидания, выписки и передачи один раз в две недели и могут распоряжаться не свыше/з заработанных ими денег. Примечание. Выписка заключенным разрешается в изоляторах только на заработанные ими в месте заключения деньги. Ст. 171. Свидания заключенных в изоляторах допускаются только через решетку. Примечание. В исключительных случаях (ст. 138), с особого каждый раз письменного разрешения начальника места заключения, а в виде поощрительной меры с разрешения наблюдательной комиссии, заключенным могут быть предоставлены свидания без решетки. Ст. 172. К заключенным изолятора специального назначения меры дисциплинарного взыскания, упомянутые в пп. 2, 3, 4, 5 ст. 145, могут применяться сроком до 2-х месяцев. Ст. 173. По всем вопросам, по которым в настоящей главе не содержится специальных правил, в изоляторах специального назначения применяются общие постановления Исправительно-трудового Кодекса. Глава IV. Правила содержания заключенных в трудовых домах для несовершеннолетних правонарушителей Ст. 174. В трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей принимаются: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, приговоренные судом к лишению свободы, а также несовершеннолетние того же возраста, состоящие под следствием и числящиеся за судебными и следственными органами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

170 Выражение «мыслю, следовательно, существую» принадлежит Декарту. Из него следует, что мысль есть «самооткровение бытия как личного внутренного бытия» С.Л.Франк считает, что эту идею уже выразил Бл.Августин. «Если бл.Августин высказывает в отношении искания Бога глубокую мысль, что мы совсем не могли бы искать его, если бы в каком-то смысле его уже не имели, то то же самое применимо и к отношению непосредственного самобытия, как субъективности, к объективности духа: само сознание субъективности – т.е. само чувство, что «нам» в нашем чисто душевном бытии недостает объективности, – уже есть потенциальное обладание этой объективностью, ее откровение, положительное отношение к ней» ( Франк С.Л. Непостижимое... С. 393). 172 Относительно этого см. мою статью ««Я» и «Мы»». К анализу общности» в журнале «Der russische Gedanke». H.1. Bonn, 1929. 173 «Der russische Gedanke. Internationale Zeitschrift fur russische Philosophie, Literaturwissenschaft und Kultur» – «Русская мысль. Международный журнал русской философии, литературоведения и культуры» выходил в Бонне в 1929–1931 гг. Дополнительные книги этого журнала, посвященные отдельным проблемам, выходили до 1935 года. Редактором журнала был русский философ Борис Валентинович Яковенко. Упоминаемая С.Л.Франком статья сначала была опубликована в «Сборнике статей, посвященных Петру Бернгардовичу Струве ко дню тридцатипятилетия его научно-публицистической деятельности. 1890 – 30 января 1925 г.» (Прага, 1925). 174 Впервые: Новый журнал. Нью-Йорк. 1946. Кн.14. С.137–153. Включено в сборник: С.Л.Франк . По ту сторону правого и левого/Под ред. В.С.Франка. Париж, 1972. Отдельным изданием выпущено религиозно-философским обществом «Открытое христианство» в Ленинграде в 1991 г.; в 1994 г. статья републикуется журналом «Социологические исследования» 1). Здесь печатается по парижскому изданию. «Ересь утопизма» – одно из важнейших произведений социальной философии С.Л.Франка . Она же в целом (и «Ересь утопизма», в особенности) есть «уникальная в истории отечественной социальной мысли попытка создания на руинах марксистских, позитивистских и либеральных воззрений нового, не имеющего прямых аналогов на европейской арене мировоззрения, своеобразного религиозного консерватизма, главной особенностью которого стало признание невозможности построения идеальной социально-политической системы и стремление в рамках «христианского реализма» не к абсолютному (и потому абсолютно недостижимому) идеалу, но к созданию наиболее благоприятных в правовом и политическом отношениях условий существований каждого и общества в целом» (Соловьев Э.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Таким именно образом понял его Св. Синод, постановив принимать к рассмотрению в Первом Апартаменте только те дела и доношения, «которые подлежат до церковного исправления» 163 . Ту же самую мысль о подчинении Синодальных Приказов ведению Коллегии Экономии развил Синод в своем проекте распределения дел синодальных Апартаментов (см. выше) и некоторое время осуществлял на деле. О последнем заключаем из его указа 17 ноября 1727 г., «о подчинении находящихся в Риге крестьян и бобылей синодальной команды ведению Протопопа Симеона Армерковского 164 ». В нем между прочим сказано: «а впредь синодальные команды подчиненных, как в Санкт-Петербурге обретающихся, так и в других местах живущих, во всем управлять и из выше означенных мест (т.е. архиерейских домов и монастырей) кому надлежит, о них писать и резолюции требовать в Коллегию Экономии Синодального Правления. И для этого все… о всех синодального ведомства крестьянах дела и ведомости и другое тому подобное все, что есть… отдать, для рассмотрения и решения, в эту Коллегию Э. С. Правления, в которой по именному Императорского Величества 1726 г. июля 15 дня, указу, всех крестьян и судом и расправою ведать повелено, чтоб Св. Синоду, в труднейших духовных делах труждающемуся, излишнего в том и напрасного отягощения не было». Первое время Коллегия Экономии действительно и беспрепятственно осуществляла свои права по надзору и высшему управлению, принимала отчеты 165 и контролировала их, определяла должностных лиц 166 , разрешала сомнительные дела 167 , посылала указы 168 . Но с течением времени, когда Св. Синод подчинил себе Коллегию Экономии, он поставил от себя в зависимость и Приказы. Это было для него тем более важно и нужно, что доходы их были определены на содержание Св. Синода 169 . Впрочем, зависимость Приказов от Синода не была для них исключительной. Коллегия Экономии также имела право надзора и распоряжения в делах Приказов 170 , хотя с большими ограничениями со стороны Синода. Казенный Приказ нередко доносил о сомнительных делах Коллегии Экономии, которая отвечала ему указами . Но в тоже время и сама Коллегия Экономии о таких решениях «благопочтенне предлагала Св. Синоду во известие» 171 . Решения и мнения Коллегии Экономии по делам Казенного и Дворцового Приказов утверждались Синодом и таким образом получали полную силу 172 . Бывало, что Коллегия Экономии ходатайствовала по делам Приказов, например, в начале 1728 г. о назначении управителя в Дворцовый Приказ 173 ; производила расследования по делам личного состава, так в 1729 году указом Св. Синода велено было отобрать от секретарей Дворцового Приказа вотчины, отданные в пожить вместо жалованья дьякам Дворцового Приказа, приписать эти деревни к ведению Коллегии Экономии и расследовать причины, почему эти деревни не были отобраны, когда секретарям было назначено жалованье 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

