Католический храм Св. Екатерины издавна являлся крупным духовным центром столицы. Постройка храма в 1759 году была поручена французскому архитектору Жану Батисту Мишелю Деламоту (1729-1800). Здание церкви было заложено в 1763 г., но его возведение растянулось на 20 лет. Этот храм посещали не только прихожане Петербурга. Здесь бывали Адам Мицкевич, Оноре де Бальзак, Ференц Лист, Теофиль Готье, Александр Дюма. Собор Св. Екатерины постоянно посещали и русские, тяготевшие к католичеству: Петр Чаадаев, Иван Гагарин, Зинаида Волконская, княгиня Александра Петровна Голицына и многие другие. 10 января 1837 года в том же самом храме состоялось бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры Наталии Николаевны. На следующий день, 11 января, состоялось бракосочетание Е.Н. Гончаровой и Ж.Дантеса, то есть второй обряд венчания, но уже в православном Исаакиевском соборе. Указом от 24 августа 1733 г. императрица Анна Иоанновна повелела просить у Святейшего Синода разрешения построить на " першпективной дороге " церковь в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1797 году император Павел I объявил конкурс на составление проекта нового храма, а 27 августа 1801 года состоялась его торжественная закладка. Храм строился 10 лет по проекту А.Н. Воронихина. Он был освящен 15 сентября 1811 г. митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием в присутствии императора Александра I и двора. С 1811 по 1858 г. Казанский собор был кафедральным храмом Санкт-Петербурга. 13 июня 1813 г. в Казанском соборе был похоронен светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов. Пушкин был знаком с протоиереем Казанского собора Петром Николаевичем Мысловским (1777-1846), членом Российской академии наук. 3 декабря 1832 года прот. Петр Мысловский подал свой голос за избрание Пушкина в члены Российской академии. В 1776-1781 гг. для наследника российского престола Павла Петровича был выстроен существующий ныне Каменноостровский дворец и церковь во имя Рождества святого Иоанна Предтечи. Работами по строительству дворца и церкви руководил Юрий Матвеевич Фельтен. Будущий император Павел I принимал непосредственное участие в проектировании и постройке здания. 24 июня 1778 г. храм освятил митрополит Московский Платон (Левшин) (1737-1812).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Тверь. Церковь Рождества Христова в Рыбаках. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Рождества Христова, что в Рыбаках. По статусу епархии - приходская. Освящена в 1743 г. 3 престола: Рождества Христова (главный), Святых апостолов Петра и Павла, Святителя Митрофана Воронежского. Построена в 1743 г. с композицией " восьмерик на четверике " в стиле нарышкинского барокко. Находится в центральной части города, вблизи от набережной реки Волги. В давние времена (XIII-XVII вв.) на этом месте жили рыбаки, поэтому и местность эта называлась " Рыбной слободой " или " Рыбаками " . Деревянная церковь во имя Рождества Христова, стоявшая раньше на этом месте, упоминалась в писцовых книгах уже в 1628 г. 5 апреля 1725 г. деревянная церковь сгорела, а с 1729 по 1743 годы на средства прихожан был выстроен каменный храм. 12 мая 1763 г. церковь вновь почти полностью сгорела, уцелели лишь каменные стены. Были человеческие жертвы, 33 человека вместе со священником и дьячком, туша пожар, спасая святыни и реликвии, погибли. Случай или провидение сохранили от огня икону Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Обуглилась от огня оборотная сторона, но лик самой Богородицы сохранился невредимым. Впоследствии икона прославилась как чудотворная. Храм силами прихожан был восстановлен. Ежегодно в возобновленном храме совершались заупокойные службы по сгоревшим прихожанам, с панихидой вне храма. В память о всех бедствиях, случавшихся с храмом, был установлен крестный ход из Кафедрального собора в храм " что в Рыбаках " . Благотворителей и меценатов у храма было много: в 1775 г. Екатерина II пожертвовала деньги, на которые возле храма построили каменный дом для его служителей. В 1836 на средства купца А. Кобелева построили придел во имя святого Митрофана Воронежского, придел был освящен 17 октября 1838 года. Купец Н.И. Зверков пожертвовал деньги на возобновление и позолоту иконостаса главного престола и роспись стен церкви, которые были выполнены живописцем Лашиным. 16 сентября 1862 г. обновленный храм был вновь освящен архиепископом Филофеем. В советский период храм сильно пострадал (закрыт в 1918 г.), была разрушена колокольня, в здании работал тир, размещалась школа ДОСААФ, магазины. В 1999 г. часть помещений церкви были переданы общине и начались богослужения. Полностью храм был передан Тверской епархии в 2001 г. Статья из журнала " Ситес " 2001/4 (99) Тверь. Православные храмы. Путеводитель " . Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04492

