В царствование императрицы Анны Иоанновны духовным школам уделялось повышенное внимание. В 1730 г. был издан указ, предписывавший Святейшему Синоду учредить школы согласно «Духовному регламенту». В другом указе от 1731 г. речь шла об открытии школ во всех епархиальных центрах и иных городах. Именно тогда эти учебные заведения получили название семинарий. В 1738 г. императрица повелела Синоду составить бюджет для духовных школ (т. е. для начальных школ, а не для семинарий) по образцу штатов школ для детей гарнизонных солдат. Но проект бюджета, представленный Святейшим Синодом, утвержден не был. В 1740 г. Святейший Синод получил указ императрицы об увеличении числа учебных заведений и школ, достаточном их содержании и обеспечении хорошими и способными учителями, как то предписывается «Духовным регламентом» и указами русских императоров. Одновременно были изданы указы, обязывавшие духовенство посылать своих сыновей в семинарии и В 1737 г. последовало распоряжение придерживаться «Духовного регламента» в учебных планах семинарий. При Анне Иоанновне было выдвинуто также требование, чтобы преподавание велось не только на латинском, но и на русском языке. Впрочем, в Харьковской коллегии уже в 30-х гг. преподавание некоторых дисциплин строилось по этому К началу 1740 г. было 17 семинарий, 2 академии (в Киеве и Москве) и большое число начальных духовных школ. Однако их материальное положение оставалось по-прежнему тяжелым, а епархиальные архиереи не слишком спешили с открытием новых начальных школ. При императрице Елизавете число семинарий возросло. К концу ее царствования (1760) насчитывалось 26 семинарий и 20 начальных В Киевской же епархии существовали, кроме того, церковноприходские школы, учителями в которых были дьячки (псаломщики), преподавались здесь чтение и письмо, а также начальные сведения об обязанностях псаломщика. «Сельская церковноприходская школа была первоначальным местом образования для всех грамотеев XVIII в. и для всего духовенства, а для значительного большинства долго оставалась и единственным учебным

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ (Комаровский Иван Иванович; 1703, Черниговский полк - 26.10.1765, г. Чернигов), еп. Черниговский и Нежинский. Сын священника, брат черниговского полкового хорунжия Василия Комаровского, внук настоятеля черниговского Троицкого собора Пахомия Комаровского († 1699). В 20-х гг. XVIII в., по окончании Киево-Могилянской ДА, И. Комаровский служил учителем синтаксимы, затем риторики в Черниговском коллегиуме. 1 нояб. 1730 г. в Чернигове был пострижен в монашество с именем в честь мч. Ираклия, в янв. 1731 г. рукоположен во иерея. Служил кафедральным писарем при Черниговском архиеп. Иродионе (Жураковском) . В 1732 г. в Чернигове И. был возведен в сан игумена, возглавлял последовательно костянский Свято-Троицкий близ г. Почепа, Благовещенский в г. Сураж мон-ри, в 1736-1737 гг.- Каменский Успенский мон-рь. 21 окт. 1737 г. архиеп. Иларионом (Рогалевским) И. был возведен в сан архимандрита и по прошению братии назначен настоятелем черниговского Болдинского во имя Св. Троицы и пророка Божия Илии мон-ря . При прежнем, старом и слепом настоятеле архим. Германе (Кононовиче; † 1737) монастырь «пришел в крайнее разорение... опустел и растощен, и в долгах многих» (ОДДС. Т. 18. С. 952). Новый архимандрит смог вернуть обители нек-рые имения. При нем территория мон-ря была расширена на запад, в связи с чем выстроена новая ограда с башнями, перед входом в собор возведен 2-этажный каменный архиерейский корпус с теплой ц. в честь Сретения Господня (1750) и с покоями архимандрита; 1-й этаж занимало 13 монашеских келий. В 1737-1752 гг. И. был также членом духовной консистории. Когда в 1750 г. гонимые польск. шляхтичами Свадковскими насельницы Борейковского Боровенского жен. мон-ря Белорусской епархии игум. Мария (Лазарева) с 13 монахинями перешли в Черниговскую епархию, И. оказал поддержку «странственно бедствующим и безместно скитающимся» и предоставил им для проживания монастырскую дачу - Мироновский скит во имя ап. Иоанна Богослова. 20 мая 1751 г. Синод поддержал и утвердил эту инициативу черниговского архимандрита.

