Вечером в рамках Межрелигиозного диалога Австрии епископ Подольский Тихон принял участие в рождественском ужине, который был дан Федеральным канцлером Австрии Вернером Файманом. До начала официальной части епископ Тихон был представлен кардиналом Кристофом Шёнборном Федеральному канцлеру В. Файману как новый представитель Русской Православной Церкви на австрийской земле. 2 декабря епископ Подольский Тихон прибыл в венгерский город Хевиз. В сопровождении настоятеля строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» протоиерея Николая Кима архиерей посетил католический храм, в котором два раза в месяц совершаются православные богослужения. 3 декабря, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ Тихон совершил всенощное бдение в храме прп. Сергия Радонежского г. Будапешта. 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ Тихон совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Будапешта. За богослужением возносились молитвы на церковнославянском, греческом и венгерском языках. По окончании богослужения епископ Тихон провел ряд встреч с клириками и прихожанами храмов епархии. 5 декабря архиерей посетил храм Живоначальной Троицы в г. Дебрецен. В сослужении настоятеля храма священника Варнавы Шипоша владыка совершил панихиду по приснопамятному Патриарху Алексию II . В тот же день архиерей посетил храм св. вмч. Георгия Победоносца в г. Ньиредьхаза. Вечером епископ Тихон совершил всенощное бдение в канун дня памяти святителя Николая Чудотворца (по новому стилю) в храме Живоначальной Троицы города Мишкольца. 6 декабря, в день памяти святителя Николая Чудотворца, епископ Тихон возглавил торжества по случаю 225-летия основания Никольского храма в г. Токай. С 1733 по 1798 гг. в Токае действовала Российская токайская миссия по закупке для Российского императорского двора токайского вина. В 1790 г. был построен храм свт. Николая Чудотворца. На Литургии присутствовали мэр г. Токай Дьёрдь Пошта, военный атташе посольства России в Венгрии М.В. Воробьев и казаки — представители Всевеликого войска Донского, прибывшие на торжества. По окончании богослужения, которое транслировалось по местному телевидению, епископ Тихон совершил славление перед иконой свт. Николая и обратился к верующим с архипастырским словом. Затем управляющий епархией провел ряд рабочих встреч с мэром г. Токай, представителями посольства Российской Федерации и Всевеликого войска Донского.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4292022...

В Иоанно-Предтеченской церкви находилась плащаница на кумаче с изображением св. прав. Христа ради юродивого Георгия, Шенкурского Чудотворца, мощи которого находились в церквях Велико-Николаевского прихода. Здесь хранился и пятичный образ святого и рукописная служба ему с кратким житием. Мощи святого были обретены нетленными в начале 16-го века при стольнике князе Михаиле Васильевиче Хворостине (ум. 22.3.1514), устроившем часовню и каменную гробницу над телом св. Георгия и написавшем упомянутую плащаницу, которая лежала долгое время на гробнице угодника, а затем перенесена была в Георгиевскую церковь. 13 апреля 1716 г. архиепископ Варнава дал грамоту на розыски мощей игумену Иоанно-Богословского монастыря Евфимию и протопопу Шенкурского Благовещенского собора Иову. Церковно-приходская школа помещалась в собственном здании, устроенном при помощи св. Иоанна Кронштадтского, пожертвовавшего 400 руб., и при особенном старании диакона Петра Корелина. Приписная церковь: в бывшей Квалгозерской пустыни, в 10-ти верстах от приходских храмов, деревянная, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Пустынь на Квал горах при озере Юмзе учреждена по грамоте митрополита Никона, потомками Своеземцевых (из рода преп. Варлаама Важеского) или Едемских, давшими землю для пустыни. В 1652 г. старец Феодор построил церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь сгорела через 34 года. Вместо нее жители Едемских деревень построили новую, освященную 14 февраля 1688 г. В этой пустыни братии почти не было, жили в ней один или два монаха, например, в 1675 г. - старец Пахомий, в 1728-1732 г.г. - Никифор. За неимением настоятеля и братии, ею заведовали с 1728 по 1732 г.г. священник Шенкурского Троицкого женского монастыря Феодот Едемский, с 1733 г. - настоятели Иоанно-Богословского монастыря, в 1764-1779 г.г. - строитель Макарьевской пустыни. В 1780-1789 г.г. пустынь с церковью были приписаны к Райбальскому приходу, в 1790-1880 г.г. - к Шенкурскому собору, с 1881 г. - к Велико-Николаевскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=12485