Маркелл просит приписать пустыни Воронину, Филиппо-Ирапскую, Выксенскую-Никол. и Ройскую, которые уже состояли за м-рем со времени патр. Иоакима по 1704 г.); VI, 1726 г., 262 (жалоба монаст. крестьян на управителя Семена Никитина); VIII, 1728 г., 198 (доношение Коллегии Экономии о бытии в м-ре игуменом иеромонаху Адриану; до него был игум. Иона), прилож., LXVI, V (приговор монахов м-ря и выборных крестьян 1729 г.). 740. Воскресенский, мужской, ныне приходская церковь в гор. Угличе, Ярославской губ. Время его основания неизвестно, но несомненно уже существовал на самом берегу Волги в 1509 г., когда в нем был архимандритом Ефрем. Архим. Феодорит был свидетелем по делу убиения св. кн. Димитрия в 1591 г., 15 мая. В 1609 г. его сожгли поляки. Вследствие весенних разливов и непрочности берега перенесен на настоящее место Ростовским митроп. Ионою (1652–1691 г.), который, по преданию, был здесь постриженником и иноком. В 1764 г. м-рь упразднен и обращен в приход. Оставшаяся церковь , начатая постройкою митроп. Ионою и сохранившая свой первоначальный вид, состоит из двух церквей во имя Воскресения Хр. и Смолен. Божией Матери, соединенных между собою оригинальною колокольнею, по образцу колокольни Ростов. Успенского собора. “Ист. Росс. Иер.», II, 521; III, 621; Ратшин, 558; Крылов, “Ист. стат. опис. Яросл. епар.», 43, 296; “Опис. Ростов. Спасо-Яковл. м-ря», 1849 г., 82; “Яросл. губ. в.», 1848 г., 28 (статья Серебреникова); 1851 г., 37 (грам. 1684 г. стольнику М. С. Супоневу о непосылке в м-рь пушкарей и стрельцов ни для каких дел); 1855 г., 10 (митроп. Иона); 1859 г., 37 (кратк. обозр. ист. памятн. Углича); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 357, 14; “Сказ. современн. о Дм. Самозв.», 1837 г., II, 143; “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 147 (Духов. гр. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.); II, 60 (Следств. дело 1591 г. об убиении царев. Димитрия; игум. Феодорит с его факсимиле); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 919 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 112 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 438 (дело 1722 г. о сборе фуража; архим. Гавриил); VI, 411 (в 1724 г. определено быть в м-ре игуменству); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2709 (межев. книга 1671 г. вотчины м-ря дерев. Половиной, Свилкова, Полина тоже, Городского стана), 2710 (межев. кн. 1671 г. вотчинн. земель м-ря в пустошах Бельцове и Плишкине, Кадцкого стана), 2725 (межев. кн. 1693 г. вотчин села Нефедьева Кадцкого стана), 2727 (межев. кн. 1693 г. того же села Нефедьева с деревн.); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1789 г., V, 108, 126 (духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого; завещено м-рю сельцо Осинцово, а у духовной свидетелем был архим. Ефрем); “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII ст.», 187 (подробная опись м-ря и его вотчин в 1702 г.), 249 (ведом. о м-ре 1731–41 г.), 288 (подробн. опись м-ря и его вотчин 1763 г.), 357 (выписка из ружной кн. 1699 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

