Глава вторая Присоединение прибалтийских областей (Корелии, Ингрии, Эстляндии и Лифляндии) к России. Основание Петербурга (1703 г.). Церковное управление в новом крае. Неосуществившееся предложение патриарха Досифея – поставить архиереев в Петрополе (Петербурге) и Нарве и ввести митрополичье управление в русской церкви. Своеобразный характер церковно-епархиального управления в С.-Петербургском крае (Ингерманландии), вверенном Феодосию Яновскому. Отношение Феодосия, как духовного управителя, к новгородским владыкам, которым он обязан был подчиняться, как епархиальным архиереям. Состав Петербургской церковной области. Ладожское и Корельское викариатства; отношение викариев к Новгородской митрополии и м. Иову. X. Новгородская епархия, её состав и границы в начале XVIII в. XI. Псковская епархия. Присоединение к ней Эстляндии и части Лифляндии. Церковное управление в г. Риге, под главной властью местоблюстителя. XII. Смоленская епархия. XIII. Тверская епархия. XIV. Ростовская епархия. XV. Вологодская епархия. XVI. Великоустюжская епархия. XVII. Холмогорская епархия. XVIII. Суздальская епархия. XIX. Патриаршая область. Постоянство их состава и границ. 6-го ноября 1711 г. Петр I, привыкший никому не уступать ни в чем, с тяжелым чувством, даже со слезами писал генералу Ф. М. Апраксину, что во избежание войны надобно отдать Азов и срыть Таганрог, «ибо зело злобны являются турки для неотдачи Азова». 117 Азов и Таганрог – эти опорные пункты на берегах Азовского моря, облитые русской кровью – пришлось уступить, повернув взор к Персии. Петр, однако, не пал духом. Он давно уже «ногой твердой» встал при другом море – Балтийском, откуда сам грозил шведам. Потери на юге были вполне вознаграждены на северо-западе приобретениями на берегах Балтийского моря. Ингрия с Корелией, Эстляндия и Лифляндия при Петре вошли в состав территории русского государства и церкви. В 1702 г. была взята у шведов крепость, некогда с именем Орешка принадлежавшая Новгороду и переименованная Петром в Шлиссельбург, в 1703 г. 16-го мая положено основание Петербургу, затем заложена крепость Кроншлот, на острове Котлине с южной стороны, в том же 1703 году Шереметьев взял города: Копорье, Ям, (Ямбург) и опустошил Эстляндию и сжег Везенберг, (Раковор), в следующем, 1704 г. взяты Дерпт (Юрьев) и Нарва (Ругодив); вслед за Нарвой сдался Иван-Город. В 1710 г. укреплен Кронштадт, на северной стороне Котлина. После Полтавской победы (1709 г.) военные дела Петра по берегам Балтийского моря пошли еще успешнее. В июне 1710 г. сдался Выборг и, по выражению Петра, была устроена крепкая подушка Петербургу; в сентябре сдался Кексгольм, и покорение Корелии, было закончено, в июле 1710 г. сдалась осажденная еще в 1709 г. Рига, в августе сдались Пернов 118 , Аренсбуг 119 – главный город острова Эзеля 120 , в сентябре – Ревель. 121 Таким образом, к концу 1710 года все пространство от северных берегов Финского залива до берегов Западной Двины было присоединено к России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Коренево. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная Преображенская церковь построена в 1762-1777гг. в усадьбе А.В.Набекова. Бесстолпный восьмигранный от основания одноглавый храм представляет собой интересный образец стиля барокко. К восьмерику примыкают прямоугольные в плане помещения алтаря и притвора. Снаружи восьмерик расчленен антаблементами на два яруса. Нижний ярус обработан парными пилястрами. Трапезная пристроена в 1913г. Церковная ограда с надвратной колокольней 1794г. утрачена. Церковь недавно ремонтировалась. Правда, покрытые жестью барабан и глава мало соответствуют барочному облику здания. Территория окружена безобразным бетонным забором, с востока, со стороны дороги, отгорожена всякими лавочками. Вместо прежней церковной ограды существуют довольно мерзкие ворота из металлических прутьев. Все это тоже есть у меня на фотографиях, но не присылаю. Первая фотография - вид с востока, через прутья ворот, вторая - с юго-запада, то, что видно через дырку в заборе. Существовавшая ранее церковь Преображения Господня в селе Креневе, Кореневе тож. Церковь Преображения Господня построена была в 1691 г. деревянная. В ноябре 1703 г., по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, «велено новопостроенной церкви Преображения Господня, которую построил окольничий Василий Саввич Нарбеков в вотчине своей, в сельце Креневе, на попа с причетники дани положить… 10 алтын 2 деньги, заезда гривна, и те деньги имать с 1703 г., да с той же церкви данных денег на прошлые годы с 1691 по 1703 гг., как та церковь освящена, всего дани на 13 лет 5 рублев 11 алтын». Под 1704 г. значится: в селе Креневе, Спасское тож, церковь деревянная во имя Преображения Господня, при ней священники: Степан Яковлев 1704 г., Захар Иванов 1709 – 15 гг., Прокофий Терентьев 1726 г.; дьячки: Патрикей Тимофеев 1704 – 09 гг., Яков Иванов 1722 – 26 гг. Село Кренево в 1687 г. – сельцо Московского уезда, вотчина окольничего Василия Саввича Нарбекова; в 1705 г. владела селом его жена вдова Аграфена Павловна и в 1715 – 22 гг. Степан Саввич Нарбеков.

