Нельзя не отдать честь Воеводе Измайлову, что иногда делал он и угодное Иркутскому Первосвятителю, например: быстро решил дела в пользу Вознесенского монастыря о соленой варнице и о рыбных ловлях, но потому, может быть, что указы об этом были слишком свежи и злоупотребить ими Канцелярия еще не сумела. – За тем припомним упорство Измайлова и бесприличность ответов Епископу в рассуждении кабаков. Приведем к тому еще следующий факт: с 1712 года, по указу бывшего Сибирского Губернатора Князя Гагарина, духовенство на ряду с дворянами, детьми боярскими и служивыми людьми обязано было вносить по 15 копеек пошлины с имеющейся при доме бани. Но вдруг Иркутская провинциальная Канцелярия потребовала довзыскать со священников Иркутской Епархии за 1724, 1725, 1726 и 1727 годы еще по 85 копеек за каждый. Преосвященный спросил: на каком это делается основании? Канцелярия прислала Ему копию с указа Тобольской Земской Конторы от 22 Июня 1727 года, которым предписывалось с протопопов и попов взыскать банных денег на нынешний 1727 год и впредь взыскивать по рублю, а с диаконов и других церковников, не исключая сторожей и просвирен, брать по-прежнему по 15 копеек. Если велено взыскивать по рублю на нынешний 1727 год и на будущие, – отвечал Преосвященный, – то нет причины требовать деньги за прежние годы. Что же Канцелярия? – Уже коммисарам приказы посланы, – отписала она, – чтоб довзыскать с попов и протопопов за прежние годы по 85 копеек, и дело кончено. Владыка уступил бессмыслию или недоброжелательству и предписал с своей стороны покориться требованию. Столь неправое понимание законов и такая неделикатность в отношениях к особе Архипастыря, со стороны провинциальных властей не могли не отрекаться и на недведомых сим последним местах и лицах; при грубости нравов не могли не найтись подражатели презорства к духовному званию. Одним из таковых выказывается коммисар Итанцынского острога. Он посылает к местному священнику сборщика за получением денег с бани. Священник отвечает, что у него дом и баня устроены приходскими людьми, которые и должны относить пошлину. Коммисар потребовал к себе священника и на представлении его, чтоб случай этот представить на рассмотрение закащика, дал дерзкий ответ: не только к закащику, да и кто повыше его, писать не буду, а заморю тебя под арестом. И действительно держал бедного священника три дня на съезжей избе. Священник принес жалобу Владыке. Владыка, поставив священнику на вид, что он сам некоторым образом был, причиною неприличного с собою обращения коммисара чрез неотдачу денег, велел ему требуемое заплатить, а в Иркутскую Канцелярию написал, чтоб она подтвердила коммисарам самоуправно духовных лиц под арест не брать, а буде коснется до кого какое дело, то доносили бы, о том по начальству, в полной уверенности, что Власть духовная не оставит виновных без заслуженного взыскания, – и от продерзостных слов на счет духовенства и начальства духовного то же бы удержались.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Заметим кстати, что г. Лонгинов, думая поправлять покойного Пушкина, впадает сам в ошибки, довольно грубые. Так, например, он говорит: «Долгорукие едва ли особенно благоволили к нему (Ганнибалу), ибо во время их могущества в 1730 г. он был переведен в тобольский, гарнизон майором, а не во время владычества Меншикова над Петром II (то есть не в 1727 г.), как говорит Пушкин» 83 . Но, во-первых, какое же было «могущество» Долгоруких в 1730 г.: до 19 января или много-много до 4 февраля? Известно, что в апреле 1730 г. Долгорукие были уже уничтожены. Во-вторых, Ганнибал переведен в тобольский гарнизон майором не в 1730 г., а 23 мая 1728 г. 84 В-третьих, Ганнибал удален в Сибирь, под видом командировки, 28 мая 1727 г., стало быть, именно в самый момент «владычества Меншикова над Петром II, как говорит Пушкин». Выходить, что Пушкин сбивается только в годах, но не в фактах, как г. Лонгинов. Вслед за тем, г. Лонгинов продолжает: «Очень вероятно, что он (Ганнибал) пробыл в Сибири просто на жительстве или арестованный до 1730 г., за первую самовольную отлучку в конце 1727 г.» 85 Однако, «вероятного» тут ничего нет, так как Ганнибал, в самое время навязываемой ему «первой самовольной отлучки», ехал из Тобольска в Иркутск, куда и прибыл в декабре (следовательно, «в конце») 1727 г.; а на вторую отлучку – и времени не хватает. 