Исаак , с 25 янв. 1661 по 1665. Соломон , в 1670–76; в февр. 1677 уехал. Евфимий , 9 февр. 1676 по 20 янв. 1681. Нектарий , 20 янв. 1681 по 11 июля 1683. Леонтий , митр., 11 июля 1683 по 17 июня 1686. Нектарий (вторично) 17 июня 1686 по 1694; уехал 23 мар. 1696. Аверкий , с 11 дек. 1694; † в 1696. (Строитель Неофит , в 1696–98). Акакий , 5 нояб. 1698 по 28 нояб. 1706; уехал в июне 1707. Самуил , 28 нояб. 1706 по 25 окт. 1707. Киприан , 25 окт. 1707 по 20 мая 1715; уехал в сент. 1716. Парфений , 11 янв. 1716 по 1721. Григорий , с 17 мая 1729 по 19 февр. 1733 48 . Гавриил , с 19 февр. 1733 по 1737; уехал в июне 1738. Вениамин , с 1737 по 12 окт. 1742. Филарет , в 1742–46. Анфин , с 28 июля 1746 по 21 окт. 1752. Афанасий , 17 нояб. 1754 по 14 нояб. 1758. Иоанникий , в 1762–68. Нектарий , в 1768–75. Афанасий , 1775–80. Виссарион , 1781–85. Нафанаил , 1786–90; † 18 июня. Косма , 1791–96. Нафанаил , 1802–7. Косма , 1807–12 49 . Кирилл , с 1813. Григентий , 1819. Макарий , 1839. Гавриил , 1841. Даниил , 1851–60. Иларион , 1860–65. Поликарп , 1865–68; † 5 янв. Афанасий , с сент. 1868. 17 Знаменский (Знамения Пресв. Богородицы), в Москве, в Зарядье, у Старого Государева двора (дома Романовых), учреждён царём Михаилом Феодоровичем, в 1630 г. Ныне третьеклассный. [IV, 204.] Игумены Герасим , 1631–49. Варлаам , 1649–55; † … Иосиф , 1655 и 56. Никифор , 1656 и 57. Иосиф (другой), 1657–64. Варнава , 1664 и 65. Арсений определён 5 авг. 1665; в окт. 1682 уволен на покой и † в мнтре. Архимандриты Евфимий , игум., с 10 окт. 1682; произведён в архим. в мар. 1684; 14 июня 1697 перев. в Троицкий Сергиев мнтрь. ? Иоасаф Картычевский 28 июля 1697 перев. из Боголюбова монастыря, а в 1700 – в Чудов, в звании келаря. Сергий 29 авг. 1700 перев. из Московского Крестовоздвиженского монастыря; до дек. 1701. Иосиф , с июня 1702; 17 окт. 1708 хирот. в еписк. Вологодского. Алексий Титов , с 1708; 9 нояб. 1712 хирот. в еписк. Тверского. Серапион Новосильцов 9 нояб. 1712 из Чудовских иеромонахов; † 31 дек. 1731.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Γεδεν Μ. Ετεροδιδασκαλαι ν τ Εκκλησ Κωνσταντινουπλεως μετ τν Αλωσιν//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1882. Τ. 3. σ. 595-599, 671-673, 718-722, 774-780; idem. Κανονικα Διατξεις... τν πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως. Κωνσταντινοπολις, 1888-1889. Τ. 1-2; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 3. Отд. 2; Petit L. La grande controverse des Colybes//EO. 1898. Vol. 2. P. 321-331; Δυοβουνιτης Κ. Ανκδοτα ργα το Αθανασου Παρου//Θεολογα. 1938. Τ. 16. σ. 137-152; Εστρατιδης Σ. Ο Αγιος Νικδημος Αγιορετης//Μακεδονικ. 1940. Τ. 1. σ. 38-57; Le Guillou M. J. La renaissance spirituelle du XVIIIe siècle//Istina. P., 1960. Vol. 7. P. 95-128; idem. L " Athos et la vie eucharistique//Le millénaire du Mont Athos 963-1963. Chevetogne, 1964. T. 2. P. 111-120; Οκονομδης Δ. Αθανσιος Πριος (1721-1813)//Επετηρς Εταιρεας Κυκλαδικν Μελετν. Αθναι, 1961. Τ. 1. σ. 347-422; Μακρς Σπ. κολλυβδες//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Στ. 742-745; Papoulidis C. Portée œcuménique du renouveau monastique du XVIII siècle dans l " Église orthodoxe//Balkan Studies. Thessal., 1969. Vol. 10. P. 105-112; idem. Les collyvistes et le Paisianisme//Actes du IIe Congrès intern. des études du sud-est européen, Athènes 7-13 mai 1970. Athènes, 1978. T. 4: Linguistique et littérature. P. 353-359; idem ( Παπουλδης Κ. ) Τ κνημα τν κολλυβδων. Αθναι, 1971, 19912; idem. Μακριος Νοταρς (1731-1805) ρχιεπσκοπος πρην Κορινθας. Αθναι, 1974; Τζγας Χ. Σ. Η περ μνημοσνων ρις ν Αγ Ορει κατ τν ΙΗ ανα. Θεσσαλονκη, 1969; Θεοδρητος Αγιορετης, μον. Η εχαριστιακ συμμετοχ ν Αγ Ορει. Αγιον Ορος; Αθναι, 1972; idem. Πτε κα πς πρπει ν κοινωνμεν. Θεσσαλονκη, 1974; idem. Ο Νομοκνων Νεοφτου το Καυσοκαλυβτου//Κοινωνα. Αθναι, 1975. Τ. 18. σ. 197-206; Cavarnos C. St. Nicodemos the Hagiorite. Belmont (Mass.), 1974; idem. St. Macarios of Corinth. Belmont (Mass.), 19772; Καραμπτσου Α. Αθανσιος Πριος. Αθναι, 1974; Σωτηρπουλος Χ. κολλυβδες - Αντικολλυβδες (ξ πιστολα νν τ πρτον κδιδμεναι)//Αντδωρον Πνευματικν: τιμητικς τμος Γερασμου Ιω.

