394. Преображенский – Спасский – Братский , мужской, совсем уничтоженный, в гор. Слуцке, Минской губ., где ныне плац Николаевского собора. Основан около 1600 г. Слуцким братством для укрепления православия против унии. В нем с 1677 по 1679 г. имел пребывание св. Димитрий Ростовский , приглашенный братством для произнесения проповедей. В 1797 г. закрыт и обращен в приход. Ратшин, 174; “Минск. губ в.”, 1864 г., 50 (год основания); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 120; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых в Слуцкой архимандрии; здесь назван Спас- ский-Батский, вместо Братский); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 321 (письмо 1678 г. игумена Златоверхо-Михаилов. м-ря Дзика к монахам братства, который послал несколько частиц мощей св. Варвары, положенных св. Димитрием Ростов. в церкви братства); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтверж. права правосл. м-рей), 420, CLXXXVIII (грам. 1724 г. Слуцкому архим. Феодосию Волковичу на сан игумена Спасского братского м-ря). 395. Преображенский – Спасский – Усть – Медведицкий , женский, 2-го класса, Донского Войска области, Усть-Медведицкого округа, в 3 вер. к вост. от станицы Усть-Медведицкой, близ впадения р. Медведицы в Дон. Он первоначально был мужским и основан в 1665 г. близ нынешнего монастыря между гор, почему назывался Межигорским. В 1754 г. перенесен на гору и в 1788 г. подлежал упразднению, однако же в 1796 г. в нем еще жили монахи в числе 15. По просьбе казаков в 1798 г. восстановлен для помещения в нем инокинь, причем монастырь возведен на степень 2-го класса с содержанием из войсковых сумм. В 1851 г. к имевшимся 768 десят. земли, добавлено еще 400 десят. из смежной войсковой земли при хут. Глинище, сверх того назначено отпускать ежегодно из войсковых сумм оклад, получаемый 2 классными монастырями по 2.155 р. и 1.000 р. для вящшего обеспечения будущего монастыря. “Пол. Собр. Зак.”, 1798 г., XXV, 18711; 1839 г., XIV, 12965; 1843 г., XVIII, 17445; “Сенат. ведом.”, 1851 г., 35; “Ист. Росс. Иерар.”, V, 60; Ратшин, 95; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 182; “Опис. монаст.”, 1817 г., 124; Проценко, “М-ри в России”, 53; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 177; Краснов, “Земля Войска Донского”, 544; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1844 г., 90 (о производстве по 300 р. сер. в год взамен дохода от лавок и свечн. прод. на бывшей ярмарке); Токмаков, “Указат. матер. для изуч. ист. и археол. Дон. обл.”, I, 5 (Дело 1711 г. по отписке войска Дон. об определении в м-рь строителем иером. Феодосия), 6 (Грам. 1718 г. на Дон о розыске про взятые игуменом м-ря Феодосием у казаков доски); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 848; Второв, “Воронеж. акты”, 1, 48 (поездка певчих под Азов 1696 г.; 15 челов. братии); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XIX, 279 (м-рь владел мельницею на р. Медведице в районе Глазуновской станицы, почему река была несудоходною).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Одной из основных целей создания А.-Н. м. по замыслу Петра I была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников др. обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 г. архим. Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на к-рое царь ответил указом, утвердившим это положение. В первые годы существования мон-ря братия была непостоянной и малочисленной (в 1714 - 1 иеромонах, в 1715 - 4 иеромонаха и 2 иеродиакона), но уже в 1716 г. насельник обители иером. Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иером. Павел - во епископа Вологодского. В дальнейшем значительная часть епископата РПЦ вышла из стен А.-Н. л. В 1720 г., когда настоятель архим. Феодосий (Яновский) был хиротонисан во епископа Новгородского, А.-Н. м. стал резиденцией Новгородских архиереев. После образования С.-Петербургской епархии, с 1742 г., архимандритами А.-Н. м. являются С.-Петербургские архиереи. До учреждения в 1721 г. Святейшего Синода А.-Н. м. был церковно-адм. центром столицы. В 1797 г. именным указом имп. Павла I Петровича мон-рь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных. К сер. XVIII в. А.-Н. м. стал центром духовного просвещения епархии. 31 дек. 1724 г. вышел указ Петра I «Объявление о монашестве», в к-ром император требовал от монашества социально активного и «полезного» для об-ва служения. Одной из реализаций этого указа стало создание в А.-Н. м. духовного учебного заведения для формирования «ученого братства» - рус. ученого монашества. Особым послушанием ученых монахов в обители было произнесение проповедей, перевод и составление собственных богословских сочинений. 25 окт. 1721 г. распоряжением архим. Феодосия в А.-Н. м. была основана Славянская школа, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 г.

