2-е. том 7, стр. 274. 135 Курганов Федор Афанасьевич. «Отношения между церковною и гражданскою властию в Византийской империи» Казань. 1880 г., стр. 178–179. 136 «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е. том 7, стр. 275. 141 «Epistola ad. Thomam Claudiopoleus». J.-P. Migne. Series Græca, t. 98, col. 181–182–А. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е. том 7, стр. 166–167. 143 «Epistola Grerorii papæ Romani ad Germanum». J.-P. Migne. Series Græca, t. 98, col. 155–156–A–B. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е. том 7, стр. 156. 144 «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», там же, стр. 169 – отзыв Тарасия. 147 Photius Constantinopolitanus Patriarcha. «Myriobiblon sive Bibliotheca», cod. 233, приведено в А. SS. Maj. t. 3, ad diem 12-am, p. 159, n. 30. 149 Мы пользуемся этим сочинением в перепечатке J.-P. Migne. Series Græca, t. 98 col. 39–88, где помещены и замечания о нем кардинала Анжело Мая, col. 87–88 153 J. A. Fabricius, A. G. Harless, A. Heumann. «Bibliotheca Græca». t. 12, p. 412–413. Обсуждение известия об убийстве Германа см. выше. 154 Что сочинение писано Германом из места заключения и что Анфим еще занимал свой пост, видно из слов самого Германа: сказав о гонениях на иконы и о бедствиях православных, Герман замечает, что распространяться по этому поводу впрочем не следует, ς ατε μιες τατα πλεον μν πιατμενοι. cap. 43 col. 81–82–A. 156 Ibid, τατα ς κ τς προτρας ναγνσεως, καϑς δυνϑημεν επιμνησϑναι, ν ληϑε τ μετρ σημναμεν τιμιτητι. 158 Andrea Gallandi. «Bibliotheca veterum patrum» t. 13, p. 230–233. William Cave. «Historia litteraria» t. 1, p. 621. Casimir Oudin. «Commentarius De Scriptoribus Ecclesiae Antiquis Illorumque Scriptis» t. I, p. 1674. 159 Rémy Ceillier. «Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques» 23 vols., 1729–1763.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Манкировать (франц. manquer) — пренебрегать, относиться без должного почтения. 34 Обыденкой — в течение одного дня. 35 …семинаристы, благодаря Сперанскому, были в моде…— Сперанский M. M. (1772–1839), видный государственный деятель первой половины XIX века, был сыном священника. Окончил семинарию и затем духовную академию. 36 …которого она притравила, как Диана Актеона. — Актеон, по античной мифологии, — охотник, превращенный богиней Дианой, которую он увидел нагой во время купания, в оленя и растерзанный своими же собственными собаками. 37 Ты проходишь, дорогой друг, мимо кельи и т. д. — распространенная во второй половине XVIII и первой половине XIX века песня. Авторство приписывается Ф. Г. Волкову (1729–1763). — См. И. Н. Розанов, Песни русских поэтов, Л., 1936, стр. 77. 38 Гро-гро — особый сорт шелковой материи. 39 Кропотался — ворчал, бранился. 40 …бабушка была только деисткою — то есть сторонницей учения, признающего существование бога как творца мира, но отвергающего богословское догматическое учение. 41 …бралась за Кормчую…— «Кормчая книга» — древнейшей сборник права в православной русской церкви. В ней помещались и нормы русского светского права. Название «кормчая» (руководящая) указывало на особое ее значение для церкви. В начале XIX века книга переиздавалась в 1804, 1816 и 1827 гг. 42 …крепостные ее люди покупали на стороне земли на ее имя…— На основании закона 1801 года ненаселенные земли покупали в частную собственность не только государственные крестьяне, но и помещичьи, по договоренности со своими владельцами и на их имя. 43 Осажэ — от русского слова «осадить». 44 Петиметрство (от франц. petit-maître — щеголь) — рабское копирование дворянской молодежью в России образа жизни, манеры поведения и т. д. француза-щеголя, франта. 45 Шамотонят как-то…— Шамотон — бездельник, болтун, шалопай. В черновой рукописи Лесков так рассказывает об отношении княгини Протозановой к идейной борьбе, развернувшейся с особой силой после возвращения русских войск из Франции в 1815 году:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

