Будища. Глуховско-Петропавловский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1230. Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Будища, улица Петропаловская Б-00, Будищанский интернат Координаты: 51.468528, 33.971969 Проезд:ехать по автодороге Р-44 до села Баничи, потом повернуть в сторону села Будища Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырский комплекс расположен на высокой горе, поросшей дубовым лесом, на правом берегу р. Клевень поблизости с. Будища за 20 км от Глухова, близ старинного пути с Глухова на Путивль. Архитектурный ансамбль господствовал над равнинной заболоченной заводью и благодаря своим архитектурным доминантам был виден издалека. Время основания монастыря неизвестно. По преданию – в 1230 г. В конце XVII ст. (с 1694 г.) его настоятелем был Св. Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, 1651-1709) – выдающийся церковный деятель, писатель и просветитель, который написал здесь немало своих выдающихся трудов, в частности и «Четьи Минеи». В 1769-1772 гг. архимандритом монастыря был Давид Нащинский, профессор Киевской академии, который ознакомил Европу с произведениями Феофана Прокоповича. В этом монастыре, возле южного входа в собор был похоронен Мельхиседек (Матвей Карп.) Значкояворский (1716-1809), прежний игумен Мотронинского монастыря и один из вдохновителей Колиивщины, который в 1786-1809 гг. был здесь архимандритом. В 1695 г. на заказ Димитрия Ростовского «записной государей мастер каменного дела» Матвей Ефимов, который тогда работал в Глухове, а перед тем – в Стародубе, начал строительство каменного Петропавловского собора, завершенное в 1697 г. Сохранился и опубликован контракт на строительство, в котором указано, что собор должен был иметь высоту 7,5 сажен к бане (около 13 м) и баню, высотой 2 сажени. В начале XVIII ст. (до 1706 г.) средством полковника стародубского Михаила Миклашевского, который погиб в бое со шведами в 1706 г., здесь построена каменная трапезная с теплой церковью Успения Богородицы. В 1712 г. построили каменную надбрамную Михайловскую церковь, а в 1895 г. – два каменных корпуса братских келий и новое каменное ограждение.