http://pravenc.ru/text/64492.html

К достопримечательностям храма принадлежат: 1) древняя икона Тихвинской Божией Матери, точная копия с Чудотворной, писанная, как показано на иконе, 7184 г. августа 1, при Федоре Алексеевиче и патр. Иоакиме, при митр. новгородском Корнилии. Внизу подпись: «многогрешный раб Парфенище». Икона украшена ризою с цветными камнями в венце; 2) оловянные ковчег и дароносица; 3) старинные венцы из белой жести; 4) древнее Евангелие 1748 г., обложенное полинявшим от времени бархатом. Из колоколов замечательны два. Один, весом около 6 пуд. с надписью: Gloria in excellsis Deo anno 1645; другой, в 30 фунтов, 1763 г. работы Алексея Кузмина. Документы церковные существуют с 1720 года. Описи церковного имущества имеются от 1780, 1794 и 1809 годов; метрические книги с 1811 г. Причт, как видно по Писцовой книге 1676 года, состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. В позднейшее время, около 100 лет назад, причт составляли: два священника, диакон, 2 дьячка, 2 пономаря и просвирня. Из священников прежних известны: Тимофей Егоров и Иоанн Феоктистов, подписавшиеся на упомянутой описи; Игнатий Тимофеев, Иван Игнатьев; Евсевий Афиногенов († 1797); диакон Алексей Иванов; Евфимий Евсевиев († 1841); Василий Филиппов († 1836); Иван Саввин Беляев, перемещенный в Ям Ижору в 1847 г.; Иван Петров Верольский, поступивший в 1849 г. в монахи. Потом служили: Матфий Петров Соколов и Иоанн Васильев Молчанов, оба из студентов Спб. дух. семинарии. По смерти Соколова в 1870 г. поступил Валентин Михайлов Кедров, служащий ныне; по смерти Молчанова, в 1868 г. поступил Петр Лабецкий, а по переходе Лабецкого в Рель поступил, служащий ныне, Григорий Петров Певцов. До штатов причт содержался ругою и платою за требы. Руга, в размере четверика хлеба с 2-х душ, собиралась осенью. Плата за требы была ничтожная; за молебен в доме платилось 5 коп. меди; доходъ свечной и кошельковый был не свыше 8 р. асс. в месяц. Священники и причетники жили, главным образом, от земли; домы причта не отличались от крестьянских; рясу священник надевал только по праздникам. В 1844 г. священникам положено по 156 р. 80 к. в год, диакону – 78 р. 40 к., дьячку – 54 р. 48 к., пономарю – 47 р. 2 коп., просвирне 23 р. 52 к. Жалованье платилось в уменьшенном размере потому, что делался вычет за лишнюю пропорцию земли. Но этот вычет был для причта весьма стеснителен, потому что лишняя земля находится в 15 верстах от церкви и мало приносит дохода. За молебны в сельские праздники платится всей деревней, от рубля до трех рублей; в осенний праздник Георгия, священник в течении трех или четырех дней служит молебны в 200 домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Николаевский, в Белгороде, основан в 1599 г.; по штатам 1764 третьего класса. [III, 471.] С 1833 г. 2-го класса; уничтожен 14 нояб. 1842. Строители Никифор , игум., 1599. Симон , в окт. 1633. Геласий , 1634, 8 янв., в авг. 1635. Иов Гонюков , 1638–44. Алексий , 1646. Геласий , в июле 1647. Архимандриты Кирилл , игум., 1649–65; архим. 1670, 1678, 80. Феодосий , 1683 и 84. Киприан , 1690–92. Иона , 1697–99. Филарет , 1705–8. Аарон , 1720–22. ? Платон Малиновский , с 1729. Иларион Григорович 1738 перев. из Изюмского Святогорского, а 1740 – в Саввин Сторожевский. Афанасий Топольский 1741 перев. в Харьковский Покровский; упом. 30 мая (sic) 1742. Гедеон Антонский , 1742–44. Авксентий Кувичицкий , 1744–52. Пахомий Липский , 1754–56. Варлаам (Тещинский) из Михайловой пустыни? (Ист. Иер., V, 78) – в Краснокутский; член консистории в авг. 1748, 1756–58. Гервасий , 1759–64, перев. в Акатов. Матфей Млодзинский , 1764–1766, в Святогорске. Игумены Лаврентий Кордет , из игум. Озерянской пустыни, 1766–68, перев. в Святогорский. 