Владимир Русак Скачать epub pdf Богослужебная жизнь Богослужебные книги. В XVIII веке продолжалось исправление богослужебных книг. В числе важнейших обязанностей Синода Регламентом было предусмотрено: а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные Священному Писанию , и непристойные запретить; б) употребить все меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные, не вводились в практику и напрасно не отягощали совести человеческой; в) рассмотреть истории святых, нет ли между ними ложных (вроде повести об “аллилуйя” в житии Евфросина); г) искоренить суеверные обычаи (вроде празднования пятницы в Стародубском полку, когда под именем пятницы водили в крестном ходу простоволосую бабу и т. п.). При Петре I эти меры проводились в жизнь настолько решительно, что это вызвало даже недовольство со стороны благочестивых людей, приверженцев старины. Со второй половины XVIII века в этом деле стали поступать более осторожно. Из богослужебных чинов и последований были пересмотрены и исправлены: 1. Чин избрания и рукоположения архиерейского (1725). 2. Чин принятия иноверцев и еретиков (1744). 3. Последование в Неделю Православия (1761). 4. Чин умовения ног (1765). 5.Чин Мироварения(1767). 6. Обе Триоди. Несколько служб и акафистов были составлены заново: 1. Служба в память о Полтавской битвы (1709). 2. Служба Феодоровской иконе Божией Матери (1777). 3. Чин исповедания (1766). 4. Чин исповедания отроков (1769). 5. Акафисты преп. Сергию, князю Даниилу и святителю Алексию (1795). 6. Службы святым: Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну, Димитрию Ростовскому , Стефану Пермскому (с акафистом). С 1767 года было установлено священническое, а не монашеское погребение архиереев. Во избежание неисправностей в богослужебных книгах, в книгах Священного Писания и в Кормчей, все эти книги должны были издаваться не иначе, как с разрешения Синода в синодальных и подведомственных Синоду типографиях – московской и петербургской, и в лаврских – киево-печерской и почаевской. Праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) как апостол российской науки 25 января – Татьянин День – день рождения Императорского Московского университета, ныне МГУ имени М.В. Ломоносова, праздник российского студенчества 25.01.2021 1772 Время на чтение 13 минут 310-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) и 265-летию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Императорского Московского университета – 1755 г. – по н/в) посвящается Создателями Императорского Московского университета были Императрица Елизавета Петровна Романова, Михаил Васильевич Ломоносов и Иван Иванович Шувалов Просвещающий свет Христов пришел в Российскую Империю и вместе с просвещенно-верующим человеком, создателем российской науки и защитником православной веры Михаилом Васильевичем Ломоносовым ноября 1711 г. - 4(17) апреля 1765 г.]. " Свет Христов просвещает " - именно эти слова выписаны на храме Святой мученицы Татианы - домовой церкви Императорского Московского университета (ИМУ), ныне Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова. Инициатором, автором проекта учреждения, одним из трех создателей по-настоящему первого российского университета, крепко стоящего на камне, а не на песке, предстает наш отечественный ученый, гений, энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. По праву основателями Императорского Московского университета являются русская Царица - Императрица Елизавета Петровна Романова (1709-1761/62 гг., российская императрица с 1741 г.), русский государственный деятель Иван Иванович Шувалов (1727-1797 гг.) и Михаил Васильевич Ломоносов. Последний сам (по словам А.С. Пушкина ) " есть первый наш университет, поборник русского просвещенья " . Что означает живое великорусское слово " просвещенье " ? По В. Далю " просвещенье - свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни " , " просвещенье одною наукою, одного только ума, односторонне и не ведет к добру " . А еще просвещенье по В. Далю означает Святое Крещенье, Праздник Богоявления (церк.). В настоящее время «просвещение», которое не от Творца, становится симулякром=пустышкой и приобретает отрицательную коннотацию.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/06/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Елизавета Петровна. 1754 г. Худож. Г. Г. Преннер (ГТГ) (18.12. 1709, с. Коломенское Московской губ.- 25.12.1761, С.-Петербург), имп. Всероссийская (с 25 нояб. 1741), дочь имп. Петра I и имп. Екатерины I . Род. до офиц. заключения брака между родителями, в детстве жила в Москве и подмосковных селах Преображенское и Измайлово. Ее воспитанием занимались в основном сестра отца царевна Наталия Алексеевна и семья кн. А. Д. Меншикова. Цесаревна училась танцам, музыке, иностранным языкам (хорошо говорила по-французски, знала итал. и нем. языки). Гос. делами не интересовалась, хотя читала своей неграмотной матери официальные бумаги и даже иногда подписывала вместо нее указы. Петр I и его преемники видели в ее возможном браке средство для заключения политического союза: рассматривались варианты брака Е. П. с франц. кор. Людовиком XV, принцами Морицем Саксонским, Георгом Английским, Карлом Бранденбургским, Мануэлем Португальским, Карлом Августом Голштинским и другими претендентами, но замуж она так и не вышла. После смерти сестры имп. Петра II вел. кнж. Наталии Алексеевны в 1728 г. Е. П. имела все шансы стать основной претенденткой на трон. Но слухи о ее любовных похождениях дискредитировали ее репутацию при дворе и отдалили от Петра II. Она уехала в Александровскую слободу под Москвой, где ежедневно посещала богослужения в александровском в честь Успения Божией Матери монастыре и читала духовные книги. После смерти императора Верховный тайный совет, решавший вопрос о престолонаследии, сделал выбор в пользу Анны Иоанновны , Новая императрица не любила двоюродную сестру и видела в ней угрозу своей власти. Е. П. не имела права являться к императрице без предварительной просьбы или специального приглашения. Ей сократили содержание со 100 тыс. до 30 тыс. р., запретили устраивать у себя ассамблеи. В нач. 30-х гг. XVIII в. Е. П. переехала в С.-Петербург. Приход к власти В 1740 г., после смерти Анны Иоанновны и воцарения имп.

