Стефан, архиепископ Новгородский и Великолуцкий (Калиновский) Родился в 1700 году. Образование получил в Киевской духовной академии. В 1727 году принял монашество, жил в Киево-Братском училищном монастыре и преподавал в Киевской духовной академии. В 1732 году назначен префектом Киевской духовной академии. В 1733 году переведён префектом Славяно-греко-латинской академии. 3 февраля 1734 года возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Заиконоспасского училищного монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. В это же время по поручению Святейшего Синода вёл беседы с английским пастором Малярдом, желающим принять Православие. В 1735 году переведён в Санкт-Петербург архимандритом Александро-Невского монастыря. С 20 июня 1736 года – член Святейшего Синода. В 1736 году Святейший Синод поручил архимандриту Стефану продолжить работу по ревизии текста нового перевода Библии, которая была начата по указу императора Петра I ещё в 1712 году ректором Московской Славяно-греко-латинской академии архимандритом Феофилактом (Лопатинским; † 1741). Уже к 1738 году архимандрит Стефан столкнулся с большими трудностями, не зная, какие из имевшихся у него греческих рукописей предпочесть. Его отчёт Святейшему Синоду весьма поучителен для понимания тогдашнего состояния библейской текстологии. Наконец, архимандрит Стефан рекомендовал Святейшему Синоду печатать исправленный на основе греческих рукописей текст параллельно с текстом архимандрита Феофилакта (Лопатинского) и с перечнем внесённых изменений. Синод согласился с этим предложением, которое в сентябре 1740 года было утверждено императрицей Елизаветой Петровной. После назначения архимандрита Стефана (Калиновского) на Псковскую епархию работу по пересмотру текста продолжили архимандрит Фаддей (Кокуйлович) и иеромонах Кирилл (Флоринский), к 1742 году она была завершена, и до 1744 года продлилась её проверка с участием членов Синода. 18 декабря 1751 года эта так называемая Елизаветинская Библия вышла из печати и впоследствии неоднократно переиздавалась. До конца Синодального периода текст Елизаветинской Библии оставался в употреблении без изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ИМПЕРАТОРСКОГО ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА июля 2003 12 июля 2003 года в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла исполнилось 270 лет со дня освящения Петропавловского собора. Петропавловский собор - одна из главных достопримечательностей и святынь Санкт-Петербурга. Первый деревянный храм в центре крепости на Заячьем острове был заложен в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня) 1703 год 12 июля 2003 года в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла исполнилось 270 лет со дня освящения Петропавловского собора. Петропавловский собор - одна из главных достопримечательностей и святынь Санкт-Петербурга. Первый деревянный храм в центре крепости на Заячьем острове был заложен в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня) 1703 года. С 1712 года на месте деревянной церкви по проекту архитектора Д. Трезини началось строительство нового каменного Петропавловского собора. По окончании строительных работ в 1733 году в праздник Петра и Павла состоялась торжественная церемония освящения собора. В этот же день по постановлению Святейшего Синода в соборе был установлен " костяной Животворящий Крест с апостольскими ликами на ковчеге " , созданный Петром I, А.Нартовым и М.Земцовым. Крест украшали с одной стороны медальоны с ликами святых покровителей России, а с другой небесных покровителей строящегося Санкт-Петербурга. Костяные медальоны с ликами Петр I собственноручно выточил по копирам Б.К.Растрелли на уникальной " персонной махине " , изобретенной Нартовым. Петровский крест погиб в середине XVIII в. В 1995г. петербургские мастера воссоздали утраченный шедевр, но с медальонами только одной, " петербургской " стороны креста (Святые Петр, Павел, Андрей, Екатерина и Распятие), т.к. копиры для второй не сохранились. В настоящее время по программе " Завещание Петра Великого " при активном участии Государственного Эрмитажа и Петербургского центра резной кости воссоздается оборотная сторона креста. В соборе-усыпальнице много десятилетий не проводились церковные службы. Не столь давно возобновилась традиция панихид на гробах царственных особ, почивающих в усыпальнице; в их числе тезоименитые первоверховным апостолам Император Петр и Царь-Мученик Павел.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

