41. Хомяков А. Собр. сочин. Т-2. Третье письмо к Пальмеру. Изд. Второе., М., 1880. 42. Христианство . Энциклопедический словарь. М., 2008. 43. Церковная газета (2006), февраль., 2008. 44. Церковь и время. 1989. 45. Шекспир У. Комедии. Хроники. Трагедии: В 2-х томах. М., Художественная литература. 1965. 2 Кураев Андрей, диакон. Попытка быть оптимистом//О нашем поражении. – СПб.: Светлояр. 1999. С. 349. 5 Здесь слово идиома употреблено в его исконно греческом значении, как определение чего-то совершенно своеобразного, самостоятельного, обособленного. 6 Согласно постановлению I Вселенского Собора в Никее, Пасха должна праздноваться христианами непременно отдельно от Пасхи иудейской, после нее, в первый воскресный день после того полнолуния, которое, будучи вычислено по известным предписаниям, случится в день весеннего равноденствия или непосредственно после него. – «Христианство», Энциклопедический словарь. М. 1995. С. 311. 8 Хвыля-Олинтер Андрей, протомер. Краткий библейский миссионерский путеводитель по христианскому вероучению. – Москва- Белгород. 2007. С. б. 25 Кураев Андрей, диакон. Протестантам о Православии. – Ростов-на-Дону: Троицкое слов. 2003. С. 367. 31 Кураев Андрей, диакон. Протестантам о Православии. – Ростов-на-Дону: Троицкое слово. 2003. С. 374. 37 Барон Мюнхгаузен (Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, барон) (1720–1797) – прототип героя немецкой литературы, хвастуна и враля (см., напр.: Бюргер Г.-А., Распе Р.-Э. Приключения барона Мюнхгаузена. М., 1985). 41 Костер Ш., де. Легенда об Уленщпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях. М., 1986. 42 Кинто – в дореволюционной Грузии торговец вразнос, синоним беззаботного весельчака и говоруна. 43 Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) (1931–1990) -известный индийский религиозный деятель, основатель псевдоиндуистской тоталитарной секты. 44 Гракхи, Тиберий 062–133 до РХ.) и Гай (153–121 до Р.Х.), братья – римские политические деятели. 50 Блаж. Владимир (Сабодан), митроп. Экклезология в отечественном богословии. – Киев, 1997. С. 381.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