http://pravenc.ru/text/189799.html

Москва. Церковь Вознесения Господня в бывшем Варсонофьевском монастыре. Вознесенский собор Варсонофьевского монастыря /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До XVIII века переулок уже существовал и носил название Вознесенский по церкви Вознесения, стоявшей здесь когда-то. С развитием и ростом в XVIII веке стоявшего в переулке женского Варсонофьевского монастыря, известном с XVI века и упразднённому в 1765 году, стал называться Варсонофьевским. При монастыре было кладбище, куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. Быть погребённым здесь считалось у москвичей большим позором, поэтому в Смутное время Лжедмитрий I приказал захоронить здесь тела Бориса Годунова и его семьи. Впоследствии они были перезахоронены в Троице-Сергиевой лавре. В 1765 году монастырь был упразднён, а его собор стал обычной приходской церковью Вознесения. В конце XIX века переулок был застроен доходными домами, многие из которых сохранились до нашего времени. В 1931 году снесена церковь Вознесения. Нижняя Введенская церковь заложена в 1692 г., освящена 15 июля 1701 г. Постройка верхней Вознесенской начата в 1709 г., закончена в 1730 г. Двухэтажный храм типа восьмерик на четверике, замечательный образец московского барокко. В 1761 г. внизу устроен придел Тихвинской Божией Матери. Новая ампирная колокольня 1830-х гг. Храм закрыт в 1929 г., сломан в начале 1931 г. В конце XV — начале XVI века между Большой Лубянкой и Рождественкой появился Вознесенский женский монастырь. Историки считают, что посвящение имени святого Варсонофия Тверского он получил после того, как неподалеку основали Тверское подворье. По другой версии, монастырь был назван по имени Варсонофии, его первой игуменьи, матери митрополита Московского Филиппа. В прибавлении к названию монастыря — «что на рву» — когда-то сохранялась память о московских укреплениях, предшествовавших стене Белого города. Стоял монастырь на месте дома 5 по перенявшему его имя Варсонофьевскому переулку. Монастырь этот звался в Москве «убогим» — в нем хоронили людей, умерших без церковного покаяния: тела неизвестных, найденных на улицах, странников, бездомных, погибших насильственной смертью.

