книгах „κаτ χριστιανν» император-язычник имел в виду между прочим и нападения Аполлинария на греческую философию и здесь в подробностях развил то „κατγνων», о котором уведомляет Созомен. Сравнивая первую книгу Юлиана с Увещанием, Дрэзеке и находит „поразительныя совпадения» между ними, вынуждающие у него то заключение, что Юлиан знал Увещание и опровергал его положения и что, поэтому, Увещание есть ничто иное, как принадлежащая веку Юлиана книга Аполлинария за истину 1711 . Главнейшие пункты, в которых выражаются эти „поразительныя совпадения», состоят в следующем. В противоположность автору Увещания, учившему о превосходстве Моисея над всеми учителями языческой мудрости (гл. VIII, IX) и утверждавшему, что Платон в своем учении о Боге и происхождении мира был только учеником Моисея и пророков, хотя из боязни пред Ареопагом и „из страха цикуты» изложил его прикровенно (гл. XX), Юлиан берет на себя задачу сравнить учение Моисея и Платона о Боге, чтобы показать, „кто лучше и кто достойнее Бога: служивший идолам, или тот, о котором Писание говорит, что Бог говорил с ним устами к устам?» 1712 . При этом Юлиан с особенным вниманием останавливается на изречении Платона, находящемся в Тимее: „боги богов, которых Я создатель» и подробно комментирует его 1713 , а этим изречением автор Увещания и доказывал зависимость Платона от Моисея 1714 . Подобно Увещанию, Юлиан сопоставляет разсказы книги Бытия о насаждении рая на востоке, о Вавилонском столпотворении и пр. с мифами Гомера и воззрениями Платона, дабы, вопреки автору Увещания, если не предпочесть последние, то по крайней мере уравнить их с сказаниями Библии 1715 . Так как Увещание, защищая христиан, повсюду заявляет или предполагает тожество христианства с учением Моисея и пророков 1716 , то Юлиан подвергает особому обсуждению вопрос: насколько христиане согласны в своих воззрениях с Моисеем и пророками? 1717 . И как бы имея в виду именно автора Увещания, он спрашивает: „почему же вы не остаетесь верными учению Евреев и не почитаете закона, который дан Богом? почему вы, оставивши наследие отцов (τ πτρια) и доверившись тому, что возвещали пророки, более отличаетесь от них, чем от нас эллинов?» 1718 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Списки монашествующей братии Киево-Печерской лавры открывают нам многих воспитанников Киевской Академии того времени, равно как сообщают и некоторые, хотя, правда, большей частью скудные биографические сведения о них. Таковы, напр., были следующие лаврские иноки: 1)  Меркурий Дулицкий, казачий сын из г. Полонного, род. в 1660 г., был студентом Академии (вероятно, в 1670-х г.г.), в 1686 г. принял монашество, в 1687 г. сделался иеродиаконом, а в 1690 г. иеромонахом, 9 авг. 1742 г. 15                                           2)  Илларион Феодорович, купеческий сын из г. Ярославля, род. в 1666 г. учился в Академии (в 1670–1680-х г.г.), в 1693 г. монах, в 1699 г. был рукоположен в иеродиакона перемышльским (в то время униатским) епископом Иннокентием Винницким, в 1707 г. переяславским епископом Захарием Корниловичем в иеромонаха, в 1732 г. был духовником в Троицком больничном монастыре 16 . 3)   Манассия Потребинский, шляхетский сын из польского с. Дмитрович, род. в 1673 г., учился в Академии (вероятно, в 1680–1690-х г.г.), в 1702 г. был пострижен в монашество архим. Иоасафом Кроковским, в 1704 г. был рукоположен в иеродиакона Белгородским митрополитом Иустином Базилевичем, в 1711 г. был посвящен в иеромонаха митрополитом Иоасафом Кроковским, в 1738 г. 17 4)  Патров Долинский, купеческий сын из польского города Острога, род. в 1682 г., был студентом Академии (вероятно, в 1690–1700-х г.г.), в 1714 г. принял монашество, в 1716 г. был иеродиаконом, в 1723r. иеромонахом, 14 февр. 1737 г. 18                                     5)  Феодосий (в мире Иероним) Ковпецкий, священнический сын, из с. Копцев, с Подгурья, род. в 1685 г., учился в русских и латинских классах Академии (вероятно, в 1690–1700-х г.г.), монашество принял в 1717 г., в 1720 г. сделался иеродиаконом и в 1721 г. иеромонахом, впоследствии был блюстителем ближних пещер лавры 19 .                                          6)   Мелетий Синдоровский, род. в польском гор. Бродах в 1682 г., был студентом (в 1690–1700-х г.г.), в монашество был пострижен 1715 г. почаевским игуменом Арсением Чаровским, в том же году Луцким епископом Иосифом Выговским (униатом) был посвящен в иеродиакона, в 1721 г. в Киевской лавре получил сан иеромонаха 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