http://pravenc.ru/text/1841760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНДЕРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кишинёвской епархии. Названо по г. Бендеры Бессарабской губ. (впосл. Молдавская ССР, Республика Молдова). Б. в. (Бендерское и Аккерманское) учреждено 17 апр. 1811 г. в составе Молдо-Влахийского Экзархата . 16 июля 1811 г. во епископа Бендерского и Аккерманского хиротонисан Димитрий (Сулима) . В авг. 1813 г. учреждена Кишинёвская епархия , в к-рую включено Б. в. 18 июня 1821 г. еп. Димитрий назначен архиепископом Кишинёвским, на Б. в. новых назначений не последовало. Б. в. вновь учреждено определением Свящ. Синода РПЦ от 20 июля 1990 г. 2 сент. 1990 г. во епископа Бендерского, вик. Кишинёвской епархии хиротонисан Викентий (Морарь) , с 18 июля 1995 г. еп. Абаканский и Кызылский. После 1995 г. Б. в. не замещалось. Лит.: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895). СПб., 1896. С. 22; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1990. 10. С. 5. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78016.html

Уфа. Успенский мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенский монастырь, мужской (3го класса). Основан в кон. 16 в. в Уфе (на месте, где позднее располагался Благовещенский монастырь) монахами Саввино-Сторожевского монастыря (г.Звенигород). Был закрыт во время секуляризации, в 1799 с открытием Оренб. и Уфим. епархии восстановлен в 3 верстах от Уфы. В 1721—64 настоятели У.м. возглавляли Уфим. духовное правление. В 1880—93 монастырь управлялся епископами Уфим. епархии, с 1902 имел статус общежительного. При У.м. действовали церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня. С нач. 19 в. было 2 церкви. Владимирская церковь, кам., заложена в 1803, построена и освящена в 1810; имела 3 престола: гл. — в честь Владимирской иконы Божией Матери (переосвящён в 1855, по др. данным, в 1856 в честь Успения Пресвятой Богородицы), в приделах — в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца. Митрофаниевская церковь, кам., построена на месте дер. Успенской церкви (осн. в 1800), освящена в 1852; имела 3 престола: гл. — во имя св. Митрофана Воронежского, в одном из приделов — св. великомученицы Параскевы (освящён в 1915). Монастырский комплекс был окружён кам. стеной (постр. в 1813). Кирпичная церковь, построенная в 1803-1810 гг. и первоначально освящённая как Владимирская. Двусветный четверик, увенчанный восьмериком, к которому примыкали равные ему по высоте пятигранный алтарь и трапезная. Главный престол Успенский, приделы Рождества Христова и Николая Чудотворца. Сохранилась в перестроенном виде, венчания сломаны. Находится на закрытой территории учебного заведения МВД. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=47820

34 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 35 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 36 Евангелие от Матфея, XVIII, 5. 37 Даже (церковнослав.). 38 Михаил Евстафьевич Лобанов (1787–1846) – русский писатель, драматург. Перевел трагедию Ж. Расина «Федра». 39 У меня сердце материалиста, но мой разум отвергает материализм (франц.) . 40 Никон (1605–1681) – патриах Московский и всея Руси. Имел сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, что привело к разрыву с царем Алексеем Михайловичем. 