2). Дача при с. Новый Двор в 7 верстах, купленная митрополитом Сильвестром Чернацким у вдовы Тючевой. Здесь пахатной земли 59 дес. 2173 саж., сенокоса 3 дес. 130 саж.; лесу – 10 дес . 430 саж. В 1812 г. на 5 августа здесь ночевал Наполеон, идя в г. Смоленск. 3). На Аржавце по Днепру мукомольная мельница с 31 дес. и 2066 саж. земли, данной по грамоте князя Ростислава (в Вержавце). 4). В Рачевке 3 дес. и 1076 саж., приобретенных епископом Иосифом (Салтаном) для дачи. 5). Три рыболовные озера Дорогобужского уезда при упраздненном Бизюковском монастыре. Всего же числится за архиерейским домом 123 дес. 1713 саж. Кроме того, архиерейскому дому принадлежит каменный дом с деревянным флигелем на углу Соборной площади, и храм надворотный на крепостной стене. Деревянный храм впервые был устроен в 1728 г. Длотовским, который здесь же и скончался пред чудотворною иконою Богоматери. В 1795 г. Преосвященный Парфений вместо деревянного храма построил каменный, а Преосвященный Серафим в 1811 г. перестроил его в настоящий вид. По распоряжению Наполеона с балкона этого храма 2 пушки стреляли в русских, паливших из-за Днепра. Здесь два престола: у южной стороны во имя Всемилостивого Спаса и у северной – в честь чудотворной иконы Одигитрии, которая помещается в средине иконостаса. Икона Божьей Матери Одигитрии составляет важнейшую святыню града Смоленска, весьма почитаемую гражданами. Еженедельно перед нею совершается акафистное торжественное служение (за всенощной в пятницу), нередко с участием епископа Смоленского. По преданию, эта икона поставлена была над воротами почти со времени построения крепости в 1602 г. Чудотворная икона сия письма древнего – византийского. Она имеет в длину 2½ аршина, в ширину – 1½. В 1778 г. один образованный человек (Пассек наказан был жестокою болезнью за легкомысленные слова о чудотворной иконе Божьей Матери, находящейся в кафедральном соборе). И вот лежа больной, он в один день увидел вошедшего к нему монаха, который сказал ему: «Вы не имеете ни малейшей надежды на выздоровление, но Всевышнему угодно продлить дни ваши и доставить вам совершенное здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Место его занял Сильвестр II (Черницкий), построивший домовую архиерейскую церковь во имя св. Предтечи и архиерейский дом. Год его смерти – 1706-й. Преемником ему был Сильвестр III (Крайский) из епископов Холмогорских. Смоленскую митрополию он занял в 1710 году. Сей митрополит, кроме богословия, был весьма сведущ в математике, астрономии и естественных науках. До епископства Сильвестр занимал ответственный пост ректора Моск. академии. Ему принадлежит построение Богоявленского деревянного собора. Он умер в 1712 году. В 1713 году был назначен митрополитом Смоленским Дорофей, бывший архим. Моск. Симонова монастыря. Он продолжал постройку Успенского собора. Смерть его последовала в 1718 году. Митрополиты Симеон IV, Сильвестр II, Сильвестр III и Дорофей погребены в особой усыпальнице Троицкого монастыря. Место Смоленского митрополита после Дорофея занимал два года Сильвестр IV (Волынский), служба которого очень странна. Из наместников Сергиевой лавры в 1708 году он был назначен Нижегородским епископом, каковым пробыл 11 лет, после чего переведен митрополитом (1719 г.) в Смоленске, в котором пробыл не более года. Указом 1720 года Петр В. назначил его епископом Тверским, потом Рязанским. В 1725 году Сильвестр был сделан архиепископом Казанским, через два года митрополитом, но через 6 лет уволен на покой в Невскую лавру, которая была местом его смерти и упокоения. Варлаам Косовский, в 1701 г. епископ Иркутский и Нерчинский; в 1714 г. – Тверской, 1720 г. июня 9 митрополит Смоленский и Дорогобужский. Скончался 1721 г. мая 24. Погребен в Успенском соборе, направо от входа. Филофей, из митрополитов Орхидских и Халкидонских, 1722 г. февраля 13 митрополит Смоленский. В 1727 г. по случаю непорядков, допущенных им по незнанию русских обычаев, отрешен. 1735 г. мая 3 скончался на покое в Московском Николаевском греческом монастыре. Гедеон Вишневский I, доктор философии. 1723 г. – ректор славяно-греко-латинской академии. 