194 Стрельна – поселок в окрестностях Санкт-Петербурга (в 19 км от города), на южном берегу Финского залива, на р. Стрелка. Входит в г. Петродворец. В начале XVIII в. Петр I задумал создать здесь загородную резиденцию, «русский Версаль». При Петре Первом в начале 1720 г. началось строительство дворца, который создавался не один десяток лет. После смерти заказчика – Петра – дворец пришел в запустение. В 1797 г. Стрельнинский дворец стал собственностью Великого князя Константина Павловича. В середине XIX в. у него появился новый хозяин – Великий князь Константин Николаевич, от которого его унаследовали его дети. 195 Дядя Митя – Великий князь Дмитрий Константинович, последний владелец дворца в Стрельне, где он оборудовал госпиталь. 199 Домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Царскосельском отделении Красного Креста, состоящего под покровительством Государыни Императрицы Александры Федоровны, созидалась Её усердием и на Ее средства. Архитектором Данини С.А. разработан проект с элементами древней новгородской архитектуры. Внутренняя роспись в древнем стиле XVI в. Создана художником Г.П. Пашковым по эскизам В.М. Васнецова. По воле Её Величества освящение было совершено иерейским служением и чин освящения совершал настоятель общины отец Николай Андреев со старейшим из Царскосельских священнослужителей митрофорным прот. Отцом Афанасием Беляевым и священником Царскосельского госпиталя о. Иаковом Червяковским. В храме находилась икона Божией Матери XVI в. «Нерушимая стена». С 18 августа в здании Общины был открыт лазарет для раненых. 200 Гатчина – небольшой городок, расположенный в 46 километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга. Впервые упоминается в 1499 г. под названием Хотчино как владение Новгорода. В 1783 г. Гатчина была куплена Екатериной II и подарена Наследнику Павлу. Так Гатчина стала великокняжеской резиденцией, а после коронации Павла в 1796 г. – Императорской. В этом же году Павел переименовал свою резиденцию в город и дал ей герб. После смерти Императора Павла I Гатчина долго пустовала, пока Александр III не сделал ее своей главной резиденцией. В Гатчине также часто бывал Император Николай II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 . МАРК II. Записан в Синодике без лет. 17 . ВАРЛААМ. Записан в Синодике без лет. 18 . ЛЕВ. Записан в Синодике без лет. 19 . ИЛАРИОН II. Записан в Синодике без лет. 20 . ФИЛАРЕТ. Записан в Синодике без лет. 21 . ИОАКИМ, в 1720 году. 22 . в 1748 году. 23 . АНДРОНИК, в 1750 году. 24 . ИОСИФ, в 1756 году. 25 . ФЕОДОСИЙ, в 1756 году. 26 . КОРНИЛИЙ, Строитель, в 1758 и 1760 годах. 27 . ВИСАРИОН, Архимандрит с 1762 года, а в 1764 году переведён в Розважский монастырь. В) Игумены: 28 . ИОАННИКИЙ II. 29 . ГЕРМАН, в 1767 году. 30 . МИТРОФАН с 1769 года. 31 . МОИСЕЙ, с 1797 года. В 1804 году произведён в Архимандрита в Старорусский Спасский монастырь. Г) Архимандриты: 32 . АЛЕКСАНДР с 6 Февраля 1804 года, из Дмитровского Борисоглебского монастыря, и в том же году скончался. 33 . ГЕДЕОН Мошатин, переведён в 1804 году из Игуменов Деревяницкого монастыря; в 1805 году, Марта 12, произведён в Архимандрита, а в 1810 году пожалована ему мантия со скрижалями и бриллиантовый крест. В 1813 году, Июля 31, переведён в Вяжицкий монастырь. 34 . ФЕОФАН Некрасов, Ректор Александро-Невского уездного училища, Семинарии Инспектор и учитель Философских наук, пожалован 31 Июля, а произведён в Архимандрита 1 Августа 1813 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе с оставлением при должностях училищных. Скопинский Вознесенский монастырь Девичий упразднённый, находился в Рязанской Епархии в уездном городе Скопине. Скопинский Троицкий монастырь Мужской упразднённый, находился в Рязанской Епархии в уездном городе Скопине. Скопинский Духов монастырь Заштатный мужской, находится в вышеупомянутом городе Скопине. Скудельницкий Или У Скуделен Рождественский монастырь См. Рождественский Новгородский. Слободский Богоявленский монастырь См. Богоявленский Слободский. Слободский Спасский монастырь Девичий, в 1764 году упразднённый, находился в Вятской Епархии в уездном городе Слободске. Словенская Богородицкая пустынь Мужская упразднённая, находилась в Костромской Епархии. До Штатов 1764 года принадлежала Синодальной области и писалась Плесской десятины, Кусской волости Богородицкая Словенская пустынь. Слуцкий Ильинский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

286-287 287-288 ИЛИЯ I (II) (ок. 430 - 518), свт. (пам. зап. 4 июля (Римский мартиролог), 18 февр. (Мелькитская католическая Церковь); в греч. и рус. синаксарях не упом.), патриарх Иерусалимский (494 - 516) 288-290 290-291 291-292 ИЛИЯ II (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 1933), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977) 292-300 ИЛИЯ III [в миру Абу Халим (ибн) аль-Хадиси] (1108 - 1190), католикос-патриарх Церкви Востока (с 1176) 300-301 ИЛИЯ III (1867 - 1932), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1917), причисленный этой Церковью к лику святых (пам. 13 февр.) 301-302 302-304 ИЛИЯ БАР ШИНАЙЯ [Илия Нисибинский] (975 - 1046), еп. Нисибинский, церковный деятель и писатель Церкви Востока 302-304 ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма 304-306 ИЛИЯ ДИАКОН [Элиа], прп. (пам. груз. 4 янв., вместе с 12 сирийскими отцами, основателями монашества в Грузии) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИЛИЯ ЕГИПТЯНИН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские ИЛИЯ МУРОМЕЦ († 1188 ?), прп., Киево-Печерский (пам. 19 дек., во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) 307-315 315-316 316-317 ИЛИЯ ФАХР [Ильяс ибн Фахр ат-Тараблуси] (ок. 1680 - 1758), церковный деятель и писатель Антиохийской Православной Церкви 317-318 318-319 ИЛЛИДИЙ († 384/5), св. (пам. зап. 5 июня, 7 июля), 4-й еп. г. Арверн (ныне Клермон-Ферран, Франция) 319-320 ИЛЛИРИК историческая область в сев.-зап. части Балканского п-ова (классическое греч. название Иллирия, Иллирида); префектура в составе Римской и Византийской империи (IV-VI вв.); диоцез древней Церкви, к-рый до VIII в. входил в область юрисдикции Римского престола

