Графиня Екатерина Петровна, рождение 2 октября 1743 † 13 октября 1816; за действительным тайным советником графом Андреем Петровичем Шуваловым Графиня Варвара Петровна, за князем Василием Борисовичем Граф Владимир Владимирович Граф Алексей Владимирович, каммергер † 1802; женат на Екатерине Александровне Загряжской Граф Николай Владимирович; женат на княжне Анне Сергеевне Гагариной, рождение 1743 † 1800 Графиня Екатерина Владимировна † 30 сентября 1799; за статским советником графом Фёдором Алексеевичем Апраксиным Графиня Мария Владимировна Князь Николай Иванович , фельдмаршал, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 31 октября 1736 16 мая 1816; женат на княжне Наталие Владимировне Долгоруковой, рождение 1737 † 7 сентября 1812 Алексей Иванович, бригадир; женат на княжне Екатерине Борисовне Голицыной Мария Ивановна, рождение 23 января 1738 † 5 мая 1807; за статским советником Семёном Васильевичем Нарышкиным Анна Ивановна, за Михайлом Ивановичем Мусиным-Пушкиным Наталия Ивановна, за действительным тайным советником Алексеем Петровичем Мельгуновым Иван Сергеевич; женат на Ржевской Наталия Сергеевна, рождение 27 февраля 1742 † 1801; за князем Николаем Сергеевичем Долгоруковым Александра Сергеевна, рождение 1743 † 1799; за князем Петром Васильевичем Урусовым Фёдор Глебович, рождение 19 января 1750 † 25 июня 1801 Николай Глебович 27 июля 1775; женат на графине Анастасие Фёдоровне Головиной (бывшей во 2-м брак за Сергием Николаевичем Салтыковым 118) Николай Сергеевич, статский советник; рождение 6 марта 1786 † 3 января 1836; женат 1) на княжне Александре Алексеевне Куракиной, 2) на Марие Лаврентьевне Шестр Александра Сергеевна, за Сергием Васильевичем Салтыковым Елена Сергеевна, рождение 22 октября 1781 † 9 сентября 1811; за Алексеем Николаевичем Мордвиновым Варвара Сергеевна † 5 августа 1819; за генерал-лейтенантом Дмитрием Николаевичем Бологовским Анна Сергеевна Наталия Сергеевна Александра Николаевна † 4 мая 1829; за действительным тайным советником князем Яковом Ивановичем Лобановым-Ростовским

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

63 . Арсений 2-й, Воронов, из архимандритов Вологодского Прилуцкого монастыря, в 1737–1738 годах, очень недолго. 64 . Амвросий Дубневич, из архимандритов Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, бывший ректор Киевской академии, вызванный в 1739 году в Троицкий монастырь с целию открытия в нем семинарии, но, прежде чем успел это сделать, поставленный в 1742 году в епископы Черниговские. 65 . Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66 . Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит Киевский) 207 . 67 . Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68 . Гедеон Криновский , из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69 . Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 год 208 . Архиепископы и митрополиты: 70 . Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин позднее 209 ; учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в ризнице) 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Петр I дал распоряжение прекратить богослужение в соборе. Храм был закрыт, а в его притворе разместили склад боеприпасов. 1 мая 1710 года боеприпасы взорвались: обрушилась примыкавшая к притвору стена, были повреждены подвальные помещения здания, дали трещины смежные стены. Ранее величественный храм превратился в руины. До конца 30-х годов XVIII столетия Святую Софию никто не пытался восстанавливать, так как с окончанием Северной войны польское государство оставалось крайне обессиленным. Работы по возведению нового храма возглавил в 1738 году униатский архиепископ Флориан Гребницкий. На месте крестовокупольного собора он решил воздвигать церковь иной архитектуры: двухбашенную базилику в стиле барокко. К сожалению, остается неизвестным имя зодчего храма. К 1750 году строительство закончилось. От ранее находившегося здесь древнего храма в состав здания нового собора вошли: фрагменты фундаментов и нижних стен восточной и западной сторон, в том числе три алтарные апсиды, сохранившиеся почти целиком. Характерно, что новая церковь, в отличие от предыдущей, была развернута алтарем не на восток, а на север. Нарушена была традиция и в другом отношении, собор Святой Софии был освящен Флорианом Гребницким в честь Сошествия Святого Духа. С началом Отечественной войны 1812 года новопостроенный храм Сошествия Святого Духа, после захвата Полоцка французами, подвергся страшному осквернению: «...Неприятельские войска поместили в здании Софийского собора конюшню, ризницы обратили в склады боевых снарядов... по словам очевидца, невозможно описать того чувства, какое производил жалостный вид храма... двери и окна большей частью были выбиты, многие иконы повреждены, царские двери изломаны, престол обнажен». С изгнанием французов знаменитый Полоцкий храм еще некоторое время оставался униатским. Но это продолжалось недолго. На церковном соборе 1839 года преимущественная часть униатского клира во главе с епископатом — общей численностью 1305 лиц духовного звания — приняла решение о воссоединении униатов с православными. Торжественный акт, возвещавший возвращение униатов в лоно Православной Церкви, был зачитан в Полоцком соборе, вновь обретшем свое исконное имя — Святой Софии, Премудрости Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/750990.htm...

