Кафедра Большой церкви в редукции Ла- Сантисима-Тринидад-де-Парана Фото: Л. К. Масиель Санчес Среди известных иезуитов-миссионеров был Роке Гонсалес де Санта-Крус (1576-1628) - 1-й уроженец Асунсьона, объявленный католич. Церковью святым (канонизирован Иоанном Павлом II в Асунсьоне в 1988). Наряду с де Монтойя он основал неск. первых редукций; 15 нояб. 1628 г. в одной из них (Кааро, ныне в Бразилии) он был убит индейцами - противниками христианизации. Иезуитский провинциал Парагвая (1672-1676), ректор коллегии Асунсьона (1678-1681) Николас дель Течо (1611-1685), много лет прожил среди гуарани и проповедовал им на их родном языке. Он написал «Историю провинции Парагвай Общества Иисуса» (опубл. в 1673), ставшую важным историческим источником по истории П. Офиц. историк иезуитского ордена Педро Лосано (1697-1752) путешествовал по региону Рио-де-ла-Плата, собирая информацию для составления исторического труда, детально описывающего в 1-й части испан. завоевание регионов Парагвая, Рио-де-ла-Плата и Тукумана, во 2-й - деятельность иезуитского ордена в этих регионах. Вторая часть была издана в 1753 г. под названием «История Общества Иисуса в провинции Парагвай», 1-я - лишь в 1873-1875 гг. под названием «История завоевания Парагвая, Рио-де-ла-Плата и Тукумана». Иезуит Николас Япугуай, происходивший из среды местных вождей (касиков) и получивший образование в иезуитской миссии, написал на языке гуарани «Объяснение катехизиса» и «Проповеди и примеры», изданные в типографиях иезуитских миссий в 1724 и 1727 гг. соответственно. В иезуитских редукциях работали выдающиеся деятели искусств - миланский архит. Дж. Б. Примоли (1673-1747), тирольский художник, скульптор и музыкант А. Зепп фон Райнегг (1655-1733), флорентийский композитор Д. Циполи (1688-1726). В архитектуре миссий получил развитие особый стиль - испано-гуаранийское барокко. В 1700 г. в Лорето открылась 1-я типография, к-рая выпускала религ. лит-ру, в т. ч. на языке гуарани. К сер. XVIII в. в отличие от светских городов в большинстве иезуитских миссий были мощеные дороги, дома с каменными стенами и черепичными крышами; крупнейшие редукции Хесус и Тринидад по численности населения превосходили Асунсьон.

http://pravenc.ru/text/2578963.html

Орган А. Шнитгера (2-я пол. XVII в.) в ц. св. Иакова в Гамбурге Орган А. Шнитгера (2-я пол. XVII в.) в ц. св. Иакова в Гамбурге Усвоение новых достижений итал. музыкантов на рубеже XVII и XVIII вв. привело к последнему и высшему расцвету нем. церковной музыки в творчестве И. С. Баха (1685-1750). К числу заимствований следует отнести оперные вокальные формы на гибкие и выразительные мадригальные (т. е. свободные, но рифмованные) стихи - речитатив secco, арии и хоры (обычно в форме da capo),- а также стиль и формы трио-сонаты, концерта для большого струнного ансамбля (concerto grosso А. Корелли) и сольного скрипичного концерта (А. Вивальди). Все это привело к изменению жанрового состава нем. церковной музыки. Так, традиц. лютеран. «истории» на текст Свящ. Писания стали вытесняться ораториями на риторически выспренние либретто в итал. стиле, появившимися впервые на севере Г. В 1704 г. оперный композитор Р. Кайзер (1674-1739) написал и исполнил в кафедральном соборе города первую нем. страстную ораторию на текст поэта К. Ф. Хунольда (1681-1721), к-рый с гордостью подчеркивал, что его либретто - целиком стихотворное