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

Кроме того, на параде русских и французских войск Наполеон изъявил желание наградить орденом Почетного легиона «самого храброго русского солдата». Выбор пал на гренадера лейб-гвардии Преображенского полка Лазарева, которому император Франции сказал: «Ты будешь помнить этот день, когда мы, твой государь и я, сделались друзьями». В ответ Александр послал Бонапарту для храбрейшего из французских солдат знак отличия военного ордена — солдатский Георгиевский крест. Простой солдат не мог быть награжден высшим орденом Российской империи. Даже соображения престижного порядка в этой сложной ситуации не смогли склонить Александра I к отступлению от незыблемого правила. Интересно отметить, что в 1815 г. Александр I наградил орденом святого апостола Андрея победителя Наполеона в битве при Ватерлоо английского полководца герцога Веллингтона. Последние награждения орденом в Российской империи состоялись в 1916 г., всего их с 1699 г. было немногим более тысячи. Орден имел одну степень. Девиз его гласил: «За веру и верность», что согласно проекту устава 1720 г. «долженствует напоминать кавалерам, дабы они, по всей возможности, охраняли и защищали христианскую веру и пребывали чрез весь свой век приверженными к Богу и главе своего ордена (императору) всеподданическою верностью». Знаки ордена состояли из креста, звезды и голубой ленты (или цепи). В XVIII веке крест и звезда варьировались в деталях, и лишь в 1797 г. их внешний вид был узаконен. Важнейшим знаком был косой андреевский крест голубой эмали, на котором изображен распятый святой Андрей Первозванный, наложенный поверх черного двуглавого орла, увенчанного тремя красными коронами. На концах креста — четыре золотые латинские буквы SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae — святой Андрей, покровитель России). На оборотной стороне орла — хартия (лента) с орденским девизом. Обычно крест был прикреплен к ленте у бедра. Эта голубая муаровая лента носилась через правое плечо и имела ширину 10-12 сантиметров. В особо торжественных случаях крест носился на груди на золотой с разноцветной эмалью цепи из звеньев трех видов: двуглавых орлов, андреевских крестов на фоне красного круга и медальонов с изображением «трофея» и вензелем Петра I. Окончательный вид цепи сложился еще в первой половине XVIII века.

http://bogoslov.ru/article/564114

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры. С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе». Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. — митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру. Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить " лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

