Но некоторые положительные данные не дозволяют сделать этого. Вышедшее в 1670 году, в количестве 1503 экземпляра, братское Евангелие, вследствие ли дорогой цены, назначенной за него (20 злотых с экземпляра; цена предшествовавших изданий – 14–15 1 / 2 злот.) или по другим обстоятельствам (меньшая потребность вследствие обзаведения церквями этой книгой), расходилось очень туго. В течение четырех лет со времени издания Евангелия его продано было не много более сотни экземпляров и к 15 мая 1674 года, как это видно из производившейся в означенное время ревизии книг, находившихся в братских складах, число нераспроданных экземпляров этого Евангелия простиралось до 1851 г. (Арх. Юго-Зап. России ч. I, Т. XI, 277). Является вопрос: имея огромный запас Евангелия, изданного в 1670 году, превышающие численностью все другие братства издания, в отдельности взятые (ibid. стр. 276–277), – можно ли допустить, чтобы Братство предприняло тогда же новое издание означенной книги? Ошибочно указание и на Евангелие, якобы изданное Львовским братством в 1700 году. За означенный и ближайшие к нему годы о деятельности братской типографии имеются сведения обстоятельные. В 1700 году Братством издана была только одна книга – Октоих и начат печатанием Полу-устав. Условием о новом издании Евангелия заключено было Братством с типографом Василием Ставницким только 2 апреля 1703 года, после чего и приступлено было к печатанию этой книги (Арх. Юго-Зап. Рос., ч. I, XII, 415–416). Это братское издание Евангелия, не упоминаемое библиографами (впервые указанное г. Крыловским), требует – по некоторым обстоятельствам – нарочитых о нем речей. Г. Крыловский, имея в виду, с одной стороны, упомянутое условие Братства с Ставницким, а с другой – тот факт, что 18 июня 1704 года, – как видно из произведенной ревизии братских книг (Арх. Юго-Зап. Рос. ч. I, т. XII, 290), – в складах находились уже экземпляры напечатанные Ставницким Евангелия, приурочивает его издание к 1704 году. Но оно могло выйти в свет и во второй половине 1703 года, что представляется более вероятным так как 13 февраля 1704 года Ставницким уже выпущено было из братской типографии другое издание – Часословцы малые (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Все люди одной природы, все братья, связаны правом родства и, как таковые, должны любить друг друга и «взаимно содействовать один другому в жизни». «Итак, — заключает Миланский епископ, — справедливость требует от нас, чтобы мы имели любовь, прежде всего, к Богу, потом к отечеству, к родителям и, наконец, ко всем вообще». Мы слышим слова, которые нам кажутся банальностью. Однако это ведь НОРМА. Как раньше казалось дичью небожественное происхождения Августов, рабское состояние, возможность пыток и естественность грабительской войны. Так и сегодня нам кажется странным и опасным почти коммунистическое: «Ты раздаешь бедным вовсе не свое добро, ты возвращаешь им их собственное. Ибо ты присвоил из того, что дано всем в общее пользование. Земля принадлежит всем, а не одним лишь богачам, и тех, кто не трудится на ней, меньше, нежели тружеников. Итак, ты отдаешь долг, а вовсе не сыплешь щедротами». Что-то Европа усвоила, а что-то из его наследия звучит по-прежнему актуально и сегодня. Как 1700 лет назад права человека, равенство, социальная защита и Гринпис казались фантастикой, так и сейчас то, что будет через следующие 1700 лет, новое устройство мира кажется Утопией. Но всегда находятся люди которые могут изменить наш мир и заставить Землю крутиться в сторону света. Наблюдая успех «проигравших» мартириев, уже не кажутся странными слова не только о справедливости, но даже такая, ныне почитаемая мелочью вещь, как отношение к животным. Леонардо да Винчи писал, что непременно настанет время когда насилие над животными будет считаться преступлениям. И Я убежден, что такое время действительно настанет. В этом нет никакого сомнения. Но это не делается само собой. Это не делается в государственной Думе. Мир изменяют к лучшему только Христос и его ученики. Они делают мягче сердца сенаторов, они поражают красотой души граждан, они милосердием склоняют к вере сердца чуждых народов. Раньше, до нас этим занимался кто-то. Мы знаем святителей. Но мы не знаем миллионов простых христиан и христианок сумевших разнести свет Христовой любви по всему белому свету. Сегодня наша очередь быть солью земли. Но…

