А.К. Кулясов I. Село Алаты 1. О храме Успенский храм стоит на четырехугольной площади в южной части села. Храм построен по достоверным данным в 1712 г. 1 создателем Петропавловского собора, Духосошественской и Пятницкой церкви г. Казани, Иоанно-Предтеченского храма села Потонихи и села Болгар Ив. Аф. Михляевым. 2 Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно не сохранилось и сведений, кем был освящен храм. Известный в Казани купец и фабрикант Михляев, вероятно, для большей торжественности освящения храма в инородческой глуши приглашал ревностного храмоздателя и просветителя инородцев митрополита Тихона III. Престол в главном храме носит ясные знаки архиерейского освящения: полное (крестообразное) опоясание. Главный храм существует в том виде, как он был первоначально построен из громадных брусьев дикого камня. Лишь три окна в алтаре, и одно на правом клиросе, расширены. Придельный храм за исключением алтаря, из-за тесноты и трещин, и колокольня, в 189798 г. перестроены и увеличены в размерах на средства местного уроженца 3.И. Бажанова и других. О посещении храма Владыками до 1867 года документальных данных нет. Лишь, как выше отмечено, на освящении храма в 1712 году был митрополит Тихон (Воинов), а митрополит Вениамин (Пуцек-Григоровоч), по преданию, любил жить на даче около приходской деревни Алан-Бексер, следовательно, мог посетить храм в Алатах. Из архиепископов в 1867 и 1869 годах посетил Антоний, и в 1896 г. – Владимир. Из викариев – епископы: Сергий в 1890 г.; Иоанн в январе 1901 г.; Алексий (Молчанов) в июле 1902 г., 2 сент. 1913 г. – Михаил; 16 и 17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 г. – Анатолий. Как видно из напечатанных проф. И.М. Покровским приходо-расходных книг Казанского митрополита Тихона за 1706 год, здесь до существующего каменного храма были одновременно, по-видимому, деревянные церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанския и 2) Воскресения Христова. Из надписи на цветной постной триоди, изд. 1660 г., видно, что в 7170 году в Казанской церкви был придел «чудотворца Николы», а в надписи «попа Дмитрия Федосеева по реклому Зубарева» на октоихе, изд. 1683 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоятельство архимандрита Антония (1706–1726), соборная Златоустовская церковь покрыта железом на счет адмирала Ф. М. Апраксина (1717): вход в паперть устроен новый и разделаны новые окна в церкви (1708) 51 . Из трех гробовых покровов, пожертвованных в прежние годы князьями Пронскими, сделана (1716) одежда напрестольная: верхняя сторона из малинового бархата, передняя с двумя боковыми из зеленого, а задняя сторона из вишневого атласа. На этой одежде кресты серебряные и изображения разных святых, как это было и на покровах. Спасской церкви кровля обита железом и глава устроена железная; под кровлю подведен новый осмерик, на что употреблены могильные камни (1720). Алтарь до того обветшал, что и служить в нем нельзя было: в 1707 году он разобран и сделан заново 52 ; в то же время и в трапезе церковной произведена некоторая перестройка. Иконостас – новый в три яруса, столярной гладкой работы, столбы круглые. Иконописец Никита Григорьев «вылевкасил и выгладил иконостас 53 , и старые иконы все вновь перечинил и изолифил своим товаром, и за ту работу и товар дано 15 рублев». Клиросы новые и место архимандриче расписаны разными колерами. Работы начались 1-го сентября, а 26-го числа Спасская церковь уже была освящена. В 1711 г. разобрана Покровская церковь и поставлена над св. вратами. На прежнем ее месте или неподалеку от оного, заложена, по желанию М. Апраксина, над гробами его