9:18). Но нет среди нас разумеющего, чтобы применить эти слова к себе. И Даниил: И обратил я лице мое к Господу Богу, в посте и вретище (Дан. 9:3). И Давид: И яко плача и яко сетуя, тако смиряхся (Пс. 34:14),пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий (Пс. 37:7-8). И Иов: и на веждах моих тень смерти (Иов. 9:3; 16:16). Внемлем и мы, возлюбленные, и уразумеем жития святых мужей, как они время свое проводили в плаче, во вретище и стенании и как стали они через [Col. 1712] скорби и плач чадами, почитателями и друзьями Божиими. Сие писано, чтобы и нас ввести в ревность о желании плача, чтобы слезы наша быша хлеб день и нощь (Пс. 41:4), чтобы увлажнять каждую ночь нашу постель слезами и очищаться от скверны, которой мы обдержимы, чтобы стать достойными облечься в брачную одежду, ибо не облекшийся в брачную одежду будет извержен вон (Мф. 22:11-13). Посему, имея столь благого и непамятозлобного Владыку, умилостивим Его стенаниями и слезами, чтобы обрестись нам в пришествие Его облеченными в блистающие одежды. Ибо Он любит спасение наше. Посему и повелел снять запятнанные одежды с Иисуса, сына Иоседекова, и облечь его в поддир, ибо сказал ему: «Я отнял от тебя беззакония твои» (Зах. 3:4), и нам говорит: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4); Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеются (Лк. 6:21). Богу же подобает слава во веки. Аминь. Слово 91. О том, что для всякой вещи — свое время...    Для всякой вещи есть свое время, за иск лючением молитвы, потому что молитва всегда своевременна. Ибо говорит: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33:2). И: Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес. 5:17-18). Относительно же других вещей следует наблюдать за временем и выжидать момент. Этому мы научаемся у Екклесиаста, поскольку он говорит: Всему свое время, и время для всякой вещи… время молчать, и время говорить (Еккл. 3:7), и «если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих (Сир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Так же сказала и Марфа, когда она сомневалась, воистину ли воскрес брат ее Лазарь: «Знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день» 1707 . И рек ей Господь: «Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь» 1708 «. На эти слова пресвитер возразил: «Как же в псалме говорится: «Не пребудут нечестивые на суде?» 1709 «. И я ответил: «Не пребудут, чтобы судить, но пребудут, чтобы быть судимыми. Ибо судия не может сидеть с нечестивыми, когда он потребует отчета об их делах». И тот в ответ: «Господь говорит в Евангелии: «Кто не уверовал, тот уже осужден» 1710 ; во всяком случае он лишится воскресения». И я ответил: «Ведь он уже осужден на вечные муки, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия, однако он воскреснет телесно, чтобы само тело, в котором он согрешил, терпело наказание. И в самом деле, суд не может состояться раньше, чем воскреснут мертвые, потому что как те, которые умерли в святости, находятся, как мы верим, на небесах, на могилах которых проявляется такая чудодейственная сила, что благодаря ей слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются от проказы и немощным по их молитве даруются другие блага исцеления, так и грешники, как мы верим, пребудут до суда в адовом узилище». И сказал пресвитер: «Но в псалме мы читаем, «Душа отходит от человека, и его не будет; и он больше не узнает «своего места» 1711 «. Я ответил: «Это то, что говорил Господь в притче богатому, который испытывал муки от огня в аду: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое» 1712 . Но тот богатый не знает больше ни своего пурпура, ни дорогих материй, ни пиршественных яств, которые ему доставляли воздух, земля и море, так же как и Лазарь – своих язв и струпьев, которые у него были, когда он лежал у дверей богатого; когда же Лазарь покоился в лоне Авраамовом, богатый мучился в пламени». Пресвитер сказал: «В другом псалме мы читаем: «Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их» 1713 «. На это я ответил: «Ты говоришь правильно, что когда дыхание жизни покидает человека и остается лежать мертвое тело, он не думает уже больше о том, что он оставил в этом мире, как если бы ты, например, говорил: «Он больше не думает ни о постройке, ни о растениях, ни о возделывании поля, не помышляет больше о приобретении золота, серебра и прочих богатств земных».