Власти двинули против казаков отряды калмыков. В бою на р. Айдаре, близ городка Закотного, 18 октября 1707 года повстанцы потерпели поражение, Булавин с несколькими приверженцами бежал в Запорожскую Сечь . Второй этап восстания начался в конце 1707 года. Центром движения стал Пристанский городок на р. Хопре, куда в марте 1708 года приехал Булавин. Отсюда им рассылались " прелестные " письма с призывами не идти с властями ни на какие переговоры. Восстание быстро распространилось на Верхне- и Нижнеломовской уезды, Левобережную и Слободскую Украину . В начале апреля Булавин двинулся к Черкасску, административному центру донского казачества. 9 апреля 1708 года в бою на реке Лисковатке он смог разбить войско атамана Лукьяна Максимова, старавшегося выслужиться перед центральными властями и выступившего против Булавина. Рядовые казаки из максимовских отрядов перешли на сторону восставших. 1 мая и сам Черкасск почти без боя перешел в руки повстанцев. Они казнили за предательство Максимова и еще пятерых старшин, а их имущество и церковную казну поделили меж собой. В качестве популистской меры было объявлено о понижении цен на хлеб. 9 мая Булавина избрали общевойсковым атаманом. В новом статусе он счел возможным обратиться с письменными посланиями: 12 мая 1708 года в Посольский приказ, 16 мая 1708 года - к царским " полководцам " , т.е. брату убитого кн. В.В. Долгорукову и Ф. Шидловскому, а также к белгородскому воеводе, азовскому и киевскому губернаторам и даже лично к царю Петру I. В проникнутых пафосом " общей казачьей единобратской любви и споможения " письмах он предлагал урегулировать конфликт между центром и окраинами. Основное требование казаков, высказанное в письмах, - возвращение к прежним, сложившимся формам отношений. А уж если " напрасное разорение " казачьих городков не прекратится, угрожал атаман, то все просто уйдут " с Дона на другую реку " . Одновременно с посланиями в столицу по распоряжению предводителя мятежного казачества велись переговоры с Ногайской ордой, казаками Кубани, чьей помощью Булавин старался заручиться на будущее.

http://drevo-info.ru/articles/13678864.h...

В нынешнем 1721 г. по Твоему Великого Государя указу спрашивают на нас нижепоименованных на покупку драгунских лошадей из доимки и по окладу денег за приходские наши жилые и пустые дворы из Москвы из Казенного приказу и прошлого 1707 года по 1720 год доправлены с нас, нижепоименованных, оные драгунские деньги все сполна без доимки, и от того платежу за пустые наши приходские дворы пришли мы во всеконечную скудость и в задолжение неискупное, по неже у нас в приходских дворах учинилось умаление и многие за скудостью разбрелись, а и оставшие ныне приходские люди такоже от хлебной недороды и от пожарных разорениев пришли в великую скудость и подаяния от них нам за их скудостью всякое умалилось и за недачею доходов весьма мы обедняли. А по Твоему Великого Государя указу, каков прислан из Санкт-Петербурга из канцелярии Правительствующего Синода в Москву в Монастырский Приказ с московских попов и диаконов на покупку драгунских лошадей с 1707 г. по 716 год доимки спрашивать не велено и впредь тех вышеписанных сборов сбирать с них московских попов и диаконов не велено ж; для того по ведомостям губерний с попов и диаконов на покупку драгунских лошадей вышепомянутого сбору в табельном окладе не положено также и других городов и уездов по челобитью в Санкт-Петербурге в Канцелярии Правительствующего Синода и в Москве из Монастырского Приказа по      Твоему Великого Государя указу имать не велено. Да с нас же с новопоставленных попов и       диаконов правят несносные тягостные оклады, вместо солдатства оброчные деньги а во отписях нас попов и диаконов пишут у платежа дьячками и пономарями с 706 и по сей 721 год такожде и за детей наших правят с нас же попов и диаконов оные же оброчные вместо солдатства деньги, да на нас же правят полковым попам всегодно ж гривенные деньги, да с бань наших поповых и диаконовых по рублю с бани, а мы платим искони с церквей      и с поповых своих и диаконовых и дьячковых и пономаревых дворов к Москве в Патриарш Казенной Приказ данные и заезд и за десятильничь доход и казенные пошлины и за ямские и полоняничные деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Гетман утвердил 21 мая 1707 года. Другим универсалом (25 мая 1707 года) дозволено архимандриту Исаакию, вместе с паном Андрем Стаховским, городницким сотником, строить мельницу под Мощонкой 44 . 