http://pravenc.ru/text/673851.html

По возвращении в Выговское общежительство С. Д. нек-рое время провел в уединении, занимаясь словесными науками, читая книги, штудируя учебники риторики, обучаясь навыкам лит. труда у брата Андрея. Затем стал учителем, в 30-х гг. XVIII в. вместе с М. Петровым создал выговскую «Риторику». Принимал активное участие в составлении «Поморских ответов». В 20-х гг. XVIII в. С. Д. был первым помощником А. Д. в настоятельских трудах. Составил ряд уставных статей, в т. ч. содержащих нормы поведения для трудников и круг обязанностей должностных лиц киновии. В 1730 г. после смерти брата стал киновиархом пустыни и продолжил его линию по благоустройству общежительства: в 1731 г. были построены новая часовня на Выге, пристань и амбары в Пигматке, в 1734 г.- плотина и новая мельница на Лексе, в 1735 г.- новая гостиница на Выге и др. В 30-х гг. С. Д. столкнулся с рядом серьезных проблем. В 1733 г. Е. Кузнецов и П. Халтурин подали донос на выговцев, однако последним удалось предотвратить расследование. Донос И. Круглого 1737 г. имел более серьезные последствия: назначенная по нему 9 окт. 1738 г. комиссия О. Т. Квашнина-Самарина работала в Выговской пуст. до 1744 г. 30 марта 1739 г. С. Д. в числе др. заложников был отправлен в Шуньгу, где провел в заключении полгода (вернулся в общежительство в сент. 1739). На 1733-1740 гг. пришлись 2 размолвки между наставниками пустыни. В 1733-1734 гг. покинул муж. общежительство и переселился в скит Корельский Бор, а затем уехал в Сибирь уставщик Трифон Петров, не сойдясь с С. Д. в «некоих уставленьях житейских и церковных». В 1737 г. разгорелся конфликт со старцем Филиппом (Васильевым) , после Викулина являвшимся «духовным отцом» пустыни. В знак протеста против моления за царя, к-рое выговцы были вынуждены ввести ввиду нависшего над общежительством следствия, он вышел из киновии (что положило начало филипповскому согласию в беспоповстве). Во время работы комиссии нек-рые выговцы, опасаясь преследований, покинули общежительство. Кроме того, в 30-х гг. XVIII в. скончались мн. близкие С. Д. люди: Викулин (1733), сестра Соломония (1735), брат Иван (1737).

http://pravenc.ru/text/171687.html

О постоянных пожертвованиях, поступавших в К.-Б. м. из Москвы, свидетельствуют документы фонда Приказного стола (РГАДА). Так, в 1671 г. игум. Варлаам (Ясинский) подавал челобитную о разрешении отпустить в Москву строителя Антония (РГАДА. Ф. 210. Стб. 402. Л. 246). Здесь же хранятся прошения игум. Лазаря (Барановича) и др. монастырских властей, направлявшиеся в Москву, сведения о пожертвованиях и благодарности настоятелей (Там же. Л. 250, 251, 254, 255, 258, 279-281, 283). В 1670 г. префект и учитель В. Галевский получил в Москве меха и деньги на 92 р., книги, ризы, ладан; в 1671 г. гетману было рекомендовано выделить лес для восстановления сгоревших монастырских построек. Гетман Д. И. Многогрешный передал мон-рю с. Муромское. В 1676 г. в К.-Б. м. были переданы книги и др. имущество скончавшегося в Москве иером. Епифания (Славинецкого). В 1679 г. находившийся в ссылке бывш. местоблюститель Киевской митрополии Мефодий (Филимонович) передал мон-рю одно из своих имений. Среди тех, кто оказывали К.-Б. м. помощь, был и митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , он подарил обители местечко Стайки на Правобережье. В 1682 г. К.-Б. м. в очередной раз получил подтверждение своих владений в грамоте-столбце царей Петра и Иоанна Алексеевичей. Материальное положение К.-Б. м. постепенно улучшалось, чему содействовали и помощь, получаемая из Москвы, и общее «успокоение» жизни на Левобережье и в Киеве после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., «Вечного мира» 1686 г., и переход Киевской митрополии в юрисдикцию патриарха Московского и всея Руси, осуществленный при патриархе Иоакиме (Савёлове) . Впосл. игуменами и ректорами коллегии-академии были: до 1683 г. Сильвестр (Головчич), до 1684 г. Феофан (Прокопович), в 1684-1686 гг. Иезекииль (Филиппович), в 1686-1689 гг. Феодосий (Гугуревич), в 1690-1691 гг. Пахомий (Подлузский), в 1691-1692 гг. Кирилл (Филимонович), в 1693-1697 гг. Иоасаф (Кроковский), в 1697-1701 гг. Прокопий (Калачинский), в 1701-1704 гг. Гедеон (Одорский), в 1704-1706 гг. Иннокентий (Поповский), в 1706 (1707?)-1708 гг. Христофор (Чарнуцкий), в 1711-1717(1718?) гг. Феофан (Прокопович), в 1717 (1718?)-1722 гг. Сильвестр (Пиновский), в сер. 1722-1727 г. Иосиф (Волчанский) , в 1727-1731 гг. Иларион (Левицкий), в 1731-1735 (1737?) гг. Амвросий (Дубневич).