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Велено было допросить старосту того; а потом (по просьбе Долгорукого – об удовлетворении) сыскать человека Толстова, который за дела ходит, и велеть ему поставить старосту. Но по ходатайству того человека Посольский приказ прислал в апреле 1712 г. ведение с изъяснением царского указа, чтобы по случаю посылки Петра Андр. Толстова к султану отсрочить ему в делах его в истцовых исках. Новая просьба истца. 9 июня 1712 г. приказ остался при прежней помете: допросить; а что принес стряпчий память из Посольского приказа, то ему не оправдание, для того что в указе великого государя написано именно: в отдаче крестьянской никому не отсрочивать (н. ст. 191 г.) Но потом в декабре 1712 г. и без допросу велено доправить 50 р., солдата отослать в Военный приказ; «а буде ему, ответчику, тот крестьянин крепок, и ему ведаться в армии допросом. Дело 10 1712 г. март. О приводном крестьянине Московского вице-губернатора Ершова. Вследствие расспроса образовался иск на кн. Одоевского. Так как обе стороны были знатные, то примечательна тщательность, с коей составлен приговор: ответчик обвинен неявкой. В основании приговора (канцелярии Земских дел) силлогизм: он не явился, следовательно, ему нет дела до человека; следовательно, человек точно не его, а беглый. Вместе с вопросом о человеке присуждены пожилые деньги. Затем в 1720 г. является новое ходатайство истца о взыскании; но его еще не последовало. – «Московская академическая канцелярия», – сюда по указу велено было собирать с царедворцев положенные деньги на дачу математической школы ученикам и академическим служителями. Дополнение к указу Петра I о беглых 16 февраля 1706 г. 2092): ... и о том на Москве всяких чинов людям сей его великого государя указ сказать и по воротам прибить листы, а в приказы послать памяти, а в городы к воеводам в грамотах написать с великим подтверждением. Дело 11 1712 г. май. В приказе Земских дел. Обвинен был Милославской Сергееву. Послан был на двор ответчика подьячий спросить: есть ли чем тот иск платить? Ответчик не дал сказки; объявил, что никакого указу не ведает.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Под крышкой можно прочитать, следующие, очень хорошо гравированные слова: Me manu suâ fecit Petrus 1. Magnus; Czarus Moskoviae in Thermis Carolinis A. 1712. Надпись эта сделана конечно после, но в подлинности происхождения табакерки едва ли можно сомневаться. Кавалер Венцеслав Гогенфельс, тогда чиновник при рудниках Joaxuмmaль, нашел ее в 1812 году при разборе вещей после смерти родственника своего Карлсбадского доктора Леопольда Михаелис; в 1830 г., будучи уже Императорским Советником Горного Департамента, он подарил ее Пражскому Музею. Есть весьма ясное и кажется достоверное предание, что Петр выточил из слоновой кости табакерку, которую подарил тогдашнему Священнику Католической Церкви Матвею Бёму. Одна ли и таже эта табакерка, туже ли табакерку видел, в 1756 году у токаря в доме Красного Орла, доктор Тиллинг, решить трудно, пока нет на лицо другой табакерки. Но не мешает заметить, вот что; Священник Матвей Бём кажется был не дюжинный человек, почему Петр Великий и отличил его, в последствии, он был канонником и Императорским Советником в Вене; от него табакерка едва ли могла попасть к токарю, чтобы в 1756 году, именно ее мог видеть доктор Тиллинг. Весьма вероятно, что табакерка Пражского Музея и есть, виденная доктором Тиллингом; а табакерка Священника Матвея Бема должна быть другая, тем более, что подарок последнему предание относит к 1712 г., когда Петр оставался в Карлсбаде довольно долгое время, а не к 1712 году, какой год носит табакерка