В конце XVII-XVIII вв. хозяйственное положение монастыря окрепло. В 1688 г. в правление строителя Антония за монастырем утвердилась " Пустовая мельница " на р.Медведице в Глазуновской станице, вследствие доброжелательства к Антонию казачьего войска. В 1694 г. он испросил у войскового начальства утвердить за монастырем Карповский юрт на р.Медведице. Увеличивая благосостояние монастыря, в его владении находилось 637 верст земли в длину, 17 верст в ширину, что составляло 65.500 дес. земли. На этих землях имелись леса (преимущественно дровяные), луга, рыбные ловли. Жизнь налаживалась, в обитель принимались не только престарелые казаки, но и всякий приходящий. Во время Булавинского восстания в XVII-XVIII вв., которое получило название по имени, его возглавившего К. Булавина. В стенах монастыря были успокоены осиротевшие дети казаков. Восстание было поднято, вследствие политики Петра I направленной на ликвидацию социальных и политических устоев Донского общества и суверенных прав Войска Донского. В 1707 г. Петр I направил карательную экспедицию во главе с полковником Ю. Долгоруковым, что повлекло кровавые стычки. В апреле 1709 г. по прибытии Петра I в Черкасск, К.Булавин был казнен, а голова его водружена на колу. Обитель не только принимала, но и снабжала казаков снаряжением для несения царской службы. После смерти устроителя Антония в 1711 г. принявшим схиму перед кончиной, отношения с казачеством осложнились. Игуменом в столь не спокойное время для монастыря был Феодосий. Войсковая канцелярия в Черкасске утвердила его строителем Усть-Медведицкого монастыря. В 1712 г по челобитной игумена Феодосия за монастырем утверждается, для прокорма (обители) рыбная ловля на р.Дон от Усть-Хоперского рубежа до Хованского перелаза. Если насельники пытались приобрести, что-нибудь для монастыря, то сами же казаки отнимали у монастыря землю, распахивали сенокосы, на что игумен Феодосий жаловался Войсковой канцелярии, которая помогла устранить обиду лишь на короткое время. После смерти Феодосия в 1719 г (в схиме Феодосии), правил его преемник игумен Илларион до 1729 г., после ушел на покой и скончался в 1733 г. (в схиме Илия).

http://sobory.ru/article/?object=1036

154 Леблон Жан Батист Александр (1679–1719 гг.) – французский архитектор, приехал в Россию в 1716 г., участвовал в создании Петергофа, парка в Стрельне, Летнего сада в Петербурге. 155 Татищев Василий Никитич (1686–1750) – русский государственный деятель, историк. Участник Северной войны. В 1720–1722, 1734–1737 гг. управлял казенными заводами на Урале, основал Екатеринбург (ныне Свердловск). В 1741–1745 гг. астраханский губернатор; автор «Истории Российской», первого русского энциклопедического словаря – «Лексикон Российский» и др. 156 Мусин-Пушкин Иван Алексеевич – сын комнатного стольника, окольничий, затем боярин. В 1689 г. воевода в Смоленске, в 1695 г. в Астрахани. Участник Полтавской битвы. С 1710 г. граф. В 1710–1717 гг. начальник Монастырского приказа, с 1711 г. сенатор, в 1726 г. – докладчик Екатерины I, в 1727 г. – заведующий Монетным двором. После вступления на престол Петра II отошел от дел. 157 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, юрист, историк, языковед. Учился в Лейпцигском и Йенском университетах. С 1668 г. на службе у курфюрста Майнцского. В 1672–1676 гг. в Париже с дипломатической миссией. С 1676 г. придворный библиотекарь, затем историограф и тайный советник юстиции герцога Ганноверского. В 1700 г. – первый президент Берлинского научного общества (позднее – Академии наук). В 1711–1712 и 1716 гг. встречался с Петром I, предлагал ему ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. 159 Калитино племя – династия русских великих князей и царей, Рюриковичей, потомков великого князя Ивана Даниловича Калиты, – Иван II, Дмитрий Донской, Василий I, Василий II Темный, Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Федор. Прервалась в 1598 г. со смертью Федора. К роду Ивана Калиты принадлежали и другие видные русские князья, родственники правящей династии (Юрий Галицкий, Дмитрий Шемяка, Василий Андреевич Старицкий и др.). 