В 2016 году канонизирована Грузинской Православной Церковью. Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже. В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев. Чураковы Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича. Нищий Корин вспоминал, что встретил старика нищего на паперти Дорогомиловского Богоявленского собора (позднее взорванного) и с трудом привел в мастерскую. Некоторые люди, изображенные на подготовительных портретах, не вошли в эскиз 1935–1959 годов. Сам эскиз хранится в Третьяковской галерее. Портреты современников и «сила человека» «А в громадном портретном наследии Корина, разве в них не те же характеры, что и в этюдах к картине? Те же, это их продолжение. Те же героические, трагические и возвышенные черты. Корина всегда влекла микеланжеловская сила человека» (В.И. Иванов. Памяти Павла Дмитриевича Корина). Работа над «Русью уходящей» — так получилось в силу времени и обстоятельств — шла, как принято говорить, «в свободное от основной работы время», хотя всегда была для Павла Корина главной. Слава к художнику пришла во многом благодаря работе над портретами современников: ученых, писателей, военачальников, артистов. За эту серию он получил Ленинскую премию. Сегодня некоторые работы художника находятся в экспозиции Третьяковской галереи, некоторые в запасниках музея. Часть из них можно увидеть на выставке: Портрет А.М. Горького, 1932 С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников. Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.

http://pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodya...

Корин был лишен главного условия для работы над своей эпопеей — покоя внешнего и внутреннего. Но он не оставлял мысль начать и сделать главную картину своей жизни. Неза­долго до смерти он говорил: «Этой зимой я все-таки запачкаю свое большое полотно…» Тогда же Кори­ным были заказаны механические леса для облегчения работы над ис­полинским холстом… Значение, которое могла иметь его картина для русской культуры и истории, осознавали многие совре­менники Корина. Владыка Трифон благословил его на этот труд, Горь­кий просил его написать картину, всемерно и масштабно помогал в этом. Нестеров тоже завещал дове­сти до конца начатую работу, даже, шутя, грозил, что будет приходить с того света и понуждать закончить картину.. . Сейчас все этюды и эскиз к «Рек­виему», собранные воедино, выстав­лены в мемориальной мастерской П.Д. Корина в Москве на Малой Пи­роговской. Чуткое сердце зрителя, болеющее болью своей Родины, со­единит в себе разрозненные фраг­менты коринской эпопеи и составит их в своем воображении в единую картину. И родится уверенность, что «Реквием» Корина существует. Русская живопись прошла путь от преподобного Андрея Рублева, изобразившего неизобразимое — Предвечный Совет, Пресвятой Тро­ицы, через гений А.Иванова, посяг­нувшего выразить в красках тайну Боговоплощения, к Павлу Корину, засвидетельствовавшему в своем творчестве верность русского наро­да Христу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 марта, 2024 27 января, 2024 5 января, 2024 4 ноября, 2023 28 октября, 2023 6 июня, 2023 8 мая, 2023 19 декабря, 2022 9 декабря, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pavel-korin-nenapisann...

«Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества и т.д. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 году постригшийся в монахи. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонки... Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха... Прошу Вашего указания по этому вопросу». Упокой, Господи, душу раба Твоего Павла во Царствии Твоем, и за мужественное сердце его даруй ему удел среди тех героев веры, живописные иконы коих, открывающие тайны Промысла Твоего, он создал в ободрение сердец и в воскрешение веры! Быть может, забегая вперед в своих воспоминаниях о Патриархе Пимене и о его сподвижниках, мне хотелось бы с особой молитвенной теплотой помянуть Высокопреосвященного Питирима (Нечаева), митрополита Волоколамского и Юрьевского, молитва об упокоении и вечная память коего не покидают моего сердца. Известный своей наблюдательностью и высоким даром осмысления времени — не только своей современности, но и многих предшествовавших веков, — владыка Питирим в своей одноименной книге «Русь уходящая» описал случай, произошедший в 1954 году. Напомню, что к тому времени самой картины еще не было, автор создал окончательный эскиз лишь пять лет спустя. «В Академии художеств была выставка Корина. Были выставлены подлинники его полотен " Русь уходящая " . Патриарх сказал: " Сейчас много народу, так что вы сходите, посмотрите, а потом, когда закроется, я тоже схожу. А пока вы мне все расскажете " . Он, действительно, очень хотел посмотреть. И мы пошли. Леня Остапов был еще в мирском, я — в рясе, а у Пимена (архимандрит Пимен (Хмелевский) — М.Ф.) был уже крест. Ходим мы, смотрим, а за нами — целый хвост народу: " Вон, «Уходящая Русь» ходит! " — слышится за спиной. Потом мы спускаемся по лестнице: " Ну, «Уходящая Русь» уходит! " Мы надеваем рясы в гардеробе, а там с балкона смотрят: " «Уходящая Русь» совсем ушла! " Тут Пимен поднимает голову и громко говорит: " А мы еще вернемся! " ».

http://patriarchia.ru/db/text/1227641.ht...

