1717 Папские легаты, отправившиеся домой и уже прибывшие в Сицилию, были возвращены в Константинополь. 1718 – Представители восточных патриархов Иоанн и Фома, по-видимому, не покидали столицы. – Точно определить число собравшихся епископов империи трудно. Обыкновенно оно обозначается круглой цифрой 350 1719 , но в действительности, кажется, было несколько менее 1720 , хотя некоторые утверждают, что оно колебалось между цифрами 330 и 367. 1721 – —329— Характерною особенностью состава собора в данном случай было между прочим значительное количество представителей вакантных кафедр – более 20-ти человек. 1722 Может быть, большинство этих представителей было от кафедр, епископы которых пострадали за беспорядки 786-го года. Самое положение их было чрезвычайно благоприятно для осуществления планов Ирины и Тарасия: желание епископства естественно должно было заставлять их энергичнее поддерживать сторону православных. Относительно прочих епископов собора сказать что-либо, определенное трудно. Много ли из них было таких, которые в 786 г. держали сторону иконоборцев, кроме упоминаемых в актах в качестве подсудимых, неизвестно. Только судя потому, что многие из них впоследствии при Льве Армянине снова перешли на сторону иконоборцев, можно думать, что это были люди, «колебавшиеся умом», которые именно поэтому могли легко ужиться со всякими переменами. Заседания собора открылись 24-го сентября 787-го года. 1723 Последнее из них имело место в столице 21-го октября. 1724 Если принять во внимание всю сложность обсуждавшихся на соборе вопросов, то месячный срок не может не казаться для этого обсуждения очень малым. Причина ско- —330— рости хода дел на соборе состояла в том, что, как уже выше замечено, программа заседаний была в подробностях разработана Тарасием еще в 786-м году: весь разнообразный и сложный аппарат аргументации за иконопочитание и полемики с иконоборчеством был заготовлен прежде. Такое впечатление производит почти каждая страница актов. Случайные вставки в программу свидетельств легко заметить по-особому всякий раз способу, как они делались.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если Увещание приглашает эллинов оставить своих учителей и обратиться к источникам истинного богопознания, то-есть, Моисею и пророкам, то Юлиан, наоборот, предлагает следовать (нам) эллинам 1719 и с желанием сделать упрек христианам спрашивает их: „если чтение ваших сочинений действительно удовлетворяет вас, то зачем вы пользуетесь эллинской литературой?» 1720 . Короче говоря, внимательное чтение книг Юлиана открывает в них идущую непрерывною цепью полемику с каким-то противником-христианином, при чем положения, которые Юлиан косвенно вкладывает в уста этого противника, оказываются тожественными с основными идеями Увещания. Но достаточно ли этого наблюдения для того, чтобы признать несомненным знакомство Юлиана с Увещанием? На этот вопрос мы должны были бы ответить утвердительно, если бы Увещание было единственным сочинением, развивающим опровергаемые Юлианом идеи. На самом же деле Увещание представляет собой только образец в ряду подобных себе апологетических произведений церковной древности и ближайшую свою параллель имеет в „Praeparatio Evangelica» Евсевия Кесарийского , где с большою подробностью раскрыты те же самые положения, что и в Увещании. Так, идея о зависимости эллинских учителей мудрости от Моисея и пророков лежит в основе всего апологетического труда Евсевия и определенно высказывается им в 10-й его книге; 11-я и 12-я книги доказывают знакомство Платона с учением Евреев путем сопоставлений, сделанных с большею подробностью и обстоятельностью, чем в Увещании; 13-же книга раскрывает превосходство учения Моисея и пророков по сравнению с воззрениями Платона и убеждает читателя в том, что Платон, хотя и приближался