Пражского музея. К тому же, доктор Тиллинг не упоминает вовсе, чтоб токарь ему сообщил, что виденная им табакерка передана ему кем-нибудь, а как будто эта табакерка выточена в доме Красного Орла и оттуда до 1756 года никуда не выходила. Я уже упомянул, что в 1846 году, из дома Красного Орла появляется стол, которого три ноги будто выточены Петром Великим. В этом году, по смерти очень старой и очень скупой хозяйки дома, дом этот перешел в другие руки. На чердаке нашёлся, изломанный и даже источенный червями, трехугольный, весьма курьезной формы, игорный стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Все предания Карлсбадцев о Петре относятся к 1711 году. О пребывании его в 1712, они знают мало или почти ничего. Это легко объясняется тем, что вторичный приезд царя был для них уже не новостью и не мог произвести на них такого впечатления; к тому же второй раз Петр оставался в Карлсбаде недолго. В фамилии князей Кляри, которые в те времена владели Теплицкими Водами, сохраняются три письма от Богемского Наместничества о приезде Петра в Теплице в 1712. Первое письмо от 25 октября требует, чтобы русскому Царю была предоставлена большая баня и чтобы в ней была поставлена печка; второе от 31 октября извещает, что царя сопровождает 200-ный отряд гвардии; третье от 3 ноября извещает, что царь будет в Теплице 5 ноября. Из записной книги Стрелкового Общества Теплицы, мы узнаем, что Петр не только действительно приехал в Теплицы 5 ноября, но, с этого же дня, начал уже свои купания. Между тем, в упомянутой нам очень редкой книге; Новый улучшенный и умноженный Императорский Карлсбад, изданной 1734 г., положительно сказано, что Царь приехал в Карлсбад в конце октября (Endes Octobris). Стало быть, Петр мог прожить в Карлсбаде много десять дней; едва ли он выдержал здесь полный курс лечения и может быть, на этот раз, он вовсе не лечился здесь. Но нельзя думать, что он был здесь для удовольствия. Карлсбад, может быть, по осеннему времени, в которое он приезжал сюда, ему не особенно нравился, чтобы он мог быть здесь только из удовольствия. В одном письме из Карлсбада, он так описывает это место: «место здешнее столь весело, что поистине честной тюрьмой назваться может; понеже между такими горами стоит, что солнца почитай не видать». Для нас, впрочем, пребывание Петра в Карлсбаде в 1712 году замечательно тем, что он в этот раз был здесь с великим философом Лейбницем. Петр Великий познакомился с Лейбницем, как раз после первого карлсбадского лечения, в конце 1711 года в Торгау (крепость на Эльбе), куда он приехал на свадьбу своего сына Алексея Петровича с принцессой Шарлотой Брауншвейг Вольфенбюттельской, куда был приглашен и Лейбниц. Вскоре, после первого личного знакомства с Петром, от 8 декабря 1711 года, Лейбниц писал аббату Фабрицию: «я приехал в Торгау менее всего для того, чтобы видеть брачное торжество, а более для того, чтобы подивиться славному царю. Я не раскаиваюсь. Этот Государь наделен величайшими достоинствами». Позже, от 2 июня 1716 года, Лейбниц писал: «я дивился в этом Государе не только его человечности, но и его пониманию вещей и мудрости его суждения». Одну из своих памятных записок Лейбниц начинает именно тем, что говорит о благосклонном приеме, которого его удостоил царь в Торгау. Великий Государь нашел в философе самый смелый, самый светлый и всеобнимающий государственный ум; в свою очередь и философ признает, в нашем великом преобразователе, самого энергичного, самого способного из государей своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

