1705 г. май – октябрь. – Петр Бестужев. В мае послан в Вену на смену Голицына. 9 июня приехал в вену. В октябре велено ехать в Берлин. 1705 г. июня 8 – март 1708 г. (выехал из Вены). – Министр, генерал-аудитор, военный советник барон Генрих Гизен для поздравления Иосифа I со вступлением на императорский престол и для пребывания в Вене в должности министра. В апреле 1707 года велено было ему ехать к главнокомандующему императорскими в Италии войсками принцу Евгению Савойскому с предложением от Российского Двора Польской короны. В августе месяце привез ответ государю в Смоленск. 1705 г. – С поехавшим в Вену фельдмаршалом Огильви послана была грамота (от 30 августа) к импер. Иосифу с вторичным поздравлением вступления на престол. 1706 – 1708 гг. – В Вене князь Александр Петрович Прозоровской. 1707 г. июня 28 – 18 февраля 1713 г. (выехал из Вены без аудиенции). – Полномочный министр, тайный советник барон Иоганн Христофор Урбих для пребывания при Цесарском Дворе. – В Вену прибыл в июле 1707 г. В конце 1709 года был в Москве, а 3 (6) февраля 1710 г. отпущен из Москвы опять в Вену. 1 сентября 1711 года предписано было отправиться в Гагу на смену Матвеева, но через месяц, 4 октября, велено быть по-прежнему при Цесарском Дворе. Отзывная грамота от 13 ноября 1712 года. В 1711 г. было предписано ехать в Италию к новому императору, но потом это распоряжение было отменено. 28 июля 1712 г. Урбих отправился к государю в Гриневальд; прибыл туда 31 августа и получил проэкт оборонительного союза для заключения с цесарем. 26 сентября возвратился в вену. 1708 г апреля 16 – секретарь Веселовский отозван из Вены в Москву для государевых дел. Выехал 8 июля. 1709 г. июня 7 – ок. декабря (выехал из вены). – Переводчик Федор Веселовский при Урбихе. Но так как он не застал в Вене Урбиха, то вскоре получил указ быть при дворе курфиста Ганноверского при поверенном князе Бор. Ив. Куракине, с которым потом отправился в Англию. 1711 г. в январе находившийся в Берлине министр, граф Александр Головкин послан в Вену по указу государеву от имени царевича Алексея Петровича с известием о дозволени, данном ему родителем, жениться на принцессе Брауншвейн-Волфенбютельской Шарлотте Христине Софье и для переговоров об условиях брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Закрыть Кто и зачем добивается отделения Шотландии от Британии 26.11.2013 294 Время на чтение 9 минут Шотландия была независима с 843-го по 1707 год, то есть гораздо дольше, чем находится под властью британской короны. Уже объявлена возможная дата восстановления суверенитета: 24 марта 2014 года. Как Эдинбург будет добиваться отделения от Великобритании, известно. Известно и то, зачем ему это нужно. Однако шотландский сепаратизм окружен множеством стереотипов и мифов, разобраться в которых попыталась газета ВЗГЛЯД. Разговоры о восстановлении суверенитета, утраченного Шотландией с принятием «Акта об унии» в 1707 году, велись с середины XIX века. В 1934 году была образована сепаратистская Шотландская национальная партия, долгое время остававшаяся маргинальной политической силой. Но в 70-х годах идея с отделением от Британии неожиданно «выстрелила»: у побережья Шотландии стали активно добывать углеводороды, и ШНП пошла на выборы под лозунгом «Это шотландская нефть». С данным тезисом согласились более 30% шотландцев, но до реальной угрозы сепаратизма было еще далеко. Собственно, эти 30% ШНП получила лишь внутри национальной квоты шотландцев в парламенте Великобритании. Поворотным стал 1997 год. Желая заручиться повышенной поддержкой шотландцев, лейбористы выдвинули на общенациональных выборах лозунг воссоздания шотландского парламента. Лейбористы победили, прошел референдум, шотландцы, разумеется, высказались «за». В итоге в 1998 году был принят «Акт о Шотландии», давший шотландцам право учредить свой парламент и администрацию во главе с первым министром. Исторический «Акт об унии», подразумевавший слияние двух парламентов в один (тот, который в Лондоне), оказался частично пересмотрен. 13 лет спустя, в 2011-м, ШНП получила в воссозданном парламенте 69 из 129 мест, то есть абсолютное большинство. Лидер партии Алекс Салмонд стал первым министром - и сразу же двинул вотчину на выход из Соединенного Королевства. По результатам долгих торгов британский парламент дал Шотландии право провести референдум об отделении. Уже известно, что он состоится 18 сентября 2014 года.