http://sobory.ru/article/?object=41269

А.К. Кулясов I. Село Алаты 1. О храме Успенский храм стоит на четырехугольной площади в южной части села. Храм построен по достоверным данным в 1712 г. 1 создателем Петропавловского собора, Духосошественской и Пятницкой церкви г. Казани, Иоанно-Предтеченского храма села Потонихи и села Болгар Ив. Аф. Михляевым. 2 Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно не сохранилось и сведений, кем был освящен храм. Известный в Казани купец и фабрикант Михляев, вероятно, для большей торжественности освящения храма в инородческой глуши приглашал ревностного храмоздателя и просветителя инородцев митрополита Тихона III. Престол в главном храме носит ясные знаки архиерейского освящения: полное (крестообразное) опоясание. Главный храм существует в том виде, как он был первоначально построен из громадных брусьев дикого камня. Лишь три окна в алтаре, и одно на правом клиросе, расширены. Придельный храм за исключением алтаря, из-за тесноты и трещин, и колокольня, в 189798 г. перестроены и увеличены в размерах на средства местного уроженца 3.И. Бажанова и других. О посещении храма Владыками до 1867 года документальных данных нет. Лишь, как выше отмечено, на освящении храма в 1712 году был митрополит Тихон (Воинов), а митрополит Вениамин (Пуцек-Григоровоч), по преданию, любил жить на даче около приходской деревни Алан-Бексер, следовательно, мог посетить храм в Алатах. Из архиепископов в 1867 и 1869 годах посетил Антоний, и в 1896 г. – Владимир. Из викариев – епископы: Сергий в 1890 г.; Иоанн в январе 1901 г.; Алексий (Молчанов) в июле 1902 г., 2 сент. 1913 г. – Михаил; 16 и 17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 г. – Анатолий. Как видно из напечатанных проф. И.М. Покровским приходо-расходных книг Казанского митрополита Тихона за 1706 год, здесь до существующего каменного храма были одновременно, по-видимому, деревянные церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанския и 2) Воскресения Христова. Из надписи на цветной постной триоди, изд. 1660 г., видно, что в 7170 году в Казанской церкви был придел «чудотворца Николы», а в надписи «попа Дмитрия Федосеева по реклому Зубарева» на октоихе, изд. 1683 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» ( Гатова. 2004). Биография и творческое наследие З. до сих пор исследованы недостаточно. З. был дворянского происхождения и, видимо, род. и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. З. впервые упомянут в делах Малороссийского приказа (документ от 30 нояб. 1690) как гонец гетмана И. С. Мазепы, по поручениям к-рого неоднократно приезжал в Москву в 90-х гг. XVII в. И. Э. Грабарь предполагал, что З. являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693, не сохр.) мон-рей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве З. познакомился с буд. митр. Стефаном (Яворским) , к-рый затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам З. в челобитной 1722 г., он поступил на службу к имп. Петру I по именному царскому указу в 1701 г. и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 г. и до конца жизни З. был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности к-рой входил надзор не только за иконописанием, но и за др. сферами художественной жизни; с 1721 г. эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода». З. работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в С.-Петербург и др. места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство ц. арх. Гавриила (1704-1707), 1-го деревянного госпиталя (под рук. Н. Бидло, 1706-1707), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724), перестройку дворца А. Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714), интерьеры дома Ф. М. Апраксина (1712-1714), патриарших палат и ц. Двенадцати апостолов (1721-1724), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725), проекты каменных келий Заиконоспасского мон-ря (1720). По проекту З. были возведены деревянные ц. Александра Невского в Александрополе (1718, не сохр.) - крепости, построенной Меншиковым близ Почепа,- и дворец Петра I (1724-1725, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Иов, митрополит Новгородский и Великолуцкий Родился в селе Катунки Балахнинского уезда Нижегородского края. Происходил из духовного сословия. Рано принял пострижение в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1690 года – архимандрит Высокопетровского монастыря в Москве. 28 апреля 1694 года переведен из Высокопетровского монастыря настоятелем Троице-Сергиева монастыря. 6 июня 1697 года патриархом Адрианом († 1700) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. В 1704 году освятил в Санкт-Петербурге первую церковь в крепости. С 1712 года неоднократно просил увольнения на покой, но его просьбы не были удовлетворены. Скончался 3 февраля 1716 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе. Митрополит Иов принадлежит к числу выдающихся русских иерархов. По условиям того времени, он не получил достаточного начального образования, но был человеком довольно просвещенным, любителем книжной мудрости и поборником просвещения. Он очень любил книги и принимал их, по его выражению, «яко корабли индийския, наполненный тмищными благами и бисеры многоценными, различным индийским камением и адамантами сияющими». Он имел у себя обширную библиотеку. С уважением относился митрополит к ученым и готов был прощать их вольные и невольные слабости. По его ходатайству были возвращены из ссылки греческие ученые братья Лихуды, которые стали первыми учителями образованного митрополитом Иовом в 1706 году Новгородского греко-славянского духовного училища. Для училища было выстроено специальное двухэтажное здание за счет средств Софийского собора. Ученики же, которых насчитывалось до 153 человек, содержались за счет домовой казны митрополита. В деле развития просвещения митрополит Иов был прогрессивен для своего времени. Его епархия являлась образцом для других епархий. Основанное им духовное училище стало центром развития образования не только в Новгородской епархии, но и в других. По рекомендации Священного Синода, многие епархии стали обращаться к митрополиту Иову за учителями из числа воспитанников училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Янкович; ок. 1658 - 18(29).03.1712), митр. Суздальский и Юрьевский. В эпитафии Е. указано, что он «родом Сербин... отечеством Скопья Сербска града... Пастырь девятнадцать лет Христова стада, прежде Пятицерквенский...», умер в возрасте 54 лет (исходя из этого определен возможный год рождения). В серб. источниках Е. упоминается с прозвищем Тетовац, поэтому некоторые исследователи считали, что он был родом из г. Тетово (совр. Македония). По сообщению брата Е., их отец был торговцем, возможно, семья переезжала из города в город. До великого переселения сербов 1690 г., когда Е. ушел вместе с патриархом Арсением III (Черноевичем) и поселился в г. Сентендре (совр. Венгрия), о нем ничего не известно. Согласно записи в рукописи, переписанной в апр. 1701 г. и хранившейся в церкви в г. Печ (совр. Венгрия), на Пасху 1694 г. в Успенском храме в Сентендре патриархом Арсением III Е. был хиротонисан во епископа «Петоцркванского и Мухачского Сегетвару и Канижи, Шиклеушу и прочим» ( Записи. 6. 10202; в тот период Мохачская епархия охватывала обл. Баранья и по названиям больших городов именовалась Печуйской, Петоцркванской, Сечуйской и Сигетской). Однако, исходя из упоминания в эпитафии, что Е. был архиереем 19 лет, можно предположить, что он был хиротонисан в 1693 г. Патриарх Арсений III просил утвердить права Е. наряду с правами др. серб. православных епископов, служащих на территории Австрийской империи. Имп. Леопольд I (1658-1705) 4 марта 1695 г. выдал диплом, к-рый утвердил Е. в качестве епископа Сигетского («Sigetiensis»). В дипломе Е. случайно был назван Евфимием, поэтому 2-й еп. Мохачский часто ошибочно упоминается под этим именем (см.: Иларион (Руварац), архим. О enapxuju Neчyjcko-Moxaчko-Ceчyjcko-Curemckoj: 1695-1733 гг. Сремски Карловци, 1922. С. 11). Филигранная надпись на переплете Евангелия сообщает, что она была выполнена «по заказу епископа Мохачского Ефрема в 1695 г.» (см.: Г. О српском XVII в. из збирке FITZWILLIAM-obor Myзeja у С. Београд, 1969. С. 20). В апр. 1701 г. Е. находился в Пече, но вскоре был вынужден покинуть епархию из-за давления на него иезуитов. Обращения к имп. Леопольду I не помогли ему вернуть епархию, и он нашел убежище в мон-ре Св. Троицы в Плевле (совр. Черногория). Еще в 1706 г. католич. архиеп. Эстергома кард. Леопольд Колонич просил австр. имп. Иосифа I не допускать возвращения в епархию Е., мешавшего расширению влияния униатов.

