П.В. Долгоруков Графы и дворяне Шуваловы Помещаемая здесь поколенная роспись Шуваловых основана на отказных листах вотчин и других актах, относящихся до Осипа Семёновича 8) и Ивана Андреевича 13) Шуваловых, из коих виден переход имений из поколения в поколение, также на рядной записи Прасковьи Захарьевны Шуваловой, рождённой Ершевской. Эти акты и рядная запись хранятся, в подлиннике, у графа Петра Павловича Шувалова. В списке владельцев населённых имений, в 1699 году, находятся двое Шуваловых. От одного из них, Дмитрия Шувалова, происходят дворяне Шуваловы; от другого, Максима Ивановича, происходят графы Шуваловы. отцовский КОЛЕНО I: Максим Иванович Шувалов КОЛЕНО II: Иван Максимович старший, генерал-майор и святого Александра Невского кавалер † в июне 1736 Егор Максимович Иван Максимович младший, гвардии капитан; женат на Ратиславской КОЛЕНО III: Граф Александр Иванович , фельдмаршал и святого Андрея кавалер; рождение 1710 † 1771; женат на Екатерине Ивановне Кастюриной † 1790 Граф Пётр Иванович, фельдмаршал и святого Андрея кавалер; рождение 1711 † 4 января 1762; женат 1) на Мавре Егоровне Шепелевой, рождение 23 апреля 1708 † 9 июня 1759; 2) на княжне Анне Ивановне Одоевской † в январе 1762 (оба сына от 1-го брака) Екатерина Ивановна, рождение в ноябре 1725 † 30 августа 1788; за генерал-майором Иваном Ивановичем Олениным NN Ивановна, за генерал-поручиком Алексеем Андреевичем Хитрово Иван Иванович, обер-каммергер, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 1727 † 1797 Прасковья Ивановна, за генерал-поручиком князем Николаем Фёдоровичем Голицыным КОЛЕНО IV: Графиня Екатерина Александровна, рождение 1733 † 1821; за действительным тайным советником графом Гавриилом Ивановичем Головкиным Граф Андрей Петрович, действительный тайный советник; кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 23 июня 1744 † 24 апреля 1789; женат на графине Екатерине Петровне Салтыковой, рождение 2 октября 1743 † 13 октября 1816 КОЛЕНО V: Граф Пётр Андреевич, генерал-лейтенант; рождение 1771 † l808; женат на княжне Софие Григорьевне Щербатовой (во 2-м брак за французским графом де-Шленкур де-Борни)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Переяслав. Вознесенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Ансамбль Вознесенского монастыря расположен в центре города. Архитектурный облик монастыря начал формироваться с момента строительства Вознесенского собора (1695-1700 г.г.). В 1738 г. на территории монастыря был открыт коллегиум – высшая школа, разместившийся в деревянном здании. Пожар 1748 г. уничтожил в монастыре все деревянные постройки. Новое кирпичное здание коллегиума построено в 1753-1757 г.г. Ансамбль окончательно оформился после строительства колокольни в 1770-1776 г.г. В 1782 г. к восточной части колокольни пристраивают Варваринскую церковь (разрушена в 1941-1945 г.г.). В конце XVIII-haчaлe XIX в.в. с восточной стороны монастырской территории был построен двухэтажный корпус. В его нижнем этаже располагались торговые ряды с подвалами-складами, в верхнем вначале – общежитие для бурсаков, а в конце XIX в. – монастырская школа. С юга, запада и севера монастырь был обнесен высокой кирпичной стеной. В 1916 г. торговые ряды со школой сгорели и остатки их были разобраны. Теперь ансамбль монастыря состоит из Вознесенского собора, колокольни и коллегиума. В зданиях монастыря разместился филиал Переяслав-Хмельницкого государственного исторического музея. Ансамбль Вознесенского монастыря является одним из лучших в истории украинской архитектуры и каждое его здание представляет большую историческую и художественную ценность. Вместе с другими памятниками Переяслава-Хмельницкого ансамбль играет большую роль в силуэте города. Здания ансамбля пострадали в годы Великой Отечественной войны. Восстановлены в 1954-1964 г.г. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: 1983 г. Монастырь расположен в центре древнего посада Переяслава, севернее территории цитадели. В 1695-1700 г.г. здесь был воздвигнут каменный собор Вознесения Господня. Оплачивал строительство гетман Иван Мазепа. Вместе с деревянными строениями, поставленными в те же годы вокруг собора, храм образовал архитектурный ансамбль нового мужского монастыря. Когда в 1700 г. в городе возродили существовавшую в эпоху Киевской Руси епископскую кафедру, Вознесенский монастырь стал резиденцией правящего архиерея (первую кафедру занял тогда епископ Захария Корнилович). Создание монастыря положило начало образованию нового центра города. До 1733 и с 1785 г.г. епископ Переяславский служил викарием при Митрополите Киевском, а в период между этими датами – архиереем самостоятельной епархии; его ведению подлежала опека не только Переяславщины, но – до 1790-х г.г. – и православного населения Правобережной Украины, которое, за исключением Киева с округой, до конца XVIII в. оставалась под властью католической Польши.