http://ruskline.ru/opp/2013/12/26/kto_i_...

В частности в московской губернии собрано было в течение 1707—1710 годов: с 6 московских сороков каждый год по 1479 р. 31 алт. 5 д., итого 5919 р. 27 алт., с уездных сельских и городских в 1707 г. 6202 р. 29 алт. 2 д., в 1708 г. 10036 р. 29 алт. 3 д., в 1709 г. 9281 р. 4 алт. 2 д., в 1710 г. 7733 р. 10 алт. 4 д.,— всего 33264 р. 7 алт. 1 д. и лошадьми 23 шт. По расчету же Камер-коллегии в 1723 году следовало бы с московской губернии сбирать, на основании переписных книг 186 г., по числу дворов 25.060 р. 27 алт. 6 д. каждогодно. Но известно, как пустели дворы за означенный период времени. В других губерниях сбор этот доставил следующий доход Приказу: Сбор в действительности не всегда соответствовал окладу. Духовенство что приходские дворы пустеют и им платить не чем. Правительство настаивало на бездоимочность платежа и принимало меры к взысканию. В 1710 году указом предписано было губернаторам взыскать все недоимки по этому сбору. В 1711 году от губернаторов требовали в сенат переписные книги, в которых бы обозначено было, сколько в каждой губернии дворов при всяком приходе, чтобы точным образом определить количество сбора с духовенства на драгунских лошадей. Двое из губернаторов, графы Апраксины, объявили сенату, что они не считают своею обязанностью взыскания сбора с духовенства на драгунских лошадей:, потому что в окладных табелях, по которым они производят сборы податей, не значится сбора с духовенства на лошадей. По их мнению, следует чрез епархиальных архиереев побудить духовенство к исправности платежа назначенной с них подати. Сенат однако же не согласился с мнением Апраксиных и подтвердил губернаторам о сборе денег с священников и диаконов. По этому светское правительство с большею строгостью стало взыскивать деньги с духовенства. Строгость вызывала еще большие против прежнего жалобы. В 1713 и 1714 годах московские поповские старосты 6-ти сороков подавали в Монастырский Приказ челобитье «о снятии с них денег за драгунские лошади и иных новоположенных платежей, которые положены на них вновь, сверх табельного окладу, не против мочи их».

