Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патрология и церковная литература АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/rubrics/121220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСИЙ (Орлов Владимир Павлович; род. 23 апр. 1974 г.), митрополит Челябинский и Миасский, глава Челябинской митрополии АЛЕКСИЙ (Орлов; 1862-1937), архиеп. Омский, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Шевцов Андрей Григорьевич; род. 9 дек. 1975 г.), епископ Светлогорский, викарий Гомельской епархии АМВРОСИЙ (Ермаков Виталий Анатольевич; род. 15 июня 1970 г.), митрополит Тверской и Кашинский, глава Тверской митрополии АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121666_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии АЛЕКСАНДР (Павлович Андронник Иванович; 1798–1874), еп. Полтавский и Переяславский, организатор обороны Соловков в 1854 г. АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ

http://pravenc.ru/rubrics/121796.html

Феофилакт определён 17 мар. 1758; уволен в июне 1764. Пахомий , архим., в июне 1764 перев. из Озерского; 1767 перев. в Ферапонтов. Никодим , в 1767–72, † 22 мар. Лука 22 мар. 1771 перев. из Лопотова, а 2 окт. 1773 – в Новоезерский Кириллов. Вениамин Кулешевский , из наместн. Новоспасских, 28 нояб. 1773, а в янв. 1775 перев. в Павлов Обнорский. Варлаам , с февр. по июнь 1775. Марк , из казначеев архиерейского дома, 26 июня 1775; † в февр. 1785. Иринарх , с 5 июня 1785 по 8 авг. 1787. Сильвестр определён 8 авг. 1787, † 8 нояб. 1809. Флавиан 5 дек. 1809 перев. из Спасо-Суморина; † 1839. Иринарх Добротин 12 нояб. 1839 перев. из Семигородной пустыни, а 6 окт. 1841 – в Павлов Обнорский. Палладий определён 18 окт. 1841, а 23 авг. 1859 перев. в Устюжский Архангельский. Никон Пономарев 5 сент. 1859 перев. из Заоникиевой пустыни; † 21 февр. 1866. Павел Попов , 15 янв. 1867, из вдовых протоиереев, а 6 февр. перев. в Спасо-Прилуцкий. Ириней 1867 перев. из Заоникиевой пустыни, и в 1870. 10 Коряжемский Николаевский, от Сольвычегодска в 15 верстах, основан преподобным Логгином в 1535 г. Инне третьеклассный. [IV, 778.] Упразднён 26 нояб. 1863. Игумены Лотт Коряжемский † 10 февр. 1540. Вассиан , 28 янв. 1547. Иоасаф Щука … Павол , преемник … Иоаким , 1567. Вассиан , 1583. Иов , 1584–1588, оставил игуменство. Антоний , 1598–1600. Исидор , 1607–15. Иосиф , 1623. Антоний , в янв. 1631, 1632. Тимофей , 1639–42. Александр , 1643, а в 1651 перев. в Спасо-Каменный. Феодосий , 1653 и 54, 1660–65. Варсонофий , 1668–84. Иосиф , 1689. Павел , 1696. Иосиф , в апр. 1702, в дек. 1703, 1704, 1706. Варсонофий , 1708. Иоасаф , 1722–24. Лука , 1730–37, 16 дек. 1738, 1739, авг. Варлаам , 1764–72. Маркелл , 1772–75. Иона , 1775–80. Варлаам , 1802–7, перев. в Корнилиев Комельский. Арсений в 1807 перев. из Корнилиева Комельского. (1839 и 40 вакансия. Адрес-Календарь). Мельхиседек , 1840–47. Нафанаил , строит., 1848. Платон , строит., 1849–62. Фаласий , строит., 1863 и 4. Виссарион , 1865 и 1866. 11 Сямский, Рождества Богородицы, на Кубанском озере, от Вологды в 70 верстах, основан в 1524 г. Заштатный. [VI, 358.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1705 .. . кто «из ничего» сотворил не родившееся...- Ср.: 2 Мак.:7, 26. 1706 .. «Приидет Сын Человеческий — чтобы воздать каж дому по делам его».- Мф.:16,27. 1707 ... " Знаю, что он воскреснет ц воскресение, в последний день». - Ин.:11, 24. 1708 ... " Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь».- Ин.:11, 25; 14, 6. 1709 ... «Не пребудут нечестивые на суде?» - Пс.:1, 5. 1710 ... " Кто не уверовал, тот уже осужден».- Ср.: Ин:, 3. 18. Цитируется Григорием не дословно 1711 ... " Душа отходит от человека, и его не будет»; и он больше не узнает «своего места» . — Ср.: Пс.:145, 4; 102, 16. Цитируется Григорием не дословно. 1712 ... " Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое» . — Лк.:16, 25. Последующий кусок текста, начиная со слов: «Но тот богатый» и кончая словами: «Мучился в пламени», Григорием даны согласно стихам 19—24. 1713 ... " Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их».- Пс.:145, 4. 1714 ...».нет в нем духа».- Иер.:10, 14. 1715 ... " Ведь мы погреблись с Христом крешением в смерть, дабы, как он умер и воскрес, так и нам ходить в обновленной жизни» .— Ср.: Рим.:6, 4. Цитируется Григорием не дословно. 1716 ... " Именно все мы воскреснем, но не все мы изменимся, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся»...- 1 Кор.:15, 51, 52. 1717 ... " И звезда от звезды отличается по яркости, так и при воскресении мертвых» .— 1 Кор.. 15. 41. 1718 . .. " Сеется в тлении, восстает в нетле нии»...- 1 Кор.:15. 42. 1719 ... " Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя е теле, доброе или худое». - 2 Кор.:5, 10, 1720 ... " Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших... Итак, утешайте друг друга этими словами». - Фес.:4, 13—18. Этот большой отрывок Григорий использовал для аргументации своего положения о воскресении мертвых. 1721 ...возрождаются, принося «много плода»...- Ср.: Ин.:12, 24. 1722 ... " Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если прежде не умрет».- 1 Кор.:15, 36.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

