Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОБИЛЬ Гобиль [франц. Gaubil; кит. Сун Цзюньюн] Антуан (14.07.1689, Гайак, Юж. Франция - 24.07.1759, Пекин), иезуит, католич. миссионер в Китае. Вступил в Об-во Иисуса 13 сент. 1704 г. в Тулузе. В июне 1722 г. приехал в Кантон (совр. Гуанчжоу, Китай), а с апр. 1723 г. продолжил миссионерское служение в Пекине, работал преподавателем в созданной указом цинского правительства школе лат. языка при Лифаньюане (Коллегии иностранных дел), сменив на этом посту ее основателя миссионера-иезуита Д. Парренена (1665-1741). В 1742-1748 гг. Г.- начальник франц. коллегии иезуитского ордена в Пекине. Руководил работой обсерватории, построенной на территории франц. миссии в 1754 г. Несмотря на гонения на иезуитов, начавшиеся в годы правления имп. Юнчжэна (1723-1735), пользовался покровительством последнего благодаря познаниям в различных областях европ. науки. Состоял в переписке с рядом западноевроп. и российских научных об-в и ученых, напр. с Г. З. Байером (1694-1738), Ж. Н. Делилем (1688-1768), Н. Фрере (1688-1749). Астроном, географ и историк, Г. за достижения в изучении астрономии и ботаники, а также за продвижение знаний о кит. науке и культуре в Европе избран членом Парижской АН, Лондонского королевского об-ва, иностранным почетным членом имп. С.-Петербургской АН (1739). При избрании в состав последней Г. были предоставлены новые вычисления долгот и широт рус. поселений на Камчатке и орографических объектов на кит. стороне р. Амур. Г. развил и переработал проект картографирования всей территории Китая, созданный его предшественниками-иезуитами. Он первым из европейцев картографировал и дал описания архипелага Лиу-Киу (совр. Рюкю) и о-ва Формоза (совр. Тайвань). Оказывал разностороннюю помощь дипломатическим представителям России при организации и ведении российско-кит. переговоров, проявил себя одаренным переводчиком. Г. принадлежат переводы, а в ряде случаев подробные изложения с кит. и маньчжурского языков, к-рые он знал в совершенстве, таких произведений кит. классики, как «И цзин» (Книга перемен), «Ли цзи» (Книга церемоний) и «Шу цзин» (Книга истории), последняя была удостоена особенного внимания европ. общественности благодаря работе над ней редактора и издателя франц. ориенталиста Ж. Дегиня (1721-1800). Г. сделал переводы фрагментов из исторических хроник времен династии Тан и летописи «Юань ши» (разд. «Бэнь цзи», связанный с преданиями о роде Чингисхана). Исследовал религ. ситуацию в период правления династии Тан, в частности он подробно остановился на характеристике иудейской и восточно-сир. общин. Из сочинений Г. следует упомянуть «Описание Пекина», исследования по кит. астрономии, математике и особенностям составления хронологии, исторический очерк о евр. общине в Китае, ряд др. работ. Похоронен на франц. кладбище Чжэнфусы в Пекине.

