Петр сам должен был присутствовать в Вышнем суде, потому что Черныш подговорил камергера Чевкина ходатайствовать за них перед императрицею; Чевкин советовал поднести Екатерине в подарок 500 червонцев, завернувши их в бумажку или спрятавши в стакане. Полуботок умер в крепости; судьбу товарищей его увидим в следующее царствование. В другой стране козаков, на Дону, старые формы быта мирно уступали место новым отношениям к государству, непреоборимое могущество которого было сознано после неудачи Булавинского бунта. Еще в ноябре 1716 года атаман Максим Фролов писал князю Меншикову: «Пожалуй, государь мой и батко, светлейший князь Александр Данилович, подай руку помощии заступи великому государю о самых моих нынешних крайных нуждах, дабы мне быть в Войску Донском войсковым атаманом по вся годы без перемены за мою службу и за старость имянным его величества государя указом на писме, такожде как и бывший войсковой атаман Петр Емельянов был пожалован; а ныне я выбран войсковым атаманом с общего войскового согласия». В 1722 году атаман Василий Фролов, брат Максима, прислал в Москву сына и племянника «ради изучения в школе книг латинского и немецкого писания и других политических наук». Василий Фролов умер в следующем году; на его место выбрали Ивана Матвеева; но комиссия, назначенная для разбора турецких жалоб на козацкие разбои, приговорила его к уплате денег за разбитые им турецкие арбы. На Дон пришел императорский указ, что поэтому Матвеев не может быть атаманом, а назначается атаманом впредь до указу из старшин Андрей Иванов Лопатин. Козаки отвечали, что Лопатин «удовольствован, войсковым атаманством почтен». На Востоке инородцы продолжали волноваться. Мы видели, что в 1720 году для успокоения башкирцев и вывода от них пленных отправлен был Сенатом полковник граф Головкин. Весною 1722 года он возвратился, привез чертеж Башкирской земли и объявил, что выслал беглых с 7 июня 1720 по 1 марта 722 года 4965 семей, а людей обоего пола – 19815. Но в 1724 году опять началось бегство к башкирцам, которые выходили против сыщиков боем. Отправлен был новокрещенин тайно, будто беглый, разведать, что делается у башкирцев. Башкирцы приняли его и сказали: «Для чего тебе жить в Казанском уезде: будет скоро война с Русью, и будет война не такая, что прежде была; с нами будут сибирские и яицкие козаки». Приходили известия, что новокрещены чистят копья и стрелы точат, ясачные татары отказывались платить подушное и давать рекрут. У башкирцев было собрание в Уфимском уезде, на озере Берсевен; приехал батырь Алдарко с 700 человек, приехал сын изменника Сеитка, бежавший в 1707 году к киргизам, с ним приехало киргиз 500 человек; собирались башкирцы и татары отовсюду на это озеро, хотели осадить Уфу, потому что на Уфе трое судей, а они требовали, чтоб оставлен был один, а двоих отдать им, прибыльщики им не надобны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1714 Ammonius. In Aristotelis categorias commentaries//Commentaria in Aristotelem Graeca 4.4. Berlin, 1895. P. 27:21–28:7. 1715 Aristotelis categoriae et liber de interpretatione. Oxford, 1949 ( r 1966). P. 1a: 20–1b:10. 1716 Alexandri Aphrodisiensis in Aristotelis Metaphisica commentaria//Commentaria in Aristotelem Graeca 1. Berlin, 1891. P. 463:22. 1717 Benakis L. The problem of general Concepts in Neoplatonism and Byzantine Thought B: Neoplatonism and Christian Thought. Norfolk: Vancouver, 1982. P. 75–86 (далее – Benakis 1982). Другие работы, затрагивающие проблему универсалий в александрийской неоплатонической школе: Kremer К. Die Anschauung der Ammonius (Hermeiou) Schule über den Wirklichkeitscharakter des Intilligiblen//Philosophisches Jahrbuch 19. 