к истине 1721 , но далеко не всегда высказывал столь правильные взгляды, как Моисей и пророки 1722 , при чем одним из аргументов, подтверждающих это положение, является выше упомянутое место Тимея, рассматриваемое Юлианом 1723 . Подобно автору Увещания, и Евсевий учителями истинного благочестия всюду называет Моисея и пророков и, так как его сочинение защищает превосходство учения их пред эллинскими мнениями, то он и приглашает следовать лучше Моисею, чем Платону 1724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Указ 1720 г. о введении подушной подати распространялся также на белое духовенство и их сыновей, за исключением самих священнослужителей, которые попадали в особый список. Все протесты Святейшего Синода поначалу оставались безрезультатны, пока наконец через два года, 4 апреля 1722 г., не вышел императорский указ с разъяснением правовых недоразумений 1136 . Свободными от уплаты налогов объявлялись все действующие священнослужители и члены их семей, церковнослужители, не являвшиеся сыновьями таких священнослужителей, обязаны были платить подушную подать. В 1723 г. в связи с установленными Святейшим Синодом штатами приходского духовенства от подушного налога были освобождены также заштатные священнослужители, но не их сыновья 1137 . Несмотря на принципиальное значение указа от 4 апреля 1722 г., правовое положение духовенства оставалось нестабильным, поскольку продолжавшиеся военные наборы, в особенности при Анне Иоанновне, «ломали» состав духовного сословия. Послепетровское законодательство в отношении прав и обязанностей духовенства в большой степени отражало личные взгляды государей и определялось сиюминутными политическими потребностями. В целом же продолжала господствовать идущая от Петра тенденция к максимальному ограничению числа духовенства 1138 . Лишь Свод законов 1832 г. внес ясность в правовое положение духовенства в государстве. В течение всего правления Петра I налоги с земли взимались среди приходского клира с большой строгостью. После учреждения Святейшего Синода эти функции перешли к нему. Сперва во многих епархиях это привело к двойному сбору налогов: вслед за чиновником епархиального управления часто являлся правительственный. Только в 1723 г. Святейший Синод добился от императора распоряжения предоставить сбор земельного налога по всем губерниям исключительно церковной администрации. С 1724 г. налоговые дела были окончательно переданы в ведение Камер-конторы Святейшего Синода 1139 . При Петре I духовенству были сделаны некоторые уступки в вопросе о владении частной собственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Изследователи, при определении времени жизни того или иного последователя Валентина, обычно руководятся некоторыми случайными указаниями или побочными обстоятельствами. Однако согласного понимания при этом достигнуть трудно, вследствие чего получаются большие разноречия о времени жизни и деятельности того или другого последователя Валентина. Обычно придают большое значение свидетельству Иринея 1715 , который, начиная с 11-й главы 1-й книги, по-видимому, пользуясь древним источником, будто бы называет имена последователей Валентина в хронологическом порядке. На первом плане он ставил Секунда. За ним следует некто, не названный собственным именем: λλος πιφανς διδσκαλος (Alius clarus magister). Имя в данном случае Ириней опускает, вероятно потому, что оно не стояло в подлиннике 1716 , которым он мог пользоваться. Различные вставки не имеют для себя серьезных оснований: по Гильгенфельду 1717 , напр., здесь разумеется Коларбаз, по Неандеру 1718 , Салмону 1719 и Липсию 1720 – Марк, по Гарнаку – Гераклеон 1721 . Далее у Иринея (I, 12, 1 и 3; I; Ср. 14, 1) следуют Птоломей (ср. I, 8, 5), Коловрас и Марк; несколько позже (II, 4, 1) Ириней называет вместе с Птоломеем