http://pravmir.ru/amvrosij-mediolanskij/

Китайцы требовали уступки Албазина и Нерчинска с землями до Байкала. Обе стороны стояли на своем. Китайцы приготовились силою взять Албазин, а силы Головина были недостаточны для обороны, не только для завоеваний. Не доводя дело до оружия, он уступил Албазин, обязавшись разрушить эту крепость и, по принятии р. Кербечи (Торбнцы), притока Шилки, за рубежную черту, 27 августа 1689 г. договор был заключен. В столицу воротился Головин уже при правлении Петра, за низвержением правительницы. Прием Петром бывшего его стольника, теперь возведенного в бояре, был самый радушный, и уменье рассказывать виденное в странах им посещенных, подстрекнув раз любознательность юного государя, сделало и его неутомимым собеседником китайского посла. С каждым днем доверенность царская росла к этому умному вельможе. Вверив ему заботы о снабжении войска хлебом, по смерти боярина Шереметева, Петр возложил на Головина главное начальство над оружейною палатою. В качестве генерал-кригскоммисара, Головин способствовал взятию Азова во второй поход; начальствуя флотом и поражая турок, намеревавшихся подойти водою. Адмиралом по имени был Лефорт, – как номинально и считался первым в великом посольстве, – хотя душою всех переговоров и мероприятий был Головин, заключившей, между прочим, в Лондоне, с лордом Кермартеном, договор о табаке, выгодный для России. Головин договаривался и со всеми техниками, принимаемыми в службу свою Петром I. Воротись в Россию, царь велел выбить медаль в память заслуг Головина, сделав его первым андреевским кавалером, учреждая этот орден, и сам возложив его на своего министра. Перед войною с Швециею (18 февраля 1700 г.), Головин сделан управляющим приказами: посольским, малороссийским, смоленским, новгородским, владимирским, галицким и устюжским, т. е. заведывателем всеми иностранными делами и источниками государственных доходов. В день объявления войны Швеции (19 авг. 1700 г.), сделав фельдмаршалом, Петр заставил дипломата вести войска русские под Нарву. В бытность его крепость эта доведена была до невозможности долго держаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У. б. ок. 1605 г. написал антиуниат. трактат «Пересторога». Главные причины политического и церковного кризиса в Зап. Руси автор видел в недостаточной образованности мирян и в предательской деятельности епископов, к-рые отступили от Православия вслед. тщеславия и алчности. В 1677 г. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) получил королевский привилей о подчинении книгоиздания и финансов братства епископу (привилей стал следствием решений сейма 1676 г. о запрете сношений с вост. патриархами и о подчинении братств власти епископов). Братство обратилось в королевский суд с просьбой отменить это решение, 14 окт. 1678 г. выданный Шумлянскому привилей был отменен (ЦГИАЛ. Ф. 129. Оп. 1. Д. 712, 713). В июне 1700 г. братство, узнав об открытом переходе еп. Иосифа в унию, провело совещание с др. львовскими организациями мирян, на к-ром призвало к солидарному противостоянию униат. планам архиерея, но эти призывы не были поддержаны. В 1700-1704 гг. Л. У. б. сопротивлялось попыткам Шумлянского перевести епархию в унию. В нач. 1708 г. из-за полного разорения в результате взятия Львова швед. войском Л. У. б. заявило о готовности присоединиться к унии при условии сохранения за братством ставропигии и прямого подчинения папе, на что Папский престол дал согласие (как показали дальнейшие события, право ставропигии, неизвестное в Римско-католич. Церкви, сохранялось за Л. У. б. формально). 2 мая 1708 г. члены братства публично произнесли католич. исповедание веры. После Замойского собора 1720 г. Львовский еп. Афанасий Шептицкий пытался подчинить себе братство, сообщив в Варшавскую нунциатуру о том, что братские издания заражены «схизмой». Нунциатура наложила секвестр на типографию, снять к-рый братству удалось в 1728 г. (Там же. Д. 899, 901, 903). В 1737-1771 гг. братство получало разрешение на издание книг от униат. Львовских епископов. После вхождения Галиции в состав Австро-Венгрии (1772) типографии братства вновь пришлось отстаивать право на существование. В 1783 г. был выдан привилей цесаря Иосифа II Й. фон Курцбеку на право печатания в Вене кириллических книг. Это означало, что Львовская типография должна была прекратить существование. Братство сумело отстоять свои права, слав. типография в Вене не была организована (Там же. Д. 1024). Однако все издания братства, включая церковные календари и объявления, с 1785 г. проходили жесткую цензуру. В 1788 г. австр. правительство ликвидировало Л. У. б., преобразовав его в Ставропигийский ин-т. Административная структура Л. У. б.