http://sobory.ru/article/?object=01146

Верхотурье. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий собор, каменный, двухпрестольный. Заложен в 1703 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Построен в стиле барокко. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 16 апреля 1709 г. Левый придел во имя священномученика Харалампия. В 1922 г. изъято 2 пуда 31 фунт 92 золотника серебра (45,6 кг). С 1925 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыт в 1932 г. Возвращен в 1991 г. Действующий с 1998 г. В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе. С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором. Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось. В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус. Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны. Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года. Собор построен в стиле барокко - светлый, воздушный, пятиярусным освещением. В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались. В 1998 году в Свято-Троицком храме были возобновлены богослужения. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Единственный храм в Верхотурье, где совершаются таинства крещения и венчания, ибо в монастырских храмах их совершать не принято. Памятник истории и архитектуры мирового значения, находится под охраной ЮНЕСКО. Прихожане храма особо почитают икону Пресвятой Богородицы " Неупиваемая Чаша " . Есть в соборе и другие чтимые святыни - икона Пресвятой Богородицы " Казанская " , написанная в XVIII веке, и образ Воскресения Христова невьянского письма. Казанский образ - древний, являющий собой образец письма невьянской иконописной школы. А Крест-распятие с предстоящими святыми сделан местными умельцами, уже в наши дни.