К сожалению, не удалось сохранить внутренне убранство Воскресенского собора, который внутри был оштукатурен и расписан живописно с легким орнаментом и позолотой. Работа была выполнена Великоустюжскими иконописцами Иваном и Виталием Березиными. Строили собор мастера из Солигалического уезда. История сохранила для нас имена некоторых строителей собора: кирпичи делали Иван Мошнин, Панкрат Лихачев, стены клали Андрей Бросановых, Илья Новожиловых, Михайло Серкин, Яков Амосов со товарищи. Они же строили и другие церкви в Лальске и каменные дома. И, хотя в 1974 г. храм был признан памятником архитектуры республиканского значения, вернуть прежнюю красоту храмового убранства уже невозможно. Благовещенская же церковь является и ныне действующей. Очень красивый, как бы воздушный, храм. Зодчие здесь нашли всевозможные великолепные пропорциональные соотношения объемов. Четверик церкви выше обычного, что придает храму стройность, выразительность, запоминающийся силуэт. К четверику пристроены два яруса. Внизу находились лабазы купцов, на верхнем - проводилась служба. Очень выразителен западный фасад храма, имеющий роскошное парадное крыльцо с двумя боковыми входами. В Благовещенской церкви отчетливо проступает личность заказчиков постройки - торговых людей, приспособивших подклеты для личных нужд. Они разместили здесь целый 2-ой «гостиный двор» с цепочкой выходов, изолированных друг от друга лабазов и по боковому фасаду, и со стороны алтаря. Очевидно, они сливались с торговыми рядами, образуя единый архитектурный комплекс, теперь уже разрозненный. Дополняет соборный комплекс колокольня, которая гармонично в него вписывается. Построена в 1729 г. на средства купцов Норициных. Колокольня сильно пострадала от пожара и в 1763 г. была полностью перестроена. Богато украшена овалами, розетками, гирляндами в стиле рококо, приобрела изящные формы. Особенно украшена звонница. К ней ведет внутри столпа каменная лесенка. Был когда-то и купол, венчающий колокольню. И была она самым высоким сооружением в Лальске.

http://sobory.ru/article/?object=03698

XVIII - нач. XXI в. В 1709 г. строения И. м. пострадали от большого наводнения. Вост. часть Троицкого собора сильно осела, все здание «расселось надвое», образовав трещины во всю высоту с юж. и сев. сторон по аркам и сводам центральной части, кровли обветшали (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3489. Л. 17). В ближайшие после наводнения годы кровли собора оставались непокрытыми: «...по грамоте царя в прошлом 709 году… то строение велено Ивану Сурмину строить, но… он… построил у нас в соборной церкви только на одних алтарях покрыл кровли…» (Там же. Л. 2). В 1729 г. кровля четверика была покрыта листовым железом и выкрашена черленью, но галереи и крыльцо оставались покрыты только тесом. В 1736 г., при архим. Пимене была составлена опись имущества мон-ря, в ней отмечалось большое повреждение собора: «...праздники господские и богородичные и святых угодников и то стенное письмо повредилось и церковные две стены поперег церкви сверху и донизу от великой большой воды» (ГА Костромской обл. Ф. 712. Оп. 2. Д. 239. Л. 2). В 1742 г. катастрофическое состояние собора вновь подтверждает архит. И. Ф. Мичурин: «В главах в 22 окошках окон не имеется, надлежит вновь сделать слудяные… В той же церкви с трех сторон по стенам стенное письмо от седин повредилось надлежит возобновить красками и золотом» (Там же. Ф. 132. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-2). Работы по капитальному ремонту зданий И. м. затянулись из-за отсутствия средств. В 1744 г. была учреждена Костромская епархия, которую возглавил член Синода еп. Симон (Тодоровский). Резиденция архиерея разместилась в И. м., Троицкий собор получил статус кафедрального. В подклете южной галереи собора в 1763 г. была устроена «приделная погребалная церковь во имя Лазарева Воскресения», служившая усыпальницей Костромских архиереев. В 1777 г. по проекту костромского архит. С. А. Воротилова устроены переходы из архиерейского корпуса в сев. галерею и алтарную часть Троицкого собора (Там же. Д. 156. Л. 10 об.). Видимо, дверь прорубили на месте одной из ниш жертвенника без повреждений стенописи.

