Киприана. С 1842 г. с зап. стороны к храму была пристроена трапезная, а к ней в 1845 г.- тесовая (с 1910 кирпичная) паперть. К нач. ХХ в. в результате пристроек первоначально небольшой храм Преполовения увеличился в размерах в 3 раза. Западные ворота мон-ря. 1734–1737 гг. Фотография. 2003 г. Западные ворота мон-ря. 1734–1737 гг. Фотография. 2003 г. В 1734-1737 гг. мон-рь обнесли каменной оградой, в 1734-1735 гг. к северу от собора был построен каменный настоятельский корпус, в 1736-1737 гг. вдоль вост. стены - 2-этажный братский корпус, одноэтажный корпус с жилой кельей, 3 погребами и 2 поварнями (в этом корпусе в нач. XIX в. размещалось ДУ), неск. хозяйственных зданий. В 1896-1897 гг. во Введенском храме было устроено помещение для миссионерской школы и хоры для певчих, в теплом переходе между Введенским и Архангельским храмами разместились 5 братских келий. C 1737 г. в корпусах В. м. существовала семинария, в 1786 г. переведенная в Вологду. Насельники По писцовой книге 1626 г., в В. м. помимо архимандрита, келаря и казначея жили 125 чел., в 1668 г. числились 62 старца, 24 больничных старца и 206 вкладчиков-бельцов. В 1764 г. В. м. был отнесен ко 2-му классу, по штату, в обители жили архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 пономаря, «просвиряк», ключник, чашник, подьячий, 16 «служителей» для архимандрита и «прочих в монастыре потребных служб», а также 30 заштатных «больничных» монахов, 4 «больничных» иеромонаха. К 1863 г. в мон-ре вместе с насельниками приписных обителей числились 25 чел., из них 15 монашествующих и 10 послушников, к нач. XX в.- 19 чел. О настоятелях В. м. до нач. XVI в., кроме прп. Киприана, ничего неизвестно. В XVI-XIX вв. во главе обители стояли архимандриты (за исключением периода с 1 нояб. 1786 по 13 окт. 1799, когда мон-рем управлял последний епископ упраздненной Великоустюжской епархии). При архим. Иове I (1536-1551, 1554-1567) царь Иоанн IV Грозный 17 мая 1550 г. дал мон-рю несудимую грамоту: «А кому будет чего искати на самом архимандрите, то его судит епископ Пермский и Вологодский Киприан, а старцев архангельских судит меж их архимандрит сам».

http://pravenc.ru/text/150145.html

– 33 – из Суражицкого монастыря в Каменский Успенский Стародубский 164 ). Был впоследствии (в 1752–1761 г.г.) епископом Черниговским и скончался в 1765 году на покое в Черниговском Троицком Ильинском монастыре 165 Жураковский Мелегий, иеромонах, в 1730 году префект Коллегиума 166 ). Прохорович Герман, иеромонах, в 1730–1731 году учитель пиитики в Черниговском Коллегиуме 167 ). В 1758–1761 годах он был игуменом Переяславского Михайловского монастыря 168 ). Смаржевский Товия, иеромонах, в 1732–1733 г.г. префект Коллегиума 169 ); в 1742 году игумен Костянский 170 ). Максимович Сильвестр, учитель пиитики в 1736–7 году 171 ). Михайлович Герасим, в 1737 году учитель реторики и префект Коллегиума 172 ); игумен Макошинский 173 ). Лепицкий Иоасаф Григориев, родом из Полтавы, воспитанник Киевский, иеромонах, в 1737 году учитель реторики и префект Коллегиума 174 ). Земнецкий Софроний Иванов монах, впоследствии иеромонах, родом из м. Золочева, в 1737 году преподававший пиитику, а в 1738 году бывший учителем реторики и префектом Коллегиума 175 ). В 1739 году он был вызван в учителя реторики в Московскую Академию 176 ); в 1742–1744 годах был игуменом Сретенского