http://pravenc.ru/text/2561012.html

Cambridge, 1988. P. 277. 357 Southern R.W. Western Society and the Church in the Middle Ages. Baltimore, 1970. P. III, 131. 359 Wilson N.G. Scholars of Byzantium. Baltimore, 1983. P. 89–147; Lemerle P. Le premier humanisme byzantin. Paris, 1971; Podskalsky G. Theologie und Philo–sophie in Byzanz. Munich, 1977. 360 Browning R. Enlightenment and repression in Byzantium in the eleventh and twelfth centuries//Past and Present 69 (1975). P. 3–23, особенно P. 19–23; Anastos M.V. Some aspects of Byzantine influence on Latin thought//TwelfthCentury Europe and the Foundations of Modern Society/Clagget M., ed. Madison, 1966. P. 131–188 и до сих пор сохраняющая свое значение работа: Salaville S. Philosophie et theologie ou episodes scholastiques a Byzance de 1059 a 1117//EO 29 (1930). P. 132–156. 361 Kazhdan A.P., Epstein A.W. Change in Byzantine Culture in the eleventh and twelfth centuries. P. 158; Harvey A. Economic Expansion in the Byzantine Empire, 900–1200. Cambridge, 1990. 363 Ibid. Col. 450 . Обзор «богословской системы» Пселла см.: Pelikan J.. The Spirit of Eastern Christendom (600–1700). Vol. 2: The Christian Tradition. Chicago; London, 1974. P. 242–250 [Пеликан Я. Христианская традиция. Т. 2. Дух восточного христианства (600–1700). М., 2009. С. 234–240). 365 Stephanou P.E. Jean Italos, philosophe et humaniste. Rome, 1949 (=OCA, 134); Joannou P. Christliche Metaphysik in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Joanne Italos. Ettal, 1956; Podskalsky G. Theologie und Philosophic in Byzanz. S. 75–77, 114–116. 366 Synodicon. Р. 56–61; Stephanou Р.Е. Jean Italos, philosophe et humaniste. P. 4649 [ Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии; М., 1993. С. 863864; славянский текст: Успенский Ф. Синодик в Неделю Православия. Одесса, 1893. С. 14–18]. 367 Политический фон осуждения рассмотрен: Angold М. The Byzantine Empire 1025–1204: A Political History. London, 1984. P. 118 и след.; Stephanou P.E. Jean Italos, philosophe et humaniste. P. 63–80. 368 Kazhdan A.P., Epstein A.W.