1711 г. апрель – 28 января 1712 г. (уволен от российской службы). – Брат российского в Вене министра тайного советника Урбиха Каспар Урбих принят в российскую службу надворным советником и повелено ему быть при Цесарском же Дворе и в случае отъезда куда-либо его брата исправлять ему министерские дела. 1712 г. мая 28 – 18 октября (приехал к государю в Карлсбад). – Генерал-адъютант и камергер Семен Григорьевич Нарышкин с инструкцией касательно заключения союза с венским Двором против Турок. – 6 июля приехал в вену. 1712 г. ноября 13 – 2 апреля 1715 г. (выехал из вены). – Полномочный министр, тайный советник, Андрей Артамонович Матвеев для пребывания при Цесарском Дворе («в некоторых ко обоим сторон государств пользе и благоповедению касающихся делех»). – В Вену прибыл 4 декабря 1712 г. 9 декабря принят. 26 июля 1714 г. велено ехать из Вены к Польскому Двору (но он не поехал). 4 марта 1715 г. за назначением к Польскому Двору князя Долгорукого ехать прямо к Москве; а 7 апреля предписано остаться в Вене. Последнее распоряжение не застало уже его в Вене. Он в феврале был отпущен императором, а 2-го апреля выехал из Вены. При нем находились: 1714 г. – Подьячий Ив. Леонтьев. 1714 г апреля 2 – 6 августа (выехал в Россию). – Секретарь Павел Аркулей. 6 августа послан к царю с самыми нужными делами в чрезвычайных курьерах. – По приезде в Петербург был посажен в крепость, а 12 января 1716 г. отдан в морской флот. 1714 – 1715 гг. – Секретарь посольства Ланчинской (принят в службу в 1708 г.). 1713 г. февраля 12. Фельдмаршалу князю Меьшикову поручено заключить договор о Померании и пр. («Решительного по сему делу ничего не учинено»). 1714 г. август. – Иноземец Сперлинг назначен в Вену Российским агентом, но император не согласился его принять. 1714 г. август. – Полномочный министр, генерал адъютант и тайный советник барон Левенвольд для пребывания при Цесарском Дворе на место Матвеева. – Назначение это вскоре было отменено. (1715 г. января 10 д. послан капитан Михаил Остергарден в Германию).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Несмотря на ухудшение состояния здоровья после 1712 г., К. продолжал исполнять все возложенные на него обязанности. В 1714 г. он входил в состав делегации Церкви Шотландии, направленной в Лондон для поздравления взошедшего на престол Великобритании кор. Георга I (1714-1727); в 1715 г. в 4-й раз исполнял обязанности модератора генеральной ассамблеи пресвитериан. В авг. 1715 г. у К. случился апоплексический удар; через неск. месяцев он скончался. 2 янв. 1716 г. К. был погребен рядом со своим отцом на кладбище при ц. Грейфраерс, где его прах покоится и ныне ( Story. 1874. P. 365-366; Dunlop. 1967. P. 145). Значение Оценивая результаты деятельности К., исследователи отмечали, что в период Славной революции и в ближайшие годы после нее во многом именно благодаря способности К. находить компромиссы и его дипломатическим талантам шотландскому народу удалось избежать ожесточенных религиозных противостояний, омрачавших церковную жизнь Шотландии с сер. XVI в. ( Story. 1874. P. 367-368; Clarke. 2004. P. 323). Направляя усилия на сохранение мира между светскими и церковными властями, между умеренными пресвитерианами, радикальными пресвитерианами и епископалами, К. действовал в духе объявленной кор. Вильгельмом политики религ. терпимости и способствовал формированию в англ. и шотл. обществе представления о необходимости взаимоуважения между христианами различных исповеданий ( Dunlop. 1967. P. 146-147). Соч.: Some queries humbly propos " d, upon the Bill now depending before the honourable House of commons, for a toleration to the Episcopal dissenters in Scotland. [Edinb., 1712]; The case of the Church of Scotland with relation to the Bill for a toleration to the Episcopal dissenters to set up meeting-houses, and use the English Service in Scotland. [L., 1712]; The Scottish toleration argued: Or, an account of all the laws about the Church of Scotland ratify " d by the Union-Act. L., 1712. Ист.: The Deposition of Mr. William Carstares, when he was Examined before the Lords of Secret Committee, given in by him, and renewed upon Oath, upon the 22 of December 1684, in presence of the Lords of His Majesty " s Privy Council. Edinb., 1684. L., 1684; State-Papers and Letters Addressed to William Carstares. Edinb., 1774; The Acts of the Parliaments of Scotland. [Edinb.,] 1814-1875. 12 vol. [=APScot.]; Acts of the General Assembly of the Church of Scotland, 1638-1842. Edinb., 1843 [=ActsGA.].