http://pravenc.ru/text/165199.html

Что же из этого выходит на практике? Вы сами сказали, сударыня, что сердце человеческое жаждет, чтобы ему говорил Бог. Если-бы вы сидели в Божием совете и видели с высоты, как род наш в своем ничтожестве и мраке без отдыха ищет Бога, вы конечно посоветовали бы Богу сжалиться и явить Себя людям. И видите ли, когда ап. Павел пришел в Ареопаг проповедовать грекам того Бога, Которому они поклонялись, не зная Его, то он сказал им почти слово в слово то же самое, что мы говорим теперь, т. е. что люди искали Бога, желая почувствовать или найти Его, хотя Он близок к каждому из нас, и что Бог с высоты взирал на эти времена неведения и теперь являет Себя людям. Леруа. Мне кажется, что мы еще не исчерпали вопроса о споре сердца с разумом, но ночь уже наступает, господа, и кто, как я, не хочет пропустить своей ежедневной прогулки при свете звезд, тот должен пожелать любезному обществу покойной ночи. После этих слов мы поднялись и осмотрелись кругом. Там и сям мерцали в сумерках первые бледные звезды. Почти полная луна стояла уже высоко на небе. По стальной поверхности озера тянулись серебристые полосы тумана и ложились на берег. Царила волшебная тишина, под воздействием которой успокаивались мысли. Недалеко от нас по гористому мысу поднимался человек и в эту минуту скрылся в тумане, опоясывавшем берег. Девилль указал на него рукой и серьезно произнес: – Ему надо только бодро идти на верх, и он выйдет из тумана на свет. М. Моравский (Продолжение следует). Кудрявцев Η.П. Евстафий Антиохийский//Богословский вестник 1910. Т. 3. 9. С. 66–78 (2-я пагин.). (Окончание.) 1730 —66— § 2. От внешности обращаемся к содержанию творений Евстафия и, прежде всего, к христологии антиохийского епископа. По учению св. Евстафия в Едином Лице Иисуса Христа нераздельно (διαιρτως) и неслиянно (συγχτως) 1731 два естества. 1732 Он не человек только, но обладает еще и природой Божественной. 1733 Рассматриваемый с этой последней стороны, Христос есть Бог 1734 невидимый (ρατος), 1735 самодовлеющий (ατρκης), 1736 бесконечный (πειρος), 1737 недомыслимый (περινητος), 1738 всеведущий, 1739 всемогущий (παντοδναμος), 1740 все исполняющий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Напротив, несколько месяцев спустя, мы видим, что Тутолмин, при личном свидании с Лисовским, опять высказывает «большое недовольство на базилиан за то, что они желающих благочестия людей разными способами отвлекают от принятия его» 1714 . И хотя Лисовский опять издал «энциклику» о том, чтобы униатское духовенство не препятствовало воссоединению тех, которые того желают 1715 , но это время уже не было блестящей эпохой воссоединения. В самом начале дела повторилось то, что с такой душевной скорбью переживал когда-то преосвященный Георгий Конисский , когда, вслед за присоединением к России Белоруссии, он напрасно представлял в Петербург, что многочисленные поступающие к нему, преосвященному, прошения от униатов твердят о желании униатов «оставить унию, которую они приняли насильно и соблюдают только наружно, всегда в сердце своём благочестие неизменно храня», и возвратиться в благочестие – «в виду того что вера православная стала господствующею, а ея императорское величество, бывшая покровительница, сделалась повелительницей и, следовательно, народу тамошнему более пленену быть в совести своей ни Божим, ни гражданским правомне следует» 1735 . Идут прошения о воссоединении – свидетельствовал преосвященный Георгий – не только от отдельных личностей, но и от целых приходов, даже деканатов 1736 . «Давно ждавшие этого счастия» 1737 – возможности воссоединения – «со слезами просят возвращения вблагочестие», и некоторые из них домогались воссоединения еще, будучи под Польшей. И жидам ведь дозволяется переходить в православие, – неужели несчастные униаты хуже жидов? 