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в С.-Петербурге. 1731-1734 гг. Церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в С.-Петербурге. 1731-1734 гг. З. занимался реализацией генерального плана С.-Петербурга Еропкина, в основу к-рого была положена 3-лучевая система улиц-магистралей. Он надстроил и перестроил здание Главной полицмейстерской канцелярии (набережная Мойки, 42, перестроено), наблюдал за жилой застройкой Невского проспекта, Б. Морской и Миллионной улиц. На сев. стороне проспекта до Садовой ул. З. реализовал принцип целостной композиции на базе застройки «в линию» по образцовым проектам с соблюдением единообразной высотности. Вероятно, ему принадлежит и разработка типового проекта обывательского дома на Невском проспекте. З.- один из авторов 1-го Генерального топографического плана С.-Петербурга 1737-1738 гг. И. фон Зихгейма. Участвовал в отводе мест под строение, занимался изучением способов постройки зданий, чтобы они не пострадали от наводнений, наблюдал за работой колодников по починке мостов и по исправлению др. работ. По чертежам З. сооружались заставы на въезде в столицу (напр., кордегардия на Фонтанке у Аничкова моста, 1726), полицейские будки, рогатки, к-рыми улицы запирались в ночное время. После казни Еропкина в 1740 г. З. был определен в Комиссию о с.-петербургском строении для редактирования и окончания (совм. с И. К. Коробовым) начатого Еропкиным в 1737 г. трактата «Должность архитектурной экспедиции». З., видимо, написал главы: «Об архитектуре и архитекторах», «Что делать при строениях», «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях», «Об Академии архитектурной». Трактат положил начало отечественной теории архитектуры, он определял штат и должностные обязанности участников строительства, содержал соображения об архитектурном образовании и о значении архитектора, перечни и способы выполнения работ, характеристику строительных материалов и техник. Законченная в 1741 г. рукопись была опубликована только в 1946 г. З. также составил Положение о мощении улиц и «условия» для казенных подрядов.