http://sobory.ru/article/?object=29717

Благовещенская церковь Александро-Невской лавры передана епархии августа 2023 Помещения церкви Благовещения Пресвятой Богородицы комплекса Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, в которых располагался Музей городской скульптуры, передали в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Соответствующее распоряжение от 23 августа опубликовано на сайте комитета имущественных отношений городской администрации. " Передать в безвозмездное пользование религиозной организации для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом, на срок 100 лет нежилое помещение площадью 473,8 кв. м в здании по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, дом литера Д, помещение 12-Н, находящееся в государственной собственности Санкт-Петербурга и являющееся имуществом казны Санкт-Петербурга, относящееся к числу объектов культурного наследия федерального значения " Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с усыпальницей. Здесь похоронен Суворов А. В. (1729-1800), полководец " , входящим в состав объекта культурного наследия федерального значения " Александро-Невская лавра " , - говорится в документе, подписанном заместителем председателя комитета имущественных отношений Андреем Карельским. В распоряжении отмечается, что решение о передаче приняли на основании письменного заявления Санкт-Петербургской епархии  от 18 августа. Благовещенская церковь - первый каменный храм Петербурга. Ее построили в 1717-1724 годах (возведение каменного Петропавловского собора взамен деревянного завершилось только в 1733 году). В день освящения верхнего храма, 12 сентября 1724 года, туда были доставлены мощи святого Александра Невского, они были перенесены в Лавру по указу Петра I из Владимира. В Александро-Невском храме святыня находилась до постройки в 1790 году Свято-Троицкого собора. В 1930-е годы помещения первого и второго этажей Благовещенской были переданы Музею городской скульптуры. Вопрос о возвращении в ведение лавры всех ранее относившихся к ней помещений, включая Благовещенский храм, в обители ставили с 1996 года, когда она вновь стала действующей. В марте 2021 года комитет имущественных отношений опубликовал распоряжение о передаче помещений на втором этаже церкви, находившихся в пользовании Музея городской скульптуры, в безвозмездное пользование епархии. В новом распоряжении речь идет о помещениях нижнего этажа. Для музея подобраны помещения в других исторических зданиях Санкт-Петербурга.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Вознесенский мужской монастырь (Переяслав-Хмельницкий) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Вознесенский мужской монастырь - православный мужской монастырь Бориспольской епархии Украинской Православной Церкви. Один из крупнейших архитектурных ансамблей эпохи Гетманщины, памятник зодчества национального значения. Архитектурный комплекс монастыря входят в состав Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав». Монастырь расположен в историческом пригороде Переяслав-Хмельницкого с выходом на центральную площадь. Вознесенский собор и колокольня являются главными архитектурными доминантами в застройке и ландшафте - их хорошо видно отовсюду, даже с противоположного берега Днепра. Содержание История [ править править код ] Монастырь расположен в центре древнего посада Переяслава, севернее территории цитадели. В 1695-1700 гг. здесь был воздвигнут каменный собор Вознесения Господня. Оплачивал строительство гетман Иван Мазепа. Вместе с деревянными строениями, поставленными в те же годы вокруг собора, храм образовал архитектурный ансамбль нового мужского монастыря. Когда в 1700 г. в городе возродили существовавшую в эпоху Киевской Руси епископскую кафедру, Вознесенский монастырь стал резиденцией правящего архиерея (1-м кафедру занял тогда епископ Захария Корнилович). Создание монастыря положило начало образованию нового центра города. До 1733 и с 1785 гг. епископ Переяславский служил викарием при Митрополите Киевском, а в период между этими датами – архиереем самостоятельной епархии; его ведению подлежала опека не только Переяславщины, но – до 1790-х гг. – и православного населения Правобережной Украины, которое, за исключением Киева с округой, до кон. XVIII в. оставалась под властью католической Польши. В 1785-1793 гг. центром епархии временно был правобережный г. Слуцк, в 1799 г. ее переименовали в Малороссийско-Переяславскую, в 1803 г. – в Полтавско-Переяславскую, в 1847 г. кафедру перенесли в Полтаву (до нач. ХХ в. Переяслав оставался в составе Полтавщины). В 1816 г. штат братии монастыря перевели в г. Саратов, после чего Вознесенская обитель считалась внештатной, «с неопределенным количеством монашествующих», а в 1847 г. была приписана к Полтавскому Архиерейскому дому.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_м...

