66 Головин Федор Алексеевич (1650–1706), граф (с 1702) – сподвижник Петра I, глава внешне-политического ведомства (президент Посольских дел), генерал-адмирал (1699) и первый в России генерал-фельдмаршал (1700). Первый кавалер высшей государственной награды – ордена Святого Андрея Первозванного (10 марта 1699 года). Сибирский наместник с 1691 г. 67 Мазепа Иван Степанович (1639–1709) – гетман Запорожского Войска обеих сторон Днепра в 1687–1708. Второй в российской истории кавалер ордена Андрея Первозванного (после Головина; с 1700). Изменил Петру, перейдя в 1708 г. на сторону Карла XII. Среди старинных вкладов храма Гроба Господня русские паломники отмечали серебряную доску с изображением Снятия с Креста и чеканными ликами евангелистов по углам, которой покрывали камень Ангела при богослужении в Кувуклии, с надписью: «Иждивением ясновельможного Иоанна Мазепы, Российского гетмана». «Вот судьба Мазепы, подумал я, – записал в дневнике Порфирий (Успенский) , служивший на этой доске 14 мая 1844 г. – В России его проклинают, а здесь молятся о упокоении души его и прощении, и оставлении грехов его. Не знаю, что действительнее пред Богом: наше ли всенародное проклятие или здешние молитвы. Верно, ни то, ни другое» ( Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. Т. 2. СПб., 1896. С. 86). 68 Имеются в виду Георгий XI (1651–1709) – царь Грузии (Картли) (1676–1688, 1692–1695, 1703–1709), сын царя Картли Вахтанга V, из династии Багратионов, и его брат царь Леван (ок. 1660–1709). 69 Вахтанг VI (1675–1737) – царь Картли (1703–1711), сын царя Левана. Писатель и законодатель, инициатор летописного свода «Картлис Цховреба». С 1724 г. переселился в Россию. 70 Мелетий (1785–1867) – митрополит Петры Аравийской, выдающийся деятель Иерусалимской Церкви второй трети XIX в. Наместник Патриарха Иерусалимского с 1841 г. Владея русским языком, был долгие годы духовником русских поклонников в Святой Земле, у которых пользовался большим уважением и именовался не иначе как «Святой Петр», что является упрощенной и искаженной формой его греческого титула: «святой (у греков вместо преосвященнейший – Н.Л.) Петры . Упоминается в бумагах митрополита Московского Филарета как «святой Петры».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но в этом году четверток пятой недели был 29-го марта. Леонтий говорит, что из Иерусалима в Константинополь он приехал 1703 года, апреля 21-го в день Преполовения; в этом году действительно Преполовение приходилось в это число. Кто же у кого списал хождение? Поп ли Лукьянов, ездивший в 1711 и 1712 году, списал «хождение Леонтия», бывшее в 1702 и 1703 году, или старообрядцы впоследствии сделали выдержки из путешествия Лукьянова и, приписав его Леонтию, отнесли к 1702 и 1703 году? Заметим однако, что в проезжей грамоте, напечатанной в «Русском Архиве» и отнесенной к 1710 году, говорится, что Лукьянов едет в «государство великаго государя Мустафы», и о турецком султане говорится, как о союзнике. Но Мустафа низложен еще 23 августа 1703 года, а в 1710 году Россия была в разрыве с Ахмедом III, а в ноябре 1710 г., то есть еще до выезда Лукьянова, Турция объявила войну России. Еще: Лукьянов в 1711 г. говорит о Палии и Палиевщине, а Палий был убит в полтавском сражении 27-го июля 1709 года (Конисского «История Руссов», стр. 109). [По этим статьям полагалось: а) Жечь в срубе: тех, которые хулят господствующую церковь и производят в народе мятеж или соблазн и остаются упорными, а также и тех, которые на казни покорятся св. церкви, но снова обратятся в раскол; тех, которые увлекали других к самосожигагельству. б) Казнить смертью: тех, которые перекрещивали людей в свою секту; тех, которые, перекрестившись, не соглашаются возвратиться к церкви. в) Бить кнутом и ссылать в дальние города: раскольников, скрывающих принадлежность свою к расколу, хотя бы после и раскаялись; всякого звания людей (то есть и нераскольников), укрывших раскольников у себя в доме, зная, что они раскольники, и не донесших о них начальству. Имение казненных и ссылаемых конфисковалось на том основании, что на прогоны и на жалованье «сыщикам» по государству раскольников «много шло государевой казны». — См. «Полн. собр. зак. Росс. Имп.» т. I, и «Акты Арх. Эксп.» m. IV.] Макария, епископа врнницкого (потом архиепископа харьковского), «История русского раскола», стр. 133.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Видимо, что кроме этого письма было еще и другое: святитель отвечал из Ростова в феврале: «...изволил святое архиерейство твое к нам писать паствы нашея города Ростова о жителе Петре Федорове сыне Кичигине, да уезда церкви Воскресения Христова, что на Пуре, Андрее Иванове, и молитвами твоими архиерейскими, за упрошением нас смиренных он вышеупомянутый Петр Кичигин от солдат отставлен, а Пономарева сына Андрея Иванова по очереди его мы смиреннии постричь во диаконы готовы». 1307 Были и другие сношения с Вологодской епархией. В 1703 году в Великоустюжской Георгиевской церкви был выстроен придел преп. Антония и Феодосия Печерских . Строитель, протодьякон Иван Федоров пригласил святителя написать канон пр. Антонию и Феодосию. 1308 Канон был написан в 1704 году. 23 февраля 1703 г. в Романове (а, следовательно, и в других городах епархии) была получена грамота с указом святителя. Кроме известия об открытии «грамотеческих учений» в Ростове для детей духовенства, грамота говорит о пощении в великий пост, обличает родителей, не отдающих своих девиц в честное супружество по мнимым религиозным соображениям и не пускающих их в церковь и к исповеди, требует сведений о расколе и присылки священнических детей к старосте поповскому, для отсылки в Ростов. 1309 В то же время, написанное святителем в 1702 г, лирическое произведение, соответствующее нынешним малорусским пассиям, «Плач на погребение Христово» 1310 было «чтено на утрени Страстной пятницы на трисвятом по славословии. 1311 Кроме того, в одном списке «Поклонения св. тайнам», есть пометка «сии стихи новоизданные Димитрия митрополита Ростовскаго; читать их повелел во своей епархии, приступаючи ко святому причащению». 1312 Вероятно, это распоряжение сделано тогда же. С другой стороны, Димитрий продолжал трудиться и по Четь минеям, над окончанием четвертой части (июнь-август). Сохранилось «житие св. благовернаго царевича Димитрия, слог сего жития благовернаго царевича и великаго князя Дмитрия Иоанновича Московскаго и всея России преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, иже сложи его в лето воплощения Бога слова 1703» 1313 и житие Козьмы и Дамиана, с отметкой 14 сентября 1703 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Свт. Иоанн Златоуст. Фронтиспис в кн. «Беседы на Послание ап. Павла» Иоанна Златоуста. М., 1709. Гравер И. Ф. Зубов (1675/77, Москва - 1743, там же), старший сын Ф. Е., мастер московской школы гравюры петровского времени. Вместе с братом с 1698 г. был иконописным учеником Оружейной палаты, в 1703 г. отдан на обучение в гравировальную мастерскую Оружейной палаты к Схонебеку. В окт. 1708 г. направлен вместе с мастером-гравером П. Пикартом в Московский Печатный двор, где после перевода (1714) Пикарта с учениками и печатниками в С.