в монахини жены быв. церк. сторожа); “Дворцов. разряды», III, 1350 (посещение царем в апр. 1675 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., III, смесь, 12 (Пожар 1737 г.), IV, Отд. 2, 47 (Нашеств. франц. 1812 г.; игум. Маргарита, а после Евфрасия); 1873 г., III, смесь, 184 (игум. Вера Головина, с 1858–1861 г.); 1882 г., III, Отд. 1, 493 (цар. Евдокия Лукьянов. в 1628 г. пожаловала 4 руб.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 63 (по показанию игум. Надежды в 1722 г. имел часовню, построен. около 1718 г. окольнич. Алек. Тимоф. Лихачевым), прилож., DXXV, (церк. великомуч. Димитрия камен., приделанная к соборн. церкви, построена в 1497 г., а священномуч. Никиты с придел. Воскр. Хр. в 1682 г.); IV, 1724 г., 134 (определено выдать м-рю хлебное жалованье и подтверждено монахиням из м-ря никуда не выходить); VIII, 1728 г., 281 (прошение проживавших в м-ре солдатских вдов о выдаче им жалованья), 372 (прошение вдовы Евд. Алекс. Сахаровской о пострижении ее в м-ре), 453 (челобитье быв. священника в м-ре Феодора Иванова на сына своего, священника того же м-ря Феодора), 618 (доношение игумении Феоны Карандеевой о пострижении в м-ре вдовы дьяка Рязан. епархии, Марии Ив. Беляевой); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1789 г., XI, 296 (церкви м-ря); 1791 г., XIX, 370 (надгробн. надписи в м-ре); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., III, 43 (опись дворов, находившихся вокруг м-ря). 949. Николаевская, женская пустынь, или Старо-Николаевский монастырь, совсем уничтоженный, находился в селе Промзином Городище, Симбирской губ., Алатырского у., в 44 вер. к юго-юго-вост. от Алатыря, при р. Суре. Первоначальная его история сохранилась в устном предании, записанном в 1768 г. академ. Лепехиным. Из этого предания видно, что он основан на месте явления иконы св. Николая до покорения Казани, когда в этих местах проходила еще сторожевая линия и на Городище делали набеги кубанцы. Явленная икона, находящаяся ныне в приходской церкви села, спасала жителей от нападений и до сих пор привлекает богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Известно, что в 1737 году в Дмитриевском погосте во время сильного пожара полностью сгорел деревянный храм, однако уже в 1738-м ему на смену прихожане срубили другой. Эта деревянная Димитриевская церковь простояла до 1812 года. В 1805 году прихожане погоста, жители сельца Волковойна (сегодня совсем близко от г. Камешково), деревень Новки (где позже возникла одноименная железнодорожная станция) и Шухурдино решили выстроить каменный храм. В Госархиве Владимирской области сохранилось «Покорнейшее прошение» церковного старосты Дмитриевского погоста крестьянина из Волковойна Григория Федорова и мирского старосты сельца Волковойна крестьянина Ивана Степанова епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту о желании прихожан Дмитриевского погоста возвести каменную церковь, датированное 8 мая 1805 года. К тому времени на новый храм уже собрали 1200 рублей, и старосты просили владыку разрешить сбор пожертвований «от доброхотодателей». Немалую сумму пожертвовала помещица сельца Волковойна дочь действительного статского советника Ольга Александровна Шувалова — представительница известного в отечественной истории дворянского рода. Она была очень религиозной женщиной и щедро жертвовала на храмы, а также помогала Боголюбовскому монастырю, где в итоге и была похоронена. Каменное здание храма в честь иконы Владимирской Божией Матери с приделами во имя святого великомученика Дмитрия