монастыря в Москве 177 ); но в 1745 году уже значился иеромонахом Межигорского монастыря 178 ). Захаржевский Пафнутий Захариев, родом из Львова, Киевский воспитанник, иеромонах, в 1737 году преподававший в Коллегиуме грамматику и синтаксиму 179 ). Впоследствии он был игуменом Чебоксарской Геронтиевой пустыни, но в 1748 году, отпросившись на обещание в Космо-Дамианский Спасский Юнговский монастырь, бежал неизвестно куда 180 ). Богославский Лазарь, иеромонах, в 1738–9 году преподававший в Коллегиуме реторику 181 ). В 1742 году он выбыл в Вятскую епархию, а затем в Воронежскую, в которой, до 1745 года, был архимандритом Дивногорского монастыря; в 1745–49 г.г. – Севского Николаевского монастыря 182 ). Корогодский Варнава Иванов, иеродиакон, в 1737 году преподававший в Коллегиуме аналогию и инфиму 183 ). Чарныский Пагкратий, иеромонах, в 1740 году окончивший курс Киевской Академии 184 ); в 1741–2 году был учителем пиитики и реторики и префектом школ 185 ). Вскоре он был назначен в проповедники в Москву и с 1746 года преемственно был архимандритом монастырей Даниловского в Переяславле Залесском, Иосифова Волоколамского, Можайского Лужецкого, Бирюкова, Черниговского Елецкого, Черниговского Ильинского Троицкого и опять Елецкого, в котором и скончался в 1773 году 186 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

получил разработанное архиеп. Феофаном и утвержденное Святейшим Синодом «Определение дела и пребывания, тако ж и удовольствования преосвященному архиепископу Иосифу, наместному нам в епархии нашей споспешнику», существенно ограничивавшее его полномочия на Корельской и Ладожской кафедре ( Никольский. 1897. Т. 8. С. 350). Очевидно, И. добился расположения и доверия архиеп. Феофана к себе, т. к. в марте 1736 г. все ограничения были сняты, И. была вручена вся полнота власти в епархии и в Юрьевом мон-ре. Более того, архиеп. Феофан, много занимавшийся лит. и просветительской деятельностью, фактически передал И. адм. дела управления Новгородской епархией, к-рые И. вел до кончины архиепископа (8 сент. 1736). 20 сент. И. совершил отпевание архипастыря в Новгороде ( Чистович. 1868. С. 586, 648). До назначения на Новгородскую кафедру архиеп. Амвросия (Юшкевича) (29 мая 1740) И. в течение 4 лет управлял Новгородской епархией. В письме в Святейший Синод от 16 нояб. 1737 г. он просил о прибавке содержания, а также «об отпуске в Москву для излечения от болезни и печатания на грузинском языке литературного труда, предпринятого для распространения религиозного просвещения Грузии» ( Никольский. 1897. Т. 8. С. 350). 20 дек. 1737 г. И. было повышено жалованье до 400 р. в год и назначено полное содержание от Юрьева монастыря (ОДДС. 1915. Т. 22. Стб. 192, 677). В 1737 г. И. и иером. Христофор (Гурамишвили) открыли при С.-Петербургской АН первую в С.-Петербурге груз. типографию для печатания груз. богослужебных книг. При помощи иером. Христофора были отлиты литеры груз. шрифта. Первой была издана «Русско-грузинская азбука» - букварь с приложением молитв на рус. и груз. языках. В 1737 г. в Москве на собственные сбережения И. была также основана груз. типография; здесь на груз. языке были изданы Псалтирь (22 дек. 1737), Триодь (1738), Евангелие (1739) и Октоих. По нек-рым данным, эта типография действовала сначала в Новгороде, а с 1740 г.- в Москве ( Каричашвили. 1929. С. 52). В марте 1740 г.

