Церковь Св. Николая у Красных колоколов Церковь Св. Николая у Красных колоколов, в Юшковом переулке Китая города, упоминается в приходных книгах Патриаршего Приказа 1626 года, до пожара в этом году. Но стиль ее строения древнее XVII столетия. (1) Квадратное ее здание, складенное из тонких кирпичей, сведено к верху полукружиями с четырех сторон; на углах стен выдаются лопатки, служащие им упорами. Над полусферическим ее верхом возвышается купол, осененный четвероконечным крестом из железных полос. На концах креста еще приделаны меньшие, подобно ему, с полумесяцем при подножии; на южной стене приметны заделанные окна и дверь, вместо коих, пробиты три новые. К северной стороне квадрата пристроен придел с папертью, а к западной – трапеза позднейшей кладки. Главный храм в честь Святителя Николая, с крестовым сводом и сквозным фонарем трибуна. Стиль здания сходен с описанными здесь церквами XV и XVI столетий. Кроме стен, внутренность храма не представляет ничего древнего, потому что в 1812 году он выгорел. В алтаре, по-видимому, перестроенном в XVII веке, одно только полукружие, а жертвенник в стенной нише. Из дел Патриаршего Приказа 1683 г. видим, что вся церковь сия покрыта была белым железом н что в ней находился придел во имя Св. Великомученицы Екатерины; царские двери и весь алтарный иконостас был резной Киевской работы, столярной, позолоченый. Серебряный гладкий позолоченый оклад украшал местную икону Св. Великомученицы Екатерины. В привеске у образа были серьги одинокие с двумя изумрудами грановитыми и четырьмя зернами жемчуга на серебряных спаях. На тябле в Деисусе стояли 11 икон с Праздниками, Пророки и Праотцы, письма Государских мастеров. Возобновленный храм этот, или придел освящен последним Патриархом Адрианом 1692 г. Октября 8. (2) Придел во имя Св. Екатерины теперь уже не существует в трапезе. Что пощадил ужасный троицкий пожар 1737 года, то истреблено пламенем в 1812 году. В приделе во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия ничего не осталось древнего, все новое; только один сохранился памятник старннного иконописания в трапезе, большая икона сих чудотворцев с деяньями, в серебряном, вызолоченом окладе. До устроения нового иконостаса после 1812 году, она прежде в нем занимала место храмовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вино красного цвета называется 1735 в Священном Писании кровью гроздовою, и, для указания на крестную кровь, могло быть употреблено Спасителем на тайной вечери такого цвета. Вино цвета белого, допускаемое Западною церковью, есть уже нововведение позднейшего времени. Вино должно быть виноградное, но не другое какое-либо, соответствуя важности таинства и истории совершения Евхаристии. О священных сосудах и покровах, употребляемых на проскомидии На проскомидии употребляются, как необходимая принадлежность для совершения таинства Евхаристии свящ. сосуды и покровы. 1) Дискос, (с греческого δσκος, латинского), есть небольшое блюдо с поддоном круглой и плоской формы и изображением Рождества Христова. На нем полагается, во время проскомидии приготовленный св. Агнец; на нем же освящается и преломляется во время Литургии верных святой хлеб. Сообразно со священнодействием Божественной литургии, дискос получает таинственное значение, напоминая собой то ясли, в которых был положен младенец Иисус, то гроб Спасителя, в котором было положено Иосифом и Никодимом тело Его, снятое со креста, для погребения. Употребление при Евхаристий дискоса современно установлению этого таинства. 2) Потир, (с греческого ποτριον γιον, μυστικν, πνευματικν, βασιλικν, σωτριον [?]), есть более или менее высокая и широкая чаша «одним или несколькими стеблями утвержденная на поддоне формы плоской, полукруглой, конической и пирамидальной». 