7 июня 1732 г., должно быть, по окончании «расспрашивания о Селенгинске», граф Миних представил вторично Военной Коллегии об отставке инженер-капитана Абрама Петрова 86 . На этот раз, желание Ганнибала исполнилось: именным указом 1733 г. инженер-капитан Абрам Петров, «по челобитью его, за имеющимися болезнями», уволен от военной и статской службы «на свое пропитание». – Чем, где и как «пропитывался» Ганнибал в отставке – мы не знаем. Но, так как Пушкин говорит о «ревельской деревне», в которой Ганнибал жил «около 10 лет», а все поместья, какие имел он, пожалованы ему позже, имп. Елизаветой, то имеем право заключить во-первых, что деревенская жизнь Ганнибала обнимает все время его отставки, с 1733 по 1741 г., а во-вторых, что жизнь эту Ганнибал проводит в каком-нибудь кирхшпиле своей второй жены, Христины-Регины фон Щеберг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1901 Напротив, очень многие другие памятники раскольничьей литературы согласно свидетельствуют, что эта первая Игнатиева поездка на Выг имела место в 1727 году. Известные нам шесть свидетельств —146— в пользу этой последней даты 1902 вполне подрывают достоверенность свидетельства «Сказания» не имеющего за собой, кстати, и качественного авторитета в форме древности своего происхождения. «Сказание» говорит затем, что главным предметом этой беседы 1719 года был вопрос о титле на кресте Христове и что мирный конец её был завершен особым «примирительным письмом». А между тем это «примирительное письмо» во всех известных списках его датируется 5 Августа 1727 года. 1903 Таким образом, всё убеждает, что первое путешествие Игнатия на Выг было не в 1719 году, как утверждает «Сказание», а в 1727 году. 1904 Поэтому и обстоятельства этого путешествия, описанные в «Сказании», мы должны считать обстоятельствами путешествия 1727 года. Есть и некоторые общие соображения против принятия даты 1719 года. Для федосеевщины это был тяжелый год. Если поездка Игнатия имела место летом – до 5 Августа —147— 1719 года, то значит это было спустя каких-нибудь три месяца после разрушения федосеевской Ряпиной мызы, разгона одних и поимки других её наставников. Разбежавшиеся феодосеевские учителя летом этого года были заняты, несомненно, хлопотами по устроению своей внешней жизни, а не снаряжением столь серьезной экскурсии. Да и Игнатий Трофимов, как мы знаем, в это время спокойно миссионерствовал в родных Новгородско-Старорусских краях и в движении богословской мысли своих единоверцев не принимал непосредственного участия. Ошибочно указана в «Сказании» и дата второго путешествия Игнатия. Если это путешествие, по свидетельству письма Федора Калинина, имела место «года три или четыре прошедши» после первого, то очевидно, что временем его был январь месяц или 1731-го, или 1732 года. 1905 Раньше 1731 года оно состояться не могло, потому что было уже «по преставлении блаженные памяти отца Андрея мудрого», 1906 —148— который (Андрей Денисов) умер 1 марта 1730 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До назначения новых членов Синод приказал быть при Чичерине «прежним членам неотлучно и управлять все по должности прилежно тщательно». При этом Синод поручил новому учреждению сочинить «анштальт» «в какой возможно скорости и прислать в Синод к рассмотрению немедленно». 