160 Блюментрост Лаврентий Лаврентьевич (1692–1755) – придворный врач Петра I. Учился в Галле, Оксфорде и Лейдене, с 1714 г. лейб-медик царевны Натальи Алексеевны, с 1718 г. лейб-медик Петра I, заведующий императорской библиотекой и кунсткамерой. В 1725–1733 гг. первый президент Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Епархией с 24 мая 1992 г. управляет архиеп. (ныне – митрополит) Алавердский Давид (Махарадзе), член Свящ. Синода Грузинской Православной Церкви, председатель Отдела архитектуры; в епархии открыто 7 храмов, служат 12 священников. Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в.,закрыт в 1929 г., возобновлен в 90-х гг. XX в.; Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XX ). В Шуамта действует жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери ( близ г. Телави, основан в 50-х гг. XVI в., возобновлен в 1990). В с. Матани, Ахметского р-на, в 2005 г. при церкви XV в, основан жен. мон-рь Успения Пресв. Богородицы. Алавердские архиереи: епископы Иоанн (1511), Евтихий (1522), Николай (1578), Кирилл (1579), Иоанн (Авалишвили) (1612), Зебеде (1639), Арсений (Авалишвили) (1651 - 1660), Григорий (1670), Николай (Андроникашвили) (1685-1694), Николай (Чолокашвили) (1695-1711), Иоанн (Макашвили) (1712), Николай (Чолокашвили) (1724-1728), Захария (Андроникашвили) (1733-1734), Николай (Андроникашвили) (1736-1757), Зенон (1761-1782), Николай (Андроникашвили) (1784), митр. Антоний II (Багратиони; 1784-1811, с 1788 - каталикос–патриарх), архиеп. Алавердский и Кахетинский Иоанн (Бобдель-Макаев) (14.07.1811-30.08.1814), епископы Досифей (Пицхелаури) (30.08.1814-14.05.1817), Давид (Качахидзе) (1924-1925), Мелхиседек (Пхаладзе) (1925-1928), Стефан (Карбелашвили) (1928-1929), Роман (Петриашвили) (1967-1971), митрополиты Григорий (Церцвадзе) (1976-1992), Афанасий (Чахвашвили) (1992), архиеп. Давид (Махарадзе) (с 1992). Памятники культуры В мест. Алаверди расположен кафедральный собор бывш. Алавердского мон-ря (см. Алавердский собор), основанного в VI в. свт. Иосифом, еп. Алавердским. Мон-рь, ставший при царе Кахети - Эрети Квирике (Багратиони) епископской кафедрой, пользовался попечением картлийских и кахетинских царей и считался главнейшим религ. центром Кахетинского княжества в VIII-XI вв. Мон-рь известен своей лит. деятельностью. Перу св. Макрины Багратиони (XVIII в.), монахини Алавердского мон-ря, принадлежат жизнеописание св. Иосифа Алавердского, песнопения. Она переписывала рукописи и документы богатого книгохранилища мон-ря, приобретенные и подаренные мон-рю в XVII в. архиеп. Зебеде II, буд. Католикосом-Патриархом. Наиболее известным раритетом этого книгохранилища является Алавердское Четвероевангелие XI в. О хранении и умножении рукописей заботились Николай (Чолокашвили), архим. Кирилл (Амиранидзе), Иоанн (Ларадзе) (XVIII в.). В наст. время многие из уцелевших рукописей хранятся в Ин-те рукописей им. К. Кекелидзе в Тбилиси .

http://pravenc.ru/text/63980.html

" Еще мы должны брать пример с апостолов в том, что не надо бояться никаких грехов: Господь все грехи прощает, кроме нераскаянных. Пусть не отчаиваются те, кто в советское время гнал Церковь, разрушал храмы Божии. У нас есть пример апостола Павла, который также гнал Церковь, а стал великим святым. Так что все гонители в прошлом - не бойтесь: покайтесь - и вас ждет Царствие Божие. Кто-то в советское время отрекался от Бога, стыдно было крестик носить, в храм ходить - тоже не страшно: у нас есть пример апостола Петра, который отрекся от Господа, но был Им прощен и поставлен великим пастырем, которого мы прославляем. Будем не отчаиваться, а каяться, исправляться. Поздравляю вас с окончанием апостольского поста в честь святых Петра и Павла - для них специально Церковь установила пост, потому что покаяние важно, как и вера. Если будем каяться и веровать в Христа, то спасемся. Желаю вам укрепиться в вере, которая сохранила все, что передали нам апостолы. Мы ничего не исказили, не утратили, а, наоборот, стараемся трудами, подвигами, молитвой, даже мученичеством доказывать, что православная вера - истинная " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму было подарено Евангелие. На богослужении присутствовал великий князь Георгий Михайлович, который вручил владыке императорский орден святого Владимира. Петропавловский собор был заложен императором Петром I в 1712 году, построен в 1728-м по проекту Доменико Трезини. Освящен 9 июля 1733 года архиепископом Феофаном (Прокоповичем) в присутствии членов Синода и Императорского