1736 В древности потир устроялся из дерева, глины, стекла (хрустального), камня, мрамора, меди, олова, серебра и золота. Еще во времена гонений, а с 4-го века по преимуществу, потиры употреблялись из драгоценных металлов с изображением доброго пастыря, или, как ныне, с изображением 1737 Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Появление этого сосуда тоже современно Иисусу Христу, установившему и преподавшему Апостолам свою Божественную кровь на тайной вечери. 1738 3) Звездица – это две металлические согнутые дуги, соединенные крестообразно, с изображением Спасителя и креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Многое из лаврских сокровищ не дошло до нашего времени. Нашествие татар, Смутное время, указ Петра Первого от 23 марта 1707 года о доставлении в синодальную домовую казну из монастырей серебряных слитков и вещей на нужды войны со Швецией и переделки вещей новых и старых, практиковавшиеся от очень отдаленного времени до наших дней – унесли много ценных памятников ювелирного искусства. Но рассмотрим и это очень большое наследство, сбереженное нам любовию предков к своей старине и к обители, куда они несли свои вклады с лишком пять веков, о чем рассказывает рукописная лаврская «Книга вкладов», начатая в 1673 году. Начнем с храмов. Их внутренний вид много потерял в своей красоте от позднейших переделок XVIII и XIX веков. Наибольшую цельность сохранил внутренний вид Троицкого собора. Большое впечатление оставляет иконостас, хотя и сильно пострадавший от переделок 1779 и 1850 годов, но все же великолепный своими пропорциями XV–XVI веков. Отличны его царские врата, дар царя Михаила Федоровича в 1643 г., исполненные русскими чеканщиками, подобные дверям Кирилло-Белоезерского и Саввино-Звенигородского монастырей. Из окладов особенно великолепен оклад рублевской Троицы из червонного золота (за исключением грубо закрывшей образ серебряной середины работы XVIII века) с чеканной каймой, с черневыми по ней образами и таким же светом, работы конца XVI века, с исключительными по пышности венцами и цатами изысканного рисунка тончайшей скани с финифтью, с редчайшими по величине и цвету сапфирами и изумрудами, на одном из которых – резное изображение Троицы. Перед этим образом стоял подсвечник о трех шандалах, вклад царя Бориса Феодоровича 1601 года, серебряный, местами золоченый, стильного рисунка и хорошей чеканки. Он теперь хранится в лаврской Ризнице. К южным дверям иконостаса примыкает серебряная сень над ракою преподобного Сергия, устроенная императрицей Анной Иоанновной в 1737 году. Древняя рака закрыта этим сооружением XVIII века, несколько нарушившим серьезность древнего храма, но все же великолепным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

В 1382 году, во время нашествия на Москву татарского хана Тохтамыша, Спасоборский монастырь истреблен огнем, и архимандрит Симеон убит. Щедротами Димитрия Донского и сына его, в. к. Василия II, обитель восстановлена. В. к. Иоанн III, сделавшись самодержавным государем, после свержения ига Татарского, и желая расширить свои царские палаты, перенес, 1490 года, Спасоборскую обитель на новое место, за реку Яузу, на урочище, называемое издревле Васильцовским станом, где она и поныне существует под именем Новоспаского монастыря; здесь же осталась одна соборная церковь , низменная, о 9 главах, в древнем стиле начала XIV века, почти не переменившаяся с тех пор в главных частях своей простой наружности, исключая некоторых позднейших пристроек. С тех пор эта церковь именовалась Верховою, или Спаскою, на Царском Дворе; а иногда Спаскою, за Двором Великого Князя; в последствии времени ей было придано имя Придворного Собора. В 1527 году храм этот в. к. Василием Иоанновичем возобновлен и в присутствии его освящен митрополитом Всероссийским Даниилом. Второе возобновление сделано царем Иоанном IV, в 1554 году, после великого Кремлевского пожара, и вслед за сим, когда совершено им