353 Судьба рассматриваемого учреждения была предрешена последовавшим, 18 июля 1726 г., разделением Святейшего Синода на два апартамента, когда другому апартаменту были поручены те же дела, которые были ведомы камер-конторой, как то: суд и расправа, смотрение сборов и экономии и прочее тому подобное. В манифесте об этой перемене не было никакого упоминания о дальнейшей судьбе камер-конторы синодального правительства, равно и Синод со своей стороны не возбуждал вопроса об этом учреждении, когда по поводу приведения в исполнения означенного манифеста рассуждал о других, тем не менее назначение президента камер-конторы в состав присутствия другого департамента указывало на прекращение самостоятельной деятельности этого учреждения. Действительные факты дополняют, что до образования другого департамента распорядителями в камер-конторе являются президент Чичерин, советники – Кафтырев и Любятинский, а по открытии – контора представляется действующей и в 1727 г., но без президента. 30 марта 1727 г. камер-контора донесла Святейшему Синоду, что в конторе получен указ Синода, от 15 марта того же года, относительно определения к делам камер-конторы бывшего канцеляриста синодальной канцелярии Ивана Клепикова; о действительном определении того же Клепикова доносила Святейшему Синоду уже коллегия экономических дел от 26 мая 1727 г. Не лишенное значения указание на то, что коллегия заступила место конторы. Синод подтверждает эту мысль, когда, отожествляя оба учреждения и равняя их между собой, констатирует: «прежняя камер-контора ныне – синодальная коллегия». 360 В 1727 г. камер-контора синодального правительства прекратила свое существование и деятельность. В 1728 г. Сенат осведомившись что у задних ворот синодального дома, где была камер-контора, три палаты стояли праздны, и предположив занять их под помещение ревизион-коллегии, отнесся по этому с требованием в Синод. Последний со своей стороны распорядился отдать те палаты, кому следует, по описи с распиской в том, что ежели в будущее время по указу Святейшего Синода для каких-либо нужд те палаты повелело будет очистить, то ревизион-коллегия таковой указ исполнит без замедления, не отговариваясь ничем и отдаст обратно те палаты по описи. 361 3. Коллегия экономии синодального правления

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В 1727 году святейший Синод обратил внимание на то, как приготовлять иноверцев к присоединению, чему учить,· что внушать им. Видно, до его сведения дошло, что тогдашние священники путались на этом вопросе, как в темном лесу. Открылось также, что некоторые священники стали крестить и присоединять без указа из святейшего Синода, так как постановлений на этот счет никаких не издано. Святейший Синод имел об этих пунктах рассуждение и в протоколе 25 января 1727 постановил: «О приходящих ко св. крещению иноверных людях, которых, по св. правилам и по церковным уставам, шестого Вселенского собора по 59 правилу, надлежит прежде, но благочестию наставляя, научать и утверждать в вере христианской символа православного исповедания и молитвы Господней Отче наш и прочего христианского благочестия, приказали: выписав оное правило тому (т. е. касательно того наставления), при Санкт-Петербурге всем священнослужителям и церковным причетникам от тиунской конторы объявить, дабы впредь, без ведома святейшего Синода, таковых иностранных людей крестить собою они бы не дерзали, под опасением тяжкого, по правилам, истязания». С этих пор священники сами, без указа святейшего Синода, никого более не крестили и ее присоединяли. А святейший Синод, предписывая присоединение, всегда прибавлял в указе, чтобы желающего быть православным, священники предварительно поучали Символу веры, молитве Отче наш , и прочему христианскому благочестию, под чем особенно разумелись десять Заповедей Божиих. Священники так строго исполняли последний указ, что не решались крестить иноверцев, без указа, и в случаях смертной нужды, каковые случаи открывались, напр. в больницах. Посему, майор генерального гошпиталя Евфросин Семенов Кобылин ходатайствовал, чтобы больных чувашей, татар и из мордвы, также прислугу при них, по их желанию, дозволено было гошпитальному священнику Косьме Семенову крестить без повелительного указа. Но это было в 1730 году, когда святейший Синод присутствовал в Москве, а Санкт-Петербургское духовное правление такого разрешения дать не могло, но искавших тогда крещения предписало присоединить, по предварительному, на основании указа 1727 r., наставлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Феофана иеромонаха Константина. Св. Синод 19 октября определил: допросить вышеозначенных лиц, у кого когда был Самарин на исповеди и у причастия св. Таин, и не признают ли они за ним какой противности, а Аничкова и Крекшина потребовать к ответу, какие они имеют доказательства своего обвинения; Самарину до окончания следствия быть в С.