12 Discours sur l " histoire universelle depuis le commencement du monde jusqúa Vempire de Charlemagne. Paris, 1681, и другие издания. 13 Memoires pour servir Íhistoire ecclesiastique des six premiers siecles, justifies par les citations des auteurs originaux. Paris, 1693 – 1712, 16 vols, quarto. Переизд. Venice, 1732 sqq. Его «История императоров» (Histoire des empereurs, Paris, 1690 – 1738, 6 vols.) излагает светскую историю вплоть до правления императора Анастасия. 14 Под названием Nouvelle Bibliotheque des auteurs ecclesiastiques, contenant Íhistoire de leur vie, le catalogue, la critique et la chronologie de leurs ouvrages. Paris and Amsterdam, 1693 – 1715, 19 vols.; 9 th ed., Paris, 1698 sqq., 61 vols, вкл. продолжения Гуже и ПтиДидье до XVIII века и критику Р. Саймона. Рим осудил это сочинение за слишком вольную критику в адрес отцов церкви. 15 Histoire generale des auteurs sacres et ecclesiastiques. Paris, 17291763, 23 vols, quarto. в 1858 г. было начато новое издание. 16 Histoire universelle de l " eglise catholique. Nancy and Paris, 1842 – 1849; 3 d ed., 1856 – 1861, 29 vols, oct.; 4 th ed. by Chantral, 1864 sqq. в немецком переводе Хюльскампа, Румпа и др. печаталась в Мюнстере, начиная с 1860 г. 19 Первые два тома первого издания были переведены У. Р. Кларком и X. Н. Оксенхэмом и вышли в свет в издательстве Т. & Т. Clark, Эдинбург, в 1871 и 1876 г. 21 Его «Церковную историю» (Kirchengeschichte) составил на основе его лекций и издал Пий Бонифаций Гамс (Regensburg, 1867 – 1868, 3 vols.). Тексты плохо подобраны и не отшлифованы самим автором. Кроме того, перу Мёлера принадлежат монография об Афанасии (1827) и «Патристика» (Patrologie, охватывающая первые три столетия и опубликованная после смерти автора, в 1840 г.). 22 Handbuch der Universal–Kirchengeschichte (9 th ed., Mainz, 1872, 2 vols.; 10 th ed., 1882). С точки зрения краткости и сжатости изложения, Альцог претендует на лавры Хазе среди католиков. Французский перевод на основе 5–го издания сделали Гёшлер и Одли в 1849 г. (4 th ed. by Abbe Sabatier, 1874); английский перевод – Φ. Дж. Пабиш и Т. Бирн (Cincinnati, О., 1874 sqq., 3 vols.). Американские переводчики осуждают французских за вольность обращения с текстом Альцога, однако они тоже проявили необъективность и, путем разнообразных добавлений к тексту, выставили автора большим католиком, чем он был в действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Афганская оккупация Исфахана в 1722-1729 гг. во многом осложнила жизнь арм. общины Нов. Джульфы. Городу удалось избежать полного разрушения и массовых убийств населения. Афганский Махмуд-хан разграбил Нов. Джульфу и потребовал выкуп в 70 тыс. туманов. Община заплатила 17 тыс. туманов и выдала вексель на остаток, но, несмотря на это, 4 видных горожан, в т. ч. и калантара, казнили, а 62 арм. девушки были похищены. Остаток выкупа, 53 тыс. туманов, отобрали силой. Сотни арм. семей покинули свои дома и бежали в Ирак, Индию, Россию или в Европу. Правление Надира Кули-хана Афшара было еще более тяжелым. Он назначил Нов. Джульфе ежегодный минимальный налог в 10 тыс. туманов. Сумма налога постоянно увеличивалась, существовали также произвольные штрафы и дополнительные сборы. Армяне неоднократно писали петиции шаху и платили большие суммы за «обеспечение благоприятных решений»; 19 петиций сохранились в архиве мон-ря Христа Всеспасителя. В 1745 г. на Нов. Джульфу был наложен штраф в размере 60,5 тыс. туманов. 