http://pravenc.ru/text/673737.html

discribuntur. Roma, 1750—1755. 6 v. V. 1—6ecclesiae Slavicae. 161. Athanasius. Opera omnia quae exstant, vel quae ejus nomine circum-feruntur, ad mss. codices. Parisiis, 1698. 162. Augustinus Aurelius. De civitate Dei. 163. Banduri A. Imperium orientale, sive Antiquitates constantinopoli-tanae in quatuor partes distributae. 164. Baronio C. Annales ecclesiastici. Antverpiae, 1598—1629. 12 v. 165. Baronio C. Annales ecclesiastici/Critica historico-chronologica p. Antonii Pagii. 166. Basilius Magnus. Opera omnia quae exstant, vel quae ejus nomine circumrerentur, ad mss. codices. Parisiis, 1721—1730. 3 v. 167. Bayer C. S. De Russorum prima expeditione Constantonipolitana//Commentarii Academiae scientiarum Imperialis Petropolitanae. Petropoli, 1738. T. 6. P. 365—391. 168. Bayer С. S. Origines Russicae//Commentarii Academiae scientiarum Imperialis Petropolitanae. Petropoli, 1741. Т. 8. Р. 388—436. 169. Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum 170. Bergier N. S. Dictionnaire de theologie. 171. Bouquet M. Annales Francorum Fuldenses//Recueil des historiens des Gaules et de la France. Paris, 1738—1904. 24 v. 172. Breviarium Romanum. 173. Broniowski M. Tartariae descriptio cum tabula geographica ejusdem Chersonesus Tauricae/Ed. Elzevir. S. 1. 1630. 174. Cave W. Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria, a Christo nato usque ad saeculum XIV. facili methodo digesta/Accedunt scriptores gentiles; Additur... conciliorum omnium notitia. Coloniae Allobrogum, 1720. 175. Ceillier R. Histoire generale des auteurs sacres et ecclesiastiques, qui contient leur vie, le catalogue, la critique, le jugement, la chronologie, l’analyse et le denomrement des differentes editions des leurs ouvrages. Paris, 1729—1763. 23 v. 176. Cellarius Ch. Geographia antiqua et nova. 177. Codex diplomaticus et epistolaris Moraviae. Olomucii, 1836— 1903.13 v. 178. Codinus С. Curopalata. De officiis magnae ecclesiae et aulae Constantinopolitanae. Parisiis, 1648. 179. Conciliorum omnium generalium et principalium collectio regia.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Monumento de erudición bizantina, nos brinda importantes datos sobre gran número de obras patrísticas. Existe, finalmente, en la literatura siríaca un Catálogo de autores eclesiásticos, compuesto hacia el año 1317–18 por Ebedjesu bar Berika, el último gran escritor nestoriano. Contiene noticias muy interesantes sobre literatura cristiana primitiva. El humanismo dio origen a un período de renovado interés por la literatura cristiana antigua. Contribuyeron en gran manera a acrecentar este interés, por una parte, la tesis de los reformadores de que la Iglesia católica había perdido la tradición de los Padres, y, por otra, las decisiones a que se llegó en el concilio de Trento. El De scriptoribus ecclesiasticis liber unus, del cardenal Belarmino, que va hasta el año 1500, aparece en 1613. Siguieron dos obras francesas: las Mémoires pour servir à I’histoire ecclésiastique des six premiers siècles, de L. S. Le Nain de Tillemont (París 1693–1712), en 16 volúmenes, y la Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques, de R. Ceillier (París 1729–1763). Esta última obra comprende 23 volúmenes y estudia todos los escritores eclesiásticos anteriores a 1250. La inauguración de una nueva era para los estudios de la literatura cristiana antigua quedó patente, sobre todo, con las primeras grandes colecciones y excelentes ediciones particulares de textos patrísticos, que aparecieron en los siglos XVI y XVII. El siglo XIX ensanchó el campo de esta literatura con un gran número de nuevos descubrimientos, sobre todo de textos orientales. Se dejó sentir la necesidad de nuevas ediciones críticas. Las Academias de Viena y de Berlín emprendieron ediciones críticas de una serie latina y otra griega de los Santos Padres, mientras que los eruditos de lengua francesa empezaron la edición crítica de dos grandes colecciones de literatura cristiana oriental. Además, la mayor parte de las Universidades fundaron cátedras de Patrología. El siglo XX se ha preocupado, sobre todo, de la historia de las ideas, conceptos y términos de la literatura cristiana, y de la doctrina de los autores eclesiásticos.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