покорение Новгорода, пристроены в линию с алтарем Спаского собора, две отдельные церкви, или придела: с северной стороны – во имя трех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; а с южной – во имя трех Исповедников, Гурия, Салмона и Авива, ибо такой же находится и при Софийском новгородском соборе. Из этих приделов последний существует и теперь, а первый, после разорения французами в 1812 году, остался упраздненным. Были в древности и еще три придела: Мученика Мины, Спиридона Тримифийского и Архангела Михаила, упоминаемые не позднее 1631 года, которые давно уничтожены. – Третье возобновление Спаской церкви было произведено по указу императрицы Анны Иоанновны, в 1737 году, по случаю повреждений, сделавшихся в ней во время Троицкого пожара. Местные иконы сего собора достопамятны древностью: храмовая, Преображения Господня, Византико-Руского стиля, и Боголюбской Божией Матери, принесенная в Москву из Боголюбова; также Сретения Господня и Симеона Богоприимца, поступившие сюда из разобранного Сретенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Нам неизвестно, когда и кем именно сначала построена эта церковь ; только летопись называет ее первою на Москве, срубленною в лесу, который покрывал это урочище. При ней Первосвятитель Петр основал Митрополичий двор; с тех пор она на Петровом дворе, подобно Новгородской, ей соименной, называлась соборною 655 . Великий Князь Василий Темный в 1461 году, вместо ветхой деревянной, построил каменную; через 32 года, она сгорела и обрушилась в пожар, происшедший в Москве от небесного огня 656 ; тогда же под ее подвалами, или споями, сгорела казна Великой Княгини Софии Фоминишны. После этого, сын Темного Иоанн Грозный воздвигнул новую каменную церковь , которая освящена была 1509 года, Ноября 5 Митрополитом Симоном. В память рождения Царевича Димитрия, который, по древнему обычаю, в день рождения наречен Уаром, а при крещении Димитрием, пристроен к ней придел в честь С. Мученика Уара на месте древней церкви во имя С. Варлаама Хутынского, которому с XV века, Ноября 6, установлено праздновать в Москве и во всей России. Неизвестно нам состояние Предтеченской церкви во время пребывания Поляко-Литовцев в Москве; но, вероятно, она испытала туже бедственную участь, какой подверглись все Кремлевские церкви от грабительства врагов и от многих пожаров, опустошавших Кремль; ибо, кроме стен, в ней не находим ни одного памятника прежних веков, ни утварей, ни икон, ни хартий; заметны только позднейшие пристройки и поновления, отчасти изменившие стиль и характер ее зодчества, сходного с Новгородским церковным. В XVII веке при ней находилось кладбище, огороженное надолбами, под коим состояло земли 12 сажень вдоль и 9 поперек. Указом Царя Алексия Михайловича запрещено было при ней погребать умерших 657 . В начале XVIII века церковь сия окружена была разными зданиями каменными и деревянными; с одной стороны набережными палатами, с другой потешным конюшенным двором, где были конюшенная канцелярия, казначейская и цальмейстерские конторы, конская аптека; близ самой церкви стоял сарай с драгоценными каретами Цесарскою, Долгоруковскою, Меншиковскую Московской работы. В Троицкий пожар 1737 года, огонь, из Белого города проникший в Кремль, обхватил все сии здания, стесненные пространством 658 : тогда обгорели стены Предтечевской церкви и погибла древняя ее ризница; но вскоре храм был возобновлен Архитектором Мичуриным и потом причислен к ружным церквам. Разграбленная и обезображенная врагами в 1812 году, по выходе их, церковь сия с папертью служила пристанищем для бесприютных церковников; потом приведена в устройство и освящена. При возобновлении ее сломана и каменная щитообразная колокольница на северной стене церкви и паперть на западной стороне; после она обнесена каменным парапетом вышиною аршина в 3 с лестницею. Тогда же при сравнивании земли, на южной сторон открылось основание деревянного здания, примыкавшего к самой церкви; лежащие в земле бревна и перекладины обнаружили расположение жилища, может быть, остаток древнего двора Митрополичьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Христова на Песках (утраченная). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1781 и 1787. Год утраты:1934 (снесена) Архитектор:П.Е. Егоров Ссылки:   Адрес: Санкт-Петербург, 6-я Советская ул., 16 Координаты: 59.934707, 30.37295 Проезд:Санкт-Петербург, 6-я Советская улица, Рождественский сквер (ближайшее метро Площадь Восстания) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В XVIII веке строительством дворцов и придворных зданий ведала Контора (Канцелярия) строения домов и садов, сыгравшая важную роль в русском искусстве. В первые полвека существования Петербурга мастера Канцелярии жили на правой стороне Невы, что было неудобно, ибо центр города со временем переместился на левый берег реки. Поэтому в 1752 им были отведены участки за Лиговским каналом, в местности, именуемой Пески, которая была перед этим четко распланирована. Пески были уже отчасти заселены, и с 1720-х здесь стояла деревянная церковь. К 1737 ее, правда, разобрали, и для мастеровых Канцелярии на углу позднейшего Греческого проспекта и 6-й Рождественской улицы пришлось строить новое здание, освященное 11 марта 1753 и просуществовавшее всего 35 лет. Оно было переделано из путевого дворца, перевезенного из Усть-Ижоры. Храм быстро обветшал, и в 1757–1759 П. Неелову и Игнатию Росси пришлось его ремонтировать. 18 июня 1766 церковь была расширена приделом Всех святых. По проекту П. Е. Егорова 18 сентября 1781 на главной площади слободы был заложен каменный, на 2000 человек, храм. Он строился в стиле классицизма: с ионическим портиком на фасаде, большим куполом (высотой 13 саж.) и двумя звонницами по углам. К концу 1783 каменщики Степана Судакова выстроили здание вчерне. Своим видом оно напоминало Троицкий собор Александро-Невского монастыря. При постройке использовались камень и дерево, оставшиеся от разобранных дворцовых построек. Первый Всесвятский придел был освящен 6 ноября 1787, Рождества Богородицы – 8 сентября 1788, а ровно через год состоялось освящение главного придела. Резчики Канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков – образа, Ф. Д. Данилов и Ф. А. Щербаков – роспись. Лепку делали Иван Никитин и Андрей Лобашов.

http://sobory.ru/article/?object=34868

[Изд. по рукописи; предисловие и примечания протоиерея С. К. Смирнова]. – М., 1887. Смирнов П. А., протоиерей. История христианской православной церкви. – Б. м., г. – С. 283–285. Беляев А. А. Митрополит Платон, как строитель национальной духовной школы. – Сергиев Посад, 1913. Беляев А. А. Национальный дух митрополита Платона. – Сергиев Посад, 1913. Беляев А. А. Профессор Московской духовной академии П. С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном. – Сергиев Посад, 1910. – Вып. 1. Лысогорский Н. В. Московский митрополит Платон Левшин , как противораскольничий деятель. – Ростов-на-Дону, 1905. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 107–119. Поселянин Е. Об изучении жизни и трудов и чествования памяти Платона, митрополита Московского. – Сергиев Посад, 1912. Розанов Н. П. Московский митрополит Платон (1737–1812). – СПб., 1913. Громогласов И. М. Новое исследование о Московском митрополите Платоне. Критико-библиографический очерк. – М., 1907. Муретов С. Д. Письма митрополита Платона к высочайшим особам. С предисловием и примечанием С. Д. Муретова. – М., 1895. Муретов С. Д. Поздравление Вифанской духовной семинарии в день тезоименитства Московского митрополита Платона. – М., 1897. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 109. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 124, 128, 161. Бережанский Н. Уголок митрополита Платона//Русский паломник. – 1912, 52. – С. 826–828. Горский М. Русский Златоуст//Русский паломник. – 1912, 49. – С. 771–772. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 3-е изд. – СПб., 1903. – Т. 3. – С. 266–290. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 3. – С. 179, 369; т. 4. – С. 41, 72, 85, 98, 109, 115, 153, 200, 340. пр. 5.632: т. 5. – С. 230, 231, 770, 939. т. 6. – С. 2, 87, 397, 445; т. 9. – С 91, 92, 213, 285, 308, 377.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