1738 . Но этот вопль Белорусского владыки отклика не находил. Дело возврата в православие насильно совращенного в унию народа могло повлечь за собой такие значительные осложнения для государства, всеми силами по необходимости стремившегося в то время, прежде всего к водворению внутреннего и внешнего спокойствия, что нетерпеливые стремления народного сердца в возвращённом России крае были принесены в жертву обережению благополучия всего государства. Из Петербурга преосвященному Георгию шёл один ответ, что от «коллегии иностранных дел потребовано уведомление, не явится ли по нынешним обстоятельствам какого препятствия» 1739 . А коллегия молчала. «Податели», – писал опять преосвященный Георгий, представляя новые прошения» 1740 : «многолетним терпением весьма уныли, а иноверцы медление резолюций толкуют слабою надеждою на удержание провинций, владельцы же мстят своим подданным, ищущим возвращения в благочестие» 1741 . Но ответ был один: «Как по прежним донесениям его, преосвященнаго, из коллегии иностранных дел ответ не получен, то и по новым – – – от рассмотрения удержаться» 1742 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Мы сочли бы нарушением своего долга перед Богом и перед королем, если бы не потребовали отчета за такие злоупотребления, доходящие до такой степени, что вы готовы отдать всех королевских подданных за одного из ваших новых христиан, потому что вы взяли над ними такую власть, что, не взирая на законы, сами судите их безапелляционно, а это нарушает права судебных учреждений, которые Его Величеству угодно было установить в Пондишери, и даже образует нечто вроде инквизиционного трибунала среди новых христиан. Если вы откажетесь от беззаконной власти, которую вы захватили в Пондишери, и не станете мешать нам в исполнении обязанностей, на нас возложенных королем, вы найдете во мне истинного друга, который с великим удовольствием назовется вашим нижайшим и покорнейшим случаю. Эбер. Крепость Пондишери, 20 октября 1708 г.». Это письмо прекрасно согласуется с, выше приведенными нами, документами. Миссионеры других орденов не одобряли преступное потворство иезуитов относительно верований поклонников Брамы. После папского порицания, капуцины прервали с иезуитами сношения, вследствие чего возник раскол, продолжавшийся 25 лет, к великому ущербу христианской проповеди. Наконец, в 1735 году капуцины согласились примириться с иезуитами, давшими им письменное обязательство соблюдать последний декрет Климента XII, относительно малабарских обрядов. В этом декрете от 24 августа 1734 года, Климент XII отнесся снисходительно ко многим очень большим послаблениям, впоследствии запрещенным Бенедиктом XIV, но осудил многие другие, допущенные иезуитами. Последние плохо исполняли данное обещание. 13 мая 1739 года Климент XII обратился грамотою к епископам и миссионерам в Восточной Индии. В ней он подтвердил свой декрет от 24 августа 1734 года и предписал им дать клятву в безусловном исполнении папского предписания. В тот же день папа послал особую грамоту епископам в Мадуру, Мессур и Карнат, в которой делает им выговор за нерадение при обнародовании декрета 1734 года, и приказывает точное его соблюдение. Эти три португальских епископа были членами иезуитского ордена, вполне ему преданные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

К перечисленным (в примечании) городам её нужно прибавить крепость Новохоперскую и г. Черкасск, не внесенные в окладную книгу, вероятно вследствие своеволия донских казаков во главе с атаманом Василием Фроловым, на что жаловался м. Пахомий. 315 Новые города – Бахмут, на р. Бахмуте, правом притоке Донца, построенный в качестве крепости в 1703 г. близ соляных источников, открытых во второй половине XVII в. на р. Бахмуте 316 и городки по р. Айдар: Белолуцкий, Осиповский, Закотенский и Беленный (Старая Белая), основанные в первой четверти XVIII в., в значительной мере колонизовали южные пределы Воронежской епархии, пограничные с Белогородской в бассейнах Донецких притоков рр. Бахмута и Айдара. Г. Бахмут добровольно основали маячене и торяне, занявшие места, принадлежавшие Святогорскому монастырю. Колонизация р. Айдара была принудительной. В 1717 г. адмирал Апраксин строжайше предписал Острогорскому полковнику Тевяшеву перевести острогорских казаков Киевской губернии (из Ливен, Старооскола, Корочи) и Воронежской (Талецкого – Тальца, Землянска, Чернавска, Ендавища, Гвоздева, Перлевки) на рр. Тулучееву, Богучар, Айдар и др.; при переселении казаки должны были продать по вольной цене свои земли и усадьбы. Невольное переселение не могло быстро и густо заселить новые места. Тем не менее после строгого приказа 1717 г. по р. Айдару постепенно образовались сотенные города: Старая Белая, Закотное, Осиповка, и Белолуцк, вошедшие в состав Воронежской епархии. 