23,5 тыс. туманов заплатили 10 купеческих семей, к-рые остались в Нов. Джульфе, 37 тыс. туманов собрали остальные члены общины. В следующем году 8 купцов были сожжены на костре на главной площади Исфахана. Среди казненных были и 2 арм. купца. После убийства Надир-шаха в 1747 г. население И. 15 лет страдало от гражданской войны и политической нестабильности. В 1753 г. мон-рь Христа Всеспасителя был вынужден продать арм. рукописные и печатные книги и архивные документы торговцам порохом и специями по цене 1 туман за 100 кг бумаги, чтобы заплатить Азад-хану 6 тыс. туманов. В 1756 г., чтобы собрать требуемые Мухаммадом Хасан-ханом 8 тыс. туманов, за бесценок были проданы неск. домов, а также золотые и серебряные сосуды, чаши, кресты и подсвечники, к-рые были переплавлены в слитки. В 1763 г. к власти в И. пришел Карим-хан Зенд. Он попытался вернуть в Нов. Джульфу арм. купцов, но безуспешно. Во 2-й пол. XVIII в. в городе насчитывалось только 1517 чел. арм. духовенства и мирян. По данным переписи 1789 г., армянам принадлежали 360 домов, более 150 домов были мусульманскими. Школа при мон-ре Христа Всеспасителя была закрыта, и только немногие монахи остались в обители. Состоятельные торговцы, ремесленники и художники покинули Нов. Джульфу; в основном в городе жили бедные каменотесы, сапожники, плотники и др. мелкие ремесленники.

http://pravenc.ru/text/673877.html

течение последователей моравских братьев; см. Чешские братья ). В 1729-1730 гг. в Лифляндии действовали гернгутеры К. Давид и Т. Фидлер. В 1736 г. епископ гернгутеров гр. Н. Л. фон Цинцендорф прибыл в Вольмар, где в имении вдовы ген. Л. Н. Алларта под названием Вольмарсхоф (ныне Валмиермуйжа Буртниекского края), а также в соседних имениях Гемауэртхоф (ныне Мурмуйжа Елгавского края), Буртник (ныне Буртниеки), Зварте (ныне Буртниекского края) организовал главный в Л. центр гернгутерства. В 1737 г. в Вольмарсхофе была основана латыш. учительская семинария. Там прошли обучение буд. деятели латыш. братских общин Петерис Шкестерс и Петерис Кисис. 19 апр. 1742 г. в Вольмаре была основана 1-я латышская гернгутерская община, в том же году были организованы общины в Гросс-Ропе (ныне Страупе Паргауйского края), Либаве и Марценхофе (ныне Марснены Приекульского края). В 40-х гг. XVIII в. в латв. части Лифляндии было уже ок. 3 тыс. членов общин гернгутеров. Мн. лютеран. пасторы изначально относились к гернгутерству благосклонно, рассматривая его как крайнее проявление лютеран. пиетизма. Однако наличие у гернгутеров особой орг-ции и практики отдельного от лютеран Причастия подрывали авторитет лютеран. учения. По настоянию генеральной консистории губернатор Лифляндии гр. П. П. Ласси назначил комиссию для расследования деятельности гернгутеров, работа к-рой была приостановлена 3 нояб. 1742 г. Указом имп. Елизаветы Петровны от 16 апр. 1743 г. все гернгутерские общины были распущены, учительская семинария закрыта, вероучительная лит-ра конфискована. Екатерина II Манифестом от 22 июля 1763 г., гарантировавшим нем. поселенцам свободу вероисповедания, а также Указом от 11 февр. 1764 г. разрешила гернгутерам Лифляндии «свободно отправлять свою веру и принимать присягу по своим обычаям», отменив елизаветинский Указ 1743 г. Но противостояние лютеран. пасторов гернгутерству препятствовало возобновлению их деятельности до 1770 г., когда центром движения вновь стал Вольмар, а также Венден и Роннебург (ныне Рауна).