родственников, церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы. Кирпич, пожертвованный на церковное строение царицею Марфою Матвеевною, бут и известь возили Каменным и Яузским мостом безпошлинно 54 . Иконостас Благовещенской церкви – пятиярусный, резной работы, окрашен был краскою белого цвета. Храм этот освящен 1712 года митрополитом рязанским Стефаном. Ветхая колокольня разобрана до самых свай (1712), причем упразднена и церковь св. Феодора Стратилата. Новая колокольня воздвигнута в 1714 году и снабжена восьмью большими и малыми колоколами. Под ней палатка, в которой две лестницы, одна вела на колокольню, a другая в трапезную Спасскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Василий , в исх. XV века. Гермоген , строит., 1599. Давид , 1609. Иоанн , 1621. Елиссей , 1633. Аффоний , 1634, а 8 мар. 1635 хирот. в митрополита Новгородского. Авраамий , в апр. 1635. Илия , 1639–43. Варсонофий , в февр. 1644. Леонид , 1646–52. Антоний , 1658–62. Сильвестр , в сент. 1665. Ефрем , 1669 и 70. Нафан определён 20 сент. 1674; 1677 (sic). Паисий , в авг. (sic) 1688. Моисей , 1688 и 89, 90. Иосиф , 1702–6, в июле (sic) 1712. Варлаам , на Песках (sic) 1706–10. Вениамин (строит.) 1709–13. Иосиф определён 17 авг. 1713–15, 25 окт. уволен. Корнилий 25 окт. 1715 определён; 1718 уволен. Диомид определён 18 мар. 1719, а в июле 1720 бежал. Аарон 10 мар. 1721 перев. из Угрешского; до 1725. После в Карашском. В 1725 был уничтожен, и монахи выведены в Карашский; возобновлён 1727. Феофан (строит.) определён 18 авг. 1727; до 1729. Пахомий , с 26 апр. 1729–32, 19 дек. отказался. Иосиф определён 26 июля 1733. Иосиф , казначей, 1736–39. Никодим , строит., 1740. Боголеп , строит., 1741–49, 12 дек. уволен, за болезнью. Лука , строит., 1750–51. ? Гурий , 1752. Боголеп Городецкий , архим., перев. из Дмитровского Борисоглебского, 20 июня 1762–64. 49 Борисоглебский, на Песках, в Переяславле-Залесском, возобновлён (совсем опустевший) в 1642 г. Упразднён в 1764 г. [III, 423.] Строители Адриан , возобновитель, 1642–44. Серапион , 1653. Авраамий определён 10 июня 1653. Сергий (Боровского на Песку, sic) определён 22 авг. 1659. Иоасаф , в янв. 1659, 1660, 1662–1664. Варсонофий , в окт. 1671. Герман , 1673. Адриан , 1693–1704. Герман , около 1714. Иоаким определён 26 янв. 1721 и февр. Варлаам , в апр. 1726, (1728?) Филагрий , в мар. 1738. Филарет , 1742. Алимпий , 1762–64. 50 Антоновский, в городе Покрове, в 1679 приписан к дому патриаршему; существовал в начале XVIII века. [VI, 944.] Игум. Варлаам , 1643 (sic). Покровского Антонова, в Аргуновской волости: Игум. Елиссей , 1506–16. – Феогност , 1527. Строит. Сергий , 1634. Покровского, (в городе Покрове, какого?): Игум. Авксентий , 14 авг. 1761 перев. из Вязниковского Благовещенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ахтырское духовное Правление в 1776 году выдавало “книгу на постройку новой церкви пригородка Алешни соборной Преображенской” и именно на имя священника и “старост Осипа Роспопина и Семена Бакранева”. Старанием того же священника Иосифа Бобина, который по наследству владел населенными землями, храм покрыт железом. Причт храма владеет 137 десятинами земли. Другой храм в Алешне посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Первоначально он был основан черкасами. В Ахтырских крепостных актах к одной духовной записи 1706 года “Алешанский Покровский викарий поп Иван Федоров руку приложил”; в акте 1712 года “гор. Алешни Покровский поп Василий Петров” подписался “вместо алешанских казаков”; по акту 1715 года “я, поп Василий Петров,... долину свою сенокосную, а на долине распашное поле, которая долина зостает за рекою Грунькою, что прозывается Лавренева