Солунского и святителя Николая возводили долгих семь лет и закончили строительство накануне Отечественной войны. По преданию, одновременно с освящением каменного храма при въезде в погост была посажена липовая аллея. Сегодня оставшиеся от нее огромные старые деревья словно несут почетный караул около святого места. Прежде вокруг церкви существовала кирпичная ограда со святыми воротами, в погосте действовала церковно-приходская школа. Сейчас от них не осталось и следа. Храм закрыли в октябре страшного 1937 года, когда ее последний священник, сын местного дьякона 60-летний Яков Алексеевич Зяблицкий был арестован вместе со старшим братом, тоже священником, 65-летним Петром Алексеевичем Зяблицким. В декабре 1937-го их осудили за контрреволюционную деятельность и приговорили к 10 годам лагерей, а в 1938-м за контрреволюционную агитацию среди заключенных присудили к расстрелу. Приговор привели в исполнение 4 февраля 1938-го. В 1989 году прокуратура Владимирской области реабилитировала обоих братьев за отсутствием состава преступления, а в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил иереев Якова и Петра Зяблицких к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=09154

Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Собора Пресвятой Богородицы , более известная как Рождественская или Строгановская  — действующая православная церковь. Расположена на улице Рождественской Нижнего Новгорода. Построена в 1696 — 1719 годах на средства купца Григория Дмитриевича Строганова. Является одним из лучших образцов строгановского стиля, присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. В храме один престол: в честь Собора Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Возведение храма началось в 1696 году, через 2 года после освящения Смоленской церкви в Гордеевке. Строительство было почти завершено к 1701 году, но произошёл пожар. Восстанавливалась церковь уже женой купца Григория Дмитриевича Строганова — Марией Яковлевной. Освящён в 1719 году архиепископом Нижегородским и Алатырским Питиримом (1719 — 1738). В 1722 году церковь была закрыта Петром I вплоть до его смерти (1725 год), неоднократно горела (в 1768, 1782, 1788 годах). В 1807 — 1812 годах А. С. Строганов провел ее капитальный ремонт. В 1820 — 1823 годах А. А. Бетанкур и И. Е. Ефимов возвели под церковью стенку-крепиду из кирпича разобранной древней Рождественской церкви. Колокольню, ранее стоявшую отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом. В 1870 — 1880 годах по проектам Л. В. Даля и Р. Я. Килевейна церковь капитально отреставрировали. В 1860-е колокольня начала катастрофически наклоняться, за 20 лет отошла на 1,2 метра. В 1887 году верхние ярусы были разобраны и собраны снова. В XIX веке стоявшая неподалёку Рождественская церковь, которая и дала название улице, была разобрана. С тех пор название «Рождественская» переняла Строгановская церковь. В 1913 году проведена реставрация снаружи и внутри. В советское время было принято решение об уничтожении, но настоятелю храма отцу Сергию Вейсову (с 1915 по 1934 годы) собрав исторические документы и фотографии и прочитав не одну лекцию в начальнических кабинетах о культурной значимости Строгановского барокко, удалось сохранить храм. Было принято решение о размещении в здании городского музея истории религии и атеизма. Временно исполняющим обязанности директора музея был назначен гражданин Сергей Константинович Вейсов, а сторожем — иеромонах Спиридон.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Собора...