http://sedmitza.ru/lib/text/439442/

Моральная уверенность должна проистекать по крайней мере из одного из указанных источников или из других, имеющихся в наличии, исследованных в результате процесса, начатого диоцезным Епископом той стороны, которая желает и просит об объявлении о предполагаемой смерти собственного супруга. Обычно диоцезный Епископ поручает какому-либо другому лицу «подготовить процесс», то есть найти и собрать из указанных источников доказательства; этому лицу помогает нотариус, обязанный составлять акты и скреплять их своей подписью, посредством которой они обретают публичную достоверность. По завершении этого процесса, то есть по окончании надлежащих расследований, диоцезный Епископ может обрести моральную уверенность в смерти супруга, или же дело может показаться ему «сомнительным и сложным». В первом случае диоцезный Епископ без каких- либо других формальностей объявляет, что смерть супруга должна быть «предполагаемой», то есть рассматриваться как действительно происшедшая. В тот же самый момент, когда оглашается это заявление, другая сторона «должна считаться свободной от предыдущих уз» (кан. 1707, § 1) и, следовательно, способной заключить новый брак. Во втором случае, то есть когда дело представляется «сомнительным и сложным», диоцезный Епископ должен посоветоваться с Апостольским Престолом (кан. 1707, § 3) или со Свящ. Конгр. Таинств либо, если речь идёт о тех странах, где ведётся миссионерская деятельность, – со Свящ. Конгр. евангелизации народов. Должны быть переданы все акты процесса вместе со сделанным диоцезным Епископом указанием причин, заставляющих его колебаться. На основании этих документов Свящ. Конгр. выскажет своё мнение, но при этом останутся в неприкосновенности полномочия диоцезного Епископа относительно того, делать ему заявление о предполагаемой смерти одного из супругов или не делать, а в зависимости от этого другая сторона получит возможность заключить новый брак или не получит. Положительное заявление не меняет объективной природы предыдущих уз, которые продолжают зависеть от того, является ли умершим супруг, который считается таковым. Если на самом деле он ещё жив, то новый брак, заключённый другой стороной, объективно недействителен в силу препятствия уз. Предыдущие узы разрушаются действительно происшедшей смертью , а не доказательством, которое позволяет сделать вывод о ней или её предположить. Презумпция отступает перед лицом истины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

А буде кто тех беглых людей и крестьян с сего числа в полгода не поставит, а великому государю о том будет известно; и у тех людей половина поместий и вотчин отписана будет на государя, а другая половина отдана будет тем людем, чьи в тех поместьях и вотчинах беглые люди и крестьяне явятся» (ibid. 2092). Но и этот указ, очевидно, не имел успеха, как свидетельствует указ от 5 апреля 1707 года, в котором сказано: «Ведомо великому государю учинилось, что многие помещики и вотчинники, забыв страх Божий, тот великаго государя указ презрели, беглых людей и крестьян держат за собою, а иные из поместий своих и вотчин высылают и в прежние места не отвозят, а другие, не допустя их до прежних мест, вновь принимают». Посему государь повелел подтвердить, что с ослушниками будет поступлено по указу 1706 года неотложно, и, сверх того, указал: «Для сыску беглых людей и крестьян в уезды воеводам ездить самим, и сверх сказок помещиков и вотчинников и приказчиков и старост, которые до сего числа дали, и которые не дали, тех же сел и деревень, выбрав из крестьян по пяти и по шести, а в больших по 10 и по 15 человек, добрых и знатных, и о вышеописанных беглых людех и крестьянех взять у них сказки по евангельской заповеди и под опасением смертныя казни. И с сего указа по всем воротам прибить листы, а в города послать грамоты и в приказы, куда надлежит, памяти» (ibid. 2147). Но едва ли и этот указ был успешнее прежних; ибо выгоды от побегов и от приема беглых крестьян были соблазнительны, и год от году, с развитием податей и разных повинностей, не уменьшались, а увеличивались. Наконец правительство, кажется, перестало делать новые распоряжения о преследовании беглых крестьян, по крайней мере с указа от 5 апреля 1707 года до нас не дошло ни одного нового распоряжения об этом предмете. Законодательство, видя постоянную безуспешность указов о преследовании беглых крестьян, обратилось к иным мерам и мало-помалу стало готовить средства к тому, чтобы побеги крестьян с одной земли на другую представляли им сколько можно менее интереса, и лучшим средством для сего признало отделение тягла от земли и перенесение его на крестьянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