http://sobory.ru/article/?object=00344

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ (Орбелиани) [груз. ] (1672, с. Тандзия, царство Картли (ныне в муниципалитете Болниси, Грузия) - 22.08.1732, Москва), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель. Род. в многодетной семье влиятельного феодала Вахтанга Орбелиани-Капланишвили, брата супруги царя Картли Вахтанга V (Шах-Наваза). Отца Н. называли «судьей Грузии, братом матери царей и государей Картли и Кахети». Мать Н. (имя не сохр.) была дочерью Арагвского эристави Заала, руководителя Бахтрионского восстания (1660) ( Чиковани. 2011. С. 3). Также Н. приходился младшим братом известному груз. церковному деятелю мон. Сулхану-Сабе (Орбелиани) (Иверия. Тифлис, 1898. 127. С. 4 (на груз. яз.)). Груз. писатель кон. XVIII - 1-й трети XIX в. царевич Иоане Багратиони называл его «искусным в философских науках и опытным в Священном Писании», а также указывал на то, что он «составил множество ямбов для святых и другие письменные сочинения, которые до сих пор очень ценятся» ( Багратиони. 1982. С. 164). Образование Н. получил в Тбилиси, во дворце католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Николая IX (Амилахвари) . Юноша основательно изучил грамоту, церковные (Свящ. Писание, пение, типикон и др.), естественнонаучные и философские предметы (Николоз Тбилели (Орбелиани). 1884). В 1688 г. царь Картли Георгий XI, организовавший восстание против власти персов, был изгнан из Картли, вместо него на картлийский престол иран. шах поставил представителя кахетинской ветви Багратиони, внука царя Кахети Теймураза I - Ираклия I. Вместе с царем царство Картли были вынуждены покинуть и его сторонники, в т. ч. семейство Орбелиани (История Грузии. 1943. С. 324-325). Считается, что в это время Н. вместе с братом Сулханом отправился в монашескую пустынь Гареджи , где в мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи они приняли постриг (18 марта 1698). Вскоре Н. был рукоположен во иерея: в источнике 1703 г. он упоминается уже как иеромонах. В том же году престол Картли вновь занял Георгий XI, с этого времени началось продвижение Н. в системе церковной иерархии Грузии ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345). В 1703-1714 гг. Георгий XI находился в Иране; царством Картли управлял его племянник Вахтанг Леванович (царь Картли Вахтанг VI (1716-1724)). Н. неотступно находился рядом с царевичем, поддерживал его и был его первым помощником. Благодаря трудам Н. в Тбилиси была устроена типография, стали издаваться книги, редактором к-рых был Н. Так, в предисловии к изданному им Четвероевангелию (1709) Н. указывал, что в рукописях книг, к-рые он готовил к печати, содержалось много ошибок, и ему было поручено выявить и исправить их ( Иоселиани. 1990. Т. 1. С. 222). Также в этот период вышли в свет Псалтирь (1709) и Молитвослов (1710).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75, Нерехта - 21.03.1720, Н. Новгород), старообрядец-поповец (см. Поповцы ), глава одного из нижегородских скитов, основатель диаконовского согласия , из посадских людей. В 1701-1702 гг. А. д. служил диаконом ц. Владимирской иконы Божией Матери в Нерехтском жен. мон-ре. В 1703 или 1704 г. после чтения старопечатных богослужебных книг А. д. усомнился в истинности обрядов и вероучения правосл. Церкви и вместе с женой ушел в старообрядческие скиты в чернораменских лесах (см. Керженец ), жена А. д. постриглась в одном из скитов. А. д. остановился у старца Ионы и учился у него «разумению в вере», затем, «переходя, жил во многих скитах по году и больше у старцев в послушании». В 1706 г. А. д. со своим единомышленником попом Дмитрием был допрошен главой ветковских (см. Ветка ) поповцев Феодосием в связи с тем, что А. д. порицал ветковских старообрядцев за употребление незаконного мира , сваренного Феодосием, а также за неправильное троекратное каждение , между тем как следует кадить крестообразно; в результате появилось «Послание на Керженец» ( Иоаннов. С. 271-278), в к-ром признавалась правильность каждения А. д. В 1709 г. А. д. был пострижен в монашество наставником керженского Лаврентьевского скита свящ. Лаврентием и в том же году, после смерти последнего, занял его место. К А. д. помимо уже названного попа Дмитрия примкнули иеромонахи Герасим, Тихон и Андрей , старец Никодим, В. Власов, И. Иларионов, а также Т. М. Лысенин , ставший идеологом диаконовского согласия. 1709 год можно считать временем возникновения данного согласия, когда сторонники А. д. обособились от др. керженских поповских скитов. Помимо способа каждения диаконовцы отличались от др. направлений поповщины и беспоповщины (см. Беспоповцы ) учением о кресте: они признавали истинным не только восьмиконечный, но и «никонианский» четырехконечный крест, чтением молитвы Иисусовой со словами «Боже наш» вместо «Сыне Божий», считали возможным исправление опечаток в книгах дониконовской печати. Все эти особенности нашли отражение в компилятивных сочинениях и сборниках 1-й четв. XVIII в., составленных преимущественно Лысениным, в переписке с ветковскими наставниками, в постановлениях ветковских соборов и, в наиболее полном виде, в «Диаконовских ответах» - коллективном труде диаконовцев, проделавших основную работу по его составлению, и поморцев (см. Поморское согласие ), по-видимому отредактировавших текст.