Медведка, – продалем сотникови алешанскому Степану Ефимовичу”. Нынешний Покровский храм деревянный построен в 1771 году. Каждый год февраля 10 Алешанцы собираются на площади с крестным ходом их двух нынешних храмов своих. Здесь совершается панихида за убитых на сем самом месте во время осады шведов в 1709 году. Здесь была некогда Алешанская крепость, следы коей видны ещё поныне. Февраля 10 было днём осады и разорения крепости, а вместе днем славной смерти защитников её. Каждый согласится, что панихида Алешенцев – лучший памятник великому подвигу предков, лучшая дань благодарных сердец христолюбивым воинам, побитым на брани. Алешенская битва происходила на другой день, после городненского сражения, в котором шведы разбиты были на голову, и сам король едва не попал в плен. Без сомнения против Алешни действовали отряды 2 корпуса, оставленного Карлом у Ахтырки, чтобы обмануть Меньшикова на счет своих намерений. Сам король не мог из Городны на другой день поспеть в Алешню. Ригельман говорит, что после городненской битвы «король сжег многие места, сёла и деревни». По другим сведениям сожжены были: Опошня, Котельва, Алешня и несколько других мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Письмо адресовано старшему сыну «Ивану с матерью», семье и всем домочадцам Аввакума («всем без розбору») на Мезень. В число адресатов включены как близкие семье Аввакума люди, так и Феодор с Лукою, его «духовные дети». Феодор – известный в истории раннего старообрядчества устюжский, а затем московский юродивый – пришёл на Мезень из Москвы, где он был тесно связан (после ареста Аввакума) с домом боярыни Ф. П. Морозовой (см. с. 590). Лука Лаврентьевич – юноша-москвич, по профессии «усмарь» (кожевник), последовавший за семьёй Аввакума в ссылку (оба были повешены на Мезени в марте 1670 г.). Письмо написано между 6 января и мартом 1670 г.; печатается по автографу: РГАДА, ф. 27, 600; ряд чтений восстановлен по изданию Я. Л. Барскова «Памятники русского старообрядчества XVII века». М., 1912. С. 4445. 1703 Пришли с Машигиным ваши все посылки. – Стрелец М. Машигин был отправлен в Москву с отпиской пустозерского воеводы И. Неелова осенью 1669 г. Возможно, предыдущее письмо Аввакума семье было отправлено именно с ним, а на обратном пути в Пустозерск Машигин захватил «посылки» протопопу от семьи. 1706 Грамотки... в столпник запечатай... – Письма писались на узких бумажных полосах (столбцах) и затем туго сворачивались в одну трубку («столп»). 1707 Послал ныне богоявленской воды боченку, а летом – августовы... – Богоявленская вода – вода, освященная в праздник Богоявления (6 января); августова вода – вода, освящённая Аввакумом летом, в день водосвятия 1 августа. 1708 Маремьяна – вероятно, Маремьяна Федоровна, московская старообрядка (см. о ней с. 186188:566). 1712 В Соловки те... хотя бы подъехал... – Проникнуть в Соловецкий монастырь в это время было уже трудно, так как монастырь с июня 1668 г. был осаждён царскими войсками. 1715 Ведаю... кутил ты! – Упрёк обращён к Феодору, поссорившемуся с Ф. П. Морозовой перед уходом из Москвы в 1669 г. 1716 непереводимое междометие, используемое в потоке устной речи (обычное значение: пусть, пускай, пожалуй, ладно) 1719 Письмо написано в 1673 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1706 Одна из немногих подлинных цитат (Diadoch. ascetic. 