http://sobory.ru/article/?object=34250

С первых часов своего рождения царевич Павел был принят на попечение императрицей Елизаветой Петровной (1709–1761 гг.), которая отличалась любовью к Церкви. Свое раннее детство он провел в обществе нянь, первыми утвердившими в нем веру и любовь к храму. Глубоко верующим был и непосредственный воспитатель Павла С. А. Порошин, пробудивший у него и любовь ко всему русскому. Закон Божий преподавал царевичу иеромонах Платон (Левшин , впоследствии – митрополит Московский). Отец Платон, призвав Бога на помощь, начал обучение 30 августа 1763 года, сказав речь, в коей объяснил пользу его учения, увещевал Высокого ученика прилагать «к тому великое внимание и прилежание» (Глинский Б. Б. «Царские дети и их наставники», СПб, 1912 г.). Иеромонах Платон весьма часто посещал своего ученика и сумел на всю жизнь развить в нем высокое чувство религиозности. Ход занятий с великим князем и отношения законоучителя к ученику так обрисованы владыкой Платоном: «Что касается преподавания Закона Божия, – повествует он, – то положено было учение великому князю преподавать три раза в неделю по часу, а по воскресениям и праздникам перед обеднею читать Священное Писание с объяснением, сколько время дозволит» ( Н. Тальберг , «История Русской Церкви», Джорданвилл, 1969 г.). Митрополит Платон писал: «Высокий воспитанник, по счастью, всегда был к набожности расположен и разсуждение ли, разговор ли относительно Бога и Веры были ему всегда приятны. Сие, по примечанию, ему внедрено было с млеком покойною императрицей Елизаветой Петровной, которая горячо любила его и воспитывала приставленными от нея весьма набожными женскими особами» ( Н. Тальберг , «История Русской Церкви», Джорданвилл, 1969 г.). Порошин вспоминал, что в день Успения Божией Матери «одевшись изволил Павел читать с отцом Платоном Св. Писание. Потом разбирали мы книжку, в которой содержалась служба на сегодняшний праздник, и пели оттуда стих «Побеждаются естества уставы, Дева чистая» и прочее. В присутствии цесаревича происходил разговор о том, что морские битвы жесточе, т. к. на разбитом корабле приходится опускаться на дно. В конце беседы десятилетний Павел сказал: «Что ж беды, хоть и на дно ретироваться? Ведь в смерти-то больше страху, нежели вреда, особливо для человека добродетельного, которому на том свете лучше еще будет нежели здесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1741 и 1770. Архитектор: Д.В. Ухтомский , Ф. Мичурин, (первоначально по проекту) И.Я. Шумахера Ссылки:   Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Координаты: 56.31055, 38.12987 Проезд:Колокольня находится на территории Лавры Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты После снятия запрета на каменное строительство по всей России, связанный со строительством Санкт-Петербурга. Монастырские власти Троицкого монастыря просят выделить средства на возведение новой колокольни так как старая обветшала. В 1740 году из Санкт-Петербурга был прислан чертёж за подписью императрицы Анны Иоанновны (1693-1640). Проект был разработан придворным архитектором И.Я. Шумахером. Ставить колокольню предписывалось в центре монастыря против западного входа в Успенский собор. Однако московский архитектор Иван Фёдорович Мичурин (1703-1763), которому было поручено строительство, сразу указал на ошибочность выбранного места для колокольни, так как она загромоздит площадь и подавит собою Троицкий собор. Архитектор предложил сдвинуть колокольню к северу, освободив перед ней большее пространство. И только после смерти императрицы Ивану Фёдоровичу удалось добиться своего - торжественная закладка колокольни летом 1741 года была произведена на новом месте. Сравнение плана и нижней части колокольни Троицкого монастыря с первоначальным планом И.Я. Шумахера показывает, что И.Ф. Мичурин вёл постройку совершенно самостоятельно, меняя как основные пропорции, так и характер деталей. Согласно предписанию, работы велись неспешно, чтобы " колокольня на фундаменте отстояться могла " . Иван Фёдорович возводил колокольню семь лет, а в 1747 году, когда не было закончено и двух ярусов, архитектор был отозван в Киев, где начиналось строительство Андреевской церкви. Продолжил строительство другой талантливейший архитектор - Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Дмитрий Ухтомский исправил существенный недочёт первоначального проекта - недостаточность её высоты. Архитектор воспользовался посещением Троицкой обители императрицей Елизаветой Петровной (1709-1761) в 1753 году, представил ей смелый проект увеличения высоты здания с трёх до пяти ярусов. Увенчанные необычным куполом в виде золотой чаши с коронами по сторонам, два новых яруса сделали композицию здания исключительно лёгкой и воздушной. Елизавете Петровне проект понравился. Трудоёмкие работы по возведению колокольни завершились в 1770 году. Точный промер её высоты, сделанный по специальному запросу митрополита, показал, что высота сооружения составила 88 метров.