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Шуваловы Помещаемая здесь поколенная роспись Шуваловых основана на отказных листах вотчин и других актах, относящихся до Осипа Семёновича 8) и Ивана Андреевича 13) Шуваловых, из коих виден переход имений из поколения в поколение, также на рядной записи Прасковьи Захарьевны Шуваловой, рождённой Ершевской. Эти акты и рядная запись хранятся, в подлиннике, у графа Петра Павловича Шувалова. В списке владельцев населённых имений, в 1699 году, находятся двое Шуваловых. От одного из них, Дмитрия Шувалова, происходят дворяне Шуваловы; от другого, Максима Ивановича, происходят графы Шуваловы. отцовский КОЛЕНО I: Максим Иванович Шувалов КОЛЕНО II: Иван Максимович старший, генерал-майор и святого Александра Невского кавалер † в июне 1736 Егор Максимович Иван Максимович младший, гвардии капитан; женат на Ратиславской КОЛЕНО III: Граф Александр Иванович , фельдмаршал и святого Андрея кавалер; рождение 1710 † 1771; женат на Екатерине Ивановне Кастюриной † 1790 Граф Пётр Иванович, фельдмаршал и святого Андрея кавалер; рождение 1711 † 4 января 1762; женат 1) на Мавре Егоровне Шепелевой, рождение 23 апреля 1708 † 9 июня 1759; 2) на княжне Анне Ивановне Одоевской † в январе 1762 (оба сына от 1-го брака) Екатерина Ивановна, рождение в ноябре 1725 † 30 августа 1788; за генерал-майором Иваном Ивановичем Олениным NN Ивановна, за генерал-поручиком Алексеем Андреевичем Хитрово Иван Иванович, обер-каммергер, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 1727 † 1797 Прасковья Ивановна, за генерал-поручиком князем Николаем Фёдоровичем Голицыным КОЛЕНО IV: Графиня Екатерина Александровна, рождение 1733 † 1821; за действительным тайным советником графом Гавриилом Ивановичем Головкиным Граф Андрей Петрович, действительный тайный советник; кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 23 июня 1744 † 24 апреля 1789; женат на графине Екатерине Петровне Салтыковой, рождение 2 октября 1743 † 13 октября 1816 КОЛЕНО V: Граф Пётр Андреевич, генерал-лейтенант; рождение 1771 † l808; женат на княжне Софие Григорьевне Щербатовой (во 2-м брак за французским графом де-Шленкур де-Борни)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Iriarte monitum, 2837–40. Notitia FH., 87, I, 9–12. PROCOPIUS TYRORUM. pr., s. VI, 86, I. Commentarius de 70 discipulis et 12 Apostolis (ad calcem Chronici Paschalis), 92, 1059–76=Dorotheus. Notitia FH., 86, I, 227–8. PRODROMUS. Vide THEODORUS P. PSELLUS. Vide MICHAEL P. PTOLEMÆUS, s. II, 19. De apparentiis inerrantium, 869–904. Inerrantium stellarum significationes, latine, 905–14. Judicium Petavii, 867–70. PTOLEMÆUS HæRETICUS, s. II, 7. Epistola ad Floram (Massuet), 1281–92. Q QUADRATUS Athenarum ep., s. II, 5. Fg. ex Apologia, 1265–6. Notitia G., 1261–6. QUINTIANUS Asculanus ep., s. V, 15. Epistola ad Petrum Fullonem (Mansi), 1733–8. XII anathematismi (id.), 1737–40. R RABBULAS EDESSENUS ep., s. V, 77. Epistola ad Cyrillum, latine (inter cyrillianas, 73), 347–48; pars ejusdem in Synodico, с. 200, 84, 814–15. Canones (M.), 1473–6. Notitia Lequien, 1473–4. RHODON, s. II, 5. Fg. adversus Marcionem (Routh), 1333–38. Notitia Hieronymi, 1331–2. RICHARDUS O. P., s. XIII-IV Contra Mahometem (liber græce translatus a Deme-trio Cydonio), 154, 1035–1152. ROMANUS SENIOR, CP. imperator, 920–44. Aurea bulla pro monasterio Xeropotami, 113, 1059–68. RUFINOS, s. IV-V, 17. Liner de adulteratione librorum Origenis, 615–32. Latinæ interpretationes. Vide sub verbis ORIGENES, PAMPHILUS, EUSEBIUS, BASILIUS, GREGORIUS NAZIANZENUS. Basilius: Homiliæ S. Basilii 1–8 quas transtulit B. de græco in latinum, 31, 1723–94. Incipit præfatio, 1723. 1 . In psalmum primum, 1723–33. 2 In illud Attende tibi, 3733–44. 3 . In illud Destruam horrea, 1744–53. 4.    De invidia, 1753–61. 5 .    In principio Proverbiorum, 1761–82. 6 .    De fide, 1781–85. 7 .    Epistola ad virginem lapsam, 1785–90. 8 .    In psalmum 59, 1790–94. GREGORIUS NAZIANZENUS, libri 1–10: prologus Rufini tantum, 36, 735–36. S SAMONAS GAZENSIS ер., s. XI, 120. De sacramento altaris disceptatio cum Achmed Saraceno, 821–32. Notitia G., 819–20. SAMUEL ANIENSIS, s. XII, 19. Summarium temporum, latine 607–742. Mai præfatio, 599–606. SANCHONIATON.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