http://pravenc.ru/text/182135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ (Юрлов Лаврентий Михайлович; ок. 1678, с. Сёмово Курмышского у. (с XVIII в.- Макарьевского у. Нижегородской губ.) - 28.01.1755, Москва), бывш. еп. Воронежский и Елецкий. Род. в семье нижегородского дворянина, рано осиротел; был взят на воспитание боярином кн. И. Б. Троекуровым (1633-1703), одним из приближенных молодого царя Петра I Алексеевича и его свояком, последним главой Стрелецкого приказа. Вместе с сыновьями кн. Троекурова Федором и Иваном участвовал в Азовских походах 1695 и 1696 гг. Был пажом царицы Марфы Матвеевны. В 1700 г. в начале Северной войны участвовал в осаде Нарвы, закончившейся 19 нояб. поражением рус. войск. Обстоятельства и время принятия монашества достоверно неизвестны. В собрании «Анекдотов» об имп. Петре Великом И. И. Голикова со слов вдовы адмирала А. И. Головина, сына И. М. Головина (1680-1737), одного из ближайших сподвижников царя, приведен рассказ «Происшествие об украденном кубке». Якобы паж Юрлов на ассамблее в Немецкой слободе в Москве украл любимый кубок царя и спрятал в карете царицы Марфы. Царь, раскрыв преступление на месте, велел царице на следующее утро прислать пажа к нему. Вечером царица расспросила Юрлова о случившемся и тот ей во всем признался. Видя раскаяние юноши, она дала ему неск. червонных и «велела спасаться, как он знает». Юрлов ушел в Вологду и постригся в монахи. Сам епископ на допросе в 1730 г. рассказал, что он до 1711 г. «лет с десять» находился в Троице-Сергиевом монастыре. В 1706 г. в Сергиев монастырь вернулся из приписного астраханского во имя Святой Троицы муж. мон-ря несший там послушание строителя иером. Георгий (Дашков) . Вскоре он стал казначеем, затем келарем «у Троицы», а в апр. 1711 г.- настоятелем в сане архимандрита. Белец Юрлов сблизился с о. Георгием и впосл. разделил его участь. В сер. 1712 г. Л., уже будучи монахом Троице-Сергиева мон-ря, как следует из рекомендательных писем митр. Новгородского и Великолуцкого Иова митрополитам Казанскому Тихону (Воинову) и Астраханскому Сампсону († 3 апр.