1710 года мая 16 гетман Скоропадский, по просьбе архимандрита Васенкевича, утвердил за обителью мельницу, пожертвованную полковым обозным Василием Бурковским. Отец Исаакий вынужден был обращаться к гетману за помощью для приведения некоторых подданых монастырских к законной покорности 45 . Он скончался 30 ноября 1714 года 46 . Архимандрит Евстратий Самборович известен 1719–1722 гг. 47 Скоропадский, по его просьбе, универсалом (12 мая 1719 года), утвердил за обителью прежние владения её; другим, в то же время (12 мая 1719 года), приказал: «Абы в маетности монастырские нихто отнюд горилок своих под забралем оных насылати не важився, кроми же козаки, там мешкающие, которые могут свои горелки иматы, волны суть они шинковати, только покуховную повинность, не до скарбу уже войскового, але до помянутые обители елецкой, по нынешнем нашем определении на реставрацию и прочии оной потребы отдавать должны». В 1720 году о.Евстратий слушал в Петербурге новый духовный регламент 48 . Архимандрит Нил Березовский известен по записи 25 октября 1722 года и по письму к гетману 23 января 1723 года. Он в 1726 году поступил в настоятеля монастыря Северского. 1727–1749 годы, архимандрит Тимофей Максимович, до произведения в архимандрита три года был наставником Черниговского коллегиума и 10 лет был кафедральным писарем, а 20 июня 1727 года преосвященным Иродионом произведён в архимандрита елецкого 49 . 1732 года просил он гетмана, дабы возвращены были обители 250 червонцев, взятые в 1727 году взаимообразно полковником Яковом Полуботком, и прибавлял: «Ныне обитель наша, по учинившейся Божиим попущением пожоги, для строения требует не малую сумму денег» 50 . Гетман, по его просьбе, утвердил (10 апреля 1732 года) за обителью прежние владения. О.Тимофей благодарил за эту милость; но так как в универсале опущены село Старуха, подаренное п.Семёном Лизогубом 3 апреля 1719 года и мельницы села Вершины Муравейки, уступленные с землёй 1710 года войтом черниговским Отроховичем, то просил утвердить в эти имения – и просьба исполнена 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Крестьяне должны были доставлять дикий камень и песок для московских мостовых; монастырские крестьяне Московского уезда должны были возить на гошпитальный двор можжевельник, поставлять быков. В 1706 году великий государь указал построить за Яузою-рекою против Немецкой слободы в пристойном месте гошпиталь для лечения болящих людей, а у того лечения быть дохтуру Николаю Бидлу да двум лекарям, Андрею Рыбкину, а другому – кто приискан будет. Тогда же велено набрать из Монастырского приказа в ученики к дохтурственному делу и отослать к доктору Бидле; между прочим, из Адмиралтейского приказа был отослан матрос голландского ученья. В 1707 году гошпиталь попечением Мусина-Пушкина был окончен. Главный доктор Бидлоо в 1712 году писал Петру: «В сем гошпитале благоволил ваше величество, чтоб я сего народа несколько молодых людей, кои голландского и латинского языка искусны были, хирургии по основанию анатомическому научил, и больных, посланных ко мне, и иных бедных увечных исцелял, и всяких людей, кои ко мне присланы были, посещал. Более тысячи больных у меня оздоровели. Лучших из студентов моих рекомендовать не стыжусь, ибо они не токмо имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается, и к чину хирурга надлежат, но и генеральное искусство о всех тех болезнях, от главы даже до ног, с подлинным и обыкновенным обучением, как их лечить, тако ж приключающиеся язвы завязывати и ко оным завязывание сочинять, где повсядневно от ста до двухсот больных суть, зело поспешно научились. Взял я в разных годах 50 человек до науки хирургической, которых 33 осталось, 6 умерло, 8 сбежали, 2 по указу взяты в школу, один за невоздержание отдан в солдаты». В Москве преследовали нищих; в областях продолжалось преследование, и не с большим успехом, более вредных людей. И июля 1707 года сидели бояре в столовой палате, слушали памяти из Разряда, отписки из Углича и Твери и приговорили: на Углич, в Тверь, в Ярославль, в Пошехонье, в Торжок, Бежецкий Верх и другие города и уезды для розыску и поимки разбойников и смертных убийц и зажигателей послать нарочно из московского Судного приказа стольника князя Василия Мещерского, потому что в этих уездах воровские люди ходят, собравшись многолюдством, много сел и деревень пожгли, много домов разорили.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