1961–1962. S. 46–63; Lloyd A. The Anatomy of Neoplatonism. Oxford, 1990; Joannou P. Der Nominalismus und die menschliche Psychologie Christi//BZ 47. 1954. S. 369–378; On Aristotle Categories, Ammonius/Transi, by S. Mare Cohen & Careth B. Matthews. London, 1991; Cross 2002. P. 245–265. 1720 Ibid. Р. 82. В подтверждение своей мысли Бенакис (р. 82) приводит цитату из Аммония (In Cat. 40:19–21): ο γρ δεται τ καθλου τν πρτων οσιν, τοτ’ στι τν μερικν, να συστ, λλ’ να κατ’ κενων ηθ (общее не нуждается в первых, то есть частных сущностях, чтобы существовать, но чтобы получить в них своё выражение). 1721 Здесь и далее при цитировании Плотина указывается номер трактата в хронологическом списке Порфирия (курсивом), номер «Эннеады», параграф, главу и строки по изданию Анри-Швицера (Plotini Opera/Ed. Henry et H.-R. Schwyzer. T. 1–3, Paris-Bruxelles-Leiden, 1951–1973), воспроизведённому в электронном виде в TLG 1723 Некоторые рукописи «Парменида» вместо οδ ν дают οδν, то есть «это единое есть всё и не есть нечто ни по отношению к самому себе, ни ко всему остальному» (ср. перевод Л. Бриссона, который принимает чтение οδ ν, но понимает и его как οδν: «cet un est tout, et il n’est rien»). 1724 Cp.: «and is not like any of the things» (Plot. Theologia X. P. 291 во 2 т. указанного издания Анри-Швицера).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На юг, почти у самых ног, у подножия Кармила расстилалась цветущая, лесистая до­лина Саронская; на запад – раскрывалась в необъятную даль голубая поверхность Средиземного моря; напрасно глаз всматривался вдаль, стараясь различить последний, погра­ничный предел моря: море кажется бесконечным; далее на север открывался Аккский залив, с его правильной, полукруглой береговой чертой; тут виднелась Птолемаида; при ясной, летней тогдашней погоде можно было различить и мачты стоявших у птолемаидской гавани кораблей, и стены и башни города, и некоторые высокие дома; а там, к северу, величественно поднимались, как великаны, громадные горы Ливана и Антиливана; их скаты покрыты —167— нежною зеленью растений, а верхушки увенчаны вечным снегом, блестящим алмазными огнями при солнечном свете; а дальше, за Ливанами, на туманном фоне гори­зонта, нарушая правильную его линию, высится величе­ственный исполин – Ермон; на северо-восток расстила­лись невысокие холмы Галлилеи. Несомненно, взоры свв. путников не так долго останавливались на восхититель­ном западе и севере, как на этом скромном северо-востоке; тут была заветная точка: св. Назарет... На­прасно обращались взоры к Иерусалиму: ни Иудеи, ни Иерусалима не видно было за Ефремовыми горами; нако­нец, с правой стороны вдаль Кармила струился Кисон и расстилалась долина Ездрилонская 1720 . Далее свв. путешественникам приходилось идти по бе­регу Аккского залива, довольно правильным полукругом вдающегося в северо-западный конец долины Ездрилонской; его береговая линия простирается на 3 географических мили 1721 , или 10 часов пути 1722 . У самого же начала залива на получасовом расстоянии от подножия Кармила 1723 , лежал маленький городок Геоа (Hephia) 1724 . Reland ставит его в 52 51 шир., а Harenberg в 32 32» шир. и 53 21 долготы 1725 . Древнейшим названием этого города, которое было известно составителям Иерусалимского дорожника 1726 . —168— Страбону 1727 и Птоломею, было Συκμινα или в единствен­ном числе: Συκμινον 1728 . Самое название города сви­детельствует о богатстве окружающей его растительности; даже и в настоящее время это место отличается обилием и разнообразием деревьев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