http://pravenc.ru/text/2463151.html

– Варсонофий , 1857–69. 5 Спасо-Преображенский, Чебоксарский. [III, 692?] Строители Геронтий , 1671–74, дек. Сергий , 1676–79. Авраамий , 1682. Симеон , 1684–93, нояб. Игумены Мисаил (архим.) 1699. (Не из Юнгинского-ль?). Гермоген , 1703–8. Иона , 1721 и 22. Филипп , 1729. Фома , 1763 и 64. 6 Раифская Богородицкая пустынь, от Казани в 30 верстах, основана в XVII веке. Заштатная. [V, 663.] Игумены Авраамий , 1620. Иосиф , 1650. Савватий , 1670. Алексий , 1672 и 73. Иосиф , 1675. Феодул , 1678. Иосиф , 1686. Герман , 1691–96. Адриан , 1698 и 99. Феофил , 1700–3. Киприан , 1706. Варнава . 1707–14. Иорофей , 1715. Архимандриты Матфей , 1721–23. Иаков , 1729–33, 13 февр. сослан в Устюг. Герман , 1734, а 1737 бывший. Мисаил , 1736–39. Герман 1745–58. Созонт , 1763 и 64. В Симбирский Покровский? Геннадий Халчковский 1764 перев. из Седмиезерной пустыни, а 1765 – в Нижегородский Печерский. Хрисанф , 1765–67, перев. в Чебоксарский Троицкий. Виктор , 1767–69. Исидор , игум., 1769 перев. из Зилантова; до 1771. Созонт 1771 перев. из Симбирского Покровского; до 1775. Игумены Касторий , 1775–86, перев. в Седмиезерную пустынь. Иеракс , 1786. Иероним , 1791. Венедикт , 1794. Амвросий Сретенский , архим., 1802–5, перев. в Зилантов. Евстафий , архим., 1805. Виталий , 1806. Иларий , 1812. Аркадий , с 1819. Антоний , 1836. Амвросий , 1838; архим. 1843–48. Антоний , 1849–69. 7 Богородицкий, в Казани, основан в 1579 г. Ныне первоклассный. [III, 382.] Игуменьи Петронилла , 1582–84. Мария , 1588. Феодосия , 1631. Анфиса Левашева , в мар. (sic) 1643, 1646, апр. Ольга , в сент. 1652. Марфа Киреевская , 1654–56. Иулия , 1680 и 81. Марфа Воронова , 1699–1704. Марфа Соловцова , 1735–42; до 1764; † … Евдокия , 1764–78. Александра , 1778–80. София, княжна Болховская , 1801; † 5 (21?) апр. 1807. Назарета Шванвичева перев. из Тверского Рождественского, 1807–1822; перев. в Московский Алексеевский. Евфрасия , из Московского Алексеевского, 1822–1827. Евпраксия , 1827–47. ? Маргарита , 1848. Адрес-Календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После удаления с должности строителя в 1702 г. иером. Маркелла эту должность занимали: иером. Питирим (1702-1703), иером. Игнатий (1703-1704), казначей иером. Пахомий (1704-1705). В 10-70-х гг. XVIII в. большинство настоятелей О. Н. м. имели сан игумена, с 1845 г. все настоятели получили этот сан либо сразу, когда занимали должность настоятеля, либо во время ее исполнения. Преемником игум. Варнавы стал игум. Макарий (1721-1728 или 1729). В 1729 г. наместником О. Н. м. значился иером. Иоасаф (с 1734 игумен), переведенный в 1738 г. в калужский Лаврентиев монастырь. В 1744 г. упоминается наместник обители иером. Питирим. Затем ею управлял игум. Иакинф (? - 17 июля 1748), более чем через 2 года был поставлен игум. Гавриил (22 нояб. 1750-1762), его сменили архим. Пахомий (1762 - 3 сент. 1763) и игум. Ювеналий (Воейков; 21 дек. 1763-1767), много сделавший для сохранения обители во время введения монастырских штатов ( Пясецкий. 1894. 24. С. 753-762). Известны нек-рые из строителей О. Н. м. 2-й пол. XVIII - нач. XIX в., в т. ч. иеромонахи Арсений (упом. в 1770), Гаий (упом. в 1773), Вассиан (?-1777), Арсакий (1777 или 1777-1778), Иоанн (? - 1783), Иринарх (1783), Лаврентий (1783 - ?), Гедеон (исправляющий должность в 1801-1804), Дионисий (Цветаев; 1804), Амвросий (1805-1807), Иоанникий (1807-1810), Вассиан (1815-1819), Петр (1819-1821), Филарет (Ефесский; 1821-1834) ( Строев. Списки. С. 918; Красовский. 1872. С. 28-34). Примерно с 1787 г. и до смерти в 1791 г. в О. Н. м. проживал на покое игум. Анастасий (Потёмкин), родной брат архиеп. Иова (Потёмкина) и родственник светлейшего кн. Г. А. Потёмкина-Таврического. В 1-й пол. XIX в. в обители подвизались иеромонахи Иринарх и Гавриил, а также юродивый Феодор Николаевич Бобарыкин (Боборыкин). Важную роль в развитии мон-ря в XIX в. сыграл строитель (с 1845 игумен) Серапион (Пирожков; 1834-1857). Он был переведен в обитель из Белобережской брянской мужской пустыни , откуда привнес в О. Н. м. элементы Иерусалимского устава . В 1858-1860 гг. мон-рем управлял игум. Израиль, в 1861-1865 гг.