Амвросий, архиепископ Московский и Калужский (Зертис-Каменский Андрей Степанович) Родился 17 октября 1708 года в Нежине. С 1720 по 1728 годы находился в школе Киевского Богоявленского монастыря и Киевской духовной академии. С 1728 по 1733 год продолжал образование в Львовской духовной академии. С 1733 года – слушатель богословия в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1739 году пострижен в монашество и определен учителем в Александро-Невскую духовную семинарию. С 1742 года – префект семинарии. С 5 апреля 1748 года (по РБС с 1743 года) – архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря и член Святейшего Синода. 17 ноября 1753 года хиротонисан во епископа Переславльского и Дмитровского. С 1761 года – епископ Сарский и Подонский. В 1764 году возведен в сан архиепископа Крутицкого. 18 января 1768 года назначен архиепископом Московским. Убит 16 сентября 1771 года в Московском Донском монастыре. Амвросий был опытный строитель и знаток церковной архитектуры. Назначение его архимандритом Воскресенского монастыря, называемого «Новый Иерусалим», имело своей целью восстановление запущенных зданий этого исторического памятника. В 1768 году под его руководством были восстановлены некоторые храмы в Московском Кремле: Успенский, Благовещенский и Архангельский. При устройстве и отделке зданий Чудова монастыря Амвросий употребил много своих личных средств. Преосвященный Амвросий был образованным человеком своего времени. Он знал несколько иностранных языков: латинский, греческий, еврейский – и занимался главным образом переводами. Амвросий был участником суда, на котором был лишен сана митрополит Арсений (Мацеевич) . Преосвященный Амвросий был убит при следующих обстоятельствах. В Москве свирепствовала эпидемия чумы. Многие больные приходили на поклонение к чудотворному образу Божией Матери на Варварских воротах и жертвовали много денег. Как человек благоразумный, желая избежать дальнейшего распространения эпидемии, владыка Амвросий дал указание запечатать кассу, чтобы затем деньги употребить для благотворительных целей, а икону временно велел тайно скрыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архимандрит Аполлос Скачать epub pdf Описание Астраханского Покровоболдинского заштатного мужеского монастыря Покровоболдинский, Астраханский заштатный мужеский монастырь обнесен четвероугольной, каменной 4 аршин высоты оградою, которой ширина 25, длина 37 саженъ, с четырьмя, по углам, каменными же башнями по 6 саженъ в окружности. Сей монастырь находится в 6 верстах от города Астрахани на небольшом, ровном и красивом возвышении, между реками, с правой стороны Кутумом, а с левой Луковкой и Ериком; – окружен различными деревьями, и с трех сторон: Западной, Южной и Восточной плодовитыми садами, коих зеленеющий вид, особенно в весеннее время, невольно привлекает к обители, виднеющейся из-за деревьев, благоговейный взор поклонников. Обитель сия, особенно красивый вид имеет весною, когда сады при ней покрываются роскошными цветом. В ней Преосвященные Астраханские, после Архипастырских трудов, любили в летнюю пору находить в тишине отдохновение и освежение сил. Здесь находится и загородный летний Архиерейский дом. Наименование свое монастырь заимствует во 1-х, от главного в нем соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во 2-х, от присоединившегося к нему в 1823 году Болдинского Воскресенского монастыря. Случай к присоединению был следующий: Воскресенский монастырь, первоначально деревянный, построенный в 1708 году 1 находился на низком месте, при реке Болде к Северу в 4-х верстах от города; потом, когда берега Болды подмыла вода и стала угрожать монастырю опасность, перенесен был в 1771 году на другое, более удобное и возвышенное место, на берегу той же реки, по соизволению Преосвященного Мефодия, собствснным его и христолюбивых дателей иждивением; и вместо деревянного, весь построен каменный и от наводнений кругом защищен валом 2 . Наконец в 1823 году, по причине подмытия снова сего монастыря от сильного стремления с Северной и Западной сторон рек Волги и Болды, когда он был в опасности совершенно обрушиться в Болду, по указу из Астраханской Духовной Консистории за 1555, присоединен к Покровскому монастырю с ризницей, церковной утварью, и со всем церковно-монашеским имуществом и угодьями и милостынною суммою в числе 3-х сот руб. ассигнац. С переведением в Покровский монастырь Строителя и братии, с назначением при нем братии 12-ти человек навсегда, и определением именоваться монастырю Покрово Болдинским. Еще в 1821 году, когда угрожала опасность Болдинскому монастырю от подмытия оного водою, граждане уездного города Черного-Яра, из 6лагоговения к храмам обители, убедительно просили Преосвященного Иону о назначении перенесть оный Болдинский монастырь в Черный Яр, обещая