1703. Гриб А. А. Антропологический принцип в космологии и его богословское значение: [Докл. на конф. «Наука и богословие». Москва, ББИ, сент. 2000 г.]//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 430–439. 1704. Журинская М. А. Самые меньшие братья//АиО. 1999. 3(21). С. 247–257. Человек и растительный мир: христианский взгляд на проблему. 1705. Каллист (Уэр) , еп. Диоклейский . Через творение к Творцу//РЧ, 5-е. 1997. С. 157–172. 1706. Копейкин К., свящ. Квантовый лик мира//ХЧ. 1995. 10. С. 41–58. 1707. Московский А. В. Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции?//РЧ, 5-е. 1997. С. 289–291. 1708. Небольсин А. С. О свете: «Во свете Твоем узрим свет...»//ППр. 1996/1997. 5. С. 91–98. Эссе: свет в природе, культуре, мистике и политике. 1709. [Рец. на кн.:] Полкинхорн Дж. Вера глазами физика. М.: ББИ, 1998. 232 с.//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 314–315. Ср. 1710. 1710. Полкинхорн Дж. Творение/Пер. с англ.: Л. И. Василенко//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 112–129. Гл. из кн: Полкинхорн Дж. Вера глазами физика (1994, по рус. пер. 1998). Ср. 1709. См. также 148, 369, 1524, 2704–2707, 3120. Религия и технология 1711. Курносов А. М. Концепция устойчивого развития России: мифы и реальность//РЧ, 6-е. 1998. С. 345–358. См. также 3054, 3058. Религия и медицина 1712. Зелинский В., свящ. Благодарение жизни: От биоэтики к премудрости: (Попытка православного осмысления)//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 101–132. 1713. Недоступ А. В . Состояние медицины в России сегодняшнего дня с точки зрения православного врача//РЧ, 6-е. 1998. С. 260–269. 1714. Силуянова И. В. «Вызов биоэтики сегодня»: Католический симпозиум по биоэтике сегодня//АиО. 1998. 4(18). С. 364–368. 1715. Силуянова И. В. Проблема соотношения веры и разума в контексте новейших биомедицинских технологий//РЧ, 8-е. 2000. С. 230–237. Религия и экология 1716. Барбур И. Религия и экологические ценности/Пер. с англ.: А. Киселев//Страницы. 1999. Т. 4. 4. С. 610–620. 1717. Василенко Л. И. Отношение к природе и Библия//МБ. 1997. Вып. 4. С. 80–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди работ протестантских авторов наиболее заметны: «Литературная история церковных писателей» Кейва (G.Cave † 1713), доведенная до XIV века, «Рассуждение о церковных писателях» Удина (C.Oudin † 1717), доходящее до XV века; и, наконец, целый ряд работ, которые впервые получили название «Патрология», – Герхарда (J.Gerhard † 1637) 15 , Хюльземана (J.Hulseman † 1661) и Олеария (J.Olearuis † 1711). Герхард доводит изложение до Беллармино, а Олеарий – до Лютера. Термин «патрология», парадоксальным образом появившийся в протестантской среде (об этом речь пойдет ниже), способствовал становлению самосознания новой дисциплины и грядущему окончательному размежеванию ее представителей на два враждебных лагеря. В течение XVIII века название «Патрология» постепенно вошло в научный обиход и было использовано целым рядом авторов (W.Wilhelm, B.Schleicherm, и др.). Параллельно в среде протестантских учебников догматики появляется и входит в употребление термин «патристика» – пока как прилагательное в словосочетании theologia patristica («патристическое богословие», в отличие от theologia biblica и theologia symbolica). По объяснению известного протестантского теолога Буддея (J.Buddeus † 1729) theologia patristica – «совокупность священных догматов согласно суждению и определению отцов». В начале XVIII века «патристика» как отвлеченный субстантив в названиях книг не фигурирует. Наряду с работами, более или менее соответствовавшими жанру патрологии в узком смысле этого слова, из общего «субстрата» стали выделяться более специальные (хотя и родственные патрологии) направления. Историко-литературное представлено «Греческой библиотекой» Фабриция (J.Fabrizius † 1736) и «Историко-литературной библиотекой латинских отцов» Шенемана (C.Schoenemann † 1802). Примерами догматически ориентированных патрологий, весьма напоминающих образцы будущего жанра Dogmengeschichte («история догматов»), могут служить, помимо прочих, книги Шрама (D.Schram) и Люмпера (G. Lumper). Наконец, упомянутое выше сочинение Тиллемона отличается историко-церковной ориентацией.