http://sobory.ru/article/?object=06570

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, д. 2а. Основан в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока – небольшой речушки Полтавки. Основана была эта обитель в честь разгрома в этих местах войск польских магнатов и шляхты. В 1695 году он был захвачен и опустошен крымскими татарами. В 1709 году монастырь разорили шведские войска. Захватив его, шведы затянули туда свои пушки и обстреливали из них с Монастырской горы бастионы Полтавской крепости, осажденной русскими. По преданиям, в монастыре была штаб-квартира Kapлa XII. Первые монастырские сооружения были деревянными. В конце XVII b., после разорения крымскими татарами, старый деревянный собор был разобран и начато строительство нового каменного собора на средства генерального писаря, а потом генерального судьи Левобережной Украины В.Л. Кочубея. Но в 1708 году Василий Кочубей вместе с бывшим полтавским полковником Иваном Искрой были казнены по приказу гетмана Ивана Мазепы за их доносы на него царю Петру А в 1709 году Монастырскую гору и прочие окраины Полтавы захватили шведы. В связи с этими событиями сооружение нового собора было прекращено. После изгнания шведов уже позднее, в первой четверти XVIII b., его достраивал сын В.Л. Кочубея – полтавский полковник В.В. Кочубей. В 1756 году по правую сторону алтаря устроен придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, на хорах с правой стороны в 1761 году – во имя святителя Николая, с левой стороны в 1795 году придел во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя. В конце XIX b. они обновлялись. Замечательный иконостас собора Крестовоздвиженского монастыря был уничтожен в 1933 году. Вторая монастырская церковь – Троицкая, была сооружена за 50 шагов от соборной в 1750 году. Она считалась трапезной. В 1864 году ее перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны – великомученицы Варвары (1864 год), по левую сторону – во имя архистратига Михаила (1866 год, разобран в 1894 году). С южной стороны сделали достройку – помещение, в котором находились трапезная, кухня и келья монаха, который заведовал трапезой. Третья церковь – Семеновская (Симеоновская), или во имя святого Симеона Богоприимца, была построена в 1887 году неподалеку от Троицкой церкви, с южной стороны. Украшением монастыря стала четырехъярусная колокольня, сооруженная в 1786 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Долматово. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Пуйский приход расположен по обеим сторонам реки Пуи, в 25 верстах от впадения ее в Вагу, в 475 верстах от г. Архангельска, в 75 верстах от г. Шенкурска к югу, в 16 верстах от ближайшего Нижне Пуйского прихода и в 8 верстах от Тимоневского. В состав его входят 17 деревень, расположенных на 3 версты вверх по течению реки и на 9 верст вниз от приходских храмов; из них 6 находится на одном (правом) берегу и 11 на другом – левом при беспрепятственном, впрочем, сообщении с причтом и храмами. Жителей к 1 января 1894 г. состояло 1062 мужского полу и 1132 женского полу. Когда основан Пуйский приход и кем достоверно неизвестно; только в 1624 г. в нем, как видно из документов, хранящихся в церковном архиве, была церковь во имя Св. Великомученика Георгия и при ней священник Афанасий Федоров. Поэтому можно предположить, что основание прихода относится к более раннему времени. До времени учреждения Архангельской епархии описываемый приход управлялся Новгородскими митрополитами и назывался «Долматовской горы Георгиевский погост». При первопрестольном же архиепископе Афанасии он стал именоваться «Пуйской волости Знаменский приход», по устроенной в нем в 1679 г. Знаменской церкви; в позднейшее время по главному храму он стал снова называться Георгиевским, а от расположения реки Пуи «Пуйским» (1761 г.) Церквей в приходе две: первая – во имя св. великомученика Георгия и вторая – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Обе деревянные, пятиглавые, обшиты тесом, окрашены и утверждены на каменном фундаменте. Первая имеет вид корабля, а вторая – продолговатого квадрата. Первая церковь во имя св. великомученика Георгия была, как сказано выше, в 1624 г., но когда она построена и освящена и кем, об этом документов не сохранилось. Известно только, что она существовала до 1867 г. и за этот продолжительный период была несколько раз освящена, а именно: 27 ноября 1709 г. по перенесении здания на новое место, 11 октября 1787 г. протоиереем Шенкурского собора Иоанном Розовым по случаю переустройства ее, и 29 сентября 1829 г. после исправления полов священником Ровдинского прихода Василием Петровским. С 1867 по 1880 гг. производилось капитальное исправление этой церкви или вернее – постройка новой, освященной 25 ноября 1880 г. священником Димитрием Козьминым и существующей до настоящего времени. В трапезе сей церкви по благословению Преосвященного Ювеналия устроен придел во имя святителя Василия Великого, освященный 25 ноября 1873 г.