способствовать к сооружению обители и к содержанию впредь Настоятеля с братиею добровольным своим усердием 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настоятели монастыря Настоятельство в Варницком монастыре до 1764 г. было «игуменское», а с этого года переименовано в «строительское». Кто был первый игумен – данных, указывающих это, – никаких нет; равно не сохранилось сведений и о первых годах монастыря. Как выше сказано, наиболее отдаленные сведения относятся к 1482 году, когда упоминается первый известный игумен «Троицкий с варниц Иосиф», сослуживший преосвященному Ростовскому Архиепископу Иоасафу при освящении храма в Угличском Покровском монастыре 1 октября 1482 года. Затем сведения о игуменах Варницких прерываются до 1614 г., в котором был в обители строитель Авраамий, первый упоминаемый в труде П. Строева «Списки Иерархов и Настоятелей монастырей рос. церкви.» Вот перечень игуменов Варницкого монастыря по этому труду (стр. 355) до 1764 года: После Авраамия: Нифонт, в январе 1624 г. Иона, 1647 г. Тимофей, 1654 г. Иона, в сент: 1657 г., в окт. – декаб. 1662 г. Варлаам, 1708 г. Иоаникий, 1722 и 1738. Иринарх, 1744 г. 14 Исаия, 1746–49 г. 15 Мисаил, 1757 г. Исаия, в янв. 1758 г. Адриан, 1759–64 г. Игнатий, 1764–65 г. 16 Здесь нужно упомянуть, что с переводом в Варницкий монастырь монахинь – ими сначала (в 1725 г.) управляли игуменья Христофора, а в 1729 г. наместница Мастридия. С 1764 г. монастырем управляли строители: 1) Ианнуарий, с 1765–1770 г, 2) Феофил, с 1771–1773 г. 3) Иларион, с 1773–1777 г; из экономов Ростовского Архиерейского Дома; был Членом Ростовской Духовной Консистории. 4) Мелхиседек Митрополитский, с 1777–1778 г:, из казначеев Ростовского Архиерейского Дома. 5) Варлаам, с 28 мая по 20 ноября 1778 г. 6) Порфирий, с 1778–1783 г.; затем поступил в игумены Угличского Покровского монастыря; из экономов Архиерейского Дома. Был Членом Духовной Консистории и смотрителем Семинарии. Из Покровского в 1789 г. переведен в Ярославский Толгский монастырь, где в 1893 г. произведен в архимандрита (первого в этой обители). 7) Анатолий, малороссиянин, с 1783–1786 г. При нем построена была зимняя каменная одноэтажная церковь св. Кирилла чудотворца, сгоревшая в 1824 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Шуваловы Помещаемая здесь поколенная роспись Шуваловых основана на отказных листах вотчин и других актах, относящихся до Осипа Семёновича 8) и Ивана Андреевича 13) Шуваловых, из коих виден переход имений из поколения в поколение, также на рядной записи Прасковьи Захарьевны Шуваловой, рождённой Ершевской. Эти акты и рядная запись хранятся, в подлиннике, у графа Петра Павловича Шувалова. В списке владельцев населённых имений, в 1699 году, находятся двое Шуваловых. От одного из них, Дмитрия Шувалова, происходят дворяне Шуваловы; от другого, Максима Ивановича, происходят графы Шуваловы. отцовский КОЛЕНО I: Максим Иванович Шувалов КОЛЕНО II: Иван Максимович старший, генерал-майор и святого Александра Невского кавалер † в июне 1736 Егор Максимович Иван Максимович младший, гвардии капитан; женат на Ратиславской КОЛЕНО III: Граф Александр Иванович , фельдмаршал и святого Андрея кавалер; рождение 1710 † 1771; женат на Екатерине Ивановне Кастюриной † 1790 Граф Пётр Иванович, фельдмаршал и святого Андрея кавалер; рождение 1711 † 4 января 1762; женат 1) на Мавре Егоровне Шепелевой, рождение 23 апреля 1708 † 9 июня 1759; 2) на княжне Анне Ивановне Одоевской † в январе 1762 (оба сына от 1-го брака) Екатерина Ивановна, рождение в ноябре 1725 † 30 августа 1788; за генерал-майором Иваном Ивановичем Олениным NN Ивановна, за генерал-поручиком Алексеем Андреевичем Хитрово Иван Иванович, обер-каммергер, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 1727 † 1797 Прасковья Ивановна, за генерал-поручиком князем Николаем Фёдоровичем Голицыным КОЛЕНО IV: Графиня Екатерина Александровна, рождение 1733 † 1821; за действительным тайным советником графом Гавриилом Ивановичем Головкиным Граф Андрей Петрович, действительный тайный советник; кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 23 июня 1744 † 24 апреля 1789; женат на графине Екатерине Петровне Салтыковой, рождение 2 октября 1743 † 13 октября 1816 КОЛЕНО V: Граф Пётр Андреевич, генерал-лейтенант; рождение 1771 † l808; женат на княжне Софие Григорьевне Щербатовой (во 2-м брак за французским графом де-Шленкур де-Борни)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Суздаль. Церковь Входа Господня в Иерусалим. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Входоиерусалимская церковь в Суздале Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим (1707 год) расположена на левом берегу реки Каменки, некогда «высоком и обрывистом» Издревле здесь находилась главная площадь города – торг. Первые упоминания о храмовом комплексе в юго-западной части площади относятся к 1628-1630 годам. В Писцовой книге города Суздаля этих лет о нем сказано следующее: «Против острогу по зарядью церквей церковь во имя Илья пророк древян клецки подле тово другая церковь во имя Христовы мученицы Парасковеи нарицаемые пятницы древян вверх третья церковь теплая во имя всех святых а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское посадцких людей а подле тех церквей две богаделни одна богаделня Государева а другая архиепискупля а в них живут нищие» Из этого отрывка видно, что уже в начале XVII столетия здесь существовал характерный для Суздаля комплекс: теплая церковь во имя Всех Святых, теплая «клетская» во имя Параскевы Пятницы и шатровый храм во имя Илии пророка. О существовании колокольни в Писцовой книге не упомянуто, но, судя по наличию колоколов, она тоже входила в комплекс. Комплекс этот просуществовал без изменений до конца XVII века. К этому времени он, по-видимому, совершенно обветшал. В этот период митрополичью кафедру Владимира занимал митрополит Илларион (1631-1708 годы, возведен в звание митрополита в 1682 году), много сделавший для благоустройства Суздаля. Престол Ильинской церкви по его приказанию перенесли в Архиерейскую слободу. В 1694 году на его средства в слободе были возведены новые деревянные храмы: летний - Ильинский и зимний - во имя Иоанна Богослова (в 1744 и 1771 годах соответственно их заменили каменными церквями; в 1937 году церковь Иоанна Богослова и колокольня были разрушены, Ильинская церковь сохранилась). Пятницкий храм бывшего Ильинского прихода «за ветхостью» упразднили. О судьбе храма Всех Святых не сохранилось никаких упоминаний На месте древних деревянных церквей в 1707 году построили каменный храм во имя Входа Господня в Иерусалим с отдельно стоящей колокольней. В 1772 году рядом с ними возвели «теплую» церковь во имя святителя Николая. По установившейся традиции в обиходе и в литературе его иногда называют Пятницким, хотя престола во имя Параскевы Пятницы в нем никогда не существовало. Через несколько лет комплекс обнесли оградой со Святыми вратами, о которых речь пойдет немного ниже.

http://sobory.ru/article/?object=05921

Афанасий, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Иванов Алексей) Родился в 1746 году в Москве. Обучался в Московской духовной академии. 13 мая 1771 года пострижен в монашество. В 1774 году окончил курс академии и оставлен в ней учителем. С 1781 года – проповедник при академии. В 1782 году возведен в сан игумена Московского Покровского монастыря и определен на должность префекта бывшей при монастыре Крутицкой духовной семинарии. В 1784 году переведен префектом и профессором философии в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1786 году назначен ректором академии и возведен в сан архимандрита Заиконоспасского монастыря. 12 ноября 1788 года хиротонисан во епископа Коломенского. С 10 апреля 1799 года – епископ Воронежский. С 1 октября 1799 года – епископ Екатеринославский. 15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа. 18 августа 1805 года был назначен архиепископом Астраханским, но в самый день назначения скончался. Труды: Слова на торжественные дни и праздники. – М., 1787. Записки архиепископа Афанасия по Священному Писанию , где славянский перевод проверялся с греческим текстом и еврейским подлинником (хранились в рукописях). Переводы с латинского: Авл Геллий. Афинские или Аттические ночи: в 2 ч. – М., 1787. Апология Тертуллиана или защищение христиан против язычников. – М., 1802. Литература: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 854–855. Русские книги. С биографическими данными об авторах и переводчиках (1708–1893): в 3 т./Под редакцией С. В. Венгерова. – СПб., 1897–1899. – С. 468. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1400. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 157. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 158, 210, 312, 487, 839, 1034. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 157.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые отцы и учители Церкви. Церковные писатели. Русские богословы и духовные писатели. Персоналии АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые отцы и учители Церкви. Церковные писатели. Русские святые отцы, богословы и духовные писатели АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121232.html