85.18–19, ed. des Places. Paris 1955 (SC 5 bis)). Как отмечает Мадден (Madden 1982, p. 75), по этой цитате можно судить о том, как до прп. Максима могла употребляться θλησις: это был не terminus technicus, а слово разговорного языка. В качестве определяемого (т. е. более сложного и философского понятия) здесь выступает «самовластие», определение которого упоминается и в Диспуте с Пирром («Итак, если мыслящим существам по природе присуще самовластное движение, то все мыслящее также по природе способно желать. Ибо блаженный Диадох Фотики йский определил самовластие как желание (θλησιν)» (disp. Pyrr.: PG 91, 301C, пер. Д. Е. Афиногенова по: Максим Исповедник 2004, с. 169). 1707 Судя по одному из определений энергии, которые встречаются в Философских главах: «созидательная деятельность (ποησις) и проявление всякой воли» (Сидоров 1989, с. 30), свт. Анастасий вполне мог понимать волю как то, что проявляется через энергию. 1708 Источник цитаты найти не удалось (Мадден о нем ничего не говорит, вероятно, потому, что сосредоточился в своем исследовании на определениях θλησις, а не θλημα). Исключить или подтвердить подлинность цитаты мы не можем. 1710 Мадден (Madden 1982, p. 75–76) отмечает, что понятие θλησις не встречается в дошедших до нас сочинениях Немесия, который, как известно, в деталях разработал учение о волевом акте в трактате О природе человека (главы 27–33), однако θλησις в этом контексте никакой роли не играет. Таким образом, мы, скорее всего, опять имеем дело с неподлинным сочинением. Обращает на себя внимание именование Немесия святым (в Трудностях к Иоанну прп. Максим говорит, когда цитирует, не называя имени, определение промысла Божия Немесия, что приводит слова «богоносных отцов» (amb. 10: PG 91, 1189B). 1712 Отрывок подлинный (Nemes. de nat. hom. 14.8–15), но не содержит определения θλησις. Появление восходящего к стоикам учения о внутреннем слове (логосе) в данном контексте может быть связано, вероятно, с тем, что выше, со ссылкой на свт. Анастасия Антиохийского , воля (θλημα) определялась как «логос, пребывающий в сердце, который может сделаться явным только посредством энергии» (opusc. 26: PG 91, 277С).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Александр определён в 1777, бывший игум. Лебедянского Троицкого монастыря; † 18 июля 1789. Филарет в 1789 перев. из Рязанского Троицкого монастыря; † 1800. Маркелл , в 1800–10, перев. в Рязанский Троицкий мнтрь. Смарагд , с 1810; † 9 янв. 1814. Павлин 18 янв. 1814 перев. из Данковского Покровского монастыря; † 16 мар. 1824. Илиодор Чистяков , с 4 мая 1824 по 15 мая 1825, перев. в Рязанский Троицкий мнтрь. Гедеон Вишневский произведён 26 июля 1825; в 1828 перев. в Рязанский Троицкий мнтрь. Аркадий 11 февр. 1828 перев. из Скопинского Духова монастыря; до 1830. Иоанн Чистяков произведён 1 июня 1830, а 9 мая 1831 перев. в Козловский Троицкий мнтрь. Павел , в 1832–36, перев. в Солотчинский мнтрь. Иннокентий 25 мая 1837 перев. из Раненбургской Петропавловской пустыни; † 1857 … [ Феофил , 1854–56 (в Адрес-Календарях).] Феофил в 1857 перев. из Скопинского Духова монастыря; † в 1859. Феодосий в 1859 перев. из Пронской Спасской пустыни; в 1862–64 архим. Виталий , 1865–69. 5 Радовицкий Николаевский, в Егорьевском уезде, от Рязани 70 вёрст, основан в второй половине XVI века. Ныне третьеклассный. [V, 662.] Игумены Иона Рогожа , основатель, прежде 1584. Антоний , 1616. Иосиф , 1620–28. Евфимий , 1634–36. Антоний , 1642, 52, мар. Иосиф определён 23 янв. 1653; до 1660. Нифонт , 1663–67. Иоасаф , в февр. 1668. Ферапонт , 1670–73. Иаков , 1677–81. Игнатий , 1681–87. Иларион , 1688–97. Герасим , 1697–1700. Давид , 1700–2. Архимандриты Иродион , 1702–5. Мисаил , 1706–11. Иосиф , 1712–16. Софоний , 1717 и 1718, а 2 февр. перев. в Коломенский Спасский мнтрь. Гедеон , 1718–38, перев. в Муромский Благовещенский мнтрь. Иоасаф 1739 перев. из Солотчинского монастыря; до 1755. Манассия , в 1755–59, перев. в Рязанский Духов. Антоний , в 1759–62; † ... Игумены Викентий , бывший игум. Крестомаровский, в 1762–81, уволен на покой. Иоаким определён 5 июля 1781; до 1797. Сергий в 1798 перев. из Рязанского Троицкого, а в 1804 уволен. Гедеон произведён 21 мая 1805; до 1808. Виссарион произведён 6 дек. 1808; до 1811.