317 Русское правительство, настойчиво добиваясь выселения черкасов из отдаленных городов на Северный Донец, старалось придвинуть населенные границы России к югу и соединить их с г. Черкасском, удержанным за Россией после Азовского похода в низовьях р. Дона и принадлежавшим Воронежской епархии. 318 В 1731 году на левом берегу р. Дона, почти против Черкасска, заложена крепость св. Анны для ограждения входа в Дон со стороны турецких владений. 319 Оставалось еще немного двинуться к югу и граница России вставала при море. Война с Турцией, начавшаяся с 1735 года, была счастливее Азовских походов Петра. В марте 1736 г. русские войска осадили Азов, а 19 июня он был взят. По миру с Турцией в 1739 году Азов окончательно остался за Россией, но под условием срытия закреплений. Окрестности Азова должны остаться пустыми и служить границей между Россией и Турцией. В силу такого условия Россия не могла восстановить Таганрога, оставив море турецким; зато она получила право построить крепость на Донском острове – Черкасске. 320

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1732 Проф. Якимов сближает этого ангела с ангелом, истреблявшим израильтян при Давиде (Якимов, Толк. на Ис., стр. 607–608). 1735 Ангела, явившегося в первый раз Агари, г. Глаголев находит основания отожествлять с Божественною личностью (на основ. сопоставления Быт.16:9–10 с 17:5 и 18:18), но не решается сделать этого в виду ст. 11 («услышал Иегова»...) (Глаголев, цит. соч., стр. 138–139); но по нашему мнению, слова ст. 13 – – могут иметь решающее значение для признания божественности. Также в пользу тварности решает он вопрос и об Ангеле второго явления Агари – » (ibid, 142); здесь в пользу божественности может говорить 21:18 («Я произведу от него великий народ»). Можно согласиться с г. Глаголевым в признании тварности «ангела с неба», остановившего принесение в жертву Исаака (ibid, 143–144) и, пожалуй, еще «ангела», явившегося Валааму ( Чис.22:22 и сл.), хотя в последнем случае и есть веские данные также в пользу отожествления » с Иеговою (ibid, 145–147). Несомненно, Божественной личностью является «Ангел Иеговы», виденный Иаковом ( Быт.31:11 ; – ср. ст. 13 и 3 и Быт.28, 12–15 ), а также и «Ангел», явившийся Моисею в терновом кусте ( Исх.3:2 ; – ср ст. 4, 6, 7 и след.). To же надо сказать и о в Исх.14:19 (ср. 13:21–22) и » » в Суд.2:1, 4 («Ангел Иеговы из Галгала»), равно как и об «Ангеле», являвшемся Гедеону ( Суд.6:11 и сл.) и Маною (13:3–21). Не ясна божественность » », воспеваемого Деворой ( Суд.5:23 ) Что касается, наконец, до «Ангела» Захарииных видений, то у него » » упоминается вместе с другими (тварными) ангелами, подчиненными Ему. Любопытно здесь отметить, что Захария, по-видимому, отличал «Ангела Иеговы» от самого Иеговы (ср.1:12–13). Но божественность Его все-таки подчеркивается и здесь (ср. переход Его речи в речь самого Иеговы во 2:9–13, особенно замену Его имени именем Иеговы в 3:2 и параллелизм имен и » » в 12:8). 1739 Вопрос об «Ангеле Иеговы» имеет, по словам автора, «богатейшую и разнообразнейшую литературу», в которой, начиная с древнейших времен, можно различать следующие направления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