и не содержит слов Евангелиста. В 1712 г. др. житель Гамбурга, Б. Г. Броккес (1680-1747), сочинил страстные стихи, музыку к к-рым создали почти все известные нем. композиторы эпохи, в т. ч. Г. Ф. Гендель (1685-1759). Однако оратория в чистом виде плохо прижилась в пространстве храма и обычно исполнялась частным образом, тогда как во время главных праздничных служб звучали ораториальные «истории», в либретто к-рых сочетались тексты Евангелия (речитатив и краткие хоры), хоралов (чаще всего в канциональном стиле) и мадригальная поэзия (с соответствующей музыкой). Пастор, богослов и поэт Э. Ноймайстер (1671-1756) публиковал сборники кантатных либретто на все праздники церковного года. Первый ежегодник (1700-1701) был крайне радикален и состоял исключительно из мадригальных стихов для арий и речитативов наподобие итал. светской сольной кантаты. Однако образцовыми стали ежегодники 1711 и 1714 гг. (положены на музыку Г. Ф. Телеманом (1681-1767)) с добавлением к мадригальным текстам фрагментов из Библии и строф церковных песней. Кантата нач. XVIII в. является главной муз. частью церковной службы (Hauptmusik) и исполняется в самые важные ее моменты - напр., между чтением Евангелия и проповедью священника.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Мн. составленные Г. мелодические версии стихир встречаются в рукописях и отдельно - вне его Стихираря или Доксастария. Наиболее часто переписчиками копировались распевы Г. для следующих стихир: в Великую пятницу «Тебе одеющагося» на 1-й плагальный (5-й) глас (Doch. 354, нач. XIX в.; Pantel. 970, 977, ок. 1815-1820 гг.; 945, 1824 г.; Dionys. 693; 696, 1844 г.; 707, 1858 г.); в Великую субботу «Солнце скрывшееся» (Τν λιον κρψαντα) на 1-й плагальный глас, к-рое поется «на входе погребения вместо «Святый Боже»» (Doch. 411, ок. 1825 г.), творение «Малакса, мелос же кир Германа» (Doch. 338, 1767 г.; Lesb. Leim. 230, ок. 1700 г.; Athen. O. et. M. Merlier. 5, 1-я пол. XVIII в.; Xeropot. 278, 1-я пол. XVIII в.; 300; Doch. 329; 400, 1723 г.; 317, 1747 г.; БАН. РАИК. 47, кон. XVIII - нач. XIX в.; 64, сер. XIX в.; Pantel. 1019, ок. 1720-1740 гг.; 969, ок. 1730-1750 гг.; Gregor. 33 на Пасху «Воскресения день» на 1-й плагальный глас (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.- ркп. Афанасия Ивирита ; Lesb. Leim. 459, ок. 1700 г.; 8, кон. XVIII в.; Doch. 339, 1768 г.); на освящение воды (может надписываться и как «славник святых бессребреников» - Paul. 37, 2-я пол. XVIII в.) «Источник исцелений» на 4-й глас (Pantel. 969; 994, сер. XVIII в.; Xeropot. 366, сер. XVIII в.; в нотации нового метода: Pantel. 1018, 1-я пол. XIX в.- ркп. Николая Дохиарита; Dionys. 693 - «экзегесис» Иоасафа Дионисиата), эта же стихира встречается в последовании на освящение воды вместе с богоявленским тропарем «Руку твою прикоснувшуюся» на 1-й плагальный глас и со стихирой «Призри на моления» на 4-й глас (Dionys. 693, 722, 767, сер. XIX в.- рукописи Иоасафа Дионисиата; Dionys. 710, 2-я пол. XIX в.); на память свт. Николая Мирликийского (6 дек.) «Вострубим трубою песней» на 1-й плагальный глас (Pantel. 1008; Lesb. Leim. 230; 459; 238, ок. 1700 г.; 231, ок. 1700 г.; БАН. РАИК. 37, нач. XVIII в.); в предпразднство Рождества Христова «Исаия, ликуй» на 4-й глас и др. (Dionys. 693; 767 - «экзегесис» Иоасафа Дионисиата, автограф); на Рождество Христово «Небо и земля» на 1-й глас Κε и др.