1728 г. июня 19 епископ Смоленский. Он собрал более 30 тыс. руб. на отделку Успенского собора, совершенную в 1751 г. Привел в наилучший порядок семинарию и училища, построив в них два корпуса в Аврамиевском монастыре. Он прекратил вмешательство ксендзов в обучение детей Смоленских дворян. Он строго наказывал духовенство за пьянство и неслужение молебнов, но умел и защищать их. Он предал отлучению бригадира Ивана Вас. Швейковского, «за мучение им тиранским и безчеловечным смертельным боем свящ. с. Полуева Ф. Иванова», а также ротмистров Станкевича и Арсеньева с женою его. По завещанию Гедеона должно было много поступить в разные Киевские храмы, понемногу во все Смоленские, и 5 т. р. на кафедральный собор. Семинарии он оставил книги. Он правил Смоленскою епархиею 32 года и скончался 7 марта 1761 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В Консисторском архиве сохранилась запись родившихся в Тарановском Архангельском приходе в 1703 году; к записи приложил руку «города Тарановки поп Михаил». По переписи 1732 г. в Тарановке черкасов 292 душ муж., великороссийских казаков 166, а всего 458 душ муж. Затем в 1750 г. 572 муж., 518 жен.; в 1770 г. 789 муж.; в 1810 г. 1755 муж., 1907 жен.; в 1830 г. 2060 муж., 2228 жен.; в 1850 г. 2094 муж., 2255 жен. душ. Ярмарки: января 30, апреля 23, июля 13 и августа 29. БОРКИ и ГУЛЯЙ-ПОЛЕ Первое при ручье Косом, впадающем в Джгун, второе при Джгуне. Гуляй-поле в 7 верстах от Водолаги – Григория Ерофеевича, принадлежало также Донцу и было укрепленным местечком, при Перекопском вале. Указом от 13 октября 1713 года предписано было Харьковскому наказному полковнику и судье Семену Афанасьевичу Квитке «починить городки: Тарановку, Гуляй-поле и опустошенный вал». (Арх. Губ. Прав От 5 марта 1728 г. полковник Григорий Квитка в донесении фельдмаршалу Голицыну писал о казаках Харьковского полка: «ныне идут 250 (в крепость Св. Креста) до Царицына под команду Беклемишева 60, до Бахмута ходят по 40, на пасах в городках Гуляй-поле и Бишкине 25, у Орели 30, посылаются с переменой до Изюма для охранения Будар и Бударных припасов 10, при Драгунской почте в 65 местах по 15 человек, по письму Генерала Фон-Вейсбаха в Харьков по баштанам для внезапного нападения и по ведомостям из Крымской стороны 30 стоят с переменою; да в низовом походе обретался уже три года, которым в домы возвратиться отнюдь не надеюсь. На будующую весну в компамент и выслать будет некого под Рокитную». Гуляй-поле перешло к Квитке от Федора Донца. В делах 1717 и 1719 г. упоминается Гуляй-польский «священник О. Петр». В 1732 году Харьковский полковник Григорий Квитка писал, что состоящий в его имении в с. Гуляй-поле храм Св. Георгия весьма обветшал, он, желая построить новый храм, приготовил лес и просил разрешения на построение нового храма. По этим известиям первый храм Св. Гноргия в Гуляй-поле построен около 1681 года и это оправдывается временем продолжения Перекопской охранной линии. Нынешний храм построен в 1776 году, но беден во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

164 Князя Юрия Алексеевича и Князя Михаила Юрьевича Долгоруких. См. обе них выше, в первом примечании этой биографии. 165 Князь Яков Федорович служил тогда Сенатором; а прежде был Послом во Франции и Испании (1687 г.); Судьею Московского Судного Приказа; одержал разные победы над Турками и Татарами (1696 г.); разбил под Очаковым Турецкого Сераскира (1698 г.); награжден за свои ратные подвиги достоинством Боярина; пожалован Генерал-Кригс-Коммисаром и Тайным Советником (1700 г.); был взят в плен под Нарвою; около десяти лет содержался в Стокгольме под крепким караулом; потом перемещен в Якобштат; отправлен морем в Умео (1711 г). С ним было сорок четыре Россиян, также военнопленных. Он согласил их напасть, в условленную минуту, на Шведов и овладеть шкуном. Исполнив отважное намерение, семидесятилетний герой заставил шкипера направить путь к Крондштату. Петр Великий находился тогда за Днепром и только в Сентябре месяце узнал – как объяснил в Письме своем к Меншикову – о чудесном освобождении Долгорукого, которого наградил деревнями и почетным званием Сенатора. Любить Царя – повторял беспрестанно Князь Яков Федорович – любить Отечество; Царю правда лучший слуга, служить, так не картавить; картавить, так не служить. 166 Иностранные ордена, бывшие у Князя В. В. Долгорукого; Датокий Слона и Польский Белого Орла, тогда ж отправлены к Королям. 167 Деревни, состоявшие из четырех сот дворов крестьянских, пожалованы в то время Государем Ивану Ивановичу Бутурлину. 