Дома. Памятник архитектуры федерального значения. Епархии не передан, находится в распоряжении музея истории города. Богослужения в нем совершаются регулярно. ИА " Вода живая " , 12.07.20 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 5:49 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -5:49 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Здесь нам и доводы автора представляются спорными и защищаемый ими тезис. В своей книге г. Рункевич по необходимости говорит об основании Петербурга. Что же, разве начало его не относится к 1703 г., году его закладки, хотя в этом году город вышел далеко не в законченном виде?.. А затем, если начало Невской Лавры относит к 25 марта 1713 г., то как быть с настоятельством до этого момента Феодосия Яновского, утвержденного в звании Александро-Невского архимандрита 1 марта 1712 г.? 173. Автор, сообщив об указе 1 янв. 1719 г., вызывавшем в Петербург киевского Михайловского игумена Варлаама Леннецкого (точнее Леницкого), иером. Симона Кохановского и еще двух киевских монахов, замечает, что никто из них «однако не упоминается в числе прибывших в Александро-Невский монастырь». Это верно, но потому, что киевляне вызывались для нужды не монастыря, а Псковской епархии, по просьбе преосв. Феофана Прокоповича , жившего, впрочем, в Петербурге, на Карповке. (Русский архив 1913, IX, 262 и д.: Н.Г.Высоцкий , Феофан Прокопович и его сотрудники). Впрочем, что до Леницкого, то он уже в мае 1719 г. был поставлен в суздальские архиепископы, а Кохановский тоже оставил Прокоповича, подвергшись опале с его стороны, и перешел на службу к Феодосию Яновскому, причем жил в Невской Лавре. 314. Со ссылкой на И. Чистовича автор говорит о намерении Петра Вел. Разделить Русь на пять церковно-административных округов, не оговорившись, что сам Чистович ссылается на свидетельство Татищева, которое доселе документами не подтверждено (ср. проф. И.М.Покровский , Русские епархии, II, 128–130). На стр. 345–7 изложено содержание штата Александро-Невской Лавры, составленного по Высочайшему повелению и принятого Св. Синодом в 1732 г., при чем автор, не вспомнив сказанного выше, что «монастырский штат не получил утверждения» (503) со стороны императрицы, не задается естественным вопросом, как же жил монастырь в действительности после 1732 г., – по проектированному ли штату или по прежнему положению. 600–602. Даты первоначального прибытия в Казань и кончины митрополита Вениамина Пуцек-Григоровича не точны: прибыл он не в 1734 г., а в 1733 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Собору была подарена икона преподобного Сергия Радонежского. Вселенская родительская (мясопустная) суббота - день поминовения усопших православных христиан и прежде всего почивших родителей (предков) перед Неделей мясопустной (мясопустным воскресеньем), первая родительская суббота в богослужебном уставе Православных Церквей: самое раннее упоминание поминовения усопших накануне Великого поста содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII века. В этот день, как бы предшествующий Страшному Суду, христиане просят Христа " явить всем усопшим Свою милость в день нелицеприятного воздаяния " . Петропавловский собор (первый деревянный храм) был заложен в 1703 году в центре крепости на Заячьем острове. С 1712 года по проекту Доминико Трезини началось строительство каменного собора. В 1733 году в престольный праздник собор был освящен. Это одна из главных святынь Санкт-Петербурга, усыпальница Дома Романовых, памятник архитектуры петровского барокко, мемориал русской воинской славы. Епархии не передан, находится в распоряжении Музея истории города. Богослужения в нем совершаются регулярно. ИА " Вода живая " , 09.03.24 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 6:45 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -6:45 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 7 февраля 2024 25 января 2024 30 ноября 2023 18 октября 2023 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 4 апреля 2024 24 марта 2024 14 марта 2024 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Шестым Саровским строителем стал иеромонах Ефрем (Короткой) 76 , примечательный «своею строгою монашескою жизнию, терпением и твердостию во искушениях, и незыблемою надеждою на Промысл Божий» 77 и отличавший особенно милостивым отношением к старцу Феодору. Отец Ефрем был уроженцем