«Возжелах от скуки, аще Господь восхощет, сочинить летописец вкратце за келию» 286 , – пишет Святитель Феологу в мае 1707 года. Очевидно, Макарьевские Четии-Минеи получены не были, и, не имея возможности без них пополнить свои книги, Святитель, чтобы не быть без дела, решает сочинить Летописец. В работе тотчас же встретились недоумения, и, желая разрешить их, Святитель собирает нужные для справок книги: пишет Г. Д. Строганову, умоляя его прислать в Ростов «на малое время книгу, глаголемую хронограф, иже и летописец» 287 , просит о том же Феолога 288 и выписывает через Вандебурга, продавца иностранных книг в Москве, целый ряд латинских пособий по истории и хронологии 289 . Новая работа пришлась по душе Святителю, и он ревностно трудится над ней. В ноябре 1707 года, закончив самую трудную главу летописи о хронологии, Святитель посылает написанное в Москву Стефану Яворскому для просмотра. «Преосвященный не охулил, – сообщает Святитель Феологу, – прочим же не понравилось» 290 . Отвечая этим прочим на их замечания в письме к Стефану Яворскому от 4 декабря, Святитель тогда же доводит до сведения Яворского, что работа над Летописцем начата: «Возлагался на Бога и на святые ваши молитвы уповая, помалу касаюся дела, и уже будто бы есть и начало» 291 . 11 декабря это начало посылается в Москву с Рафаилом Казановичем при особом письме. Хотя в этом письме продолжение своего труда Святитель ставит в зависимость от того отзыва, какой дадут о нем Стефан Яворский и «прочий благоразумныи особы» 292 , однако работы не бросает, и в письме к Феологу от 31 декабря мы снова читаем: «Начах убо писать летописец. Моего слабого ума столько не станет и телесного здравия немного достанет; рука дрожа щи изнемогает, никто же помогает; суета препинает писати, а леность влечет лежати, и книг летописных скудно, да и сыскати их трудно. Без книг вынуждаемся мудрствовати, якоже слепец без руководителя путешествовати» 293 . Та же работа над Летописцем занимает Святителя и в следующем, 1708 году. Это видно из писем к Стефану Яворскому от 8 января 294 и от 24 февраля к Феологу. Последнему Святитель писал два раза Великим постом 295 и однажды в сентябре, после возвращения из Москвы. В письмах встречаются жалобы на нездоровье, которое мешает писать. Особенно замечательно в этом отношении сентябрьское письмо. Сообщив, как устрашила его смерть Иоасафа Колдычевского, Святитель говорит: «Чесого убо мне безсильному надеятися? Страх смерти нападе на мя и страх сугубый, яко не вем дне и часа, в оньже меня смертный суд от Бога постигнет, и яко не готов есть к смертному исходу; а дело книгописное как останет, будет ли кто охотник приняться за то и вершити? А еще много надобно в том деле трудитися, годом его не совершити и другим годом насилу к совершению поспеть, а конец при дверях, секира при корене, коса смертная над главою. Увы мне. Не жаль мне ничего, ниже имам чесого жадети: богатства не собрах, денег не накопих, едино мне жаль то, яко начатое книгописание далече до совершения» 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но это уже не были шведы 1700 и 1707 годов, это было войско страшно истомленное, упалое духом. Карл не проиграл ни одной битвы, по-прежнему мог считаться непобедимым, и между тем у него не было уже половины того блестящего войска, с которым он перешел Вислу в 1707 году, и в 1709 году первый министр короля, граф Пипер, писал своей жене в Швецию: «Поход так тяжек и наше положение так печально, что нельзя описать такого великого бедствия и никак нельзя поверить ему». Жажда мира и возвращения на родину усиливалась со дня на день. Дисциплина ослабела: солдаты начали оказывать явное непослушание офицерам, когда те требовали от них новых трудов, приказывали идти на новые опасности. Карл по-прежнему искал опасностей, по-прежнему хладнокровно подставлял свою голову под неприятельские пули, но теперь солдаты, вместо того чтоб ободряться этим, говорили: «Он ищет смерти, потому что