6:10). Говорит и Петр: Служите каждый тем даром, какой получил.    И прибавляет: Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Господа нашего Иисуса Христа (1 Пет. 4:10-11). Господь же: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12:26); А Я посреди [вас], как служащий (Лк. 22:27), так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28). Ему же слава во веки. Аминь. Слово 89. О нестяжательности    Нестяжательность показывает неподдельность жительства монаха. «Нестяжательный монах — высоко парящий орел». Нестяжательный монах свободен от малого, чтобы стать способным насладиться многим. Нестяжательный [монах] понимает, что он — присельник на земле. Ясно, что, ничего не беря из временного века, он устремлен к вечным благам. Нестяжательный оказывается подражателем Илии и Иоанна, говорящих: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19:27). И услышит от Спасителя: «что вы, все оставившие и последовавшие за Мною, многократно более примете [награды] в веке сем и жизнь вечную [в веке] будущем» (Мф. 19:29). Нестяжательный живет на земле, а местопребывание уже имеет на небесах. Ибо через нестяжательность он с Ангелами соревнуется и с праведниками соликовствует. Ибо, отвращаясь от земного, он мечтает о небесном. Разве не видно, какова разница между тем, чтобы покинуть кратковременное и оказаться внутри вечных благ? Покинуть тленное и унаследовать нетленное? Покинуть не наше и наслаждаться уготованным любящим Бога (1 Кор. 2:9)? [Отринуть видимое, приобрести же [Col. 1708] невидимое], того, что не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2:9). Ибо очевидно, что тот, кто ненавидит мир и маммону, любит Творца мира, поскольку, презирая меньшее, он стремится к большему. Посему нестяжательность есть признак великой и боголюбивой души.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