169 Князь Василий Лукич Долорукий, родной племянник Князя Якова Федоровича, с отличными способностями в делах дипломатических, соединял приятную наружность, ум образованный, ловкость, хитрость опытного Министра, говорил искусно на многих иностранных языках; но – по словам Дюка де Лирия – жертвовал всем для удовлетворения своей корысти. Он был Послом в Польше (1706, 1707 и в 1724); в Дании (с 1707 по 1720 г.); во Франции (с 1721 по 1723 г.); в Швеции (в 1727 г.); получили Датский орден Слона (1713 г.); чин Тайного Советника (1715 г.); Действительного Тайного Советника (1725 г.); пожалован в Члены Верховного Тайного Совета (1728 г.). О дальнейших событиях его жизни упомянуто в этой биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще при жизни своей, находясь на пути в Россию, в Тобольске игумен Феодосий рекомендовал Тобольскому митрополиту Игнатию преемником себе иеродиакона Мисаила, также одного из двенадцати прибывших из Москвы миссионеров, который, по возведении в сан архимандрита, и был назначен настоятелем Троицкого Селенгинского монастыря и начальником миссии. Возвратясь из Тобольска в Даурию, архимандрит Мисаил продолжал миссионерскую деятельность в том же духе и направлении, в каком действовал его предшественник, игумен Феодосий. Известно также, что архимандрит Мисаил прилагал особое попечение о внешнем благоустройстве Троицкого и Посольского монастырей. В первом монастыре он в 1719 г. выстроил храм во имя Всех Святых, а во втором, Посольском монастыре, существовавшую там часовню обратил в церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы чрез пристройку к часовне алтаря. 52 Здесь надобно заметить, что Посольский монастырь, доселе составлявший отделение Селенгинского монастыря, в самом начале XVIII столетия, нашел себе щедрого благотворителя в «лице купчины Григория Афанасьевича Осколкова», по ходатайству которого этот монастырь в 1713 году получил самостоятельность и особый надел земельных угодий, 53 в дополнение к наделу, который был дан Посольскому монастырю еще в 1709 г., по ходатайству того же купчины Осколкова. 54 Второй начальник Даурской миссии архимандрит Мисаил скончался в 1742 году, в глубокой старости, 110 лет от роду. Он пережил всех своих «братов», прибывших с ним в Даурию из Москвы. В чем и как выразилась миссионерско-просветительная деятельность Селенгинского и Посольского монастырей и обитавших в них миссионеров? Для ответа на этот вопрос сохранилось до нашего времени весьма немного известий случайного и общего характера. В ведомости за 1737 год, составленной и подписанной упомянутым выше архимандритом Мисаилом и касающейся состояния Даурской миссии с самого ее возникновения за Байкалом, 55 между прочим, говорится: в толикие многие годы неверных крестилось не малое число, а сколько именно, про то неизвестно, понеже в вышеупомянутом пожаре (в 1728 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоаким, архиепископ Ростовский и Ярославский Родился около 1651 года в г. Суздале в семье священника и сам был приходским священником. В 1715 году, овдовев, принял монашество в Александро-Невском монастыре. 22 января 1716 года хиротонисан во епископа Астраханского и Ставропольского. Но преосвященный Иоаким еще не вполне отвечал тем требованиям, которые предъявлялись к архипастырю, поэтому решено было сделать его епископом викарным. 23 июня 1723 года он назначен епископом Корельским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. С 11 октября 1725 года – епископ Суздальский и Юрьевский. В 1728 году участвовал в торжествах по поводу коронации Nempa II и в Московском Архангельском соборе приветствовал государя словом. С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода. С 13 апреля 1731 года – епископ Ростовский и Ярославский; 16 июня того же года возведен в сан архиепископа. Преосвященный Иоаким при Ростовском архиерейском доме создал славяно-латинскую школу, которая существовала до учреждения в Ярославле семинарии. Он был ревнителем благолепия церковного. Попечением архиепископа Иоакима устроен прекрасный иконостас в кафедральном Успенском соборе, а также сделаны и другие украшения. Скончался преосвященный в глубокой старости 25 декабря 1741 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе. Литература: Титов А. А. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл.-корр. А. А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. – СПб., 1890. – С. 17–18, 46. Титов А. А. Ростовская иерархия. (Материалы для истории Русской Церкви). – М., 1890. – С. 74, 75. Крылов А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. – Ярославль, 1861. – С. 25. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. – С. 45. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 38, 311, 334, 657. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 19. 