γ) Александрийский: чистого представителя ныне ни одного нет, но многочисленные следы его содержатся для Евангелия в кодексах CLX 33, также Δ (в Евангелии от Марка) RZ 157. Сюда должны быть присоединены переводы египетские, но особенно коптский (memphitica versio), в которых если и напрасно искать чистого александрийского текста, однако многое потекло из сего источника; следы того же текста наблюдаются и в других переводах. δ) Сирийский: почти чистые свидетели, как столь многочисленные минускульные кодексы, и унциальные для Евангелия EFGHSUVΔΠ (ACNXKMΓΔ древнейшее иногда смешивают с сирийским). В переводах сирском древнем и гераклеевском текст сирийский преимущественно имеет место, но он проник во все переводы с IV-ro века, в числе которых выдаются латинский до иеронимовский или т. н. италийский и готфский. Опытнейшие в сем деле мужи – говорит Грегори – уже почти согласны между собой в том, что три или лучше сказать четыре, дважды взятых, источника должны быть признаны: александрийский вместе и западный, антиохийский и константинопольский, от которых таким или иным образом ведут начало наши кодексы. Ныне же от Весткотта и Горта узнаем, что не только источники эти на самом деле существовали, но даже под двойственностью названия «александрийский» скрывается пятый до сирийский, тот самый, который будучи чужд ошибок александрийского и западного текста, отличается некоторой изрядной чистотой 67 . 2. Печатные издания греческого текста Нового Завета вообще и Евангелия в частности В истории печатных изданий греческого текста Нового Завета можно различить несколько периодов. Так первый период идет от первого т. н. Комплютенского издания Нового Завета 1514 г. до 1707 г., – это период детства критической науки, когда критика еще мало прикасалась к новозаветному тексту. Второй период от 1707 г. до изданий Шольца 1830 г. Третий период с 1831–1895 г. обнимает истинно критические издания Лахманна, Триджелиса,Тишендорфа, Весткотта и Горта и наконец критические сличения (conlationes) текстов 8-го Тишендорфовского издания, произведенные Триджелисом, Весткоттом и Гортом, из какового снесения можно видеть, какие чтения одобряются новейшими исследователями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В 1721–1726 гг. при Синоде состояла Контора школ и типографий, в 1722–1726 гг.— Контора судных дел. Кроме того, в 1722–1727 гг. Синод располагал Конторой инквизиторских дел, от которой работали по одному протоинквизитору в Петербурге и Москве, а также провинциал-инквизиторы и подчиненные им инквизиторы. Это учреждение было органом надзора за деятельностью епархиальных Для сбора подушной подати со старообрядцев и для наблюдения за ними в 1722 г. была учреждена Контора раскольнических дел. После того как в 1726 г. налоговые вопросы перешли в ведение Сената, для борьбы с расколом в Синоде была организована Особая раскольническая Руководство конторой осуществлял тот или иной синодальный советник, т. е. член Святейшего Синода, которому был придан асессор. Со времен патриаршества в Москве имелась Контора изуграфов для надзора за иконописанием, она в 1700–1707 и 1710–1722 гг. была подчинена Оружейной палате, в 1707–1710 гг.— местоблюстителю патриаршего престола, а с 1722 г.— Святейшему Святейший Синод тотчас после своего основания взял на себя управление Московской Патриаршей областью (под названием Синодальной области) и Петербургской Синодальной епархией, в которую входили новоприобретенные земли вокруг столицы. Обеими епархиями Святейший Синод управлял вплоть до 1742 г. В Москве Синод принял от местоблюстителя в свое ведение патриаршие приказы и в последующие годы произвел в управлении епархией многочисленные перестановки и В 1724 г. Монастырский приказ, восстановленный в 1701 г., был преобразован в Камер-контору Синода, которой было поручено управление церковными землями. В 1726 г. Камер-контору упразднили, а ее функции перешли к Коллегии экономии, просуществовавшей до 1738 г., после чего управление церковными землями было передано Сенату. В период 1744–1757 гг. приходные суммы находились в распоряжении Святейшего Синода. С выходом указов от 21 ноября 1762 и 26 февраля 1764 г. секуляризация церковных вотчин стала свершившимся В 1814 г. в Тифлисе была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора по управлению тамошним экзархатом, организация которой копировала Московскую контору. В ее обязанности входили: управление церковным имуществом, выдвижение кандидатов на вакантные кафедры, брачные дела и духовные суды. При Николае I штаты этой конторы были