было открыто Новгородское наместничество с Новгородской и Олонецкой провинциями. Генерал-губернатор Сиверс рекомендовал имп. Екатерине II «возвысить в город Петрозаводскую слободу, которая могла бы скоро разбогатеть, благодаря своему мрамору, железу и промышленному духу жителей Олонецкой провинции». Получив в 1777 г. статус города, Петрозаводск в 1782 г. стал адм. центром провинции вместо Олонца. Петропавловская ц. Петрозаводска (в то время единственная в городе) в 1783 г. получила статус собора и соборный причт (протоиерей, 2 священника, диакон, 4 причетника). Первый прот. Григорий Фёдоров († 1798), «Священное Писание и корельский язык знающий», был переведен на службу в собор из священников г. Каргополя. За «притеснения» священно- и церковнослужители, певчие, звонари и другие отправляли многочисленные жалобы в Синод на еп. Иоанникия. 26 июля 1779 г. Синод указал епископу действовать «духом кротости», от телесных наказаний воздержаться и быть «под точным смотрением» архиеп. Гавриила, к-рому и поручалось разбирать жалобы на епископа, чтобы не «утруждать» Синод. Еп. Иоанникий хоронил скончавшегося 19 февр. 1780 г. архимандрита Александрова Свирского мон-ря Иринарха; вступил в конфликт с его преемником, архим. Варлаамом (Романовым; † 1790). В «смотрение» епископа поступила учрежденная при Олонецком архиерейском доме семинария, занятия в к-рой начались с 1780/81 уч. г. 10 марта 1782 г. еп. Иоанникий, согласно поданному 12 февр. прошению, был уволен на покой «по немощам» с пенсией 500 р. в год. Пребывал в новгородском Хутынском мон-ре, затем - в Юрьевом мон-ре, где скончался и похоронен. Определенный 25 апр. 1782 г. епископом Олонецким архим. Виктор (Анисимов или Онисимов; ок. 1733 - 29 марта 1817) был хиротонисан 3 июля в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Невском проспекте в С.-Петербурге. Так же как епископы Антоний и Иоанникий, он окончил Новгородскую ДС (1-й выпуск); принял постриг в 1758 г. В 1761-1765 гг. в сане иеромонаха состоял при рус. дипломатической миссии в Мадриде (Испания).

http://pravenc.ru/text/2578349.html

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. — новый каменный Успенский собор. В XVIII в. уменьшилась опасность со стороны татар: 1737 г. — дата последнего, известного нам кочевнического погрома. Но мирная жизнь в монастыре нарушалась уже другими бедствиями — моровая язва приносила опустошения не менее значительные, чем татарские набеги. Между тем, несмотря на неблагоприятные условия, монастырь никогда не отказывал нуждающимся в его нравственной и материальной помощи. Некоторые из настоятелей обители славились своей образованностью и состояли членами Духовной Консистории, даже занимали епископские кафедры. Например, архимандрит Иларион Григорович, настоятельствовавший с 1733 г., был впоследствии архиепископом Крутицким и стяжал в Москве славу благодатного святителя. В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический — Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет. О первоначальной истории подземного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских почти ничего не известно, кроме того, что уже в XVIII в. он был утерян. Обретение храма произошло только в 1845 г., когда его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, — так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия. Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.

http://azbyka.ru/palomnik/Донецкая_облас...