Гераклеона. Однако едва ли в таком порядке имен приверженцев Валентина можно видеть у Иринея указание на хронологическую последовательность их жизни. Некоторые из них могли быть и современниками, и названные после других могли жить ранее. Но кого считать древнейшим? По-видимому, в этом пункте нужно следовать Иринею и древнейшим считать Секунда, тем более Ириней, писавший в конце II в., уже располагает скудными сведениями о нем. Имеет, кажется, право на бльшую древность Гераклеон. По крайней мере Ориген 1722 ставит его в тесную связь с Валентином (τν Οαλεντνον λεγμενον εναι γνριμον ρακλωνα), понимаемую в смысле дружественных личных отношений 1723 , хотя Липсий 1724 советует почему-то с осторожностью относиться к Оригену . Но, с другой стороны, Ириней называет Гераклеона (II, 4, 1) после Птоломея; ему в этом следует Тертуллиан (против валент.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

The Rise and Fall of Fu Ren University, Beijing: Catholic Higher Education in China. N. Y.; L., 2004; Laamann L. P. Christian Heretics in Late Imperial China: Christian Inculturation and State Control, 1720-1850. L.; N. Y., 2006; Brockey L. M. Journey to the East: The Jesuit Mission to China, 1579-1724. Camb. (Mass.); L., 2007; Charbonnier J.-P. Christians in China, A. D. 600 to 2000/Transl. M. N. V. Couve de Murville. San Francisco, 2007; Christianity and Cultures: Japan and China in Comparison, 1543-1644/Ed. M. A. J. Üçerler. R., 2009; Guill é n Nu ñ ez C. Macao " s Church of Saint Paul: A Glimmer of the Baroque in China. Hong Kong, 2009; Menegon E. Ancestors, Virgins, and Friars: Christianity as a Local Religion in Late Imperial China. Camb. (Mass.); L., 2009; Tiedemann R. G. Reference Guide to Christian Missionary Societies in China from the 16th to the 20th Cent. Armonk (N. Y.); L., 2009; Longo G. O. Il gesuita che disegnò la Cina: La vita e le opere di Martino Martini. Mil., 2010; Wang Jiyou P. Le premier concile plénier chinois (1924): Droit canonique missionnaire forgé en Chine. P., 2010; Fontana M. Matteo Ricci: A Jesuit in the Ming Court. Lanham, 2011; Mariani P. P. Church Militant: Bishop Kung and Catholic Resistance in Communist Shanghai. Camb. (Mass.), 2011; Bays D. H. A New History of Christianity in China. Malden (Mass.), 2012; Lieu S. N. C. et al. Medieval Christian and Manichaean Remains from Quanzhou (Zayton). Turnhout, 2012; Young E. P. Ecclesiastical Colony: China " s Catholic Church and the French Religious Protectorate. Oxf.; N. Y., 2013. Г. Д. Афиногенов, А. А. Королёв Протестантизм Протестанты появились в К. в XVII в., во время голл. колониального правления на Тайване. Голландцы обратили в христианство несколько тысяч коренных жителей острова, но после изгнания колонистов на острове не осталось постоянных церковных структур. В 1805 г. выходец из Макао (Аомыня) армянин Ованнес Газарян (Казарян), работавший переводчиком в Индии, по заказу миссионеров перевел Библию на кит.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

В целях сближения России с Западом и уничтожения антагонизма между русскими и иноземцами, Петр решил уничтожить некоторые из усвоенных русскими привычек, в том числе исконные национальные особенности – русское платье и бороды. В указе от 4 января 1700 года он запретил всем дворянам, чиновным, служилым и торговым людям носить русское платье, велев его заменить венгерскими кафтанами 856 , a затем указал всем, даже и крестьянам, носить верхнее платье саксонское и францусское, а нижнее – немецкое 857 . Это запрещение в 1714 году было повторено, с угрозой жестокого наказания за ослушание 858 . В 1705 году 16 Января появился указ Петра, повелевавший всем служилым, дворовым и городовым людям, и гостям, и гостинной сотни и черных слобод посадским людям брить бороды и усы, под угрозой штрафа