35 . Reglement voor alle hooge en laege stands personen, kooplieden en schippers, in het laeden en lossen van de scheepen in de haavens van Groot Russland als mede het tarif van de inkomende en uytgaande goederen voor de Haavens von St. Petersburg, Wybyrg, Narva, Archangel, Kola. Uyt de Russe overgebracht. Amsterd., 1724. (Остермана 112). 36 . Chr. Thomasii Theses inaugulares, de jurisdictionis et magistratuum differentia secundum mores Germanorum. Resp. Hempel. Halae, 1703. 37 . Его царского величества генеральный Регламент о управлении коллегиями и другими местами. 1720. 38 . Указы императора Петра Великого, состоявшияся с 1714 по генваря 28-е 1725 года. 39 . Указы императрицы Екатерины Алексеевны и императора Петра Второго, состоявшиеся с 1725 генваря 28 по 1730-й год. 40 . Уложение царя Алексея Михайловича. 41 . Ее императорского величества учреждение для управления губернии Всероссийской империи. 42 . Ее императорского величества такое же учреждение для управления губернии, в коих столицы. 43 . Тариф для пограничных Оренбургской и Троицкой крепости таможен. Печатан при Сенате, 1777 года. 44 . Реестр бываемым по всягодно в разных месяцах и числах поминовениям по государях, с показанием чиноположения в службе. In octavo 1 . Regni Sueciae jus maritimum, a Joh. Loccenio ex suecica in latinam linguam translatum. Accedunt ejusdem Loccenii de jure maritimo libri tres. Holmiae, 1674. (Остермана 105. – 8-ку, 1218). 2 . Gabr. Schwederi introductio in jus publicum Imperii Romano-Germanici. Tubingae, 1701. 3 . Lavrentii Theodori Gronovii emendationes Pandectarum. Secundum exemplar florentinum. Lugd. Batav., 1685. (8-ку, 2082). 4 . Пошлинной тариф российской. На немецком и российском языках. В Санктпетербурге, 1731. (Остермана 34). 5 . Justiniani imperatoris institutionum libri IV, glossis illustrati. Lugd., 1622. (8-ку, 2083). 6 . Sueciae regni leges provinciales et civiles a Joh. Loccenio in latinam linguam traductae et notis illustratae. Londini Sca- norum, 1675. (8-ку, 1219. Ex libris Alexij Mankewitz).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

По поручению Петра Великого передал подарок для малолетнего короля Франции Людовика XV уникальный станок (1717 года) с тремя копировальными функциями: медальерной, гильоширной и боковой (скульптурной). Станок был исполнен Нартовым под рост 7-летнего короля, все детали махины были позолочены. К станку прилагались копиры с портретами отца и сына Людовиков, королевский вензель Франции и портрет регента Франции герцога Орлеанского. Нартов на глазах у членов Французской Академии наук выточил из слоновой кости все четыре медали. Уникальный " посольский дар " , поразивший французских ученых, механиков и аристократов, сыграл не последнюю роль в решении вопроса о предоставлении России гарантий Франции при заключении Ништадтского мирного договора о завершении Северной войны со Швецией в 1721 году. 1720 г. - Осенью вернулся в Петербург, где продолжил работу над созданием двух токарно-копировальных станков (медальерного и бокового), с помощью которых предполагал вытачивать из слоновой кости Триумфальный столп во славу России, задуманный Петром I (в настоящее время парадный медальерно-копировальный станок воссоздан и демонстрируется на выставке в Петропавловском соборе). Работал над камнерезным станком (для отделки стен и шлюзов Кронштадтского канала). Стал личным токарем Петра I. 1721 г. - Закончил строительство " овалистого станка " (начат Георгом Занепенсом). Начал работу по вытачиванию Триумфального столпа: по копирам-цилиндрам и копирам-медальонам (авторы Б.К.Растрелли, Н.Пино и А.Нартов) вытачивались цилиндры и медальоны с изображением " баталий " из пальмового дерева. 1723 г. - 1724 гг. После смерти токаря-художника Франца Зингера стал руководителем царской Токарни, подал проект " Академии разных художеств " . Сопровождал Петра I в поездках на Марциальные воды и на подмосковные " железные " заводы Миллера. 