…были возмущены неровным браком графа Николая Петровича Шереметева. — П. И. Ковалева-Жемчугова (1768–1803) — талантливая крепостная актриса. С ее деятельностью связан расцвет крепостного театра в подмосковном имении Кусково богатейшего вельможи гр. Н. П. Шереметева. В ноябре 1800 года она стала женой графа. 107 joli-мopдumьcя — кичиться красотой, внешностью (от франц. joli — красивый). 108 …граф Нельи, описал за границею…— Имя графа Нельи, вероятно, вымышлено. Записки, о которых идет здесь речь, принадлежат Карлу Массону (1762–1807). Они были изданы в четырех томах в Париже в 1802–1804 годах под названием «Mémoires secrètes sur la Russie pendant les règnes de Catherine et de Paul I» («Секретные мемуары о России во время царствования Екатерины и Павла 1»). В течение всего XIX века книга была запрещена в России и не переводилась. В 1859 и 1863 годах в Париже вышло второе издание книги. На русском языке отдельные отрывки из мемуаров К. Массона были напечатаны в журнале «Голос минувшего», 1916, кн. 4 и след. 109 Открытие кредитных учреждений относится ко второй половине XVIII века. В 1775 году был создан Приказ общественного призрения, который ведал выдачей ссуд дворянам под движимое и недвижимое имущество. В 1786 году учрежден Государственный заемный банк, в 1817 году — Государственный коммерческий банк. Вся эта система кредитных учреждений, основанная на крепостнических и сословных принципах, просуществовала до реформы 60-х годов XIX века. 110 Князь М. М. Щербатов (1733–1790) — дворянский историк, политический деятель и публицист, автор книги «О повреждении нравов в России», которая впервые была издана Герценом в Лондоне в 1858 году, а затем по подлинным рукописям напечатана в журнале «Русская старина» в 1870–1871 годах (тт. II–III). В книге с аристократических позиций Щербатов остро и зло критиковал политику Екатерины II. Сетуя на «повреждение нравов» дворянства, развитие фаворитизма, Щербатов особое внимание обращал на огромные расходы дворян, связанные со стремлением превзойти и затмить друг друга роскошью. Он протестовал против всяких привилегий и предоставлений чинов и дворянского звания купечеству. Лесков внимательно изучал взгляды Щербатова, ряд приводимых им фактов он использует в настоящей хронике. 111