в 60 и 100 р. с человека и по 2 деньги с крестьян по вся дни, как пойдут в город и за город 859 . Этот указ для лиц, которые слышали недавния грозные послания патр. Адриана против брадобрития 860 был великим соблазном. Нашлись люди, которые скорее были готовы отдать головы на отсечение, чем позволить себе обрить бороду 861 . Бородачей после этих указов осталось не мало. Сборы с них были настолько значительны, что в 1724 году для них при сенате была учреждена особая контора 862 . Рядом с этими мерами против русского платья и бород, шли меры и против раскольников. которые не желали расставаться ни с тем, ни с другим. Так как Петр не хотел, чтобы раскольники представляли из себя таинственную, неведомую ему силу, то он решил обезопасить себя от них посредством явности их. С этою целию был предпринят ряд мероприятий, главнейшия из которых мы и укажем 863 . В отмену постановления 7 Апреля 1685 года Петр издал в 1716 году 8 и 18 Февраля постановления, коими раскольники освобождались от строгих уголовных наказаний за содержание раскола, под условием их записи в двойной подушный оклад 864 . Этот указ подтверждался не раз 865 . В 1720 году было указано всем записываться в приказе церковных дел «без всякого сомнения, не внимая некоторых пустотному совету; а ежели кто, ведая сей указ..., за раскол в плате же оклада в записке не явится, а в том от кого изобличен будет, и тому преслушнику учинено будет жестокое наказание и доправлен будет и перед тем двойным окладом еще вдвое штрафъ» 866 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Библейские доказательства Евномия Григорий Нисский опровергает без затруднений. Повествование Книги Бытия о сотворении вещей словом служит выражением идеи всемогущества Божьего. 1716 Перечисляя все виды творений, созданных Богом, Моисей вовсе не повторяет тех имен, которые, как полагает Евномий, произносил Бог, потому что еврейский язык не есть язык первобытный, происшедший от Бога. Он возник, как многие утверждают на основании Пс.80:6 , при выходе евреев из Египта. 1717 Слова псалмопевца об исчислении звезд и наречении им имен означают то, что Бог знает звезды не только в их совокупности, но и каждую в отдельности. 1718 Что касается богоявлений, то беседа Бога с человеком на человеческом языке есть дело Его благого уничижения. Мы снисходим к животным, побуждая их нечленораздельными звуками, однако эти звуки не служат нашим естественным языком. Точно так же в Своих явлениях Бог говорил не соответственно Своему величию, а, снисходя к человеческой слабости, облекал Свои откровения в слова известные и понятные нам. Это во всяком случае не могло унижать Бога более, чем само воплощение. 1719 По вопросу об отношении имени к сущности предмета и о возможности познания вещей при помощи анализа слов св. Григорий Нисский близок к подлинному мнению Платона, высказанному в диалоге «Кратил», и, может быть, еще ближе к Аристотелю. Нельзя отождествлять слово с предметом, наименование с бытием. Предметы пребывают, а слова звучат и исчезают в воздухе. 1720 Звук слова есть только знак (σημειον), отметка (γνρισμα), клеймо (σμαντρον) вещи. 1721 Предметы существуют одинаковым образом для всех, одинаковы у всех и те страдательные состояния души, которые возникают под их влиянием, но слова, обозначающие вещи, мысли и чувства, у всех народов различны. 1722 Как чувственное, так и интеллектуальное познание мы извлекаем из вещей, а не из имен. Бог дал человеку силу зрения и прочие чувства. Пользуясь ими, мы воспринимаем цвета, звуки и запахи, не нуждаясь в том, чтобы кто-нибудь нам предварительно наименовал их. Так, дарованная Богом разумная сила души познает непосредственно вещи. 1723 Слова, как знаки вещей и понятий, имеют двоякое значение. Во-первых, благодаря им мы сохраняем приобретенные о предметах познания в раздельном, неслитном состоянии. 