15) Митрофан Шеинков, с марта 1723 г., заботливый об экономии монастыря. В конце 1728 г. он отрешен был от управления обителью «за неумеренныя поступки», т. е. за строгость, которую выставили излишнею. Выписываем последовавший по сему предмету указ консистории, который любопытен и потому, что в нем видно все тогдашнее чиноначалие монастыря. «По определению Его Преосвященства, а по челобитью Святогорскаго Успенскаго монастыря всей братии, того монастыря архимандрит Митрофан Шеинков за неумеренные поступки от начальства того монастыря отрешен; а велено быть наместником и тот монастырь со всею також братиею и служебников и всякие заводы, что ни есть принадлежащаго, ведать того монастыря духовнику иеромонаху Анатолию впредь до указу Его Преосвященства, и, будучи ему начальствующим в своем звании, содержать монастырь и братию во всяком опасении, дабы сам и вся братия каждый в церковь Божию ходили непременно и в своем послушании были чинно, с прилежанием, не леностно и без роптания, монастырскую казну содержать по регламенту, записывая приход и расход в прошнурныя книги, также по подаянию клирошанский доход собирать по обычаю в кружку, от чего ключ чтоб был у уставщика, а печать у духовника; а в послушании при нем наместнике в том монастыре до указу ж быть палатным казначеем монаху Иоасафу, экономом — монаху Корнилию, уставщиком — иеромонаху Иоанну Савицкому, клюшником — монаху Августу, которым будучи в своем послушании, смотреть и предостерегать своего, кому что поручено, накрепко. И для верности показанных в послушании привести тебе протопопу в церкви Божией к присяге с подписанием рук». По оставшимся делам Изюмского правления видим, что с августа 1729 г. консистория писала указы в Святогорскую обитель опять на имя архимандрита Митрофана. Следовательно, Митрофан оказался правым; жалоба ж на его неумеренные поступки показала только не совсем покойный дух в некоторых из братии. Начальство, внимательное к достоинствам Митрофана, назначило его в архимандрита Курского Знаменского монастыря и в члена консистории, впоследствии ж он был архимандритом Боровского монастыря. В Святогорском Синодике видим следующую записку: «Сей нижеписанный род всечестнаго отца архимандрита Митрофана и с ним присланный уклад от Его Высокопреподобия тысяща рублей чрез господ Иоанна Иоанновича Шеина и Гавриила получил ради вечнаго поминовения в Успенском монастыре при бывшей тогда братии, и именно: наместнике иеромонахе Протасие, экономе иеромонахе Самуиле, екклисиархе иеромонахе Мардарие и прочих, 1763 г. июня 10 числа. То засвидетельствовал того ж монастыря архимандрит Рафаил Мокренский саморучным подписанием». Еще прежде того, а именно в 1747 г., Митрофан Шеинков, архимандрит Боровского монастыря, прислал в Святогорский монастырь великолепный по тогдашнему времени и тяжеловесный серебренный потир с дискосом, как говорит о том надпись на потире и дискосе.