http://pravenc.ru/text/2463251.html

Основан удельными князьями Белёвскими. Место, на котором он построен, в актах XVI и XVII веков обыкновенно указывается " на на посаде, на старом городище " , но кто был строителем из белёвских князей, а равно когда был основан монастырь, неизвестно. По актам монастырского архива существование монастыря становится известным с царствования Иоанна IV Грозного, именно - 1557г. Вместе с основанием монастыря князья обеспечили его существование, приписав к нему в вечное владение свои богатые вотчины, и избрали его местом своего погребения и вседневного церковного поминовения по умершим из рода в род.. В Смутное время монастырь был разорён и сожжён литовцами. Смутное время, бывшее временем " московского разоренья " , по отношению к монастырю в монастырских актах называется временем " монастырского разоренья " . До конца XVII столетия монастырь существовал деревянным зданием. Но в 1651 году монастырские церкви сгорели, и с этого года монастырь начинает обстраиваться каменными зданиями. В 1686 году была выстроена и освящена Спасо-Преображенская церковь. В 1695 году возобновлены святые ворота и на них устроена церковь святого Алексея, митрополита Московского. В 1698-1700 годах построена Введенская церковь и в 1706-1712 годах выстроена церковь во имя Иоанна Предтечи. В 1719 году пожаром истреблён был весь город Белёв, вместе с ним сгорел и монастырь. После пожара церкви были возобновлены в том же числе и с теми же наименованиями. Из построек, произведённых в церквах в сравнительно недавнее время, более крупная состояла в постройке в 1864 году заново трапезы во Введенской церкви на сумму 9000 рублей, завещанную белёвским купцом Иваном Макаровым, и на пожертвования других благотворителей. Трапеза построена в два яруса с 5-ю приделами. Из них три в верхнем ярусе. Средний (главный) во имя Казанской Божией Матери; с правой стороны - во имя Пафнутия Боровского, а с левой - во имя святого Димитрия Солунского. В нижнем ярусе приделы: с правой стороны - во имя Божией Матери " Всех скорбящих радость " , с левой - во имя трёх святителей. Старинные иконостасы сохранились только в двух церквах: Спасопреображенской и Введенской; построены они не позднее 1719-1725гг.

http://sobory.ru/article/?object=04683

Саров. Успенская пустынь. Саровский монастырь Карта и ближайшие объекты Вся история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, подвижничество, духовные и физические тру­ды сестер обители тесно увязаны с деятельностью ши­роко известного в России Саровского мужского монасты­ря. Две соседствующих друг с другом святых обители со­ставляют как бы единое целое в составе Русского Право­славия, пополняющего его служение высоким, неруши­мым христианским началам. Первым и самым важным письменным источником о начальном этапе деятельности Саровской пустыни и пос­ледующей ее истории является сочинение иеромонаха Иоанна, удостоенного впоследствии саровской братией доверия быть первоначальником обители. Сочинение было написано между 1710-1712 годами. Первоисточник-сочинение свидетельствует, что датой начала деятельности Саровского монастыря яв­ляется день освящения первого храма - 16/29 июня 1706 года. До этого же здесь на лесном холме у слияния речек Сатиса и Саровы жительства не было. А среди окрестной мордвы и русских крес­тьян это место именовалось Старым Городищем. Местные исследователи раннего времени утверждают, что возникновение Городища связано с прихо­дом в этот дикий лесной край и на лесной холм монголо-татар, которые появились здесь в 1298 году. Они и избра­ли холм местом своей стоянки. Далее исследователи указывают, что и название реч­ки Саровы пришло из татарского наречия, что означает заболоченная река. Оно так и было: берега речки Саро­вы у холма в те далекие времена и много позднее пред­ставляли собой болотистую низменность. Исследователи коснулись и происхождения названия - пустынь, Саровская пустынь. Утверждается, что воины Дмитрия Донского под предводительством князя Бориса Константиновича Городецкого наголову разбили здесь в 1377 году татаро-монголов, стерли с лица земли их горо­док с названием Сараклыч, превратив его в пустынное место. Отсюда, по мнению исследователей, среди окрес­тных жителей и закрепилось название места, на котором потом встала Саровская обитель - Старое Городище.