http://pravenc.ru/text/199723.html

[Серб. Napmehuje] (Павлович; ок. 1695, г. Силистра - 29.04.1760, Сремски-Карловци), викарный епископ Карловацкой митрополии . Род. в семье учителя греч. языка Павла, к-рый, вероятно, был болгарином. Рано выучил греч. язык. Начальную школу окончил в Силистре, впосл. учился в Охриде, в школе иером. Мефодия в Кастории, в Академии св. Саввы в Бухаресте у Марка Порфиропулоса († между 1708 и 1710) и Георгия Хрисогона Трапезундского. Хотел получить образование в Италии, посетил ряд итал. городов, но по причине постоянных конфликтов с католиками уехал в Задар. Объехал Македонию и Албанию, на границе с к-рой был арестован осман. властями. Через месяц освобожден, посетил Улцинь, Котор, из-за недостатка средств остался учителем в г. Рисан. Еп. Далматинский Стефан (Любибратич; 1719-1722; впосл. епископ Костайницко-Зринопольский; † 1737) оценил образованность П., в мон-ре Савина постриг его в монашество с именем Парфений и рукоположил во диакона. В 1725 г. П. уехал в Мостар, потом в Сараево. В г. Нови-Пазар безуспешно просил патриарха Печского Моисея (Райовича; 1712-1725) дать ему должность, соответствующую образованию. Мечтал поехать в Россию и встретиться с имп. Петром I. Митр. Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович; 1718-1730) в г. Сремски-Карловци рукоположил П. во иерея. В 1730 г. митр. Карловацкий Викентий (Йованович Видак; 1730-1737) назначил его ответственным за ежедневные богослужения. В 1731 г. П. захотел продолжить обучение в Германии и самовольно уехал в Вену, к-рую вскоре покинул из-за конфликта с католиками. Посетил Братиславу, Хорватию, Далмацию, Косово и Метохию, Ниш и Софию. Неск. месяцев изучал б-ку и архив Рильского монастыря . На рубеже 1732 и 1733 гг. уехал в Печ и получил титул протосинкелла при патриархе Печском Арсении IV (Йовановиче-Шакабенте; 1725-1748). В 1737 г., после подавления серб. восстания турками, вместе с патриархом ушел в Сремски-Карловци. В 1742-1744 гг. служил в ц. вмч. Георгия Победоносца в Вене, потом жил в Бухаресте. 16 месяцев по неизвестным причинам находился в тюрьме в Вене. 19 сент. 1748 г. назначен проповедником с правом посещения всех епархий Карловацкой митрополии. В празднование Вознесения Господня 1749 г. возведен в сан архимандрита и назначен членом суда митрополии, служил в соборе в Сремски-Карловцах. 14 сент. 1751 г. в мон-ре Раковац (см. в ст. Фрушка-Гора ) хиротонисан во викарного епископа (без кафедры), стал ближайшим помощником митр. Карловацкого Павла (Ненадовича; 1749-1768), по благословению к-рого объезжал епархии, освящал храмы, рукополагал священнослужителей, с 1752 г. вел «Протокол» митрополичьих актов, руководил комиссией, сформированной в 1753 г. для восстановления общежития во фрушкогорских мон-рях.

http://pravenc.ru/text/2579083.html

Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ) С 1729 г. служил преподавателем словесности низшего отд-ния Киево-Могилянской академии, с 1731 г.- среднего отд-ния. В 1732 г. от имени академии И. приветствовал нового Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) поэмой собственного сочинения «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными...». Поэма написана образным языком, в котором чувствуется влияние народной украинской речи. С 13 сент. 1734 г. принимал экзамены у буд. молодых священников перед посвящением их в сан. 8 нояб. того же года в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре архиеп. Рафаилом И. был рукоположен во иерея и 23 нояб. переведен в киевский кафедральный Софийский собор. Вскоре определен членом Киевской духовной консистории. В 1735-1737 гг. по поручению Киевского архиеп. Рафаила И. периодически совершал поездки по Малороссии, собирая пожертвования на академию. 24 июня 1737 г. И. был возведен в сан игумена и по настоянию архиеп. Рафаила вопреки собственному желанию назначен настоятелем Мгарского в честь Преображения Господня монастыря . 7 июля того же года прибыл на новое место служения. 10 сент. 1742 г. отправился в Москву и С.-Петербург для сбора средств на благоустройство обители, сильно пострадавшей при пожаре 1736 г. и не имевшей даже ограды. И. привлек своих родственников, а через них и др. состоятельных людей к оказанию материальной помощи мон-рю. Вскоре был выстроен большой каменный братский корпус. 28 нояб. 1742 г. в Москве в присутствии имп. Елизаветы Петровны И. произнес проповедь о любви к Богу и ближнему. В С.-Петербурге через знакомых представил свою сборную книгу императрице, и она распорядилась выдать 2 тыс. р. на восстановление монастырского храма. 16 авг. 1744 г. И. вернулся в обитель. Проявил себя как строгий постник, неутомимый молитвенник и деятельный восстановитель монастыря, при том что страдал от хронического заболевания (предположительно от туберкулеза). Судя по автобиографии И. («Путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игум. Мгарского»), серьезные обострения болезни относились к периодам с 16 авг. 1737 по янв. 1738 г., с 27 сент. 1740 по февр. 1741 г., с 4 апр. по кон. мая 1746 г. В автобиографии И. также записал вещие сны, в к-рых ему являлся почитаемый им свт. Афанасий III Пателларий, погребенный в Мгарском мон-ре. В сент. 1742 г. явившийся в тонком сне Киевский архиеп. Рафаил возвестил И.: «Будешь архимандритом». 10 янв. 1744 г. монастырская братия подала прошение митр. Рафаилу об учреждении в обители архимандрии и о возведении И. в сан архимандрита. Прошение подписали наместник обители иером. Наркисс, 3 иеросхимонаха, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 монаха. 14 сент. того же года по указу имп. Елизаветы Петровны в Киеве митр. Рафаил возвел И. в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/578038.html