1725 г. - после смерти Петра I получил указание от Екатерины I завершить Триумфальный столп " … вечно достойный памяти его императорского величества, на котором будут изображены разные баталии " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Природная энергия – это сущностное и составляющее качество всякой сущности. Лишенное ее лишено какой бы то ни было сущности. Природная энергия – это сущностная сила (δναμις) 1719 , не позволяющая, чтобы [природа] претерпела какое-либо изменение по сущности, из одного [сделавшись] другим. Природная энергия – это сила, сохраняющая несмесным (μιγ) сущностное отличие (δικρισιν) всякой [вещи] по отношению ко всем [остальным]. Святого Александра [папы Александрийского], из Послания против ариан, обращенного к Эглону, епископу Кинополя 1720 Природная энергия – это врожденное движение всякой сущности. Природная энергия – это сущностный и познавательный логос всякой природы. Природная энергия – это движение всякой сущности, указующее [на нее]. Григория Нисского Энергия разумной души – это движение и мышление (δινοια) 1721 ума. Энергия – это сущностное движение, определяющее (χαρακτηριστικ) для природы, которой она принадлежит; при помощи [энергии природа] познается как сущностно отличающаяся от других. Энергия – это движение действительное (δραστικ); действительным же называется то, что приводится в движение самим собой 1722 . Ведь мы утверждаем, что энергия – это природная сила и движение каждой сущности; без энергии природа не существует и не может быть познана; ибо умным (νοερν) присуще разумение (νησις), чувственным – чувствование (ασθησις), с помощью которого они по природе и сами постигают внешние [предметы], и подвергаются их воздействию 1723 , летающим – полет, плавающим – плаванье, пресмыкающимся – пресмыкание, ходячим – хождение, растениям – рост; говоря обобщенно, мы полагаем, что природная энергия – это знаменательная (σημαντικóν) особенность каждой природы. Единственное, что лишено [энергии] – это не сущее. Ведь сущее причастно к какой-либо сущности и потому, конечно же, будет по природе причастно и к силе, указывающей на эту [сущность]. Истинный разум 1724 ведает, что определения сущностей – это их природные энергии 1725 . Энергия разумной души – это собственный помысел 1726 и движение ума. Энергия разумной души – это ее жизнь по природе 1727 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Ψυχ, как субъект личной жизни, имеет в πνρμα свой высший, богоподобный принцип, а в «сердце» ( καρδι’α) – свой непосредственный орган, концентрирующий и объединяющий в себе все свойственные ему состояния и деятельности 1717 . Сердце, так. обр., является средоточием, в котором концентрируется вся личная жизнь человека, в ее наиболее характерных состояниях и обнаружениях 1718 , 1719 . Отсюда уже понятно, почему «сердце» и «дух» поставляются между собою в теснейшую связь неразрывного взаимоотношения. Специальная деятельность «духа» происходит по преимуществу в «сердце», так что иногда именно «сердцу» приписывается то, что в последней инстанции принадлежит собственно «духу» 1720 . Но так как «дух» – в свою очередь – является принципом богоподобия, так как он служит «первоначальным источником и последним основанием высшей религиозно-нравственной жизни 1721 1722 , так что и его деятельность, – когда она нормальна, – проявляется и осуществляется в соответствующем направлении, – с состоянием религиозно-нравственвой, богоподобной жизни; то отсюда понятно, почему религиозная жизнь и ее отношение оказываются по преимуществу делом «сердца». И действительно, «сердце» в некоторых местах св. Писания признается средоточием деятельности «духа» и отсюда – божественным принципом жизни 1723 . С этой точки зрения объясняются причина и смысл той связи, в которую поставляются «сердце» и совесть, причем совесть представляется также результатом деятельности «духа» в «сердце» 1724 . Равным образом, если «дух» в существе человека является органом свидетельства Духа Божия 1725 , если он представляется вообще тою стороною человеческой личности, «в которой устанавливается живая, нравственная связь между Богом и человеком» 1726 , те, в силу указанного взаимоотношения «сердца» и «духа», именно сердце является местом деятельности Св. Духа 1727 . В силу этого, являясь средоточием деятельности и органом проявления «духа», т. е., как сказано уже, – той стороны человеческой личности, которая – в своем последнем основании – служит принципом божественной и богоподобной, направленной к Богу жизни, «сердце» служит средоточием и органом веры и неверия 1728 , а отсюда также – и вообще жизни веры, религиозных отношений 1729 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Москва В Москве, где в самом начале старообрядческого движения проповедь сторонников старой веры нашла широкий отклик, сила раскола была сильно подорвана петровскими стрелецкими казнями. Влияние стрельцов распространилось и на более широкие круги консервативно настроенного населения. Очень много старообрядцев бежало на Северную Украину и в Белоруссию, на Дон и Урал. Как в XIX веке, так и в петровскую эпоху данные о численности старообрядцев очень расходятся между собой. Так, в 1724 г., по сообщениям налогового управления, раскольников было 258 человек, по данным Сената – 1106, а по статистике церковного приказа – 1364. В Московском уезде в 1720 г. насчитывалось 5679 старообрядцев, а в самой Москве, как уже отмечалось, 304 " богатых» торговца-раскольника 1110 . Как ни противоречивы эти сведения, они все же ясно показывают, что в самой Москве преследования со стороны петровского режима разгромили и разогнали московское старообрядчество. Положение значительно меняется после опубликования екатерининских указов о веротерпимости. В 1826 г. раскольников, по данным епархиального управления, было уже 53 000 на всю Московскую губернию, 100 000 – в 1837 г., а в начале 1850-х гг., по сведениям Липранди, в городе Москве их было 50 000 и, кроме того, 100 000 в губернии, то есть всего 150 000. Перепись 1897 г. снова дает совершенно несуразную цифру 89 858, несмотря на то, что по всем данным число сторонников раскола в Москве за прошедшие полвека сильно выросло 1111 . Помимо самой древней столицы России раскол был очень силен и в восточной части Московской губернии, примыкающей к границам Владимирской губернии. Гуслицы, выросшие в середине XIX века в крупный текстильный центр России, сыграли важную роль в развитии московского раскола, и отсюда вышло немало богатых и влиятельных покровителей старой веры. Очень многочисленны были и раскольники Владимирской губернии, особенно в городах, известных кустарной промышленностью, как, например, Вязники, Шуя, и в текстильных центрах вокруг Иваново-Вознесенска, где их поддерживали раскольники-фабриканты 1112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

1717. См.: Быт.43:16. 1718. См.: Деян.9:3. 1719. Ср.: Лк.15:17. Свт. Амвросий сравнивает душу с блудным сыном из притчи 1720. Это сократовское выражение Морескини предлагает понимать как «познай свои грехи» (Moreschini. Р. 55, п. 40). 1721. Подробнее о теле как о темнице души см. тракт «О благе смерти» (2. 5; 3. 8; 4. 14; 5. 16 и др.) 1722. Ориген по другому толкует эти строки Песни песней, ср.: Ориген. Гомилии на Песнь песней. I. 9. С. 61 1723. Ср.: Мф.25:33. 1724. Ср.: Иер.3:15. 1725. Ср.: Чис.24:6. 1726. См.: Песн.1:9. 1727. См.: exp. ps. 118, 2. 33. 1728. Ожерелье, видимо, понимается не только как женское украшение, но и как воинская награда. Ср. у Пруденция, perist. 1. 