http://elitsy.ru/holy/1998/

В 1809 году, 14 сентября, для образования детей шлиссельбургского духовенства, было открыто при Иоанно-Предтеченском соборе приходское духовное училище, состоявшее под ведением петропавловского протоиерея Стахия Колосова; смотрителем его был соборный протоиерей Александр Пантовский; преподавали: ученик старшего класса александроневской семинарии, Димитрий Иванов Копорский и ученик низшего класса Феодор Сампсоньевский. На наем дома для училища выдавалось ежегодно по 150 р.; на содержание училища, наравне с другими приходскими училищами, назначалось по 600 р. в год; на первоначальное обзаведение выдано было единовременно 50 рублей. Кроме детей духовных городских, тут учились дети духовенства, состоявшего в селах шлиссельбургского благочиния. 54 По особому распоряжению митрополита Амвросия, сюда принимались и дети лиц светских-благородных. 55 В 1813 году, по распоряжению академического правления, училище закрыто, а родителям и родственникам учеников предоставлено отдавать детей куда найдут удобным. 56 Относительно существовавшего здесь Никольского Орешковского монастыря должно сказать, что братия его обеспечивалась добровольными приношениями, за поминки и др. требы и сборами с монастырских вотчин, о существовании которых свидетельствует упомянутая выше тарханная грамота. Причт шлиссельбургского собора, вместо дохода с вотчин, обеспечен был жалованьем, а вместо земли, которой не могло быть при городской церкви, пользовался ругою. С 1720 года давалось: священникам по 60 р. в год и муки по 20 четвертей, диакону и двум дьячкам – 75 р. деньгами и 24 четверти муки, двум пономарям 40 р. и 14 четвертей муки. Кроме того выдавалось, на весь причт, 14 четвертей овса в год или вместо этого, – половинное количество муки. Деньги выдавались из Ратуши, а хлеб – из казенного магазина. 57 До 1797 года денежное жалованье оставалось без перемены, кроме прибавки, с 1764 года, священнику, возведенному в штатные протоиереи. С конца 18 века. 58 Протоиерей получал в год 50 р. и 7 четвертей ржаной муки и ячменя, священник – 30 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