- игум. Нифонт, в 1865-1871 гг.- иером. Антоний (с 1868 игумен). Большую роль в украшении О. Н. м. сыграл настоятель обители в 1871-1880 гг. иером. Иоасаф (Ульянов; с 1872 игумен, впосл. архимандрит). В 1880-1886 гг. мон-рем управлял игум. Макарий. Длительное время настоятелем был игум. Феодосий (Костюков; 1886 - не ранее 1917; с 1896 архимандрит), занимавшийся экономическим развитием мон-ря. В 1918-1921 гг. настоятелем обители был архим. Агапит (Борзаковский; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Алимпий 27 нояб. 1741 перев. из Спасского; в февр. 1745 – в Муромский Борисоглебский. Ефрем , 1746–54, 16 янв. перев. в Рязанский Спасский, а 6 сент. 1756 обратно сюда-же; в 1763 перев. в Рязанский Богословский. Феодосий Михайловский перев. из Воскресенского 1763, а 28 дек. хирот., в еписк. Коломенского. 108 Феодосий ( другой ) 1704–72. Парфений , 1772–80, перев. в Костромский Богоявленский. Иринарх , 1781 и 82. Иоанникий Орловский в июле 1782 перев. из Зеленецкого; † 1788. Никандр , 1788–92. Антоний 22 мая 1792 перев. из Петергофской Сергиевой пустыни; † 1802. Досифей , 1802–7. Иероним Алякринский , из кафедральных протоиереев, произведён 2 апр. 1808–13, 10 июля перев. в Рязанский Спасский. Ириней перев. из Рязанского Троицкого 1813–27; † ... Иларий , 1827–34, перев. в Задонск. Евтихиан Лестев в 1834 перев. из Пинского Богоявленского; в 1836 уволен на покой; † ... Павел в 1836 перев. из Богословского, а 1842 перев. в Радовицкий. Лаврентий , из Суздальского Спасо-Евфимиева, 1842–45, уволен. Афанасий , 1845–52, в Рязанский Троицкий? Павел (паки) перев. из Радовицкого, 1852–64. Герасим , 1865–69. 3 Троицкий, на краю города Рязани, когда основан, неизвестно. Ныне третьеклассный. [V, 445, 736.] Игумены Иосиф , в мар., июне, окт. 1659. Корнилий , 1682. Сильвестр , в янв. 1695. Варсонофий , 1720–24. Антоний , 1729 и 30. Алимпий , 1731–36, перев. в Рязанский Духов. Ефрем , 1736 и 37, в окт. Феофан , 1738–40. Геннадий , 1740–44, перев. в Рязанский Духов. Феодосий , 1745 и 46. Симеон , 1747–52. Архимандриты Антоний , 1755–60. Геннадий , 1760–62. Мелетий , 1763–69, перев. в Рязанский Богословский. Игумены Парфений , 1769–72. Досифей , 1772, архим. 1774–80. Филарет (в 1787 перев. из Чернеева (??), а в 1789 – в Рязанский Богословский мнтрь. Василий , в 1791–95. Сергий в 1798 перев. в Радовицкий. Архимандриты Евграф , 19 сент. 1798, из настоятелей Московской университетской церкви; в 1800 перев. в Арзамасский Спасский. Августин Сахаров в 1800 перев. из Ярославского Тольгского, а в 1803 – в Антониев Сийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть День памяти М.В. Ломоносова Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I 17.04.2024 31 Время на чтение 16 минут Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (V-VI). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341-343). Прп. Зосимы Палестинского (ок. 560). Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского (XIV). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прмчч. Вениамина и Никифора (1928). Сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии (1932). Сщмч. Иоанна пресвитера (1933). Мч. Иоанна (1943). Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса». Сегодня мы вспоминаем актера, основателя русского театра Ф.Г.Волкова (1729-1763). Федор Григорьевич Волков родился 9 февраля 1729 года в Костроме. В возрасте двенадцати лет мальчика отправили в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык, на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлекся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. Учась в Москве, Волков, по свидетельству А.А.Шаховского, «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями. В 1746 г. молодой купец прибыл в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1748 г. после смерти отчима Федор Волков получает в управление заводы, но вскоре уходит от дел, передав управление брату. В 1750 г. в Ярославле Волков основал публичный театр, спектакли которого первоначально проходили в амбаре. После указа, узаконившего частные театры, пользуясь поддержкой дворянских кругов, в 1751 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/de...