2. В равной степени и вода служит для очищения тела. Нуждающимся в духовном омовении, очищающем душу, хорошо бы также омывать водой и плоть. Ведь [совершая такое двойное омовение], они в полной мере причаствуют таинствам, чтобы им не оказаться в пренебрежении [у Бога].   Вопрос 39. Подобает ли в таком случае осквернившимся во сне причащаться? Ответ Как я полагаю, живущие в миру из-за этого не осудятся, если они соблюдают [все] прочее. Вопрос 40. Если кто-нибудь омыл рот или в бане невольно испил воды, должен ли он приобщаться [Святых Таин] или нет? Ответ Да. Ибо сатана, изыскивая [всяческий] предлог, чтобы воспрепятствовать Причастию, постоянно делает одно и то же. Поэтому и отцы не отстраняют от Причастия тех, которые осквернились во сне. [Важно помнить одно:] мы, приступая к Тайнам, должны приступать со страхом [Божиим] – так же, как кровоточивая приступала ко Христу ( Мф. 9:20–22 ). Вопрос 41. Следует ли приобщаться [Святых Таин] каждый день, или от времени до времени, или же только в воскресенье? Ответ 1. На это нельзя дать однозначного ответа. Ибо есть [христиане], которым подобает причащаться каждый день, но есть и другие, которым этого не следует делать; 170 также есть некоторые, которым вообще не подобает приобщаться [Святых Таин]. Имеются также те, которые удаляют самих себя от [церковных] Таинств, и к тому же безбоязненно грешащие [в этом отношении], как, например, род армян. 171 Есть [христиане], причащающиеся для защиты [от нападок лукавого], но есть и другие, которые приобщаются [Таин] с пренебрежением и тем самым уделяют сатане большое место в [своей] душе. Так случилось с Иудой – вместе с Хлебом «вошел в него сатана» ( Ин. 13:27 ). 172 Имеются и такие, которые в ожидании причастия [стараются] уберечь себя от греха. Также бывают [верующие], которые, сокрушаясь и печалясь о самих себе, 173 удерживаются на время от [Причастия Святым] Тайнам – и они, как я полагаю, хорошо делают и не впускают диавола в себя. 2. И вообще, чтобы сказать кратко, совесть человека есть канон для Причастия Святым Таинам. Поэтому [могу упомянуть, что] знаю некоего человека, который сказал мне недавно: «Я испытываю радость, когда имею возможность причащаться каждый третий день, преисполняясь многой любовью к Христу», тем более когда, по его словам, «душа очищается милостыней». 174

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

166 Авторы книги, К. Д. Вудворт и Г. Х. Фишер, были выбраны президентом и двумя другими членами совета директоров Общества Сторожевой башни, то есть административным отделом «класса раба». 168 «Свидетели Иеговы в замысле Бога» (англ ). – С. 70, 71. Четверо из семи директоров не принимали никакого участия в подготовке книги и ранее в день её презентации были отстранены от занимаемых должностей. 171 Там же, с. 79–84. «Откровение – его грандиозный апогей близок!», с. 167–169. Об убийстве «двух свидетелей» во втором из источников говорится: «Божий народ чернило не только духовенство, но и пресса. В одной газете говорилось: „С «Завершенной тайной» покончено“. Однако это было весьма далеко от истины». 172 В удаленном материале содержался комментарий на Откровение 16:13: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам». «Драконом» считался сатана, «зверем» – «папская система», «лжепророком» («образом» «папского зверя») – «протестантские секты». На изъятых из книги страницах в резких выражениях осуждались мирские военные системы и война в целом. 173 «Свидетели Иеговы в замысле Бога» (англ. ). – С. 98, 100. На с. 110 об этой кампании (проходившей с 1919 по 1922 год) говорилось как о «времени восстановления истинного поклонения». 174 Ежегодник Свидетелей Иеговы на 1975 год, с. 127 (англ. ); Сторожевая башня, 1979. – 1 октября. – С. 26 (англ. ); Сторожевая башня, 1983. – 1 июля. – С. 18 (англ. ). 175 «Миллионы ныне живущих никогда не умрут» (1920, англ. ), с. 97. В «Кризисе совести», с. 172–175 приводится более подробная информация об этой брошюре. 176 Крест считается языческим символом. Свидетели Иеговы верят, что Иисус был распят на столбе без перекладины. 177 Практически те же причины приведены в «Сторожевой башне» за 1 октября 1989 года, с. 3, 4 (английское издание за 1 мая 1989 года). 179 Это продолжалось до конца 1920–х годов. Копии цитат из литературы Общества Сторожевой башни приводятся в «Кризисе совести», с. 170–190.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010