http://sobory.ru/article/?object=01580

Содержание I. Швимер (1701–1703 гг). II. Документы Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел 1. – 1701–1702 гг. «Ректор» Николай Швымер и его ученики латинского и немецкого языков. 2. – 1702 г. Приезд в Москву саксонца «профессора» Иогана Вернера Бауса для учения детей наукам и языкам 3. – 1703 г. Приезд саксонца Христофора Бухнера для учения русских детей «европским» языкам 4. – 1703–1705 гг. Приезд в Россию пастора Эрн. Глика и его школьные занятия в 1703–1705 годах 5. – О доме боярина В. Ф. Нарышкина (ранее В. П. Шереметева) на Покровке, в котором помещалась в 1704–1707 годах школа Глюка 6. – 1711 г. О пенсии вдове Глюка и отпуске ее в Ригу 7. – Ученики немецких школ в 1708–1709 гг. 8. – Ученики, посланные в 1702 и 1704 гг. в Саксонию для учения горного дела, саксонского, латинского и французского языков 9. – 1712 г. Контракт И. Брюса с И. Фокеротом относительно обучения детей брата И. Брюса III. – Документы Архива Московской Синодальной Типографии 1. – О ведении немецких школ сперва в Монастырском приказе, а потом в приказе Книг печатного дела 2. Об учителях немецких школ в 1711–1715 гг. а) в 1711 г. б) в 1712 г. в) в 1713 году г) в 1714 г. д) в 1715 г. 3. Другие должностные лица школ: управитель, подьячий и сторож 4. Ученики немецких школ 5. – О книгах, которые переводили и по которым учились в немецких школах, и о школьной библиотеке 6. – Исправление школьного здания и покупка дров для отопления его 7. – Дополнительные заметки к настоящим извлечениям из книг архива Московской Синодальной Типографии IV. – Из рукописей Московского Публичного и Румянцевского музеев Выписка 1706 года о школе Глюка V. – Дополнения к документам Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел 1. – Память Стефана митрополита Рязанского и Муромского в Посольский приказ, чтоб отдавать детей для учения в школу Спасского монастыря, а не иноземцам 2. – К материалам о доме боярина Нарышкина, в котором помещалась школа Глюка, и о соседних зданиях (см. выше стр. 57–95) 3. – Об учениках Немецких школ 1701–1711 г.г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Михаил Петрович (1681 или 1680-24.08.1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии. Род. в семье священника. Службу начал в 10-летнем возрасте в Посольском приказе. В июне 1698 г. вместе с др. подьячими А. принимал участие в подавлении стрелецкого восстания (см. Стрелецкие восстания кон. XVII в. ). В 1699 г., в составе посольства А. Матвеева , был направлен для получения образования в Гаагу. Вернувшись в Россию в июне 1702 г., был представлен царю Петру I , служил подьячим Посольского приказа. В июле 1706 г. получил разрешение на поездку в Голландию сроком на год для завершения образования. В кон. 1708 г. назначен дьяком Оружейной палаты. После перевода в С.-Петербург с авг. 1710 г. занимался организацией Оружейной канцелярии, где под его началом состояло до 219 «приказных и мастеровых разных художеств». В 1711 г. А. было поручено устройство типографии в С.-Петербурге. В 1712 г., получив чин цейхдиректора, стал руководить Оружейной канцелярией и С.-Петербургской типографией. Помимо своих основных обязанностей А. редактировал знаменитые петровские «Ведомости», составлял «Книгу Марсову» (1713) и, по-видимому, первую, к наст. времени утерянную историю царствования Петра I. К 1720 г. руководимая А. типография выпустила 131 издание. Среди печатной продукции типографии полностью отсутствовала религ. лит-ра, а подавляющее большинство изданий печаталось гражданским шрифтом. По замечанию одного из исследователей, «не издав ни одной службы святым, М. П. Аврамов исправно выпустил 5 тиражей недоброй памяти «Объявления розыскного дела и суда... на царевича Алексея Петровича», 3 тиража «Манифеста о винах несчастной царицы Евдокии»». Однако уже в 1717 г., вынужденный издать под давлением ген.-фельдцейхмейстера Я. В. Брюса рус. перевод соч. Х. Гюйгенса «Книга мирозрения, или Мнение о небесных глобусах», А. позаботился представить ее Петру I как богопротивную и добился отсылки всего тиража (30 экз.) в Голландию. Указом от 1 мая 1720 г. Оружейная канцелярия была упразднена, петербургский арсенал, состоявший в ведении А., поступил в Артиллерийскую канцелярию. В февр. 1721 г. типография была передана в ведение Святейшего Синода, а оставшийся без должности А. в авг. того же года назначен асессором в Берг-коллегию. Проект учреждения в России Академии «иконного и живописного художества», поданный А. весной 1721 г., не получил одобрения и остался без последствий. В том же году у А. было конфисковано на «галерное строение» имение Крестин-кирха близ Ладожского оз. в Нейшлотском у.

http://pravenc.ru/text/62976.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010