41 Икона Божьей матери. «Купина неопалимая» – куст, который горел, но не сгорал (Исход, III, 2). 42 Заушить (устар.)  – оскорбить, опорочить. 43 Все вокруг меня окрашено мрачными красками (франц.) . 44 Мытари – древнееврейские сборщики податей. 45 Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. О юноше сказано в Евангелии от Марка, XIV, 51, 52. 46 Иерей – священник. 47 Совершать таинство Евхаристии и причащать имеют право только лица, имеющие священнический сан. 48 Плат с изображением положения во гроб Христа. 49 По греческой мифологии счастливым временем, «золотым веком» было, когда богиня справедливости Астрея пребывала на земле. 50 Трагедия В. А. Озерова (1769–1816). 51 Да приидет Царствие Твое (лат.). 52 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для свершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: „Этот человек начал строить и не мог окончить“ (Евангелие от Луки, XIV, 28–30). 53 Как здоровье? (лат.) 54 Хорошо, самодержец (лат.). 55 Хвалебные песни. 56 Под селением Кульм (Чехия) соединенные русские и прусские войска победили французов в 1813 году. 57 Песня К. Ф. Рылеева в соавторстве с А. А. Бестужевым-Марлинским. 58 По преданию, в 362 г. до н. э. на площади в Риме разверзлась пропасть, означающая, что отечество в опасности, которая может быть предотвращена, если Рим пожертвует своим сокровищем. Тогда юноша Марк Курций бросился в пропасть, и она после этого закрылась. 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

А. Римский-Корсаков служил с 1803 г. (в кавалергардах). 26 августа 1812 г. в бою под Бородином он был вместе с братом Григорием, который позднее получил за этот день орден Владимира 4й ст. Павел же, обладавший богатырским ростом и силой, участник Аустерлицкого боя, «занесенный своей лошадью в гущу врагов, долго отбивался один и уложил палашом несколько человек, пока наконец, как рассказывали позже французские офицеры, выстрел из карабина не скосил его; тело его не было найдено» (Гершензон, с. 16; см. также: Панчулидзев С. Сборник биографий кавалергардов. 1801–1826. СПб., 1906, с. 129). Как лист осенний, запоздалый… Он жив, чтоб помнить и грустить! — Вероятнее всего, эта стихотворная строка принадлежит самому Д. Д. Благово. В его поэтическом архиве есть очень близкие (и тематически и стилистически) стихотворения (см., напр., «Желтый лист», «Засохший цветок» — ГБЛ, ф. 548, карт. 8, ед. хр. 78). Ср., напр., такие строфы: Листок засохший; пожелтевший, Кем ты на память сохранен; Один из тысяч уцелевший, Зачем ты в книге затаен? И вот он цел, листок заветный, Он в книге бережно лежит, Давно сухой, давно бесцветный Все про былое говорит. ( ИРЛИ, ф. 119, оп. 7, No 3) … дом в Поварской… — «Это дом No 30, на углу Ржевского пер. и Поварской» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 204). … Спаситель вогнал бесов в свиное стадо… — Имеется в виду евангельская притча об исцелении человека, «одержимого бесами»: «Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло» (Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 32–33). … Анреп Роман Романович (ум. 1830), офицер лейб-гвардейского Гусарского полка; в 1812 г. — корнет, с 1826 г. — полковник Оренбургского уланского полка, позднее — генерал-майор, знакомый Пушкина. Аматеры — любители (от франц. amateur). … князь Шаховской… комедию «Липецкие воды»… карикатуры. — Речь идет о комедии в стихах поэта-сатирика и драматурга А.