http://pravenc.ru/text/164757.html

Боруны. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1700 и 1707. костёл, перестроен в 1747-1757, в 1833-1922 православная церковь. Адрес: Беларусь, Гродненская обл., Ошмянский район, дер. Боруны Координаты: 54.316752, 26.13948 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью По данным краеведа Петра Бителя, на границе XVI - XVII вв. в Борунах строился деревянный костел (сгорел ещё незавершенный) и до конца XVII в. здесь не было других культовых сооружений. В 1692 г. усилиями священника Николая Песьляка заложено униатская церковь в честь Появления Девы Марии и основан монастырь. В 1700 г. из городка Вишнево «вместе с имуществом и учителем» сюда переведена базилианская школа, сначала трехлетняя, а с 1780 г. - шестилетняя (просуществовала до 1833 г.). В XIX в. базилианская школа стала известной благодаря своим воспитанникам, среди которых известные писатели, друзья Адама Мицкевича - Антон Эдвард Одинец и Игнатий Ходько. Базилиане привезли с собой чудотворную икону Божией Матери и начали строить каменную церковь, которая сгорела вместе со всем поселком в 1707 г. Решением Варшавского сейма в 1710 г. были выделены средства на восстановление построек, однако работы прекращены в 1711 г. из-за моровой напасти. Новый фонд в 1715 г. принадлежал митрополиту Киевскому и Галицкому Л. Кишку. Существующий каменный храм построен в 1747-1753 гг. по проекту архитектором Александром Асикевичам. Для оформления интерьера, которое продолжалось до 1770 г., базилиане приглашали лучших мастеров из Вильнюса и Минска. В 1778-1793 гг. был возведен каменный двухэтажный монастырский корпус. В 1833 г. передан православным и обращён в церковь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1845 г. в монастыре размещалась духовное училище. В результате реконструкции XIX в. здание приобрело черты классицизма. Монастырь перестал существовать самостоятельно в 1874 г. и был приписан к Виленскому монастырю Святого Духа. Церковь 22 сентября 1881 г. переосвящена как православная в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=49301

Написано другим почерком. Афанасий (Любимов; 1641–1702 гг.), архиепископ Холмогорский и Важский в 1682–1702 гг. В рукописи слово написано неразборчиво, чтение предположительное. Вероятно, речь идет о рейнском вине. Слово написано над строкой. Написано другим почерком. Свято-Троицкий монастырь в г. Козлове (современный Мичуринск). Основан на берегу реки Лесной Воронеж иеромонахом Иосифом в 1627 г. С 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1920-х гг. В 2007 г. в монастыре возобновлена монашеская жизнь. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле на реке Которосль, духовный, культурный и экономический центр Ярославля. Основан в 1216 г. князем Константином Всеволодовичем. С 1747 г. в монастыре функционировала Ярославская духовная славяно-латинская семинария. В 1787 г. монастырь преобразован в Ярославский архиерейский дом. Авраамий († 1708 г.), митрополит Рязанский и Муромский в 1687–1700 гг. В марте 1700 г. удалился на покой в московский Знаменский монастырь. Именно находясь там, Авраамий и организовал строительство в Спасском монастыре. В рукописи слово пропущено. Так в рукописи. Здесь и далее до л. 32 об. расписки о получении денег за редкими исключениями, судя по почеркам, составлялись двумя разными людьми – подьячим Яковом Корницким и получателем. Так в рукописи. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Основан в 1656 г. патриархом Никоном. Это была попытка патриарха воссоздать святые места Палестины. В 1919 г. закрыт. На его территории работал Государственный художественно-исторический музей. В 1994 г. возобновлен. В рукописи слово написано над строкой. Василий Воейков – стольник в указанных в записи городах. В рукописи слово написано над строкой. 