-Петербургскую типографию остался единственным мастером-гравером. С 1721 г. служил в Синодальной типографии, откуда уволен в связи с упразднением гравировальной мастерской (окт. 1728). Впосл. исполнял гравюры на продажу, состоял на службе в Мануфактур-коллегии, где гравировал клейма для гербовой бумаги. Вид Троиц-Сергиева мон-ря, с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Гравюра. 1-я пол. XVIII в. Гравер И. Ф. Зубов Вид Троиц-Сергиева мон-ря, с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Гравюра. 1-я пол. XVIII в. Гравер И. Ф. Зубов И. Ф. создавал аллегорические композиции (конклюзии), портреты, архитектурные виды; темами работ этого мастера офорта и резцовой гравюры были события общественно-политической жизни петровского времени, религ. сюжеты. Среди произведений И. Ф. на светские темы наиболее известны: «Ботик Петра I» (20-е гг. XVIII в.), «Врата Синодальные» (1721), парные портреты имп. Петра I и имп. Екатерины I (1721, с оригинала Ж. М. Натье (?)), транспаранты фейерверков 1722 и 1723 гг., портрет имп. Петра II (1728, с оригинала И. П. Люддена), «Вид Измайлова» (кон. 20-х гг. XVIII в.). Образцами произведений И. Ф. на религ. темы служат «Воскресение Христово» (1703, с гравюры Ж. Лепотра), «Тезис Луки Мультанского, посвященный Рафаилу Краснопольскому» (1709), «Тезис Феофила Кролика и Василия Гоголева, посвященный Полтавской победе» (1709, совм. с М. Д. Карновским), «Тезис Михаила Заборовского, посвященный митр. Смоленскому и Дорогобужскому Сильвестру Крайскому» (1711) и «Тезис Лаврентия Трансильванского, посвященный переходу в русское подданство Дмитрия Кантемира» (1712, оба совм. с Г. П. Тепчегорским), «Тезис Гедеона Вишневецкого, посвященный коронации Екатерины I» (1724), вид Троице-Сергиевой лавры (1725), вид Соловецкого монастыря (1744, совм. с братом), «Прп. Феофилакт (Лопатинский)» (30-е гг. XVIII в.), «Прп. Лев Катанский» и «Свт. Варсонофий» (обе после 1721).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Илии (Обыденного) (1702), святых Космы и Дамиана в Шубине (нач. XVIII в., 1703-1722), Св. Троицы в Троицкой слободе (1696-1708) и др. К др. типу сооружений относятся те, в которых были предприняты попытки соединить сложившуюся, целесообразно и функционально оправданную структуру правосл. храма в рус. варианте с композиционными и декоративными формами, мотивами, приемами западноевроп. происхождения. Наиболее ярко эти черты отразились в ц. арх. Гавриила (Меншикова башня) (1704-1707, архит. И. П. Зарудный), в которой использован тип базиликального здания, с колокольней над входом, имевшей завершение в виде шпиля (не сохр.), ставшее одной из новых градостроительных доминант М. (к этому же типу будет принадлежать Петропавловский собор в крепости С.- Петербурга). Те же формы были использованы в архитектуре ц. Петра и Павла на Нов. Басманной ул. Лучшие черты петровской архитектуры соединил в себе Спасский собор Заиконоспасского мон-ря, который включил объем храма сер. XVII в. После перестройки в 1709 г. он отличается изяществом ярусного силуэта, легкостью пропорций и тонкостью прорисовки архитектурных деталей, чрезвычайно щедро воспроизводящих европ. элементы (арочные архивольты, лучковые фронтоны, люкарны, балюстрады и т. д.). Эти качества присущи и др. храмам, напр. ц. свт. Панкратия Тавроменийского (главный престол - Всемилостивого Спаса) в Сухаревой слободе (перестроена в 1700-1701; составляла ансамбль с самым выдающимся гражданским сооружением рубежа XVII и XVIII вв.