Возможен и такой искусствоведческий пассаж: «Начиная работу над этюдом-портретом митрополита Трифона, художник относился к своей модели с определенном сочувствием. Он хотел изобразить его в момент душевного подъема, в момент экстаза. Но как художник-реалист Корин, независимо от своих субъективных расположений, отразил в образе Трифона объективную слабость церкви и ее руководителей в период, когда…» Приводя эти примеры (а их можно выписывать страницами), я не хотел бы бросить тень на великолепную (лучшую пока что) монографию о Корине Алексея Михайлова. Просто я хочу сказать, что о живописи рассказывать неимоверно трудно, если вообще возможно. Либо все равно не передашь того, что на полотне (краски, тона, оттенки, общее воздействие живописи на человека), либо выскажешь лишь свое понимание, свою интерпретацию происходящего, чем не очень искушенного зрителя можно сбить с толку. Эти вечные в искусстве «что» и «как». Что сказано и как сказано. «Как» – не перескажешь, а «что» – подгонишь под свое понимание вещи. Надо к тому же согласиться с А. Михайловым (по существу, а не применительно к «Митрополиту Трифону» Корина), что иногда художник хотел сказать одно, а на деле у него получилось другое. Как ни доказывал потом Гоголь, что в «Мертвых душах» он хотел воспеть действительность, а не уязвить ее сатирическим пером, никто уж его не слушал. И «птица-тройка», конечно, ничего не спасала. Из всего вышесказанного следует, что, говоря о живописи, не нужно навязывать зрителю овоей трактовки, своей точки зрения, своей версии. Как будто правильно. Но я тотчас же начну опровергать сам себя. Этюды Корина (все тридцать шесть) нельзя смотреть, нельзя понять всей их глубины (а вместе с тем величия Корина как художника), не зная некоторой тайны предполагавшейся картины. Нет, смотреть их, конечно, можно, и – вот она, великолепная живопись, тридцать шесть портретов, исполненных в рост, удивительных по своей глубине, по психологизму и по трагизму, что же еще тут можно увидеть? Ну, собрал бы Корин их всех на одном холсте, получился бы групповой портрет, стой перед ним и разглядывай – хочешь каждого по отдельности, хочешь (всех сразу. Корин оставил ведь нам эскиз будущей (предполагавшейся) картины, так что можно сначала наглядеться на эскиз, запомнить, как там расставлены все «действующие лица», а потом разглядывать по отдельности большие этюды.

http://azbyka.ru/fiction/prodolzhenie-vr...

С 1936 года наступил черный период в жизни художника. После смерти Горького на Корина обру­шился поток обвинений в том, что он «оторвался от действительности, не участвует в развитии пролетар­ского искусства, ушел в живописа­ние реакционной среды» и что все созданное им до сих пор — ошибка. Немало усердствовали в травле Ко­рина «собратья» по цеху. Это позже, уже в последние десятилетия своей жизни он будет признан крупней­шим художником современности, патриархом «социалистического ре­ализма», получит звание Народного художника СССР, его серия портре­тов полководцев и деятелей искус­ства войдет в сокровищницу миро­вого портретного искусства. …А в конце 40-х Корина не раз пытались выселить из мастерской. Третьяков­ская галерея убрала из постоянной экспозиции все картины Павла Ко­рина, объявленного «формалистом». Когда художник обратился в дирек­цию музея с просьбой дать ему на время некоторые, находящиеся в Третьяковке этюды к «Реквиему», нужные ему для работы над карти­ной, то получил ответ, что он может выкупить их. Корин перевез все свои, ставшие ненужными новой Третьяковке, картины в мастерскую и потом более 20 лет выплачивал долг за свои работы. В период высшего расцвета сво­его дарования, в момент горения своим замыслом художник был на­сильственно отстранен от работы. Тогда же Корин тяжело заболел. На много лет заслонил собой работу над «Реквиемом» проект ис­полнения колоссальных мозаичных фризов для Дворца Советов, за ко­торый Корин взялся, чтобы доказать свою художественную благонадеж­ность и лояльность власти. По-настоящему талант Корина оказался востребован во время Великой Отечественной войны. Эта небывалая беда вынудила власть вспомнить о тысячелетней истории России, вызвала всплеск творче­ских и духовных сил у нашего начав­шего терять историческую память народа. Корин все свое знание о духовной красоте и стержневых качествах русского человека, вы­несенное из этюдов к «Реквиему», вложил в триптих «Александр Не­вский», написанный им в 1942 году. Эта работа наравне с гимном «Вста­вай, страна огромная» явилась в