192 Наркисс Кветка , из Обоянского Знаменского, 1768–70, перев. в Куряжский. Исаия Илляшевич перев. из Коренной пустыни, 13 сент. 1770–78. Александр , 1778–80. Иерофей , 1780 и 81. Геннадий , 1781–84. Иустин Трипольский 1784 перев. из Спасо-Мирожского; упом. 1789, 1791–1797, перев. в Акатов. [? Иосиф Лазарев , 12 окт. 1788.] Архимандриты Иеракс , 1800–7. Иосиф Величковский , 1807–9, 23 июня перев. в Переяславский Даниилов. Андрей , 1809–18, перев. в Молчанский. Иоасаф Юнаков , 1818–29, перев. в Курский Знаменский. Анатолий Мартыновский , 1829–32, перев. в Новгородский Антониев. Елпидифор Бенедиктов , 1832 и 33. После в Акатове. Игнатий , 1834 и 35. Агафадор , с 1835. Варлаам Успенский 1837 перев. из Белгородского Николаевского; 31 янв. 1843 хирот. в викария Киевского. Иероним , игум., 1843–45. В 1845 – 60 управлял архиерей Илиодор , 1861–9, тоже архим. Сергий . 11 Духова (Новодевича, Свято-Духовского Киево-Печерского, упразднённого) [В Ист. Иер. нет]: Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поликарп Павловский в 1782 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря; † 1785 ... Иоанникий Полонский в 1785 перев. из Нижеломовского монастыря, но не поступил и перев. туда обратно. Мнтрь обращён в архиерейский дом. 4 Борисоглебский, в Чернигове, Кафедральный. [III, 426.] Наместники Иеремия Ширкевич 1664 перев. в Максаковский мнтрь. Гавриил Олешкевич , 1665 и 6. Сильвестр Климкевич , 1674. Василий Иевлевич ... Герасим , 1696. Пахомий Комаровский , 1699. Антоний Стаховский , 1700. После архим. Новгород-Северский. Михаил , 1701. Максим , 1711. Савва Шпаковский , в 1720–22; определён в Нежинский Назарет. Пафнутий Тригорский , 1722, потом игум. Катошинского монастыря. Исаия Заславский , в 1724–28. Димитрий Белинский , 1729–31. Потом в Макошинском мнтре. Феофил Савич , в 1732–34. Андрей Осмаковский , игум., 1735. Сосипатр , 1736 и 37. Геннадий , 1739–41. Савва Любович , 1742–49. Игум. Иоасаф , 1750–62. – (Костянский) Иоанн Михайлов 1764. – Герман , 1770. –      (Домницкий) Иерофей , 1772–74. Наместн. Исаия Шкляревич , с 1775. – Илия , 1783. 5 Спасо-Преображенский, в Новгород-Северске, существовал в XVI веке; в 1785 г. обращён в кафедру Новгород-Северских архиереев; 1 сент. 1797, по упразднении епархии, положен в первый класс. [V, 337.] Архимандриты Вассиан , 1551. Корнилий , 1618 и 19. После в Севском Спасском. Михаил Лежайский утверждён 2 февр. 1670; упом. до 9 июня 1677. Иоанникий Галятовский в 1687 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † 2 янв. 1688. Димитрий Туптало 7 сент. 1699 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; 23 мар. 1701 хирот. в митрополита Сибирского. Никон в исх. 1702 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † ... Антоний Стаховский , бывший наместн. Черниговского Борисоглебского монастыря, определён в 1703, а 20 сент. 1713 хирот. в архиепископа Черниговского. Геннадий Стефанович , в 1715–17. Нил Березовский перев. из Елецкого, в 1727 и 28. Созонт Волынец после 1737 перев. из Стародубского Каменского монастыря. Арсений Могилянский , бывший епископ Переяславль-Залесский, управлял мнтрём в 1752–57; 22 окт. возведён на мтр-лию Киевскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершающийся ныне крестный ход установлен Св. Синодом в 1748 году по-особому предложению Императрицы Елизаветы Петровны. Особые иерархические права Александроневского монастыря и его настоятелей