- Сухаревой башней, не сохр.), ц. Св. Троицы на Капельках (1703-1712; не сохр.), надвратной ц. Тихвинской иконы Божией Матери в Донском монастыре (1711-1720) и др. Устройство арочных субструкций, несущих здания церквей и создающих вокруг стен пространство наподобие открытой паперти, сближало церкви М. с итал. образцами. Архитектурная декорация в них сейчас практически утрачена, как в ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул., в ц. в честь Вознесения Господня в Варсонофьевском мон-ре (1709-1730), в ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке (1696-1706, не сохр.). В ц. св. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) декорация многообразна и структурна: фасады четверика центрированы круглыми фронтонами, декоративными аттиками в виде портиков с треугольными фронтонами на пилястрах в обрамлении обращенных вниз волют. Присутствие столь развитых декоративных компонентов по 4 сторонам 8-лоткового свода подчеркивает крестообразность, не выраженную в плане храма.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Не имея фактических данных, нельзя с точностью показать, когда у него явилась мысль о составлении книги и когда он начал приводить свою мысль в исполнение. При этом, ему приходилось, вероятно, лишь пополнить готовый уже имевшийся у него материал, привести его в порядок и изложить в форме, какая указывалась его католическими источниками и образцами. Сделать это не представляло больших затрудений, потому что материал, которым он воспользовался для «Камня веры», большей частью, был переводный, и мы уже говорили, в чем, главным образом, обнаружился самостоятельный труд м. Стефана в его обработке. Что касается ссылок на книги московской печати и выписок из них, то они, вероятно, делались и добавлялись к основному тексту книги и по окончании ее – постепенно и в разное время. Возможно, что в 1709 г. «Камень веры» был уже написан и м. Стефан начинал печатание его. Основанием для такого предположения может служить выходной лист, приложенный к первому московскому изданию «Камня веры» в 1728 году. На этом листе, в рамках, в которых заключено заглавие книги, изображены – вверху сошествие св. Духа на апостолов, по бокам апостолы Петр и Павел и московские святители, митрополиты Петр, Алексий, Иона, Филипп, а внизу вид Москвы и подпись гравера: «гридоровал Иван Зубов. 1709». Во втором московском издании «Камня веры» – такой же выходной лист, но подписи гравера нет, его подпись, и также – «Иван Зубов», находится под портретом м. Стефана Я-го, приложенным к этому изданию. Если для издания «Камня веры» в 1728 г. был взят выходной лист, сделанный специально для него еще в 1709 году, то очевидно тогда (в 1709–10 г.) было уже решено и начато его печатание. Гравер Иван Зубов с 1708 г. работал на печатном дворе московской типографии, а в 1727 году уволен от казенной службы и мог работать только по найму (Некарский, Наука и Литература при Петре В. II, 652; Новинский, Русские граверы, 29–35). В 1703 г. была издана м. Стефаном против раскольников книга – «Знамения пришествия антихристова», для которой он воспользовался, как мы уже говорили, ближайшим образом, трудом испанского иезуита Мальвенды, современника Беллярмина: «Libri novem de Antichristo» ( Rom. 1604 г.), хотя и в «Disputationes» Беллярмина есть также особый и замечательный трактат об антихристе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