969 Эта цифра приводится по ведомости от 29 ноября 1742 г. (Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 127–129) см. Приложение IV. 971 Резолюция эта от 13 мая 1736 г. подписана А. Остерманом и князем А. Черкасским. Журн. Кабин. Сб. Р.И.О. т. 114 стр. 203–204. 972 М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 252 дело 647/37. Архив Св. Синода протокол 25 апреля 1738 г. 973 Архив Св. Синода д. 1735 г., М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 261 дело 1444/43. См. также связка 255 д. 909/77. 974 Ср. М.А.М.Ю. Кн. Прот. л. 48, 13 августа 1730 г.; Дела С.Э.П. связка 255 д. 909/77. 20 мая 1737 года погорел Спасский монастырь в Ярославле, на восстановление которого по архитекторской смете требовалось 4268 руб. 71 1/2 коп. исключая переливки колоколов, починки часов и проч. Власти доносили 17 июня 1737 г. Затем 25 января 1739 г. вышел указ о том, чтобы о необходимом ремонте предварительно докладывалось Сенату. Разрешения на ремонт все не было. 31 мая 1742 г. власти доносили, что от дождя и снега здания Спасского монастыря рушатся и просили позволить им воспользоваться собираемыми с вотчин в Коллегию Экономии оброчными деньгами. После этого 28 июля 1741 г. из Кабинета Анны Леопольдовны вышел указ починять из доходов К.Э., но не всюду в один год, а постепенно и по очереди. В присланном при указе реестре монастырей Спасского монастыря не оказалось. Однако, несмотря на это, К.Э. распорядилась, чтобы из Ярославской провинциальной канцелярии был послан сведущий человек для ремонта нужнейшего, по возможности, хозяйственными средствами и пользуясь недоимкой за 1733–1738 гг. – 1200 руб., остальную же недоимку за 1738–1742 гг. – 5822 руб. 4 3/4 коп. выслать скорее в К.Э. Впоследствии в 1743 г. оказалось, что отношение К.Э. до Ярославской канцелярии даже и не дошло (М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 255 дело 909/77). 975 Просьбу о ремонте, поданную в 1730 г. Ростовским архиереем Иоакимом, Императрица Анна собственноручно «изволила изодрать» (Оп. Архив Св. Синода т. XI, 305/131 1731 г.). 976 Например: 1) на просьбу властей Костромского Ипатьевского монастыря об отпуске определенных для уплаты в Коллегию Экономии оброчных денег для ремонта обветшалой хлебной «палаты», Коллегия 8 августа 1737 г. постановила: если та «палата весьма им нужна», то пусть строят ее служителями и крестьянами того монастыря без найма своими материалами, а железо пусть покупают на неокладные монастырские доходы, так как Коллегия кредита на строение монастырей не имеет (М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 257 д. 1034/14);