1724 Во-вторых, пользуясь словами как знаками своих внутренних состояний мы входим в общение с другими людьми. Духовные существа вполне прозрачны друг для друга. Они непосредственно и взаимно видят друг в друге движение ума. Но ум человека заключен в плотскую оболочку и отделен ею от умов других людей. Непосредственно читать мысли в душе себе подобных невозможно. Поэтому мы даем понять им о внутренних движениях нашего ума, о тех предметах, которые его занимают, и чувствах, которые его волнуют, посредством звуков, служащих их знаками. 1725

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Ипполит, в 1714 г. перевед. игуменом в Красногор. м-рь); 1882 г., III, Отд. 1, 429 (в 1626 г. сюда посланы царские хлебники для изучения квасного варенья); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 152 двор.), 348 (в том же году показано 402 двора); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 53 (прош. 1720 г. архим. Никодима о взимании четвертой доли хлеба с помола, отдаваемого посторон. лицами на монаст. мельницы), 223 (прошение 1721 г. братии об исключении из оклада помольных денег с мельницы на р. Шыршеме), 331 (прошение 1721 г. архим. Никодима об уравнении окладных податей по перепис. книгам 1710 г.), 743 (доношен. иеромон. Сильвестра и вкладчика Тихона Лебедева, ездивших в Спб. с прошением, чтобы с 3 вод. мельниц повелено было платить 4-ю долю); IV, 13 (доношение 1724 г. архиеп. Холмогор. Варлаама о дозволении ему посвятить в архим., вместо умершего 29 окт. 1723 г. Германа; тогда в м-ре было 7 кам. церквей, 14 келий, 96 монахов, 41 служителей и по переписн. книгам 1678 г. значилось крестьян 403 дв. с 2.765 душ. муж. п.), 413 (доношение того же архиеп. о назначении в м-рь настоятеля); VI, 1726 г., 510 (сюда сослан священн. Ив. Федоров); VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было 12 иеромон., 5 иеродиак, крылошанин, 68 монахов, 14 солдат); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 104, 24 (в 1613 г. литовцы старцев и слуг посекли и м-рь грабили), 105, 25 (патриарш. грам. 1625 г. игум. м-ря Ионе об освящ. богоявлен. воды); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXV, 266 (обозр. древн. русских памятников); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Иона подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); 1791 г., XVIII, 62 (м-рь владел в 1698 г. деревн. Андроновскою и Бахтаковскою в Ступин. волости Емецкого стана); XX, 71 (боярин Феодор Никитич Юрьев сослан сюда в 1600 г. и здесь пострижен под именем Филарета; потом был патриархом); “Переписн. кн. Москвы», 1665–76 г., 131 (подворье Сийского м-ря, в приходе у Спаса на Глинищах), 199 (подворье Антония Ситцкого м-ря, на Покровке, за кузницами); “Русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иессей Эрнстав-Ксанский, писатель духовных стихов, большую часть которых посвятил своему соименнику, преподобному Иессею Цилканскому. Усердный библиофил своего времени, умер в 1739 г. Димитрий Цицианов родился 1724 г. в России, куда его отец Павел переселился с царём Вахтангом; его сын Павел Димитриевич Цицианов был Главнокомандующим на Кавказе. В заключение приводим стихи, которыми Антоний почтил память Шоты Руставеля, славного автора « Барсовой Кожи»: «Шота был мудр, любитель мудрости, Философ, знаток языка Персидского, Если бы захотел и Богослов высокий, – Поэт изящный... Но, к сожалению, трудился всуе». Здесь слышен упрёк творцу знаменитой поэмы, которая, естественно, не могла нравиться Антонию; он видел в ней соблазн и потому запретил всем её читать. Многие печатные экземпляры Барсовой Кожи, по приказанию Католикоса, были сожжены, или брошены в Куру. Тимофей Архиепископ Мцхетский, в «Путешествии по св. местам» (стр. 154), ещё строже отзывается о Руставели: «Шота, – говорит он – был писатель гнусных стихов и развратитель нравов. Некоторые невежи видели в его имени смысл религиозный; в ней представляется женщина, с очами, черными как чернила, и лицом хрустальным, с багряными ланитами; тип этот подал повод нашим женщинам искажать лицо, созданное по образу Божию, разными румянами и привешивать к себе поддельные волосы». 