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Воронежская Основана 03.1682 (выделена из Рязанской епархии). Архиепископия с 1704 г. по 1714 г. (с 1714 г. обычно замещалась епископами). Именовалась: Воронежская; в 1696–1700 гг. – Воронежская и Азовская; в 1700–1705 гг. – Воронежская; в 1705–1788 гг. – Воронежская и Елецкая; 07 .1788–19.05.1795 – Воронежская; 19 .05.1795–05.04.1829 – Воронежская и Черкасская; с 05.04.1829 – Воронежская и Задонская (в связи с отходом Черкасской территории к новообразованной в 1829 г. Донской епархии); с 20.01(02.02)1945 – Воронежская и Острогожская; с 26.01(08.02)1954 – Воронежская и Липецкая; с 24.04(07.05)2003 – Воронежская и Борисоглебская. Викарные кафедры: Острогожская, Валуйская, Бобровская, Богучарская, Задонская, Бутурлиновская, Новохоперская, Павловская, Россошанская. 02.04.1682 23.11.1703 02.07.1704 18.07.1712 25.04.1714 23.09.1723 31.10.1725 27.12.1726 28.05.1727 08.06.1730 08.06.1730 26.09.1742 02.12.1742 28.03.1743 14.09.1743 30.11.1757 06.08.1758 19.10.1761 Кирилл Ляшевецкий (Лящевицкий) 05.12.1761 02.01.1763 Иоанникий Павлуцкий 03.02.1763 17.12.1767 17.12.1767 19.05.1775 Тихон II Якубовский 19.05.1775 06.05.1788 Тихон III Малинин 29.06.1788 15.04.1794 20.05.1795 10.04.1799 Мефодий Смирнов 10.04.1799 01.10.1799 Афанасий Иванов 01.10.1799 16.10.1799 Арсений II Москвин 26.11.1799 06.05.1810 23.09.1810 07.02.1816 Антоний Соколов I 26.03.1816 24.05.1825 31.01.1826 20.12.1846 13.01.1847 20.01.1850 26.02.1850 05.08.1853 27.08.1853 14.11.1864 04.01.1865 22.04.1886 01.05.1886 07.05.1890 03.06.1890 01.05.1913 13.05.1913 27.12.1919 (09.01.1920) 03(16)09.1923 24.12.1925(06.01.1926) 03(16)07.1925 01.1926 01.1926 25.01(07.02) 1929 12.1926 08.1927 30.10(12.11)1927 01(14)02.1928 03.1928 11(24)04.1929 29.10(12.11)1935 29.10(12.11)1935 10.1936 31.10(13.11)1935 10(23)01.1936 06(19)03.1944 13(26)05.1945 27.08(09.09)1945 01(14)01.1961 03(16)01.1961 03(16)03.1961 03(16)03.1961 26.09(09.10)1963 Сергий Петров II 26.09(09.10)1963 17(30)03.1964 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 Владимир II Котляров