-Петербурге неотлучно, в чем взять от него подписку. Все четверо вышеупомянутые духовные лица показали, что Самарин у них исповедовался и св. Таин приобщался, и что никакой противности св. Церкви за ним они не знают. Что касается Аничкова, бывшего в Казани, то он прибыл в Петербург в октябре 1727 года, подал в Синод доношение, в котором настаивал на своем обвинении, ссылаясь на нескольких свидетелей, из которых главные к допросу уже не могут явиться: комиссар Васильев и дьяк Прохоров – померли, Клокачев – в Москве в параличе; Воробьев по Кронштадтским делам пытан. В заключение Аничков просил запирательству Самарина не верить и допросить Крекшина и дьяка Захарова. Что касается отцов духовных, на которых ссылается Самарин, то свидетельство их, по словах Аничкова, не имеет значения, так как они при хульных речах Самарина не присутствовали. Св. Синод 22го ноября 1727 года определил допросить Самарина в присутствии Крекшина и Аничкова. Крекшин и Аничков явились в Синод, Самарин же сказался больным, а потом 11го декабря уехал в Москву. Тогда Аничков в Св. Синод доношение, в котором жалуясь на разорение, которому подвергся вследствие отвлечения от службы, дальнего пути и долговременного пребывания в Петербурге, просил поступить с Самариным как уложение и указы императорского величествия повелевают, а его, Аничкова, отпустить к месту службы, чтобы ему совсем не разориться и не умереть гладом. 20 декабря 1727 года св. Синод определил: так как Самарин, презирая указы его величества уехал в Москву после того, как дал подписку не оставлять Петербурга до окончания следствия, то требовать от Сената, чтобы Самарину, по силе высочайшей резолюции 12 апреля 1722 года, учинить штраф и потом прислать его в Синод для решения дела о нем немедленно; затем – Крекшина и Захарова допросить ныне же, а Аничкова отпустить в его полк по прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Вот сии вожделенные строки: «Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому. Генваря 15 дня сего 1727 года Ее Императорское Величество, будучи в зимнем своего величества доме, по докладу Святейшего Синода, указала быть в Иркутску настоящим Епископом Вашему Преосвященству, и во исполнение оного Ея Императорского Величества указа, Святейший Правительствующий Синод приказали: о бытии вашему преосвященнству ныне в Иркутску настоящим Епископом, и о титуловании себя по той же епархии, как и прежде сего бывало, послать к вашему преосвященству указ, о чем сей и посылается. И преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому о вышеописанном ведать и чинить по сему Ее Императорского Величества указу. А для ведома о том же преосвященному Антонию, митрополиту Тобольскому и Сибирскому и той Сибирской губернии губернатору князю господину Долгорукову, а о достодолжном той Иркутской Епархии всякого звания людем вашему преосвященству яко пастырю своему, послушании указы из Синода посланы. Подписали: Обер Секретарь Тимофей Палехин. Секретарь Василий Тишин. У подлинного указа ЕеИмператорского Величества печать. Канцелярист Алексей Шнитников. Генваря 31 дня 1727 года». Указ от того же числа Иркутской пастве: «Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Святейшего Правительствующего Синода обретающимся в Иркутской Епархии духовного и светского чина и всякого звания людем, Генваря 15 дня 1727 года Ее Императорское Величество, по докладу Святейшего Синода указала в Иркутску быть настоящим Епископом преосвященному Иннокентию, Епископу Переяславскому, которой был отправлен в Китайское государство. И во исполнение оного Ее Императорского Величества указа Святейший Правительствующий Синод приказали: Оному Преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому ныне быть в Иркутску настоящим Епископом и титуловаться по той Епархии как и прежде сего было, о чем к его преосвященству и указ из Синода послан, и обретающимся в Иркутской Епархии духовного и светского чина всякого звания людем о вышеписанном ведать, и о достодолжном оному Преосвященному Иннокентию Епископу, яко пастырю своему послушании чинить по сему Ее Императорского Величества указу неотложно».