1 Иессей умер в магометанстве и погребён Турками в Тифлисе, в устроенном им саду, который ныне называется Инженерным: могилу его показывают между двумя чинаровыми деревьями. Он имел и другого сына от жены-магометанки, по имени Абдул-Бега, упоминаемого в Грузинской Истории. 2 В числе гуджаров Сионского Собора 1720 г. есть хартия с подписью Митрополита Парфения; он обучал Греческому языку также инокиню Макрину, дочь Ираклия I. 4 Католикос называет свою мать Елизаветою; в других сочинениях она упоминается под именем Елены. Гюльдемштет пишет, что «Татары называют Бегумою Елену, которая есть дочь царя Ираклия Назарали-хана, сестра Теймураза II и супруга царя Иессея». Reisen durch Rusland und im Caucasischen Geburge (изд. 1787, S. Р. В. – pag. 354, 535.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие назначения Плещеева герольдмейстером, канцелярия розыскных раскольнических дел лишилась и своих служащих. Как только Плещеев был назначен на новую должность, чиновники, служившие в канцелярии, ушли от своих дел. Св. синод, видя в этом нарушение высочайшей резолюции 14-го февраля 1721 г., потребовал от сената 28-го октября 1722 г. возврата ушедших чиновников 349 . Неизвестно, что ответил на это сенат. Впоследствии же оказалось, что подъячие канцелярии ушли не по своей воле, так как взял их Плещеев к герольдмейстерским делам. По определении в канцелярию Топильского, синод снова начал требовать чиновников. Плещеев отвечал, что ему нельзя обойтись без них, что вероятно и Топильский не будет требовать их, потому что ему, Плещееву, без них „у герольдмейстерских дел пробыть невозможно“. Вместо этих подъячих св. синод, по совету Топильского, требовал отдать в канцелярию, бывших при герольдмейстерских делах, Павла Протопопова в секретари и канцеляриста Андрея Макарова, а также Федора Орлова. Сенат отвечал, что Протопопова он увольняет, а Макарова и Орлова „за умалением подъячих отдать невозможно“ 350 . Кроме того, св. синод считал необходимым определить при канцелярии 20 человек солдат для караула, потому что при ней находилась тюрьма для содержания колодников 351 . Св. синод определил взять солдат от монастырского приказа, „которые обретаются в монастырех и такую службу понести могут“ 352 ; кроме того, св. синод и от себя послал в канцелярию 7 человек отставных солдат 353 . По табели канцелярии раскольнических розыскных дел судья ее получал 640 p., секретарь 216 p., канцелярист 108 p., копиист 31 p., солдат 12 р. 354 . Обязанности канцелярии раскольнических розыскных дел определены были инструкцией, которая была, по-видимому, утеряна. По крайней мере Топильский указывает только два документа, определявшие обязанности канцелярии, а именно письмо кабинет-секретаря Макарова к Плещееву от 23-го февраля 1720 г. и указ ему же от 3-го мая 1721 г. 355 . Указ этот и резолюции св. синода показывают, что канцелярии подлежали раскольнические дела, „касающияся до розыску гражданскаго суда“ 356 – дела о старцах и старицах „от раскола не обращающихся“, „о прелестных учителях раскольнических, которых в канцелярии должно истязовать о прелести их и кого оные повредили мерзким своим учением“, наконец, дела о вновь совратившихся в раскол 357 . С закрытием приказа церковных дел в 1724 г. в эту канцелярию, по определению св. синода, перешли: сбор штрафных денег с раскольников и неисповедающихся, а также следствия о потаенных раскольниках 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010