купил за 8 бочек золота богатое шлеэийское поместье Вартенберг, и был инициативой объявления Россией войны туркам в 1735 г.; в продолжение этой войны, долговременной и бесполезной, но дорого стоившей и кровопролитной, избран, интригами же, на престол герцогов курляндских 2 июня 1737 г.; оставшись, однако, обер-камергером русской императрицы, взял свое, а именно: по заключении с турками Белградского трактата 7 сентября 1739 г., получил, при торжествовании мира в Петербурге, огромный золотой, осыпанный бриллиантами бокал, с указом внутри на отпуск предъявителю 500 тысяч рублей из статс-конторы, 14 февраля; сгубил кабинет-министра А. П. Волынского, заклятого врага своего, казненного отсечением головы 27 июня; объявлен по завещанию императрицы Анны и в самый день воцарения двухмесячного императора Ивана VI (см. 94) регентом империи Всероссийской 17 октября; но после трехнедельного регентства, в силу слезных жалоб оскорбляемой им матери императора, Анны Леопольдовны (см. 31), схвачен фельдмаршалом Минихом в постели ночью на 9 ноября 1740 г.; отправленный немедленно в Шлиссельбург, там предан суду, обвинен в государственной измене и приговорен к смерти, но помилован вечной ссылкой в Пелым (слобода Туринского уезда Тобольской губернии) 18 апреля 1741 г.; с воцарением императрицы Елизаветы переселен на житье в Ярославль, где ему с семьей положено 5 тысяч рублей содержания, в 1742 г.; при вступлении на престол императора Петра III освобожден из заточения 11 января и, вызванный в Петербург, получил от государя, по-прежнему, андреевскую ленту с золотой шпагой, 24 марта, а после переворота 28 июня отпущен самодержавной Екатериной II в Митаву, на свой герцогский престол, 23 августа 1762 г.; там принимал у себя императрицу и бодро скакал подле дверец ее кареты в 1764 г.; но, одряхлев совершенно, передал управление герцогством старшему сыну своему в 1769 г. и умер в Митаве 7 декабря 1772 г. Тело его, хранившееся набальзамированным в митавском замке, погребено там же весьма недавно. Герцог Бирон был женат на Бенигне-Готтлиб-фон-Трейден, от которой имел двух сыновей: герцога Петра и принца Карла, да одну дочь, Гедвигу, в православии Елизавету, за действительным тайным советником бароном А. И. Черкасовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 1721 г. Петр I после завершения Северной войны, начал свой знаменитый " Персидский " или " Каспийский " поход с целью овладеть западной частью Каспийского моря, и предотвратить турецкую агрессию в Иран и на Кавказ. Конечной целью петровского похода было присоединение к России Восточной Армении и Восточной Грузии. Летом 1722 г. русские войска вступили в Дербент и заняли города Баку, Решт и ряд прикаспийских районов. Однако дальнейшее продвижение русских войск было остановлено широкомасштабной турецкой агрессией на Кавказ, и однозначной поддержкой Турции со стороны Англии и Франции. И хотя России были навязаны условия, по которым она не могла оказать прямую военную поддержку борющейся армяно-грузинской стороне, однако русское правительство оказывало негласную поддержку и материальную и моральную армянскому национально-освободительному движению Сюника и Арцаха. И даже в такие неблагоприятные для русской дипломатии времена, не снимался с повестки дня вопрос о присоединении Восточной Армении и Восточной Грузии к России. И только скоропостижная кончина Петра I отодвинула присоединение Восточной Армении и Восточной Грузии к России до начала XIX века. Черту под многовековое геополитическое противостояние подвели три русско-турецкие войны в XVIII веке. В результате войны 1735-1739 гг. русские войска перенесли театр военных действий в Крым и взяли Бахчисарай, а в 1737 году татары были разбиты в Карасу-Базаре, были освобождены Азов и Очаков, причем победы достигались сравнительно малыми потерями в сравнении с неприятелем (подчас в 10 раз). Война закончилась Белградским мирным договором, по которому России был возвращен Азов. Первая война при Екатерине II 1768-1774 гг. была начата Турцией и закончилась Кучук-Кайнарджийским миром 20 июля 1774 года и присоединением к России причерноморских провинций. Вторая война 1787-1791 гг. завершилась Ясским миром и навсегда ликвидировала господство Турции в Причерноморье, а русский флот получил право свободного прохода через проливы. В результате русско-турецких войн XVIII и XIX столетий Турции были нанесены такие удары, от которых она уже не смогла оправиться вплоть до новейшего распада СССР.