61 Написано другим почерком. До конца раздела на л. 36 об. отметки о получении денег за некоторыми исключениями, судя по почеркам, написаны двумя разными людьми. Предположительно, подьячим Яковом Корницким и получателем жалованья. Так в рукописи. Отметки о получении нет. Иларион (Ананьев; 1631–1708 гг.), основатель и первый строитель Успенского монастыря Флорищева пустынь. Митрополит Суздальский и Юрьевский в 1682–1708 гг. Подробнее о нем см.: Шамин С. М. Иларион//Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2009. С. 128–133; Морохин А. В. Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский: страницы биографии//Вестник церковной истории. 2022. 1/2(65/66). С. 253–273.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца указу окольничий и воевода князь Юрий Никитич Борятинской с товарищами дали выпись Ахтырскаго города соборной церкви протопопу Самуилу Федоровичу с отказных книг». Содержание выписки состоит в том, что ахтырской соборной церкви по указу царя отведено пахотной земли 5 дес. и сенокос возле Гусинца. Таким образом, Успенский храм в Ахтырке существовал еще в 1666 г. и, без сомнения, был современен основанию самого города Ахтырки. Упоминаемый в грамоте протоиерей Самуил Федоров известен еще по актам 1681 и 1685 гг., в последнем упоминается «Ахтырская протопопица вдова Пелагея, Самойловская жена, и сын ее Успенский поп Иван Самойлов», по акту 1700 г. поповский староста . С 1691 г. известен «пречестный в Бозе отец Назарий Яковлевич протопоп Ахтырский». Каменный Успенский храм, которого освящение было в 1738 г., построен ахтырским полковником и бригадиром Алексеем Леонтьевичем Лесовицким. Высокие своды храма, опирающиеся на столбах, придают много величия сему храму. В нем три престола в ряд: главный – в честь Успения Богоматери, южный – в честь Воскресения Христова, северный – в честь Рождества Христова. Под нижними сводами храма есть еще престол во имя Алексея человека Божиего, ангела создателя храма. Живопись главного иконостаса – в греческом вкусе и правильная, дышит жизнью и величием, это работа украинского художника, известного в предании под именем Владимира. По бумагам консистории видно, что живописный мастер и сын живописца, урожденец харьковский, Владимир Дмитриев до 1734 г. жил в Харькове, после того до 1744 г. – в Печерской лавре и в Свенском монастыре, а в 1744 г. во время пребывания императрицы в Киеве вызван был ко двору, где оставался до 1747 г. Затем указом 8 января 1747 г., согласно с высочайшей волей, Синод предписал дать ему по его желанию причетническое место при харьковской Рождественской церкви для его покоя и пропитания, но здесь он пробыл недолго, хотя из Петербурга отпущен он был по слабости зрения, но страсть к живописи не давала ему покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ [греч. ημτριος] (кон. XVII - нач. XVIII в.), доместик, мелург. В певч. рукописях упоминается как «доместик Великой церкви» (см.: Ath. Xeropot. 320. Fol. 217, 1741 г.; Ath. Pantel. 1003. Fol. 1-228, 1820-1830 гг.; Ath. Iver. 967. Fol. 312-330, 1-я пол. XVIII в; 968. Fol. 497, 1724 г. и др.), однако, вероятно, это указание не соответствует действительности ( Πατρινλης. Σ. 87). Кроме того, иногда его отождествляют с Димитрием, лампадарием Фессалоникийским (см.: Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 264, 1747 г.), к-рому приписывается сочинение воскресного причастна на глас βαρς (см.: Ath. Xeropot. 263. Fol. 137, 1-я пол. XVII в.). В певч. рукописях устойчиво фиксируются 2 калофонических ирмоса Д.: «Сотрясошася языцы» (Εσεσθησαν λαο) 4-го гласа (Lesb. Leim. 230. Fol. 345-345v, ок. 1700 г.; 8. Fol. 331, кон. XVIII в.; 246. Pars 2. P. 45-47, 1779-1793 гг.; Ath. Doch. 390. Fol. 26-75, нач. XIX в.; Ath. Dionys. 