14 . Св. Равноапостольного Вел. Кн. Владимира. Церковь соборная на Петербургской стороне, освящена 1789 года. 20 . Св. Пророка Илии. Церковь на пороховых заводах, первоначально построена в 1720 году, а потом вновь перестроена 1744 года. Придел при Церкви преподобного Иоанна Дамаскина , именуемой Владимирской Богородицы, что в Придворных слободах. Придел при церкви Введения Богородицы, на Петербургской стороне. – при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, на Васильевском острове, освящен в 1806 году. 21 . Св. Равноапостольной Марии Магдалины. Церковь на Малой Охте, кладбищенская. – при Мариинском Институте. – в Воскресенском Новодевичьем монастыре, устроена Государем Императором Павлом I в 1797 году. Придел при церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в Большой Коломне; освящен в 1803 году. 27 . Св. Великомученика Пантелеимона. Церковь при городской Верфи, первоначально построена Императором Петром I в 1718 году в благодарность за победы, одержанные над Шведами, а потом перестроена и освящена в 1779 году. 28 . Празднество образу Смоленские Богородицы. Церковь в Медико-Хирургической Академии, освящена в 1809 году. – кладбищенская на Васильевском острове. – в доме Графа Шувалова. 30 . Св. Мученика Иоанна Воина. Придел при Церкви Вознесения Господня. – Св. Троицы, в Измайловском полку. Август 1 . Происхождение Древ Креста Господня. Церковь на Выборгской стороне, вновь построена и освящена 1767 года. Придел при церкви, Успения Богородицы, что на Сенной именуемой во имя Спаса. 6 . Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Церковь соборная на Литейной в бывшем Преображенском полку, первоначально была построена по повелению Императрицы Елисаветы, в благодарность за приятие отеческого престола; ибо на сем месте, в бывшей полковой съезжей, учинена была Ей Преображенским полком присяга, и отсюда с войском шествовала она во дворец; освящена в 1754 году. Потом в 1821 году сгорела и после сего в 1827 году в присутствии Государя Императора Николая I-ro вновь заложена. – в Колтовской Ямской, освящена в 1763 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Евгений 1575–1584 Анастасий 1584–1591 Лаврентий 1593–1617 Иоасаф рукоположен сентября 30 1618 Анания подал отречение в Иоанникий I 1671–1702 Козьма 1702–1708 Афанасий 1708–1720 Иоанникий II. рукоположен октября 22 1721 Никифор подал отречение апрел. 1 1745 Константий 1. рукоположен августа 14 1746 Кирилл 1760–1790 января 12 Дорофей скончался июля 29 1797 Константий II святительствует поныне В Синайском монастыре есть другой старинный помянник, писанный на пергамине, под заглавием: πρ μνμης επισκπων σκησντων ν τ γ ρει Σιν κα τ ρμω υτο, т. е. О памяти епископов, подвизавшихся на святой горе Синайской и в окрестной пустыне. В нем читаются следеющия имена: Георгий патриарх. Феодор. Павел. Георгий. Иоанн. Георгий. Захария. Симеон. Георгий. Христофор. (вырвано) Соломон. (вырвано) Константин, (вырвано) Иоанн. Исаак. (вырвано) Иоанн. Иоанн. (вырвано) Агафон. Соломон. (вырвано) Илия. – Григорий. Авраамий. Иоанн. Антоний. Онуфрий. Иоанн. Антоний. Симеон. Гавриил. Иоанн. Матфей. Симеон. Макарий. Софроний. Иоанн. Петр. Арсений. Иоанн. Сличая сей помянник с первым, который, предложен в моем списке Синайских святителей, замечаешь разность и некоторое сходство между ними. В первом помяннике епископы названы отцами Синаитов (περ δσων πατρων μν); значит, они были настоятелями их: а во втором сказано только, что они подвизались на Синайской горе и в окрестной пустыне; значит, они пришли туда уже в святительском сане ради вящего покаяния, и состояли в числе братства, что доказывается и патриаршим титулом Георгия. В обоих же помянниках почти одни и те же имена следуют одно за другим, начиная с Григория до Арсения. Если это сходство не случайно; то надобно думать, что многие из епископов, приходивших на Синай служить Богу постом и молитвою, были избираемы Синаитами в настоятели их монастыря, и в другой раз вносимы в особый, т. ск. игуменский помянник. Очень вероятно, что многие и из предшествовавших Григорию святителей были духовными вождями пустынных братий по свободному выбору их. Число этих святителей (24), начиная с Феодора до Илии, достаточно для наполнения промежутка в лике преосвященных игуменов Синайских, в течении веков седьмого; осьмого и девятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Невы. Основан в Смольном дворце, принадлежавшем царевне Елизавете Петровне, которая, по вступлении на престол, образовала в 1744 г. здесь монастырь на 20 монахинь. В 1764 г. по штатам определен в 1-й класс с учреждением при нем Общества для воспитания благородных и мещанских девиц. В 1768 г. обитель упразднена и все здания ее обращены под помещения Института. “Ист. Росс. Иер.”, III, 618; Ратшин, 478; “Полн. собр. Закон.”, 1748 г., XII, 9546; “Опис. монаст.”, 1817 г., 27; “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XVII, 231 (родосл. кн. Голицыных; княжна Варвара Вас. родилась в 1763 г., в Общ. Благород. Девиц, в Спб. Воскресен. м-ре); “Русская Старина”, 1890 г., т. LXV, март, 809 (Импер. Мария Феодоровна в ее заботах о Смольном м-ре 1797–1802 г.). 140. Воскресенский-Феодоровский , женский, общежительный, Владимирской губ., Шуйского у., при селе Воскресенском-Сергиеве, в 10 вер. к югу от Шуи, при р. Тезе. Учрежден в 1881 г. под именем женской общины, которая в 1889 г. возведена на степень общежит. м-ря. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1881 г., 82, ст. 551; “Церковн. ведом.”, 1899 г., 18, 191. 141. Воскресенский – Шкловский , мужской, ныне приходская церковь в мест. Шклове, Могилевской губ. и уезда, в 32 вер. к сев. от Могилева, при р. Днепре. Несомненно существовал в 1720 г., когда упоминается в грамоте короля Августа II, подтверждающей права и свободу вероисповедания православных монастырей. В 1846 г. обращен в приход и в оставшейся церкви находится чудотвор. икона Бож. Матери утоления печали. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 730; Ратшин, 176; “Опис. монаст.”, 1817 г., 128; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1846 г., 8 (упразднен); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 504; Проценко, “М-ри в России”, 18; “Архив юго-зап. России”, ч. 1. т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа). 142. Вохоновский – Мариинский , женский, общежительный, С.-Петербургской губ., Царскосельского у., при мызе Вохоново, в 40 вер. к юго-зап. от Царского Села и в 8 вер. от ст. Елисаветино – Балтийской желез. дороги. Основан в 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010