http://sobory.ru/article/?object=02883

выше), целиком сохранились лишь 5-главые церкви Богородицы Одигитрии в с. Кимжа Мезенского р-на АО (1763) и прор. Илии при Артемиеве Веркольском мон-ре в Пинежском р-не АО (1697, 1869). Ряд живописных 9-главых композиций был создан сочетаниями крещатой бочки с восьмериком (ц. св. Иоанна Предтечи в с. Шуя близ Петрозаводска (сер. XVIII в., не сохр.)) и кубоватым покрытием (Никольская ц. в с. Бережная Дуброва Плесецкого р-на АО (1678)), а также размещением дополнительных глав на четверике вокруг шатра (Ильинская ц. в с. Чухчерьма Холмогорского р-на АО (1659, не сохр.) и Сретенская ц. в Заостровье (Рикасове) Приморского р-на АО (1688)) или на восьмерике вокруг центральной главы (церкви Покровская в Кижах и Богоявленская в Лядинах - см. выше). Церковь Преображения Господня в с. Турчасове Архангельской обл. 1786 г. Церковь Преображения Господня в с. Турчасове Архангельской обл. 1786 г. Крестообразные храмы (с боковыми прирубами) отличаются, как правило, значительными размерами. На популярность шатровых храмов этого типа могли повлиять формы ц. Вознесения в Коломенском. Особенно близки к ней храмы со слабо выступающими прирубами - церкви Вознесения в с. Пияла Онежского р-на АО (1651; с 4 главками на прирубах) и Успения в с. Варзуга Терского р-на Мурманской обл. (1674). Позже строились и близкие по типу кубоватые 9-главые храмы - Владимирский в с. Подпорожье (1757) и Преображенский (1786) в с. Турчасове - оба в Онежском р-не АО. Ветви креста могли иметь и более обособленные объемы, достаточно низкие относительно центрального шатра (ц. Успения из Александро-Куштского мон-ря, ныне на территории Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (сер. XVI в.)) или, наоборот, высокие (ц. Успения из с. Передки, ныне в музее «Витославлицы» в Вел. Новгороде (20-30-е гг. XVI в., завершение перестроено в 90-х гг. XVII в.)). Особое место занимает центрическая 5-шатровая композиция ц. Св. Троицы в с. Нёнокса (1727-1729), на к-рую оказал влияние образ собора Покрова на Рву ( Шургин. 1998. С. 83-100). Под его влиянием был построен и описанный в летописи 6-шатровый Успенский собор Трифонова Вятского мон-ря (ок. 1595; Рузаева. 1997. C. 174-187). Известен вариант с крестообразной 5-банной композицией (ц. Воскресения в Верхоленске Иркутской обл. (1792-1795, не сохр.)). Крестообразные храмы могли также завершаться крещатой бочкой (Успенская ц. в с. Нелазском Череповецкого р-на Вологодской обл. (1694, 1856)). Особое место занимают грандиозные крестообразные деревянные храмы, подражавшие каменным соборным. 5-главый четверик собора арх. Михаила в Шенкурске АО (1681, не сохр.) имел высокие прирубы с дополнительными главами; в целом похожий Воскресенский собор в г. Кола Мурманской обл. (1681, не сохр.) имел также два 5-главых придела, что создавало уникальную 19-главую композицию.

http://pravenc.ru/text/171732.html

В конце XIX в. приходе было 4 деревянные церкви: две приходские, кладбищенская и приписная. Приходская Троицкая церковь построена на средства прихожан в 1729 г. В ней было три престола: главный - в честь св. Троицы, придельный южный - в честь апостолов Петра и Павла, северный - в честь Успения Божией Матери. Церковь пятиглавая, на каменном фундаменте, устроенном в 1870 г. Другая приходская церковь построена в 1763 г. и освящена в честь свт. Николая Чудотворца. В ней, кроме Никольского храма, имелся в трапезе придельный храм во имя вмч. Параскевы. Церковь двуглавая, также на каменном фундаменте. В полуверсте от Неноксы находилось кладбище и на нем - церковь, построенная в 1748 г., с двумя престолами: главный - во имя сщмч. Климента, папы Римского, и придельный - во имя препп. Зосимы и Савватия Соловецких. В 15 (12?) верстах от посада, при реке Куртяевке, в пустынном месте, находилась однопрестольная церковь во имя св. Алексия, человека Божия, построенная на средства прихожан в 1721 г., по случаю явления там образа этого угодника Божия. За оградой впереди алтаря стояла часовня во имя Алексия, человека Божия, на том самом месте, где, по преданию, явился его образ на пне. В 1896 г. был начат сбор пожертвований на восстановление обветшавшего храма. Близ церкви имелись два дома - гостиницы для богомольцев с надворными постройками. В одной версте от церкви находился " талец " или колодезь, который наполнялся водой из ключа, находившегося под горой. Над колодцем был построен амбар, посреди которого стоял ковчежец с двумя окнами, где богомольцы, приезжавшие на поклонение иконе св. Алексия, окачивались водой, даже в зимнее время, без вреда для здоровья. Прихожан к 1 января 1894 г. числилось: 642 мужского пола и 732 - женского, почти все принадлежали к мещанскому сословию. В 1885 г. приход был включен в состав Сюземско-Солзенского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

http://sobory.ru/article/?object=56467

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010