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этого целым рядом соборов, имевших место в Смирне азийской, в Писидии, Исаврии, Памфилии и Ликии, было достигнуто полное объединение всей омойузианской партии 1702 . Выражением последнего явилось посольство Евстафия севастийскаго, Сильвана тарсийского и Феофила каставальского от лица всех омойузианских епископов восточной церкви к римскому папе 1703 . Что это так, можно видеть из ответного послания Либерия, в адресе которого значатся имена всех важнейших епископов восточно-римской империи, исключая епископов Палестины и Египта 1704 . Но уже за несколько лет до этого в рядах этой партии явился раскол. Мало заметный в начале, он с каждым годом все более и более увеличивался до тех пор, пока в 373 году окончательно не разделил всю партию на две половины. Появлением своим он был обязан Мелетию. Что было истинной его причиной, вопрос темный. Догматические воззрения в данном случае, по-видимому, не играли никакой роли 1705 . Причина его, как это основательно догадывается Лоофс, кроется в личных отношениях вождя омойузианской партии Евстафия севастийского к Мелетию антиохийскому 1706 . Догматические разногласия явились позднее. Остановимся несколько на личности этих двух вождей омойузианской партии. Евстаий был сыном севастийского епископа Евлалия, стоявшего в Никее на стороне Ария 1707 . Родился он самое позднее около 300 года 1708 , по-видимому, в Малой Армении. По крайней мере Григорий нисский 1709 называет его армянином. Затем в этой области и в Понте он действовал в качестве распространителя монашества задолго до своего епископата, за что во времена Евсевия никомидийского подвергся цензуре со стороны неокесарийского собора 1710 . Первоначальное богословское образование он получил в кругу Ария. Отсюда противники называли его личным учеником последнего 1711 . Также и Афанасий 1712 причисляет его, рядом с Евдоксием константинопольским, к числу тех «ариански настроенных» лиц, которых около 330 г. Евстафий антиохийский отказался принять в клир 1713 . В интересах Евстафия севастийского было тогда же вмешаться в партийную борьбу и извлечь из нее пользу, но аскетический идеал взял перевес.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Святители Смоленские Сильвестр II, Сильвестр III и Дорофей (Память 5 июня). Эти митрополиты Смоленские, как уже упомянуто о том в жизнеописании М. Симеона (янв. 4 д.), благоговейно чтутся за свою св. жизнь. Сильвестр II, Черницкий, уроженец Полоцкий, возведен в сан митрополита в 1699 году, из архимандритов Саввина Звенигородского монастыря. Ему принадлежит строение Крестовой церкви на архиерейском дворе во имя Иоанна Предтечи, и при ней здания для помещения архиереев. Кроме того, им приобретена загородная дача под именем Нового двора, в 7 верстах от города. Умер в 1706 г. в Троицком монастыре и там же погребен архимандритом этого монастыря Константином. Место его заступил Сильвестр III Крайский. Он получил воспитание в Киевской академии, был архимандритом Заиконоспасского монастыря и ректором Московской академии. В 1708 году, был рукоположен во епископа Холмогорского и Вяжского, а через два года перемещен на Смоленскую митрополию. Этот преосвященный был один из ученейших мужей своего времени и преимущественно любил заниматься математическими, астрономическими и естественными науками. Его старанием отстроен деревянный Богоявленский собор над воротами