http://pravenc.ru/text/64352.html

X. Настоятели Оптиной Пустыни Иеромонах Феодорит, строитель, упоминается в выписке из Козельских писцовых книг 1629,1630 и 1631 годов. Иеромонах Исидор, строитель, упоминается в выписи и грамоте, данных Пустыни от царя Феодора Алексеевича в 1675 и 1680 годах. Иеромонах Дорофей, строитель, упоминается во вкладной книге под вкладом царевны Софии, в 1688 году. Иеромонах Серапион, строитель, упоминается в надписи на Минеи праздничной, пожертвованной от архимандрита Белевского Спаса-Преображенского монастыря Иова, в 1698 году; также, и в Синодике записан род его. Моисей, игумен, упоминается во вкладной книге и в деле о монастырской мельнице, под 1703 и 1704 годами. Но всем соображениям, он был первым игуменом обители. Дорофей, игумен, упоминается в выписи, данной монастырю на владение сенными покосами, по указу царя Петра Алексеевича в 1709 году. Как из этой выписи, так и из других монастырских актов заметна похвальная ревность о. Дорофея к пользе обители, а челобитная к царю Петру обнаруживает в нем человека, сведущего в делах. В разных местах вкладной книги упоминаются еще четыре настоятеля первой половины XVIII столетия. Иоасаф, игумен, под 1716 годом. Леонид, игумен, под 1717 годом. Между 1724 и 1726 годами монастырь был упразднен. Перед упразднением обители, как видно из одного акта, настоятельство в ней было строительское и последним строителем, по-видимому, был, упоминаемый там же, иеромонах Леонтий; он же трудился и при восстановлении Пустыни в 1726 году. Сергий, строитель, под 1728 годом. Авраамий, строитель, под 1731 годом. Пафнутий, игумен, упоминается в монастырских делах под 1760 годом. С сего времени, все настоятели последовательно упоминаются в консисторских указах, хранящихся в архиве обители. Моисей, игумен, 1762 г., поступил по указу Амвросия, архиепископа Сарского и Подонского. Филагрий, игумен, 1763 года. При нем последовало положение о духовных штатах, и Оптина Пустынь оставлена последней из семи заштатных монастырей Крутицкой епархии с настоятельством строительским и 7-ю монашествующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Иркутск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Построен по образцу собора Троицы Живоначальной (1703-1709) в Верхотурье; элементы декора также близки к аналогам в постройках уральского извода узорочья (например, перспективный портал у входа в придел под колокольней, близкий к утраченному порталу верхнего этажа в Успенском соборе Далматова монастыря (1707-1720) в Курганской области) Карта и ближайшие объекты Первое деревянное здание сгорело в пожаре 1716 г. Через два года каменных дел подмастерьем Василием Гаряевым был заложен каменный храм, строительство которого продолжалось до 1764 г. Расписывал его иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. В середине XVIII века на территории собора был выстроен архиерейский дом, ставший центром Иркутской епархии. Источник: Т.А. Перцева. По местам декабристов в Иркутске. Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2006. Деревянный клетский собор на иркутском посаде был срублен в 1693 году, но вскоре, 3 августа 1716 года, сгорел вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового, каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 приступили к кладке стен. К 1723 году окончили Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нём богослужение. Колокольню " шатром " закончили к 1729 году, а главный Богоявленский придел был освящён 25 сентября 1746 года. Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась ещё на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ним лиши в 1745 году. (Первоначальный иконостас в середине XIX века был заменён на новый, и дальнейшие следы его затерялись) К окончанию строительства собор понёс некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное (в наши дни шатёр восстановили). Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был подмастерье каменных дел Василий Гаряев.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по грамоте, данной в 1689 г. митр. Сибирским и Тобольским Павлом ( 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным строителем, т. е. организатором и распорядителем всех строительных работ, был иркутский житель Влас Сидоров. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Грамотой митр. Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоров был утвержден в должности церковного старосты Знаменского храма, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по рекам Китою и Ангаре, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-рю принадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного рогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Приписных крестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юридической защитой монастырской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по рекам Ушаковке и Ангаре и рыболовные места в верховьях p. Ангары. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закрылась благодаря энергичной деятельности Иркутского свт. Софрония (Кристалевского) , к-рый добился, чтобы из Центр. России в Иркутск прислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами. При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