видит дурной конец». Генералы говорили, что надобно непременно перейти Днепр и войти снова в Польшу. Пипер донес королю об этом требовании генералов, представил, как необходимо удовлетворить ему, как необходимо подкрепить армию соединением с Лещинским и с шведским корпусом Крассова, оставленным в Польше. Но Карл не хотел и слышать о переходе чрез Днепр. «Этот переход, – отвечал он, – будет похож на бегство и только придаст духу неприятелю». Вместо того чтоб двинуться на запад, он двинулся на юг, к Полтаве, ближе к степи, к Запорожью, к границам турецким и татарским; он хотел овладеть Полтавою, утвердиться здесь и ждать Лещинского и Крассова вопреки мнению Пипера, Мазепы, Реншельда и генерал-квартирмейстера Гилленкрока. С последним у Карла был любопытный разговор о Полтаве. Карл: Вы должны все приготовить к нападению на Полтаву; вы должны вести осаду и сказать нам, в какой день мы возьмем крепость; так делывал Вобан во Франции, а ведь вы наш маленький Вобан. Гилленкрок: Я думаю, что и сам Вобан призадумался бы, если б увидал, как здесь у нас недостаток во всем, что нужно для осады. Карл: У нас довольно материала, чтоб взять такую ничтожную крепость, как Полтава.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Около 30 лет провел Иларион во Флорищевой пустыни (был настоятелем – игуменом пустыни) и за это время приобрел себе добрую славу. 11 декабря 1681 года отец Иларион был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. Смиренно принял он назначение на архипастырский пост. С принятием высокого сана он не уменьшил своих подвигов и вел жизнь, подобную древним отцам-пустынникам. Для него существовала норма – 1 000 земных поклонов ежедневно. Его колени и руки от этого покрылись коростой. Пищу вкушал через день, иногда через два или три, а в посты оставался без пищи по неделям. Изнурял себя тяжелым трудом. В свободное время любил читать Священное Писание. 25 марта 1682 года патриархом Иоакимом был возведен в сан митрополита. Главным в своей деятельности он считал попечение о делах веры. В этом вопросе он был образцом для других. Ежедневно совершая Божественную литургию, митрополит Иларион молился с таким усердием, что слезы ручьями лились из его очей. Большое значение придавал митрополит Иларион строительству храмов. Он построил в своей епархии до 70 церквей. Старался возвысить нравственный уровень приходского духовенства. Замечательной чертой митрополита Илариона была его благотворительность. Много своих средств он тратил на благотворительные цели. Одной из важнейших добродетелей в человеке он считал гостеприимство. Поэтому принимал к себе всех без исключения – кормил нищих и убогих, помогал бедным. За его богоугодную жизнь Господь наградил митрополита Илариона даром слез, даром прозорливости и дал ему власть над нечистыми духами. 28 февраля 1705 года митрополит Иларион уволен на покой. Незадолго до кончины митрополит Иларион лишился зрения, но продолжал богослужения. На вопрос одного протопресвитера, как он без зрения совершает литургию, митрополит Иларион ответил, что когда он начинает служить, то у него в этот момент дивно отверзаются очи, и он видит все ясно, а по окончании службы его опять как будто покрывает какой-то мрак. Скончался митрополит Иларион 14 декабря 1708 года (по другим источникам – 14 декабря 1707 года) во время пения Херувимской песни. Его тело в течение двух недель находилось в храме и не претерпело изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В великорус. скорописи XVI-XVII вв. господствует округлое начертание с низкой серединой. Если в XVI в. были распространены его модификации с низкой правой дугой, равной по высоте середине , то в XVII в. правая дуга становится выше левой (58) и может быть с длинным загнутым влево хвостом . В укр. скорописи этого периода используются традиционные округлые и W-oбpaзhыe начертания и их несимметричные модификации с хвостами влево или вправо, которые могут быть закручены в петлю . Иная ситуация сложилась в белорус. скорописи, где в XV-XVI вв. на основе преобладающего W-oбpaзhoro начертания развился новый графический тип - VI-oбpaзhый, с трансформированной правой половиной, у к-рой правая линия отсутствует, а левая расположена вертикально, над ней может стоять точка . В XVII в. VI-oбpaзhыe начертания постепенно усложнялись и становились все более