65: aureos auferte torques, sauciorum praemia. — Примеч. ред. 1729. См.: Быт.26:7, где Исаак представляет Ревекку своей сестрой, так как боится, что его убьют из–за нее. Ревекка была внучкой Нахора, брата Авраама, следовательно, племянницей Исаака. 1730. См.: Быт.26:18. 1731. См.: Быт.26:19. Вода живая (aqua uia) — родник. 1732. См.: Быт.26:25 и след. 1733. См.: Ин.4:6, 12. 1734. О духовном значении колодцев свт. Амвросий пишет в трактате «О Святом Духе» (spir. s. 1. 16. 166). О колодцах как источниках мудрости и о трех видах мудрости (части философии: физика, этика, эпоптика) см. подробнее: Нестерова О.Е. Опыт адаптации оригеновского учения… С. 25–26. 1735. См.: Быт.21:14. 1736. См.: Быт.29:2, 9. 1737. См.: Исх.2:15–17. 1738. См.: Origenes. hom. in Gen. 11. 3 — о колодце видения. 1739. Герар значит «предел», «ограда», «округ» (Ibid. 13. 2). 1740. См.: Еф.2:14. 1741. См.: Еф.2:14–16. 1742. Сам свт. Амвросий говорит об этом: «Все Божественные Писания суть либо физические, либо мистические, либо моральные: физические в Бытии, где излагается, как были сотворены небо, моря и земли и каким образом был устроен сей мир: мистические в Левите, где описывается таинство священнического служения; моральные во Второзаконии, где человека научают жить по заповеди Закона. Отсюда ясно и то, почему из нескольких книг Соломона были избраны три: в Екклесиасте трактуется о физическом, в Песни песней о мистическом, в Притчах о моральном» (expl. ps. 36, 1, рус. пер. цит. по: Нестерова О. Е. Опыт адаптации оригеновского учения.., С. 26–27, примеч. 61).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Если бы где-либо, в каком-либо подвале или хоромах царских, хранилась эта богатая библиотека, то до нашего времени дошел бы какой-либо перечень ее в сохранившихся бумагах XVI-XVII вв. Дворцовые или царские библиотеки не представляют в этом отношении исключения и, как мы видели выше, краткие каталоги их мы имеем как от XVI, так и от XVII и XVIII вв. Предполагать, что после осмотра библиотеки царя Ивана IV Веттерманом, она была опять заключена в подвалы, которые де были замурованы и о нахождении в которых сей библиотеки совсем позабыли, – невозможно. В этом случае я вполне согласен с И. Е. Забелиным, который говорит, что «такое количество книг не могло быть потеряно из памяти не только дьяков и казначеев, но и простых дворцовых служителей, близких к царскому казнохранилищу, а потому оно не могло быть по небрежности или по забвению закладено и замуровано в каком-либо казенном подвале. Этого ни под каким видом не могло случиться ни в XVI, ни в XVII столетиях, когда всякий и малейший уголок дворцовых помещений был на ответственном и очень строгом надзоре и счете с подробными описями у дворцовых дьяков и у разных управителей дворцового хозяйства. О таких помещениях стали забывать только со времени Петра, когда Московский дворец совсем был покинут на разрушение» (стр. 37)... По отношению к книгам невозможно допустить какого-либо забвения и в XVIII в. со стороны дворцового управления и дворцовых управителей. Что последние и в XVIII в. обращают внимание на книги, об этом говорят положительно сохранившиеся описи их, составленные в это время. Книги, напр. указываются в описи платью и другим вещам, принятым в государеву Мастерскую палату с государева двора в с. Преображенском в 1705 году; в описи казны Мастерской палаты 1720 года; в описях церковной утвари дворцовых церквей, составленных в 1680–1724 годах 522 ; в «описи ведомства Камор-цалмейстерской конторы имеющимся в казенных палатах всяким вещам и обоям», составленной в 1737 г. 523 и др. В 1723 г. некоторые книги из Мастерской палаты были вытребываемы в Сенат, откуда в том же году были возвращены 524 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010