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В течение первой и в начале второй половины XVIII в. издавались следующие газеты и журналы. Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах (1703–1727). Эти первые Русские Ведомости начали издаваться в 1703 г. в Москве, церковным шрифтом, и выходили сначала в неопределенные сроки от 2-х до 7 листов в числе 1000 экземпляров. В начале Ведомостей помещались сведения, касающиеся России, и известия из равных русских городов, напр.: «На Москве вновь пушек медных и гаубиц и мортиров вылито 400»; «повелением Его Величества московския школы умножаются, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили»; «в математической штурманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют»; «из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды»; «из Сибири пишут: в Китайском государстве езуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены». После русских известий следуют выписки из голландских и других иностранных газет 423 . В 1710 г. явился номер Ведомостей, напечатанный весь гражданским шрифтом, потом выходили номера то гражданским, то церковным шрифтом, а с 1717 уже исключительно одним гражданским шрифтом. С 11 мая 1711 года номера Ведомостей стали выходить иногда в Москве, иногда в Петербурге; но выходившие в Петербурге перепечатывались в Москве. В 1727 г. издание этих первоначальных Ведомостей прекратилось. Редакция их поступила в заведование Академии наук, которая с 1728 г. стала издавать Петербургские Ведомости; издание же особых Ведомостей в Москве началось только с 1756 г. Санктпетербургские Ведомости (1728–1774) и примечания к ним (1728–1742). Петербургские Ведомости издавались при Академии наук, под редакцией академика Миллера. Они выходили два раза в неделю и содержали разные придворные известия и выписки из иностранных газет. Для большего разнообразия и интереса к политическим известиям в Ведомостях Миллер вздумал присоединять прибавления учено-литературного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Но елико убо оплакую моего злосчастия и безобразия, о, пастырю, множае, увы, терзаяся, рыдаю чад моих многобедственныхь, учеников твоихь многоскорбных, сиротства и опустения, – яко убо младыя враны на поляне пусте (на могиле), 1709 родившым ту не сущим (твоему отечеству), 1709 блудяще, грацають 1710 . Или яко птенци гладнии, усты зияюще, токмо, пищи же лишаеми (твоего присещения), тають 1711 . Или агнцы ссущии 1712 , погубивше доившыя (ваше предводительство) безвестно 1713 , аможе 1714 стремление ведеть, рыщуще, плачевногласно вси глашають: «А, а, отче! А, а, пастырю! А, а, вседражайший наш предводителю!» Яко свойственно 1715 плачуща Иеремию о Израили и при сих новых израилтехь воспомянути: «Чревом моим, чревом моим болю, и чювствила сердца моего смущаются» (глава От распалающаго пламене жалости обышедшихь мя моихь бедностей удержатися не могу, о, превозжеленный мой пастырю! Ахь, южиков 1716 твоих огнь пожаления, и внутрения моя силы истаявають, понеже ин, яко горлица смертно язвена 1717 и сердцем люте болящи, надгробная твоему святопочитию жалостне другий, тяжко рыдая твоего разлучения и болезнию воздыхания внутренних збоден 1718 , яко совичищь 1719 , крыется, света зрети терпети не и прочий вси, пламенем жалости по тебе разжени, единою твоею памятию подгнещаеми присно 1720 , воплегласиемь прочее, яко изумленнии кокушки, кукуют; вси же обаче окианом слезы источают, пелынем горести уста помазують, смертным дыханиемь перси умягчают, по пророку рещи: «Быша слезы их им хлеб день и Сия плачевныя слоги, от горести грубы и недолги, в церковном пастырю во гробе церковному представше образе, всевозжеленнейшему умиленная Андрею чада, плачевно отцу, от смертнаго жала прободаеми, приносим место 1721 дара. Намь воздаждь, восприим от нас, за пожаление отчедолжное благословение чадолюбное. Многорыдателное вознагради поминание с нами благоспребывания, твоего многоблагодатным мира прощения поданиемь и ко Владыце в заступление о немощехь и болезнех, гресехь же и беззакониихь наших предстаниемь, да вечнодостойному успению твоему вечнодостойно память мы, многоплачевнии, совершаем достодолжно. Аминь. Слово надгробное Ивану Семенову