http://pravenc.ru/text/578507.html

«Иеромонах Гервасий Корда вышеписанное определение читал и своеручно подписался». Затем о совершившемся было послано донесение в Святейший Синод, а в ответном на доношение указе Святейшего Синода от 11-го декабря 1732-го года, на имя архимандрита Петра, было сказано: «в Троицком Александро-Невском Монастыре, на месте архимандрита Симона, по представлению твоему, наместником быть того-ж Монастыря иеромонаху Гервасию. И Троицкого Александро-Невского Монастыря архимандриту Петру с братией о вышеписанном ведать и о произведении оного иеромонаха Гервасия в наместника учинить по сему Ее Императорского Величества указу» 2162 . В донесении Святейшему Синоду о состоявшемся назначении иеромонаха Гервасия в наместника была ссылка на указ Святейшего Синода 20-го ноября, но этот указ, видимо, был словесный, и теперь письменный указ, восстанавливая формальный порядок, предписывал произвести иеромонаха Гервасия в наместника уже после совершившегося произведения его в эту должность. 25-го октября 1737-го года иеромонах Гервасий был посвящен во архимандрита Московского Симонова Монастыря, в котором и скончался 9-го марта 1745-го года 2163 . Место иеромонаха Гервасия занял иеромонах Досифей (Лебедевич), незадолго до назначения наместником, в том же 1737-м году, посвященный во иеромонаха 2164 . Прибыв в Александро-Невский Монастырь с первою группою вызванных в него из Киева монашествующих, в 1716-м году 2165 , он все время занимал в Монастыре низшие должности, в 1730-м году был трапезным 2166 . Возвела его на степень наместника его, по-видимому, опытность в строительном деле. Сколько можно утверждать по сходству почерка подписи, он является одним и тем же лицом с иеродиаконом Досифеем, заведовавшим в 1737-м году вместе с слугою Алексеем Савостьяновым постройкой нового скотного двора. Подпись относится к маю 1737-го года 2167 . В мае 1740-го года иеромонах Досифей обратился с просьбой к преосвященному своему архимандриту: с 26-го сентября 1737-го года, по его определению, труждается он в должности наместника «со всяким ко святой обители прилежно-тщательным и все усердным радением», в 1739-м году получил «на исправление келейных необходимых нуждно-потребностей» 60 рублей, которые и издержал, ныне, по примеру ежегодных выдать бывшему эконому, иеродиакону Иосифу (Жданову), просить выдать по благо-рассмотрению. Определено было выдать ему «половину против того, что в штате определено» 2168 . По позднейшей справке, иеромонах Досифей получал ежегодно, с 1739-го года, по 60-и рублей, кроме 1740-го года, когда выдано было ему только 50 рублей 2169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Церковно-общественное слово. 1918. 3. С. 16. Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епархии… С. 320–321. Там же. С. 323. Государственный архив Витебской области (далее – ГА ВО), ф. 1737, оп. 1, д. 2. Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епархии… С. 323. ГА ВО, ф. 1737, оп. 1, д. 2. Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епархии… С. 327–328. Горидовец В. В. Витебский мартиролог. Витебск, 2008. С. 57. Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епархии… С. 319. Витебское церковно-общественное слово. 1918. 10/11. С. 9. ГА ВО, ф. 56, оп. 1, д. 1. ГА ВО, ф. 246, оп. 5, д. 1. Советский справочник Витебской губернии. Витебск, 1921. ГА ВО, ф. 246, оп. 3, д. 4. Горидовец В. В. Хроники Витебского мужского духовного училища. (Электронный ресурс: http://witebsk.orthodoxy.ru/i2/vmdu/i/vmdu.zip; дата обращения: 23 января 2016 г.). Житие святого священномученика Николая, пресвитера Витебского/Сост. иерей В. Горидовец. Витебск, 2007. С. 7. ГА ВО, ф. 1737, оп. 1, д. 6. Там же, д. 2. Там же, ф. 246, оп. 2, д. 155. Там же, ф. 1737, оп. 1, д. 12. Алексей Андреевич Новиков, в 1917 г. занимал должность инспектора классов Полоцкого женского епархиального училища в Витебске, в 1918 г. член Витебского епархиального управления. Филипп Васильевич Ланге (ок. 1883 г.