Разделы портала «Азбука веры» 24 Авг 2023 Помещения Благовещенской церкви Александро-Невской лавры передали Русской Православной Церкви на 100 лет В Избранное Решение приняли на основании письменного заявления Санкт-Петербургской епархии РПЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 августа./ТАСС/. Помещения церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в комплексе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, в которых располагался музей городской скульптуры, передали в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Соответствующее распоряжение от 23 августа опубликовали на сайте Комитета имущественных отношений администрации Санкт-Петербурга. “Передать в безвозмездное пользование религиозной организации для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом, на срок 100 лет нежилое помещение площадью 473,8 кв. м в здании по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, дом литера Д, помещение 12Н, находящееся в государственной собственности Санкт-Петербурга и являющееся имуществом казны Санкт-Петербурга, относящееся к числу объектов культурного наследия федерального значения “Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с усыпальницей. Здесь похоронен Суворов А. В. (1729–1800), полководец”, входящим в состав объекта культурного наследия федерального значения “Александро-Невская лавра”, — говорится в документе, подписанном заместителем председателя комитета имущественных отношений Андреем Карельским. В распоряжении отмечается, что решение о передаче приняли на основании письменного заявления Санкт-Петербургской епархии РПЦ от 18 августа. Благовещенская церковь — первый каменный храм Петербурга. Ее построили в 1717–1724 годах (возведение каменного Петропавловского собора взамен деревянного завершилось только в 1733 году). В день освящения верхнего храма, 12 сентября 1724 года, туда были доставлены мощи святого благоверного князя Александра Невского, они были перенесены в Лавру по указу Петра I из Владимира. В Александро-Невском храме святыня находилась до постройки в 1790 году Свято-Троицкого собора. В 1930е годы помещения первого и второго этажей Благовещенской церкви были переданы Музею городской скульптуры.

http://azbyka.ru/news/pomeshhenija-blago...

Церковь Александра Невского (Потсдам) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого благоверного князя Александра Невского — православный храм, построенный в 1826-1829 годах на исторической территории русской колонии Александровка в Потсдаме. Относится к Берлинской епархии Русской Православной Церкви. Немецкое название — Russisch-Orthodoxen Kirche des heiligen Alexander Newskij. Содержание История [ править править код ] Первые храмы в Потсдаме [ править править код ] После того, как прусский король Фридрих Вильгельм I преподнёс в дар Петру I Янтарный кабинет, русский царь в ответ прислал 55 рослых русских гренадеров вместе с их семьями для гвардейского батальона короля. Традиция присылать русских солдат к месту квартирования в Потсдаме сохранялась и позднее. Для богослужения к солдатам приезжал русский священник из Берлина, а весной 1733 года из Александро-Невского монастыря был командирован священник Василий Щербацкий. Им 31 марта, в присутствии королевской семьи, в двухэтажном деревянном доме у канала была освящена православная церковь святых праведных Симеона и Анны. После смерти в 1740 году отца Василия службы проводились присланным сюда священником Андреем Барановским, а затем приход окормляли священники Берлинской посольской миссии, приезжавшие в Потсдам раз в год. К 1750 году богослужения в храме прекратились, а в 1756 году его здание было передано королём под театр, в конце 1770-х годов оно было снесено. Богослужения же совершались в арендованных помещениях, что оплачивалось из королевской казны. После этого оставшиеся русские, служа мирским чином, собирались для молитвы в доме купца Люттиха на Линденштрассе. В 1790 году их было всего 20 человек, а к 1805 году остался только инвалид Стефан, хранивший церковную утварь, которую три года спустя пришлось сдать в магистрат. Таким образом, 1808 год можно считать годом закрытия прихода. Современная церковь [ править править код ] Идея строительства нового храма возникла при проектировании русской колонии Александровка. Закладка церкви состоялась 11 сентября 1826 года протоиереем берлинской посольской церкви Иоанном Борисовичем Чудовским. На торжестве присутствовал прусский король. Храм строился на средства императора Николая I, прусского короля и русской казны по проекту В. П. Стасова. Строительные работы велись под руководством архитектора К. Ф. Шинкеля, внесшего в проект существенные изменения, и при участии каменных дел мастера Бланкенхорна.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Алекса...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (17(28).10.1759 (1760?), с. Нов. Усолье (ныне г. Усолье Пермской обл.) или Пермь - 21.02(5.03).1814, С.-Петербург), рус. художник и архитектор периода классицизма, создатель Казанского собора в С.-Петербурге. А. Н. Воронихин. Неизв. художник. До 1811 г. (ГРМ) А. Н. Воронихин. Неизв. художник. До 1811 г. (ГРМ) Род. в семье крепостных гр. Строгановых, обучался рисованию и живописи в иконописной мастерской в с. Ильинском, затем в Пыскорском мон-ре, с 1777 г.- в Москве, в 1779 г.- в С.-Петербурге, где был служителем при П. А. Строганове (сыне президента АХ А. С. Строганова). В 1785 г. получил вольную. Вместе с П. А. Строгановым совершил ряд путешествий по России и за границу как художник и учитель рисования, посещал клуб якобинцев в Париже. Во время пребывания в Германии, во Франции и в Швейцарии (1786-1790-е гг.) В. занимался архитектурой. За полотно «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793) в 1794 г. Советом АХ был признан «назначенным по перспективной и миниатюрной живописи», за картину «Вид Строгановской дачи» (1797) получил звание академика перспективной и миниатюрной живописи. С 1795 г. В.- личный архитектор гр. П. А. Строганова. В 1800 г. за проект галерей у ковша Самсона, обелиска и ваз-фонтанов в Петергофском парке был утвержден АХ в звании архитектора, в это же время начал педагогическую деятельность, в 1802 г. стал профессором, в 1811 г.- старшим профессором архитектуры, руководителем архитектурного класса. Главное произведение В.- Казанский собор в С.-Петербурге, над проектированием и строительством к-рого он начал работать в 1800 г., присоединившись по протекции гр. А. С. Строганова к объявленному годом ранее конкурсу. Имп. Павел I велел на месте упраздненной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (1733-1737, архит. М. Г. Земцов ) построить храм с окружающей площадь колоннадой наподобие ансамбля собора св. Петра в Риме и площади перед ним. Утвержденный ранее проект Ч. Камерона в нояб. 1800 г. был отвергнут и заменен вариантом В. По мнению О. Медведковой, базиликальный план собора в проекте В. более соответствовал представлению имп. Павла I о будущем соборе, вдохновленного идеей объединения Церквей.