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пусть царь мой государь известит меня, как велико пространство его царства в длину и ширину, сколько укрепленных и сколько открытых городов находится в нем, бывает ли земля орошаема искусственно или дождем, до какой местности простирается его власть, как велико число его войска и полководцев. Да не сердится на меня царь мой государь за то, что я спрашиваю о числе его войск (да умножит Бог число их!), ибо государь мой понимает, что я спрашиваю об этом только ради того, чтобы я мог радоваться умножению святого народа 1710 . Да известит меня государь мой также о числе подвластных ему городов (или стран), о количестве дани от них поступающей, дают ли они десятину (от доходов); живет ли государь мой в известной, постоянной столице или объезжает свои области 1711 , принимают ли иудейство жители соседних островов 1712 ; чинит ли он (царь) сам суд или же поставляет судей; как он отправляется 1713 в дом Божий; с каким народом ведет он войну и ведется ли она по субботним дням 1714 ; какие государства и народы окружают вас; как зовут их и земли их; как называются города, близкие к вашему государству из (областей) Хорасана, Бардаа 1715 и Баб-аль-Абваба 1716 ; как производят торговлю купцы 1717 , прибывающие в землю царя моего государя. Да уведомит он меня также, сколько царей царствовали до него, как их звали; сколько времени каждый из них царствовал и на каком языке вы разговариваете. Во время наших предков попал к нам мудрый Израильтянин 1718 , который сказывал, что он происходит из колена Данова и знал свою родословную до Дана, сына Иакова 1719 . Этот человек говорил на чисто-еврейском языке и имел название для каждой вещи на священном языке, ничто не было скрыто ему. Когда он проповедовал о законах, он постоянно начинал следующим образом: «Так сказал Атниэль (Гофониил) бен-Кеназ, слышавший от Иисуса (Навина), слышавшего от Моисея, который в свою очередь слышал от Всемогущего» 1720 . Еще странная (покорнейшая) просьба у меня до царя моего государя – уведомить 1721 , есть ли у вас сведения о конце чудес (о пришествии Мессии), чего мы ожидаем уже долгое время 1722 , скитаясь из плена в плен, из изгнания в изгнание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1721 г. Синод основывал архиерейские школы для детей священно- и церковнослужителей, окончание к-рых давало право на рукоположение в сан, до 1723 г.- на монашеский постриг. Для обучения русскому, древнегреческому и латинскому языкам и математике были подготовлены и изданы учебники Ф. П. Поликарпова-Орлова («Алфавитарь рекше букварь…» (1701); «Лексикон треязычный…» (1704; составлен при участии работников Московского печатного двора)) и Л. Ф. Магницкого («Арифметика, сиречь наука числительная…» (1703)). В 1702 г. П. А. распорядился об издании 1-й рус. печатной газ. «Ведомости» для извещения населения о «заграничных и внутренних происшествиях». При нем кириллическая система счисления была заменена араб. цифрами (1705-1710), кирилловский шрифт - гражданским (1708-1710). Он также способствовал развитию российского книгопечатания, наряду с Московским печатным двором по указам П. А. были открыты гражданская типография в Москве (1705; по проекту В. А. Киприанова); С.-Петербургская типография (1711), типография при Сенате (1719; печатала манифесты, указы, реляции), типография при Александро-Невском мон-ре в С.-Петербурге (1720; печатала богослужебные книги, Жития, религ. труды), типография при Морской академии (1721; печатала морские карты, учебную лит-ру по морскому делу и др.). По распоряжению П. А. для европеизации культуры личной переписки был переведен с немецкого на русский язык письмовник «Приклады, како пишутся комплименты разные...» (1708), содержавший образцы различных писем («пригласительных», «благодарственных», «утешительных» и проч.). В качестве учебника по этикету для юношества, а также для обучения гражданскому шрифту и араб. цифрам по указанию царя составлено «Юности честное зерцало…» (1717). В 1708 г. П. А. заказал Поликарпову-Орлову труд по истории России с XVI в. Царь также заботился о создании сочинений по истории своего царствования: участвовал в подготовке сборника реляций о российских победах над Швецией «Книги Марсовой…» (1713), редактировал «Рассуждение о причинах Свейской войны» П.