http://pravmir.ru/pavel-korin-nenapisann...

«По силе только с Мусоргским можно сравнить Корина». «Нужна нечеловеческая сила воли, чтобы уйти из этого зала. Дайте нам возможность постоянно видеть картины Корина». «Какая великая сила у художников, и как обидно, что иногда до нас поздно доходит то, что мы могли бы видеть уже давно». «Счастлива, что наконец-то пришло к вам то, что давно вас ждало, чего вы были достойны лет 30 тому назад!» «Павлу Корину – слава!» И так – два тома. Вместе с восхищением публики приходит и официальное, государственное признание. Павлу Дмитриевичу присваивается звание народного художника СССР и присуждается Ленинская премия . Со своей выставкой он пересекает океан и совершает триумфальную поездку в Соединенные Штаты Америки. Между тем мысль его все время возвращается к не осуществленной картине. Ведь Нестеров сказал ему однажды шутя: «Смотри, Корин, если не напишешь картину, я тебе с того света грозить стану». Действительно, теперь как будто никто не может помешать прославленному и увенчанному лаврами мастеру посвятить остатки жизни осуществлению своего главного замысла. Отшумела выставка, улеглись страсти, хорошо в тихом просторном доме, а еще лучше тут же, в мастерской. Вот холст, вот специальная стремянка, вот краски, вот руки, вот время… Может быть, перегорело все в душе, остыло, оказалось как бы за стеклом: все видишь, а дотронуться нет возможности? Осталось где-то позади вместе с годами молодости и зрелости? Нет, желание оставалось. На прямой вопрос пишущего эти строки Корин ответил: «Не знаю, успею ли целиком, но холст испачкаю». Надо ведь представить себе объем работы. При добросовестности Корина как художника заполнить красками (просто заполнить красками) холст 6X8 метров – это уже огромная физическая работа, требующая и времени и сил. А за спиной, между прочим, уже два перенесенных инфаркта. Однажды мы пришли к Корину с ленинградским художником Евгением Мальцевым. Женя сказал Павлу Дмитриевичу: – Подбирается группа ленинградских художников моего возраста, которые готовы стать вашими подмастерьями ради написания «Реквиема». Заполнять красками большие плоскости, одежды, фон, все второстепенное, все это под вашим руководством и наблюдением… работа пойдет быстро, сила у нас в руках есть…

http://azbyka.ru/fiction/prodolzhenie-vr...

Через Нестерова Корин решил обратиться к владыке Трифону Тур­кестанову. Легендарная личность был митрополит Трифон. В молодости, получив блестящее образование, он после встречи с преп. Амвросием Оптинским избрал монашеский путь. Он нес послушание и в пересыльной тюрьме, и в окопах Первой мировой войны, с которой вернулся с Георгиевским крестом, золотой панагией с надписью: «За храбрость» и с ослепшим от ранения глазом. Митрополит пользовался всенародной любовью, «своим Вла­дыкой» его считали интеллигенты и кухарки. Для последних он до рево­люции служил ночные литургии, чтоб они могли говеть и причащаться, не оставляя дневных дел. Среди ду­ховных чад владыки были актриса М.Н.Ермолова, певица А.В.Нежда­нова, дирижер Н.С.Голованов, ху­дожник М.В.Нестеров. В конце З0-х годов митрополит Трифон жил на по­кое. Сподвижник Патриарха Тихона, он вдохновлял многочисленную па­ству на твердое стояние в вере. К этому владыке и обратился Па­вел Корин. И тот горячо поддержал и благословил его замысел, согласил­ся позировать несколько сеансов. Благословение митрополита Трифо­на и написанный с него портрет от­крыли Корину сердца людей, к ко­торым теперь обращался художник с той же просьбой о позировании. Узнав, что «сам владыка Трифон сто­ял перед ним», эти люди соглашались на непривычное занятие. Для Корина начался период на­пряженной и вдохновенной работы, длившийся с 1929 по 1937 год, ког­да он создал всю галерею этюдов к «Реквиему». 32 образа запечатлел художник на монументальных по­лотнах. Это было время наивысшего расцвета его дарования. Как и его герои, он всей своей жизнью, убеждениями, верой был поставлен по ту сторону черты, кото­рую новая власть отвела «лишним»людям. Недаром М.Нестеров писал о братьях Кориных: «… эта порода лю­дей сейчас вымирает и, быть может, обречена на полное уничтожение. И, однако, пока они существуют, я не устану ими любоваться». Портрет молодого Павла Корина, сделанный Нестеровым в 1925 году, показыва­ет человека того же духовного скла­да, что и те люди, которых писал сам Корин для своего «Реквиема».