http://pravenc.ru/text/155274.html

Бенедиктинцы ) было организовано особое подразделение - конгрегация св. Мавра (см. Мавристы ), имевшее задачей издание источников по истории собственного ордена (Acta Sanctorum Ordinis Sancti Benedicti, 1668-1733. 9 т.), по христ. аскетике и монашеству (Asceticorum, 1648 - сборник-путеводитель по духовному чтению; Bibliotheca Patrum ascetica, 1661. 5 т.) и по патристическому наследию в лице его наиболее значительных представителей. В рядах конгрегации трудились Л. д " Ашери, Ж. Мабийон, Б. де Монфокон и др. (подробная история деятельности представлена в кн.: Lenain. 2006-2018). Благодаря хорошей организации текстологического и эдиционного процессов, а также подготовке собственных научных кадров мавристы добились высокого уровня издания древних текстов. В результате полуторавековой деятельности вплоть до упразднения конгрегации в годы Французской революции (1790) были изданы полные корпусы творений самых выдающихся представителей греч. и лат. патристики - свт. Афанасия Великого (1698-1700. 3 т.), свт. Василия Великого (1721-1730. 3 т.), свт. Григория Богослова (1778; был издан лишь 1-й том), Оригена (1733-1759. 4 т.), свт. Иоанна Златоуста (1718-1738. 13 т.), свт. Амвросия (1686-1690. 2 т.), блж. Августина (1679-1700. 11 т.), блж. Иеронима (1693-1706. 5 т.), свт. Григория I Великого (1705. 4 т.) и др. Со 2-й пол. XIX в. при национальных научных академиях выходят фундаментальные серийные издания патристического наследия: при Венской АН с участием Комиссии по отцам Церкви была основана сер. «Корпус церковных латинских писателей», т. н. венский корпус (Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum=CSEL; издается с 1864; более 100 т.; см.: Edition und Erforschung. 2014); при Берлинской Бранденбургской АН издается сер. «Греческие христианские писатели», т. н. берлинский корпус (Griechische Christliche Schriftsteller=GCS; издается с 1891; ок. 100 т.). Значительным международным издательским проектом по патристике стала франц. сер. «Христианские источники», двуязычное издание, преследующее как научные, так и просветительские цели (Sources chrétiennes=SC; издается с 1942; ок.