р.), воспитанник Витебских мужского духовного училища и духовной семинарии, кандидат богословия, выпускник Московской духовной академии 1908 г., бывший делопроизводитель епархиального училищного совета и преподаватель семинарии, родной брат военного священника Евсевия Ланге, вместе с которым в 1923 г. вошел в состав Витебского епархиального совета. Горидовец В. В. Витебский мартиролог. С. 61. ГА ВО, ф. 1737, оп. 1, д. 39. Там же. д. 59. Николай Антонович Крачковский (7 декабря 1869 г. – апрель 1942 г.), в 1919–1922 гг. староста Витебского Николаевского собора, в 1926–1929 гг. кандидат для рукоположения в сан епископа для патриарших приходов Полоцкой епархии, в 1930-х гг. преподавал в Ленинграде.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

Сергий , 1720. Феодосий , 1725. Даниил , 1726. Никанор , 1732–37, лишён сана. В 1737–40 управляли наместники. Герасим , с 1740; † 1760. Софоний Македонский , 1760–64, перев. в Трифонов. Давид перев. из Трифонова, 1764–1768. Игумены Нафанаил 1769 перев. из Верхочепецкого; † 1771. Платон Любарский произведён 1771 и 5 авг. 1772 перев. в Казанский Спасопреображенский. Мисаил , 1772–78, лишён сана. Адам , 1779–82. В 1782–85 управляли казначеи. Димитрий , 1785–91. Евгений , 1791–97. Архимандриты Мануил , 1798; † 1801. Иероним , 1801. Иннокентий 28 мая 1802 перев. из Орловского Спасского; до 1812. Иона , 1812–14. Феофилакт , 1814–24. Анастасий , 1824 и 25. Андрей , 1825–27. Иероним , 1827–29. Адриан Тяжелов произведён 22 окт. 1829, а 24 сент. 1833 перев. в Козловский Троицкий. Варлаам Денисов , 1834–40, 30 сент. (инспектор семинарии) перев. в Иркутский Вознесенский. Евгений , 1841–46. Вениамин , 1848–50. Гавриил , 1851–55. Вениамин , 1856. В 1857–9 вакансия. Евфимий , 1860–62. Дионисий , 1863–69. 3 Спасо-Преображенский, в Вятке, основан в 1624 г., ныне 3-го класса. [III, 682.] Игуменьи Евфимия , 1624–54. Мавра , 1661–71. Параскева , 1679–84. Анна Рязанцева , 1687–1703, окт. Варвара , 1711–14. Феодосии , 1737 и 38. Маргарита , 1764–72. Марианна , 1772–79. Афанасия , 1840. Сусанна , 1848–62. Емерентиана , 1863–66. 4 Богословский, близ Вятки, основан в 1723 г., упразднён в 1764. [V, 557.] Архимандриты Лаврентий Полторац кий , 1737–39. Иоасаф Потемкин , 1744, перев. в Трифонов. Иезекииль , 1760 и 61. Софоний , в окт. 1763. 5 Верховятского Преображенского Екатерининского, упразднённого [IV, 81]: Строители Павел , 1596. Гурий , 1614. Пахомий , 1693. Серапион , игум., 1707. Варсонофий , 1720. 6 Чепочкин Спасский, близ города Уржума, основан в 1622 г., упразднён. [VI, 655.] Игумены Кирилл Мачехин (строит.) 1645–47. Самсон , 1648 (строит.) Геласий , 1669 и 70, авг. Авраамий , 1674–77. Ануфрий , 28 дек. 1686. Макарий , 1687–99. Софроний , 1702, 15. Александр , 1716 и 17. Михаил , 1737.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С XV в. южнослав. списки полного корпуса Поучений Д. Г. практически отсутствуют, исключение - рукопись НБКМ. 1204 (нач. XVI в.). Отдельные Поучения содержатся во множестве монашеских и четьих сборников XIV-XVIII вв. (неполный список таких сборников, включая рус. списки, см.: Христова. 2001. С. 45-46. Примеч. 66). На Русь списки среднеболг. перевода сочинений Д. Г. приходят, вероятно, во 2-й пол. XIV в. через болг. посредство в эпоху «второго южнославянского влияния». XIV в. датируются по крайней мере 5 рус. списков: ГИМ. Чуд. 14; РГБ. Троиц. 163, 164; ГИМ. Увар. 373, 374. Начиная с XV в. корпус Поучений Д. Г. постоянно переписывался в виде отдельных сборников или вместе с «Лествицей», сочинениями преподобных Симеона Нового Богослова , Исаака Сирина , Петра Дамаскина и др. в таких книжных центрах, как Троице-Сергиева лавра (списки XV в.), Соловецкий мон-рь (списки XVI-XVII вв.), Кириллов Белозерский мон-рь (списки XV-XVII вв.), Чудов мон-рь (списки XV в.) и др. В XVI в. Поучения Д. Г. были включены митр. Макарием в состав ВМЧ под 5 июня (РНБ. Соф. 1322: Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 116-117; ГИМ. Син. 995: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 211-214 паг.]). И. Христова приводит перечень из 57 болгарских, сербских и русских списков полного корпуса Поучений Д. Г. ( Христова. 