Александро-Невский монастырь, при самом учреждении, поставлен был выше всех великороссийских монастырей, а второму архимандриту его, Петру Смеличу, Высочайшими указами (1725 г. июля 23-го и августа 7-го) велено быть первейшим в Российской Империи архимандритом. Но при Анне Иоанновне, по ходатайству духовника ее, Сергиевского архимандрита Варлаама, первенство усвоено Троицкому Сергиеву монастырю, а Невский монастырь велено считать вторым. Наконец, при составлении общих духовных штатов в 1797 г. Александро-Невская лавра поставлена третьего после Киево-Печерской и Сергиевой. Настоятели лавры, с самого начала, имели особые преимущества: носили епископскую шапку, на персях – андреевский крест, на черной шелковой мантии зелёные бархатные скрижали. На правой скрижали, под княжескою короною был вензель св. Александра Невского, а на левой, под императорскою короною – имя Петра Великого, с нашитым на вензеле андреевским, из зеленого бархата, крестом. Екатерина 1 архимандриту Петру Смеличу пожаловала золотой, с финифтью, наперсный крест. Елизавета Петровна архимандриту монастыря и первому с.-петербургскому епископу Никодиму пожаловала орденский знак Александра Невского, для ношения вместо панагии. Архимандриты Александроневского монастыря 1) Феодосий Яновский, из шляхтичей, в сане хутынского архимандрита, был послан новгородским митрополитом Иовом в Петербург, в качестве благочинного. В 1712 году Петр 1 сделал его архимандритом Александроневским. В 1716 году Феодосий сопровождал Петра 1 за границу. В 1720 г. он был поставлен в архиепископы новгородские и, в тоже время, был Александроневским архимандритом; в 1721 г., при учреждении Св. Синода, Феодосий был первым его вице-президентом. По смерти Петра Великого, в мае 1725 г. Феодосий, «за некоторые противные поступки и продерзостные и недостойные слова» был сослан в Николаевский Корельский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Мефодий перев. из Клопского 1822–48. (В 49 и 50 вакансия). Мельхиседек , 1851–63. Иринарх , 1864. Серапион , 1865–69. 8 Сковородский, архангела Михаила, под Новгородом, на Волхове, основан архиеп. Новгородским Моисеем около 1350 г. 23 Третьеклассный. [VI, 142.] Игумены Михаил , 1415. Тарасий , 1453. Сергий (строитель) возобновитель после шведского погрома, 1616–20. Марк , 1642. Варлаам , 1647. Герасим , 1654 и 55. Тарасий , 1665 и 66. Пахомий , 1674–84. Иларион , 1695–98. Иоаким , 1720 (строитель 1737 и 38, sic). Пётр , 1746–48. Андроник , 1750–52, в янв. перев. в Александро-Свирский. Игнатий Кременецкий в 1752 перев. из Клопского. Феодосий , 1756. Корнилий (строитель) 1758 и 59. Иоанникий Микрицкий определён 14 янв. 1760, а 2 февр. 1762 перев. в Даниилов Переяславский. Виссарион (архим.), 1762–64, перев. в Розважский. Герман , 1765–67, перев. в Отеньский. Амвросий , 1767 и 68, перев. в Отеньский. Митрофан , 1768–80. Моисей , с 1797–1804, 10 февр. перев. в Старорусский Спасский. Архимандриты Александр Алексеев 10 февр. 1804 перев. из Дмитровского Борисоглебского и вскоре †. Гедеон Мошатин в 1804 перев. из Деревяницкого, а 31 июля 1813 – в Вяжицкий. Феофан Александров произведён 1 авг. 1813, а 16 авг. 1814 перев. в Ростовский Борисоглебский. Гедеон Федотов 3 июля 1816 перев. из Зеленецкого, и 1817. См. Иверский. Герасим Гайдуков 1817 перев. из Клопского, а 1818 – в Вяжицкий. Павел , 1818–21. Фотий Спасский 29 янв. 1822 перев. из Деревяницкого, а 21 авг. – в Юрьев. Герман 1822 перев. из Новгородского Кириллова; † в апр. 1836. Транквиллин в 1836 перев. из Моденского; до 1842. Кифа перев. из Клопского, 1842–55. (См. Пензенский Спасский). Паисий , 1856–59. Асигкрит , 1860–62. Феоктист перев. из Вязниковского Благовещенского (?), 1863–69. 