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Обоих окружала эта слава перед походом их в Россию, перед тем, как звезде их суждено было закатиться. Только в августе 1707 года шведское войско двинулось из Саксонии. Оно имело отличный вид: народ был сытый, отлично обмундированный и вооруженный; при короле находилось 24 500 человек конницы, 20 000 пехоты; Левенгаупт с 16 000 в Лифляндии и Любекер с 14 000 в Финляндии стояли наготове, чтоб по первому приказу вступить в русские пределы. Не мудрено, что при таких средствах в голове Карла составлялись самые смелые планы: он говорил, что заключит с Россиею мир по-саксонски, он хотел свергнуть Петра с престола и на его место возвести – принца Якова Собеского! Карл надеялся, что ему много поможет неудовольствие на Петра в России; еще в конце 1706 года он сказал императорскому посланнику, что скоро хочет навестить варваров в Москве, в осаде Нарвы и других городов времени терять не будет, надеется обойтись и без этого, потому что в Москве многие князья ему преданны. Но в Европе не все готовы были поручиться за торжество Карла в России. Гюйсен писал из Вены в сентябре 1707 г., что шведы идут нехотя, сами говорят, что почти совсем отвыкли от войны после продолжительного покоя и роскошного житья в Саксонии. Поэтому некоторые предсказывают победу Петру, если вступит с Карлом в битву. Другие говорят, что менее славы, но более безопасности, если царь выведет свои войска из Польши и будет уменьшать силы неприятельские частными стычками, внезапными наездами козацкими и разными военными хитростями. Петр уже давно решил, что надобно избрать последнее. Прослышав о приближении шведов, Меншиков выступил из Польши в Литву и расположился с кавалериею в Дзенцолах, фельдмаршал Шереметев с пехотою стал в Минске. После военного совета в местечке Мерече Петр распорядился, чтоб в польских владениях отнюдь не вступать с неприятелем в генеральную баталию, а стараться заманивать его к своим границам, вредя ему при всяком удобном случае, особенно при переправах через реки. Петр, отдохнувши немного после Гродно, опять переживал трудные минуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Это и было причиною, что Андрей Денисов «строгие черты против шестой тайны разнообразно начал ослаблять», пока, наконец, на «бывшем в Выгореции соборе была освещена и утверждена вечность брачного бытия». Обращаясь к подлинным сочинениям Андрея Денисова, мы не находим подтверждения указанному сейчас выводу раскольнического историка. Напротив, все писания Андрея свидетельствуют о том, что выгорецкий патриарх твердо проводил мысль о необходимости безбрачия для истинных ревнителей «древнего благочестия». Это видно, прежде всего, из переписки Андрея Денисова с тем же Феодосием Васильевым, происходившей в период 1704–1707 годов 6 . Так, в послании 1704 года, отвечая на предложение Феодосия признать «законным» брак, заключенный до перехода в раскол, Андрей Денисов писал: «а которые от вас крещены, а прежде крещения венчались от еретик и по вашему к нам извещению, вы им по крещении крепко запрещаете о том, чтобы чадородием вместе не жили... и кои вашего запрещения не слушают, рождают детей, а вы им того в грех не ставите и молитвы тем родильницам даваете, и от того слабость велика в христианы входит и смущение», – «о сем молим вашу любовь, чтобы вышереченная слабость крепчайшею цельбою вам поцелити» 7 . Затем, в окружном послании, писанном в конце 1706 или в 1707 году, Андрей Денисов входит в рассмотрение вопроса более подробно и снова опровергает взгляд федосеевцев. «Утверждается же мнение сие апостольским еже к Коринфом: повеле мужу верну с неверною женою жити, аще волит или верней жене с мужем неверным». «Нам же, говорит Денисов по поводу этой ссылки федосеевцев, – нам же видится сие апостольское слово их брака не подтверждает, понеже у них оба крестятся, а не едина часть и о их браке, еже как оба крестятся, еще же и от простых, ту ничего не написано» 8 . В 22 главе «Устава о благочинии», сочиненного Андреем Денисовым, говорится о староженах следующее: «Которые мужи, живущие по скитам и начнут безчинно жити с женами своими не по пустынному обещанию, и таковых, кроме всякого разсуждения; аще достойни не исправятся, высылать вон из скитов 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Несчастный Паткуль без всякой вины томился в темнице, потому что этого желал непримиримый его враг, Карл XII, возненавидевший благородного Лифляндца еще более с тех пор, как он стал усердным подданным его соперника Петра. Карл желал не только того, чтобы Паткуль был в