24, 45, 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАМЕНЬ ВЕРЫ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " Камень веры, православным церкве святыя сыном — на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкание и соблазна — на востание и исправление " , обширное сочинение митрополита Стефана (Яворского) (+ 1722) против лютеран . Книга имеет в виду специально православных, склоняющихся к протестантству , и обнимает все догматы, оспариваемые протестантами. Каждый догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения на него. Доказательства автор берет из Св. Писания , соборных правил, св. отцов. Оспаривая протестантские мнения, автор обильно черпает доводы из католической системы. Католический элемент вошел в статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о наказании еретиков. Мнения, изложенные в статье о наказании еретиков, митрополит Стефан проводил и в жизни, напр. к раскольникам он относился по-инквизиторски. Работа над книгой была начата в 1713 году, во время процесса по делу Тверитинова и других, увлекшихся лютеранством, и является также скрытой полемикой с царем Петром I , благоволившим к протестантам. Окончена книга в 1718 г., но при жизни Петра книга не могла быть отпечатана и была издана только при Петре II в 1728 г., с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Феофилакта (Лопатинского) и под его наблюдением. Протестанты тотчас же по выходе книги начали полемику против нее (рецензия в Лейпцигских ученых актах 1729 г., книга Буддея 1729 г., диссертация Мосгейма 1731 г. и т. д.). Ее взяли под свою защиту католики: доминиканец Рибейра написал опровержение на книгу Буддея. В России вышел злостный памфлет на " Камень веры " , " Молоток на камень веры " , с выходками против митр. Стефана. Вступление на престол Анны Иоанновны в 1730 г. и повторное возвышение Феофана (Прокоповича) привело к репрессиям против неугодного Феофану духовенства и новому временному запрещению книги. Так, в 1731 г. архим. Платон (Малиновский) был арестован и предан суду за книгу " Камень веры " и как противник Прокоповича.

http://drevo-info.ru/articles/18650.html

С другой стороны, в Каноннике есть предметы, которых нет в книге «Акафисты с каноны». Таковы: а) канон Пресвятой Богородице Одигитрии, кроме четырех начальных стихир, которые в книге акафистов помещены в молебном каноне к Пресвятой Богородице после катавасии 9-й песни, б) стихиры и каноны свт. Николаю. Различаются по месту акафист Пресвятой Богородице, помещенный в Каноннике после утренних молитв и после акафиста Иисусу Христу; в книге акафистов занимает первое место и содержит в себе две молитвы ко Пресвятой Богородице и молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, которых вовсе нет в Каноннике. 2 . Акафист Сладчайшему Иисусу, в книге акафистов следующий за акафистом Пресвятой Богородице, содержит тропарь, который в Каноннике заменен другим, два Богородична и две молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, которых вовсе нет в Каноннике» 73 . Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет по обсуждении дела разрешил печатание книги, послав отношение в Духовный собор Киево-Печерской Лавры от 9 мая 1836 года за 75. Вообще из акафистов Досинодального периода упомянутые четыре акафиста были приняты Святейшим Синодом к церковному употреблению без изменения. Только в изданиях акафиста Иисусу Сладчайшему в 11-м икосе сделано было исправление эпитета «светоприемна», замененного другим словом – «светоподательна» (светильника). В изданиях «Молитвословец повседневный» (Киев, 1713), «Молитвослов» (Чернигов, 1714), «Акафисты и каноны» (Могилев, 1728), «Акафисты, каноны и прочая душеполезная моления» (Киев, 1731) употребляется выражение «светоприемна светильника», а в книгах «Молитвослов» (Киев, 1737), «Акафисты с каноны» (Киев, 1741,1747), «Канонник» (Киев, 1743) печатается уже «светоподательна светильника», что остается и во всех дальнейших изданиях. В тексте акафиста Пресвятой Богородице Святейшим Синодом не было сделано исправлений. Текст его печатался без изменений до 60-х годов прошлого (XIX. – Ред.) столетия. Лишь по указанию преосвященного Филарета, митрополита Московского, внесены в него некоторые исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Одноглава Михайловская церковь построена в архитектурном стиле казацкого барокко, похожая по форме и декору, на церковь Рождества Богородицы (1763) в Козельце, родине гетмана Кирилла