9 Клопский Троицкий, на реке Веряжи, от Новгорода в 15 верстах, существовал в начале XV века. Ныне третьеклассный. [IV, 533; VI, 1010.] Игумены Феодосий , с 1408, а 1 сент. 1421 избран в архиеп. Новгородского; † 29 сент. 1425. Феодосий , 10 янв. 1452.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бёдан Франсуа Сюлышс (1787–1850) – французский геолог и минералог. Био Жан-Батист (1774–1862) – французский ученый, физик, геодезист и астроном. Бонне Шарль (1720–1793) – швейцарский натуралист и философ. Бурдон Луи (1779–1854) – французский математик. Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – языковед, фольклорист, историк литературы и искусства. Бюффон Жорж-Луи Леклерк де (1707–1788) – французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель. Бюхнер Людвиг (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ; стоял на позициях механического материализма. Его главный труд «Сила и материя» выдержал в России до 1905 г. 17 изданий. Василий Великий , святитель (ок. 330–379) – архиепископ Кесарии Каппадокийской. Отец и учитель Церкви, духовный писатель, богослов. Вольтер (наст, имя: Франсуа-Мари Аруэ; 1694–1778) – французский философ-просветитель, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист. Галилей Галилео (1564–1642) – итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел. Основатель экспериментальной физики; заложил фундамент классической механики. Гартман Эдуард фон (1842–1906) – немецкий философ. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – крупнейший немецкий философ. Геккель Эрнст Генрих (1834–1919) – немецкий естествоиспытатель и философ. Сильнейшее воздействие на него оказали дарвиновские идеи. В 1874 г. опубликовал работу «Антропогения, или История развития человека» (рус. перевод вышел в 1919 г.) – первое в истории всестороннее исследование, в котором обсуждались проблемы эволюции человека. Голубинский Феодор Александрович, прот. (1797–1854) – русский философ, богослов и педагог; профессор Московской духовной академии. Григорий Богослов , святитель (329–389) – архиепископ Константинопольский. Отец и учитель Церкви, духовный писатель, богослов. Близкий друг и сподвижник святителя Василия Великого . Григорий, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Николай Васильевич Миткевич; 1807–1881). Родился 14 мая 1807 г. в селе Жукове Черниговской губернии в семье священника. В 1827 г. окончил Черниговскую духовную семинарию. В 1828 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в октябре 1831 г. со степенью магистра, и был оставлен при ней бакалавром. 10 октября 1831 г. в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре. 13 октября 1833 г. назначен инспектором Киевской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Юстиции”, I, 1831 (переписн. книга 1670 г. владений м-ря в Воцкой пятине Корельской половины). 2127 . Троицкий – Видогодский или Вигодощский, мужской, ныне часовня около дер. Видогощи, Новгородской губ. и уезда, в 21 вер. от Новгорода и не­далеко от села Сутоки. Первое известие о нем встречается в 1415 г., когда «поставиша церковь камену св. Троицу, на Видогощи в монастыре». В 1561 г. «горело на Ведогощи монастыри под келарской мост да опечек». В 1562 г. «горел монастырь Жив. Троица Ведогоща деревяная пустыня, весь, при игу­мене Феодорите». В 1687 г. приписан к Новгор. архиер. дому; в начале XVIII ст. упразднен; место его, заросшее травою, в 1797 г. отписано к Клопскому мон. “Полн. собр. лет.”, III, 105, 160; IV, 144; “Ист. Росс. Иер.”, III, 537; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г., роспись приписных м-рей); Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. III, 72; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 31. 