темнице, но даже и того, чтобы он был выдан ему как преступник, уже давно приговоренный к смерти Шведским правительством. И он предложил это Августу! И Август не постыдился принять это жестокое предложение. Вот оно-то было четвертым условием того унизительного Альтранштадтского мира, о котором я вам говорила. Оно было исполнено 28 марта 1707 года: в этот: день Паткуль был выдан Карлу XII. Ужасна была судьба невинного страдальца! Казалось, Карл хотел отомстить ему и за ропот Лифляндии, и за успехи: Петра! Никакие просьбы государей, которых Русский царь умолял вступиться за его посланника, не смягчили непреклонного короля Швеции, и в сентябре 1707 года несчастный Паткуль был казнен. Такая несправедливость, такая неслыханная участь посланника явно показывала ненависть Карла к государю. Петр мог также видеть в этом бесчеловечном поступке желание Карла продолжать войну, которая должна сделаться теперь гораздо важнее: твердое, обдуманное мужество Петра пылало новым жаром при мысли о горестной кончине одного из его благороднейших любимцев; гордая, необузданная храбрость Карла готовилась одним ударом уничтожить всю неожиданную славу великого государя и все прекрасные начинания его. Европа с любопытством смотрела на спор знаменитых соперников; Русские с нетерпением ожидали известия о том, с какой стороны нападет на них страшный для всех Карл. Бомбардир — капитан — офицерский чин в регулярной русской армии, командир Бомбардирской (артиллерийской) роты «потешных» войск, затем Преображенского полка. В составе этого полка Бомбардирская рота существовала до 1796 года, когда указом императора Павла I oha была переведена в состав лейб-гвардии артиллерийского батальона. Первым командиром Бомбардирской роты в чине бомбардир — капитана был сам царь Петр I. Люст-Элант — «Остров веселья». В настоящее время известен как Петроградская сторона. Чухонец, — старорусское название финна, жителя Финляндии. Холстина (холст) — прочная льняная ткань. Камзол — старинная мужская одежда: куртка без рукавов, надеваемая под кафтан. Болверк — бастион, разновидность оборонительного укрепления. Фарватер (гол.) — безопасный водный путь. Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 766  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

262 Акбар – внук Бабера, третий преемник его; вторым был Гамаюн (1530 – 1550). За Акбаром следовали: Джегангир (1605 – 1630), Шах-Джехан (1630 – 1658), Аурунг-Зеб (1658 – 1707), Багадур-Шах (1707 – 1712), Джегандар-Шах, Феррухшир, Рефиуддерендже и Рефиудуебле, Мухаммед-Шах, Ахмед-Шах, Аллемгир и Шах-Алем (1708 – 1803). Энц. лекс. Плюшара. т. IV. стр. 14 – 25. 272 Historia Christi i Historia s. Petri, хотя и несовсеи в исправном виде, были изданы потом в 1639 г. и в Европе (Lugduni Batavorum) Людовиком de Dieu. См. Lee, Controversial tracts on Christianity dan Mohammedanism. Cambridge. 1824. p. VI. 274 Pimenta, Nora relatio de rebus in India orient. a patribus sotiet. Jesu an. 1598 –1599 gestis. Mogunt. 1601. p. 167 – 179. Здесь между прочим иезуиты от одного мухаммеданского купца узнали, что отсюда можно проникнуть в Китай, где есть христиане, и Акбар обещал самое деятельное содействие миссионерам, если кто-нибудь из них захочет проникнуть этим, неизвестным еще тогда для европейцев путем. Гоэс воспользовался этим обещанием и вскоре после этого совершил свое знаменитое путешествие к Китай через среднюю Азию. 281 Подобное оглавление на персидском и английском языках можяо найти в книге Lee, Contoversial tracts on Cliristianity and Mohammedanism. p. XIII – XLI. Трактат состоит из пяти глав, в каждой по нескольку отделений. В первой главе доказывается необходимость религии вообще и откровенной в частности и указывается критерий для отличения истинной религии от ложных. Во второй главе излагается христианское учение о Боге едином, о троичности лиц, об ангелах о человеке и его падении и необходимости искупления. В третьей говорится об И. Христе, как искупителе, о Его божестве и необходимости воплощения Бога для искупления человека, о чудесах И. Христа и о Евангелии, при чем доказывается, что Евангелие написано по вдохновению Св. Духа, что оно не повреждено, и что сами мухаммедане должны верить Евангелию, так как оно не отменено Кораном. В четвертой и пятой главах делается сравнение христианской религии с мухаммеданством, направленное к опровержению последнего. Список этого трактата, бывший в руках у Lee, заключал в себе около 800 стр. in folio.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010