Разумовского (1728-1803). Тамошняя Рождество-Богородицкая церковь тоже, как и Михайловская церковь, была построена по проекту киевского архитектора И. Г. Григорьевича-Барского (1713-1785). Михайловская церковь двухэтажная, на верхнем этаже находится главный престол во имя архангелов Михаила и Гавриила. На нижнем этаже – престол во имя св. Николая и великомученицы Варвары. Эта нижняя церковь называлась воронежцами Николаевской, она отапливалась тремя каменными печами, обложенными железом. От названия церкви происходит название центрального угла Воронижа – Никольщина. В 1873 году рядом с Михайловской церковью построили деревянный дом (14,7х8,4х2,8 м) для проживания священника. В его дворе находились два амбара, два сарая, конюшня, навес и кирпичный погреб. Из метрических записей Михайловской церкви известно, что 30 июня 1876 г. в Михайловской церкви «бракосочетались» – член Нежинского окружного суда, историк Александр Матвеевич Лазаревский (1834-1902) и дочь отставного поручика Анна Николаевна Шрамченко (1852-1931), младшей сестры Матвея Холодовича – основателя этой Михайловской церкви. В 1890 г. в Михайловскую церковь пристроили каменную трехъярусную колокольню, высотой в 16 и 1/3 сажени (33 м) к верху карниза. В 1899 г. построили рядом с церковью дом (9,8 х5, 7х3, 4 м) для проживания псаломщика, во дворе которого построили еще и амбар и сарай. По страховому описанию 1910 г. длина Михайловской церкви вместе с колокольней составляла 20 саженей (42,6 м), наибольшая ее ширина – 10 и 1/3 сажени (22 м), высота – 6 и 2/3 сажени (12,8 м). ) к верху карниза. В собственности церкви находились на Базарной площади 11 деревянных скамеек, общей длиной в 33 сажени (70 м). В 1931 г. воронежские большевики закрыли Михайловскую церковь, сбросили кресты с куполов церкви и колокольни и разместили на нижнем этаже состав соли.

http://sobory.ru/article/?object=29006

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Антоний Тобольский, свт. - житие Святитель Антоний, митрополит Тобольский (Память 10 июня по старому стилю)(Собор Сибирских святых) Никакой другой уголок России не дал Русской Церкви столько угодников Божиих, прославленных в лике святительском или преподобном чине, сколько дала их Малороссия. Украина, крестильная купель России, была и основательницей первой духовной школы, выросшей в первую духовную академию. Не один десяток пастырей и архипастырей, проливших свет Христовой Истины на Русскую землю, вскормила она. Из тех же корней вырос будущий Тобольский преосвященный Антоний (Стаховский). Родился будущий владыка в Малороссии. Богословское образование получил в Киевской духовной академии, здесь же был пострижен в монахи и по окончании академии назначен проповедником при Черниговском кафедральном соборе. В то время Черниговским архиереем был архиепископ Иоанн (Максимович), будущий Сибирский чудотворец. В 1705 году Антония перевели архимандритом в Новгород-Северский монастырь, и 20 сентября 1713 года он был хиротонисан в архиепископа Черниговского. Восемь лет пробыл он в Чернигове, а в 1721 году получил назначение на митрополичью кафедру в Тобольск. Деятельный, благочестивый преосвященный Антоний оставил по себе добрую память в сердцах христиан. Ревностно содействовал он трудившемуся на севере Сибири митрополиту-схимнику Феодору, святителю Филофею, оставившему кафедру по болезни, но Промыслом Божиим восставленному от одра болезни для дел миссионерских. Все свои силы прилагал он к развитию и поощрению миссионерства в Сибири, добиваясь от светских властей назначения благонамеренных попечителей над новообращенными христианами. Святитель Антоний не только содействовал митрополиту Филофею в его миссионерских трудах, но и сам продолжил их. Он направил вдоль Иртыша и Оби иеромонаха Зиновия, в Тюмень, Туринский, Верхотурский и Пелымский уезды — верхотурского заказчика Сильвестра, поручив им утверждать в вере новообращенных и обращать еще не познавших Истинного Бога. На Камчатку святитель послал опытного усердного миссионера, якутского священника Ермолая Иванова. В 1728 году владыка Антоний послал в Китай архимандрита Антония (Платковского), а в 1734 году туда же — иеромонаха Иркутского архиерейского дома Иллариона (Трусова). Дело проповеди христианства в Китае потребовало от него открытия в 1725 году при Вознесенском монастыре в Иркутске специальной русско-монгольской, как ее тогда называли, школы.

http://pravicon.com/info-1794

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010