http://pravmir.ru/pavel-korin-nenapisann...

Этюды Корина (все тридцать шесть) нельзя смотреть, нельзя понять всей их глубины (а вместе с тем величия Корина как художника), не зная некоторой тайны предполагавшейся картины. По общепринятому мнению, картина должна была изображать выход из Успенского собора в Кремле всех изображённых людей, но достаточно взглянуть на эскиз несостоявшейся картины, чтобы увидеть, что люди эти никуда не идут, они стоят. Но если они стоят, то почему спиной к алтарю, к иконостасу, а лицом к выходу? Так в церкви никто никогда не стоит, разве что и правда перед выходом из неё. Это-то положение изображённых и наталкивает на самую ближайшую мысль – они выходят. Но они НЕ ВЫХОДЯТ. Это видно по сугубо статичному положению фигур, а главным образом по той напряжённости, которая у них на лицах и в их позах. Дело в том, что они НЕ ВЫХОДЯТ, А ЖДУТ. В этом и есть та маленькая тайна коринского замысла, которую непременно надо знать при разглядывании его этюдов. Да, все эти люди, олицетворяющие побеждённую, завоёванную большевиками Россию, стоят в интерьере Успенского (главного в России) собора спиной к алтарю, а лицом к входным дверям. Они стоят и ждут». И вместо того, чтобы заканчивать такую, вроде бы значимую картину, заполнять специально вытканный для него холст, П.Д. Корин создаёт мозаики для станции метро «Комсомольская» и витражи для станции метро «Новослободская»… Как бы уклоняется от своей главной работы, хотя все эскизы для неё были уже сделаны. В этом сказалась, конечно, не прихоть художника, а его художническое и человеческое чутьё и честность: Русь никуда уходить не хотела, не уходила, а только оборачивалась новым ликом: «Новым ты обернулась мне ликом» (А. Блок). Я неоднократно бывал в Солнечногорском доме Чураковых, беседовал со Степаном Сергеевичем и Фаиной Григорьевной. И зная их причастность к созданию первого памятника Блоку, просил их не просто рассказать, а написать всю эту эпопею, дабы всё было указано точно. Но Степан Сергеевич в это время отходил от болезни, писать ему было трудно. Тогда рассказ о том, как создавался памятник, записала для меня Фаина Григорьевна: «Наше знакомство с Солнечногорской школой им. А.А. Блока состоялось в сентябре 1968 года, когда старшая дочь Мария начала учиться в первом классе этой школы. Нам понравилось, что при школе силами педагогов и учеников создан небольшой музей поэта. Тогда Степан Сергеевич передал в дар школе свой этюд, на котором изображено Таракановское шоссе и озеро Сенеж, написанный с того места, где впоследствии была построена школа. Тогда же у нас возникла мысль приобрести для школы, носящей имя поэта его скульптурный портрет. Директор школы П.Е. Резник отнёсся к нашей идее довольно сдержанно, может быть, не верил в успех этого дела. А дело это, действительно, оказалось очень сложным и хлопотным.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/28/...