архиерейского двора и церковь в честь Рождества Богородицы на Новом дворе. Умер в 1712 году и погребен в Троицком монастыре. Дорофей Короткевич, уроженец Киевский, возведен в сан митрополита Смоленского из архимандритов Московского Симонова монастыря в 1713 году. По прибытии на епархию, он освятил отстроенный при его предшественнике Богоявленский собор и возобновил прекратившиеся, со времени Сильвестра Крайского, работы в большом Успенском соборе. Умер в 1718 году и похоронен в Троицком монастыре. Память о себе в этом монастыре он оставил грамотой, за собственноручной подписью, на чтение акафиста Божией Матери по субботам; надпись до сих пор хранится в монастыре 5 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами)/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Изд. Введен. Оптиной пустыни, 1994-./Июнь. - 1995. – 429, III c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В нач. XVIII в. в Новгородской епархии стала вводиться письменная фиксация прихожан: первые донесения митрополиту о бывших и не бывших на исповеди, имеющиеся в фондах ГАНО, восходят к 1708 г. Нововведение имело фискальный характер: вскоре были установлены штрафы, налагавшиеся как на мирян податного состояния, не бывших на исповеди, так и на священников, предоставлявших неверные сведения. Наряду с регистрацией таинства исповеди духовенство было привлечено к исполнению указа Петра I о выявлении лиц, писавших письма с призывами к возмущению. Кроме того, храмы становились местами массового информирования населения: в 1722 г. Синод организовал рассылку высочайших указов и проч., «до Церкви относящихся листов». По приходам Новгородской епархии они рассылались из типографий С.-Петербурга (ОДДС. Т. 2. Ч. 2. 1073). Особый статус получила освобожденная в ходе войны Ижорская земля (Ингерманландия). В февр. 1705 г. митр. Иов распорядился о поминовении графа (с 1706 светлейшего князя) А. Д. Меншикова и его «богоблагословенного дома» во всех храмах «его княжей земли Копорском и Ямбурхском уездах». Учитывая резкое увеличение числа ставленников, посвящавшихся как в полки, так и к храмам освобожденных и «новозавоеванных» городов и сел, «по милости царя Петра» в помощь митр. Иову был дан викарный епископ, хиротонисанный 18 янв. 1708 г. с титулом «Ладожский». После взятия Кексгольма (рус. Корела) - города, в к-ром в 1597-1611 гг. существовала архиерейская кафедра, викарий с 1714 г. стал титуловаться «Корельским и Ладожским» (в 1730-1734, 1740-1742 и 1742-1758 вик-ства не существовало, в 1734-1740 викарий не имел титула, в 1758-1763 именовалось Кексгольмским и Ладожским викариатством , с 1759 постоянной резиденцией викария был определен Хутынский мон-рь). В 1708 г. в С.-Петербург для заведования церковными делами был командирован архим. Хутынского мон-ря Феодосий (Яновский) . Он смог войти в доверие к царю Петру I и нашел способ закрепиться в столице. 21 февр. 1712 г. светлейший кн. А. Д. Меншиков сообщил митр. Иову, что царь указал построить на р. Неве мон-рь во имя св. блгв. кн. Александра Невского, перевести в него архим. Феодосия и приписать «Иверский монастырь со всеми вотчинами к тому Александрову монастырю». Попытка митр. Иова спасти Иверский монастырь от «приписки», пожертвовав его вотчинами, не увенчалась успехом. Вскоре к Александро-Невскому мон-рю были приписаны и др. обители Новгородской епархии, включая Николаевский староладожский, к-рый формально числился «епископией» (кафедрой викарного епископа Ладожского). Митр. Иов смог получить недвижимость в С.-Петербурге («домик Софийский» «для приезду нашего» и двор для стряпчего) только в 1713 г.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010