2001. С. 38-44): 14 принадлежат XIV в., 18 - XV в., 12 - XVI в., 11 - XVII в. и 2 рукописи - соответственно XVIII и XIX вв. Этот перечень может быть значительно дополнен, напр., следующими списками: ГИМ. Увар. 373, 374 (серб. XIV в.), 61 (рус. XV в.), 375, 881, 760 (рус. XVI в.) (описание см.: Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Т. 1. С. 156-162); РНБ. F. п. I. 42 (рус. кон. XIV - нач. XV в.; Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в б-ке графа Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 65), РНБ. Q. I. 210 (рус. XVI в.; Там же. С. 424-425); РГАДА. Мазур. Ф. 196. 780 (рус. сер. XV в.; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА/Сост.: И. Л. Жучкова, Л. В. Мошкова, А. А. Турилов. М., 2000. С. 177); рус. список Виленской публичной б-ки (ныне б-ка АН Литвы). 61 (XV в.); болг. список Нижегородской научной б-ки. 17531 (кон. XIV в.), включающий Поучения Д. Г. (Л. 1-176) и Житие прп. Василия Нового 2-й южнослав. редакции (рукопись попала на Русь в XV в., в XVII в. находилась на Украине, в частности, согласно одной из помет 1661 г., в киевском Пустынно-Николаевском мон-ре; см.: Кучкин. 1972); списки ВМЧ; рукописи Кирилло-Белозерского собрания (см.: Прохоров. 1999): 7 рус. списков полного корпуса Поучений XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 38/163, 24/1101, 101/1178, 22/1099, 11/2088, 387/503 (2-я пол.)); 5 - кон. XV - нач. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 23/1100, 45/170, 46/171, 89/214, 122/247); 1 - XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 121/246); 1 - кон. XVI - нач. XVII в. (РНБ. Кир.-Бел. 109/234); 1 - 1645 г. (РНБ. Кир.-Бел. 129/254).

http://pravenc.ru/text/180299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ (Комаровский Иван Иванович; 1703, Черниговский полк - 26.10.1765, г. Чернигов), еп. Черниговский и Нежинский. Сын священника, брат черниговского полкового хорунжия Василия Комаровского, внук настоятеля черниговского Троицкого собора Пахомия Комаровского († 1699). В 20-х гг. XVIII в., по окончании Киево-Могилянской ДА, И. Комаровский служил учителем синтаксимы, затем риторики в Черниговском коллегиуме. 1 нояб. 1730 г. в Чернигове был пострижен в монашество с именем в честь мч. Ираклия, в янв. 1731 г. рукоположен во иерея. Служил кафедральным писарем при Черниговском архиеп. Иродионе (Жураковском) . В 1732 г. в Чернигове И. был возведен в сан игумена, возглавлял последовательно костянский Свято-Троицкий близ г. Почепа, Благовещенский в г. Сураж мон-ри, в 1736-1737 гг.- Каменский Успенский мон-рь. 21 окт. 1737 г. архиеп. Иларионом (Рогалевским) И. был возведен в сан архимандрита и по прошению братии назначен настоятелем черниговского Болдинского во имя Св. Троицы и пророка Божия Илии мон-ря . При прежнем, старом и слепом настоятеле архим. Германе (Кононовиче; † 1737) монастырь «пришел в крайнее разорение... опустел и растощен, и в долгах многих» (ОДДС. Т. 18. С. 952). Новый архимандрит смог вернуть обители нек-рые имения. При нем территория мон-ря была расширена на запад, в связи с чем выстроена новая ограда с башнями, перед входом в собор возведен 2-этажный каменный архиерейский корпус с теплой ц. в честь Сретения Господня (1750) и с покоями архимандрита; 1-й этаж занимало 13 монашеских келий. В 1737-1752 гг. И. был также членом духовной консистории. Когда в 1750 г. гонимые польск. шляхтичами Свадковскими насельницы Борейковского Боровенского жен. мон-ря Белорусской епархии игум. Мария (Лазарева) с 13 монахинями перешли в Черниговскую епархию, И. оказал поддержку «странственно бедствующим и безместно скитающимся» и предоставил им для проживания монастырскую дачу - Мироновский скит во имя ап. Иоанна Богослова. 20 мая 1751 г. Синод поддержал и утвердил эту инициативу черниговского архимандрита.