б) Небольшой серебряный крест с надписью: «1724 года мая в 3 день построен сей святый крест на Дон в Троицкий Мигулинский монастырь при игумене Иосифе, строил войска Донскаго казак Василий Кременской, по обещанию на свои деньги». в) Евангелие, печатанное в 1730 году, с надписью по листам «Троицкого Мигулинского Монастыря игумена Иосифа келейное, весом всего серебра 158 золотников, ценою куплено по 6 алтын в Москве 1734 года». Но серебра на Евангелии не сохранилось. г) Находящаяся перед иконостасом выше передних врат искусная вызолоченная лампада, с 5-ти свечником, сверху украшенная старинным орлом, с пробою 1737 года. д) Евангелие с надписью по серебру на крышке: «Сие Евангелие сооружено собственным прикладом войскового атамана Данила Ефремова, генваря 2 дня 1750 года и отдано в Троицкий Мигулинский монастырь». Самое Евангелие за ветхостью переменено печатанным в 1805 году, прежнее, к сожалению не сохранилось. е) Один сосуд и дискос серебряные, вызолоченные; с пробою 1763 года. и) Один старинный стихарь, сшитый из простого льняного, белого, с выбойчатыми цветочками, полотна. Из святых икон в храме замечательна еще икона Феодоровской Костромской Божией Матери, большого размера, обложенная серебряною вызолоченною ризою (с пробою 1805 г.), — пожертвованная генералом от кавалерии войска Донскаго Дмитрием Иловайским, «в память родителей» его, — прислана при письме от 27 декабря 1808 года. На одной иконе честныя главы Иоанна Предтечи, — серебряная риза с пробою 1738 г., но прежняя живопись иконы не сохранилась и неизвестно когда возобновлена. Из других принадлежностей церкви, украшений и утвари замечательны по ценности: а) Большое Евангелие, печатанное в 1759 году, в серебряном вызолоченном окладе, сделанном в 1824 г., весом 1 пуд 35 фунт. б) На всех престолах сосуды с приборами серебряные, вызолоченные, из коих один для великих праздников в 6 ф. весом. Один ковчег, на Николаевском престоле, с пробою 1794 г., другие, за исключением монастырского, позднейшего времени. в) Девять местных икон покрыты ризами, стоющими до 5000 руб. Ризы эти построены разновременно: две в 1833 г., одна в 1845 г., одна 1848 г., одна в 1854 г., одна в 1859 г., две в 1860 г. и одна в 1863 г., Серебряные ризы находятся также на одной иконе над царскими вратами среднего олтаря — 1863 г., и на шести на царских вратах — 1864 г. Одни из этих окладов построены усердием и иждивением некоторых лиц, другие на сумму, собиравшуюся от доброхотных приношений прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=59593

1722 Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 268 об. 1723 Дмитриевский Τυπ ., 867. 1724 Кекелидзе, Литург. груз. пам. 276. 1725 Диаковский , Послед. нач. час. 25—30. 1726 Ркп. Моск. Синод библ. 328/383 л. 20 об. — 23; 329/384, л. 30 об. – 31 об. 1727 Там же, л. 4, л. 17. 1728 Алмазов А . Тайная исповедь в прав. вост. церкви. Одесса 1894 т. 2, стр. 117—120. 1729 Симеон Сол . Ответы на некот. вопр. отв. 32. 1730 Диаковский, Посл. Часов. и изобр., кор. листы. 1731 Кекелидзе , Литург, груз пам. 324. 1732 Ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 35/491, л. 15 об. Моск. Син. библ. греч. 381 л. 16. 1733 Ркп. Моск. синод библ. 328/383 л. 36 об. 1734 Тип. Ирины гл. 33, Migne , Patrol. s. gr. 127, p. 1054. 1735 Ркп. Моск. Тип. Библ. 229/144, л. 39. 