8 сент. 1703 г. на капитуле в Новогрудке избран протоархимандритом ( генеральным настоятелем ) ордена василиан. Управляя орденом, К. проводил частые визитации мон-рей, добился возвращения в орденское подчинение 17 мон-рей, к-рые ранее на правах епархиальных были подчинены униат. епископам (Лавришевский, Минский, Пустынский, Мстиславский, Черейский, Тороканский и др.). Был администратором Полоцкого архиеп-ства в 1707-1709 гг., в период его вакации. Благодаря хорошим отношениям с литов. великим канцлером К. С. Радзивиллом и его покровительству в 1709 г. К. успешно завершил тяжбу с архиеп. М. Белозором, к-рому пришлось отказаться от к.-л. прав на управление виленским Троицким мон-рем и заплатить мон-рю 18,5 тыс. злотых. После смерти униатского Киевского митр. Льва Заленского (июль или авг. 1708) администратором Киевской кафедры стал Перемышльский еп. Юрий (Гавриил) Винницкий, к-рый организовал собственное избрание на митрополичий престол. Однако выборы состоялись без участия К., что противоречило постановлению Новогрудского капитула 1686 г., регулировавшего отношения василиан и униат. митрополитов («Nexus»). К. обратился к Ю. Винницкому с протестом и оспорил его выборы, ссылаясь на 11-й пункт «Nexus», согласно которому униат. Киевский митрополит должен был избираться по согласованию с протоархимандритом и членами совета (консуляторами) василиан. Испросив прощение у К., сославшись на незнание обычаев ордена и согласившись на переизбрание, еп. Ю. Винницкий получил одобрение конгрегации василиан, собравшейся в 1709 г. в Беле (ныне Бяла-Подляска Люблинского воеводства, Польша). Та же конгрегация повторно избрала К. протоархимандритом ордена. В кон. 1708 г. избран настоятелем супрасльского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 29 нояб. 1709 г. К. получил от польск. кор. Августа II Сильного «заручный лист» против притязаний виленского старосты К. Ходкевича на несколько имений, принадлежавших Супрасльскому мон-рю. В 1710 г. по просьбе К. кор. Август II даровал Супрасльскому мон-рю привилегию на восстановление типографии и издание книг на лат., польск. и рус. языках; в 1713 г. восстановление работы типографии было одобрено рим. Конгрегацией пропаганды веры. С 1711 по 1728 г. типография Супрасльского мон-ря издала 40 книг на польск. языке, 13 - на латыни, 12 - набранных кириллицей. Для нужд типографии К. организовал при монастыре бумажную фабрику.

http://pravenc.ru/text/1841183.html

Поликарп Гойтанников в нояб. 1824 перев. из Лужецкого; † 19 янв. 1837. Аполлос Алексеевский 19 февр. 1837 перев. из Нового Иерусалима, а в мар. 1851 уволен на покой в Ростовский Яковлевский; † 1859. Агапит , бывший еписк. Томский, перев. из Нового Иерусалима 26 марта 1851, а 31 июля 1852 – в Донской. Агапит 7 авг. 1852 перев. из Иосифова; до 1867. 3 Воскресенский, Новый Иерусалим, от Москвы в 47 верстах (по Волоколамской дороге), основан патриархом Никоном 1656 г. Ставропигиальный. [II, 306.] Архимандриты Стефан , с 1656 по 1658. Герасим , 1658–65, окт. Акакий , 25 дек. 1666–70; † … Феодосий , будто бы из Костромского Ипатиевского, 1671 и здесь †. Филофей , 1672–80, в янв. уволен. Варсонофий , перев. из Тихвина, с февр. 1680, † 25 окт. Герман , 1681 и 82 (упом. 12 дек.). Никифор , в янв. 1683–85. Никанор , 1685–98. Герман , с 13 окт. 1698, а 26 июня 1699 †. Арсений определён из Новгорода 30 июля 1699–1703. Игнатий (упом. в апр. (sic) 1703) 1703–1709. Антоний , 1709–1722; перев. в Андрониев, но † 12 апр. (в надписи 1724?). Лаврентий Горка перев. из Киево-Выдубицкого 29 апр. (sic) 1722, а 8 сент. 1723 хирот. в еписк. Астраханского. Киприан Скрыпицин в авг. 1723 перев. из Спасо-Ярославского, а 1727 (упом. в авг.) – в Дмитровский Борисоглебский. Мельхиседек Борщов [упом. в июне (sic) 1727] 1727 перев. из Иосифова; 1 июня 1735 был в С.