разнообразными, прежние прямые линии изгибались и округлялись, появились изогнутые хвосты . Начертание печатной кириллической буквы до XVIII в. воспроизводило рукописные полууставные округлые типы с высокой серединой. В ходе азбучной реформы Петра I (1707-1710) «омега» не была включена в состав гражданского шрифта: букву   и лигатуру   Петр I вычеркнул как из учебной Азбуки 1707 г., так и из Азбуки 1710 г. В совр. изданиях церковной печати у строчной буквы «омега» - высокая середина (  ), у прописной возможны как высокая (  ), так и заниженная (  ) середина. Помимо основного типа буквы в восклицательных междометиях «О!» («О-звательное») и «Оле!» используется «широкая омега» с надстрочным знаком «великий апостроф»:    . В глаголице, согласно наиболее распространенной т. зр., начертание буквы   восходит к начертанию глаголической буквы О . По др. версии, прототипом глаголического начертания могли послужить знаки грузинского алфавита «тхан» ( ) и «ун» ( ) или знак эфиоп. алфавита «wi» . Начертание глаголической буквы представляет собой модифицированный вариант начертания , петли в к-ром соединены не только справа, но и слева. При этом петли у меньше по размеру, чем у , поэтому расстояние между ними больше. Особенностью начертания может служить своеобразная «подвеска» под нижней петлей - штрих с засечкой, к-рый в некоторых почерках трансформируется в 3-ю петлю: (в 1-м и 4-м почерке Синайской Псалтири). Несмотря на то что в старослав. памятниках буква встречается очень редко (в 100 раз реже, чем буква ), она представлена во всех основных глаголических рукописях, где употребляется почти исключительно в начале частей текста, после пунктуационных знаков (точки или точек). В заимствованных словах в соответствии с греч. буквой ω в отличие от кириллических рукописей используется редко. В глаголице, в к-рой числа обозначались буквами в порядке их следования в азбуке, имеет числовое значение 700. В древней кириллице, следующей за греко-визант. цифровой системой,   обозначало число 800. В совр. церковнослав. языке   числового значения не имеет, в числовом значении 800 используется лигатура .

http://pravenc.ru/text/2578023.html

Один протест обер-прокурора, о том, что члены Синода незаконно будто бы получили жалованье за весь 1721 год, когда должны были получить его только с 14 февраля, со дня открытия Синода, вызвал обширные объяснения Синода, но остался без реальных последствий 1366 , хотя обер-прокурор старался не упускать этого дела из виду 1367 . Обер-прокурор выступал и с напоминанием о неисполненных и как бы забытых законах и синодальных постановлениях. В 1724 году он обратил внимание Синода, что остается неисполненным около двух лет синодальный указ о присылке из епархий табелей о монашествующих 1368 ; что с новоопределенных секретарей и дьяков по синодальному ведомству не взыскан определенный законом сторублевый взнос в пользу лазаретов при определении в должность 1369 . По обоим предложениям действие указа и закона было восстановлено. По настоянию обер-прокурора предан суду взяточник, отрешенный от места в светском учреждении и попавший секретарем в московскую синодальную типографию 1370 . Однажды обер-прокурор обратил внимание Синода, что вопреки именному указу от 13 ноября 1724 года в имущественное дело, веденное в московской синодальной канцелярии, вступал, в качестве поверенного, стряпчий дома ее величества. Синод постановил обратить в доме ее величества внимание на это незаконное вступление стряпчего в исковое дело и для этого послал в государынин дом своего экзекутора 1371 . В 1723 году обер-прокурор возбудил вопрос об истребовании из архиерейских домов и монастырей, в силу указа 1707 года, на переделку в деньги всей описанной в том же 1707 году старой серебряной посуды, которой описано было свыше 100 пудов, а доставлено в монастырский приказ только 19. Синод разъяснил обер-прокурору, что в 1722 году государь велел приостановить сбор посуды и только уже собранную отдать в переделку на деньги 1372 . Один раз, по настоятельной просьбе поверенного одной истицы, недовольной производством дела в монастырском приказе, заподозренном в пристрастии, обер-прокурор настаивал, чтобы дело это взято было из монастырского приказа в Синод; но Синод не согласился на это 1373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010