http://pravoslavie.ru/5113.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОРЕНБУРГ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Панорама г. Оренбурга Город основан 19 апреля 1743 года. До этого его дважды закладывали в других местах. В 1730 году хан (орды) Младшего казахского жуза Абулхаир обратился к Российской империи с просьбой о вступлении в подданство. Так для укрепления влияния России в Зауралье была отправлена экспедиция под руководством И.К. Кирилова, которой было указано заложить город-крепость. 31 августа 1735 г. у места впадения реки Орь в реку Яик (в настоящее время Урал) и был заложен город Оренбург. Однако место города было выбрано довольно не рационально - оно постоянно затоплялось весенним половодьем. 20 августа 1739 город Оренбург был заложен снова ниже по реке Яику в урочище Красная гора. Но по проекту И. И. Неплюева город-крепость Оренбург следовало перенести на место слияния Сакмары и Урала (Яика). И именно на этом месте 19 апреля 1743 г. Оренбург был основан в последний, третий раз. Оренбург строился как город-крепость, который был призван охранять юго-восточную границу России, и одновременно с этим город планировался как центр хозяйственно-экономического общения с Востоком. Поэтому город Оренбург носил военный и торговый характер одновременно: тут были размещены и казармы, и артиллерийский двор, и и военные учреждения, и пороховые погреба, и гостинный и меновой дворы, а также таможня. 15 марта 1744 г. была образована Оренбургская губерния с центром в Оренбурге. В состав губернии тогда входили земли нынешнего Северного и Западного Казахстана, а также Башкирии, Челябинской области, некоторые части земель Татарстана, Курганской области, Самарской области, а также Пермской, Тюменской и Свердловской областей. С 5 октября 1773 года до 23 марта 1774 года город был осажден армией Е. Пугачева . Долгое время Оренбург был и городом-тюрьмой, местом ссылки заключенных. С 1920 по 1925 годы Оренбург был столицей Киргизской (Казахской) АССР.

http://drevo-info.ru/articles/19262.html

Характерно также указать на меры, принятые при ветковской выгонке против раскольнических «наставников», «учителей» и требоотправителей. В 1735 году, издавая указ о рассылке ветковцев, правительство, не щадя своего высокого авторитета, рекомендовало прибегнуть даже к обману. Исполнительным властям указывалось, чтобы они до объявления раскольникам о рассылке «всякими удобными способами разведывали, кто между ними есть наставники и учителя, показывая, будто того желают ведать для определения их к ним, раскольникам, по-прежнему; и как о них о всех разведано будет, тогда тех наставников и учителей всех взять под крепкий караул, и держать до указа и писать в Сенат и Синод 13 . В следующем 1736 году, отвечая на вопрос тогдашнего правителя Малороссии князя Шаховского о поселившихся в Стародубских слободах ветковских выходцах, Сенат снова напоминал ему, чтобы он «велел иметь смотрение секретно, дабы между ними, раскольники, не было их раскольнических наставников» 14 . Эти распоряжения имели в некоторой мере роковое значение для стародубских раскольников, не только поповцев, но и беспоповцев. Усердным исполнителем этих велений высшей власти явился тогдашний стародубский полковник Афанасий Прокофьевич Радищев (1734–1741), распространивших их силу не на одних ветковских выходцев, а на всех вообще живших в слободах раскольнических наставников. Около 1738–1739 гг. он повел «разыскивание» раскольнических «попов» и «наставников» в таких размерах и с такою беспощадностью, что в «духовном чине» у слободских раскольников настало «великое оскудение». «Духовный чин – священников, такожде иноков и инокинь из оных слобод – без остатку все разобраны и разосланы по разным и незнаемым монастырям и скитам, а иных многих расстригали и в службу определяли». Долго потом слобожанам, поповцам и беспоповцам, были памятны эти годы, составившие в истории стародубского раскола своего рода эпоху 15 . Я не говорю уже о том, что в 1736 году раскольники Стародубских слобод были сравнены платежом оклада с прочими раскольниками 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010