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Во всеоружие Божие — говорит святой Апостол, но оружие Божие — оружие духовное, а не физическое. Дальше Апостол объясняет: станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время со всяким постоянством и молением (ср.: Еф. 6, 11, 13–18). Кто вооружится таким духовным оружием, тот сможет привлечь себе союзником и защитником Бога всесильного и погасить все раскаленные бесовские стрелы Енаковы. Только с помощью духовного и нравственного оружия военное оружие приобретает свою цену. Об этом свидетельствует Библия, об этом свидетельствует все твое прошлое, народ православный. Одно только военное оружие без оружия духовного смертельно прежде всего для того, кто им вооружен, против него же оно обратится, и погибнет он от собственной руки, от своего же оружия.Если не хочешь шаткого мира и проигранной войны, прилепись к Господу Богу своему и закону Его, и Бог благословит тебя и в мире, и в рати, добрый мой народ православный. Да будет так. Аминь. Карагеоргий (Георгий Черный; настоящее имя и фамилия Георгий Петрович; 1768–1817) — основатель династии Карагеоргиевичей, правивший Сербией с 1808 г. по 1813 г. Милош Обилич ([?]–1389) — сербский воевода, одна из центральных личностей народного эпоса, символ чести и подвига. Моисей Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать, но когда начнешь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе. Все великие учителя веры, следуя закону, учили людей жить, трудясь и заботясь о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни,— наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Истинно хвалиться крестом Господа Иисуса Христа можно лишь тогда, когда «слово крестное», которое есть великая «сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ), глубоко напечатлеется в нашем сердце, проникнет все наше сознание, освятит нашу волю, приобщит нашу жизнь к священному подвигу крестоношения. «Как Христу подобало пострадать, дабы потом войти в славу ( Лк. 24:26 ), которую имел Он у Отца – говорит приснопамятный святитель Московский Филарет, – так христианину многими скробями надлежит войти в Царствие ( Деян. 14:22 ), которое завещал ему Христос ( Лк. 22:29 )... Как Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так и крест христианина есть ключ Царствия для каждого сына Царствия. Вот, вкратце, сущность великого слова крестного». Митрополит Филарет. Слово в Великий пяток, сказанное в Александро-Невской лавре в 1813 году. – (Слова и речи, т. 1. 1803–1821. М. 1873, с. 32). " Кто хочет идти за Мною, – говорит Спаситель, – отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною« ( Мф. 16:24 ). Христианское крестоношение не представляет собой какого-то непонятного страдания ради самого страдания. Страдание несущего свой от Бога, от любящего Небесного Отца, ниспосланный жизненный крест христианина есть не простое бессловесное перенесение чуждых ему и противоестественных мучении. Нет, оно есть прежде всего радостное и жертвенное сострадание, сораспятие Христу, за нас умершему ( Гал. 2:19 ; 2Кор. 5:15 ), общение с Ним в жизни и в смерти. Оно есть многоплодная и самоотверженная деятельность, жизнь по заветам Христовым. »Тем прославится Отец Мой, – говорил Христос Спаситель в Своей прощальной беседе, – если вы принесете много плода и будете Моими учениками» ( Ин. 15:8 ). Учеником Хрисотвым может быть лишь тот, кто трудится не для себя только, но для всех, для своих ближних, для своего Отечества, для всей человеческой семьи. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ). И, конечно, верхом подвига христианского крестоношения является такая степень деятельной любви, при которой человек ради ближних своих не щадит и собственной жизни. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Итак, издревле, с мига сотворения Адама, мы уже были как бы неким «символом», прообразом будущего Крестного Древа. В подобном сходстве заключено как зримое свидетельство человеческого величия, так и знамение нашей страшной ответственности. Ведь мы от века несем на себе образ Орудия нашего спасения и того орудия казни, на котором был распят Господь. Мы равно способны не только славно и подлинно по-христиански сораспинаться Христу нашей христианской жизнью, терпением, смирением, несением скорбей, но и стать новым смертоносным для Него орудием мучений, на котором Он вновь окажется распят нашими грехами. Конечно же, нам надлежит всячески избегать второго и всеми силами стремиться к первому! Однако христианин может уподобиться Кресту Христову не только телесно, физически, но и внутренне – собственной душой. Святитель Филарет в «Слове на Великий Пяток», произнесенном в 1813 году, подмечает, что духовно возвышающийся, молитвенно воспаряющий к Богу христианин в таком своем небесном молитвенном полете напоминает взлетающую птицу – она раскидывает крылья, как бы раскрываясь в фигуру креста. Птица может взлететь, только приняв образ креста. Так и призванная к духовному молитвенному полету христианская душа должна сначала приобрести некоторую «крестообразность». Возносясь от земли и восходя к высоте богообщения, она тоже, прежде чем взлететь, призвана молитвенно раскинуться и «простереться в Крест» и затем уже воспарить в райское поднебесье… Однако главнейшей прообразовательной параллелью между Древом Креста и обстоятельствами пребывания первых людей в Раю, конечно же, служат два древних райских древа – древо жизни и древо познания добра и зла: церковные толкователи библейского текста неоднократно символически сравнивали их с третьим Древом – с Крестом Христовым. Как мы помним, два древа были насаждены в Эдемском саду, посреди Рая Самим Богом. И произрастил Господь Бог из земли… дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла ( Быт.2:9 ). От древа жизни Адаму вкушать плоды не запрещалось и даже – до момента грехопадения – благословлялось (от всякого дерева в саду ты будешь есть… Быт.2:16 ), плоды же от древа познания добра и зла есть ему было крепко-накрепко запрещено (а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Какое семя сеется, такой и плод от него родится: от пшеницы пшеница, от ржи рожь, от овса овес, и " рожденное от плоти есть плоть " (Ин. 3, 6). Так и Божие слово, как семя, брошенное на землю сердец человеческих, рождает подобный себе плод. Божие слово есть семя духовное, доброе, небесное, святое, животворящее и посеянное в сердце человеческом, рождает человека, подобным себе, то есть делает его духовным, добрым, небесным, святым, живым (104, 1806). Святое Божие слово, как чистое зеркало, представляет нам, какой в человеке, рожденном водой и Духом, должен быть образ Божий и в чем он состоит. Слово Божие содействует, чтобы в нас возобновился тот образ, который растлился после падения Адама. ...Ибо как образ ветхого человека-земной и животный, так образ нового-небесный и Божий, в нем описаны. И нам повелевается " отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины " (Еф. 4, 22-24). Это же подразумевает слово Божие, когда повелевает нам быть милосердыми, " как и Отец ваш милосерд " (Лк. 6, 36); быть совершенными, " как совершен Отец ваш Небесный " (Мф. 5, 48); быть святыми, потому что Он свят (I Пет. 1, 15-16) (104, 1813-1814). Читай эти книги, и уразумеешь лучше путь Господень, по которому дойдешь до вечной жизни (104, 1825). Слово Божие-дверь ко Христу, источнику жизни (104, 1825). Старания человеческие без помощи Божией бессильны. Поле- сердце человеческое - соединиться с небесным семенем и принести плод не может. Здесь должна действовать сила и помощь Небесного Делателя, Иисуса Христа, как Он Сам говорит: " без Меня не можете делать ничего " (Ин. 15, 5). Поэтому желающему и старающемуся принести плод слова Божиего надо усердно молиться, чтобы Сам Господь творил и растил плод слова Своего в наших сердцах. " Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010