Московский Данилов монастырь и Оптина пустынь. Из истории духовных связей 24 февраля 2021 г. 12:04 Литературно-исторический альманах «Даниловский благовестник» выходит в издательстве Данилова ставропигиального мужского монастыря с 1992 года. За прошедшее время накоплен замечательный архив публикаций, включающий святоотеческое наследие, страницы церковной истории, труды знаменитых учителей благочестия, проповеди братии монастыря и многое другое. Большое место в альманахе всегда занимают рассказы о возрождении Русской Церкви после 70-летнего периода богоборчества в истории России. Часть номеров издания уже стали библиографической редкостью, но их содержание по-прежнему может быть интересно современному читателю. В настоящее время интернет-журнал Данилова монастыря «Прихожанин» размещает на своих страницах оцифрованные номера альманаха в формате EPub, удобном для чтения на мобильных устройствах. Предлагаем вашему вниманию статью из 2-3 номеров «Даниловского благовестника» за 1992 год о духовном союзе любви, два столетия объединяющем насельников Московского Данилова монастыря и Введенской Оптиной пустыни . Духовные связи Данилова монастыря и Оптиной пустыни прослеживаются на протяжении двух веков. Промыслительно возродившиеся в наше время, когда оба монастыря относятся к ставропигиальным, связи эти восходят к XVIII столетию, когда Данилов и Оптина входили в состав одной епархии — В 1765 году Крутицкий епископ Амвросий (Зертис-Каменский; 1708-1771, с 1768 — архиепископ Московский и Калужский) сделал распоряжение поминать на больших отпустах в храмах и монастырях своей епархии святого благоверного князя Даниила. Так в стенах Оптиной пустыни начали возноситься молитвы к небесному покровителю Крутицкой епархии, основателю Крутицкого подворья в Москве — преподобному князю Даниилу. Молитвенное обращение к князю-схимнику — скорому помощнику в благоустроении монастырей — не осталось без ответа. В это время в Оптиной пустыни уже почти 10 лет не был освящен главный престол Введенского собора — в связи со смертью вкладчика, на чьи пожертвования возобновлялся храм. Положение казалось безнадежным, но в 1768 году Господь послал обители новых благодетелей, и в 1771 году главный престол Введенского собора был освящен.

http://patriarchia.ru/db/text/5777577.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 17.10.1708, г. Нежин - 16.09.1771, Москва), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель, переводчик Свящ. Писания, творений отцов Церкви. Род. в семье молдав. дворянина С. К. Зертиса, Амвросий (Зертис-Каменский), архиеп. Московский. Гравюра. А. Осипов. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Амвросий (Зертис-Каменский), архиеп. Московский. Гравюра. А. Осипов. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) служившего при гетмане Украины И. С. Мазепе переводчиком с румын., греч. и тур. языков. За противодействие Мазепе, стремившемуся отделить Украину от России, Петр I наградил Зертиса поместьем в Нежинском полку. После смерти отца в 1722 г. А. жил на попечении дяди - соборного старца Киево-Печерской лавры Владимира (Каменского), фамилию к-рого присоединил к своей при поступлении в КДА. Окончив ее, А. в 1728-1733 гг. учился в иезуитской Львовской академии, затем - в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1734 г. поступил в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге, где в 1738 г. принял постриг, в марте 1740 г. был рукоположен во иеромонаха. Назначен преподавателем, в 1742 г.- префектом Александро-Невской ДС, много сделал для ее устроения. С 5 апр. 1748 г. архимандрит Новоиерусалимского мон-ря , член Святейшего Синода; будучи знатоком церковной архитектуры, восстановил запущенные строения обители. В 1753 г. А. был хиротонисан во епископа Переславль-Залесского и Дмитровского с оставлением в должности архимандрита Новоиерусалимского мон-ря до окончательного восстановления обители. 7 марта 1761 г. переведен на Сарскую и Подонскую кафедру (с 1764 Крутицкая и Можайская), 7 окт. 1764 г. возведен в сан архиепископа. С 18 янв. 1768 г. архиепископ Московский и Калужский. Отличаясь незаурядными адм. и хозяйственными способностями, начал обновление соборов Кремля, запретил нанимать т. н. крестцовых попов, был опекуном московского Воспитательного дома, на содержание к-рого тратил личные и епархиальные средства. С духовенством обходился жестко, поэтому имел много недоброжелателей. А. переписывался со свт. Арсением (Мацеевичем) по вопросу о церковных имениях; по преданию, митр. Арсений предсказал А. мученическую кончину, сказав: «Ядый хлеб со мною, ты возвеличил на меня запинание и как вол ножом заклан будешь». 16 сент. 1771 г. А. был убит в Донской иконы Божией Матери мон-ре в Москве во время чумного бунта, по одной из версий, за то, что распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, а возмущенная толпа обвинила его в намерении ограбить казну Богородицы; по др.- за то, что ввиду эпидемии намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Определением Святейшего Синода от 28 сент. 1771 г. убийцы А. были преданы анафеме и повешены. Погребен 4 окт. 1771 г. в Донском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/114378.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010