http://pravenc.ru/text/1681173.html

Таким образом, благодаря этой счастливой находке нам предоставляется возможность по-настоящему изучить выговские Четьи Минеи. Напомню, что в начале XX в. в комплекте недоставало уже трёх томов (январь, март, май), ныне не хватает ещё августа. Восемь томов, всесторонне палеографическое, кодикологическое и источниковедческое изучение которых мы намерены предпринять, по своему объёму дают полное представление обо всём своде в целом. В настоящей статье изложены результаты начального этапа этого исследования. Четьи Минеи братьев Денисовых – объёмные рукописи, форматом во ½ долю листа, написанные выговскими полууставными почерками, переплёты, доски в тиснёной коже, обрез блока окрашен. Количество листов в томе, как правило, более пятисот; крайними по количественным показателям являются том за февраль (310 л.) и за ноябрь (704 л.). Е.В. Барсов датировал все тома широко – XVIII веком. Теперь мы можем уточнить: два тома из восьми (октябрь и декабрь) написаны на рубеже 80–90-х гг. XVIII в., и являются копиями с более ранних оригиналов. Шесть книг датируются временем составления свода – 10-ми годами XVIII в. Использована бумага голландского производства преимущественно с филигранями «Герб города Амстердама» и «Семь провинций» в нескольких вариантах, которые, хотя и имеют широкий разброс датировок, но вполне укладываются в означенный временной промежуток. Почти каждый том украшен роскошной выходной заставкой-рамкой и большим инициалом поморского орнамента, соответственно времени рукописи, раннего и классического типа (ил. 3:4). Е.В. Барсов в своей статье приводил запись писца (или писицы) в февральском томе, позволяющую датировать его составление 7221−7223, т. е. 1713−1715 гг 1013 . (ил. 5). Исследователь с сожалением писал, что выходной лист имелся и в сентябрьской минее, но был «вырван какой-то варварской рукой» 1014 . Действительно, на соседнем листе зеркально отпечатались начала строк, из которых видно, что по содержанию и объёму запись была близка записи в февральском томе, также содержала просьбу об исправлении ошибок и прощении 1015 . Однако подобный лист был также в ноябрьском томе (о чём в статье 1917 г. не сказано), и он был вырван рукою Е.В. Барсова , поскольку сохранился в коллекции рукописей самого учёного. Это послесловие писца отодвигает начало переписки всего кодекса к 1712 г.: «Начася писати сия святая книга Минея Четья ноябрьская в лета от создания мира осмыя тысящи двусотном и двадесятому текущу [т. е. 7220=1712), соверши же ся в 7223 (1715) лето во общежителстве Пантократорове в полунощной стране близ окиянскаго понта» 1016 . Таким образом, эти записи свидетельствуют, что Четьи Минеи писались в течение четырёх лет, с 1712 по 1715 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Одобрял Шафиров и намерение Хрисанфа «искусить отступников» в искренности их намерений, советуя применить «искус» не к одному только главе их, как предполагал патриарх, но и к другим «знатнейшим его соклевретам». Речь идет о намерении отступников возвратиться в Россию, и Шафиров обещает испросить им прощение собственно за политическую измену, но он упоминает при этом и о возмущении, которое чинят отступники против благочестия. Таковы данные по интересующему нас вопросу, содержащиеся в рассматриваемой переписке патриарха Хрисанфа и посла Шафирова. При сопоставлении их с другими документами бесспорным является лишь то, что под именем «отступников» нужно разуметь русских казаков, незадолго пред тем бежавших из России в Турцию. Но в чем состояли их хлопоты пред иерусалимским патриархом, о каком «прощении» и какой «хиротонии» они просили и чем к такой просьбе вынуждались, относительно этого можно высказываться лишь гадательно. Из письма барона Шафирова к канцлеру графу Головкину видно, что просителями Хрисанфа были, между прочим, запорожские казаки, бежавшие в Турцию после измены