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гетман утвердил 21 мая 1707 года. Другим универсалом (25 мая 1707 года) дозволено архимандриту Исаакию, вместе с паном Андрем Стаховским, городницким сотником, строить мельницу под Мощонкой 44 . 1710 года мая 16 гетман Скоропадский, по просьбе архимандрита Васенкевича, утвердил за обителью мельницу, пожертвованную полковым обозным Василием Бурковским. Отец Исаакий вынужден был обращаться к гетману за помощью для приведения некоторых подданых монастырских к законной покорности 45 . Он скончался 30 ноября 1714 года 46 . Архимандрит Евстратий Самборович известен 1719–1722 гг. 47 Скоропадский, по его просьбе, универсалом (12 мая 1719 года), утвердил за обителью прежние владения её; другим, в то же время (12 мая 1719 года), приказал: «Абы в маетности монастырские нихто отнюд горилок своих под забралем оных насылати не важився, кроми же козаки, там мешкающие, которые могут свои горелки иматы, волны суть они шинковати, только покуховную повинность, не до скарбу уже войскового, але до помянутые обители елецкой, по нынешнем нашем определении на реставрацию и прочии оной потребы отдавать должны». В 1720 году о.Евстратий слушал в Петербурге новый духовный регламент 48 . Архимандрит Нил Березовский известен по записи 25 октября 1722 года и по письму к гетману 23 января 1723 года. Он в 1726 году поступил в настоятеля монастыря Северского. 1727–1749 годы, архимандрит Тимофей Максимович, до произведения в архимандрита три года был наставником Черниговского коллегиума и 10 лет был кафедральным писарем, а 20 июня 1727 года преосвященным Иродионом произведён в архимандрита елецкого 49 . 1732 года просил он гетмана, дабы возвращены были обители 250 червонцев, взятые в 1727 году взаимообразно полковником Яковом Полуботком, и прибавлял: «Ныне обитель наша, по учинившейся Божиим попущением пожоги, для строения требует не малую сумму денег» 50 . Гетман, по его просьбе, утвердил (10 апреля 1732 года) за обителью прежние владения. О.Тимофей благодарил за эту милость; но так как в универсале опущены село Старуха, подаренное п.Семёном Лизогубом 3 апреля 1719 года и мельницы села Вершины Муравейки, уступленные с землёй 1710 года войтом черниговским Отроховичем, то просил утвердить в эти имения – и просьба исполнена 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог этот состоит из двух частей, из коих над первою трудился Максимович, а над второй Иванов. В 1-й части описаны «во-первых книги раритетныя» (70 далее латинские книги (1181 и рукописи (30 книги греко-латинские (128 польские (273 еврейские и на других языках (56 всего в этой части каталога описано 2137 книг и рукописей. Во второй части сперва следует описание греческих рукописей (104–105) 260 , расположенное по алфавиту и формату рукописей, далее помещено описание греческих печатных книг (143, славянских печатных книг (270 и рукописей (451 – всего 968 книг и рукописей. Кроме того, в этой же части каталога особо перечислялись книги, взятые у бывшего протектора типографии архимандрита Гавриила и архиепископа Феофилакта Лопатинского в количестве 69 Таким образом Типографская библиотека к 1727 г. достигла довольно обширных размеров: в ней к этому времени было 3174 рукописей и печатных книг 261 . Последняя продолжала увеличиваться и после составления каталога 1727 г. Так кроме старопечатных книг и рукописей в количестве 532, взятых в Калуге в церквах посланным из Москвы из Канцелярии розыскных раскольнических дел Знаменским архимандритом Серапионом с товарищами 262 в библиотеку Типографскую