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 июля 1699 года Владимир Атласов благополучно вернулся из своего похода в Анадырский острог, а в феврале 1700-го он отправился в Якутск, где все это время его ждала жена Степанида Федоровна с малолетним сыном. Недолго задержавшись на берегах Лены, он отправился в Москву для подробного доклада о своем походе и открытых землях главе Сибирского приказа Андрею Виниусу. С собой Атласов привез огромную по тем временам «казну» — 330 соболей, 191 красную лисицу, 10 лисиц сиводущатых, 10 каланов, одну соболью парку и различные «лоскуты» каланов. Весь день 10 февраля 1701 года подьячие Сибирского приказа записывали подробный отчет землепроходца о природе Камчатки, ее растительном и животном мире, а также о народах, населявших далекий полуостров. Так появились две знаменитых «Скаски» Владимира Атласова, которые сохранились до наших дней. После доклада якутского казака последовало важное решение Сибирского приказа: «За заслуги в приискании Камчатской земли пятидесятник Владимир Атласов поверстан казачьим головой». Это был высший чин острожного казачьего войска. Кроме того, Петр I приказал ему организовать еще один поход в те же края «для приискания новой землицы». По одной из версий, во время пребывания землепроходца в Москве в 1700 году он переменил фамилию «Отласов» на «Атласов».  5 Нож в спину И все бы ничего, но на обратном пути из Москвы в Анадырский острог лихой казак, награжденный властным чином, совершает дерзкий поступок. На реке Верхней Тунгуске он с группой сопровождения ограбил торговое купеческое судно. Несмотря на заслуги, казачьего атамана арестовали и отправили в заключение. Исследователь Дальнего Востока Василий Маргаритов объясняет поступок Атласова следующим образом: «Отличаясь большой волей и энергией, Атласов в то же время соединял в себе качества, недостойные вождя и рискованные для управления вольною дружиною. Он был жесток, своевластен и корыстолюбив… Обласканный в Москве, он дал полную свободу своей жестокости и корыстолюбию, которые потом и погубили его, не дав возможности со славою окончить начатое им дело».

http://sever.foma.ru/kamchatskij-ermak-k...

В дальнейшем я кратко остановлюсь на тех изменениях, которые появились в этом чине (в основном, во входящем в него архиерейском обещании) в России в XV–XVIII веках. Истории таинства хиротонии на Руси была посвящена монография ученика А. А. Дмитриевского А. З. Неселовского 606 , однако он не воспользовался многими из существующих рукописных источников, и поэтому в его реконструкции имеется ряд ошибок и упущений; сверх того, ограничиваясь канонической проблематикой, он не всегда умеет описать исторический контекст, в котором появилась та или иная инновация. В силу этого интересующая нас тема нуждается в новом исследовании. Как известно, в литургических текстах значима каждая буква, недаром старообрядцы были готовы умереть «за единый аз». Даже мелкие изменения, появлявшиеся в чине избрания и поставления, неслучайны и обладают своей исторической подоплекой. Во всех деталях инновации XV–XVIII веков проанализированы в моей работе 607 . В настоящем докладе я коснусь лишь наиболее важных из них, связанных с эпохальными событиями в истории Русской Церкви. Условно исторические рамки, в которых происходят изменения чина избрания и поставления, могут быть обозначены тремя периодами: (1) от начала преобразований чина в середине XV века до Большого Московского Собора 1666–1667 годов; (2) от Московского Собора до конца патриаршества и начала петровских преобразований (1700); (3) период подчинения Церкви верховной светской власти (1700–1917). Остановимся на основных моментах, характеризующих каждый из этих периодов. Первый период: середина XV века – 1666–1667 годы Московская редакция чина избрания и поставления архиерея сложилась в конце XIV – начале XV века на основании греческих чинов; архиерейское обещание, входившее в этот чин, было переводом греческого обещания, составленного при константинопольском патриархе Николае IV Музалоне (1147–1151) и дополненного на московской почве рядом вставок, обусловивших отличия этой редакции от греческой, южнославянской и киевской 608 . Наиболее ранний из дошедших до нас списков московской редакции находится в рукописи Мерила Праведного из собрания МДА (XV в., 187/578); по этому списку чин был издан А. С. Павловы м 609 , датировавшим эту редакцию 1423 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