http://pravenc.ru/text/2579786.html

языка Б. де Монфокон (1655-1741), заложивший основы греч. палеографии как научной дисциплины (Palaeographia Graeca, sive, De ortu et progressu literarum graecarum. P., 1708). Именно в этом труде впервые появляется термин «палеография». Монфокону принадлежит и 1-я попытка создать сводный каталог рукописных собраний Европы (Bibliotheca bibliothecarum manuscriptorum nova. P., 1739. 2 vol.). Он также подготовил к публикации труды свт. Афанасия I Великого (P., 1698. 3 vol.) и свт. Иоанна Златоуста (P., 1718-1738. 13 vol.), 2-томный сборник творений греч. отцов Церкви (Collectio nova patrum Graecorum. P., 1706-1707. 2 vol.), критическое издание Гекзапл Оригена (P., 1713. 2 vol.). Параллельно коллеги Монфокона работали над изданием трудов и др. греч. богословов: свт. Кирилла Иерусалимского (P., 1720), свт. Василия Великого (P., 1721-1730. 3 vol.), Оригена (P., 1733-1759. 4 vol.). В XIX в. большинство подготовленных М. изданий были перепечатаны в «Патрологии» Ж. П. Миня и т. о. по-прежнему активно использовались исследователями (в отдельных случаях вплоть до наст. времени). Э. Мартен (1654-1739) сыграл заметную роль в становлении исторической литургики (De antiquis Ecclesiae ritibus. Antw., 1736-1738. 4 vol. и др.). Совместно с Ю. Дюраном (1682-1771) он совершал длительные поездки по мон-рям Франции (1709-1713), Германии и Нидерландов (1718), собирал древние рукописи и документы. Результаты разысканий были представлены в многотомных сборниках (Thesaurus novus anecdotorum. Р., 1717. 5 vol.; Veterum scriptorum et monumentorum historicarum, dogmaticorum, moralium; amplissima collectio. P., 1724-1733. 9 vol.). Мартен также опубликовал заключительный, 6-й том «Анналов ордена бенедиктинцев» (P., 1739), издание к-рых начал Мабильон. В последний период истории конгрегации (1742-1790) силы М. были направлены гл. обр. на публикацию многотомных трудов по церковной и светской истории. Так, была издана «Литературная история Франции» (Histoire littéraire de la France), начатая А. Риве (1683-1749) и продолженная Ф.

http://pravenc.ru/text/2561154.html

было открыто Новгородское наместничество с Новгородской и Олонецкой провинциями. Генерал-губернатор Сиверс рекомендовал имп. Екатерине II «возвысить в город Петрозаводскую слободу, которая могла бы скоро разбогатеть, благодаря своему мрамору, железу и промышленному духу жителей Олонецкой провинции». Получив в 1777 г. статус города, Петрозаводск в 1782 г. стал адм. центром провинции вместо Олонца. Петропавловская ц. Петрозаводска (в то время единственная в городе) в 1783 г. получила статус собора и соборный причт (протоиерей, 2 священника, диакон, 4 причетника). Первый прот. Григорий Фёдоров († 1798), «Священное Писание и корельский язык знающий», был переведен на службу в собор из священников г. Каргополя. За «притеснения» священно- и церковнослужители, певчие, звонари и другие отправляли многочисленные жалобы в Синод на еп. Иоанникия. 26 июля 1779 г. Синод указал епископу действовать «духом кротости», от телесных наказаний воздержаться и быть «под точным смотрением» архиеп. Гавриила, к-рому и поручалось разбирать жалобы на епископа, чтобы не «утруждать» Синод. Еп. Иоанникий хоронил скончавшегося 19 февр. 1780 г. архимандрита Александрова Свирского мон-ря Иринарха; вступил в конфликт с его преемником, архим. Варлаамом (Романовым; † 1790). В «смотрение» епископа поступила учрежденная при Олонецком архиерейском доме семинария, занятия в к-рой начались с 1780/81 уч. г. 10 марта 1782 г. еп. Иоанникий, согласно поданному 12 февр. прошению, был уволен на покой «по немощам» с пенсией 500 р. в год. Пребывал в новгородском Хутынском мон-ре, затем - в Юрьевом мон-ре, где скончался и похоронен. Определенный 25 апр. 1782 г. епископом Олонецким архим. Виктор (Анисимов или Онисимов; ок. 1733 - 29 марта 1817) был хиротонисан 3 июля в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Невском проспекте в С.-Петербурге. Так же как епископы Антоний и Иоанникий, он окончил Новгородскую ДС (1-й выпуск); принял постриг в 1758 г. В 1761-1765 гг. в сане иеромонаха состоял при рус. дипломатической миссии в Мадриде (Испания).

http://pravenc.ru/text/2578349.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010