города Тулы и происходил из купеческого звания. Оставив в девятнадцатилетнем возрасте из любви к Богу мирскую жизнь, 30.11.1712 года он принимает в Марчуговской пустыни Московской губернии 78 монашеский постриг. А 16.03.1716 года по благословению блюстителя Патриаршего престола, преосвященного Стефана (Яворского) , митрополита Рязанского 79 , рукополагается в Москве Астраханским епископом Иоакимом 80 в иеромонаха и назначается в Гороховский Знаменский монастырь на Красной Гриве. По собственному горячему желанию и по прошению Саровского первоначальника иеросхимонаха Иоанна (Феодорова) 16.01.1727 года иеромонах Ефрем переводится указом Темниковской духовной дикастерии в эту пустынь. Исполняя богослужебные послушания и всегда находясь при церковных службах, он имел наблюдение о чинном и неспешном чтении и пении 81 . Все свободное время, остающееся от храмового богослужения и келейного молитвенного правила, старец Ефрем уединенно упражнялся в чтении душеполезных книг, писал нотные ирмологии, обиходы и праздничные стихиры столпового пения, канонники, псалтирь с канонами и келейное правило. Да и сам он «был точно живое правило и устав для братствующих» 82 . И этот–то праведный муж вместе с почтенным Саровским первоначальником иеросхимонахом Иоанном и иеродиаконом Феодоритом в 1733 году по ложному доносу был заподозрен в государственной измене, в непочитании ее величества Анны Иоанновны, недоношении о «крамольных» бреднях лжемонаха Георгия (Зворыкина), в следовании еретическим правилам архимандрита Маркелла (Радышевского) о монашестве, несоответствующим Духовному регламенту, и преступных связях с раскольниками 83 , а в октябре 1734 года закован в кандалы и доставлен в Тайную бироновскую канцелярию, а затем лишен сана, бит кнутом и в 1738 году 84 , после кончины старца Иоанна († 4.07.1737 года) 85 и Феодорита 86 , сослан в тяжкое заточение в Орскую крепость 87 Оренбургского края 88 , где пробыл, исполняя за еду обязанности пономаря крепостного храма, без ропота на свою участь, в терпении и благодарной преданности Промыслу Всевышнего почти 17 лет! Со временем его оправдали и 5.06.1755 года указом Святейшего Синода безвинный страдалец Ефрем был освобожден, восстановлен в сане и возвращен в Саров.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Исаак , с 25 янв. 1661 по 1665. Соломон , в 1670–76; в февр. 1677 уехал. Евфимий , 9 февр. 1676 по 20 янв. 1681. Нектарий , 20 янв. 1681 по 11 июля 1683. Леонтий , митр., 11 июля 1683 по 17 июня 1686. Нектарий (вторично) 17 июня 1686 по 1694; уехал 23 мар. 1696. Аверкий , с 11 дек. 1694; † в 1696. (Строитель Неофит , в 1696–98). Акакий , 5 нояб. 1698 по 28 нояб. 1706; уехал в июне 1707. Самуил , 28 нояб. 1706 по 25 окт. 1707. Киприан , 25 окт. 1707 по 20 мая 1715; уехал в сент. 1716. Парфений , 11 янв. 1716 по 1721. Григорий , с 17 мая 1729 по 19 февр. 1733 48 . Гавриил , с 19 февр. 1733 по 1737; уехал в июне 1738. Вениамин , с 1737 по 12 окт. 1742. Филарет , в 1742–46. Анфин , с 28 июля 1746 по 21 окт. 1752. Афанасий , 17 нояб. 1754 по 14 нояб. 1758. Иоанникий , в 1762–68. Нектарий , в 1768–75. Афанасий , 1775–80. Виссарион , 1781–85. Нафанаил , 1786–90; † 18 июня. Косма , 1791–96. Нафанаил , 1802–7. Косма , 1807–12 49 . Кирилл , с 1813. Григентий , 1819. Макарий , 1839. Гавриил , 1841. Даниил , 1851–60. Иларион , 1860–65. Поликарп , 1865–68; † 5 янв. Афанасий , с сент. 1868. 17 Знаменский (Знамения Пресв. Богородицы), в Москве, в Зарядье, у Старого Государева двора (дома Романовых), учреждён царём Михаилом Феодоровичем, в 1630 г. Ныне третьеклассный. [IV, 204.] Игумены Герасим , 1631–49. Варлаам , 1649–55; † … Иосиф , 1655 и 56. Никифор , 1656 и 57. Иосиф (другой), 1657–64. Варнава , 1664 и 65. Арсений определён 5 авг. 1665; в окт. 1682 уволен на покой и † в мнтре. Архимандриты Евфимий , игум., с 10 окт. 1682; произведён в архим. в мар. 1684; 14 июня 1697 перев. в Троицкий Сергиев мнтрь. ? Иоасаф Картычевский 28 июля 1697 перев. из Боголюбова монастыря, а в 1700 – в Чудов, в звании келаря. Сергий 29 авг. 1700 перев. из Московского Крестовоздвиженского монастыря; до дек. 1701. Иосиф , с июня 1702; 17 окт. 1708 хирот. в еписк. Вологодского. Алексий Титов , с 1708; 9 нояб. 1712 хирот. в еписк. Тверского. Серапион Новосильцов 9 нояб. 1712 из Чудовских иеромонахов; † 31 дек. 1731.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010