http://sobory.ru/article/?object=16269

Путятино. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Путятино,  починок Строевский, в 40 верстах от уездного города Пронска. Путятино в качестве села упоминается в Рязанских платежных книгах 1628 – 29 гг., где оно значится в вотчинах за князем Дмитрием Петровичем Пожарским, Богданом и Яковом Вышеславцевыми. Вместо упоминаемой в XVII столетии и обвешавшей Воскресенской церкви, в 1761 г. построена была новая деревянная церковь в то же храмонаименование  с приделом в честь иконы Божией Матери Владимирской. В существующей ныне каменной церкви придел иконы Владимирской был освящен в 1800 г., Никольский в 1807, а настоящая  Воскресенская в 1825 г., а колокольня устроена в 1834 г. В ризнице хранится древнее рукописное евангелие. Церковной земли  во владении причта состоит усадебной 3,  пахотной 33 и писцовой 7 десятин,  на пахотную землю имеется план и межевая книга, за отсутствием у причта плана на усадебную землю, о ней возник спор с обывателями и производится дело. В пользу причта имеется неприкосновенного капитала 300 руб. В приходе, состоящем из одного только села, при 464 дворах числится муж. пола 1709, жен. пола  1688, в том числе грамотных 620 муж., 170 жен. пола. По штату 1873 г. в причте  положены 1 священник  и 2 псаломщика.  И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1885 г., том 3, стр. 96. По преданию, каменное здание церкви Покрова Богородицы было построено князем Дмитрием Пожарским, хотя в окладных книгах того времени ничего об этом не сказано. Некоторые данные позволяют судить о том, что церковь в селе появилась в начале 18 столетия. С 1849 по 1854 г.г. Покровская церковь считалась приписной к храму Воскресения Господня, который находился неподалёку от Покровской церкви в этом же селе. В церкви имеется один престол, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы. В храме когда-то находился холщевый антиминс, освященный в 1681 г. Иосифом, митрополитом Рязанским и Муромским, затем Евангелие, напечатанное в 1644 г. и напрестольный серебряно-вызолоченный крест, приобретенный на церковные деньги в 1675 г. Федором Яковлевичем Вышеславцевым.

http://sobory.ru/article/?object=13774

Покровительница разведенных В прошлом году в Киевской епархии была канонизирована инокиня Анастасия, в миру — двоюродная бабушка императора Николая II, великая княгиня Александра Петровна. Ее судьба во многом схожа с судьбой прмц. Елисаветы Федоровны, а в чем-то даже трагичнее 29 апреля, 2010 В прошлом году в Киевской епархии была канонизирована инокиня Анастасия, в миру — двоюродная бабушка императора Николая II, великая княгиня Александра Петровна. Ее судьба во многом схожа с судьбой прмц. Елисаветы Федоровны, а в чем-то даже трагичнее В конце прошлого года в Киевской епархии была канонизирована подвижница благочестия инокиня Анастасия, в миру — двоюродная бабушка императора Николая II великая княгиня Александра Петровна. Ее судьба во многом схожа с судьбой прмц. Елисаветы Федоровны: обе приняли Православие в браке, обе удалились от мира после потери супругов, обе основали и возглавили обители милосердия. Но были и различия, и в чем-то судьба Александры Петровны даже трагичнее. Цари Европы Мы знаем из учебников, что в России от Смутного времени до революции правили Романовы. На самом деле, хотя действительно русские императоры носили эту фамилию, собственно род Романовых по мужской линии прервался на внуке Петра I императоре Петре II Алексеевиче (1715-1730), а по женской — на императрице Елизавете Петровне (1709-1761). В 1761 году на русский трон вступил родившийся в немецком городе Киль Карл-Петер-Ульрих Голштейн-Готторпский, получивший имя Петра III Федоровича, сын дочери Петра I, цесаревны Анны. Таким образом, и все последующие русские государи, формально называясь Романовыми, принадлежали к Голштейн-Готторпской ветви Ольденбургского рода — потомкам графов Ольденбурга, графства в Северной Германии. Можно сказать, что этот огромный род представляет собой транснациональную элиту: в разное время разным его ветвям принадлежали (а кое-где — принадлежат до сих пор) датский, норвежский, шведский, ливонский, греческий престолы, в обозримом будущем список может дополниться британским: из Глюксбургской ветви Ольденбургов происходит герцог Филипп, принц-консорт Англии и отец принца Чарльза. К этому же роду принадлежала и русская княгиня Александра-Фредерика-Вильгемина, теперь прославленная как преподобная Анастасия Киевская.

http://pravmir.ru/pokrovitelnica-razvede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010