При таких мерах, в течение года после нарвской битвы, царь имел уже более трехсот новых приготовленных орудий. С этих пор, сознавая важность войны и преследуя свою любимую мысль - заведение флота, которая могла осуществиться только при успехе в войне со шведами, царь во внутренних делах обращал главнейшее внимание на достижение как можно более денежных средств для ведения войны. В этих видах Петр предпринимал коренные изменения в церковном и, главное - в монастырском быте. Патриарх Адриан скончался 16-го октября 1700 года. По заведенному порядку следовало избирать нового, но Петр рассчитал, что для его самодержавной власти неудобно допускать в церковном управлении существование такого высокого сановника, тем более что пример Никона показывал, как может высоко поднять голову энергический человек, облеченный саном патриарха. Петр решился не иметь более патриархов. 16-го декабря 1700 года он уничтожил Патриарший приказ, все производившиеся в нем мирские дела приказал распределить по другим ведомствам, а духовные дела поручил временно назначенному от государя блюстителю. Таким блюстителем Петр назначил митрополита рязанского, Стефана Яворского, давши ему титул - " экзарха патриаршего престола " . Стефан был родом малоросс, из Волыни, киевский воспитанник, в этом же году приехавший в Москву и недавно посвященный в митрополиты. Это был человек замечательно ученый и вовсе не честолюбивый: он отбивался всеми силами не только от такого высокого положения, но даже и от архиерейства; любимым желанием его было вернуться в Малороссию и жить там в уединении, но Петр дорожил им. В январе 1701 г. дом патриарха, все архиерейские и монастырские дела переданы были боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину и восстановлен был под его председательством Монастырский приказ, некогда учрежденный по уложению, но уничтоженный Федором Алексеевичем. Этот приказ должен был заведовать монастырскими вотчинами и творить в них суд. С марта занялись перепискою всех архиерейских и монастырских вотчин. Царь велел выгнать из монастырей всех непостриженных, и в женских монастырях келейницам быть только людям старого возраста; всех девиц, проживавших в монастырях, под именем родственниц, велено выдавать замуж, а вперед постригать в монахини не ранее сорока лет.

http://sedmitza.ru/text/443442.html

Предопределение по Августину – это акт божественной любви и милости по отношению к падшему роду человеческому. Изначально, из общей «массы погибели» Бог избрал достойных вечного блаженства. Число предопределенных неизменно. Но никто из людей не знает о своей участи, и поэтому, личное нравственное совершенство каждого человека не теряет смысл. В контексте наличия предопределения свобода воли человека приобретает оттенок субъективного переживания свободы, но никак не онтологической способности только своими силами спастись или погибнуть. Труды Наиболее известными из сочинений Августина является De civitate Dei (О граде Божьем) и Confessiones (Исповедь), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры). Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale. Сочинения Августина автобиографического, полемического и гомилетико-экзегетического содержания изд. в Париже (11 ч., в 8 т., 1689—1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700—3) и в последнее время бенедиктинцами (11 т., Пар., 1835—40). Замечательнейшие из этих соч.: " De civitate Dei libri XXII " , изд. Штранге (2 т., Кельн, 1850—51) и Домбартом (2-е изд., 12 т., Лейпц., 1877), переведенное Зильбертом (2 т., Вена, 1826), и " Confessiones " , автобиография его, изд. Неандера (Берл., 1823), Брудера (Лейпц., 1837 и 1869) и Карла фон Раумера (2 изд., Гютерсло, 1876) в переводе Греннингера (4 изд., Мюнстер; 1859), Зильберта (5 изд., Вена, 1860) и Раппа (7 изд., Гота, 1878). Кроме того, заслуживают упоминания его " Meditationes " и " Soliloquia " (изд. Вестгофом, Мюнстер, 1854) и " Enchindion " , или " Manuale " (изд. Крабингера, Тюб., 1861). Перевод его " Избранных сочинений " выходит в " Bibliothek der Kirchenväter " (т. 1—8, Кемпт., 1869). Недавно в библиотеке Грейфсвальда были найдены два до сих пор еще не изданных небольших сочинения A. ( " Tractatus de persecutione malorum in bonos viros et sanctos " и " Tractatus de omnibus virtutibus " . По-русски существ. московское издание 1788 г. " Избранных сочинений Авг. " в 4 томах. Некоторые его слова и увещания перев. в " Христианском чтении " и " Воскресном чтении " .

http://pravicon.com/info-1603

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010