В те дни эта картина стала чем-то большим, нежели просто художественное произведение. В феврале 1944-го огромная копия этого полотна встретила освободителей разрушенного Новгорода. А в октябре Корина одели в форму капитана и на военном самолёте отправили в Берлин, к маршалу Жукову. Там он написал портрет, который сам Жуков прокомментировал: «Хорошее лицо, полевое».Корин всё ещё надеялся продолжить работу, но тут потребовали все этюды к «Реквиему» сдать, ведь за них платили пенсию, выхлопотанную некогда Горьким. Каким-то чудом удалось уговорить комиссию взять деньгами, которые пришлось выплачивать в течение двадцати лет. Всё, что художник зарабатывал в эти годы, всё шло на выплату долгов. «Продажа этюдов, — запишет он в дневнике, — стала терзанием и ужасом моей жизни. Я превратился в реставратора и преподавателя рисования». В 1938 году было принято решение отобрать у Корина мастерскую, и тут на помощь пришёл Алексей Толстой. Мастерскую всё же оставили, но было уже не до этюдов. Чтобы выжить, Павел Дмитриевич писал портреты, а потом... началась война. После войны отношение властей немного улучшились. Павел Дмитриевич был одним из тех героев-реставраторов, что спасали картины Дрезденской галереи. Но его работа не была оценена. Из воспоминаний самого художника: «...в 1948-м я был зачислен в формалисты. В январе пятидесятого был приглашён преподавателем в Суриковский институт и выгнан оттуда в августе. Потом тяжело болел. Моя Прасковья Тихоновна терпела, радовалась, мучилась и страдала вместе со мной». Признание художнику неожиданно принесло московское метро. Его пригласили к работе над мозаиками для станции «Комсомольская». И здесь Корин остался верен себе: с мозаичных панно на спешащих по своим делам граждан взирают благоверные князья с Нерукотворным Спасом на воинском знамени. Именно за эту работу Павел Дмитриевич получил Сталинскую премию, стал членом Академии художеств. Начались выставки, заказы портретов, но к «Реквиему» Корин вернуться уже не смог. Близким он говорил так: «Мой учитель, Михаил Васильевич Нестеров, сказал про мою „рану“: „Павел Дмитриевич, если вы её не напишите, я вам с того света буду пальцем грозить!“ Стариком он говорил мне: „Я сделал всё, что мог сделать“.

http://pravoslavie.ru/71050.html

— Обитель располагается в центре города. Многие ваши здания — памятники архитектуры федерального значения. Каково это — вести столь активную работу в зданиях с особым статусом? — Памятник архитектуры — это такое почетное название, которое никакой радости не приносит. Наоборот, то и дело возникают дополнительные трудности: с одной стороны здания довольно старые, с другой — любые работы, изменения планировки, ремонт мы не можем выполнять без разрешения «Москомнаследия». Невозможность решать самостоятельно проблемы, связанные с ремонтом и другими работами, статус «памятника архитектуры» создает сложную ситуацию. Мы готовы пригласить людей, которые уже хорошо зарекомендовали себя в предыдущих работах, но необходимость согласования с «Москомнаследием» приводит к появлению сторонних организаций, выбранных с помощью тендера. Почему-то это очень часто сказывается на качестве работ. — В 2009 году в обители была проведена масштабная реставрация. Как бы Вы оценили её результаты? — На момент реставрации 2009 года Обитель была в плачевном, аварийном состоянии. К столетию со дня её основания по указанию Мэра Москвы здесь проводилась масштабная реставрация, но проблемы есть. Связаны ли они с недостатками реставрации или просто с приобретенной ветхостью зданий — сложно сказать. Думается, что сейчас надо не искать виновных, а постараться, чтобы все-таки наследие, которое нам доверили, не было утрачено. — Кто был инициатором публикации «Архнадзора», появившейся в начале января? — Можно так сказать, что мы дружим с  «Архнадзором» . Они в курсе наших проблем, поэтому и выступили в нашу поддержку. У них есть замечательные люди, которые нам помогают. Представители этой организации иногда проводят очень интересные экскурсии по Обители, по храмам Замоскворечья. Мы с ними общаемся и приглашаем их, если нам нужна помощь. Крипта с фресками Корина — Когда обозначилась ситуация с высокой влажностью в крипте Покровского собора? — После моего назначения в Обитель в феврале 2011 года ситуация с повышенной влажностью в крипте обозначилась довольно быстро. Конечно, реставрационные работы 2009 года там проводились, но почему избыточная влажность так и осталась — сказать сложно.

http://pravmir.ru/obitel-miloserdiya-v-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010