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

в) хранятся также: манифест о смерти Петра I, указы от имени императриц Анны и Елизаветы и также распоряжения Белгородских архипастырей: епископа Епифания 1723 года, архиепископа Петра 1733 года, епископа Иосафа 1754 года, Луки 1756 года и прочее. Таким образом, нет сомнения, что первая Николаевская церковь в Червленой построена не позже 1652 года, тем более, что и в переписи 1732 года о черкасах Червленого, подданных сотника Татарчукова, сказано, что они поселены «лет с 80», следовательно в 1652 году. Причт владеет 33 десятинами земли пахотной, 20 десятинами леса, 1547 саженями усадебной земли, половиною доходов с мельницы; четыре акта на эту мельницу помещаем ниже. По переписи 1732 года, в Червленом 240 вольных черкасов, 122 подданных. За тем было: в 1750 году 398 муж., 389 жен., в 1770 году 632 муж., 610 жен., в 1790 году 668 муж., 668 жен., в 1810 году 625 муж., 665 жен., в 1830 году 635 муж., 696 жен., в 1850 году 523 муж., 529 жен. пола. В метрике за 1742 год, самой старой из сохранившихся, показано родившихся 23 муж., 20 жен. пола, умерших 20 муж., 13 жен. пола, – это такие числа, которые показывают на значительное число прихожан того времени. Умерших от холеры 1848 года было до 100 человек. По межевой червленской книге видно, что в 1669 году Червленая пострадала от татар, а некоторые из боярских детей, живших тогда в ней, были взяты в плен. ПРИГОРОД КАМЕННЫЙ На правом берегу Псла, в 15 верстах от Лебедина. Полномочные России и Польши в окончательном определении путивльской границы 1647 года постановили: возвратить России «Городище Каменное на реке Псле, от Путивля едучи до Псла, на Путивльской стороне, да к тому Городищу слободу Каменную, повыше того Городища полторы версты, и с землями и с лесами и с водами и с мельницею и со всякими угодьи». Городище при Каменном Пригороде ныне остаётся пограничным между Харьковскою и Полтавскою губерниями. Это небольшой хутор помещика Бурова, расположенный на скате горы, обращённом к юго-востоку; от Пригорода Каменного он в полуторе версте.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Метрики о ямпольцах начинаются с 1729 г. По Святогорскому Синодику видим, что 1718 г. для жителей Ямполя был весьма грозен, тогда многие из них спешили умилостивить гнев Божий, изливавшийся в страшной моровой язве, благотворениями храму своему в Святогорской обители. В 1833 г. неурожай хлеба и голод так были велики, что богатые делались бедными, а бедные близки были к голодной смерти. Да и в 1848 г. не менее упала хозяйственная часть, а особенно от сильного падежа скота. Холера 1831г. в Ямполе по милости Божьей действовала слабо, в метрике означено за тот год умершими от неё только 5 душ. Милосердная десница Господня соблюла Ямполь от цынги, свирепствующей в 1849 году; ибо хотя и умерло от неё до 5 человек, но то были сторонние люди, а не коренные Ямпольские жители. По переписи 1762 г. в Ямполе 305 душ муж.; затем по церковным ведомостям: в 1750 г. 430 муж., 405 жен.; в 1790 г. 1364 муж., 1475 жен.; в 1810 г. 1706 муж., 1733 жен.; в 1830 г. 1098 муж., 1200 жен.; в 1850 г. 1170 муж., 1248 жен. РАЙГОРОДОК Райгородок – первоначально расположен был при устье р. Торца. Ещё доселе видны остатки бывшего вала и жилищь; там же был храм. По переписным книгам земель Святогорского монастыря 1665 г. видно, что здесь был Крестовский юрт – поселение в виде хутора. Орновский в своей похвальной поэме Захаржевским, пишет: там, где была Казацкая пристань, Константин Захаржевский построил Райгород. За построение его, Константину и Григорию прислана похвальная грамота от царей Иоанна и Петра, это было в 1685 году. Разлив Донца вынудил перенести и храм и поселения жителей в другое место: в апреле 1735 г. Райгородской священник Илья Боярский писал: «В прошлом 714 г. посвящён я в священство Преосвящённым Илларионом, Митрополитом Белгородским, Изюмского полка в село Райгородок к церкви Архангела Михаила; а в прошлом 728 г. оную церковь полая вода разнесла совсем; церковь ещё и поныне не сооружена, а приходские люди по разным местам разошлись, осталось только одиннадцать дворов, в котором приходить, за малолюдством, пропитаться мне не возможно». По такому положению священник просил перевести его на праздное место в с. Гусинку. В 1749 г. «при Архангельской церкви села Райгородка плоказаны 77 дворов» и священник Михаил Боярский. Следовательно, в этом году уже существовал новый храм и, конечно, на новом месте. Ныне существующий храм деревянный построен в честь собора Архистратига Михаила в 1780 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Был ли храм в Черкасском городке, не видно. Но во владельческом имении первый деревянный храм, в честь Знамения пресвятой Богородицы, построен в 1793 году помещиком Михаилом Шидловским. Генеральша Потапова, известная по стратси к проектам всякого рода, начала строить здесь каменный храм едва ли менее огромный, чем был Соломонов, но дела страстей – ветер. Другой храм, каменный, другим владельцем почти окончен. Число прихожан: в 1790 г. 920 душ муж., 870 жен.; в 1810 г. 1060 муж., 982 жен.; в 1830 г. 1556 муж., 1613 жен.; в 1850 г. 1547 муж. 1596 жен. V Изюмский Округ До половины 18 столетия был степью. Замечательные поселения его – Барвенково, Богодаровка, Александровка, Приволье и Курулька. БАРВЕНКОВО Барвенково – на берегу реки Сухого Торца. Старожилы, по преданию предков своих, так говорят о начале слободы Барвенковой: более чем за 100 лет пред сим, на месте нынешней Барвенковой, поселился хутором казак Барвенок, к которому после перешли и другие семьи. Хутор Барвенка расположен был при отвесистом берегу реки Торца и теперь называемом пристен. От того и поселение получило название Барвенковой Стенки. Первые жители сего места маливались в молитвенном доме. Этот рассказ оправдывается и частью дополняется письменными актами. В ордере князя Кантемира от 22 марта 1760 года предписывается начальству Харьковского полка доставить сведение, на каком оскновании посылаются казаки в Барвенковский форпост с своим содержанием, что так отяготительно для них. И здесь же говорится, что в Барвенковой Стенке учреждён форпост бывшим бригадиром Капнистом, назначившим, не известно по чьему распоряжению, посылать туда по 200 казаков с их содержанием. Так как бригадир Капнист распоряжался в Харьковском полку с 1752 года, то учреждение форпоста в Барвенковской Стенке надобно отнесть к тому же времени, а хутор Барвенка, давший своё имя месту, основался, конечно, прежде того времени. Казак Барвенок, оставивший своё имя Барвенковой Стенке, без сомнения был запорожец, и первое население Барвенковой принадлежит Запорожью. Известно, что паланки запорожцев разбросаны были «от устья Самары вверх по Самаре, на Волчьих водах до вершин их, и к реке Орлу», то есть были и там, где нынешняя Барвенкова Стенка. Барвенок основал эту слободу, по всей вероятности, вскоре после того, как в 1733 году запорожцы вновь перешли в подданство России.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010