-Петербурге, а в 1736 по суду отставлен [В апр. 1736 бывший]. Карион Голубовский 19 июля 1737 перев. из Спасо-Ярославского; в 1742 отставлен, а в начале 1743 перев. в Саввин. Пётр Смелич , архиеп. Белогородский, управлял (будучи на покое), определён 6 сент. 1742; † 27 нояб. 1744. Иларион Григорович 17 дек. 1744 перев. из Чудова, а 22 мая 1748 хирот. в еписк. Крутицкого. Амвросий Зертыс-Каменский определён 10 мая 1748, из иеромонахов Александро-Невских. С 7 нояб. 1753 еписк. Переяславльзалесский; с 1761 архиеп. Крутицкий. Управлял мнтрём до 2 авг. 1765. Никон Зертыс-Каменский 2 авг. 1765 перев. из Саввина Сторожевского; † 29 сент. 1771. Сильвестр Страгородский , еписк. Крутицкий (будучи на покое) управлял в 1771–85 окт. 3, перев. в Спасо-Андрониев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава вторая Присоединение прибалтийских областей (Корелии, Ингрии, Эстляндии и Лифляндии) к России. Основание Петербурга (1703 г.). Церковное управление в новом крае. Неосуществившееся предложение патриарха Досифея – поставить архиереев в Петрополе (Петербурге) и Нарве и ввести митрополичье управление в русской церкви. Своеобразный характер церковно-епархиального управления в С.-Петербургском крае (Ингерманландии), вверенном Феодосию Яновскому. Отношение Феодосия, как духовного управителя, к новгородским владыкам, которым он обязан был подчиняться, как епархиальным архиереям. Состав Петербургской церковной области. Ладожское и Корельское викариатства; отношение викариев к Новгородской митрополии и м. Иову. X. Новгородская епархия, её состав и границы в начале XVIII в. XI. Псковская епархия. Присоединение к ней Эстляндии и части Лифляндии. Церковное управление в г. Риге, под главной властью местоблюстителя. XII. Смоленская епархия. XIII. Тверская епархия. XIV. Ростовская епархия. XV. Вологодская епархия. XVI. Великоустюжская епархия. XVII. Холмогорская епархия. XVIII. Суздальская епархия. XIX. Патриаршая область. Постоянство их состава и границ. 6-го ноября 1711 г. Петр I, привыкший никому не уступать ни в чем, с тяжелым чувством, даже со слезами писал генералу Ф. М. Апраксину, что во избежание войны надобно отдать Азов и срыть Таганрог, «ибо зело злобны являются турки для неотдачи Азова». 117 Азов и Таганрог – эти опорные пункты на берегах Азовского моря, облитые русской кровью – пришлось уступить, повернув взор к Персии. Петр, однако, не пал духом. Он давно уже «ногой твердой» встал при другом море – Балтийском, откуда сам грозил шведам. Потери на юге были вполне вознаграждены на северо-западе приобретениями на берегах Балтийского моря. Ингрия с Корелией, Эстляндия и Лифляндия при Петре вошли в состав территории русского государства и церкви. В 1702 г. была взята у шведов крепость, некогда с именем Орешка принадлежавшая Новгороду и переименованная Петром в Шлиссельбург, в 1703 г. 16-го мая положено основание Петербургу, затем заложена крепость Кроншлот, на острове Котлине с южной стороны, в том же 1703 году Шереметьев взял города: Копорье, Ям, (Ямбург) и опустошил Эстляндию и сжег Везенберг, (Раковор), в следующем, 1704 г. взяты Дерпт (Юрьев) и Нарва (Ругодив); вслед за Нарвой сдался Иван-Город. В 1710 г. укреплен Кронштадт, на северной стороне Котлина. После Полтавской победы (1709 г.) военные дела Петра по берегам Балтийского моря пошли еще успешнее. В июне 1710 г. сдался Выборг и, по выражению Петра, была устроена крепкая подушка Петербургу; в сентябре сдался Кексгольм, и покорение Корелии, было закончено, в июле 1710 г. сдалась осажденная еще в 1709 г. Рига, в августе сдались Пернов 118 , Аренсбуг 119 – главный город острова Эзеля 120 , в сентябре – Ревель. 121 Таким образом, к концу 1710 года все пространство от северных берегов Финского залива до берегов Западной Двины было присоединено к России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010