В основе рус. деревянного храма - бревенчатый сруб; комбинации различного количества срубов с разными типами завершений объясняют многообразие типов рус. храмов. С кон. XVII в. фиксируются пирамидальные распорные потолки («небеса»). Криволинейные поверхности (главы, барабаны, нередко бочки) покрывались лемехом, прямоскатные кровли - тесом. Высотные храмы доминировали над низкой деревянной застройкой сел. Для Русского Севера, где погосты служили средоточием жизни обширной округи, были характерны ансамбли - из холодного летнего (как правило, бóльшего), теплого зимнего храмов и колокольни. Выдающимся образцом был Великодворский погост в Юроме Лешуконского р-на Архангельской обл. (далее: АО) с церквами арх. Михаила (1685) и прор. Илии (1729). До наст. времени сохранилось всего 4 ансамбля-«тройника»: в Малошуйке Онежского р-на АО (церкви Никольская (1638) и Сретенская (1873), колокольня (1807)) и в Нёноксе под Северодвинском (церкви Троицкая (1727-1729) и Никольская (1763), колокольня (1834)), а также в Лядинах Каргопольского р-на АО (церкви Покровская (1743) и Богоявленская (1793), колокольня) и на о-ве Кижи в Карелии (церкви Преображенская (1714) и Покровская (1694, 1764), колокольня (1874)). Иногда строились ансамбли из 3 храмов и колокольни, напр. в с. Шуерецком Беломорского р-на Карелии (церкви Параскевы Пятницы (1666), Николы (1753), Климента (1787), колокольня) и в с. Чекуеве Онежского р-на АО (церкви Успения (1675), Сретения (1677), Преображения (1689), колокольня (1740)). Рус. деревянное зодчество не имеет аналогов в мире как по количеству и размерам памятников (высота некоторых храмов достигает 45 м), так и по их художественным качествам. Церковь Преображения Господня на о-ве Кижи, Карелия. 1714 г. Церковь Преображения Господня на о-ве Кижи, Карелия. 1714 г. Создание последовательной картины развития рус. деревянного зодчества затруднено из-за отсутствия памятников старше XV в., сложности датировки, а также из-за того, что до наст. времени сохранились в основном приходские храмы и только единичные из городских или монастырских. До Крещения Руси строительство было деревянным; первые деревянные христ. храмы копировали каменные визант. образцы (в нач. XI в. упом. 13-главый собор Св. Софии в Новгороде), но конкретные их формы неизвестны. Самые ранние сохранившиеся храмы - клетские, существовали также многогранные, возможно деревянный вариант каменных ротонд (напр., Успенские соборы в Вел. Устюге (до 1490 и 1492), «круглые... о 20 стенах» - Шургин. 2006. С. 8), в XV в. распространились постройки с крестообразным планом. С XVII в. формы деревянных церквей усложнились, возникло множество сочетаний основных объемов храмов и их завершений - процесс, протекавший и в каменном зодчестве. Можно говорить и о наличии региональных школ XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/171732.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010