1736 Дмитриевский , Τυπ . 233. 1737 Ркп. Моск. Типогр. библ. 205 142/1206, л. 20 об. 1738 Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 66 об. 1739 Ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 35/491, л. 15 об. Моск. Син. библ. греч. 381, л. 16. 1740 Никон. Черног . Панд. сл. 29 л. 202 и об. Другая редакция Пахомиева «Правила», помещаемая в позднейших Псалтирях Следованных: по обычном начале пс. 50, Верую, 100 молитв Иисусовых, Достойно есть и отпуст. 1741 Там же, л. 199 об. 200. 1742 Помещается в Псалтирях Следованных и Канонниках. но не во всех изданиях. 1743 Он есть уже в Студ-Алекс. уставе по ркп. Моск. Син. библ. 330/380 л. 269 в качестве особого правила после повечерия в форме одного чина, но без нынешнего заглавия. 1744 По упомянутому списку Студ. устава после 101 пс. мол. Манассии, пс. 50, трисвятое, 3 покаян. тропаря, славословие, «покаянны» гласа, Господи пом. 50, трисвятое 7 тропарей по ликам свв., Даждь нам Владыки и мол. Евстратия, – словом, как вночных часах Соф. 1052 и др. (см. выше, стр. 427). 1745 Напр., в ркп. Моск. Син. библ. 350/406 (Псалтирь XV в.), л. 7. 1746 Мансветов, Церк. уст. 296. 1747 На слав. яз. издано в 1620 г. в Вильне архимандритом Леонтием Карповичем под загл. «Вертоград душевный сиречь собрание и сочинение молитв исповедательных и благодарственных блаж. памяти иноком Фикарею святогорцем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

1400 Антифон, который поется во время раздробления Агнца и бывает различен по различию дней и случаев совершения литургии, – Antiphona, officio diei congrua. Daniel. P. 94. 1402 В изложениях литургии говорится, что священник произносит три молитвы перед причащением; но какие именно молитвы были в древнейшее время, в точности неизвестно; предлагаемые здесь помещаются в позднейших миссалах Амвросиевой литургии и согласны с римскими. Daniel, рр. 100–102. 1403 Вслед за этими молитвами Даниель (рр. 102–103) приводит из позднейших миссалов следующие слова, произносимые священником во время причащения Тела и Крови Христовой, почти во всем согласно с римской литургией: «Хлеб небесный приму и имя Господне призову»; «Господи, недостоин я, чтобы Ты вошел под кров мой, но только скажи слово, и исцелеет душа моя»; «Тело Господа нашего Иисуса Христа да послужит мне, принимающему, и всем, за которых я принес эту жертву, к жизни и радости вечной»; «Что воздам Господу за всё, что Он даровал мне? Чашу спасения приму, и имя Господне призову. Прославляя, призову Господа и от врагов моих спасусь». 1405 У Даниеля (р. 104) эта благодарственная молитва, начинаясь точно так же, продолжается иначе, заимствуя буквально мысли и слова из римского песнопения: Agnus Dei. 1406 Позднее употреблялись выражения: «Тело Господа нашего Иисуса Христа да соблюдет душу твою в жизнь вечную». Le Brun, р. 183. Но приведенное краткое выражение употреблено и в соч. De Sacram. Lib. IV, с. 5. 1407 Антифон перед отпуском литургии различный в разные дни. В изложениях замечается, что его повторяет и священник: dicit in cornu epistolae (Daniel, p. 108), т.е. произносит, стоя у левого края престола. 1409 Без перевода с греческого языка: Kyrie eleison. Кто произносит это, определенно не говорится в изложениях литургии. 1410 В некоторых миссалах предоставляется на выбор священника произносить перед благословением народа эту, согласную с римскою, молитву. Placeat tibi, или молитву Господню. Le Brun, р. 184. 1411 Это обыкновенное окончательное благословение народа видоизменяется в праздничные дни применительно к случаю, например, в день Рождества Христова: «Рождеством Господа нашего Иисуса Христа да благословит вас Бог и приведет к радостям рая». В праздники святых: «молитвами и заслугами Святого N да благословит» и пр. Le Brun, р. 185; Daniel, р. 112.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010