http://pravenc.ru/text/674063.html

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1741 и 1770. Архитектор: Д.В. Ухтомский , Ф. Мичурин, (первоначально по проекту) И.Я. Шумахера Ссылки:   Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Координаты: 56.31055, 38.12987 Проезд:Колокольня находится на территории Лавры Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты После снятия запрета на каменное строительство по всей России, связанный со строительством Санкт-Петербурга. Монастырские власти Троицкого монастыря просят выделить средства на возведение новой колокольни так как старая обветшала. В 1740 году из Санкт-Петербурга был прислан чертёж за подписью императрицы Анны Иоанновны (1693-1640). Проект был разработан придворным архитектором И.Я. Шумахером. Ставить колокольню предписывалось в центре монастыря против западного входа в Успенский собор. Однако московский архитектор Иван Фёдорович Мичурин (1703-1763), которому было поручено строительство, сразу указал на ошибочность выбранного места для колокольни, так как она загромоздит площадь и подавит собою Троицкий собор. Архитектор предложил сдвинуть колокольню к северу, освободив перед ней большее пространство. И только после смерти императрицы Ивану Фёдоровичу удалось добиться своего - торжественная закладка колокольни летом 1741 года была произведена на новом месте. Сравнение плана и нижней части колокольни Троицкого монастыря с первоначальным планом И.Я. Шумахера показывает, что И.Ф. Мичурин вёл постройку совершенно самостоятельно, меняя как основные пропорции, так и характер деталей. Согласно предписанию, работы велись неспешно, чтобы " колокольня на фундаменте отстояться могла " . Иван Фёдорович возводил колокольню семь лет, а в 1747 году, когда не было закончено и двух ярусов, архитектор был отозван в Киев, где начиналось строительство Андреевской церкви. Продолжил строительство другой талантливейший архитектор - Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Дмитрий Ухтомский исправил существенный недочёт первоначального проекта - недостаточность её высоты. Архитектор воспользовался посещением Троицкой обители императрицей Елизаветой Петровной (1709-1761) в 1753 году, представил ей смелый проект увеличения высоты здания с трёх до пяти ярусов. Увенчанные необычным куполом в виде золотой чаши с коронами по сторонам, два новых яруса сделали композицию здания исключительно лёгкой и воздушной. Елизавете Петровне проект понравился. Трудоёмкие работы по возведению колокольни завершились в 1770 году. Точный промер её высоты, сделанный по специальному запросу митрополита, показал, что высота сооружения составила 88 метров.

http://sobory.ru/article/?object=06570

Содержание I. Швимер (1701–1703 гг). II. Документы Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел 1. – 1701–1702 гг. «Ректор» Николай Швымер и его ученики латинского и немецкого языков. 2. – 1702 г. Приезд в Москву саксонца «профессора» Иогана Вернера Бауса для учения детей наукам и языкам 3. – 1703 г. Приезд саксонца Христофора Бухнера для учения русских детей «европским» языкам 4. – 1703–1705 гг. Приезд в Россию пастора Эрн. Глика и его школьные занятия в 1703–1705 годах 5. – О доме боярина В. Ф. Нарышкина (ранее В. П. Шереметева) на Покровке, в котором помещалась в 1704–1707 годах школа Глюка 6. – 1711 г. О пенсии вдове Глюка и отпуске ее в Ригу 7. – Ученики немецких школ в 1708–1709 гг. 8. – Ученики, посланные в 1702 и 1704 гг. в Саксонию для учения горного дела, саксонского, латинского и французского языков 9. – 1712 г. Контракт И. Брюса с И. Фокеротом относительно обучения детей брата И. Брюса III. – Документы Архива Московской Синодальной Типографии 1. – О ведении немецких школ сперва в Монастырском приказе, а потом в приказе Книг печатного дела 2. Об учителях немецких школ в 1711–1715 гг. а) в 1711 г. б) в 1712 г. в) в 1713 году г) в 1714 г. д) в 1715 г. 3. Другие должностные лица школ: управитель, подьячий и сторож 4. Ученики немецких школ 5. – О книгах, которые переводили и по которым учились в немецких школах, и о школьной библиотеке 6. – Исправление школьного здания и покупка дров для отопления его 7. – Дополнительные заметки к настоящим извлечениям из книг архива Московской Синодальной Типографии IV. – Из рукописей Московского Публичного и Румянцевского музеев Выписка 1706 года о школе Глюка V. – Дополнения к документам Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел 1. – Память Стефана митрополита Рязанского и Муромского в Посольский приказ, чтоб отдавать детей для учения в школу Спасского монастыря, а не иноземцам 2. – К материалам о доме боярина Нарышкина, в котором помещалась школа Глюка, и о соседних зданиях (см. выше стр. 57–95) 3. – Об учениках Немецких школ 1701–1711 г.г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010