http://pravenc.ru/text/2580356.html

В Казанском ханстве сформировался развитый слой «мусульманского духовенства», его глава всегда избирался из лиц, принадлежащих к числу потомков пророка Мухаммада. Высшее духовное лицо было в гос-ве 1-м человеком после хана и в моменты междуцарствия принимало власть. В Казанском ханстве пользовались арабографической письменностью. Благодаря развитой системе мусульм. образования, по данным Ш. Марджани, в ханстве был довольно высокий уровень грамотности населения. Все это свидетельствовало о том, что религ. сфера в Казанском ханстве была неотделима от социальной и государственной. Падение Казанского ханства под ударами Московского гос-ва в сер. XVI в. привело к сопротивлению населения под исламскими лозунгами. В 1555 г. в Казани была учреждена кафедра архиепископа для обращения жителей Ср. Поволжья в христианство. Утрата государственности и реальная угроза утраты религ. самобытности мобилизовали татарское население на защиту И. Многочисленные антиправительственные восстания и выступления во 2-й пол. XVI-XVIII в. (1553-1554, 1572-1573, 1582-1584, 1592, 1616-1619, 1662-1664, 1667-1671, 1681-1684, 1704-1711, 1717-1718, 1735-1740, 1755-1756, 1773-1775) охватили территории Поволжья и Приуралья. Причинами выступлений татар, а также башкир, мишарей, казахов, марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей и др. народов Поволжья и Урала служили захват земель, крестьянская, промышленная и монастырская колонизация, рост налогов и увеличение количества повинностей, ограничение прав местного самоуправления, произвол чиновников и попытки христианизации «инородцев». Ответом на непрекращающиеся восстания становились довольно жесткие меры со стороны правительства по ограничению И. и распространению христианства в крае. Ужесточению политики властей способствовала исламизация язычников и буддистов в регионе, к-рая воспринималась как угроза и законодательно запрещалась в XVIII в. ( Загидуллин. 2007. С. 54-55). В 1593 г. царь Феодор Иоаннович издал указ о разрушении всех мечетей и медресе на завоеванных землях. В правление династии Романовых вводились ограничения на строительство мечетей, облагались налогами религ. обряды и деятельность муллы, экономическими мерами стимулировался переход в христианство, насильственно крестили иноверцев. С 1731 (до 1740 Новокрещенская комиссия) по 1764 г. в Казани действовала Новокрещенская контора. После издания царского указа от 11 февр. 1736 г., запретившего пропаганду И. среди язычников, строительство новых мечетей и медресе, власть надеялась ослабить влияние мулл, нередко возглавлявших народные выступления. Сокращалось количество «мусульманского духовенства», шариатские суды были взяты под контроль администрации. Даже за малейшую провинность мулл могли высылать из родных уездов. По указу Сената от 19 нояб. 1742 г. было разрушено 418 из 516 мечетей, а все вновь возводимые мечети подлежали сносу (Там же. С. 59).

http://pravenc.ru/text/674977.html

Механизм церковного управления в новых условиях на примере Великоустюжской епархии, а на приходском уровне – Чаронды и Устюга – еще один сюжет, подробно описанный в монографии. Это система административно-территориального деления и епархиального управления, примеры финансовой и хозяйственной жизнь архиерейского дома и отдельных приходов, взаимоотношения архиерейской кафедры и церковных старост, сохранившиеся элементы наместничьего и воеводского кормления в церковной сфере и др. Четвертый очерк – «Демография Вологды и Устюга в Петровское время», – открывает сюжет о церковном учете населения, его демографических, правовых и финансовых аспектах, которые возникают при анализе вновь выявленных источников – венечных записных книг Устюжской епархии первой половины XVIII в. Однако при всей важности и многообразии сведений о брачности и устюжской семье, они не позволяют составить полное представление о демографических характеристиках города или уезда. Обстоятельно, на основании переписной книги 1711–1712 гг., окладной книги 1715 г. и результатов первой ревизии 1722 г. по Вологде рассмотрена численность городского населения, его территориальное распределение и социальный состав, обозначены проблемы учета населения, на которые обратили внимание еще вологодские краеведы Н. И. Суворов и Н. В. Фалин . Автор отмечает реалии петровских реформ: миграция населения, ее масштабы и направления, изменение социальной структуры. Так, за 1712–1722 гг. количество солдатских дворов увеличилось почти втрое, до 188; на карте города появилась отдельная Солдатская слобода. Интересные сведения приводятся о торговых иноземцах, пригородных слободах, военном сословии. По подсчетам М. С. Черкасовой, общая численность податного населения Вологды на 1723 г. составляла 3499 человек мужского пола, т. е. всего около 7 тыс. горожан, что позволяет отнести город к средним по величине в Российской империи. Значительное внимание уделяется взаимосвязям города и деревни, а именно демографическому и экономическому положению, социально-правовому статусу крестьян сельской округи в Великом Устюге, их роли в хозяйственной жизни города. На основании анализа переписных книг 1710 и 1717 гг. важным представляется вывод автора о том, что на рост численности крестьянства в городе оказывала влияние не только его торгово-экономическая активность, но и его обеднение.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193511/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010