гетмана Мазепы 4 и разгрома запорожской Сечи. Просьба их заключалась в том, чтобы патриарх был ходатаем за них, как желающих возвратиться в Россию пред русским правительством, – испросил бы им «прощение» за их политическую измену. Но нужно знать, что письмо Шафирова к Головкину относится к 14 августа 1713 года, а кто были просителями патриарха в 1712 году и о чем тогда просили, ответа на это оно не дает. Возможно, что состав просителей тогда был многочисленнее и имел представителей не от одних запорожских казаков. И предмет просьбы тогда был иной. Отрицательно это доказывается тем, что интересы казаков тогда поддерживали турецкие власти: ведь во время войны Турции с Россией 5 , им было бы естественнее поддерживать вражду между русским правительством и казаками эмигрантами, всячески удерживая их в Турции, a не помогать возвращению казаков на родину. А главное – в письме Хрисанфа к Шафирову прямо говорится, что предметом просьбы 1712 года была еще «хиротония», о которой в письме Шафирова к Головкину уже совсем не упоминается. В 1712 году намерения бежавших в Турцию казаков были иные. Как видно из письма барона Шафирова к патриарху Хрисанфу, тогда казаки были озабочены отысканием удобного «гнезда» в самой Турции – «в намерении таком, дабы возгнездяся, прочих свою братию прельстя и к себе переманя (т. е. из России) тамо расшириться». А если так, то обращение казаков к патриарху Хрисанфу вполне понятно. Раз возникла мысль о широкой организации казацкой общины во владениях Турции, не могла быть игнорирована и церковная сторона этой организации. Говоря иначе, казаки обращались к патриарху Хрисанфу потому, что нуждались в «хиротонии», в священстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ НАРТОВ января 2003 28 марта (10 апреля) 1693 г. - родился в Москве, предположительно в семье ремесленника 1705 г. - поступил учеником в токарную мастерскую при Навигацкой школе (школе математических и навигационных наук) 1709 г. - назначен ответственным за «охранение» токарных станков Навигацкой школы в связи со смертью ее директора Иоганна Блеера. 1710 - 1712 гг. Изобрел механизированный суппорт для «персонных махин» - медальерных токарно-копировальных станков. АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ НАРТОВ (1693 - 1756) Основные даты жизни и творчества Портрет Андрея Константиновича Нартова Неизвестный художник, сер. XVIII века, холст, масло, 74 х 59 см., Коллекция Государственного Эрмитажа 28 марта (10 апреля) 1693 г. - родился в Москве, предположительно в семье ремесленника 1705 г. - поступил учеником в токарную мастерскую при Навигацкой школе (школе математических и навигационных наук) 1709 г. - назначен ответственным за " охранение " токарных станков Навигацкой школы в связи со смертью ее директора Иоганна Блеера. 1710 - 1712 гг. Изобрел механизированный суппорт для " персонных махин " - медальерных токарно-копировальных станков. 1712 г. -по указу Петра I отчислен из Адмиралтейств-коллегии Москвы и переведен в Петербург для службы в царской токарной мастерской (Токарне). 1717 г. - построил уникальный токарно-копировальный станок с механизированным суппортом, который мог модифицироваться из " медальерного " в " позитурный " или " боковой " . 1718 - в конце июня 1718 г. по указу Петра I уехал за границу. Жил при дворе прусского короля Фридриха-Вильгельма, обучая его токарному искусству. Передал Фридриху-Вильгельму подарок Петра I - гильоширный станок и кубок слоновой кости токарной работы. С декабря 1718 до октября 1719 г. - выполнял поручения Петра I в Англии: знакомился с последними достижениями в приборостроении и судостроении. В октябре 1720 г. - отправился в Париж, где изучал устройство шлюзов, производство королевского Монетного двора, обсерваторию и т.д. Привез лестный отзыв о своих работах от Президента Французской академии аббата Биньона.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010