2128 . Троицкий – Голдовский, муж­ской, совсем уничтоженный, Виленской губ. и уезда, близ гор. Вильно. До 1721 г. был приписан к Духову Ви­ленскому мон., а в этом году насиль­ственно обращен в унию, причем игу­мену Иоасафу Опоцкому остригли волосы, а иноков разогнали. В реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе Виленских м-рей заеханных от униа­тов, и Голдовский Свято-Троицкий, отня­тый униатами в 1721 г. 30 августа. Не тоже ли самое, чтó и Троицкий в Вильне; убеждаюсь, что да. “Ист. Росс. Иер.”, 735; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 203; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, II, ч. 1, 597 (о насилиях униатов); III, прилож., XXIX (реестр м-рей); 1726 г., 10 (пока­зана церковь Голдовская с м-рем, насильно отобранная униатами); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 2129 . Троицкий – Головчинский, мужской, ныне местечко Головчин, Мо­гилевской губ. и уезда, в 30 вер. к сев.-зап. от Могилева, при рч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1717 году от неизвестной причины вспыхнул в монастыре пожар. При сильном ветре все деревянные постройки быстро были объяты пламенем, а от них загорелся и храм. В 1720 году, старанием игумена Иосафа, на добровольные пожертвования граждан гор. Тамбова и окрестных жителей, монастырь постепенно обстроился, и на месте сгоревшей Предтеченской церкви построена новая деревянная двухэтажная: верхняя – в честь Входа Господня в Иерусалим, а нижняя – во имя Крестителя господня Иоанна. В 1753 году обветшавшая Предтеченская церковь была продана на снос и в том же году 6 сентября, по благословению Преосвященного Феофилакта, Епископа Воронежского и Елецкого, вновь выстроена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1783 году монастырю отведено из казны для водяной мукомольной мельницы с толчеею на реке Лесной Тамбов 1200 кв. с. земли, отмежеванной от казенной лесной дачи при с. Царевке. В 1789 году строитель монастыря, иеромонах Мисаил, приступил к возобновлению ветхих построек и сооружению новых: перестроены были братская трапеза и кельи, построены вновь из брусчатого леса настоятельские покои в шесть комнат, с двойными сенями, которые впоследствии сгорели. Преосвященным Тамбовским Феофилом с южной стороны Введенской церкви торжественно 20 мая была совершена закладка каменного флигеля длинною 23 сажени, с теплым храмом – во имя Крестителя Господня  Иоанна, трапезной и кухней. В 1792 году с северной стороны Введенской церкви заложен другой каменный флигель, длинною 23 же сажени, соответственно первому, для братских келий. В 1795 году все монастырские здания ограждены каменною стеною. В 1797 году отведено в пользу монастыря из казенной Бокинской лесной дачи 628 десятин леса, прилегающего к монастырю. В 1790 году 7 июня при том же строителе, иеромонахе Мисаиле, Преосвященным Феофилом заложен среди монастыря каменный храм во имя Рождества Предтечи Господня  Иоанна, на месте разобранной обветшалой Введенской церкви. Новый храм сооружался на щедрые пожертвования статского советника Ф.Ф. Севастьянова и полковницы М.С. Бегичевой. Храм этот с отдельною от него колокольнею достроен был приемником Мисаила – строителем иеромонахом Досифеем и в 1808 году освящен.

http://sobory.ru/article/?object=12707

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010