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ (Геранис (Геренис)) (ок. 1690, Афины - после 1770, там же), патриарх Иерусалимский (1737 - 17 окт. 1766). Род. в знатной семье Геранисов, по матери происходил из древнего афинского рода Лебона (Либона); в миру носил имя Кириак или Панайотис. В юности отправился в паломничество к св. местам Палестины, где и остался, принял монашество и священство, был поставлен архимандритом. По поручению патриарха Хрисанфа Нотары (1707-1731) часто ездил за милостыней для Св. Гроба. Нек-рое время состоял наставником детей валашского господаря Николая Маврокордата (см. в ст. Маврокордаты ), на похоронах к-рого (1730) произнес надгробное слово. Выдвижение П. закрепило обозначившуюся в Святогробском братстве тенденцию к оттеснению от руководящих ролей в Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ) выходцев с Пелопоннеса. Предшественник П. на Патриаршем престоле Мелетий из Эноса (1731-1737) бóльшую часть своего правления пребывал, по традиции, в Стамбуле, поставив П. своим эпитропом (наместником) в Палестине в сане митрополита Кесарийского. Этот пост, по существовавшему порядку, предназначался наследнику патриарха. В 1-й пол. 30-х гг. XVIII в. в Иерусалиме обострились противоречия между арм. и правосл. Патриархатами. Армяне претендовали на статус «покровителей» общин «малых» монофизитских Церквей (коптов, сиро-яковитов и эфиопов) и на равенство с греками в проведении обряда обретения Благодатного огня. Опираясь на свои связи в Высокой Порте, арм. иерархи получили ряд фирманов в свою пользу, в частности в янв. 1734 г., однако из опасения столкновений с правосл. арабами не спешили обнародовать эти документы. П. наряду с пребывавшим тогда в Иерусалиме патриархом Мелетием участвовал в многократных переговорах с арм. клиром, а потом вместе с патриархом отбыл в Стамбул для продолжения разбирательств в высших судебных инстанциях Османской империи. После череды интриг и подкупов османских должностных лиц греками и армянами правосл. стороне удалось одержать верх и утвердить свой приоритет в богослужении у св. мест и «покровительство» над «малыми» общинами (1735).

http://pravenc.ru/text/2579081.html

330 Миллер Герард Фридрих (1705–1783) – историк и археограф, член Петербургской Академии наук с 1731 г. В России с 1725 г., с 1731 г. профессор истории, в 1728–1730 гг. и 1754–1765 гг. конференц-секретарь Академии. В 1733–1743 гг. участвовал в экспедиции по изучению Сибири, обследовал и описал архивы более чем 20 сибирских городов, собрал огромную коллекцию копий документов по истории Сибири («портфели Миллера»), В 1750 г. опубликована на немецком языке его «История Сибири». 331 Мерсье Луи Себастьен (1740–1814) – французский писатель, автор трактатов «О бедствиях войн» (1766), «О театре» (1773), романов «Дикарь» (1767), «2440 год» (1770, опубликован анонимно), брошюры «1789 год» с восторженной оценкой революции, книги «О Ж. Ж. Руссо, одном из главных писателей, подготовивших революцию» (1791). 332 Клеманжи Матье Николя – французский богослов, в 1393 г. ректор Парижского университета. Считался автором буллы Бенедикта XIII, проклявшей в 1408 г. короля Карла VI. Секретарь папского двора в Авиньоне. Бомануар Филипп де Реми (1250–1296) – французский юрист, один из первых теоретиков права, составитель одного из крупнейших сборников обычаев средневековой Франции. 333 Боден Жан (1530–1596) – французский политический деятель, юрист, теоретик права. Гл. соч.: «Шесть книг о республике» (1576). 334 Леклерк Николя Габриэль (1726–1798) – французский ученый, медик. Приглашен в Россию в 1759–1763 гг. императрицей Елизаветой, затем врач герцога Орлеанского, позже снова в России. С 1765 г. почетный член Петербургской Академии наук, произнес в Академии «Похвальное слово Ломоносову». Автор книги «О древней и новой истории России», вызвавшей критику И. Н. Болтина. 335 Левек Пьер Шарль (1737–1812) – французский историк. Рекомендован Екатерине II Д. Дидро и до 1780 г. преподаватель истории в кадетском корпусе в Петербурге. Затем профессор истории Коллеж де Франс в Париже. Автор «Истории России» (1782–1783). 336 Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212) – великий князь владимирский. Сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха , дед Александра Невского. Имел восемь сыновей и четырех дочерей, за что и заслужил прозвище «Большое Гнездо».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010