поступили после бывшего справщика монаха Феолога ( 24 апреля 1734 г.) книги: греческие (13), латинские (6), латинопольские (2), латинонемецкие (2), греколатинские (10), славянские, польские (5) и следующие две греческие рукописи: а) решение предлогов латинских, от них же собирати непщуют Духу Св. от Сына исходити, греческая письменная, в полдесть, в синей бумаге и б) греческая письменная в четверть – молитвы разные 263 ; книги от коммисара Шипулина (92 книги и 49 листов), от расходчика Яковлева (132 книги) и др. 264 В 1743–1744 гг. указами Св. Синода велено было передать в эту библиотеку «раскольнические книги, кои хранятся в Чудове монастыре» 265 . – Но наряду с увеличением состава Типографской библиотеки, присоединением в ней новых рукописей и книг, имело место и противоположное явление – уменьшение старого запаса ее от различных причин. В одном каталоге ее, составленном в XVIII в., каталоге «всех книг ветхих, погнилых или без начальных и конечных листов, также неполных» значилось 505 266 . Часть книг и рукописей с разрешения подлежащего начальства шла на обертки вновь выходивших с Московского Печатного двора книг 267 . Уменьшение произошло и в числе греческих рукописей. В каталоге Типографской библиотеки Екатерининского времени (предположительно 70-х годов) уже отсутствуют: «Библия харатейная неполна» 5 в десть по каталогу 1727 г.) 268 , « Матфея Властаря собрание разных правил» (там же 23 269 ) и Номоканон (там же 37, в полдесть)». Всего по этому каталогу состояло 33 рукописи в лист, 60 в полдесть и 9 в четверть 270 , всего 102 рукописи. Но греческие рукописи в Типографской библиотеке значительно уменьшились вследствие состоявшейся передачи значительного числа их в Синодальную библиотеку в 1788 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

указа 1720 г. Прав. Сенату, а в 1723 г. по указу Св. Синода 133 . В последующее время были еще запросы, но ни на один из них не было отвечено верно. 7 мая 1727 г. началось царствование Петра II. Распределение политических сил несколько изменилось, начинания предшествующего правительства не могли больше связывать регентство, и так как финансовое хозяйство Империи по-прежнему оставалось вне равновесия, естественно было принять даже такие меры для его улучшения, которые, по-видимому, не согласовывались с мерами недавнего прошлого. Общее между этими мерами было то, что и в 1726, и в 1727 году решено было по возможности сократить штаты присутственных мест и даже уничтожить целые учреждения 134 . Такой образ действий, конечно, был менее всего понятен по отношению к учреждению, над образованием которого так много хлопотали. 12 июня 1727 года члены Коллегии Экономии были назначены: А. Баскаков в Камер-Коллегию вице-президентом, К. Чичерин в Вотчинную Коллегию вице-президентом, А. Щербачев в ту же Коллегию советником 135 . А 23 июня в Совете рассуждали уже о том, чтобы 1) Московской Синодальной Конторе и Дикастерии не быть, а быть Духовному Приказу под ведением епископа Крутицкого, а между тем взять ведомость какие в Дикастерии дела. 2) О патриаршем Казенном Приказе справиться, какие тут дела были прежде и кто судья [здесь] и ныне как этот Приказ состоит. 3) Коллегии Экономии не быть, Камер-Конторе не быть , а приказных людей отдать в патриарший Разряд, который учинен будет по-прежнему 136 . Наконец, 26 июня была выслушана выписка о бывших патриарших приказах и какие в них были дела (отложили до другого раза). Синодальным членам велено платить по 2500 руб. человеку, с условием ничего не брать из епархий, а прочим епархиальным епископам, которые в Синоде не заседают все их вотчины и доходы отдать , только бы положенное число в Монастырском Приказе платили, а на строительство и ремонт употреблять им до 500 руб., а если больше – требовать указа 137 . Подобное колебание правительственной политики в отношении церковных имений объяснимо, если не слепотой и неуясненностью задач государственного хозяйства, то, напротив, сознанием, что реформа 15 июля 1726 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010