576. Fol. 191v, 1816 г.; БАН. РАИК 35. Л. 297, нач. XVIII в.; 33. Л. 18, 1765 г.) и «Образ чистаго рождества Твоего» 1-го гласа (Athen. O. et M. Merlier 3. Fol. 362-363v, ок. 1700 г.; Athen. S. Ioannidis. Fol. 5-5v, 1811 г.; Ath. Xeropot. 303. Fol. 181v, 1812 г.; Ath. Pantel. 967. Fol. 458v, нач. XVIII в.; Ath. Iver. 958. Fol. 151-161, 1808 г.; БАН. РАИК 35. Л. 290, нач. XVIII в.; РНБ. Греч. 130. Л. 757, нач. XVIII в.). Д. указан и как автор калофонических ирмосов в рукописях: Ath. Xeropot. 307. Fol. 722-734v, 1767 и 1770 гг.; 320. Fol. 205-217, 1741 г.; Ath. Xen. 114. Fol. 386, сер. XVIII в.; 190, нач. XVIII в.; Ath. Pantel. 1000. Fol. 51-102, нач. XIX в.; Ath. Paul. 132. Fol. 817-866, 1774 г.; Ath. Iver. 997. Fol. 169-190, нач. XVIII в.; 998. Fol. 211v - 220v, сер. XVIII в. Г. Статис считает, что под Д., возможно, подразумевался Димитрий из Афин ( Στθης. Χειρϒραφα. Σ. 958), к-рому приписываются херувимские 4-го и 1-го плагального гласов (Ath. Cutl. 397. Fol. 157-158, сер. XVIII в.). Лит.: Πατρινλης Χ. Γ. Συμβολα ες τν στοραν το Οκουμενικο Πατριαρχεου. 1969. Τ. 1. Τεχος 2 Πρωτοψλται, Λαμπαδριοι κα ομστικοι τς Μεϒλης Εκκλησας (1435-1821). (Μνημοσνη; 2); Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας; idem. Η κκλησιαστικ μουσικ το Ελληνισμο μετ τν Αλωση (1453-1820). Σχεδασμα στορας. Αθναι, 1999. Σ. 64, 145; Στθης. Χειρϒραφα; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 2. И. В. С. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКОЛАЙ (Зиоров Михаил Захарович; 1851-1915), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) ОНУФРИЙ (Парусов Андрей Федорович; 1816-1894), бывш. старообрядческий еп. Браиловский, в 1865 г. присоединился к Русской Церкви на началах единоверия

http://pravenc.ru/rubrics/121796_7.html

в с. Юрьеве Котельнического р-на, 1767-1778, и др.) или аттиком с картушами по краям, между к-рыми «вписано» полуглавие, напр. в Спасской ц. в с. Спас-Талица Оричевского р-на (1765-1788). По образцу этих церквей до кон. 90-х гг. XVIII в. на Вятке было построено много сельских храмов (в основном 1-этажных), на нек-рых старых храмах поставлены малые восьмерики. Среди церквей этого периода выделялись: Вознесенская в с. Хмелёвка (ныне Зуевский р-н, 1776, не сохр.) - особой изощренностью декора, близкого к Крестовской ц. в Иркутске (1747-1760), Спасская в с. Вяз Кирово-Чепецкого р-на (1773-1783) - стройными пропорциями, рельефным декором и оригинальными полуглавиями («бровки» со сдвоенным окном). Великорецкая икона свт. Николая. Икона. XVII в. (КОХМ) Великорецкая икона свт. Николая. Икона. XVII в. (КОХМ) Юж. районы В. е. в отличие от сев. поморских - всегда тяготели к Поволжью, к соседним Казани и Чебоксарам. Ранние бесстолпные каменные храмы, Благовещенский в Яранске (1699), Покровский в Кукарке (1700, ныне г. Советск), 2-этажный Спасский собор Цепочкина мон-ря близ Уржума (1700-1711, не сохр.) и Никольский в Нолях (1722-1724, ныне г. Нолинск), отличаются от собственно вятских церквей более сдержанным декором (вогнутые фронтончики в очельях и др.). Особое место занимала ц. во имя Рождества Пресв. Богородицы в Шошме (с. Рождественское Яранского р-на, по мнению А. Ю. Каптикова, построена в кон. 90-х гг. XVII в., обрушилась в 1996) - единственный памятник столичного нарышкинского стиля в архитектуре В. е.: храм типа восьмерик на четверике с колокольней, имевшей 3 яруса восьмериков. Восьмерик церкви, имевшей вытянутые пропорции, был увенчан кокошниками с заполненными тонкой белокаменной резьбой «лепестками», главы и ажурные кресты были покрыты поливными изразцами. Тесная связь с Поволжьем продолжалась и в дальнейшем, хотя можно проследить и отдельные влияния вятской школы. В сер. XVIII в. на территориях между вятским севером и югом были построены церкви типа восьмерик на четверике с отдельными чертами декора храмов великорецкого типа, напр.

http://pravenc.ru/text/161163.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010