http://pravenc.ru/text/673851.html

От сего да соблюдет нас всех Господь Бог своею благодатию. Аминь». Эти объявления разосланы были по всей С.-Петербургской епархии. Священники читали их, во весь великий пост 1737 года, по воскресным и праздничным дням, при собрании народа, и обязывались читать в предыдудущие посты, рапортуя Духовному правлению о чтении, и о том, какое действие производилось им на народ. Действие этой меры было доброе. По донесениям от духовенства С.-Петербургской Синодальной области, православные, в приходах на лицо состоявшие, в 1737 году, все исполнили долг исповеди, только некоторые, по совету духовных отцов, не сочли себя достойными приступить к причащению св. Таин. В год смерти императрицы, а именно 14 августа 1740 года, опять был дан св. Синоду именной указ о понуждении, на будущее время, подданных, Православной веры, чтобы ежегодно исповедовались и причащались св. Таин, с восстановлением, за уклонение, денежных штрафов Петрова времени (Собр. зак. т. XI, стр. 219 – 220, 8204). Сами же духовные, собственно священники, много пострадали по поводу исполнения этой меры. Дело в том, что одни из них не умели, а другие небрегли о составлении исповедных ведомостей. Заказчики духовных дел сверх того, доносили, что небрежение происходило от нравственных недостатков духовенства, и всего больше – от пьянства. Таких требовали в Духовное правление, допрашивали и подвергали штрафам. Но, в общем ходе вопрос об исполнении христианского долга, поставленный Петром великим принес хороший результат. 16 апреля 1737 года, императрица Анна Иоанновна, по снесению со св. Синодом, издала через сенат по этому делу пространный и строгий указ от всех прочих, ранее и позже его обнародованных, отличающийся тем, что при этом указе были приложены формы исповедных росписей и перечневых ведомостей. Прежде неаккуратно и неисправно подавались и даже не подавались эти ведомости, между прочим, и от того, что не знали, как их писать. Теперь всякому просто было составить их и Правление неотступно их требовало, и ведомости стали высылаться отовсюду. Форма же этих ведомостей с неважными переменами и доныне остается та самая, которая была утверждена в 1737 году (Собр. закон, т. X, стр. 114–125, 7226).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сретенский монастырь после большого московского пожара 29 мая 1737 года 12.11.2009 414 Время на чтение 4 минуты 29 мая утром в 11-м часу начался в Москве " великий пожар " . Граф Семен Андреевич Салтыков, который с 1732 года был оставлен главнокомандующим в Москве (после переезда царского двора в Петербург), писал императрице Анне Иоанновне, что " сначала загорелось за Боровицким мостом, на Знаменке, в приходе церкви Антипы Чудотворца, что у Колымажных ворот, на дворе князя Феодора Голицына или у Александра Милославского " . От великого и сильного ветра метало " жестоким полымем и искрами " на другие дворы, и сразу же пожар перекинулся в Кремль. Начали гореть потешные конюшни и потешный двор, весь императорский дворец, также соборы, монастыри, подворья и все коллегии, и канцелярии, и цейхгаузы. В Китай-городе выгорели гостиные дворы, торговые ряды, дома и монастыри. В Белом городе горело через Знаменку, Арбатскую, Тверскую и по Петровке, и то только те места, которые стояли против Кремля, а потом перекинуло через Неглинку. Горело по Рождественке, по Сретенке и по Яузской, кроме одного пушечного двора, а по Мясницкой и по Покровке, как в Белом городе, так и в Земляном, горело все. Выгорели новая и старая Басманные улицы, вся Немецкая слобода, слободской дом императрицы Анны Иоанновны, а также госпиталь и Лефортовская слобода. Пожар продолжался " до 4-го часа по полуночи " на 30 Всего в Москве пострадало 102 церкви, 11 монастырей, 4 дворца, 17 богаделен, 2527 дворов, 9145 покоев и прочего, в пожаре погибло 94 В ведомости московской синодальной канцелярии описаны последствия пожара в Сретенском монастыре: " Соборная церковь в целости, в церквях Николая Чудотворца, Марии Египетской утварь в целости, а кровли обгорели; игуменская келья, пятнадцать братских келий, конюшня каменная и теплая трапезная выгорели " С мая по сентябрь 1737 года монастырь не восстанавливался. Иеромонах Иаков, один из старейших насельников обители, который был принят еще игуменом с братиею Сретенского монастыря подал 26 сентября 1737 года в контору Правительствующего Сената доношение. Он обращал внимание, что игумена в монастыре нет, а во время большого пожара в Москве 29 мая в обители погорели кровли на церквах Божиих, игуменских и братских кельях и в теплой церкви Николая Чудотворца святые иконы и утварь выгорели. Писал, что без кровель от дождевых ливней размыло каменные своды у тех святых церквей и келий " наших убогих старцев " и что внутри церквей и в кельях имеется немалая течь. " Наш монастырь, - писал он, - весьма скуден, крестьян, земель и никаких заводов нет, также и игумена в монастыре нет "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010