е. Церковь Христову, как вечный храм вечному Богу, в котором каждая душа Христианская, поклоняющаяся Господу Богу „в духе и истине“, будет услышана милосердным Отцем. Не знал ветхозаветный Израильтянин, поглощенный в обрядовую часть, доведенную до нелепой мелочности раввинами, той радости молитвы, которую обещает Бог сыновьям иноплеменников, „любящих имя Господне“, „верующих во имя Его, которым Он дал власть быть чадами Божиими“ ( Ин. 1:12 ). Они, „поклоняющиеся Отцу в духе и истине“, суть „хранящие субботу от осквернения“ 1706 , суть молитвенники в вечном мировом храме Христовой Церкви, и от них приемлет Господь „жертвы и всесожжения“, как они назывались в ветхом завете, замененные в новом завете жертвами бескровными: умственной духовной молитвой, фимиамом и священнейшей бескровной жертвой, приносимой под видом хлеба и вина, но пресуществляемой Духом Святым в самое пречистое тело Господне и самую честную кровь Его. И священнейшее право это даровано „всем народам“, потому что чрез Господа Христа Иисуса „все имеем доступ к Отцу в одном Духе“ 1707 . 8 . Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. 9 . Все звери полевые, все звери лесные! идите есть. В главе XI Исаии, в которой пророчествуется об Еммануиле, в ст. 10 говорится: „к корню Иессееву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники“, а в ст. 12: „и подымет (Господь) знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли“. Здесь в стихе 8 мы видим продолжение того же пророчества и стих 9-ый считаем продолжением мысли стиха 8-го, который оканчивается словами: „к собранным у него (у Израиля) Я буду еще собирать других“ (Ср. слова Господа Ин. 10:16 : „есть у Меня и другия овцы“ ). Эти другия обозначены типическим названиями „зверей полевых и лесных“, которые суть языческие народы 1708 , „чуждые доселе заветов обетования, не имевшие надежды и которые были безбожниками в мире, доколе не уверовали во Христа“ 1709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Согласно христианской иконографии, святой Петр изображается обычно седовласым старцем, облаченным  синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. В руках он держит ключи, что соответствует словам Иисуса Христа: «…и Я говорю тебе: ты — Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах…» ( Мф.16:18-19 ). Описание Батони Помпео Джироламо (Pompeo Girolamo Batoni) (1708-1787), итальянский художник XVIII века. В его творчестве органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо и веяния нового течения — неоклассицизма. Наиболее цельное и полное выражение нового стиля проявилось в портретах мастера. Свидетельством этого является портрет апостола Петра, который исполнен серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого. Апостол Петр представлен как седовласый старец, облаченный в желтый плащ и синий атласный  хитон. Он сидит за столом, облокотившись на Библию в кожаном переплете, под его рукой связка ключей (в христианской иконографии апостол Петр всегда изображается с ключами). Взор Петра обращен к небесам, он как бы прислушивается к Божественному гласу, следуя повелению Христа. Автор показывает в портрете силу духа Апостола, его твердую и открытую веру. Портрет исполнен с большим художественным мастерством, это проявляется в мягкой сплавленности мазков красного, коричневого, желтого, рождающей золотистый колорит. Величественная, полная достоинства фигура святого Петра четким силуэтом вырисовывается на темном нейтральном фоне. Художник в данном портрете соблюдает удачно равновесие между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Этот метод идеализации является своеобразной «визитной карточкой» Батони. История

http://azbyka.ru/art/svyatoj-petr/

Святые Отцы и учители Церкви также весьма часто повторяли, что Бог управляет царствами человеческими, и посылает им царей и прочие власти. Вот, например, слова: Святого Иринея: “Как в начале солгал диавол, так солгал и в последствии, говоря: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лук. 4:6 ). Не он определил царства мира сего, а Бог, ибо сердце царя – в руке Господа ( Прит. 21:1 ); и чрез Соломона говорит Слово: мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли ( Прит. 8:15–16 ); и Павел апостол о том же сказал: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены ( Рим. 13:1 ); и далее: бо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (4)... Итак, от Бога установлены земные царства для блага народов (а не от диавола, который никогда не бывает спокоен, не хочет оставить в покое и народы), чтобы, боясь царствия человеческого, люди не истребляли друг друга по подобию рыб, но, под­чиняясь законам, отлагали многообразное языческое нечестие... Для того-то и Божии служители, сим самым постоянно занятые которые требуют от нас даней, сим самым постоянно заняты ( Рим. 13:6 )... По чьему повелению рождаются люди, по повелению Того же поставляются и цари, приспособленные (apti) к тем, над кем они царствуют. Ибо некоторые из них даются для исправления и пользы подданных, и сохранения правды; некоторые же для страха и наказания; еще некоторые для уничижения народов, или для возвышения, смотря потому, чего бывают достойны эти на­роды по праведному суду Божию, одинаково простирающемуся на все”. 1708 Тертуллиана: “Итак, видите, не Тот ли раздает царства, кому принадлежат и вселенная, над которою царствуют, и человек сам, который царствует? Не Тот ли располагает в веке нынешнем жребиями правительств, соответственно временам, кто существовал прежде всякого времени, и соделал век – вместилищем времен? Не Он ли возвышает власти, или низлагает?” 1709

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010