– «Деятельная жизнь и созерцательная. Письмо преосвященного Феофана-Затворника к М.Д». 45//1897. Ч. I. Апрель. С. 753 – 756. – «Излишнее «любомудрствование». (Письмо преосвященного Феофана-затворника к М.Д)». 58//1897. С. 265 – 266. Ч. II I. Октябрь. Анисия Андреевна Шишкова после кончины преп. Амвросия Оптинского передала в редакцию журнала «Душеполезное чтение» воспоминания о старце, датированные 12 марта 1893 г., которые были напечатаны в журнале в мае 1893 г. 148 и позднее вышли отдельным изданием 149 . Отзываясь об этой публикации, святитель Феофан писал: «Ваша статья в похвалу старца Божия А очень хороша, многоназидательна. Она написана прекрасно, и вы напрасно жалеете, что не умеете красно писать. Тогда, быть может, статья читалась бы не с такою теплотою» 150 . В то время после кончины преп. Амвросия в журнале «Душеполезное чтение» были напечатаны многочисленные материалы о старце: письма, изречения, воспоминания, первые жизнеописания и др. 151 Таким образом, Шишковы связали для нас два известных духовных центра XIX в. – Вышу и Оптину. Это далеко не единственный пример, когда святитель Феофан и оптинские старцы оказывали духовное попечение об одном и том же человеке. На Феофановских чтениях нами был представлен доклад «Заметки святителя Феофана на полях рукописи «Ключ к Восточному вопросу» 152 , в котором рассказывалось о жизненном пути и творчестве Степана Онисимовича Бурачка (1800–1877), кораблестроителя, генерал-лейтенанта, публициста, издателя журнала «Маяк». Семья Шишковых также оставила значительный след в истории русской культуры и русской Церкви второй половины XIX в. Отец Л.Н. Шишкова – Николай Петрович Шишков (1791 – 1869) Род Шишковых известен на Руси с XV в. К нему принадлежал почётный член Академии наук, министр народного просвещения адмирал Александр Семёнович Шишков (1754 – 1841). Николай Петрович был его племянником. Дедом по матери Н.П. Шишкова являлся Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – 1833), мемуарист, один из основателей агрономии в России. Дочь известного писателя Елизавета Тимофеевна (1767 – 1804) была замужем за Петром Герасимовичем Шишковым (1767–1812).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Домашаны. Иоанно-Богословский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1997. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Смолевичский район, д. Домашаны, рядом с кладбищем Координаты: 54.018993, 27.945678 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь находится в деревне Домашаны, расположенной в 25 км от г. Минска и в километре от дороги Минск – Москва. Первый источник, в котором упоминается селение - «Субботник Смолевичской церкви» за 1738 г. Документальных сведений, указывающих точную дату возникновения поселения, не сохранилось. Предполагается, что появилось оно в XVI в. на землях Смолевичской округи, принадлежавшей в первой половине этого столетия князю Константину Острожскому, активному борцу за православие. Во время его княжения быстро увеличивалось число поселений, развивались города, открывались православные школы и церкви. В 1508 г. в Смолевичах была построена Свято-Никольская церковь, вокруг которой в близлежащих селениях впоследствии возникли приписные церкви и часовни. В деревне Домашаны церковь появилась предположительно в XIX столетии. Расположение деревни Домашаны таково, что ее жители не раз оказывались в центре огненных испытаний, выпавших на долю нашей родины. События Отечественной войны 1812 г. непосредственно коснулись этих мест. Особенно тяжелые бои шли на Смолевичских землях и во время освобождения Беларуси в 1944 г. Но небольшой деревянный храм на вершине кладбищенского холма деревни Домашаны уцелел. В советское время церковь была разрушена, разделив судьбу большинства православных храмов Беларуси. Восстановление церкви началось в 1994 г. и завершилось в 1997 г. Много сил отдал восстановлению этого храма священник Сергей Георгиевич Плечков, которому также охотно помогали местные жители. Отец Сергий умер 24 сентября 1997 г. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Иоанна. В настоящее время церковь находится под охраной государства как памятник архитектуры народного зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=12914

Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь (Домошаны) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь находится в деревне Домашаны, расположенной в 25 км от г. Минска и в километре от дороги Минск – Москва. Домошанская церковь уцелела среди всех страшных потрясений ХХ в. и в настоящее время находится под охраной государства как памятник архитектуры народного зодчества. Содержание История [ править править код ] Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь находится в деревне Домашаны, расположенной в 25 км от г. Минска и в километре от дороги Минск – Москва. Первый источник, в котором упоминается селение, - «Субботник Смолевичской церкви» за 1738 г. Документальных сведений, указывающих точную дату возникновения поселения, не сохранилось. Предполагается, что появилось оно в XVI в. на землях Смолевичской округи, принадлежавшей в первой половине этого столетия князю Константину Острожскому, активному борцу за православие. Во время его княжения быстро увеличивалось число поселений, развивались города, открывались православные школы и церкви. В 1508 г. в Смолевичах была построена Свято-Никольская церковь, вокруг которой в близлежащих селениях впоследствии возникли приписные церкви и часовни. В деревне Домашаны церковь появилась предположительно в XIX столетии. Расположение деревни Домашаны таково, что ее жители не раз оказывались в центре огненных испытаний, выпавших на долю нашей родины. События Отечественной войны 1812 г. непосредственно коснулись этих мест. Особенно тяжелые бои шли на Смолевичских землях и во время освобождения Беларуси в 1944 г. Но небольшой деревянный храм на вершине кладбищенского холма деревни Домашаны уцелел. В советское время церковь была разрушена, разделив судьбу большинства православных храмов Беларуси. Восстановление церкви началось в 1994 г. и завершилось в 1997 г. Много сил отдал восстановлению этого храма священник Сергей Георгиевич Плечков, которому также охотно помогали местные жители. Отец Сергий умер 24 сентября 1997 г. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Иоанна. В настоящее время церковь находится под охраной государства как памятник архитектуры народного зодчества.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Иоанно-Б...

Hakluyt R. Hakluyt " s collection of the early voyages, travels and discoveries of the English nation. A new ed. with additions. London, 1809—1812. 5 v. 209. Herbelot de Molainville B. d " . Bibliotheque orientale, ou Dictionnaire universel, contenant generalement tout ce qui regarde la connoissance des peuples de l’Orient. 210. Herberstein S. Rerum Moscoviticarum commentarii Sigismundo Libero authorë Russiae brevissima descriptio, et de religione eorum varia inserta sunt: Chronographia totius imperii Moscici, et vicinorum quorundam mentio. Antverpiae, 1557. 211. Herodotus Halicamasseus. Historia. 212. Hieronymus Stridonensis. Catalogus scriptorum ecclesiasticorum seu de viris illustribus liber//Hieronymus Stridonensis. Opera omnia. Francofurti ad Moenum, 1684. 12 v. in 2 t. 213. Hieronymus Stridonensis. Epistolae selectae in tres libros. Opera et studio Josephi Catalani, Congregationis S. Hieronymi Caritatis Presbyteri. Romae, 1731. 214. Hieronymus Stridonensis. Opera omnia. Francofurti ad Moenum, 1684.12 v. in 2 t. 215. Johannes Chrysostomus. Opera omnia/Opera et studio Bernardi de Montfaucon. Parisiis, 1718—1738. 13 v.; To же. Venetiis, 1734—1741. 13 v.; To же. Parisiis, 1834—1839. 13 v. 216. Iornandes Episcopus Ravennas. De Getarum sive Gothorum origine et rebus gestis 217. Karadic V. S. Wuks Stephanowitsch Kleine serbische Grammatik/Verdeutscht und mit einer Vorrede von Jacob Grimm; NebstBemerkungen tiber die neueste Auffassung langer Heldenlieder aus dem Munde des serbischen Volks und der Ubersicht des merkwilrdigsten jener Lieder von Johann Severin Vater. Leipzig und Berlin, 1824. 218. Корреп Р. Uber Altertum und Kunst in Russland. Wien, 1822. 219. Krug J. Ph. Kritischer Versuch zur Aufklarung der byzantinischen Chronologië Mit besonderer Rucksicht auf die fruhere Geschichte Russlands. St. Petersburg, 1810. 220. Kulczynski I. Specimen ecclesiae Ruthenicae (cum S. sede Apostolica Romana semper unitae) ab origine susceptae fidei ad nostra usque tempora. Romae, 1733—1734.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010